Верхний баннер
06:04 | ВТОРНИК | 21 МАЯ 2024

$ 90.65 € 98.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:33, 04 февраля 2014

Театр военных действий

Весь мир – театр
 Десять лет назад в Кудымкаре началась генеральная реконструкция здания Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почета» драматического театра имени М. Горького. Именно тогда Кудымкар получил свой печально известный долгострой, который пережил двух губернаторов Пермского края. В новое здание театра, на строительство которого, кстати, приезжал Владимир Путин, было вложено более миллиарда рублей, а также заведено несколько крупных уголовных дел.

 В конце концов, после постоянных переносов сроков сдачи театра в СМИ прошла новость: «Театр сдан!». 15 января губернатор лично приедет в Кудымкар для того, чтобы вручить директору ключи и проинспектировать состояние готовности. Как выяснится чуть позже, строительство действительно закончилось. Но не полностью – строители исхитрились и разбили стройку на этапы. К официальному открытию театра была сдана только зрительская часть – главный зал, сцена, гостевое фойе, буфет и несколько гримерных. Корреспондент «bc» решил приехать в Кудымкар и узнать, зачем был сдан «сырой» театр, и на каком этапе сейчас идет стройка.

Приезжайте летом
Накануне поездки я стал звонить директору театра, заслуженному работнику культуры РФ Анатолию Четину с просьбой провести экскурсию по театру. Как выяснилось в ходе разговора – прессу пускают только с личного разрешения министра по делам Коми-округа Виктора Рычкова. Последний участвовал в заседании Законодательного собрания края и посоветовал мне перезвонить ему через неделю. В итоге серия предупредительных звонков (но не выстрелов) все-таки была сделана. В администрации округа о визите «bc» теперь знало полдюжины местных чиновников.

 На следующий день я стоял в центре Кудымкара, его население – 30 тысяч человек, для которых и был построен огромный национальный театр. От вокзала к театру ведет длиннющая пешеходная улица, проходящая мимо серых пятиэтажек и ларьков с пивом. На остановке – хмурая замерзшая толпа: «Зачем вам этот драмтеатр? Опять приехали, чтобы написать о том, кто сколько своровал? Да это всем и без вас известно. Сходите лучше в краеведческий музей и уезжайте в Пермь. Зимой здесь совсем нечего делать, приезжайте летом».

 Пока я стою у парадного входа в театр, который сейчас используется только для приема VIP-гостей, и пытаюсь найти действующий вход, разглядываю засыпанную снегом площадь около театра, где рядом ютятся ледовый городок, памятник вождю Ленину и легендарному местному богатырю Кудым-Ошу.

 Служебный вход находится в деревянном заборе, где нас сразу ловит охрана и говорит, что у них нет никаких распоряжений на наш счет. Мы проходим к ним в будку, начальник охраны начинает звонить по разным инстанциям и узнавать, можно ли нас впустить. Другой охранник вежливо наливает нам чай, но предупреждает, что если кто-то будет его записывать или снимать, – сломает микрофон: «Слишком часто к нам стали журналисты ездить, будто других проблем в стране нет. Вчера с телевидения приезжали, сегодня здесь какая-то девушка-журналист у забора ходила, пыталась внутрь попасть. Но без разрешения мы не имеем права никого пускать на объект. Охрана – как на военной базе, но что теперь поделать».

Мы же не за себя боимся, а за театр
После звонка из пресс-службы края попадаем на объект. С директором театра мы встречаемся на втором этаже, около раздевалок с актерами. В аккаунтах актеров в социальных сетях звучало очень много критики в адрес строителей по качеству сданных помещений, но, узнав, что я журналист, все отказываются говорить на эту тему: «Мы ничего не видим, ничего не знаем. Разговаривайте лучше с директором, он вам больше расскажет, мы просто творцы».

 То, что труппа сохранилась в течение десятилетия, за которое было разрушено старое здание театра, а новое еще не построено, – заслуга директора театра Анатолия Четина. Сейчас в театре работают 153 человека, благодаря им бездомный театр умудряется побеждать на многочисленных фестивалях.

 «Что мне вам рассказать? – спрашивает Анатолий Пахомович. – Что у нас премьера спектакля 26 марта, а театр не готов? Или версию про то, что у нас все отлично?»

 Пепельницы в театре стоят на каждом углу. Подходим к ближайшей, директор обсуждает со своим заместителем, что сегодня не пришла мыть пол техничка Зоя, потому что хочет мыть в другом месте.

 «Сделайте репортаж положительный, но с многочисленными намеками. Нужно, чтобы все всполошились, но не с проверками приезжали, а строили быстрее. Мы очень хотим в конце марта въехать в наше новое помещение. В прошлый раз приехали журналисты и написали все, как есть. После этого нас всех чуть не уволили, и работы встали на два месяца. Так что сейчас мы пойдем там, где все уже красиво. Мы же не за себя боимся, а за театр».

