Верхний баннер
12:47 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

Каковы итоги предпроектных работ по строительству АЭС в Пермском крае?

Ведущий: В нашей стране регулярно говорят о различных инновациях. И, учитывая последнее обращение президента Российской Федерации к Федеральному собранию, где было рассказано о модернизации, мы должны четко понимать, что различные инновационные проекты, которые будут появляться в территориях, это всегда успех и всегда интересно. В любом случае об одном инновационном проекте уже несколько лет говорят в Пермском крае. Но, видимо, этот проект точно не будет здесь реализован. Естественно, я говорю о строительстве атомной электростанции в Прикамье. Именно об этом и некоторых других вещах мы сегодня будем говорить с человеком, в течение последних лет выступавшим ярким оппозиционером к идее строительства атомной станции. Более того, говорил он всегда словами логики и экономическим языком. Мы разговариваем сегодня с депутатом Законодательного Собрания Пермского края Вадимом Чебыкиным. Здравствуйте.

Вадим Чебыкин: Добрый день.

Ведущий: Я напомню, Вадим Леонидович в свое время был заместителем губернатора Пермской области и работал в правительстве Игумнова. Отвечал, если я не ошибаюсь, за экономику как раз.

В.Ч.: Да.

Ведущий: Вадим Леонидович, смотрите, очень интересная история. Буквально в конце года, наконец, случилось событие, которые вы, мне кажется, ждали достаточно давно.

В.Ч.: Я не знаю, о каком событии вы говорите.

Ведущий: Я говорю именно о реакции прокуратуры Пермского края на решение о выделении средств на инженерные изыскания о строительстве атомной электростанции на территории Пермского края.

В.Ч.: Да, если говорить про АЭС, то информацию из прокуратуры, которая поступила где-то в 20-х числах, мы, действительно, давно ждали. Потому что год назад начался процесс выяснения все-таки, что такое АЭС и зачем нужна АЭС в Пермском крае. И перед тем, как перевести этот вопрос в публичную плоскость, я в беседе в личной с губернатором задал ряд вопросов, потому что задавать аналогичные вопросы членам правительства, министрам практически бесполезно. Как правило, каких-то корректных ответов не бывает. Поэтом я решил узнать из первых уст, в чем дело, зачем нам нужна пермская АЭС.

Ведущий: Корректных – это понятных? Или корректных – это…

В.Ч.: Скорее всего, да, понятных. Которые базируются на законодательстве, на объективной информации, на результатах исследований. Мы эти вопросы задаем и на пленарном, мы эти вопросы задаем на комитетах, в частности, по экономической политике. Мы эти вопросы, как правило, не получаем. Потому вот по этой теме, по теме АЭС мне пришлось сходить к губернатору и задать эти вопросы. Значит, я сказал первое. Существует процедура вообще поднятия такого вопроса. Потому что в 91-м году у нас был референдум, который провели в Коми-округе.

Ведущий: В 90-м.

В.Ч.: В 90-м году было принято решение Облсовета о прекращении всех вопросов по АЭС. В 91-м был проведен референдум в Коми. 72 процента жителей Коми-округа однозначно сказали «нет». А в 90-м году, до этого еще, рассматривался вопрос на пермском Облсовете, и тоже было решение такое, что прекратить все эти рассуждения на тему пермской АЭС. И было принято соответствующее нормативное решение. Поэтому, если мы начинаем тему, связанную с АЭС снова, то нужно каким-то образом отменить решение, которое было принято аналогичным органом субъекта федерации. Этого не произошло. И вот вопросы-то были такие, значит, в чем дело. То есть, баланс, энергетический баланс сегодня складывается таким образом по Пермскому краю, что мы генерируем гораздо больше, чем потребляем. Это раз. Во-вторых, структура геологическая, ???????????? (неразборчиво), географическая пермской земли такова, что с учетом вот того, что у нас построена ГЭС Камская, очень много карста. Просто мы к этому не расположены. И вот та схема, которая сегодня существует, она утверждена федеральным правительством до 2020-го года, схема размещения атомных электростанций, перспективная схема Российской Федерации. Она была утверждена в 2007-м году. Она Пермский край туда не включала. Поэтому, учитывая и еще то, что в соответствии с федеральным законом вопрос атомной энергетики исключительно компетенция федерального правительства, то есть, и исследования, и проектные работы, и геологические исследования, и, собственно, строительно-монтажные работы, это исключительно компетенция федерального правительства. И они это делают за счет федерального бюджета.

