Верхний баннер
10:10 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

11.07.2010 | 22:00
Востребованные профессии в Пермском крае.
Востребованные профессии в Пермском крае.

Ведущий: Я б в строители пошел, пусть меня научат. Ну, или в директоры пошел, пусть меня научат. Или куда бы то ни было пошел, пусть меня научат. Дайте мне работу, пожалуйста. Вот примерно с такими мыслями у нас вот сейчас, вот в эти месяцы подавляющее количество выпускников школ и абитуриентов штурмуют вузы, штурмуют колледжи, штурмуют школы повышения мастерства – да все, что угодно. Люди хотят найти работу. А вот как найти работу, и какую работу найти, мы узнаем сегодня у заместителя руководителя Агентства по занятости населения Пермского края Валерия Сыроватского. Валерий Владимирович, здравствуйте.

Ведущий: Ну, что, востребованные профессии в Прикамье – мы так заявляли этот эфир. Давайте пробежимся по профессиям вот нынешнего сезона, этого лета. Люди получили дипломы, выпускники вузов получили дипломы, выпускники сузов получили дипломы, пошли устраиваться на работу. И тут выяснилось, что? Что на самом деле нам требуются штукатуры, да?

В.С.: Совершенно верно.

Ведущий: Ну, давайте, чуть подробнее.

В.С.: Хоть у них и нет диплома, но штукатуры требуются в связи с сезонными видами работ.

Ведущий: Этим летом какие профессии наиболее востребованы? Раз уж начали с сезонных, давайте по ним и пройдем.

В.С.: Ну, вот, если брать в комплексе, то по сегодняшним нашим данным, по тем заявкам, которые нам заявили работодатели, как вы и сказали, пользуются наибольшим спросом, независимо от образования, следующие профессии, там, или специальности. Главное – грузчики и подсобные рабочие. Как это ни странно, этот необразованный, как бы, контингент требуется всегда. Штукатуры, медицинская сестра, бармен, аппаратчики, продавцы-контролеры торгового зала, охранники, строители, мастера, делопроизводитель и так далее, и тому подобное.

Ведущий: Давайте пробежимся по уровню зарплат, которые предлагает работодатель вот на таких не самых высококвалифицированных профессиях.

В.С.: Ну, ответ кроется в вашем вопросе. Вот я беру медсестру. Естественно, заработная плата, как в пределах 4.330, это минимальная плата труда в Российской Федерации. Как правило, сюда еще иногда входил уральский коэффициент. Поэтому на такую зарплату, конечно, желающих мало. То есть, видимо, люди какими-то другими факторами руководствуются, когда идут на эту работу. Поэтому там очень большая текучесть кадров. Нянечка в больницах. И так далее, и тому подобное. Тем более, сегодня, если мы берем даже санитарок, так сказать, идет такая тенденция выдачи этих услуг на аутсорсинг. Поэтому проходят увольнения в госучреждениях муниципальных, и потом эти люди каким-то образом, часть устраиваются в фирмы, клининговые и прочие компании, которые оказывают услуги уже через другое юридическое лицо. Ну, а то, что, как я говорил, грузчики и все остальные, как бы, это традиционно. 25 процентов востребованной рабочей силы на рынке труда именно эти люди, контингент, который характеризовать не нужно. Работа у них физически тяжелая, не все они выдерживают. И зарплата тоже невысокая. Что касается, например, охранников, вот раньше было такое веяние у молодежи – вот пойду в охранники, там хорошая зарплата, работа не тяжелая. К сожалению, сегодня большими зарплатами не порадуешься. 6-8 тысяч рублей за охранные услуги охранник зарабатывает в конторах, как правило, если это не монополисты типа «Лукойла» и так далее. Я беру широкий спектр компаний, которые используют вот эти охранные услуги. Что касается строителей, то это сезонная работа. Еще полгода назад у нас очень были серьезные проблемы со строителями. Очень много было сокращений, высвобождений, как вы все знаете. Не зря была принята программа доп.мер Российской Федерации, где одна из отраслей это строительная была очень тяжелая. То сегодня, как бы, начались подвижки, видимо, в строительном деле, и спрос появился. Надо сказать, что зарплаты все-таки ниже, чем были на уровне 2007-го года. Это, видимо, объективная реальность. Кризис очень сильно повлиял на соотношение спроса, предложений и стоимости рабочей силы. Ну, и пока сохраняется все-таки дефицит вакансий, то, естественно, и заработная плата, как стоимость рабочей силы, она тоже несколько ниже, чем была два с половиной года назад.

