- Давайте начнем с истории ламповых радиоприемников. Я из более позднего поколения и не видел таких.?xml:namespace>
- Вы правильно сказали. Нынешнее поколение может и не понять что это за агрегат и для чего он предназначен. Вел лампового радио был недолог, по сравнению с другими антикварными предметами. Первые ламповые приемники появились в конце 20-х годов прошлого века, а последние партии были выпущены в конце 80-х годов.
- В середине 80-х на них уже не было спроса?
- Был переходный период, когда были и ламповые и транзисторные. Ламповому радио России выпала нелегкая судьба. Было время, когда всему населению было приказано сдать все ламповые приемники, чтобы не было возможности слушать немецкую пропаганду.
- Но их потом вернули?
- Их куда-то складировали. Часть их сломали, часть куда-то дели. После войны часть их вернули.
- В довоенные годы для простой советской семьи радиоприемник был довольно дорог?
- Наличие приемника в доме, в те годы, считалось признаком достатка. Хотя, разброс цен был – в зависимости от класса. Для села выпускались приемники, которые работали от батареек – не везде было электричество. Если сравнивать Россию с Европой, то войны обусловили отставание России в плане радиотехнологий. Чтобы как-то наверстать, не стали «изобретать велосипед», мы обратились к Америке. Они нам поставляли и автомобили, и приемники. За основу первых наших приемников были взяты американские прототипы – это 6Н-1, СВД-9.
- Как они выглядели? Большие коробки?
- Корпус делали из дерева ценных пород.
- Их делали произведениями искусства? Есть примеры, когда утилитарные вещи делают произведениями искусства.
- Их делали по американским образцам. Это фирма RCA – их корпорация. На лицевой панели были ручки громкости, настройки волны. Была возможность принимать на средних, коротких, длинных волнах. КВ разделялись еще на КВ-1, КВ-2, КВ-3. На лицевой стороне был динамик и шкала, где были указаны все диапазоны, сначала в мегагерцах, а потом просто указывались названия городов. В каждом городе были свои программы, свои радиоведущие.
Перед войной к нам Присоединилась Литва. У них были свои радиозаводы, у которых было немецкое направление, немецкая основа. Там отличался и дизайн и технические решения. Технология та же самая, что и в Америке, отличия были в деталях.
- Объясните, что такое радиолампа? Я видел лампы в старых телевизорах. Зачем они были в радиоприемниках?
- Лампа – это вакуумный электроприбор, который служит либо для преобразования, либо лоя усиления сигнала. Сигнал, который попадал на вход, был очень слабенький. Усилитель высокой частоты поднимал его насколько мог. Потом переходило в промежуточную частоту и в низкую, которая воспринимается человеческим ухом. Лампы и выполняли роль этих преобразователей.
Потом многие заводы стали выпускать приемники, стали появляться наши разработки. Был открыт минский завод, который в 40-м году выпустил свой первый радиоприемник. За основу они взяли польский Электрид. После войны у них уже пошли свои разработки.
- Первые собственные разработки появились после войны. До этого мы все копировали?
- Не все, конечно. Что-то делали и сами. Но внешний вид, схематическое решение бралось с американских образцов.
- Свои наработки – кто? Где? Много ли у нас было предприятий?
- Зачинщиками считались прибалтийские радиозаводы – это ВЭФ, рижский завод, Эстония, минский завод стоял особняком.
- Они при институтах существовали?
- Нет. Они были самостоятельными. Они же выпускали и военную продукцию.
- У нас звонок. Как вас зовут?
(Слушатель) – Меня зовут Лидия. У меня есть радиоприемник «Мир». Он очень красивый. Мы всей семьей сидели перед этим приемником, как сейчас сидят перед телевизором, и слушали. Он ловил буквально все. И вот сейчас он у меня стоит – ни уму, ни сердцу. Вот куда бы его и как?
- Спасибо. Мы еще поговорим об этом. Наверное не все приемники можно считать раритетами. Многие модели выпускались массово, правильно я понимаю?
- Да, выпускались массово. Когда пошли транзисторы, микросхемы, габариты приемников стали уменьшаться и те люди, у кого были ламповые приемники, оставляли их как память. А новое поколение уже просто выбрасывало старые приемники, имея на руках более современные модели.
- Вы считаете, что не стоило их выбрасывать? Что с ними делать-то.
- Не стоило. Век ламповых приемников очень короток.
- Они все сейчас представляют собой исторический интерес.
- Конечно. Некоторые модели мы вживую уже не увидим.