Ведущий: Вы знаете, у нас есть небольшая информация о том, как, вообще, развивалась история, связанная с атомной электростанцией в Прикамье. То ли электростанция-призрак, то ли будущая промышленная территория. Давайте послушаем, как же это было, и к чему же мы пришли.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. В Пермском крае уже несколько лет говорят о возможности строительства атомной электростанции. Еще в 2007-м году будущая АЭС в регионе обсуждалась в Росатоме. Но уже в 2008-м, не смотря на то, что в Совете Федерации ряд сенаторов благосклонно отреагировали на идею строительства ядерного объекта в Прикамье, министр природных ресурсов России Юрий Трутнев называл это малореальным событием. Более того, в том же году в проекте программы развития атомной энергетики, внесенного в правительство Российской Федерации, строительство АЭС в Пермском крае не было предусмотрено. Тем не менее, на инженерные изыскания, экологические исследования при подготовке к строительству атомной электростанции было выделено 35 миллионов рублей из краевого бюджета. Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края, обратив внимание на то, что решение вопроса о выборе места для размещения ядерных установок относится к полномочиям Российской Федерации, государственная корпорация по атомной энергии Росатом посчитала, что краевые органы власти превысили полномочия, включив в проект строительства АЭС на территории края в перечень приоритетных направлений деятельности правительства края. Также традиционно против строительства АЭС экологические организации региона, некоторые эксперты отмечают, что необходимость строительства АЭС должна подкрепляться перспективными появлениями в регионе крупных промышленных потребителей, возможность привлечения масштабных пром.производств на источник недорогой энергии, является еще одним доводом в пользу проекта АЭС для региональных властей. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Ну, вот, собственно, все проговорили. Есть хоть какие-то положительные слова в пользу атомной электростанции? Вас, когда депутатов убеждали выделить средства на эти изыскания, убеждали чем?

В.Ч.: Вы знаете, я буду говорить так, как я считаю необходимым, в той логике, в которой я считаю, что информация дойдет более понятно и логично. Вот я все-таки начну с того, что была беседа с губернатором Чиркуновым, и чем она завершилась. Вот я задал эти вопросы. И дальше я спросил, что вообще у нас есть знаменитая Добрянская ГРЭС. Там три блока уже давно работают. Все было построено очень качественно и системно. И есть все необходимые условия для того, чтобы построить четвертый энергоблок. Цена вопроса порядка ???????? (неразборчиво) миллионов долларов. И время строительства порядка 4-5 лет. То есть, совершенно осязаемый проект. И в случае его ввода в мощность, в строй это примерно проблемы Западного Урала они вообще могут быть забыты. Их, вообще-то, на самом деле нет. Но это будут решены все энергетические проблемы и Западной Сибири, и, безусловно, зоны Урала. Что я услышал в ответ? В ответ я услышал, что, понимаете, мы ведь сегодня не решаем вопросы строительства. Я говорю – а какие мы тогда вопросы решаем? Если мы сегодня заказываем исследования, если вы пытаетесь попасть в схему размещения этих атомных объектов Российской Федерации, то что? Мы решаем серьезный вопрос. То есть, попадем в эту схему. Дальше уже будут, собственно говоря, строительные работы. Вы не спросили население, и вся картина складывается нелогично. В ответ опять вот эти все сентенции по поводу того, что давайте постоим в очередь, давайте попадем в эту схему размещения. Я сказал, что, вы знаете, вот эти ответы меня совершенно не устраивают. То есть, нет ни экономических предпосылок, ни организационных, не спросили население по поводу этого. Нужно проводить ведь референдум по закону. Поэтому я сказал, что, вы знаете, то, что нам не хватило голосов при обсуждении проекта бюджета 2009-го года, мы этот вопрос не оставляем. И в апреле 2009-го года депутаты группы «Солидарность» доверили мне выступить на заседании Законодательного Собрания с этим вопросом с докладом. Там мы не набрали уже три голоса. Но, тем не менее, было принято решение обратиться в контрольно-счетную палату, чтобы она более объективно посмотрела, кто прав, кто виноват. Когда расчетная палата отработала, пригласила, кроме того, потому что вопрос очень такой специфический, экспертов. Это были пермские ученые, профессора классического университета Бузмаков и Воронов. Люди совершенно не аффилированные к депутатам. Их отчет вверг в шоковое состояние и депутатский корпус, и, собственно говоря, контрольно-счетную палату. Потому что по отчету вот этих ученых, собственно говоря, в представленных материалах ничего изыскательского и не было. По большому счету был переписан учебник географии, выбраны какие-то главы из стратегии развития Пермского края до 2017-го года, который мы не утвердили, отклонили. Таким образом, документа как такового содержательного не было. И после этого было принято решение Законодательного Собрания обратиться уже в прокуратуру. Потому что налицо отсутствие результата, зря потраченные деньги. Причем, в совершенно каких-то диких количествах. То есть, ученые говорят о том, что то, что нам представили, стоит, может быть, 200 тысяч рублей с большой натяжкой. Вы заплатили 35 миллионов, причем, по сути дела, вперед.

