Верхний баннер
22:20 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

09:18, 02 апреля 2015

«Я вчера разбирался в том, как начисляется зарплата врачей, младшего медицинского персонала. Даже при своем опыте, я был очень удивлен», - Геннадий Тушнолобов

Тема: Уралкалий, Антикризисная программа губернатора
Гость: Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края
Ведущий: Артем Жаворонков
Дата выхода: 27 марта 2015 г.

 

«Я вчера разбирался в том, как начисляется зарплата врачей, младшего медицинского персонала. Даже при своем опыте, я был очень удивлен», - Геннадий Тушнолобов
«Я вчера разбирался в том, как начисляется зарплата врачей, младшего медицинского персонала. Даже при своем опыте, я был очень удивлен», - Геннадий Тушнолобов

- Вы были свидетелем некоторых пертурбаций на нашей радиостанции. Можете как-то прокомментировать?

- Это точно не мое дело. Это дело тех, кто управляет коллективом, поэтому я тут комментировать не буду. Даже если бы очень просили, я бы не стал.

- Антикризисный план губернатора. Не всем известно что было предложено, что уже делается и кем делается?

- Это наш внутренний документ. Он вызывает интерес, и это правильно, люди должны оценивать руководство по делам. В этом году пришлось по известным причинам такой план создать. Там порядка 100 пунктов, шесть разделов. Что сделано: первое - мы ведем работу в рамках комиссии губернатора, которая работает в рамках комиссии председателя правительства. Могу сказать, что на последнем заксобрании были приняты три кардинальных законопроекта. Первое - это упрощенное налогообложение. Второе - это расширение перечня услуг, которые попадают под патентную систему. Третье - это закон о государственно-частном партнерстве, и принят закон о налоговых каникулах, где мелкие и средние предприятия на два года не будуналот платить налоги. Я считаю, что этим мы подтолкнем активность населения в малом и среднем бизнесе. Это такая форма, о которой говорят много лет. Мы специально это поставили вперед, это реализовано, и это позволит сдвинуть с мертвой точки активность населения, которое желает работать, решать свои проблемы через свой труд.

- Когда отклики на эти законопроекты появятся в реальной жизни?

- Мы сегодня уже видим, что малые и средние предприятия перестали закрываться. Нас это очень тревожило. Это не только юридическое лицо исчезло. Это ведь рабочие места исчезли.

- Говорят, что многие не закрываются, а уходят в тень.

- Да. В тень-то ведь уходят по разным причинам. Одни не могут в этой системе работать, и это правильно. Я знаю мировую практику, и Россия ниже середины по объему уплаты налогов. Но у нас есть налоги, которые очень тяжело считаются, и ряд налогов, которые ложатся серьезным бременем на бизнес - это, прежде всего, социальные налоги. А если посчитать в целом, то не очень много налогов у нас уплачиваются бизнесом и предпринимателями различных форм. Но по некоторым налогам очень сложно. Я считаю, что там надо все переделывать.

- В США человек сам считает и платит свои налоги, а не работодатель. Введение подобной системы было бы своевременным у нас?

- Чтобы приступить к таким формам, надо сделать нормальной финансовую грамотность населения. Я приведу один пример, который если бы у нас внедрить, то это многим не понравилось бы. Это серьезная форма. В той же Америке или в Японии купил человек землю, если на ней ничего не делается, он платит сумасшедшие налоги, потому что считается, что это умертвленные финансовые ресурсы. Почему? Потому что они стоят и ничего не делают. Если бы деньги положить в банк, на которые купили землю, они бы работали и на вкладчика, и на экономику. А что у нас? Ничего. Это мертвый капитал. Здесь надо не только декларировать. Это большая серьезная система исходя из того, что людям надо все это грамотно подать, чтобы поняли. Но, к сожалению, у нас здесь много проблем. А если человек работает на предприятии, а предприятие не платит налоги, а человек говорит, что его в больнице плохо приняли, тут кто виноват? Прежде всего сам человек и работодатель. Да, он ничего не заплатил. У меня в своей жизни была такая форма общения с руководителями предприятий, когда я работал в Соликамске. Был бюджет города и количество жителей. Я поделил. То есть, стоимость одного жителя известна, понятно, да? Есть предприятие, есть сумма перечисленных налогов. Делим на количество работающих, получаем сколько приходится на работника. Начинаешь эти две цифры сравнивать. Если ниже городского, я говорю: ну что, кто вы такие? Вы не несете ничего ни государству, ни городу. Поэтому вы, пожалуйста, не задавайте вопрос про образование, про здравоохранение, транспорт, коммунальное хозяйство. Любые другие - пожалуйста. А что делать?