- У нас еще один звонок. Игорь, здравствуйте.
(Слушатель) - У меня пара вопросов. Довоенные радиостанции РРУ, РРС у вас есть в коллекции?
- Радиостанциями я не занимаюсь, но у меня есть знакомые, контакты тех, кто этой техникой занимается.
- То есть в природе они существуют, в коллекциях, где их можно посмотреть?
- Есть, конечно. Можно в интернете посмотреть. Там есть сайт, например, «Радиостанции красной армии»
- Я так понимаю, что Игорь хочет живьем посмотреть. В каких-то музеях, у частников, может быть, есть.
- Про музеи не знаю. У частников наверное есть. Я могу дать контакты.
- Давайте вернемся к истории.
- Во время войны многие заводы с Запада России эвакуировали на Восток – в Иркутск, Бердск… В войну было не до радиоприемников, выпускали радиостанции.
- 5 лет вообще выпали?
- Вообще не выпускали приемники. А которые были, те положили на склад.
(перерыв)
- Расскажите про послевоенный период.
- После войны восстановили наработки, которые были до войны и продолжали совершенствовать.
- Достигли каких-то высот?
- До 60-х годов заводам разрешалось разрабатывать дизайн, и они соревновались в этом. Потом ввели ГОСТы, унифицировали все и приемники потеряли свою индивидуальность. Например, был такой радиоприемник «Байкал» , «Рассвет», «Маяк» - сразу видно, что корпусами они почти не отличались.
- А кому в голову взбрела дурацкая идея унифицировать?
- Может быть, это сделали, чтобы все было проще. Чтобы поставщикам было легче выполнять заказы.
- У нас звонок. Как вас зовут?
(Слушатель) – Николай. У меня был приемник «Урал – 47»… или 49. Уже забыл. Потерял его в 75-м году. До сих пор помню, что было отличное звучание. То ли динамики качественные, толи деревянный корпус… Бархатный звук.
- Современные приемники не способны такой звук воспроизвести?
(Слушатель) - Современные – как кастрюли какие-то. Даже дорогая аппаратура не воспроизводит такого приятного звука. И еще, Бердский завод до сих пор продолжает по индивидуальным заказам выпускать ламповые приемники по бешеным ценам.
- Спасибо. Действительно по качеству звучания ламповые приемники превосходят современные?
- Это бесспорно. Звук у них был мягкий, близкий к естественным. В современных приемниках звук металлический, звенящий, нет плавного перехода от высоких частот к низким. Если их долго слушать на высокой громкости, заболит голова.
- Правда ли, что Бердский завод выпускает ламповые приемники и сейчас.
- Сейчас, если есть деньги, можно «заказать любую музыку».
- Для этого надо понимать, что такое качество лампового приемника. Возможно их настроить на прием Fm-формата?
- В той схеме, в которой они выпускались, Fm – диапазона не было. Позже, в 80-х годах, появился УКВ диапазон. Но радиоумельцы и раньше сами как-то переделывали входные контуры под УКВ. Но тогда немногие радиостанции вели трансляцию в этом диапазоне. Кроме того, УКВ передаются на небольшое расстояние.
- Я точно знаю, что люди, любящие качественную музыку, предпочитают виниловые пластинки компакт-дискам, прочей цифровой музыке, потому что ничто не может с винилом по качеству звука. Если мы сегодня придем к тому, что ламповые приемники воспроизводят более качественный звук Fm – формата, мы можем возродить и востребованность таких приемников.
- Все связано с комплектующими. Сейчас некоторые заводу еще выпускают лампы, но не в таких объемах. Потом, требуется качественная древесина. Сейчас же все унифицировано. Все делается не вручную.
(перерыв)
- У нас звонок. Здравствуйте, Александр Иванович.
(слушатель) – У меня вопрос. Очень стараюсь по-доброму относиться к старой технике. У меня есть приемник начала 50-х . Называется «VEF- Аккорд». По-моему три КВ, СВ, ДВ и вставочка для звукоприема. Этот приемник в свое время считался серьезной машиной? И второй вопрос сразу: Еще у меня есть приемник по-моему 60-х годов. Называется «Беларусь». Более современная машина – пять КВ, УКВ, все-все-все и проигрыватель. Хотелось бы знать мнение специалиста по поводу этих двух аппаратов.
- По поводу «VEF- Аккорд» я уже говорил, что такие изготавливались в Риге. Это массовый приемник второго класса. Он выпускался как приемник и как радиола. Звук у него приличный. Их немого осталось. У этих приемников есть еще такая особенность – если он хранится в неподходящих условиях, шкала начинает осыпаться.