Ведущий: А что должно было появиться? Рабочий проект? Должны были появиться изыскания?

В.Ч.: Работа называется «Выполнение инженерных изысканий» по поводу выбора площадки для строительства будущей пермской атомной электростанции. Еще раз говорю, что в отчете вот переписан учебник географии за 7-й класс, и дано пять площадок. Причем, такой метод-то очень интересный. Балльные оценки. То есть, ну, может быть, в курсовой работе на втором курсе можно это использовать, да, метод балльных оценок. Пять площадок. И они так вот две в Добрянском районе, где это вообще недопустимо строительство, одна в Коми, другая в Чайковском. Ну, в общем, это за рамками разумного в моем представлении то, что было нам представлено. И после этого документы ушли в прокуратуру. Ну, и прокуратура тоже схватилась за голову. Потому что, ну, все не соответствует законодательству.

Ведущий: Уточняющий вопрос. Вот Росатом как принимает решение о строительстве атомных электростанций? Понятно, что только они, это в их полномочиях, это министерство природных ресурсов. Должны быть изыскания, и потом они принимают решение? Или они сами проводят эти изыскания?

В.Ч.: Они сами проводят эти изыскания. Это не министерство природных ресурсов. Это Росатом. Он выступает заказчиком этого процесса. Нанимает необходимые подрядные организации. Это очень долгий процесс. Для начала утверждается вообще схема. Есть закон 1995 года, который говорит о том, как разрабатывается схема. Схема утверждается на перспективу. Сейчас существует схема 2020-го года. Все. Она утвержденная, понимаете. Наступит момент, когда эту схему будут корректировать. Но это будет тоже делать федеральное правительство. Для этого будет постановление федерального правительства о том, что нужно ее откорректировать. И вот бежать впереди паровоза и говорить – давайте в Перми построим АЭС, ну, это нелогично, это неэтично, и очень нехорошо по отношению к пермякам.

Ведущий: А я правильно понимаю, что вот в самом городе Пермь атомной электростанции и не планировалось строить?

В.Ч.: Боже упаси. Нам хватает других производств, которые не совсем хорошо влияют на наше здоровье. Конечно, в городе Пермь это не планировалось. Но это не нужно и в Пермском крае по целому ряду причин, о которых я говорил выше. Что нам не нужна эта энергетика атомная, что баланс у нас нормальный. И много других еще причин.

Ведущий: Ну, в алаверды вашего текста есть еще одна информации короткая. И дальше вернемся к разговору о дальнейших ваших действиях.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. В настоящее время ближайшей к Пермскому краю работающей АЭС является Белоярская атомная электростанция, находящаяся в Свердловской области. В ее истории было несколько аварий. Самая опасная авария была в 1987-м году, когда январской ночью на станции случился пожар, и вследствие этого из реактора вытекло около тонны радиоактивного натрия. А 9 марта 2004-го четвертый генератор энергоблока № 2 Белоярской атомной электростанции отключен от сети из-за неисправности. Мощность энергоблока № 2 в результате отключения генератора была снижена с 600 мегаватт до 350 мегаватт. За время работы станции подобных аварий насчитывается несколько десятков. Также в настоящее время проектируется Южно-Уральская АЭС, которую планируют построить в Челябинской области. Из остановленных строек в соседних территориях АЭС в республике Башкортостан строительство было остановлено в 1990-м году. И планируется возобновление строительства в ближайшее десятилетие. Еще одна остановленная стройка в республике Татарстан в поселке Камские поляны. Решение о прекращении строительства Татарской АЭС было принято также в 90-м году в связи с событиями в Чернобыле. В настоящее время в Российской Федерации на 10 действующих АЭС эксплуатируется 31 энергоблок общей мощностью 23 тысячи 243 мегаватта. В разработках проекта «Энергетическая стратегия России на период до 2030-го года» предусмотрено увеличение производства электроэнергии на атомных электростанциях в четыре раза.

Ведущий: Есть подозрение, Вадим Леонидович, что в течение ближайших 30 лет на территории России никто не собирается строить новую атомную электростанцию, кроме тех, которые уже запроектированы и отправлены в стройку. То есть, если вставать в очередь за атомной электростанцией, это там на перспективу плюс 40-50.

В.Ч.: Понимаете, вот пример, связанный с атомной электростанцией, это, ну, один из ярких примеров, когда депутатам удалось довести до какого-то логического результата. То есть, отработала контрольно-счетная палата, отработала прокуратура. Это дорогого стоит, потому что это очень бывает редко. Понимаете, вот, что говорит губернатор по этому поводу, уже после того, как внесен протест в прокуратуру на его действия. Он говорит – ну, вы знаете, вот я не знаю, нужна нам АЭС, не нужна. Вот первый тезис, да. Нужна нам АЭС, не нужна. Он не знает. Но при этом 35 миллионов рублей москвичам уже отдали. 35 миллионов рублей просто взяли, отдали.

