Верхний баннер
03:37 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:39, 25 февраля 2015
Автор: Вячеслав Дегтярников

«Администрация совместно с депутатами приняла решение, что мы отдаем приоритет развитию электротранспорта», - Александр Филиппов

Тема: Горэлектротранс, единая маршрутная сеть, проблемы городского общественного транспорта 

Гость: Александр Филиппов, депутат пермской городской думы, директор Горэлектротранс

Программа: «Особое мнение»

Дата выхода: 20 февраля

Ведущий:  Вячеслав Дегтярников

- Понятно, что мы большей частью будем говорить про транспорт. Начнем с темы, которая касается вас очень близко. Всегда были некие неприятности с электротранспортом в Перми, поскольку транспорт движется, аварии случаются. Но после вашего прихода на эту должность они начали носить, если верить тому, что пишут СМИ, если читать только то, что пишут СМИ, катастрофический характер. Все трамваи сходят с рельсов, все троллейбусы теряют свои «рога». Это так? Может быть, есть какая-то точка невозврата?

«Администрация совместно с депутатами приняла решение, что мы отдаем приоритет развитию электротранспорта», - Александр Филиппов
«Администрация совместно с депутатами приняла решение, что мы отдаем приоритет развитию электротранспорта», - Александр Филиппов
- Первое, безусловно, как и любая железяка, скажем так, и трамвай, и троллейбус, и любой автомобиль, они ломаются. Есть человеческий фактор, когда человек, сидящий за управлением этих железяк, каким-то образом не реагирует на окружающую обстановку, происходит ДТП, и как вы совершенно справедливо сказали, это было и ранее. Более того, как это ни странно сейчас звучит, я хочу сказать, что мы за последние годы, не только в последний год, но и если брать последние 3-5 лет, мы фиксируем динамику на снижение количества ДТП, на снижение количества аварий, с участием электрического транспорта в первую очередь. Но такое живое, активное внимание со стороны СМИ, со стороны блогеров, со стороны общественных деятелей, мне это даже радостно. Я такой человек по жизни, я привык с открытым забралом всегда сталкиваться с теми обстоятельствами, которые происходят. И очень люблю, когда без камня за пазухой можно открыто вести диалог. И я готов говорить о причинах, проблемах, тех  мероприятиях, которые мы проводим для того, чтобы поменять ситуацию, чтобы этот вектор еще, может быть, круто направить в сторону снижения. И я, как говориться, welcome,  готов к обсуждению, нормальному конструктивному разговору всегда.

- Насколько я понял, вы намекнули, что неслучайно появляются в СМИ эти сообщения, вы намекнули на камень за пазухой, это камень за пазухой неких блогеров, журналистов.

- Я думаю, что причин, безусловно, не одна и не две. Как и у любого процесса есть такая многослойная ситуация, во многом, наверное, эта ситуация связана с моими личностными качествами, как я уже сказал, я всегда достаточно открыт, стараюсь не скрывать каких-то нюансов, может быть, даже каких-то  негативных, не очень выгодных для меня, для предприятия. Но, тем не менее, если они существуют, надо о них говорить. И я думаю, что это определенная часть причин, имеет место быть, что позиция эта стала более открытой. И я своим подчиненным, в том числе и пресс-службе, ставлю такую задачу. Одна причина есть. Мы фиксируем интерес, не очень здоровый, простимулированный интерес, когда любое происшествие с электротранспортом, с трамваем, через несколько часов выходит в топ Яенекса или в топ каких-то других ресурсов. Причем, достаточно умело сделано. Я как человек, который практически всю сознательную жизнь занимаюсь с избирательными технологиями, с информационными технологиями, хочу сказать, что работают люди достаточно умело. И тому подтверждение находится, что есть определенные структуры, рекламные агентства, я не буду сейчас никого называть, они сами все про себя знают, которые в определенном смысле эту работу ведут. Нормально, я совершенно спокойно к этому отношусь.

- Смотрите, если появляется война, на этой войне бывает фронт. Бывают и интересы. В чем интересы? Казалось бы, 16 рублей билетики, в чем интерес?

