Картина «Весенний ветер», холст, масло. Автор Игорь Грабарь. Начало XX в.
Грабарь - ярчайший представитель «серебряного века», человек «ренессансных устремлений»: живописец, художественный критик, историк искусства и архитектуры, один из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятников искусства. С его именем связаны многие открытия древнерусского искусства. Он был участником первых экспедиций (вместе с Н. Н. Серебренниковым) по спасению древней иконописи Пермского края.
Игорь Эммануилович родился в 1871 году в Венгриии, спустя 5 лет с семьей переехал в Россию. Он окончил Московский лицей, истфак Петербургского университета и Академию художеств. Грабарь много путешествовал и писал до 1910 года, а после посвятил себя научно-просветительской деятельности, восстанавливал памяти культуры и старины, более 10 лет занимал должность директор Третьяковской галереи, где провел реформу экспозиции, основанную на исторической последовательности.
В 1924 году Грабарь вновь берет в руки кисть - пишет натюрморты, пейзажи, портреты. Его полотна отличаются реализмом, вниманием к особенностям передачи света и воздуха, к которым он подходил аналитически. Творческий метод художника часто характеризуют, как научный импрессионизм.
Этюд «Весенний ветерок» был создан под Москвой в имении друга Грабаря – художника Верещагина. Игорь Эммануилович после так описал ее в своей книге «Моя жизнь. Автомонография»: «В апреле 1905 я написал этюд комнаты в деревянном доме, с игрой солнечных рефлексов на желто-розовых стенах и занавеской, шевелящейся от весеннего ветра. Ее купил на выставке И. А. Морозов, из собрания которого она перешла в Пермский музей. Это ярко выраженная импрессионистическая живопись».
Оценить всю непосредственность картины «Весенний ветер» Игоря Грабаря можно сегодня в Пермской художественной галерее (Комсомольский проспект, 4). Меня зовут Анна Букатова. Не забывайте, что прекрасное рядом.