Ведущий: Если мы перейдем сейчас не столько к сезонным, сколько…ну, к постоянным, что ли, профессиям, к постоянным вакансиям, какие профессии сейчас востребованы, допустим, у выпускников колледжей, у выпускников вузов?

В.С.: Вы имеете - востребован у работодателя?

Ведущий: Да.

В.С.: Или что имеет выпускник?

Ведущий: Нет. Конечно, у работодателя. О том, что в голове у выпускника, мы еще успеем поговорить.

В.С.: Вы знаете, задали мне очень тяжелый вопрос. Как бы, так получается, вот сейчас скажи Сыроватский рецепт, назовет специальность, и все, проблема, как бы, решена. Это рынок Пермского края, рынок труда, он, как бы, разбит буквально на рынки труда районов, городов, поселений, и даже предприятий. Если, например, есть специалист в Перми, а вакансия в Березниках, то, естественно, выпускник города Перми вряд ли поедет в Березники и в Соликамск работать.

Ведущий: Все зависит от вакансии.

В.С.: Зависит, в основном, сегодня от рынка жилья. Если человеку есть, где жить, он даже, может, и поехал. Но если, как бы, говорить он штучная единица, менеджер, да, то, возможно, ему создадут условия для проживания в том месте, где он нужен. Но мы же говорим не о единичных каких-то вакансиях, а, как бы, в массовом масштабе, да, поэтому эта проблема остается. Я сегодня могу сказать, что в большей степени сегодня все равно требуются специалисты с высшим образованием технического профиля, как бы мы ни говорили, инженеры, наладчики, и все такие, все то, что связано с обрабатывающим производством. Хотя у нас за эти два года очень прошло большое высвобождение по этим отраслям. И примерно одна треть высвобождений приходилась вот на них. Но каким-то образом повлияло то, что эти структуры, отрасли каким-то образом реструктуризировались, как-то получили дополнительные какие-то заказы другие, и все-таки востребованы у них вот эти люди с этим техническим образованием.

Ведущий: Вузовского или сузовского уровней?

В.С.: Вот вы меня ориентировали до передачи на том, что проблема-то с вузовским образованием. А меня больше сегодня волнует среднее специальное образование.

Ведущий: Ну, что ж, давайте и о нем.

В.С.: Если в вузовском, как бы, там все понятно в целом, да, вот юристы, вот правоведы, вот экономисты, менеджеры, и так далее, как бы, мы понимаем, что все эти годы относительная доля выпускников с высшим образованием увеличилась среди всех выпускников. И это привело к такому дисбалансу, что столько, как бы, мы говорим сегодня не нужно этих специалистов, то со средним специальным тоже резко увеличилось объем подготовки специалистов. Причем, относительное число учебных заведений профильных готовят не совсем по своему профилю, как мы отмечаем. Хотя мы в последние годы пытаемся с министерством образования по краевым учреждениям строго определиться, какие специалисты нужны в Пермском крае, и вот эти специальности, туда люди набираются. Но ведь вы понимаете, есть часть заведений и федерального, и негосударственные, которые на платной основе для населения занимаются подготовкой тех или иных специалистов. Здесь тоже востребованы в первую очередь специалисты технического профиля, как бы, мы ни говорили все-таки, что у нас уменьшается доля, занятых в промышленности, но все-таки она остается довольно-таки великая. Вторая ситуация - это требуются специалисты в сфере услуг. Это ресторанный бизнес, это гостиничный бизнес, это страховой бизнес – и так далее, и тому подобное. Не смотря на то, что страховой бизнес и туристический последние, так сказать, два года они, как бы, маленько ужались, все видят, да, но сейчас опять идет усиленная, я бы сказал, пропаганда, агитация, реклама, и, видимо, эти услуги будут все-таки населением востребованы. Как только эта доля услуг начинает быть востребованной, начинает опять-таки развиваться этот сектор экономики. Проблема еще одна. Как бы мы не хотели, но мы оцениваем так, что надо заниматься каким-то образом развитием и сельского хозяйства. К сожалению, вот не всегда, даже в значительной степени выпускники, допустим, сельхозакадемии и так далее, по профилю с удовольствием едут на места дислокации, это вот в крупные хозяйства, или заниматься своими агрономическими делами, и так далее. Потому что вот те специалисты, которые там по профилю вот выпускаются, информационная какая-то поддержка и так далее, ну, они находят работу в Перми. И тогда не едут ни в какое село, ни в поселение.

