"Если у власти будет больше проблем, у нас их тоже будет больше", - Виталий Ковин
Ведущий: Юрий Бобров
Гость: Виталий Ковин, политолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Пермского научного Центра Уральского отделения РАН.
- Выборы в Пермскую городскую думу возможно состоятся досрочно. На сколько раньше они могут состояться и почему?
- В понедельник в ряде СМИ появилась информация о том, что администрация губернатора согласовала с руководством Приволжского федерального возможность переноса "одной из избирательных кампаний" с 2016 года на 2015. Напомню, что у нас в 16-м году выборы в Госдуму, в Заксобрание и, поскольку единый день голосования, выборы в Гордуму Перми и, я надеюсь, главы города. Получается, что три кампании всех трех уровней будут проходить в один день. Избиратели получат шесть, а то и семь бюллетеней на руки. С моей точки зрения, это крайне не продуктивно.
А вот на сколько, если выборы перенесут, то разница будет в 4 месяца. Не такая уж великая потеря. А если выборы состоятся в 16-м году, они переседят сверх срока - с марта по декабрь.
- Почему крупные федеральные чиновники напрягаются по поводу совмещения кампаний. Радеют за чистоту выборов? Что в этом кроется? Ну, 6 бюллетеней...
- Выборы разного уровня в различные органы власти - это, вообще-то, разная политическая повестка. Если мы посмотрим как проходят избирательные кампании. когда разные уровни власти накладываются друг на друга, федеральная повестка всегда перекрывает региональную. Вспомните, были выборы в Заксобрание и в Госдуму в 12-м году. Примерно все так и происходило. Помните, насколько активен был штаб по выборам федерального уровня и насколько незаметной на этом фоне была деятельность регионального штаба.
- Как человек, выходивший на все протестные митинги, я могу сказать -так и хорошо, пусть у них голова болит, пусть у них внимание рассеивается.
- А вот тут очень важно. Если у них будет больше проблем, у нас их тоже будет больше.
- Если представить себе условные потенциалы власти и оппозиции, то силы не равны. Когда власть должна рассредоточить свои силы, внимание на разные позиции, разве не больше шансов у оппозиции?
- Выборы ведь нужны не для того, чтобы ставить власти шпильки.
- Выборы не имеют никакого смысла, если нет оппозиции. Можно их не проводить, экономить деньги.
- Согласен. Нужно, чтобы в выборный период были четко обозначить проблемы, которые власть должна решать, чтобы потом с нее спрашивать. Как можно поставить четко пермские проблемы, когда у нас все СМИ и внимание самих людей будут заняты федеральные выборы? Да никто не заметит, что были еще, оказывается, пермские выборы.
Единый день голосования в сентябре - это крайне неудобно. Тут надо смотреть какое из зол меньше. Главные выборы в любых политических системах - это выборы в национальный парламент. Их сроки наиболее устойчивы.
Было бы очень полезно, чтобы выборы в региональный парламент происходили отдельно от федеральных, но так уже не получится. Они у нас совпадают по срокам. Единственное, что можно двигать - это выборы муниципальные.
- По вашей логике, когда я был в 2008 году в городе Сент-Луис в США наблюдателем второго тура дебатов. Я там видел бюллетень. В нем было 47 вопросов. Там было все. Президент, вице-президент, сенатор, мэр, депутаты, вопросы по налогам, делать или не делать парковую зону и т.д. Понятно, что главным там был вопрос по президенту. И вы сейчас говорите, что совместит муниципальные выборы с выборами краевого парламента и наслоить туда еще выборы в гордуму, которое, мне кажется, плевать вообще
- Вы здесь не правы. Показатель внимания избирателей - это явка. На федеральные выборы явка традиционно высокая. А на муниципальные... вот например, недавно были выборы в Пермском районе. Там была жесточайшая борьба, две коалиции, казалось бы - что еще нужно? Явка - 23%. Тут дело в том, что если специально не работать с муниципальной повесткой, у нас такое отношение и будет. Такова наша психология - мы переносим решение местных мелких проблем на более высокий уровень. С точки зрения воспитания электоральной культуры, с точки зрения правового и политического просвещения, целесообразно делать отдельные от федеральных муниципальные выборы.
