Игорь Лазарев: Почему новая транспортная сеть - вредная штука?
Транспорт – это такая сфера, где неправильное планирование бывает видно невооруженным глазом. Именно эту оценку «на глазок» в апреле нам пообещал в «Дневном развороте» Михаил Якимов. Известный транспортный эксперт, доктор технических наук и активный блогер крайне негативно отозвался о новой маршрутной сети.
О чем говорит Михаил Якимов? Почему новая транспортная сеть – вредная штука? Потому что уменьшается количество единиц транспорта на линиях, а это влияет сразу на ряд макропоказателей. Части пассажиров придется пересесть в авто и такси. Но, по расчетам эксперта, даже субсидировать городской транспорт все равно дешевле, чем растить нагрузку на бюджет от содержания и ремонта дорог. Во-вторых, то же уменьшение количества транспорта противоречит другой заявленной цели – сокращению времени поездок. В-третьих, отдать приоритет электротранспорту можно, но это риск, что доказывают последние громкие ДТП с трамваями в Перми.
Набор аргументов, как минимум, заставляющий задуматься. Конечно, на одно мнение найдется другое, и расчеты одних ученых не совпадут с другими, так бывает всегда. Однако у нас тут не история из разряда «два эксперта, три мнения». У нас тут попросту нет трех или двух мнений. Из слов того же Михаила Якимова следует, что документ толком и не обсуждался, и нормальное исследование ученые не проводили, хотя начальник департамента транспорта и рад бы…
Тогда почему? Цейтнот, часы бьют полночь, экзамен на носу, winter is coming и так далее. У нас это – депутатские требования, условия проведения конкурсов. А когда накладывается еще и требующий пересмотра транспортный тариф, то есть, рост стоимости проезда для сотен тысяч пермяков, то пиши - пропало. Про экспертные обсуждения можно забыть. Ими жертвуют постоянно.
У нас есть масса примеров, когда сырой документ в работу, все-таки, взять не удавалось. Возьмите хоть на уровень выше – программу капремонта Пермского края, которую правительство заклинало депутатов принять в дикой спешке, а в итоге пришлось замораживать и откатывать ситуацию назад.
Всегда есть риск, что экспертные обсуждения уйдут в говорильню и получится, что лучшее – враг хорошего. Но потратить пару часов дополнительно чаще бывает полезно. В Заксобрании будут на следующей неделе обсуждать галерею и зоопарк. Уже в рамках общественных слушаний. Эта же история происходит с бюджетом и градостроительными проектами, схемой теплоснабжения. Публичные слушания в том виде, как они есть у нас, не добавляют содержания, зато сделать некий экспертный аналог можно всегда.
Все равно придется делать. Или сейчас, или во время перекройки сети, когда в апреле утром или вечером окажется, что на той или другой остановке толпы людей не могут вовремя уехать. Из-за неправильных расчетов пассажиропотока, ДТП на трамвайных рельсах, нехватки автобусов на линии, да мало ли еще причин. И окажется, что время только упустили вместо того, чтобы сэкономить.