Ведущий: Ну, есть такая точка зрения, что сельхозакадемия, на самом деле, из института, который должен готовить специалистов для работы на селе, превратилась в некий пылесос, который отсасывает молодых и перспективных как раз из районов, из региона для того, чтобы они смогли устроиться здесь. И едут-то они учиться в город, прежде всего, для того, чтоб в самом же городе и остаться. Есть такая точка зрения. И, насколько я понимаю, с этой тенденцией в самой же сельхозакадемии в последнее время активно стараются бороться. Ну и министерство сельского хозяйства Пермского края тут всячески по этому поводу высказывается, там, программы предлагает. Ну, в том числе, там и практика в особо передовых предприятиях, и так далее. Хотя никто не скрывает, что аграрная проблема, аграрные профессии у нас нужны особо. Давайте к сузам вернемся. Валерий Владимирович, вот смотрите. Я правильно понимаю, что у нас сейчас у выпускников средних специальных заведений точно также больше шансов устроиться на работу у технарей, но их гораздо меньше, чем гуманитариев? Потому что в свое время на гуманитарные факультеты колледжей народ ломился буквально валом, в том числе, и платили за это деньги. У выпускников вузов та же самая история.

В.С.: Нет, ну, если сказать в пропорции, я могу сказать, что очень мало стало профессий, которые технического профиля, да. Другое дело, что выпускники и технического профиля, заканчивающие по каким-то специальностям, половина из них все равно не устраиваются по тому диплому, который они получают. Я скажу несколько другое. Я считаю, что часть средних специальных учебных заведений, как вы правильно назвали, может быть, слово «пылесос» на бытовом уровне, да, я считаю, поступая туда, люди, даже за свои деньги, решают свою социальную проблему социального лифта. Из тех поселений, в которых этих даже учебных заведений нет, приезжают в Пермь и в другие города Прикамья, они пытаются после окончания зацепиться, обратно не возвращаются. Это одна сторона вопроса. Как бы мы ни думали, ни хотели, но люди думают по-своему, и это будет происходить всегда. Поэтому у нас и возникает вопрос, что у нас увеличивается отток населения с небольших поселений, и так далее. Что касается системы по поводу промышленных предприятий, я считал и считаю, что не на всех должностях, например, мастера, нужен специалист с высшим профессиональным образованием. Вполне хватает знаний технического профиля среднего специального заведения. Причем, я знаю, что некоторые дисциплины изучаются более подробно, чем в высшем учебном заведении. И если дать им нормальную практику во время обучения и так далее, то это будет нормальный, хороший специалист. Поэтому , когда мы говорим – нам дайте лучше с высшим профессиональным, чем со средним специальным – это еще не факт, что это будет лучший специалист на данном рабочем месте.

Ведущий: Ну, в общем, да. Или это инженер, или это рабочий высокой квалификации определенного разряда. Там просто подходы к обучению разные. Они, в конце концов, скажем так, разные университеты проходят. Один проходит университет своего же станка, на котором ему работать придется, другой готовится, ну, к абсолютно другому профилю. Это верно. Причем, еще большой вопрос. Если рабочий высочайшей квалификации, постепенно совершенствуя свою теоретическую базу, сможет стать инженером, то сможет ли это сделать инженер, пройти вот то же самое в обратном направлении? Если предприятию, на самом-то деле, требуется рабочий на станке с ЧПУ, то да. Валерий Владимирович, скажите, а вот вы и ваши специалисты пытались подвести некий, не знаю, провести некий анализ, подвести некий итог – почему выпускники ранее, когда вот шли в вузы, сузы, выбирали себе образование, выбирали вот именно это образование? Вы не пытались у них узнать, почему вот вы именно так, почему именно сюда, зачем вы получали это образование? Ведь цифра, когда оказывается, что 70 процентов выпускников работают не по специальности, это цифра, ну, как минимум, шокирует.

