Верхний баннер
21:15 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:08, 17 сентября 2014
Автор: Владимир Соколов

«Есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты, чтобы воздушное движение по Пермскому краю было относительно свободное», - Владимир Большаков

Ведущий: Владимир Соколов

Гость: Владимир Большаков, генеральный директор ВМБ «Авиа Группа»

 

- Владимир Сергеевич, скажите, что такое ВМБ?

«Есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты, чтобы воздушное движение по Пермскому краю было относительно свободное», - Владимир Большаков
«Есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты, чтобы воздушное движение по Пермскому краю было относительно свободное», - Владимир Большаков
- Аббревиатура ВМБ расшифровывается как Владимир и Михаил Большаковы.

- Вот как.

- Да.

- Хорошо. Тема нашего сегодняшнего эфира – это ваш продукт, я так понял, что это семейный самолет.

- Да это семейный самолет.

- Как он называется?

 - Он называется ВМБ-59 «Арктур».

 - Он сделан на базе канадской модели, насколько я понимаю, она уже обкатана, это автомобиль с крыльями, по большому счету?

- Это не совсем автомобиль, это все-таки самолет.

-Но мест там столько же.

- Мест столько же, 4 места.

- Расскажите об этом самолете, что это за модель такая?

- Самолет был спроектирован на базе самолета быстрой сборки, разработчик Крис Хайнц, это канадский конструктор, бывший летчик. Таких его разработок много, есть 6 его разработок, которые летают во всем мире. Основная цель разработки конструктора была такая, чтобы этот самолет мог сделать любой желающий в своем гараже.

- Мне как раз интересно, где вы будете их делать?

- Мы уже их делаем, первый экземпляр прошел летные испытания.

- У вас есть гараж, в котором вы их собираете?

- Да у нас есть гаражный кооператив, в котором построен серьезный ангар для строительства примерно трех воздушных судов и плюс несколько боксов для механических работ, там стоят фрезерные станочки, там стоят токарные станочки.

- Это у вас семейный бизнес. Вы увидели эту модель, решили ее выпускать, а почему именно эту модель? Что он может, этот самолет?

- Самолет как таковой – это средство передвижения в первую очередь.

- Это не роскошь, это средство передвижения.

- Да. Машина, которая открывает горизонты свободы человека

- Вспоминаются книги Ричарда Баха, совершенно влюбленного на всю голову в небо. Вы себя относите к таким же людям, насколько я понимаю?

- Да, да.

- Где ваш самолет может летать?

- Что такое семейный самолет. Крис Хайнц разрабатывал этот самолет в связи с тем, что очень культ семьи развит в Канаде, в США. В связи с этим было предусмотрено 4 человека, это двое взрослых и двое детей. Передвижение, семейный отдых это прерогатива западных семей. У нас немножко скошено это направление, папа уезжает в одном направлении, мама с детьми в другом направлении, зачастую. Но вот есть предложение такое, чтобы семейно отдыхать вместе.

- Есть предложение не отдыхать друг от друга, а отдыхать все-таки вместе.

- Да.

- Дорогая, у нас есть самолет, полетели все вместе. Например, мы решили полететь за грибами на север области. Хорошо, тут я худо-бедно взлетел, а как я там приземлюсь?

- Нет, не худо-бедно, характеристики таковы, что разбег у него 120-150 м, при полной загрузке до 200 м. Просто нужна полянка. С воздуха учат определять эти поляны в учебных центрах. Нужна просто ровная поверхность.

- А как я узнаю с воздуха, ровная она или нет?

- А вот этому учат в учебном центре.

- Он работает на чем?

- Самолет цельнометаллический, у него автомобильный двигатель. Но уже нельзя сказать, что это автомобильный двигатель, это двигатель с бывшего автомобиля, который адаптирован под авиационный. Оттуда снято все лишнее, что требуется автомобилю, он немножко усилен по оборотам, и на нем стоит скоростной компьютер, компьютер контролирует двигатель по 18 параметрам. Я не буду вдаваться глубоко в технические характеристики. Двигатель работает пока исключительно, вот сегодня он проработал 18 часов на таких жестких режимах, и, в общем-то, он позволяет и дальше работать.

- Непрерывных 18 часов?

- Нет, в общей сложности. Есть формуляр двигателя, есть формуляр самолета, который заполняется после каждого полета.