Ведущий: Через конкурсные процедуры.

В.Ч.: Какие конкурсные процедуры? В конкурсе участвовала одна организация. Называется «Проектный офис», город Москва. О чем вы говорите? Это вот первый тезис. Он говорит – я не знаю. Но я хочу встать в очередь. Потом говорит – я, правда, не люблю очереди. Но здесь я постою. Я, говорит, однажды стоял в Москве в очереди и купил жене пальто. Жена одела пальто и уехала в Швейцарию.

Ведущий: Это текст, это дословный текст?

В.Ч.: А это текст, который я могу ???????? (неразборчиво) из Интернет-сообщества. Это вот газета «Звезда», это газета «Компаньон». Ну, это вот подборка…

Ведущий: Про очередь.

В.Ч.: Нет. 29 декабря господин Чиркунов дал, в какие-то годы, пресс-конференцию по итогам. А ему там стали кидать вопросы, что там такое у вас происходит с АЭС. Он стал отвечать. Отвечает, ну, вот, как бы, не знаю, что с ним случилось, отвечает совершенно бесталанно по поводу того, что он не знает, надо или не надо. Деньги при этом, вот он основной заказчик, уже потратил. Это раз. Во-вторых, он говорит о том, что это нашим поколениям решать, последующим. Ну, вот его дети живут в Швейцарии. Мои дети живут в Перми. Понимаете, немножко разная позиция. Атомная энергетика, может быть, и хороша там, где она в нормальном технологическом режиме работает. Ну, а на самом деле это устаревшая технология. Она тупиковая технология. И мир сворачивает эти программы. И бедные страны сейчас будут производить атомную электроэнергию. Вот я не хочу, чтобы пермский край был бедным краем вот в этой связи. Поэтому это такая осознанная классовая позиция. То есть, пусть начала докажут о том, что это нужно. Во-вторых, проведут референдум. Если пермяки согласятся, что, да, это нам нужно, тогда да. Понимаете, ведь вот Башкирия еще не прозвучала. Пять лет назад в Агидели уже, там, ну, высокая степень строительной готовности прекратили строительство атомной электростанции. Это от нас там 250 километров.

Ведущий: Ну, мы про нее как раз рассказывали. Хорошо. Что будет дальше происходить с этим прокурорским протестом? Насколько я понимаю, правительство постарается доказать свою правоту?

В.Ч.: Я не знаю действия правительства. Пусть оно там пытается все, что угодно, сделать. Протест внесен. И с ним нужно работать. Пока о результатах работы этой я не знаю. Во-вторых, аналогичный документ ушел в ГУВД. Потому что там, ну, я не юрист, есть уже состав уголовного дела. Поэтому мы будем эту ситуацию дальше контролировать. И спуску вот в этом плане не дадим, безусловно. Потому что я считаю, что здесь нарушено все, что нельзя.

Ведущий: Как получилось пропустить подобного рода вещь в бюджете Пермского края?

В.Ч.: Очень просто. Допустим, мы, когда голосуем, когда-то мы голосовали, допустим, там, пять человек – я, Окунев, Бурнашев, Кузьмицкий, Дербенев голосуем «против», остальные «за». Потом нас стало семь. Сейчас добавился Мальцев и Макаров. Очень часто мы собираем уже по 20, по 25 голосов. Очень многие коллеги из «Единой России» начинают уже, как бы, другими глазами уже смотреть на наши голоса, на наши инициативы. А вот последнее пленарное заседание, когда я просто выступил и сказал, что, знаете, вот информация, которую мы получаем из средств массовой информации по Генплану, это просто уже никого не устраивает из депутатов. Давайте послушаем, там, менеджера нашего сити господина Каца о том… или Шубина, каких результатов они достигли по поводу разработки Генерального плана. Ну, вот проголосовали 38 депутатов из 46 участвующих «за». Поэтому по-разному ситуация складывается. Я думаю, что, чем ближе к выборам, тем больше депутатов будет нас поддерживать. Потому что мы, на самом деле, для себя ничего не хотим. Мы хотим, чтобы ненужные затраты ни финансировались, необходимые затраты финансировались. Чтобы социальные аспекты в бюджете присутствовали так, как они должны быть по законодательству.

Ведущий: Насколько я понимаю, события очень странно развиваются. Если я правильно, вообще, понимаю, как вы принимаете решения, то перед тем, как проходит бюджет…

В.Ч.: Странно развиваются какие события?