- Интерес можно поискать во многом. Я сейчас вам расскажу определенную гипотезу. Понятно, что сегодня ситуация развивается по другому сценарию. Я точно уверен, что один из возможных вариантов для ГЭТа, он достаточно реальный был, банкротство, в прошлом году. Совершенно очевидно, мы взрослые все люди, что любые подобного рода сценарии развиваются не просто так. Если у них бенефициар, есть у них некие люди, которые управляют этим движением. Но так случилось, коль скоро мне было сделано предложение возглавить, я постарался в первую очередь разобраться в финансово-хозяйственной деятельностью, и перед этой развилкой предприятие встало. Я пришел к руководству города и обозначил эту ситуацию, вот, развилка простая. Налево пойдешь одна ситуация – банкротство, направо – надо спасать, значит, нужно какие-то серьезные реанимационные действия предпринимать, нужно четко понимать, куда мы движемся.

Сейчас основной акцент служба ГЭТа делает не состоянии путей

- Я правильно понимаю эту ситуацию, что мы могли остаться без последнего куска муниципального транспорта? 

- Совершенно точно. Причем, это абсолютно реальный сценарий, причем, я свою позицию скажу, что он реализовывался и должен был реализоваться уже сейчас, сейчас на дворе февраль, то есть, мы должны были во всю в этой процедуре находиться. В середине прошлого года я такую развилку обозначил руководству города. Было принято решение очень серьезное, очень взвешенное, на мой взгляд, что мы в этом направлении не движемся, движемся в ином. И соответственно, я в данной ситуации, коль скоро зарядился, подписался на этот процесс, выход на этот результат, сейчас делаю все, чтобы его обеспечить.

- За период с советского времени в городе развитие электротранспорта практически нулевое. Если говорить о трамваях, насколько количество путей сократилось, был путь по мосту за Каму, его теперь нет. Развитие какое-то будет, или все, как есть теперь сеть, так и будет?

- На счет сети я могу сказать,что нам необходимо привести в порядок хотя бы то, что у нас есть. Потому что состояние ее крайне плачевное. Что касается развития, я бы здесь с вами не совсем согласился. У нас некоторое время назад, мы, правда, до сих пор расплачиваемся за это, в хорошем смысле слова, есть такая программа «Пермский трамвай. Лизинг». В лизинг взяли 45 вагонов новых. И это, на мой взгляд, был, безусловно, правильный, новаторский шаг, шаг вперед, который нам сегодня позволил вот эти последние годы жить. И парк вагонов у нас в Пермгорэлектротрансе по сравнению почти со всеми регионами РФ, в общем-то, достаточно неплохой. Я Москву и Санкт-Петербург, например, не беру во внимание, но взять, например, Челябинск, хотя вроде, Усть-Катавский вагоностроительный завод у них там под боком, 200 км, но, тем не менее, у них 623-й вагон один такой ездит. У нас их достаточно большое количество. Поэтому, с точки зрения подвижного состава были очень серьезные шаги предприняты, и нас надо поддерживать, развиваться, нельзя останавливаться на этом, поскольку, последнее приобретение несколько лет назад было, 7-8 лет назад был последний вагон приобретен. За эти 7-8 лет ничего нового не было. Но тем не менее, сегодня ситуация не критичная. По путям ситуация иная, мы сами все можем видеть, они находятся почти в ненормативном состоянии. На большинстве отрезков пути ограничена скорость, мы мониторим постоянно, чтобы не возникали аварийные ситуации, мы порой фиксируем просто выпадение кусков рельсов от старости, из-за того, что ряд ремонтов уже производился. Сейчас основной акцент, который служба ГЭТа делает, это не состояние пути. И я хочу сказать, что мы в этом направлении продвинулись и дальше останавливаться не намерены. Дальше только более активно этим вопросом заниматься.

- Давайте тогда перейдем от развития электрического транспорта к транспорту вообще в городе. Вы наверное, принимали в этом участие, не наверное, а точно, разработана новая транспортная схема, зачем это все?

- Ну, как зачем?

- А чем старая не устраивала?