- Этому тоже всему можно научиться.

-Да.

- Купил я ваш самолет, кстати, сколько я выложил при этом?

- 3 млн. 800 тысяч.

- Это цена хорошего автомобиля. Я могу туда загрузить жену, двоих детей и 100 кг груза. То есть, по грибы вполне можно слетать.

- Да.

- Во сколько мне обойдется полет в Кудымкар? У него почасовой расход?

- Да.

- Скорость?

- 250 км/ч это крейсерская скорость.

- До Кудымкара у нас получается…

- 300 км где-то.

- Ну, 1,5 часа.

- 1,5 часа – это обойдется в 9-10 тысяч рублей.

- 10 тысяч рублей я потрачу, чтобы туда и обратно слетать?

- Нет, нет. Ситуация такая, 10 тысяч рублей, если вы арендуете этот самолет.

- Нет, нет, я купил.

- А, купил – тогда топливо часовой расход 20 литров в час 95-о бензина и практически все.

- То есть, 50 литров топлива израсходовал.

- Да.

- А дальность полета?

- 1,5 тысячи км.

- Это интересно.

- Это запас по топливу.

-Вы предполагает его в частное пользование продавать или как машинку для бизнеса? Для экскурсий, еще для чего-то?

- Эта машина и в частное пользование, и для бизнеса, и для МЧС, и для авиационной медицины, для контроля за лесами. Функций у авиации множество. И у машины этой тоже множество.

- И эта ниша у нас не занята?

- Она свободна.

- У нас до этого были кукурузники АН-2.

- Да.

- Им можно ставить памятник, их сейчас нет практически.

- Я надеюсь поставить памятник АН-2 около авиационного техникума, но это все пока фантазии.

- Это планы, отличные планы. Машинка такая заслуженная. И ничего не пришло на смену, вы полагаете, что эта ниша свободная, и вы ее займете?

- Не совсем так. На смену АН-2 скорее всего придет самолет 9-местный, называется «Рысачок». Разработка Самары, самолет местных воздушных линий.

- Это чисто их разработка? Или прототип был?

- Нет, это чисто их разработка.

- В отличие от вашей, у вас все-таки был прототип

- Да. Но нам надо с чего-то начинать, мы взяли пока разработанную модель.

- Этот самолет нужен МЧС, нужен для экскурсий, нужен медицине. Вы как-то работаете в этом направлении? У вас уже есть потенциальные клиенты какие-то?

- Потенциальных клиентов нет среди бюджетных организаций, МЧС, медицина, но есть потенциальные клиенты среди частных организаций.

- Уже есть. Владимир, скажите, неужели так просто вы решили сделать самолет, взяли гараж, взяли образец, и делаете. Разрешение, лицензии, допуски и все такое, мне казалось, что все это непреодолимые дебри какие-то

- Немножко не так. Во-первых, не гараж, а специально построенный ангар для производства воздушных судов. Просто была территория гаражного кооператива, которую по решению общего собрания нам отдали, и мы там построили достаточно большой и емкий ангар. Строительство самолетов, как таковых, в настоящее время не представляет никаких трудностей, единственное, нужно желание, нужен материал. Материал у нас полностью российский, у нас его в миллионном городе Перми можно купить свободно.

- Двигатель тоже можно купить?

- Думаю, что в сервисных центрах вам предложат любые двигатели.

- Он российский?

- Нет, двигатель стоит японский.

- Это хорошо, вы меня сейчас успокоили.

- Все остальное практически российское. Единственное, отвлекусь, это приборы. Дело в том, что Российская Федерация уже не выпускает стрелочные приборы, предприятия выпускают только цифровые приборы на базе компьютеров

- Стрелочные приборы, это кружочек, со шкалой, где стрелочка.

- Да, это обыкновенный будильник.

- Это вы тоже закупаете. А лицензии какие-то разрешения. Хорошо, я куплю у вас самолет, но я должен верить в то, что он соответствует всем требованиям безопасности, и прочего. Это все у вас присутствует?

- Да, дело в том, что мы собираем самолеты как воздушные суда единичного экземпляра. После того, как собран самолет в Росавиацию посылают все документы. Первое, все материалы, из которых собран самолет. Заявление на присвоение регистрационного номера в госреестре воздушных судов. После проверки качества материалов, присваивается номер бортовой воздушного судна. Если на воздушном судне присутствует радиостанция, то определенное заявление, разрешение на использование радиостанции.

