Верхний баннер
17:56 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:21, 17 февраля 2016

Анна Букатова: Если не Павленский, то кто?

Анна Букатова: Если не Павленский, то кто?
Анна Букатова: Если не Павленский, то кто?
Большой новостью российского масштаба стало для пермяков, интересующихся культурой, сообщение в фейсбуке арт-директора музея PERMM. Наиля Аллахвердиева написала, что на заседании экспертного совета премии «Инновация» (членом которого она являлась) вышел конфликт. Член совета, Анна Толстова, выдвинула на конкурс в номинации «Визуальное искусство» акцию «Угроза» скандального российского художника Петра Павленского.

Напомню, «Угроза» была устроена осенью 2015 года. Павленский облил бензином и поджог первый подъезд здания органов госбезопасности на Лубянке. После чего стоял и ждал своего задержания. Чтобы правильно понять весь смысл данного акта, я поискала в интернете мнения о нем людей квалифицированных. Вот, например, любимый (в разной степени) пермяками галерист Марат Гельман говорил, что в данной акции Павленского «очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят… Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный», - конец цитаты.

А вот, например, редактор газеты «The Art Newspaper Russia» Мария Семендяева с позиции искусствоведа утверждает, что Павленский «создал новый образ, которого не было до этого: художник с канистрой на фоне горящей двери ФСБ. При взгляде на этот образ у нас возникают идеи и чувства, они побуждают многих людей высказываться по этому поводу», - конец цитаты.

Все это было в 2015-ом. Тогда же Павленский согласился на предложение выдвинуть свою акцию на «Инновацию». После на художника было заведено уголовное дело по статье «Вандализм», и Петр был направлен в столичный центр психиатрии Сербского на судебно-психиатрическое освидетельствование. Так вот, члены экспертного совета «Инновации» все это и выдвинули на премию в этом году. И интересно, что без объяснения причин кандидатура Павленского была снята. Да и не просто кандидатура, но и вся номинация «Визуальное искусство», не обращая внимания на других художников, на нее претендующих. Уже после на официальном сайте премии гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин заявил, что работу Павленского «Угроза» сняли, так как в ходе ее проведения был нарушен закон и нанесен материальный ущерб. Мол, отклонение заявки никак не связано с профессиональной оценкой работы. Однако, как воспринимать эти слова, когда в 2011 году премию «Инновация» в той же номинации «Визуальное искусство» получила арт-группа «Война» за акцию, проведенную в Санкт-Петербурге. Я напомню, тогда на Литейном мосту был нарисован огромный фаллос, и когда мост разводили, он как бы поднимался перед окнами местного управления ФСБ. Ведь материальный ущерб тогда тоже был. И все это тоже вроде бы очень подходило под статью «вандализм», вменяемую Павлескому за его горящую дверь. В знак протеста против всей этой истории из экспертного совета национальной премии «Инновация» вышли сразу несколько его членов, в том числе и арт-директор Пермского музея современного искусства Наиля Аллахвердиева. Ее страничка в социальной сети сегодня пестрит сообщениями типа следующих: «очевидно, что премия не выживет в условиях такой цензурной политики», и «сегодняшняя отмена главной номинации «Инновации» из-за дисквалификации Павленского означает только его досрочную в ней победу».

Оценить историю с отстранением Павленского от конкурса несложно и нам с вами. Достаточно хотя бы себе самому и сейчас попытаться ответить на вопрос: «А кто еще в нашей стране привлек настолько большое и неоднозначное внимание к социальной проблеме посредством визуального искусства?».

Меня зовут Анна Букатова и это была моя точка зрения.


Обсуждение
3588
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.