В.С.: Ну, вот, если мне вот выразить собственные ощущения и те материалы моего социологического исследования по некоторым городам Пермского края, то, выбирая специальность будущую, выпускник 9-го, 11-го класса, я считаю, не в полной мере соотносит свои возможности и потребности той профессии на рынке труда, которую он выбирает. Когда мы опрашивали школьников 9-х, 11-х классов, 45 процентов из них считают, что они определились с выбором профессии. 34-40 – говорят, что сомневаются. И только 10 процентов говорят – мы не определились. Так это вот 34-40 процентов вот это та база как раз для тех людей, которые поступают лишь бы куда-нибудь, по крайней мере, чтоб зацепиться за уровень образования – среднее специальное, высшее, и так далее, и тому подобное. Из тех городов, например, которые я уже говорил, допустим, это Кизел, Ильинский, Гремячинск, 80 процентов выпускников школ, которые хотят уехать получать образование в другие города, не хотят вернуться обратно. То есть, я еще раз говорю, это проблема социального лифта. Видимо, условия проживания на территории говорят о том, что где-то жить можно лучше. А для этого нужно получить какое-то образование. И только потом через несколько лет они начинают понимать, то ли они техники, то ли они социологи, то ли они правоведы, и так далее, и тому подобное. И только практикой, так сказать, деятельности их производственной могут для себя они сделать вывод. Он, допустим, техник, социолог, философ, и так далее, и тому подобное. Поэтому, когда сегодня к нам приходят на учет выпускники всех уровней образования, в проблеме трудоустройства, то, включая программу стажировки по программе доп.мер, мы пытаемся им за полгода понять, вообще, вот характер работы производственной по диплому, он соответствует вот внутреннему состоянию, профессиональному выбору и дальнейшей перспективы в жизни, или не соответствует. Вот за эти полгода вот такая программа у нас была лет десять назад. 50 процентов, по крайней мере, ее участников четко для себя начинают понимать и оценивать свое положение - он правильно выбрал профессию в 9-м, 11-м классе, либо неправильно? Если правильно, тогда вопросы тогда ???????? (неразборчиво) для него, так сказать, ценностных ориентаций. Что на первом месте – заработная плата, коллектив, профессиональный рост, и так далее, и тому подобное? После этого он делает выбор. Может быть, даже иногда заработная плата довольно-таки не высокая первое время, но видит перспективы, что, в конце концов, профессия ему нравится, коллектив хороший. Я могу расти. А если ему не нравится работа реально, которую он ощутил после диплома, тогда он, видимо, делать должен выбор о том, что эта специальность не его.

Ведущий: Может, у нас система образования не выстроена таким образом, чтобы люди имели возможность варьировать? Несколько лет он учится, потом понимает – не его, но он доучивается, потому что он уже убил несколько лет.

В.С.: Ну, вот, опять-таки, если личный пример, я тоже школу закончил, сходил в армию, учился на одного, работаю другими, и так далее. Я ни одного дня не жалею, допустим, что по своей профессиональной. Хотя у моих знакомых, я знаю, дети, которые закончили, это, говорят, не мое. Почему поступал? Говорит – так вот, все поступали, и я пошел. Вот из этой, как бы, серии, оно понятно, что нужно каким-то образом помочь человеку все-таки определиться реально о правильности выбора или неправильности выбора профессии. И вот в этом-то плане, я еще раз говорю, только практикой можно понять, вообще, выбор профессии правильно я сделал либо неправильно.

Ведущий: Если есть возможность попробовать поработать по специальности, поработайте. По крайней мере, поймете, стоит ли вам учиться.

В.С.: А вот не всегда бывает возможность поработать по специальности, потому что мы четко понимаем, что у нас диспропорция на рынке труда, число выпускников некоторых профессий превышает число вакансий, которые имеются у нас в Пермском крае.

Ведущий: Кстати, назовите вот такие профессии, когда у нас выпускников больше, нежели рабочих мест.

В.С.: Сходу можно сказать, вот уже на слуху постоянно – экономисты, юристы.

Ведущий: Юристы жалуются на нехватку профессионалов.

В.С.: Во. Ключевое слово – профессионалов. Вот, я, сколько помню, работая в системе, работодатель говорит - вы выпускаете… (ну, я имею в виду это народное образование) не тех специалистов. С другой стороны образование говорит – у вас есть некий стандарт. По стандарту все сделано. Человек получил аттестационную работу на «отлично». Какие к нам претензии? И здесь вот, так сказать, есть некий разрыв между стартовыми условиями специалиста и тем требованием конкретного производства, на которое приходит, там, или фирма, на которую приходит выпускник. И я считаю, что вот роль работодателя попытаться что-то хорошее сделать из того специалиста, который к нему пришел. Было бы лучше, если бы еще в период практики специалист проходил здесь, в коллективе, как бы, некую, так сказать, вот включение, адаптацию. Тогда было бы понятно, на что в перспективе можно рассчитывать. К сожалению, как говорят работники образования, сегодня эти институты в некой степени утеряны. Хотя сейчас уже налаживают снова взаимоотношения между вузами, техникумами и производственными коллективами в плане того, чтоб и практика производственная, и все остальное, и тому подобное.

Ведущий: Пишет Константин: «Адекватна ли зарплата для выпускника 12 с половиной тысяч на руки? Это те деньги, на которые я, как специалист, живу более года, работая по специальности в металлургической промышленности?» Ответьте Константину. 12 с половиной тысяч рублей на руки адекватно ли молодому специалисту металлургической промышленности? Много, мало?

В.С.: Я думаю, что начала это нормально.