- А она присутствует?

- Да. И следующее свидетельство, это свидетельство о владельце воздушного судна, что вам принадлежит самолет с таким-то номером, с такой-то радиостанцией.

- Теперь, предположим, я хочу купить у вас самолет. Что мне надо для того, чтобы на нем летать, а не показывать друзьям, что здесь у меня катер, здесь гидроцикл, а здесь самолет с вертолетом. А я хочу летать.

- Для этого вам нужно пройти обучение в определенном сертификационном центре.

- Он у нас есть в Перми?

- В Перми его, к сожалению, нет. Я думаю, что здесь вы можете просто пройти теоретическую подготовку, налетать на частных самолетах с инструкторами, которые у нас есть в школе ДОСААФ.

- Лицензированные инструкторы?

- Да. Налетать 40 часов, вам выдадут летную книжку, после этого вы едете сдавать экзамен в Екатеринбург или в Казань.

- Это получается как экстерном. У меня есть подготовка, я приехал, сдал экзамен. Получил что?

- Получил лицензию пилота.

- И могу пилотировать.

-Да.

- Там тоже категории, как у водителей?

- Да, есть пилот-любитель, есть пилот-профессионал. И выше.                                                                                      

- Для того, чтобы возить семью, мне достаточно быть пилотом-любителем. Чтобы использовать его в коммерческих целях?

- Этот самолет невозможно использовать в коммерческих целях.

- Подождите, я решил возить людей на рыбалку за деньги, на север области. Это будет коммерческая цель

- Нет. Дело в том, что у нас авиация местного назначения запрещает использовать данные воздушные суда в коммерческих целях. Вы можете отвезти группу товарищей на рыбалку.

- Но не могу давать объявление «Эх, прокачу»?

- Можете, но вы можете брать деньги строго по себестоимости. Это зарплата пилота, плюс бензин, плюс амортизация самолета. Прибыли вы не можете извлекать из этих полетов. Это законодательство.

- Подождите, это тонкое место, мне кажется. Его как-то можно обойти?

- Нет, если честно, по закону работать, только таким образом. Единственное, вы можете поставить цифру зарплаты…

- Давайте мы сейчас не будем подсказывать схемы обхода наших законов, они придумываются элементарно. Хорошо, я не могу его использовать в коммерческих целях, я либо сам езжу, либо я медицинское учреждение я купил самолет. Какое-то дополнительное оборудование вы можете ставить, если он используется медучреждением или пожарными.

- Эти самолеты могут использоваться для разных назначений. Например, аэрофотосъемка. Мы вместо задних сидений можем ставить практически оборудование.

- Вы поставите все это сами, включив это в себестоимость самолета.

- Да.

- А медицинское учреждение?

- Это специальные медицинские аптечки, которые с большим объемом препаратов ставятся на заднее сидение.

- Какие-то приборы.

- Конечно.

- Сколько времени у вас уходит на изготовление одного самолета без всяких опций.

- Мы посчитали, первый самолет был изготовлен за 2 года. 2 года – это небольшой срок для изготовления данного самолета. В связи с тем, что вместе с производством данного самолета мы готовили серийное производство. Оборудование определенное изготавливали, изготавливали оснастку, поэтому 2 года ушло. А сейчас мы можем изготавливать самолет за 4 месяца.

- Это уже окупается тогда. То есть, вы вышли на серию, что вас держит сейчас?

- Нас держит единственное, это маленькое финансирование. На сегодняшний день наше предприятие работает только за зарплату меня и моей жены.

- А денежки-то ваши.

- Да.

- А вы не пробовали взять привлечь под это дело какие-то инвестиции?

- Да, мы сейчас ищем инвесторов, находилось несколько инвесторов с инвестиционными программами, мы обращались к калининградским инвесторам, но все-таки срок окупаемости получается где-то 2-3 года, с риском, 5 лет. Но это средний срок, нормальный срок. Единственное, что наши инвесторы не идут на это, потому что проще получить прибыль в короткие сроки, этого хочется. Неизвестно, что будет чрез 2-3 года в нашей стране.

