Верхний баннер
16:12 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Человек года

27.01.2015 | 18:45
«Человек года-2014» в номинации «Экономика и бизнес» Николай Косвинцев: «Уверяю вас, что кризис нисколько не пугает авторов новых проектов, новых идей»

Темы: бизнес-инкубатор при Классическом университете, инновации, бизнес-проекты.

Гость: Николай Косвинцев, руководитель проекта бизнес-инкубатора при Пермском классическом университете, победитель конкурса "Человек года-2014" в номинации "Экономика и бизнес".

Программа: "Дневной разворот"

Дата выхода: 27 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Николай - победитель проекта "Человек года - 2014". Сегодня поговорим о целях, задачах бизнес-инкубатора и о том, как бизнес-идеи могут быть реализованы в текущих условиях. Для начала о победе в конкурсе. Я знаю, что вы удивились самому факту выдвижения на этот конкурс, но не удивились победе. Это понятно, голосование заточено под интернет-пользователей, университет, студенты. Но один из экспертов проголосовал за вас, что и решило вопрос победителя. Вы стали известны. Как в думаете, почему?

«Человек года-2014» в номинации «Экономика и бизнес» Николай Косвинцев: «Уверяю вас, что кризис нисколько не пугает авторов новых проектов, новых идей»
«Человек года-2014» в номинации «Экономика и бизнес» Николай Косвинцев: «Уверяю вас, что кризис нисколько не пугает авторов новых проектов, новых идей»
- Не могу не отдать должное нашим специалистам по PR, которые помогли выиграть. Как инкубатору для нас сформировать вокруг себя деловую среду - это принципиальная задача. Тогда мы можем позвонить любому эксперту или специалисту и пригласить его для решения нашей задачи. Это то богатство, которое мы увидели в вашем голосовании.

- То есть, хорошо поработали.

- Хорошо поработали. Специалисты по PR приложили усилия. Мы придали значение этому конкурсу. Мы не просили проголосовать за нас, мы довели информацию до аудитории, чтобы она смогла сделать свой выбор. Аудитория проголосовала.

- Давно работаете в таком режиме?

- В активном режиме работаем с 2012 года, когда руководство посчитало приоритетным направление инноваций и предпринимательства, выделило ресурс в виде ставок, помещений.

- Новомодные понятия - бизнес-инкубаторы, старт-апы сейчас сталкиваются с необходимостью выживать. На себе заметили тяжелую ситуацию в стране?

- Для нас этот год пройдет под флагом попытки выйти на какой-то более приемлемый уровень окупаемости. Сокращаются ресурсы в бюджетной сфере, в сфере образования, поэтому мы каждую копейку будем направлять на ценные приобретения. Что касается резидентов, уверяю вас, что кризис нисколько не пугает новые проекты, новые идеи. Число новых идей не сократилось нисколько. Что касается сотрудников университета, именитых ученых, то они стали немного сдержаннее в своих финансовых отчетах, управленческих амбициях, потому что они на кризис смотрят как на угрозу. Поэтому в возрастных, наукоемких проектах у нас пока затишье. Люди выжидают.

- Давайте вернемся. Что такое бизнес-инкубатор вообще и что он из себя представляет в вашем конкретном случае?

- В России это элемент инфраструктуры, который обеспечивает поддержку начинающим предпринимателям. Несколько лет назад под бизнес-инкубатором понимали помещение, которое предоставляется в аренду. Мы в этом вопросе эволюционировали. Сейчас это ресурсный центр для поддержки предпринимателей.

- Не вызывает неловкости у ребят, которые хотят заняться предпринимательством, от того, что их снова как будто в школу загоняют? Ему нужно деньги найти, кредитнуться, выходить на рынок, а его приглашают в какой-то инкубатор.

- Тут есть часть правды. Действительно, те, кто приходят с идеей, сначала просят деньги. Когда начинаешь спрашивать куда конкретно они их потратят, они тут же начинают теряться. Они не понимают как правильно вложить деньги. Наша задача - определить для них последовательные шаги.

- Деньги-то даете?

- Денег не даем. Мы наработали связи с инвесторами, которые дают реальные деньги. Если мы уверенны в проекте, мы делаем звонок потенциальному инвестору.

- То есть, бизнес-инкубатор - это курсы молодого бизнесмена. И вы доводите идею до стадии инвестиций.

- Даже чуть больше. Мы работаем с проектом до первых продаж, пока рынок не протестирует продукт. Потом они уходят в свободное плавание.

- У нас есть Фонд развития предпринимательства. Работаете как-то с этой структурой?

- Да, на уровне консалтинга и на уровне образовательных программ.

- Ведь подобные программы и у них есть. "Ты - предприниматель", например.

- Да у них есть "Ты - предприниматель", но с ней не заваязаны, потому что подобных образовательных программ много и молодежь ими сыта полностью. Она не готова просто так идти и обучаться. Образовательных программ много, а их эффективность под вопросом.

