Верхний баннер
13:47 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:03, 14 сентября 2015
Автор: Андрей Денисенко

«Политический блок краевой администрации работает очень неэффективно», — Олег Подвинцев, политолог

«Политический блок краевой администрации работает очень неэффективно», — Олег Подвинцев, политолог
«Политический блок краевой администрации работает очень неэффективно», — Олег Подвинцев, политолог

Тема: выборы в Пермском крае

Гость: Олег Подвинцев, доктор политических наук

Дата выхода: 11 сентября 2015 года

Программа: «Особое мнение»

Ведущий: Андрей Денисенко

- У микрофона Андрей Денисенко. Вы слушаете радиостанцию «Эхо Перми» на волне 91,2 FM. Программа «Особое мнение». И сегодня у нас с особым мнением политолог Олег Борисович Подвинцев. Олег Борисович, здравствуйте!

Олег Подвинцев: Добрый день!

- Хотелось бы, конечно, начать с истории с 32-ым округом – что это было? И откуда такой накал страстей в округе, про который аналитики хором говорили, что никакой интриги там не будет? Действительно, кому нужен этот округ, эти довыборы, и депутатский мандат длительностью в один год? Ведь денег на выборы тратится немало.

Олег Подвинцев: Я думаю, тут две составляющих, две важные тенденции, которые эта ситуации выиграла. Одна — это то, что активность политическая, интерес к политике потенциальных участников и действующих выше, чем ожидался, и это важно в отношении оценки того, что будет в следующем году, когда будет совмещено очень много важных для региона выборов. И это свидетельство того, что ситуации там будут самые разные, и состав участников будет разнообразный. Вторая тенденция на этом фоне – это то, что на самом деле политический блок краевой администрации работает, с моей точки зрения, очень неэффективно. Потому что это надо умудриться допустить такую ситуацию, когда не должно было быть никаких подводных камней, когда все должно было пройти тихо и гладко, все это превратить в скандал фактически федерального масштаба. И, конечно, можно говорить, что они там пытаются преподнести кому-то урок, но если мы возьмем ситуацию следующего года, когда борьба будет вестись на стольких округах и в ЗС, и в Госдуму, и в городскую думу, и в муниципалитетах, где будет очень много параллельно ведущихся кампаний, кому там этот урок на самом деле пойдет впрок. Все понимают, что если столько сил затрачивается и во многом с негативным эффектом на такую избирательную кампанию, то насколько их хватит, когда будет много таких проблем параллельно.

- Ну это нельзя считать испытанием некой новой технологии избирательной со стороны администрации губернатора или еще каких-то участников этих процессов. Нормальная ведь схема. На Краснокамский район если обратить внимание, где Чечеткина оставили фактически без конкурентов. То есть все конкуренты снимаются сами, нет никакого давления, у нас демократия. Всех допустили до выборов, потом все снялись, и остался Чечеткин один в голом поле, и выборов нет.

Олег Подвинцев: Ничего нового в этой технологии нет. Точно так же, как и нет ничего нового в технологии, которая была применена в 32 округе. Там громкие примеры снятия кандидатов по очень надуманным мотивом А все-таки нарушение авторских прав – это очень надуманный мотив, на мой взгляд, тем более по отношению к фаворитам гонки. Все это было в нашем крае при губернаторе Чиркунове, этих случаев было не так много, но они были значимые для расклада ситуации. Они были в других регионах, поэтому это обращение к тому, что было раньше. То, что касается снятия всех кроме одного кандидатов, чтобы сорвать выборы, то тоже применялось, и кстати в некоторых случаях против кандидатов от партии власти. В Свердловской области был случай, когда на выборах в одном из муниципалитетов, где, казалось бы, расчистили поле для фаворита, для ставленника областной власти, оставшиеся кандидаты просто сняли свои кандидатуры, и выборы не состоялись. Поэтому ничего нового – к сожалению, наверное, по крайней мере с точки зрения тех, кто должен оценивать работу политического штаба – ничего нового они не придумали. И эффект тоже достаточно сомнительный.