Ведущий: События, связанные с, как вы говорите, с Генпланом города, события, связанные с недофинансированием ряда программ, о которых сейчас начинают говорить, что, якобы, что-то надо финансировать больше, что-то надо не финансировать. Причем, это говорят и депутаты вашей группы «Солидарность». Если я правильно понимаю, если какие-то решения принимаются, прокуратура должна их проверять. В том числе, это решения Законодательного Собрания, решения администрации, неважно, муниципалитет ли это или край.

В.Ч.: Да.

Ведущий: Если дальше идти, есть ?????????? (неразборчиво), и в администрации Пермского края, и в Законодательном Собрании. Каким же образом получается так, что все равно, ошибка каким-то образом выходит на ЗС?

В.Ч.: На ЗС вопросы выходят так, как они выходят. А дальше идет процедура голосования. Вот в процедуре голосования вот ту же самую АЭС можно было просто на том этапе снять с финансирования, и тему просто закрыть. Не хватило элементарно голосов. То есть, я ведь не могу все голоса обеспечить. Это вполне понятно. Но я думаю, что, как вот мы говорим, потихонечку мы эти все вещи преодолеем, и будем, может быть, более логично, более доходчиво объяснять своим коллегам, что центр дизайна в Перми не нужен, просто не нужен не смотря на то, что мы там самопровозглашенная столица культурная России. Что мастер-план, но это не наше финансирование, это городское, но за 500 миллионов. В Нижнем Новгороде он стоил 50. За 500 миллионов – это, опять же, деньги, непонятно, как потрачены. Вы говорите о прокуратуре. Да, по Генплану сейчас работает тоже правоохранительная система. То есть, федеральная антимонопольная служба сейчас рассматривает иск по поводу того, что конкурсные процедуры при выборе голландской организации в качестве проектной организации не были соблюдены в полной мере. Да и итог-то какой? Мы все говорим, и все пишут по поводу мастер-плана, Шубин отчитывается, что это конкурентное преимущество. Но ведь документа-то физически нет.

Ведущий: Но он делается ведь.

В.Ч.: Вы знаете, он должен был сделан уже в том году. У нас 2010-й год. У нас, на самом деле… Почему острота с Генпланом? Да на самом деле, стоят строители, останавливается отрасль стройиндустрии. Понимаете. Это ведь интересы экономические, это интересы людей, это занятость. Поэтому, бог с ним, кто разрабатывает. Но разработайте и утвердите. Ни того, ни другого. Во вторник на следующей неделе у нас будет открытое заседание комитета по экономической политике уже в Законодательном Собрании. Мы просто приглашаем наших коллег из городской Думы, из городской администрации, чтобы они просто рассказали, на каком уровне они сегодня находятся по поводу разработки мастер-плана и вот этого Генплана. Мастер-план, вообще, это сленг на самом деле. В нашем кодексе градостроительном никакого мастер-плана нет.

Ведущий: А что должно произойти? Вот деталь говорим. Понятно, что должно произойти с АЭС, АЭС построят, будет куча проблем, связанных с экологией, которые надо будет решать, не дай бог. А что будет, если мастер-план или Генплан города не будет принят?

В.Ч.: Слушайте, ну, давайте так. АЭС, я думаю, все-таки не построят. Иначе, зачем мы тратим время.

Ведущий: Это невозможно. Его не построят, просто потому, что это невозможно. Об этом все говорили, что АЭС здесь не будет. Я предлагаю нам поговорить о том, что же будет, если Генплан города не будет принят и в этом году.

В.Ч.: Ну, понимаете, ну, будет все то же, что и происходит. Мы теряем тот задел, который создали поколения до нас. То есть, мы опускаемся на дно, вообще, значит, всех наших рейтингов.

Ведущий: Очень много интересных слов, очень резких слов. Скажите, пожалуйста, чувствуете ли давление на себя в связи с этими словами? Все-таки оппозиция.

В.Ч.: Ну, вот давить на меня бессмысленно.

Ведущий: Это позиция смелого человека. А вообще.

В.Ч.: Ну, и смелого, и опытного. То есть, всю жизнь прожить в Перми, надо все-таки тоже иметь смелость. Я тут родился, поэтому все нормально.

Ведущий: Вы считаете, есть проблемы с городом?

В.Ч.: Ну, город такой, отчаянный. Значит, проблемы с давлением нет. Проблемы с тем, что за спиной начинают собирать информацию, куда Чебыкин ходит, с кем встречается, о чем говорит, и так далее, да, это уже началось.

Ведущий: Это большая политика. Вы должны быть готовы.

В.Ч.: Я к этому готов. Я ведь не жалуюсь. Вы спросили, я отвечаю. В этой связи вот по поводу Андрея Агишева, который не входит в нашу группу, но, тем не менее, по ряду вопросов мы с ним находим общие позиции, солидарные позиции, вот я считаю, что то, что сейчас происходит по этому человеку, ну, я считаю, что это несправедливо, как минимум.