- Хотелось бы обсудить ситуацию с Уралкалием, с учетом его провалов, проблем. Прошлый год предприятие закончило с убытками. А оно - крупнейший налогоплательщик Пермского края...

- Был. Последние три года он таковым не является.

- Но риски для бюджета сохранились?

- Да, это головная боль, потому что это коллектив, который на хорошем счету. Ситуация повлияла не только на экономику, но и на нас, и на государство. Выбыли очень серьезные запасы минерального сырья. Это списанные мощности, все. Их больше не добыть. Списано очень большое количество оборудования. Вложены большие деньги, а отдачи нет. Законсервировано все, пропало.

- Сколько бюджет потерял?

- Там миллионы тонн. В деньгах вам никто не скажет, потому что продукцию надо добыть, поставить покупателям. Цены разные. Откуда я знаю? В принципе, потери можно спрогнозировать по бизнес-плану, который был до аварии. Все относится на убытки. Они растут. Все задают вопрос о возможном требовании возврата излишне уплаченных авансовых платежей по налогам. Ну нет у них излишне оплаченных. Система вся идет, возврат и этот долг за счет формирования убытков. Допустим, объединились Уралкалий и Сильвинит. У Сильвинита была Камская горная компания - это купленное половодовское месторождение. Почти за 30 млрд рублей. При объединении они эти 30 млрд отнесли на убытки. Понятно, идет пересчет за предыдущие годы. Нет хозяйственной деятельности. Дальше, валютные проблемы. Брали валютные кредиты. Курсовая разница и так далее. Вот так и формируется.

Мы потеряли очень серьезно - примерно 6 млрд рублей в год.

- Притом что мы сейчас берем кредиты. И взяли их до аварии и до апогея кризиса.

- Нет, мы начали брать кредиты только в прошлом году, а авария случилась в 2007 году на первом рудоуправлении. Что касается второго рудоуправления, то там половина рудника работает. Работы, в большей степени, связаны с безопасностью, но в то же время они добывают руду, перерабатывают ее и продают. Отходы закладываются в выработки, которые считаются опасными - это под железной дорогой, складами Магниевого завода, под другими объектами, которые необходимо обезопасить. И ведутся работы, чтобы погасить плавное затопление рудника, которое скорее всего произойдет. Когда произойдет? Может за полтора года, может за пять. Плюс основная работа по безопасности перемычки первого рудоуправления. Я думаю, что мы закончим эти работы. Я там бывал несколько раз, знаю ситуацию досконально.

- Они к вам обращались за помощью?

- Да, обращались, потому что необходимо было провести очень много предприятий, связанных с гидронаблдением, сейсмонаблюдением, а для этого необходимо бурение скважин.

- Но это технические моменты. А я говорю о финансовой поддержке. Не просили они вас о снижении бремени налогового?

- Мы ускорили отвод земли, работы в лесу и т.д. По правилам они очень долго бы согласовывали. Бюрократия их в другую сторону увела бы. Мы это дело все убрали и быстро организовали вопросы наблюдения. Это и для нас интересно, потому что это безопасность жителей домов. Что касается льгот, то они, конечно, не обращались. Это рентабельное предприятие. Какие льготы? У нас льгот и так столько, сколько ни один субъект Федерации не имеет.

- Что есть еще в антикризисной программе губернатора кроме того, о чем вы выше сказали?

- Если говорить простым языком, сегодня одна из главных проблем в бизнесе - это отсутствие кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств и выполнения инвестиционных программ. Для этого у нас есть целый раздел. Мы будем работать с банками, которые выиграли федеральный конкурс поддержки государства для выполнения этих двух направлений. Также сформирован список системообразующих предприятий Пермского края, и в эти банки мы подали соответствующие заявки. 21 промышленное предприятие, несколько сельскохозяйственных. В список попал и Уралкалий. Это и рефинансирование кредитом и новые кредиты, но не на тех ставках, которые объявлены, а порядка 10%. Это Центробанк некоторым банкам, которые выиграли конкурсы, выделил некоторые ресурсы. Все это делается по согласованию с органами власти областей и краев. Большинство предприятий города в эту программу попали. Это и Чусовской, и Лысьвенский металлургический завод, и Метафракс, и Магниевый.