- Антикварной ценности он сегодня не представляет.
- Почему. Любой сохранившийся ламповый приемник представляет собой ценность. Нет у нас пунктов, которые принимали бы и реставрировали такие вещи.
По приемнику «Беларусь» - тут надо определиться. Были «Беларусь – 101», «Беларусь – 103», 105, 110. Они выпускались в виде радиолы, в виде просто приемников. Это приемники на пальчиковых лампах. Их выпускали одними их последних. Минский радиозавод выпускал хорошую продукцию. Приемник «Дружба» получил золотую медаль на радиовыставке за границей.
- С чего началось ваше увлечение этой темой?
- Началось с радиоприемника «Урал-49». Самый распространенный на Урале радиоприемник. Его выпускали на радиозаводе в Сарапуле. В войну они выпускали радиостанции. Сейчас там выпускают автомобильные приемники. У нас в семье был приемник «Урал-49». Зеленый глазок, шкала, мягкий звук… Отец вечерами отслушивал «Голос Америки», «ВВС». Тогда их глушили, но можно было отстроиться. Наши ставили «глушилки» и «Голос Америки», «ВВС» работали на частотах, которых в наших приемниках не было. Радиоумельцы перематывали катушки, расширяли диапазон приема и можно было поймать. А потом стали их глушить и был постоянный фон, сквозь который, все-таки, можно было расслышать вражьи голоса. Впоследствии, в конце 60-х – середине 70-х было массовое увлечение – радиохулиганство. На средних частотах делалась приставка на лампе 6П-3С. Схемка расходилась по рукам. Она подключалась к приемнику и он превращался в передатчик. На средних волнах можно было выйти в эфир. Связывались друг с другом, гоняли записи. Beatles. Раньше же все это было дефицитом.
Радиотехнический надзор отслеживал, вылавливал. Это был незаконный выход в эфир. Наказывали, конфисковывали всю аппаратуру. Если несовершеннолетний, родители платили штраф. Если совершеннолетний, могли и в тюрьму посадить.
Ну вот, мне попался такой приемник и я его купил. Потом попался «Балтика» рижского завода. Он был у сестры моей мамы. Потом попался другого дизайна. Так и пошло. У меня и жизнь связана с радио. В 60-годы повально увлекались радио, были кружки радиотехники.
- Сколько у вас экземпляров в коллекции?
- Если считать нормально укомплектованные, то 320 штук.
- Ого! Они же все немаленькие.
- Помещение – это проблема. Когда приемников было немного, они стояли в квартире. Когда их стало больше, встал вопрос о помещении, чтобы их нормально разместить. Раньше я жил на 10-м этаже и на чердаке огородил помещение и расставил там. Я считаю, что цель всего этого собирательства – показать коллекцию людям, а не собирать как Плюшкин. Чтобы люди могли прийти, вспомнить молодость, привести детей.
- Но сейчас в широком доступе вашу коллекцию не увидеть?
- Нет. Надо помещение. Мы с Татьяной Востриковой разговаривали об этом. У них у самих сейчас дефицит площадей. У них многие экспонаты из-за этого не выставлены.
- Это проблема многих. Из тех трех сотен есть какие-то ваши особенно любимые? Это только советские приемники?
- Да, упор делаю на советскую радиотехнику.
- Примерно какой процент всех выпускавшихся у нас моделей у вас представлен?
- Процентов 70 у меня есть. Очень мало довоенных. Их выпускали мало. Экземпляров послевоенного периода много.
- А редкие, необычные?
- Есть редкие. Собирательство от коллекционирования отличается тем, что коллекция – это полная линейка каких-то технических предметов. Так как у меня продукция разных заводов и не все модели, я буду считать, что у меня собрание предметов. Целью было собрать все приемники Минского радиозавода. У меня есть почти все его модели. Нет приемника «Спартак» и нескольких послевоенных. Остальные все есть.
- Как вы узнавали какие линейки выпускались?
- Когда не было интернета, было тяжело. Сейчас, через интернет, коллекционеры обмениваются приемниками, информацией. Многие приемники еще попадают в неисправном состоянии, с плохим внешним видом…
- А как к вам попадают радиоприемники?
- Я по работе часто езжу в командировки, везде спрашиваю.
- А с запчастями как?
- Друг у друга узнаем. Иногда на металлорынке можно что-то найти. Можно в интернете заказать.