 Коллектив театра очень обеспокоен тем, что строительство затянется. Рабочие говорят, что раньше сентября – декабря не успеют ничего построить. «Но в каком году это будет, не говорят», – шутит администратор Светлана. Только недавно был назначен аукцион на «освоение» 65 миллионов рублей, выделенных на доделку театра. Пока не пройдут торги, делать на стройке нечего, все приезжие рабочие разбрелись по другим объектам и вернутся не раньше, чем через два месяца. И это в случае, если выиграет тот подрядчик, который все это время занимался реконструкцией театра. В противном случае, перспективы строительства вообще непонятны. Сейчас атмосферу строительной деятельности в театре создают кудымкарские сантехники и рабочие, которые настраивают уже поставленное оборудование.

В принципе – действительно сдали
По дороге из курилки в часть, куда приводят официальные делегации, мы проходим мимо строящихся цехов для декораций, костюмерных, складских помещений. Сейчас самая острая проблема, что в очереди, которая уже сдана, нет цехов, необходимых для нормального существования театра.

 «В принципе, губернатор не обманул, – рассказывает Анатолий Четин. – Зрительская часть действительно сдана. Есть недоделки, но это не критично. Вопрос в другом, мы сейчас сделали два новых спектакля уже на этой сцене, а декорации собирать, красить, бутафорить негде: цеха не сданы. Видимо, придется в новеньких коридорах сварочные работы проводить. Оборудование давно уже завезли, а помещение не готово».

 Дверь, отделяющая закулисье театра и его гостевую зону, воспринимается как портал между мирами. Только в зрительском фойе начинаешь понимать, что этот театр – уникальное явление для маленьких провинциальных городов, и денег на него действительно не пожалели. Мраморные колонны украшены финно-угорскими знаками, пол из натурального камня, шикарные стулья, столы и огромные зеркала. Видно, что проект пензенских архитекторов, которые были признаны победителями конкурса по строительству драмтеатра, был сделан так, что зрители будут возвращаться сюда снова и снова.

 Показывая панорамы зимнего Кудымкара и большую театральную площадь с нового балкона, с которого уже сыплется штукатурка, директор сильно мрачнеет:
 – На самом деле, тут тоже не все так гладко, как кажется, – украшения поставили из дешевых китайских материалов, повесили лампы накаливания, тоже дешевые. Барная стойка уже отваливается, штукатурка тоже отходит. Придется косметический ремонт опять делать из своих средств.
 –Зачем нужно было тогда неофициальное открытие, если можно было доделать и открыть нормально?
 – Губернатору и президенту обещали. Сначала обещали в 2011 г. Потом обещали в 2012 и 2013 гг. – губернатор сказал всем журналистам в том году, что в июле открывается театр. Потом в сентябре, потом в октябре. И так далее. Обещали, вот и сдали. По сути –недостроенное здание. Просто разбили на очереди строительство. Вторую очередь обещают сдать в июле этого года. Посмотрим, как будет дальше.
 – Но пока идет аукцион работы вести нельзя, значит, и в июле не сдадут?
 – Конечно, не сдадут. Но сейчас стали заводить очередные уголовные дела, может быть, из-за этого все начнут сдерживать свои обещания. На строительство театра было выделено более одного миллиарда рублей… Что скрывать – было воровство: вывозили ночами строительные материалы на КамАЗах, подписывали несуществующие договоры, проводили дважды некоторые вещи…

Сцена – материя тонкая
Новый зрительный зал рассчитан на 300 зрителей, в том числе есть четыре места для инвалидов-колясочников. Для инвалидов в Коми-пермяцком национальном театре созданы все условия – отдельный вход, лифт, специальные туалеты. Площадь сцены намного больше, чем была раньше, – 310 квадратных метров, даже больше, чем площадь зрительного зала. Вообще, театр сильно увеличился в размерах за счет огромного подвала и большого чердака. В подвале будут установлены вентиляционные камеры, пожарное оборудование и насосная станция. Сейчас подвал находится в очень плохом состоянии, и строители говорят, что сдан он будет самым последним.
 На выходе из зала первоначально планировалась гримерная, но пожарные предписали сделать запасной выход. Теперь тут актерская курилка.

 «С противопожарным оборудованием в театре все очень хорошо, – рассказывает директор театра Анатолий Четин. – Установлено 10 систем дымоудаления. Но для этого пробили 15 отверстий в крыше, а залатали очень плохо. Весной все потечет…»

 Сейчас театр ютится в маленьком административном здании неподалеку от этого большого долгостроя. Спектакли показываются в холодном и неуютном здании КДЦ, за аренду которого платятся деньги, но зрители туда почти не ходят. При населении в 30 тысяч человек драмтеатр должен, по государственному плану, обслужить 40 тысяч зрителей в год и поставить шесть премьер. С этим в Кудымкаре проблем возникнуть не должно. Кроме спектаклей театр постоянно выступает на российских фестивалях. В этом году планируются гастроли в Оренбурге, Ижевске, Тюмени, Москве и Перми. Сам театр никого на гастроли принимать пока не может.

 Прощаясь, Анатолий Четин говорит, что мы не должны на него обижаться за такую экскурсию: «То, что вы видели – зал и сцены, были готовы еще в июле 2013 года. После этого построили не очень много. Геннадий Тушнолобов на одном совещании сказал: «Директору не надо думать об этом. Мы должны театр построить, а вы должны заниматься творчеством!». Но пока не получается, вместо творчества думаешь, куда туалетную бумагу повесить».

 

Источник


Обсуждение
2139
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.