- Если речь идет о новой маршрутной сети, то в данной ситуация я, как депутат Пермской городской думы, как руководитель Пергорэлектротранса, могу сказать, старая не устраивала тем, я цифры уже приводил несколько раз, 10 лет назад, 2004 год у нас пассажиропоток 150 млн. ГЭТ перевозил. Мы много говорим об убыточности, но было 150 млн. Последние 3 года порядка 50 млн., в 3 раза сокращение. Почему? В том числе во многом потому, что у нас сознательно администрация, власти двигались в том направлении, чтобы отдать приоритет автобусному транспорту, автомобильному, в том числе и по причине вот этих действий мы сегодня видим снижение пассажиропотока и снижение доходной части предприятия.

- Получается, вы фактически пролоббировали развитие Горэлектротранса?

- Фактически, на сегодняшний день Дума приняла такое решение, администрация, совместно с депутатами, что мы отдаем приоритет развитию электрического транспорта. Но, я подчеркиваю, в данной ситуации речь не идет о каких-то революционных изменениях, которые в корне меняют транспортную систему. Например, я уже сказал, последние 3 года 50 млн. пассажиров ГЭТ перевозит, по оценке наших специалистов с введением новой системы пассажиропоток должен увеличиться на 6 млн. это порядка 10% для ГЭТа. С учетом того, что общий пассажиропоток и доля ГЭТа в нем 17%, то есть доля изменения в общем пассажиропотоке 1,7%, меньше 2%. Это абсолютная косметика, нет никаких революций, о чем, может быть, хотелось бы определенным заинтересованным лицам сказать, и говорили они. Когда начинаешь с цифрами разбираться, понимаешь, что изменения носят именно косметический характер, где-то точечно поменять ту или иную ситуацию, чтобы людям было проще передвигаться по городу.

У нас сознательно администрация, власти двигались в том направлении, чтобы отдать приоритет автобусному транспорту, в том числе и по причине этих действий мы сегодня видим снижение пассажиропотока и снижение доходной части предприятия.

- У меня все равно возникает вопрос, а зачем это нужно, эту косметику делать, если ремонтировать, так капитально, а тут какой-то косметикой занимаемся.

- Еще раз повторюсь, когда речь идет о наших горожанах, об их удобстве, об их возможности перемещения, то революции тут точно не нужно. Если вы вчера привыкли  выходить из дома, приходить на остановку ближайшую и добираться до того места, которое вам нужно именно так, а завтра вы на нее придете, и не сможете уехать, то тогда возникнет вопрос, что такое происходит, для чего такая власть, такие депутаты, которые такого рода решения принимают. Поэтому, это точно не место для каких-то экспериментов и революций. Поэтому, я думаю, что, если в совокупности рассматривать вопрос, и новая маршрутная сеть, и новые конкурсы, тоже много сейчас речь идет, зачем конкурсы проводить, можно взять, и продолжая вашу логику, зачем менять маршрутную сеть, конкурсы проводить, но совершенно очевидно, что на сегодняшний день очень кстати, не просто идет этот процесс по новым конкурсам. Но, тем не менее, условия конкурсные, в которых, опять же депутаты активное участие принимали, они устоялись в судебных инстанциях. На сегодняшний день основной принцип, с ним можно спорить, соглашаться…

- Это впервые, на самом деле, до этого все конкурсы торпедированы фактически?

- Да, совершенно верно. Первое, до этого, какие бы принципы не закладывались, они рано или поздно переворачивались, и мы возвращались в ту мутную субстанцию, с которой очень хорошо ловить рыбку. Сегодня очень прозрачная система. Принципы, они, может быть, не идеальны. Но, на мой взгляд, совершенно точно есть логика. Какую логику мы закладывали как участники этого процесса, как депутаты Пермской городской думы. Безусловно, реализует администрация, но мы участие принимали. Логика была простая. Там есть очень ограниченный перечень параметров, они совершенно понятны, это год выпуска транспорта, это экологический класс, на газу, не на газу, но это программа, связанная с федеральными движениями, и низкопольность это для пассажиров с ограниченными возможностями. Задача была максимально простимулировать перевозчиков, для приобретения новой техники. На мой взгляд, как просто человека, и мы все должны понимать, что новый автомобиль лучше, чем тот же самый, но старый. Так и здесь. Стимул был приобретать новую технику. Тот, кто ее приобретал, кто разумно вкладывал ресурсы, которые он мог получать с этого рынка за то время, когда он там находился, он получает преимущество. Иных принципов не предусмотрено.