- Сегодня много фантастических фильмов, где есть такие эпизоды – современная техника выходит из строя и они обращаются к какой-то старой технике, которая лежала где-то в подвале… Ламповые приемники проще восстановить?
- Сейчас у техники совершенно другой уровень. Ламповый прием цифру не примет. На коротких волнах можно поймать Китай, Северную Корею. Остальные уходят на Fm. Сейчас еще уходят на цифру. Для ламповых приемников в эфире скоро будет тишина.
- Еще один звонок. Как вас зовут?
(слушатель) – Валентин. Был такой радиохулиган – Старый карась. Он жутко матерился, но у него была замечательная музыка. Был радиохулиган, выходивший под названием «Пермская волна». Он записывал передачу на пленку и в течение часа выдавал почти профессиональный эфир. Зная, что его пеленгуют, он прятал в какой-то баньке старенькой свою установку, а сам издалека наблюдал. Его долго не могли поймать, но все же поймали. Ему было лет 27 и «впаяли» ему года три. Припомнили ему, что он в 17 лет границу СССР хотел перейти. Сложили все и дали ему. Так вот эти радиохулиганы выступали с такими заявлениями: «Дайте нам маленький диапазон и мы будем гонять исключительно музыку, никакой политики. Молодежь будет слушать нас, а не пытаться поймать «вражьи голоса». Но даже на это не пошли.
- Они были прозорливее. Именно музыкальные радиостанции сейчас захватили эфир и им принадлежит пальма первенства. Возвращаемся к вашей коллекции, хотелось бы узнать об экземплярах, которые попали к вам необычно.
- Один редкий приемник, СВД-9, его выпускал Александровский радиозавод. Мне приходилось ездить по деревням, в связи с основной работой. Я зашел к председателю в контору, чтобы согласовать отвод площадей. Мне сказали, что его нет и предложили зайти к нему домой. Мы с ним стоим, разговариваем, а у него там что-то типа курятника, я смотрю, силуэт какой-то знакомый, весь обгажен. Я спросил, что это такое. Он говорит – да не знаю, какая-то тумбочка. А эти приемники были такие, действительно, вытянутые кверху, из дерева, консольные. Он его вынес, я смотрю – ничего себе, приемник. Все на месте. Я его спрашиваю – ты знаешь что это? Он – да откуда я знаю. Это еще от деда. Сижу на нем. Ну я у него этот приемник взял, почистил. Он сейчас в коллекции. Рабочий.
Второй случай - я шел по улице и увидел возле мусорного бачка приемник. Все проходят, внимания не обращают, потому что не знают что это такое. Я посмотрел – приемник «Маршал». Его выпускал Ленинградский завод. Этим приемником награждали полководцев за особые заслуги. Вот он «Маршал» и назывался. Редкий приемник. Наградной. Хорошо, что его не бросили в бачок, а поставили рядом.
Ну а остальные - или так предлагают, или нахожу в интернете.
- Объявления в интернете подают те, кто понимает что такое ламповый приемник, что это ценность.
- Кто-то – да. Но чаще люди просто выбрасывают их на свалку.
- Были и автомобильные приемники? Они выпускались в СССР?
- Были. Тоже ламповые. Выпускались. Их начали ставить на «Победу», на первые «Москвичи». Там были миниатюрные лампы, которые работали от бортовой сети. Есть люди, которые именно эти приемники коллекционируют.
- А в Союзе их много выпускали?
- Тогда автомобилей немного выпускали, поэтому и приемники массово не выпускались. Их и в продаже не было. Видимо, они устанавливались на машины сразу, на заводе.
- Мы говорили про момент унификации. Сколько времени заводы выпускали абсолютно разные приемники?
- Десятилетие. Правда, долго сопротивлялись прибалты. Они держали свой стиль. Они сразу отличались. На остальной территории работали по госту.
- Какие приемники были самыми дорогими, считались элитными?
- Есть высшего класса приемники, 1-го, 2-го, 3-го. Есть массовые приемнички четвертого класса – карболитовый корпус, не дерево, два диапазона – СВ и ДВ. Третий класс – там, кроме СВ и ДВ были КВ диапазоны, деревянный корпус. Второй класс – это как ВЭФ-«Аккорд». Они и по размерам были побольше и звук был получше. Первый класс – там побольше каскадов усиления, хороший прием, отстройка. Например, приемник «Мир». Высший класс – это предел. Это представители ВЭФ-овского завода. Например, «Эстония – 001». Ноли означали высший класс.