- Наши суровые российские реалии. Эта ниша сейчас свободная, к вам не идут инвесторы, вы не думаете, что все это неспроста? Вы не думаете, что кто-то уже пробовал, что кто-то уже пытался, разорился на этом? Что вы не изобрели сейчас ничего нового? Почему эта ниша свободная? Я думаю, что не бывают такие грибные места свободными?

- Такие самолеты крупным предприятиям невыгодно делать. С них оборот и объем не очень большой. И окупить все предприятие с такими самолетами невозможно. Такие самолеты во всем мире изготавливают маленькие предприятие, семейные предприятия по 20, 30, 40, 50 штук в год. Дело в том, что у нас самолеты изготавливают, изготавливают неплохими партиями, под заказ, единственное, что у нас просторы очень большие и эти просторы не видны. Таганрогское предприятие одно изготавливает СП-30, СП-36. Такие двухместные самолеты, оно уже больше 120 самолетов на сегодняшний день изготовило и продало.

- В Пермском крае вы первые?

- Да, в Пермском крае я первый.

- 3 млн. 800 тысяч стоимость четырехместной машины плюс 100 кг груза. Вы говорите, что у вас еще есть двухместные машины?

-Да. Есть еще в проекте двухместная машина, учебно-тренировочный самолет.

- Плюс сколько груза туда?

- Я думаю, что еще одного человека можно посадить.

- Он стоит?

- 1 млн. 800 тысяч.

- Давайте сравним с западными аналогами?

- Это несравнимо. По цене сразу скажу, ближайший современный самолет, только что сделанный, в районе 12 млн.

- Точно такой же?

- Да.

- В 3 с лишним раза.

- Да, конечно, «Cessna», поддержанную в районе 70-х годов выпуска, которая наработала уже достаточно большое число часов в воздухе, можно купить за 3 млн. в принципе. Но ресурс уже маленький, конечно.

- Понятно. У вас есть двухместный самолет, вы говорите, это учебно-тренировочный.

- Да, он предполагается для обучения летно-технического персонала.                                                                                 

- Этих точно малая партия будет?

- Не факт. Дело в том, что такие самолеты очень хорошо применяются для сельхозработ. На юге нашей страны такие самолеты опыляют поля.

- Сельхозработы. Я представляю себе кукурузник, у которого в крыльях дырочки, из которых льется жидкость?

- Так оно и есть. Причем, один такой самолет заменяет 20 тракторов Т-150 для опыления полей.

- А их еще и тракторами опыляют, простите?

- (смеются) Да, их еще и тракторами опыляют.

- Вы говорите, 1 самолет за 4 месяца. Вы можете делать 3 самолета в год. Модельный ряд расширять, объем производства, что у вас в планах?

- Давайте я расскажу о планах моей жизни.

- Кроме памятника кукурузнику.

- Да, да. Сегодня мне 55 лет.

- Все только начинается.

- Да, есть огромное желание увидеть в небе наши самолеты достаточно много. По Пермскому краю чтобы было воздушное движение относительно свободное. И еще интересная есть тема, это экранопланы.

- Это штуки, которые летают над водой.

- Да, штуки, которые летают над водой.

- Расскажите кратко, что это.

- Экраноплан – это промежуточное состояние между лодкой и самолетом, которое поднимается при помощи определенных движителей, поднимается над водой на расстояние полметра, и летит за счет этого экрана.

- Подушки.

- Это не подушка, это и называется экран.

-Там у нас создается область плотного воздуха.

- Да, и скорость движения 100-150 км/ч.

- А если шторм?

- Это сложнее.

- Если мост, если рыбак на лодке?

- Знаете, как ни странно, через ГЭС нашу, у которой перепад воды 12 м, можно сделать определенный мостик и экраноплан будет перелетать

- Я читал когда-то про эти штуки, их в советское время делали

- Да, это «Каспийский монстр», это «Орленок», почему-то это все заглохло.

- Они слишком часто падали

- Нет, не так немножко. Дело в том, что, во-первых, это военные были машины, которые предназначались для ликвидации авианосцев США.

- А разведка армейская США снимала их с воздуха и очень удивлялась, что это за штуковины, еще и летают. И все-таки их не стали развивать?

- Дело в том, что они очень энергоемкие, нужны двигатели для них энергоемкие для больших экранопланов. Но семейные 5, 7, 10 мест можно использовать для народного хозяйства. И для семьи и для людей, вполне возможно. И сейчас в Самаре изготавливаются такие экранопланы.