- Иногда создается впечатление, что перевозчики выполняют такую большую социальную нагрузку, чуть ли не главные меценаты в этом городе.

- Смотрите, ГЭТ в сторону убираем, это отдельная некая специфическая штука. Я не видел ни одного обанкротившегося перевозчика за последнее время, и никого, кто бы сказал, что мне надоело, ухожу в другую деятельность. Более того, тут сейчас активно выступают, привлекают СМИ, технологов, чей труд тоже надо оплачивать, говоря о том, что кто-то пытается кого-то откуда-то отжать. Сразу возникает вопрос, если там все плохо, если там люди такие благотворители, а в чем тогда причина? На мой взгляд, именно то, что вы справедливо несколько минут назад сказали, что конкурсы переворачивали, что это мутная вода, там достаточно неплохой такой, в плохом понимании слова, бизнес, потому что именно непрозрачный. И все там нормально у них, нормально они зарабатывают, кто-то напрямую, кто-то через субсидии, которые потом выставляет бюджет. Но, тем не менее, доходность там есть.

- А если в цифрах, считал кто-нибудь? Сколько в год?

- Стоит это трынок?

- Да.

- Ну, посчитать можно.

- Ну, плюс, минус, трамвайная остановка.

- Давайте сейчас прикинем 17%, 50 млн. если умножить на 5, мы получим под 300 млн. общий рынок, годовой пассажиропоток, под 300 млн. умножайте на стоимость проезда, мы даже если умножаем на 13 рублей, это 20 млрд. это головой бюджет, вообще-то города Перми.

До этого, какие бы принципы не закладывались в конкурсные процедуры, они рано или поздно переворачивались, и мы возвращались в ту мутную субстанцию, с которой очень хорошо ловить рыбку. Сегодня очень прозрачная система.

- Притом, что там постоянно идут война. 20 млрд. – это общий объем. Но идет большая часть, насколько я знаю, может быть, я что-то плохо знаю, большая часть войны идет за 1 млрд. дотаций из бюджета за перевозку социально необеспеченных слоев населения, школьников, студентов. Вот за это идет война, и это больше всего вызывает вопросов.

- Смотрите, почему возникают вопросы и почему идет война? Потому что нет четкой прозрачной опять же системы. Сегодня мы, как в советское время, по билетикам по бумажным кондуктор работает. Что говорить о всем мире, вся страна уже шагнула вперед, и везде идет система электронная учета пассажиров и оплаты проезда. И достаточно долгое время почему-то мы, я уже на своей памяти, будучи депутатам 3 года, постоянно мы об этом говорим, постоянно возникают какие-то причины, почему администрация этого сделать не может. Сегодня мы вышли на финишную прямую, не говоря уже о том, что дальше точно некуда. Я точно уверен, что как только мы введем эту электронную систему учета пассажиропотока, как только мы будем понимать достаточно репрезентативно, сколько у нас и каких пассажиров ездит, так сразу же никакой войны им никаких споров не будет, все будет понятно.

- А может быть, как раз, вводя вот эту новую систему, вы заводите нового игрока на рынок? Может быть, есть интерес у кого-то считать?

- Вопрос не совсем по адресу, этим занимается департамент дорог и транспорта.

- Я просто спрашиваю.

- Я не знаю. К вопросу о проверках и обо всем остальном, и ГЭТ и любая структура администрации находится под 10-ю увеличительными стеклами со стороны различных  контролирующих, проверяющих органов, это и УФАС, и прокуратура, и полиция, и масса других. Я уверен, что все эти конкурсные процедуры, которые будут произведены, они будут просмотрены, разобраны по кусочкам, по косточкам. И все вопросы, о которых вы говорите, они будут сняты до начала этих процедур.

- Пока был перерыв на федеральные новости, посчитали общий объем рынка, при 13 рублях, при старых ценах, это получилось порядка 4 млрд. в год, а сейчас порядка 5 млрд. и тогда становится понятно, почему идет борьба вот за этот миллиард, который частично уходит, если не половина на горэлектротранспорт. Продолжаем эту историю обсуждать, смотрите, вы считаете, что все эти протесты, они не обоснованы. Игорь Сасунов говорит о том, что часть маршрутов, так называемых, низкорентабельных, на них не будет перевозчиков, что может быть катастрофическая ситуация, которая уже была в городе. По-моему, дважды были такое забастовки, когда город был парализован. Эти ситуации могут повториться?