- Я бы отметил, что своими глазами наблюдал полный зал людей, которые участвовали в проектах ФРП, в частности, в проектах, которые предусматривали получение грантов, и обучения там было выше крыши.

- Искренне рад за это. Я точно могу сказать, что тут присутствует еще и некий элемент досуга, когда люди приходят для того, чтобы просто послушать что-то интересное.

- А чем тогда вы принципиально отличаетесь от подобных проектов?

- Мы не образовательная единица. У нас сконсалтинг. Мы определяем потребности проекта в инвестициях, кадрах, юридическом сопровождении и мы эти потребности удовлетворяем.

- Вы работаете только со студентами?

- Со студентами и сотрудниками. Мы - университетское сообщество.

- Бывшие студенты?

- Бывшие студенты могут у нас присутствовать и такие примеры есть. Но они должны быть в составе некой проектной команды сотрудников или студентов.

- Когда это все затевалось, какая была идеология, что хотели?

- Идея была простая: у всех вузов есть бизнес-инкубаторы, давайте мы сделаем тоже.

- Повторятельство принято критиковать, но надо сказать, что именно повторятельство процентов на 70 обеспечивает возможность сократить время. Огромное количество проектов в основании имеет одно и то же и не надо изобретать велосипед. Но идея должна быть как-то трансформирована, иначе не выживет.

- Согласен. В свое время, мы столкнулись с вопросом "а что дальше?". Инкубатор появился, табличка на двери появилась, набрали резидентов, что дальше? Возникла необходимость собственного развития. Тут нам стало не хватать опыта других вузов, на не на кого было равняться и тут идеология претерпела перезагрузку и превратилась в то, что вы сейчас видите. Это не образовательный проект. Мы обеспечиваем бизнес-идеи необходимым для развития ресурсом.

- Давайте пошагово - кто к вам приходит, с чем приходит, какой ветер у них в голове. Мне довольно сложно представить. Я бы не постучался в дверь с надписью "Бизнес - инкубатор" исключительно из природной консервативности.

- Если говорить про молодежь, то приходят студенты 2-4 курсов. Первокурсникам не до того. Приходят и девочки, и мальчики. Их отличает желание самореализоваться. Они отличаются от других тем, что у них есть чувство собственника на идею, на будущий бизнес. Приходят просто с идеей. Нет готового проекта, нет бизнес-плана. Есть только идея и желание.

- Ко мне часто люди примерно этого же возраста со своими идеями. Они заявляют, что хотят быть ведущими эфира или что есть идея программы. Я знаю, что у ребят с музыкальных радиостанций таких желающих гораздо больше. Но всем им приходится объяснять, что начинать надо с азов. У вас такое бывает?

- Да, конечно, начинать надо с азов. Приходят люди, которые не готовы к встрече с инвесторами. Им необходимо эволюционировать до того уровня, когда им понадобится бизнес-план. Этот этап подготовки мы берем на себя.

- Сколько времени на это нужно?

- На подъем одного проекта уходит от полугода до года. Тогда появляется четкое понимание проекта, его эффективности, возможно, уже были первые неофициальные продажи продукта.

- В какой сфере чаще создаются проекты?

- Мы не можем отметить сферы, в которой больше проектов. Университет сам по себе - очень широкая машина, с двенадцатью факультетами, с различными науками. Проекты приходят из самых разных сфер. Например, юристы пришли с проектом экофермы, ребята с филфака пришли с идеей программы для поиска противоправного контента в интернете и т.д. Специализация проекта часто не кореллирует с факультетом.

- Но ведь никто не пришел с идеей открытия магазина?

- Пика таких идей был 2-3 года назад, когда приходили с идеями традиционных бизнесов. Сейчас бизнес становится умнее и это радует.

- Приведите какие-то данные вашей внутренней статистики по прошлому году - что интересно, что запало. 

- Есть некоторые знаковые статистические выкладки. Например, в 2014 году наибольшее количество проектов университета выиграли в конкурсе "Умник" за всю историю его проведения. 9 проектов получили финансирование на два года по 400 тысяч на каждый. Мы лидируем среди вузов по количеству проектов международных исследовательских групп. В 14-м году из 9 победителей наших было пять. В прошлом году мы закончили инкубацию шести проектов, три из которых получили свои первые продажи. Еще три проекта готовятся выйти на продажи. У каждого второго проекта есть свой бизнес-наставник, который работает безвозмездно и готов в последствии выступить инвестором. Если говорить о более серьезных проектах - это проекты наших инновационных предприятий, то в прошлом году мы заработали наибольший объем дохода за всю историю их существования. Суммарно мы получили около 80 млн рублей от наших малых инновационных предприятий, которых у нас тринадцать. Это технологический бизнес, не традиционный и эти деньги даются сложно. Вот это краткая выкладка.