Ведущий: А что происходит с Агишевым?

В.Ч.: Ну, уже в течение года ведется уголовное дело по основаниям, которые в моем представлении просто бессмысленны. То есть, человек имеет собственность, сдает ее в аренду. Вот вы имеете квартиру, сдаете ее в аренду. При этом вас заставляют зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. А с какой стати? Вы это не хотите делать. Вы ее сдаете как физическое лицо. Там ведь самое главное заплатить налог. Вот и все. Он налог заплатил. Поэтому, вот, понимаете, извалять, как бы вот, знаете, против него уголовное дело. И все уже, как бы, вот настроение, как бы, ухудшается. Я думаю, что и против нас что-то аналогичное в ближайшее время возникнет. Но мы к этому готовы. Это осознанная, ответственная совершенно позиция. Потому что мы на все можем найти деньги. Мало того, они у нас есть. И та информация объективная в министерстве финансов, что у нас на счетах в коммерческих банках на 1 января там 17 миллиардов, а мы тут начинаем заниматься монетизацией льгот, начинаем поднимать транспортный налог, говорит о многом. Нужно правильно расставить акценты.

Ведущий: Есть позиция слушателя. Здравствуйте. Мы вас слушаем.

Слушатель: Это ???????? (неразборчиво) Александр Сергеевич. Господину Чебыкину самые лучшие пожелания. Рад, что он у нас опять в обойме. И правильно делает, что поднимает именно вопросы эти со стороны Законодательного Собрания. Потому что все, что творится на территории Пермского края, ответственность за это лежит на органах, прежде всего, законодательной ветки. С точки зрения создания или разработки АЭС, я просто напомню, что в 2006-м году в марте месяце была защита так называемого пространственного развития Пермского края. Там авторский коллектив под руководством депутата Госдумы Андрея Климова как раз разрабатывал варианты развития пространственного Пермского края. И где одним из вариантов была, так называемая, энергетическая стратегия, где и предусматривался вопрос проработки атомной электростанции на севере страны. То есть, вот этот документ надо как бы смотреть. Потому что он был заложен на очень расширенном заседании, где присутствовало и руководство исполнительной и законодательной власти, и все главы муниципальных образований. То есть, я не хочу сказать, что это откуда-то спонтанно взялось. Это взялось, в общем-то, из серьезнейших разработок, которые тогда делались.

Ведущий: Понял. Спасибо большое. Ну, к слову, на самом деле, даже сенаторы, так или иначе, отнеслись позитивно когда-то к идее строительства АЭС на территории Пермского края. И, действительно, господин Климов активно содействовал этому.

В.Ч.: Что касается сенаторов. Если это речь о сенаторах не пермских, то меня их позиция, вообще-то говоря, не интересует. Это раз. Что касается Андрея Климова, я еще раз говорю, что давайте так. Если мы говорим про север Пермского края, то есть, про Коми-округ, то был проведен референдум. И я не забуду слова Юрия Петровича Трутнева, когда мы с ним обсуждали, в том числе, вот эти все риски. Он ???????? (неразборчиво) не для того мы объединялись, чтобы в Коми-округе в обход мнения пермяков строить вот такие рисковые объекты. Что касается схемы пространственного развития, вы знаете, ну, она, может быть, была в 2006-м году. Сейчас про нее благополучно забыли. Депутатами она не утверждена. Это некоторые, так сказать, некоторые представления, да, что-то плана научных представлений. Поэтому еще раз говорю, развитие атомной энергетики, учитывая риски, экологическую составляющую, исключительная компетенция федерального правительства. Схема размещений атомных электростанций утверждена до 20-го года. Мы сегодня живем в 10-м году. И я не хочу тратить ни копейки пермских денег на какие-то непонятные разработки непонятных москвичей, потому что у нас есть свои хлопоты первоочередные. Вот и все, собственно говоря.

Ведущий: Ну, тогда должен сразу проговорить. Я представляю примерно, что еще не должно быть. Центр развития дизайна не должен быть, музей современного искусства в том виде, в котором он есть, не должен быть, поддержка ряда инициатив тоже, в принципе, не нужно. А что тогда нужно?

В.Ч.: Вот давайте так. Самое главное, чтоб вот эти вещи ненужные не возникали.

Ведущий: Ну, это же все относительно. На самом деле, ведь благие цели. Если центр развития дизайна, то там цель - поддержка промышленности.

