Верхний баннер
01:35 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Человек культурный

20.12.2017 | 19:22
"Человек культурный", 20 декабря

Здравствуйте. Анна Букатова в студии "Эха Перми". Посмотрим, какие события мира культуры происходят в нашем городе сегодня.

При поддержке Министерства культуры Пермского края Пермь посетил сын легендарного композитора Дмитрия Шостаковича, Максим Шостакович. Дирижер, пианист, Заслуженный артист РСФСР, был в Перми 19 и 20 декабря. Максим Дмитриевич приехал на концерт Теодора Курентзиса и оркестра #musicAeterna – пермский коллектив исполнил знаменитую «Ленинградскую» симфонию, одно из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича, созданное в 1941 году. Кроме того, он встретился с пермяками в рамках «Лаборатории современного зрителя» - проекта Пермского театра оперы и балета, созданного Теодором Курентзисом как общедоступная и бесплатная площадка культурного образования зрителя. И вот с чего началась встреча пермяков и Максима Шостаковича:

Мне кажется, что я не первый раз в Перми, потому что, когда я был еще совсем молодой, я служил ассистентом дирижера замечательной Вероники Борисовны Дударовой, вы наверняка слышали такое имя, и мы как-то ездили в поездку очень длинную от Москвы по всем городам необъятной страны до самого Хабаровска. И я не совсем помню, но точно, в Перми мы были. Я с удовольствием, как приехал, я почувствовал какое-то воспоминание, поглядел окрест себя. Эта прекрасная река, которая рядом с вашим городом. Вообще, когда смотришь на старые русские города и думаешь: «Даа». И думаешь: «Даа». Это такое всеобъемлющее, всеобъемлющее «Даа». Все говорит это «Да!».

"Человек культурный", 20 декабря

На встрече со зрителями Максим Шостаковича говорил о своем отце и его музыке, о том, как он жил и творил во время войны, читал вслух отрывки из книги Исаака Гликмана «Письма к другу». Говоря о десятках книг, написанных об отце, Максим Дмитриевич выделил именно эту. Композитор и литературовед были близкими друзьями, которые делились в переписке сокровенным. По словам Максима Шостаковича, ни один другой писатель не мог похвастаться этим, а значит, не мог создать действительно хорошую книгу о его отце:

Я очень хорошо знал Исаак Давыдовича Гликмана. Был потрясающий совершенно человек. Как-то он был в гостях у моего папы и надо было его отвезти домой. А я тогда ездил на мотоцикле. Я усадил этого огромного человека на заднее сиденье мотоцикла, и мы с ним помчались. И он сзади сидел и кричал: «И стыдно! И страшно!». Так он ехал на мотоцикле. Я много чего знаю о нем. Это сейчас так в голову пришло. Тогда я сейчас возьму очки, потому что без них я не очень хорошо вижу, и буду вам читать. Когда-то великий поэт и замечательный умница Генрих Гейне путем анализа и конкретных наблюдений пришел к не очень утешительному выводу о том, что личность гениального художника отнюдь не адекватна его произведениям. Что эти понятия обособлены, разомкнуты и не совпадают друг с другом. Гейне писал, перо гения всегда более велико, нежели он сам. Это правда. Это абсолютно точно. То величие в музыке, которое мы чувствуем у Шостаковича, оно совершенно не совпадает со скромным, простым, нормальным человеком. Вы знаете, слово «нормальным», вы должны прочувствовать до глубины души, потому что он действительно был нормальный. Я очень не люблю, когда это величие распространяется даже на личную жизнь, когда пишут о величии какого-то человека так, что пальцем до него не дотронешься. Нет, Дмитрий Шостакович был со всеми рядом! Сердце к сердцу пришит был к нам ко всем!

На встрече с пермяками много внимания было уделено Симфонии №7, или «Ленинградской» симфонии. Работу над ней Дмитрий Шостакович начал еще до начала Великой Отечественной войны, продолжил уже в блокадном Ленинграде, а завершил в декабре 1941 года в городе Куйбышев, где, спустя пару месяцев, состоялась премьера произведения:

Мне захотелось почитать вам кое-какие вещи об этой «Седьмой симфонии». Но это не просто Седьмая симфония, это связанные с ее происхождением, предшествующие ей трагические события, такие как разгром его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которая была названа антинародным произведением, и что композитор враг народа вообще, что эта опера черт знает, что такое. Вышла статья даже такая в газете «Сумбур вместо музыки» называлась. Была состряпана против него статья и он очень пострадал тогда от этого. Короче говоря, Седьмая симфония, которая была после написана, она каким-то образом, даже странно это говорить, она его реабилитировала. В чем его реабилитировать, этого великого композитора? Седьмая симфония его, можно сказать, спасла.

Шедевр национальной и мировой культуры, «Ленинградская» симфония Дмитрий Шостаковича была исполнена в Перми оркестром #musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса 20 декабря. Сын композитора стал почетным зрителем. Кроме того, в составе оркестра выступил внук валторниста Николая Дульского, участвовавшего в легендарном исполнении Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде в 1942 году. Максим Шостакович сказал после:

Я очень уважаю этого молодого дирижера, он глубоко проникает в суть музыки. Мой отец говорил, интерпретатор имеет право удаляться от указаний в партитуре, но его интерпретация должна быть убедительной. Я сам много дирижировал эту симфонию, и Теодор сделал совершенно иначе, но он убедил меня. А кто убедил, тот победил.

На этом пока все. О новостях культуры рассказала Анна Букатова.


Обсуждение
1658
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.