Ведущий: То есть, это вы оцениваете примерно вот уровень зарплат в отрасли?

В.С.: Я сравниваю с бюджетниками и с банкирами. Где-то находится теперь между ними посередине, да. Потому что я не знаю характер его работы. Если он пришел работать первый год, как говорится, то для начинающего выпускника это нормально. Если же он несколько лет работает, тогда, конечно, я считаю, что это мало.

Ведущий: Другое дело, что Константин, высказывает свою собственную точку зрения, хотя, конечно, 12 с половиной тысяч для молодого человека, в принципе, это немного.

В.С.: Желательно тридцать.

Ведущий: Естественно. А идеальный вариант – шестьдесят.

В.С.: Да. Ну, как бы, я понимаю, в нашей стране, естественно, занижен уровень зарплаты в связи с тем, что вот столько, так сказать, вкладывается энергии на рабочем месте. Но если, еще раз говорю, оценивать в целом по, как говорят, средней температуре в больнице, то для начинающего, в принципе, это нормально.

Ведущий: Есть ли такие профессии, которые длительное время были непопулярными, а потом буквально в одночасье стали набирать обороты по популярности? Как это можно предсказать?

В.С.: Ну, вот предсказать, как бы, я не могу. Я могу только привести примеры, как профессии исчезали и видоизменялись. Вы помните, в свое время исчезли все машинисты и помощники машинистов паровозов?

Ведущий: Не помню. Я с этой отраслью вообще не был знаком.

В.С.: Дальше. Исчезли все машинистки.

Ведущий: Секретарши?

В.С.: Да. Нету, как таковых. Как раз они исчезли. Исчезли все работники котельной, когда перевели на газ, появились операторы установок котельных, которые требуют специального образования и специальных характеристик требований к профессии. Вот в этом плане, как бы, двигается вперед. Но вот, если говорить последние 10-15 лет, то, как бы, раньше у нас не было такого понятия, вот, что требуются ???????? (неразборчиво) банковских работников. ????????? (неразборчиво) системы банковского дела работников потребуется неимоверное число. И до сих пор банки страдают от отсутствия квалифицированных работников своей системы. То же самое получилось и с системой страхования. Раньше мы знали одну контору – Госстрах. За последние годы страховой бизнес, как медицинский, автомобильный, и так далее, сильно развился. И вот эта профессия стала практически массовой. Мало того, сегодня даже уже некоторые в свои компании пытаются переманивать наиболее квалифицированных работников друг у друга. То есть, появилась нормальная конкуренция. Появилась профессия политолог, как вы знаете, да. Вот эти наши выборные дела, и принятие решений, тех или иных, управленческих, потребовали изучение движения и политических партий, и всего остального, и вот все, что мы сегодня имеем. Нужны специалисты этого дела. Очень резко увеличилось, так сказать, вот я считаю, это специалисты по журналистике. Как бы мы ни говорили, да, сейчас сюда пришли люди, которые имеют подготовку, свою жизненную закалку, и очень умело освещают те проблемы, которые иногда на первый взгляд нам не очень-то понятны. После соответствующих вот вопросов и интервью, и так далее, начинаешь понимать, как двигаться, что происходит, и так далее, и тому подобное. И, не знаю, преобразовалась профессия какая-то из чего, не могу сейчас сказать – социальный работник. Ведет университет подготовку социальных работников, ведут ее и в других вузах. Эта вот профессия теперь выделилась из какой-то другой, и теперь она направлена на то, чтобы оказывать соответствующие услуги населению именно по социальному профилю.

Ведущий: Я вот просто к этому еще помню историю с бухгалтерами на предприятиях, историю, собственно, с таким отделением на экономическом факультете, как бухучет. Помните, еще в советское время, в общем-то, ни для кого не было секретом, что вот экономист-плановик – это престижно, а вот бухучет – это не очень.

В.С.: Счетовод.

Ведущий: Ну да. Затем проходит буквально несколько лет. Где, кому нужны экономисты-плановики? Зато всем неожиданно требуются бухгалтеры.

В.С.: Главный бухгалтер нужен всем.

Ведущий: Да. И главный бухгалтер. И все. И происходит моментальнейший переворот.

В.С.: Ну это произошла переоценка профессий. Просто, она была всю жизнь, да, главный бухгалтер, но, как бы, в тени. А теперь снова, так сказать, она поднялась, потому что от главного бухгалтера сегодня очень много зависит. Это нормальное самочувствие при налоговых всех отношениях, в партнерских отношениях с движением средств, и так далее. Поэтому это сегодня ключевая фигура для предприятия.