В.Ч.: Сергей, может быть, когда-нибудь вы станете депутатом. Вот вы приходите в любую школу, Кировского района или в детский садик, вам говорят - вы знаете, у нас нет лицензии. Почему нет лицензии? Потому что у нас вот линолеум неправильный, краска неправильная на стенах, у нас крыша неправильная, у нас нет сигнализации пожарной. Понимаете, вот на это нужно потратить деньги, чтобы вот такие вопросы директора школ, где наши дети учатся, и там ходят в детский садик, не задавали. У нас не хватает денег, как бы, не хватает на горячее питание малообеспеченным детям, из семей малообеспеченных. Понимаете. Существует в практике государственного управления задача расставить акценты. Вот если эти акценты расставлены, и согласованы с депутатами, тогда мы начинаем тратит деньги. Если эти акценты не расставлены, возникают центры дизайна, возникает АЭС, и всякая ерунда, глупая и дурацкая. Вот посмотрите, в магазине «Семья», каким-то образом, прямым, в общем-то, говоря, аффилированным господину губернатору, да, на кассе… я вот хожу туда.

Ведущий: О, боже мой. Удивительно. Вы ходите в магазин «Семья».

В.Ч.: Да, люблю ходить смотреть на цены, на людей.

Ведущий: Незаметная реклама.

В.Ч.: Так вот, на кассе магазина «Семья» на улице Революции маленькая, маленькая такая вот штучка, куда люди бросают денежки. Там написано «Детский онкоцентр». Понимаете, вот напишите там ??????? (неразборчиво) центр дизайна. Пермяки добрые. Могут и на центр дизайна. А вот на детский онкоцентр господину Чиркунову нужно внести предложение депутатам, мы их поддержим однозначно, из бюджета, и не позориться. А вот когда у нас такие происходят вот смещения в понятиях, да, мы не можем расставить акценты, депутаты не могут их утвердить, вот такие вещи и возникают. И вместо того, чтоб создавать нормальные законы, мы сейчас сидим, работаем с прокуратурой, там, с ФСБ будем работать, где деньги? Где деньги, потраченные на ту же самую АЭС? Где деньги, потраченные, допустим, на парк пермского периода? На художественную галерею? Вы знаете, сколько денег на центр дизайна? Там два человека работают. 70 миллионов. Это три ремонта трех нормальных школ.

Ведущий: Проекты расписаны в центре дизайна? Вам показали, чем они будут заниматься?

В.Ч.: Нам показали затраты декабря. Он создавался в первых числах декабря, этот центр дизайна юридически оформлялся. Затраты на 7 миллионов. По факту освоили 100 тысяч. То есть, зарезервировали 7 миллионов. 7 миллионов мертвым грузом осели в банк. А потратили 100 тысяч. В основном, это конференции и мастер-классы. Ну, вот такие любимые слова у нас у губернатора, фриланс, мастер-класс и так далее, и тому подобное.

Ведущий: Есть позиция слушателя. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Юрий Семенович. Я полностью поддерживаю товарища Чебыкина. Это безумство строить атомную станцию на севере Пермской области. Деньги, которые они для этого потратили, они должны вернуть в бюджет городской.

Ведущий: Краевой.

Слушатель: Краевой, да. Обязательно. Потому что у нас губернаторы, там, эти, мэры, они все летают в облаках. И поэтому, вот сидел у нас ??????????? (неразборчиво), который забрал у нас лучшую станцию по выработке установленной мощности Яйву. А сейчас он является акционером «Энергосбыта».

Ведущий: Спасибо. Вот слушаю вас. Странная такая ситуация. Извините за регулярно повторяемую фразу про ситуацию. Ощущение, что ??????????? (неразборчиво) власть работает из рук плохо. Ощущение, что люди, которые работают в учреждениях, краевых, муниципальных учреждениях, они, ну, ничего не делают. И вот исключительно только пытаются потратить в никуда бюджет. А это все-таки учителя, доктора. Я вот тоже этой риторикой могу пользоваться. Хорошо это делаю. Не все ведь плохо. Что-то ведь есть хорошо.

В.Ч.: Сергей, на самом деле, я человек очень оптимистичный. Я вообще не говорю, что плохо у нас все. Я говорю по конкретным вещам. Я говорю о том вреде, который, допустим, приносит бессмысленная трата бюджетных денег. Просто бессмысленная, понимаете. Вот эти бессмысленности в сумме дают грандиозную сумму. И эта грандиозная сумма, может быть, потрачена на спорт, на детей, на пенсионеров, на ЖКХ. Я это совершенно вам ответственно заявляю. Так вот, сегодня основная задача группы «Солидарность», мы и рвем нервы по этому поводу о том, что вот эти бессмысленные чиркуновские затеи просто каким-то образом прекратились. Я вам могу просто вот сказать совершенно искренно, что, еще раз, все большее количество депутатов большинства, то есть, «Единой России», начинают понимать, принимать и поддерживать наши инициативы. Вы понимаете, Ирина Петровна Карюкина, ну, ярчайший пример, поддержала нас, когда мы говорили о том, что, то, что разработал Чиркунов по поводу стратегии развития Пермского края, ну, это вообще не документ. В итоге депутаты отклонили этот документ. В течение шести лет вот это правительство не может разработать программу развития Пермского края.