- Поведение Андреянова как прокомментируете? Повел ли он себя как истинный ленинец в этой ситуации? Сначала громко заявить, что да, мы все снимаемся, срываем выборы, потом не прийти на конференцию, пропасть на 2 дня, отключить телефоны…

Олег Подвинцев: Это, конечно, полный фарс, но я нисколько не удивлен. То есть поведение Андреянова в последние годы чем дальше, тем больше свидетельствовало о том, что подобное поведение может быть ему свойственно вполне. Вот лишний раз убедились. Это не первая история в том, что касается пермских коммунистов. Очень много удивительных вещей, начиная со сложения полномочий господина Милюкова в первый же день работы Законодательного собрания в 2007 году. И можно этот перечень продолжать. К сожалению, получается так, что масса некрасивых историй, скандальных ситуаций с региональным отделением КПРФ в Пермском крае связано.

- То есть ребята отклоняются от уставов партии, и живут не по заветам Ильича?

Олег Подвинцев: Ну что такое заветы Ильича, это тоже вопрос? Если говорить о партийной принципиальности и политической, то, наверное, да. То есть какие-то обещания, которые даются, потом от них отказываются. Поступки, позволяющие предполагать, что за всем этим стоит какая-то корыстная сторона. Вроде бы никто не доказал, но почему же поступки повторяются с завидной регулярностью.

- В ICQ нам задают вопрос. Сегодня с утра раздавали листовки Федорова, там говорится о том, что он вроде как не снят с выборов, написано – я остаюсь кандидатом. Так сняли его или нет? – спрашивает Дмитрий.

Олег Подвинцев: Насколько я знаю, он по-прежнему снят. Там оставался шанс на то, что его рассмотрит судья. Я не знаю, рассмотрен был вопрос или нет, и не могу судить подлинные ли это листовки или продолжение черного пиара со стороны его соперников. Потому что вполне возможно, что сейчас опасаются за явку, и могут стараться поднят эту явку тем, что распространяя такую информацию в листовках. Но я не знаю. Но то, что ситуации становится неясной, непонятной – это уже фактически результат этих выборов.

- Из этой скандальной ситуации какие дивиденды (я не о финансовых, а о политических говорю) смогут извлечь остальные участники избирательного процесса? Тот же Андреянов, Толмачев, например. Смогут ли они нарастить свои политические электоральные мускулатуры.

Олег Подвинцев: Толмачев возможно, но Андреянов ничего не нарастит. Я повторю, что ситуация скандальная, она скандальная на самом деле для трех сторон – для Единой России, которая такого кандидата выдвинула, для которого понадобилась такая поддержка и нетрадиционные методы, чтобы обеспечить исход выборов, она скандальна для тех сил, которые я бы назвал краевым штабом, и она скандальная для коммунистов. То есть тут еще и подставили коммунистов, которых все равно надо будет использовать в ходе следующих выборов на следующий год, их скомпрометировали, но это не было изначально спланировано.

-  И в конечно итоге привлекли такое внимание к избирательной кампании, которая могла пройти тихо и незаметно.

Олег Подвинцев: Я думаю, что кто может извлечь дивиденды, так это сам господин Федоров. Он создал себе такое ореол мученика, который можно будет на следующий год использовать.

- Да, выборы, собственно не за горами. Давайте вернемся к Краснокамскому району. История с Чечеткиным, которую я уже озвучил. Какой в этом глубокий смысл? Ну хорошо, перенесли выборы на 3 месяца. Чечеткин же за 3 месяца никуда не денется, он точно так же пойдет?

Олег Подвинцев: Глубокий смысл в том, что за это время успеет уже собраться Земское собрание, выбрать руководителя, разделиться на фракции. Поэтому, если даже кто-то из команды Чечеткина пройдет, то надеются их как-то нейтрализовать, уговорить, включить в какую-то схему, которая внутри разложится нового состава депутатского корпуса. Я думаю, что в этом смысл.

- То есть глубокий смысл в том, чтобы Чечеткин случайно не стал сам председателем?

Олег Подвинцев: Нет, то, чтобы изначально не сложилось изначально в Земском собрании какой-то фракции Чечеткина, которая могла бы действовать. Я не скажу, что так не сложится, но это шаг в этом направлении. И одно дело всеобщие выборы, а другое дело – выборы в одном конкретном округе. Там надо народном округе рассчитывать особым образом поработать. Так, как они поработали с 32-ым – это все внушает сомнение в том, что эта работа будет результативной. Ну а вообще, конечно, ведут себя некоторые товарищи, вот в Краснокамском районе с очень сложным политическим полем, с массой там различных групп, сложным клубком взаимоотношений, ведут себя как медведь в посудной лавке. Ничего хорошего, на мой взгляд, из этого не выйдет.