- Было заявлено о приостановке Чусовского завода.

- Да, заявление было. Недавно губернатор встречался с собственниками Объединенной металлургической компании. Они обещают выехать на встречу с коллективом, где объяснят ситуацию. Это мы попросили, чтобы они объяснили трудовому коллективу, что будет дальше, потому что когда началась реконструкция, там почти все снесли, и было объявлено, что будет строительство нового предприятия. Специалисты ждут гарантий. Я не думаю, что люди встали в позу. Предприятие понесло огромные убытки, вложены огромные деньги на снос. По моим прогнозам, зная в чем у них проблемы... Они имели госгарантии на определенную сумму. В связи с тем, что курс валюты изменился, этих гарантий не хватает. У Чусовского металлургического завода эти гарантии есть. Они сейчас ведут ререговоры с банками. Банки неохотно идут на финансирование таких больших пребприятий.

- А Лысвенский завод?

- У них гарантии есть. Общий объем выполнения инвестиционных проектов у них - 23 миллиарда. Они пока не отказываются от своих намерений. У них очень интересный проект, который попал под еще одну программу - импортозамещение. Тот металл, который они выпускают, это металл для строительства. Они под двойную господдержку попали.

Кредитование пойдет в мае-июне.

- Хотелось бы спросить о министерстве экономического развития, задачей которого было привлечение инвестиций.

- Ряд проектов на выходе был. Не случись эта ситуация с экономикой, сейчас бы мы ленточки резали и радовались. Но никто не паникует. Я думаю, что в ближайшее время ряд инвестпроектов начнут реализовывать.

- Хотя бы несколько оптимистичных примеров.

- У нас два кластера. Первый - это Звездный. Это реальное финансирование из федерального бюджета. Мы тоже участвуем в финансировании. Это строительство цехов, школ, подготовка кадров, создание условия для жизни, строительство жилья. Это позволит нам вернуться к ракетно-космической отрасли. Второе - заканчивается проект на ПНОСе. К концу года он станет предприятием №1 в Европе по качеству, по глубине переработки нефти и по экологии. Это очень большие деньги, которые в этом году будут вложены.

Следующее - я надеюсь, что швейцарцы Кроно-Групп начнет строить предприятие по производству СБИ-плит. Это для строительства. Переработка дерева. У них проблем нет. Они проводят финансы через РайффайзенБанк, а те под санкции попали. Но они сейчас свою схему выстраивают. На той неделе они согласовали проект, получили экспертизу, купили землю, и теперь решают вопрос о выходе на строительную площадку. Им очень интересно и комфортно работать в тех условиях, которые созданы в Пермском крае.

- Есть информация о том, что Кроно отказалось от проекта.

- Они на той неделе получили проект. Ну что такое "заморозили"? Они уже выкупили землю в собственность. Если они нормальные хозяева, то им надо либо продавать землю, или строить. Пока никто ничего не продает. Будем надеяться, что все нюансы в ближайшее время они решат и выйдут на строительную площадку. Если нет, то мы об этом открыто объявим.

- Расскажите об инфраструктурных проектах, которые реализуются за счет краевых средств, и о том государственно-частном партнерстве, законопрект по которому был принят.

- Законопроект только приняли, и его надо начинать реализовывать. Мы отрабатываем ряд объектов, они стали появляться, но они не столь большие, чтобы о них говорить. Что касается инфраструктурных проектов. Об оперном рано говорить.

- 2 миллиарда.

- Два, три, пять, десять... рано говорить.

- Говорят, подписано инвестиционное соглашение.

- Соглашение - это не реализация проекта. Например, в аэропорту у нас подписано инвестиционное соглашение, договор купли-продажи акций, акционерное соглашение подписано, договор залога акций... Много чего подписано, но стройка начнется в октябре, потому что есть еще ряд процедур, которые надо пройти. Надо получить положительное заключение на проект в июле. Это такие правила. Необходимо решить вопросы с Росграницей, с рулежными дорожками и еще кое-какие работы. Потом объявить конкурс на генподрядчика и т.д.

В Оперном театре еще ряд этапов надо пройти. Проект надстройки имеет много недоработок. Я думаю, мы в течение месяца решим что будет строиться - надстройка или отдельный филармонический зал. Скоро, в первом полугодии 2015 года.

- Недавно был скандал с деньгами ФОМС, которые "зависли". Какова там ситуация.