- Первое, опять же не совсем вопрос мне. Недавно давали комментарий представители департамента дорог и транспорта, говорили, если конкурс не состоится, то договоры будут продлены с действующими перевозчиками, по крайней мере, до того момента, пока он не состоится. То есть, те, кто ездил на тех маршрутах, если они убыточные, они получают субсидии из бюджета и для горожан, для города точно ничего не поменяется. А что касается протестов, обосновано, не обосновано, если протест есть, очевидно, тот человек, который на него вышел, свою позицию он для себя обосновал. Другой разговор, что объективно нужно смотреть на вещи. Основной принцип, который мы закладывали при  определении новых конкурсных условий, что приоритет получает тот перевозчик, который заходит к нам в город с новым транспортом, точка. Нужно понимать, что такое новый транспорт – это ресурс, ресурс финансовый в первую очередь. Соответственно, в данной ситуации либо инвестиционный ресурс, либо тот ресурс, который перевозчик ранее эксплуатируя маршруты городского транспорта, мог, так или иначе, расходовать. Либо купить конфетку сладкую себе, либо машину новую, либо вкладывать в обновление подвижного состава.

- Я встречался с перевозчиками, смотрел, кто нам чем ездит, там на «Жигулях» не ездит никто.

- Без комментариев (смеется)

- Наверное, это говорит и об уровне доходности. Давайте дальше двигаться. Хотелось поговорить о безопасности. Когда я сажусь в автобус, в том числе и в электротранспорт, если я не схватился быстро за ручку, то я себе точно что-нибудь  сломаю, потому что, ощущение, что я превращаюсь в дрова, становлюсь заложником того водителя, который едет по какому-то очень странному, безумному графику, который устраивает гонки, который, видимо, очень сильно страдает, он же тоже рискует, едет за рулем, видимо, его поставили в такие условия. Этот вопрос как-то можно решать? Или мы постоянно будем заложниками денежных потоков?

- Ситуация очень многослойная. Мы когда с комиссией по благоустройству в свое время выезжали смотреть, как очищены были улицы центральные, проехали по улице Пушкина, показательно. Опять же, скажут, что я сейчас в сторону ГЭТа, на самом деле, речь не об этом, мы просто обратили внимание. Идет троллейбус, и до того, как пойдет следующий троллейбус, пройдет 10-15 автобусов по одной улице Пушкина. У нас постоянно застревают в районе Центрального рынка, они там друг друга обгоняют, кто быстрее подъедет к остановке, просто кишмя кишит этих автобусов. Почему это сделано? С одной стороны, и, безусловно, это правильно, сделано для удобства пассажиров. Когда пассажир выходит на остановку и ему практически не нужно ждать, в течение минуты с большой долей вероятности в час пик приедет несколько автобусов 1-о маршрута. Но есть и оборотная сторона медали, то, о чем вы говорите, они понимают, что пассажир один, а автобусов 10. Им нужно таким образом подъехать к остановке, чтобы успеть его именно в свой автобус погрузить, так скажем. Поэтому, здесь золотую середину нужно каким-то образом искать, дабы не пострадали интересы в первую очередь горожан, причем, не пострадали интересы как качества, чтобы они долго не жали. С одной стороны, с другой, чтобы они получали безопасную услугу, чтобы не было этих гонок, которые мы все наблюдаем, чтобы не было резких торможений.

Хотя причины не только гонка за пассажиром, мы понимаем, это и дорожная обстановка, с каждым годом количество автомобилей увеличивается, появляются новые водители молодые, неопытные, плотность движения в определенном смысле нервирует людей. Причин тому масса. И в этом направлении мы работаем с органами ГИБДД, чтобы они смотрели, профилактическую работу вели с водителями, и с перевозчиками, я знаю, работа ведется. Чтобы они вели информационно-разъяснительную работу со своим персоналом. Мы, например, как Пермгорэлектротранспорт на постоянной основе занимаемся этим со своими водителями, ведем подобного рода разъяснительные беседы, с пониманием того, чтобы в первую очередь интересы пассажиров ставили, безопасность перевозки, безопасность движения на первое место. Поэтому, я думаю, что единой причины, единого ответа здесь нет, но я думаю, что нужно ситуацию двигать в правильном направлении. Думаю, что многое делается в этом направлении. Но многое еще впереди, что нужно сделать.