- Используются?

- Да. Летают на них.

- И не бьются, не тонут?

- Нет, нет.

- Я так понимаю, что у него есть ограничения большие. Допустим, если ветер?

- По волне есть ограничение у него, по-моему, с 4 баллов начинается ограничение по волне. Но на реках наших этого достаточно.

- Вы хотите делать экранопланы?

- Да и у меня товарищ сделал уже экраноплан, но в США.

- Это не считается.

- Не считается.

- Я читал, они могут перепрыгивать препятствия. Были такие экранопланы. Что вы планируете? Сделать то, что уже обкатано или что-то новое привнести. Разработки. Вы пользуетесь чьими-то разработками, у нас же много местных Кулибиных.

- Вы знаете, чужими разработками обязательно нужно пользоваться, чтобы не изобретать велосипед. Нужно пользоваться другими разработками и добавлять новинки свои. И в результате получать новые преимущества.

- Но на каждую новинку надо лицензии, сертификаты.

- Сертификация самолетов и экранопланов как таковой нет. В будущем можно наше производство превратить в сертификат типа. То есть, не единичное воздушное судно, а уже типовой проект воздушных судов. Есть желание огромное сделать свое конструкторское бюро по изготовлению самолетов.

- Хорошее желание.

- Есть огромное желание применять в изготовлении двигателей, не только применять японские двигатели, а свои, 3D-принтеры.

- На 3D-принтерах делать двигатели?

- Да.

- Это возможно уже?

- Да.

- Теоретически или практически?

- Практически уже возможно, фирма «General Electric» уже изготовляет лопатки для авиационных двигателей на 3D-принтерах.

- Но я так понимаю, что вам нужны инвестиции.

- Да, 1 3D-принртер стоит 40 млн. рублей.

- Ох, ты как. Для того, чтобы привлечь инвестиции, вам надо показать свою эффективность

- Конечно.

- И каким образом вы планируете показать свою эффективность, потому что одно дело идея, а второе готовый бизнес, требующий развития

- Я скажу, что самолет сейчас первый стоит во Фролах, он прошел все летные испытания, он показал хорошие результаты. На сегодняшний день мы написали письмо председателю правительства Пермского края с предложением открытия учебно-тренировочного центра по подготовке летчиков авиации общего назначения в Пермском крае. Письмо рассматривается, я знаю, что сейчас есть предложение от министерства культуры, есть предложение от министерства образования. Это письмо подписал я, как руководитель предприятия, директор авиационного техникума, и зам руководителя предприятия по кадрам Пермского моторного завода

- Хорошо работаете. Так и надо, как можно в больших местах о себе заявить. Я забыл спросить, чтобы полететь, есть у меня право управления, есть самолет, я прежде чем вылететь должен с кем-то что-то согласовывать? Коридор воздушный?

- С 2010 года у нас поделили все воздушное пространство на 3 зоны. Это зона А, зона C и зона G, мы летаем в зоне C, зоне G. Зона G неконтролируемое пространство, там можно летать свободно, никому не заявляясь.

- Это не выше чего?

- Вообще-то говоря, летать можно, так как такие самолеты не герметичны, поэтому летать можно не выше 4000 м.

- Там уже просто дышать нечем

- Да. А зона А начинается с 8000 м, это уже для больших судов. Зона С – это зона вокруг крупного аэродрома радиусов от 30 до 50 км. В зависимости от аэродрома, это контролируемое пространство, там только с разрешения диспетчера. Зона G у нас начинается с ГЭС, от Савино и дальше в сторону Хохловки, Ильинского.

- Скажите теперь, где вас найти? Где можно увидеть ваш самолет, потрогать, прокатиться?

- Самолет можно увидеть во Фролах, он стоит на стоянке аэродрома Фролово. У нас есть сайт, www.vmb-aviagroup.com. Сайт еще в разработке, у него первый такой облик. Думаю? что он изменится.

- Пока что визитка, но контакты там есть, вам можно звонить, с вами можно разговаривать.

- Да.

- Если кто-то после эфира не знает, куда вложить свои денежки, можно обратить внимание на этот проект, проект интересный.

- Да. С удовольствием.


Обсуждение
2384
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.