В Германии вновь разгорелись споры вокруг книги Адольфа Гитлера Mein Kampf. Британский издатель Питер Макги намерен напечатать отрывки из книги в трех брошюрах. Они будут касаться биографии Гитлера, пропаганды нацизма и его идеологии. На правой странице разворота появится оригинальный текст из Mein Kampf, на левой – комментарий к отрывку. Правообладатель книги Гитлера, министерство финансов Баварии, ищет юридический способ запрета. По мнению министра по делам семьи Кристины Шрёдер, чтобы осознать ужас нацизма, в Германии сохранилось достаточно мест. Автор комментариев в брошюре Хорст Пётткер, считает, что проект преследует просветительские цели, и спустя пора предоставить народу шанс самостоятельно разобраться с этим материалом.
Первая брошюра с отрывками из Mein Kampf может увидеть свет уже 26 января. Это не первый и не последний спор вокруг текстов Гитлера. Как правило, сторонники и противники исходят из двух позиций – ценности этой траурной страницы мировой истории и угрозы продвижения нацистских идей. Интересный ракурс этой проблемы – основа популярного психологического триллера Стивена Кинга «Способный ученик».
У старшеклассника Тодда из США пробуждается болезненный интерес к истории немецкого нацизма. Случай дает ему шанс удовлетворить любопытство. Мальчик случайно узнает в своем соседе беглого эсесовца Дюссандера. Угрожая раскрытием его личности, Тодд заставляет рассказывать обо всех зверствах и подлинных событиях Второй Мировой. Расспросы длятся месяцами, со школьником и нацистом происходят перемены – Дюссандер все больше выходит из роли мирного пенсионера, а Тодда мучают постоянные кошмары. В финале книги юный шантажист и его жертва больше напоминают сообщников, а после смерти старого эсесовца школьник окончательно сходит с ума и завершает свою жизнь стрельбой по прохожим.
Повесть Кинга «Способный ученик» показывает, что исследователи Гитлера – не только ученые-историки, но и дети с неокрепшей психикой. Возможно, случай с изданием отрывков Mein Kampf проведет грань между публикацией в Интернете и полноценного доступа к сомнительным текстам.