- Какой скандал? Кто сказал?

- Что деньги были не приняты, не дошли до назначения.

- Проблему я знаю, как ее решить я знаю. И в ближайшие дни мы ее решим окончательно. Дело не только в фонде. Там несколько решений надо будет принять. Проблема известна. Здесь стали переходить на новую форму финансирования медицинской услуги. Объясняю для вас: платили, условно, за койку. Сейчас платят за законченный случай. Для этого надо было провести серьезную подготовительную работу, в т.ч. эту работу должны были организовать главные врачи.

- А почему этого в паблике не было?

- Вот подготовка - это самый острый момент. Это двухстороннее движение. И со стороны фонда не все сделано. Мы сейчас управляем ситуацией в ручном режиме, чтобы не было задержек зарплат и т.д. Я вчера разбирался в том, как начисляется зарплата врачей, младшего медицинского персонала. Даже при своем опыте, я был очень удивлен. Основная окладная часть - это 20%. Остальное - это разные надбавки. Среди них есть очень интересные, например, "за простой рабочего времени".

- За безделье?

- Ну да. Кто ее поучает и оценивает, я пока ответа не получил. Но дело не в этом. Мы этот вопрос решим. Я предлагал врачам создать рабочую комиссию, которая будет отслеживать все вопросы реформирования здравоохранения, реорганизации. Я неплохо знаю эту отрасль. Там простого ничего нет. Можно покричать, поругать, виновного найти. Но ничего не изменится. Надо системно подходить к решению этих вопросов.

Сейчас нас упрекают в том, что мы взяли лечебные учреждения на краевой уровень. В упреках, возможно, есть доля правды.

Но вскрылось много интересного: никакого учета земельных участков, фондов, оборудования не было. Все переделали, перелопатили заново. Программ развития нет, подготовки кадров нет. 64-67% обеспеченность кадрами. Разговаривал с главврачом в Чердыни. У них, кстати, средняя зарплата будь здоров - 60 тысяч. Но 42% обеспеченность врачами. Я спросил, сколько они сделали заявок на получение молодых специалистов? "Нисколько, нас все устраивает". Их-то устраивает, а население-то не устраивает. Вот чем сейчас приходится заниматься. 3-4 года назад в отрасль приходило 57-65 врачей. В прошлом году под триста. Мы планируем по 400-500 человек привлекать в отрасль. Да и то нам потребуется 7-8 лет, чтобы восполнить то, что там вымывалось десятилетиями.

- По фармакологии было много вопросов. Пермский край оказался чуть ли не на первом месте по количеству аптек, но обеспеченность жизненно важными лекарствами - это проблема.

- Не знаю этой проблемы. Неправильное сопоставление. Сегодня у нас две проблемы. Первая - это наличие финансов в связи с тем, что у нас высока доля импорта, а доллар подорожал. Того бюджета, что есть, не хватает. Надо программу корректировать. Вторая проблема - это цены. И то, что государством решено регламентировать цены - это правильное решение. А сколько аптек... не этим должно правительство заниматься. Что касается фармакадемии и ряда предприятий - они работают. Это конкурентная среда.

- А не было идеи создать фармакологический кластер?

- Под этот кластер мы пока не подходим. По идее, создавать надо. Поэтому, когда приехал министр, мы повезли его не по аптекам и больницам, а повезли на завод, где есть цеха, но нет оборудования, потому что резко сменился курс валюты и импортное оборудование... а нет отечественного, просто нет. Министр обещал порешать вопрос, включить в соответствующие программы, оказать содействие в финансировании. Я думаю, что будет оказана помощь и вот тогда можно будет говорить о создании второго кластера. Это интересная тема, мы ее обсуждаем в том числе с привлечением специалистов фармакадемии.

- Иногда можно услышать упреки в отношении министра финансов и министра экономического развития в том, что они предлагают грамотные вещи, но не могут на своем настоять. Есть такие проблемы? Возникают ли жаркие споры у вас, внутри правительства?

- Мы всегда обсуждаем. У нас место для дискуссий - это парламент. Там дискуссии. Градус разный. По-всякому бывает. Я отношусь к этому спокойно. Всегда надо настраиваться на позитив. Я не вижу в людях врагов. Когда люди со мной дискутируют, я стараюсь получить что-то позитивное. В человеке надо стараться найти сильные стороны, а не пользоваться слабыми.


Обсуждение
3277
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.