Ведущий: Ну, в общем, да. И вот, кстати, таких профессий, которые вот, может быть, находились в тени, было не так востребовано, не так престижно, а потом неожиданно из этой тени вышло, потому что изменилась ситуация, таких профессий достаточно много.

В.С.: Вы знаете, я специально не задумывался. Вы меня, как бы, поставили немножко в тупик этим вопросом. Но теперь буду думать. Вот у нас есть другая ситуация. У нас требуется много сварщиков. Даже очень много сварщиков стоят на учете. Парадокс. У нас много водителей. Требуются водители.

Ведущий: Подождите. А почему они стоят на учете? Их зарплата не устраивает?

В.С.: Разные вещи. Во-первых, не совпадает по географии, либо по времени.

Ведущий: Я абсолютно серьезно говорю. Вот, может быть, он меня сейчас слышит на своем предприятии. У меня товарищ, с которым мы учились вместе в университете, дипломированный философ, между прочим, он сейчас работает сварщиком. И как раз чуть ли не начальником бригады на одном из своих предприятий, потому как вот именно эту профессию он получил уже после университета. У него неплохо получается. И он зарабатывает не самые плохие деньги. Я абсолютно серьезно говорю. Он очень доволен своей работой, и своим предприятием, и своим коллективом. Но, соответственно, я так понимаю, что его начальство даже несколько гордится, что у них работает сварщик с высшим философским образованием. Именно так. Почему требуются водители? Вот вы говорите – стоит на учете и требуется одновременно. Тоже по месту жительства не подходит?

В.С.: Ну, во-первых, иногда требуется водитель соответствующего класса. То есть, допустим, на автобус нужна соответствующая категория, на фуру нужна соответствующая категория. Как правило, у нас очень много стоит иногда с группой «С» категорией, то есть, ???????? (неразборчиво) автомобиль до восьми человек. А туда требуется вот совершенно другая подготовка. Поэтому мы вынуждены открывать иногда программы по поводу повышения квалификации безработных водителей, которые потом направляем вот в эти организации, где требуются вот этот вид водителей.

Ведущий: То есть, теоретически можете переучить на водителя автобуса и отправить работать?

В.С.: Можем. Теоретически можем. И мы это делаем. Но, как бы, опять-таки, пока мы учим 3-4 месяца, там уже вакансия занята. Поэтому мы пытаемся, как бы, спрогнозировать в процессе, да, что вот постоянно заявки поступают в таком-то размере. И примерно набире6аем группы, если соответствуют этому количеству заявок, и пытаемся после окончания этого обучения удовлетворить спрос тех работодателей, которые к нам заявляются. К сожалению, есть одна проблема. Не все работодатели в соответствии с законом О занятости сообщают о своих им5еющихся вакансиях. Вот если б еще это выполнялось в полном соответствии с законом, тогда у нас было вакансий бы раза в три, в четыре больше.

Ведущий: Легко ли выпускнику вуза или суза, например, сейчас найти работу, если у него опыта нет? По вашим данным, как часто работодатель говорит – так, опыта нет работы – до свидания?

В.С.: Очень часто говорит. Найти работу очень трудно. Поэтому не зря у нас сегодня существует программа стажировки, с помощью которой мы пытаемся на договорных отношениях с работодателем дать практические навыки деятельности выпускникам по полученной профессии. Эта программа идет до шести месяцев. Причем, мы выплачиваем зарплату не только этому выпускнику в размере минимальной оплаты труда, но и ползарплаты еще наставнику, который за ним закрепляется на данном предприятии или организации. Поэтому, если есть такие проблемы у выпускника, существуют, надо обратиться в центр занятости населения, который может включить его в данный вид программы.

Ведущий: Скажите, вот к вам можно обратиться, да, и вы постараетесь помочь человеку. Ну, а как вы будете помогать, допустим, человеку, который к вам обращается со словами – вот я (ну, условно, там, да) специалист, там, маркетолог, допустим, или я специалист по рекламе, а у нас, кстати, немало очень всякого рода учебных заведений самого разного уровня специалистов по рекламе в свое время навыпускали. Вы будете специалисту по рекламе предлагать поработать штукатуром?

В.С.: Нет. Мы попытаемся найти ему предприятие или организацию, которая сможет дать ему стажировку по полученной специальности. В течение года после окончания учебного заведения мы не имеем право предлагать ему штукатура, как вы выразились, потому что мы должны предложить работу подходящую, в соответствии с его уровнем образования. То, что если будут предлагать, это не совсем законно, как говорится.

Ведущий: А этот уровень образования он, конечно, должен будет подтвердить?

В.С.: Естественно, своим документом, который он предъявит инспектору на приеме в центре занятости населения.