Ведущий: Она разработали. Вам не нравится.

В.Ч.: Что значит, нам не нравится? Чебыкину не нравится.

Ведущий: Нет, не Чебыкину не нравится. Депутатам.

В.Ч.: Ну, почему вы переводите в термин – нравится, не нравится? Документ просто в содержательном смысле, как таковой, отсутствует. Там нет цифр, там нет конкретных вещей, мероприятий, там нет ничего. Это набор слов.

Ведущий: Что вы будете делать с ними?

В.Ч.: С кем?

Ведущий: С исполнительной властью. Это же вы законодатели. У вас есть полномочия, у вас есть инициатива. Если не устраивает позиция, лечите исполнительную власть.

В.Ч.: Я не врач. Врачей там много. Пусть они сами лечатся.

Ведущий: К вам не прислушиваются? С вами не разговаривают? Оговорки постоянные в текстах используют? Что происходит?

В.Ч.: Вы имеете оговорки господина Сухих?

Ведущий: Я не про последнее Законодательное Собрание.

В.Ч.: Тогда я не знаю, о чем вы, собственно говоря. То есть, что значит, с нами не работают? С нами… Во-первых, мы работаем, мы общаемся. Мы ведь не отказываем никому в общении. Мы внимательно читаем документы. Мы делаем свои умозаключения, делаем свои предложения. О том, что предложения не все проходят, ну, это понятно. Нас семь человек. Когда-то мы набираем, вот я вам просто уже докладываю, там 20-25. Когда-то наши инициативы проходят. Я думаю, что в конце года будут проходить все инициативы.

Ведущий: Пишет наш слушатель Сергей. «Группа «Солидарность» должна иметь свой сайт, газету, допуск на ТВ», вы имеете свой сайт, газету и допуск на ТВ?

В.Ч.: Ну, да, вопрос, он вот назрел, уже говорит о многом. Очевидно, нам придется в этом плане тоже уже начать работать. Создавать сайт и прочие такие атрибуты, которые необходимы организованной оппозиции.

Ведущий: Если у вас есть столько материалов, есть Живой Журнал, вполне можно.

В.Ч.: Согласен.

Ведущий: Что нам ждать от группы «Солидарность» в ближайшее время? Особенно, в связи с тем, что, действительно, вы правильно сказали, по поводу оговорок. То, что сегодня говорим, завтра не говорим, вчера ошиблись. Что ждать?

В.Ч.: Понимаете, мы вот какую-то выбрали такую тональность. То есть, мы конструктивные люди, абсолютно. И Окунев, и Бурнашев, им я, и Кузьмицкий, ну, вся наша группа.

Ведущий: По-разному конструктивны.

В.Ч.: Абсолютно. Ну, можно поспорить. Но можно всегда договориться. Но когда вам на вопросы не отвечают, либо отвечают просто для того, чтоб заполнить пустоту звуком, да, я считаю, что это по отношению к депутатам некорректно. Но ведь, многие из нас, нас выбирали просто люди. То есть, мы же не по партийным спискам. Мы беспартийные, в основном. Поэтому, о чем … Значит, что от нас ждать. Вот того же самого, на самом деле. Ничего нового мы… Мы будем заниматься всеми темами, которыми мы занимались. И будем заниматься в той же тональности и также искренно и откровенно.

Ведущий: Эффективность оппозиции надо смотреть, я думаю, в конце этого года.

В.Ч.: Наверно, да. Хотя, вы понимаете, когда уже многие депутаты начинают более откровенно формулировать свои мысли, выступать, для меня это вот радость. То, что люди просто начинают говорить. И я надеюсь, что вот депутаты городской Думы, да, наши коллеги, тоже каким-то образом прислушиваются к той тональности, которая сегодня начинает приобретать вот в Законодательном Собрании.

Ведущий: Ну, что ж, вам большое спасибо, что были сегодня с нами. И я искренно надеюсь, что вы будете приходить на «Эхо» и разговаривать. Если есть какая-то новая информация, особенно в связи с, например, очень интересной всем темой проверки министерством социального развития и здравоохранения Российской Федерации системы здравоохранения Пермского края, было бы тоже получить и вашу оценку, не только структурных людей, но и людей от оппозиции. И до встречи в эфирах.

В.Ч.: Договорились. Спасибо. До свидания.

Ведущий: Это программа «День города». Я напоминаю, что за пультом звукорежиссера был Сергей Слободин. Меня зовут Сергей Маленко. До свидания.


Обсуждение
68393
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.