Я точно уверен, как только мы введем эту электронную систему учета пассажиропотока, как только мы будем понимать достаточно репрезентативно, сколько у нас и каких пассажиров ездит, так сразу же никакой войны им никаких споров не будет, все будет понятно.

- Раз уж мы заговорили об общей ситуации с транспортом, есть такое ощущение, что Пермь плавно и уверенно идет по пути, когда весь центр встанет. Почему-то мы именно это направление выбрали и другого направления у нас, такое ощущение, что нет.

- Выбора-то у нас не было большого. Потому что это уже не только Пермь, Пермь немножко отстает, если взять Екатеринбург, Москву, и не только крупные города, я в свое время работал по Центральному федеральному округу, 18 регионов, и довелось поездить, я хочу сказать, Иваново или Курск, такие города, которые по сравнению с Пермью не такие крупные, но, тем не менее, там весь центр тоже стоит. Это во многом объективная ситуация, количество автомобилей увеличивается, напряжение движения, увеличение новых категорий людей в управлении транспортом. Если раньше водитель – такая непростая специальность была, то сегодня мы понимаем, 18 лет исполнилось, сдавай на права, езди, и люди так и делают. И доступность в значительной степени увеличилась. Поэтому, мы как город проходим теми дорогами, которые уже протоптаны. И надо понимать, что выходов из этого несколько. Можно увеличивать пропускную способность дорог, просто их расширяя. Да, каким-то образом это повлияет. Но опять же практически становится аксиома у людей, которые занимаются урбанистикой, что, сколько не расширяй дорогу, через какое-то время количество автомобилей будет такое… В Москве посмотрите, какие дороги, там все стоит также в пробках. Поэтому в данной ситуации, грамотное развитие общественного транспорта, не только электрического, но электрического в первую очередь, оно позволяет для горожан, жителей сделать максимально удобным перемещение по городу. И за этим, я считаю, совершенно точно, будущее.

- Постоянно поднимается вопрос, что необходимо как-то вернуться к муниципальному автопарку, имеется в виду автобусному. Насколько я знаю, у вас в предприятии есть 10 автобусов.

- Да.

- Они вам достались в наследство. И насколько опять же я знаю, когда-то купленные, они фактически никак не использовались.

- Не совсем так, 4 автобуса у нас стояли, мы на сегодняшний день эксплуатируем 5 единиц на 75-м маршруте. Сегодня ГЭТ обслуживает автобусный маршрут. С 1 апреля, правда, мы заявились всеми 10-ю единицами на 62 маршрут, выиграли конкурс, с 1 апреля, если все нормально произойдет дальше с конкурсами, то мы будем обслуживать 62 маршрут полностью всеми своими парками. Поэтому в этом направлении на сегодняшний день точно совершенно мы не… Я стараюсь использовать ресурсы, имеющиеся на предприятии максимально эффективно.

- Фактически у нас есть маленький кусок муниципального автопарка.

- Да.

- А почему стояли-то? Настолько богатые были?

- Я за свою деятельность готов отвечать, а за то, что предыдущие руководители… У меня много учителей было по жизни, они говорили, наверное, были такие причины, что такое решение было принято. Но они было принято не мной, поэтому я не хотел бы здесь углубляться. Сегодня я принял решение, чтобы максимально по возможности использовать те ресурсы, которые имеются. Если есть возможность хоть чуть-чуть, хоть копейку заработать, мы должны этим заниматься. Сегодня мы вышли на конкурс, выиграли, с 1 апреля будем 62 маршрут обслуживать.  Понятно, что и шишек каких-то понабьем, фигурально выражаясь, но тем не менее, надеюсь, что будем это делать не хуже, чем другие. 


Обсуждение
2405
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.