Ведущий: А если он подтвердит это опытом работы? У меня десятилетний опыт работы в рекламе.

В.С.: У нас нигде не фиксируется со слов опыт работы. Либо запись в трудовой книжке, либо какая-то справка получена от работодателя о том, что он работал такое-то время по договору подряда или еще что-нибудь, либо документ об образовании.

Ведущий: Продолжаем. Вот смотрите, сейчас школьники направляются в вузы, сузы, выбирают себе образование. Каким-то образом с вами кто-нибудь консультируется из выпускников школ? Может быть, вы выезжаете в школы, проводите работу? Как-то объясняете ребятам, куда сейчас можно идти и куда лучше не ходить?

В.С.: Ну, вы задали, Роман, системный вопрос. Когда мы беседуем вот с выпускниками школ, по крайней мере, на селе… В городе Перми, здесь, как бы, все проходят соответствующие процедуры по оказанию услуги, там, помощи по выбору профессии, и где можно получить профессию, какая востребованность, то в сельских поселениях, к сожалению, этой работы нет. И мы пытаемся выходить в школы нашими специалистами и проф.консультантами. Мало того, когда проводим в каждом районном центре ярмарки профессий, куда тоже приглашаем школьников на предмет определения будущих возможностей профессий, и тогда они узнают, так сказать, о мире профессий, о возможности ее получения в Пермском крае, о перспективах трудоустройства, о рынке труда, о ситуации в настоящее время. Вот такая информация дается им. И, по крайней мере, пытаемся мы давать. Ну, а дальше идет проблема выбора подростка или выпускника школы. Как он эту информацию соотнесет, так сказать, вот со своим жизненным направлением, или профессиональным ростом, это уже проблема выбора его. Сказать, что это делается на 100 процентов, я бы не стал лукавить, думаю, что нет. Тут еще есть поле большое работы. Я не думаю, что каждый выпускник школы такую услугу у нас в крае получает. Но я думаю, что надо к этому стремиться. И сегодня вот те возможности технические, я имею в виду Интернет и все остальное. Мы вот сегодня продолжаем проект по поводу получения электронной услуги профориентация, когда выпускник школы может быть в режиме онлайн, выйти на соответствующий сайт, (я думаю, что к концу лета он будет сделан у нас), и может заочно получить такую профконсультацию, заполнить ряд тестов, побеседовав в онлайн режиме с психологом, он каким-то образом, более, так сказать, полно может дать оценку своим возможностям и перспективам в получении образования.

Ведущий: Кстати, вот сказали слово «психолог», и я сразу же вспомнил. Я тут давеча ужаснулся, когда посмотрел, какие вузы, вернее так, какие сузы у нас готовят на территории Пермского края психологов.

В.С.: Я сказал психологи и профконсультанты.

Ведущий: Вот вы сказали слово «психолог», а у меня сразу же…

В.С.: Оговорился. Я профконсультантов имел в виду.

Ведущий: Нет, у нас просто психологов, мне кажется, не готовит только ленивый. У нас психологов готовят, я не знаю, там, аграрные сузы, лесотехнические колледжи готовят психологов. У нас все готовят психологов. Психологов, менеджеров и кого же еще? Ну, про юристов мы уже говорили. Ну, вот как-то так.

В.С.: Менеджеров по продажам, да?

Ведущий: Ну, да, естественно.

В.С.: Очень большая у них текучесть, у менеджеров по продажам. По-русски это называется продавец просто.

Ведущий: Собственно, ведь с того момента, когда у них перестал пользоваться почетом почетный вот этот нагрудный знак, у них текучка и началась, да.

В.С.: Ну про психологов я могу сказать несколько слов. Они, конечно, не работают прямо по своей профессии многие. Но им образование помогает работать в турфирмах, в страховом бизнесе, и так далее. Когда с ними беседую – вам это зачем? Ну, как же? Я работаю с клиентом. Мне нужно знать, как его к себе расположить, как с ним провести беседу, как получить максимальный эффект для себя, для организации. Поэтому это как подспорье, то есть, необходимые, как бы, вот знания, которые помогут в его деятельности, на производстве, там, или в фирме, и так далее. То не значит, что он придет именно психологом заниматься вот психотерапией, и так далее, и тому подобное. Это единицы, звездочки, как говорится.