- Губернатор с Бабичем что-то там обсудили. Какова цепочка принятия решения? От кого оно теперь зависит?
- Понятно, что решение политическое. Оно должно быть согласовано с федеральным центром. Судя по всему, там "добро" получено. Теперь нужно предпринять ряд организационно-технологических шагов, которые привели бы к назначению выборов в сентябре 2015 года.
- Очень витиевато. Депутаты когда должны свое слово сказать?
- У нас выборы назначаются за 90 - 100 дней до единого дня голосования. Проще говоря - конец мая - начало июня - период объявления выборов. У нас есть более полугода, чтобы эту операцию провести.
- Но если выборы назначить на сентябрь 2015 года, это значит, что предвыборная кампания летом...
- Есть недостатки. Думаю, политтехнологи в курсе возможного решения и уже сейчас начинают свою работу.
- Вы в самом начале сказали, что будет 6-7 бюллетеней, сказав о возможных выборах главы Перми. Что тут такое вообще...
- На самом деле, очень удобная ситуация. Уже около полугода идет разработка устава, обсуждается городская тематика, она в информационной повестке. Сейчас И если будет дано пять месяцев на доработку устава, на его соответствие...
- Вот сейчас к источнику. Дано пять месяцев. На что дано? Кем дано?
- Сейчас в Заксобрании в первом чтении принят закон о структуре органов муниципального управления. Срок принятия поправок истек. Там появилась поправка от Единой России, которая предполагает пять месяцев на доработку устава. Если будет продолжена та тенденция, которая была заложена в техзадание по разработке устава, а там говорится о прямых выборах главы Перми, которые возглавляет Гордуму. Сити-менеджер при этом остается. Плюс - нужно решить еще несколько важных принципиальных вопросов. Сейчас в уставе заложена смешанная система.
- Это не новость.
- Если выборы в 16-м году, мы поговорим об этом потом. Если в 15-м, говорить об этом надо уже сейчас.
- Смешанная система - это когда у нас в парламенте...
- 36 человек. Это 18 по одномандатным округам и 18 по партийным спискам. Это принималось, когда был тренд на увеличение роли партии.
- Слава богу, мы не успели на него отреагировать.
- Сейчас тренд обратный. Сейчас нужно решить вопрос - возвращаемся мы обратно к одномандатной системе или часть все равно будем выбирать по партийным спискам. Сейчас это нужно дорешать.
- И, может быть, дорешать вопрос в плане увеличения количества депутатов.
- Это тоже решалось. В принципе, в связи реформой городского управления, можно увеличить численность депутатов. Сейчас самое время разработать и принять этот проект.
- Рано или поздно депутатам будет поставлен вопрос. Какие есть варианты, кроме того, чтобы какое-то количество депутатов сдали свои мандаты?
- Формально, 1/3 депутатов должны сложить свои полномочия и тогда будут назначены выборы.
- Либо, они могут проголосовать за досрочные выборы и роспуск парламента.
- Ну это то же самое.
- Денис Ушаков ведь перестает быть депутатом?
- В связи со своим назначением, да. Два года без депутата - это слишком большой срок. Надо будет назначать. А если выборы будут назначены на 15-й год, можно будет и потерпеть.
- Насколько досрочные выборы могут стать новостью для депутатов? Насколько они готовы к этому, мобилизованы на новую кампанию?
- Я думаю, по-разному. Ест депутаты, которые не переставали работать в своих округах после избрания. Для них это сложностью не будет. Есть те, для кого это будет нелегко.
- У нас есть Александр Колбин, который сразу после избрания стал работать в Москве. Денис Ушаков уходит. Вот уже два. Если это предложение обсуждается. то в какие сроки оно начнет обретать какую-то форму?
- Если к этому относиться серьезно, то нужно уже сейчас. В попыхах такие вещи не делаются. Можно много напортачить.
- А если процедура будет нарушена, то под сомнение можно поставить и сами выборы?
- Скорее, получится, как в Челябинске - разрезали на семь округов и давай в спешке все делать. Поэтому, чем раньше начнется эта работа, чем взвешеннее будет решение, тем лучше. А не вижу больших серьезных проблем в осуществлении этого шага.