- Шесть проектов были инкубированы в 2014 году. Что это за проекты?

- Проект изучения английского языка на основе картинок - котиков, Экоферма, Образовательный сервис - аналог ЕГЭ, Умное зеркало (анализ состояния здоровья по внешнему виду человека), Маугри, проект Батуты.

- На Маугри я хотел бы остановиться. Про этот проект я писал еще в 2012 году.

- Да, проект долгоиграющий. В 2014 году мы закончили его инкубирование, их пригласили стать резидентами Сколково. Они пока не могут решить - там они будут или не там. Есть свои плюсы и минусы.

- Мне кажется, что идея со Сколково закроется не позднее, чем кончится этот год. Наверное, у них те же опасения. Шесть инкубированных проектов за год - это лучший результат для бизнес-инкубатора?

- Мы инкубируем около 5 - 8 проектов в год.

- С 12 года до конца 14-го какие-то проекты вышли ли на уровень организаций, фирм?

- Маугри и компания Макроскоп.

- Макроскоп вышел из бизнес-инкубатора?

- В 2008 году они прошли инкубирование. Университет был их первым покупателем, оказал им инфраструктурную поддержку. Первый их офис был в инкубаторе. В Макроскопе был большой задел от Артема Разумкова, чьи идеи они воплощали. Его курсовая работа стала основой его будущего бизнеса.

- В этом году к вам по прежнему будут приходить ребята с идеями, с которыми вы будете заниматься. Рано или поздно наступает момент, когда идея вместе с инициаторами выходит в мир и с этого момента начинает существовать на свой страх и риск самостоятельно. Но у нас 2015 год и кризис - специфические обстоятельства. Не боязно сейчас выпускать проекты в свободное плавание?

- Нет, потому что хочется верить, что мы станем в этот период еще умнее. Идеи рождаются и в кризись, а у умных людей в кризис они рождаются активнее. Наша задача - предупредить их о возможных рисках и дать правильную оценку происходящему. Если мы решим, что ситуация неблагоприятная, мы приостановим проект и это будет наш правильный управленческий ход. Если ситуация благоприятная, то мы придадим ему нужное ускорение. Тут должна быть наша общая управленческая чуйка.

- Пока не подводила чуйка?

- Не буду скрывать, есть истории успеха, есть истории поражения. Это нормально. те, кто потерпел поражение, могут сделать свои выводы и вернуться к своим планам снова, с новым опытом.

- Я не спрашиваю названия неудачных проектов, но меня интересуют сферы.

- Проекты, связанные прямо или косвенно с государством, терпят неудачи. Например, если есть связь с госзакупками, то бюрократическая машина очень долго раскачивается, чтобы сделать шаг в сторону поставщика услуг или товаров. Есть примеры проектов, которые были связаны с культурными инновациями. Они рождались при прежнем губернаторе, когда для этого была благоприятная среда. У нынешнего руководства другой взгляд на современное искусство и проекты пришлось свернуть. Причины неудачи не экономические, как видите.

- Есть мнение о том, что бизнес-проект не будет успешным, если на карту не будет поставлено все. Если будет продано и заложено все и обратного пути просто не будет.

- У нас таких примеров не было. Мы пока работали с проектами, которые привлекали либо накопленные семьей деньги, либо деньги бизнес-ангелов. Действительно, нужна некоторая мудрость, чтобы правильно оценить риски. Но человеческая природа, действительно, такая, что если не карту не поставить все или не отнестись к этому так, то можно ничего не получить.

- Я видел людей, которые спокойно проматывали крупные для них суммы и видел людей, которые крайне ответственно относились к сбережениям, отложенным с нескольких зарплат. Вопрос отношения, да.

Какие объемы инвестиций обычно требуются. Экоферма - это сколько миллионов?

- Обычно объем инвестиций ограничен потолком в 0,5 - 1 млн рублей. Маугри измеряет себя десятками миллионов. Макроскоп - сотнями.

- Проекты в районе 100 тысяч?

- Есть и такие.

- Как часто приходят ребята с проектами, которые имеют мало отношения к университету, инновациям? Чебуречная, сапожная лавка...

- Такие приходят регулярно. Они приходят, чтобы получить финансовую поддержку, помня о недавних трендах в сфере поддержки предпринимательства. Мы можем работать и с традиционным бизнесом, если проект имеет какое-то уникальное проектное преимущество. Эти проекты мы называем креативными, потому что там есть элемент творчества.

- Перед началом эфира вы говорили мне, что вас попросили рассказать о робототехнике.

- Пермские ученые обратились к нам с просьбой организовать для них поток идей, связанных с робототехникой. Пришли с проблемой. Они готовы делать некие инновации в робототехнике, но им нужны креативные идеи. Для них мы инициировали конкурс научно-фантастических идей. 


Обсуждение
27358
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.