Ведущий: Валерий Владимирович, вот сейчас представьте себе ситуацию, при которой вот именно сейчас вас слушают родители, или, может быть, вас слушают те самые ребята, недавние выпускники школ, которые выбирают себе, как пойти, в общем-то, дальше, вот выбирают себе дорогу. Они не знают суз или вуз, они не знают, стоит ли сначала в армию, или лучше погодить, они понятия не имеют о том, куда вот именно. Вроде, как бы, много, чего хочется, а куда непонятно. Естественно, они понятия не имеют, что будет через пять лет, да и вы не знаете, что будет через пять лет. А так хочется быть востребованным. Так хочется, чтобы, когда у тебя на руках был диплом, ты этот диплом не прибивал на стенку в туалете, а мог им гордиться. Так хочется, чтобы, когда ты пришел к работодателю, работодатель буквально с первых же минут разговора сказал - о, да, молодец, приходи, научим, поможем, будешь с нами работать. Все хочется, но за плечами только школа, а впереди еще непонятно, что. Вот что им сейчас-то делать? Вы говорили - не дам я вам рецепт универсальный, вот в перерыве говорили - не дам. Я и не прошу универсального. Дайте хотя бы несколько рекомендаций. Не мне. Я-то уже знаю.

В.С.: Ну, Роман, вы тут нарисовали вообще идеальную картину. Если бы так было бы, мы тут, наверно, не беседовали бы на тему вот получения будущей профессии и, конечно, трудоустройства. Я не могу принять решение за молодого человека, за его родителей. Но мы можем помочь попытаться определить его выбор профессии, получение профессии и, возможно, трудоустройство, как бы, через пять лет. Хотя никто это гарантировать не может. Поэтому я предлагаю выйти на наш сайт Агентства по занятости. Там есть информация о востребованных профессиях, о спросе на рынке руда, об учебных заведениях, которые по этим профессиям готовят. Кроме того, я предлагаю просто и родителям, и этим детям обратиться в центр занятости к профконсультанту, который очень грамотно соотнесет его проблему выбора профессии с соотношением на рынке труда, а, может быть, какую-то перспективу. Вот этот цикл оказания услуг выбора мы гарантируем. Но решение принимать либо молодому человеку, как правило, либо ему вместе с родителями. Поэтому рецепта как такового нет, что вот через пять лет пойдешь на завод имени Ленина, и будешь там классным плавильщиком, я дать не могу. Но помочь с нашими специалистами выбрать профессию сегодня – это мы можем гарантировать. Поэтому, пожалуйста, в центр занятости по месту жительства.

Ведущий: А выхлоп замеряли вот от таких обращений к вам в центр занятости?

В.С.: По итогам моей диссертации научной, когда я смотрел по поводу профилирования выпускников и так далее, оказания услуг, то все вот эти собеседования, как говорите, по выхлопу, проходит примерно 50 процентов. Люди считают, что после этого они определились с выбором будущей профессии.

Ведущий: Проще говоря, вам потом звонили со словами «спасибо, вы нам помогли»?

В.С.: Нет. Нас главное никто не ругал.

Ведущий: И это уже хорошо.

В.С.: Да, Конечно, хорошо. Понимаете, когда человеку хорошо, он все, и слава тебе, господи. Когда вот ко мне приходят знакомые - помоги с работой, я начинаю с того, что поиск работы – самая трудная работа. И в конце говорю. Идите в центр занятости, ну, весь цикл операций. И потом им говорю. Если вы ко мне не пришли, я рад в двух случаях – либо вы нашли работу, либо вы ко мне больше не пришли, и я спокоен. Я единицы за все эти годы услышал – ну, спасибо, что помог. Хотя я знаю, что процентов 60 по моей помощи, они все-таки получили хоть какую-то нормальную работу. Всех я, как говорится, устроить не могу, потому что, ну, вот такая профессия – я хочу банкиром. Ну, банкиры, извини, все вакансии заняты. Это, говорю, меняй профессию. Вот, ты, ничем помочь не можешь. Да, не могу. Мы только оказываем содействие в трудоустройстве. Но на работу заставить принять никого не можем.

Ведущий: Да, ликероводочный завод на сегодня наряд не прислал, как-то так было. Ну, ладно, как бы то ни было, Валерий Владимирович, вам спасибо большое за разговор. Приходите еще. Я думаю, что так можно вот раза четыре в год с вами встречаться и говорить про осенний рынок, про зимний рынок, про весенний и так далее.

В.С.: Вот в сентябре придет приток выпускников этого года. Сейчас отдохнут они, и август, сентябрь к нам милости ждем.

Ведущий: Ну, а мы, соответственно, ждем вас к нам в гости для отчета, что называется.

В.С.: Всегда рады отчитаться.

Ведущий: Зам. руководителя Агентства по занятости населения Пермского края Валерий Сыроватский был у нас в гостях.

В.С.: До свидания.


Обсуждение
41820
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.