- За какими кампания ми еще будет интересно следить?

Олег Подвинцев: Не знаю. Я честно говоря, не настолько сейчас занимаюсь мониторингом этих выборов. В Березниках судя по всему выборы получаются более скучными, чем могли бы быть

- Там же есть кандидат от РПР-ПАРНАС.

Олег Подвинцев: Да. Причем кандидат достаточно сильный, на мой взгляд, если сравнивать с теми кандидатами, которых обычно партия выдвигает на таких выборах. Там все-таки не исключены какие-то неожиданности, не исключены какие-то интересные результаты. Так изначально и планировалось, что самые интересные кампании будут в Краснокамском районе, в 32-ом округе и в Березниках. Ну что касается Краснокамского района и 32-го округа в Перми, то эти ожидания как раз оправдываются в полной мере, даже больше.

- По итогам вот этих вот кампаний, которые мы уже успели понаблюдать, какие выводы мы должны сделать для себя, кандидаты, которые рассматривают участие в следующих выборах, для которых остался всего год, и готовиться надо прямо сейчас?

Олег Подвинцев: Я бы, наверное, сказал так. Первое, хотя, казалось бы, власть действует достаточно грубо, не боится скандалов и даже не старается пресечь их в своем начале. То, что применяются самые разные методы, то есть многие кандидаты, наверное, могут в этой ситуации подумать, что главное – это договориться с властью, и больше можно ничего не делать. На самом деле мне кажется, что совершенно противоположный следует из этого всего сделать вывод. Что вот все это хорошо в двух-трех отдельных и частных округах и кампаниях. Я не хочу сказать, что дело только в установке, которая, судя по всему, будет из федерального центра по поводу того, что там, где не особенно следует расчищать поле и пресекать конкуренцию, то там этого делать не надо. То есть естественно будут кампании, где будут делать все, чтобы был избран тот или иной кандидат. Вопрос в том, сколько будет таких кампаний. Я не уверен, что установка будет на то, что таких кампаний будет много. И чисто физически, в силу своих возможностей и своего потенциала просто невозможно расчистить столько округов и обеспечить столько гарантированных исходов, сколько из будет в следующем году. Ни одна администрация бы с этим не справилась. Особенно если это такие товарищи, которые действуют вот так. Поэтому, мне кажется, нынешняя кампания просто свидетельствует о том, что сбоев у власти на следующих выборах будет больше. Это необязательно, что будут приходить кандидаты оппозиции, что придут люди нелояльные к Москве, как раз шансов у этих кандидатов немного. Но придут люди совсем не те, которым это место было кем-то обещано, те, кто надеются, что их близость и связь помогут договориться с определенными фигурами и дальше можно будет сказать, что депутатский мандат у тебя в кармане. Могут договориться, но результат будет другим.

- В этой студии ваша коллега Людмила Ознобишина сказала о том, что снижается интерес к выборам именно у людей, которых хотелось бы видеть потенциально кандидатами, у деятельных, энергичных, у тех, кто в этой жизни его-то добились. Они смотрят то, как у нас проводится избирательная кампания, на то как проводятся выборы, как снимают кандидатов часто по надуманным поводам, как не допускают просто до выборов и люди думают зачем туда идти, какой смысл рисковать, если никаких гарантий не то, чтоб выиграть, а даже попасть в электоральный цикл даже нет.

Олег Подвинцев: Но на самом деле наоборот. Во-первых, та же самая кампания в 32-ом округе показывает, что мандат, казалось бы, мало кому должен быть интересен, но развернулась такая борьба. Во-вторых, просто вот обеспечить нужный состав кандидатов соответственно в 30-ти округах в ЗС, в 4-х округах в Госдуму, в 24-х округах в пермскую Гордуму, плюс еще кампании по партийным спискам и гордуму и в ЗС, и в Думу Государственную. – это гигантская работа, с которой вряд ли справились и более опытные, и более изощренные руководители политического блока, чем сейчас есть в Пермском крае. Поэтому, конечно, надо не подставляться, надо уделять очень большое внимание юридическому сопровождению кампании, не полагаться на авост, что и так все пройдет или на договоренности, мол у меня там свои люди, против меня там ничего не применят. Нужно обеспечить серьезное юридическое сопровождение и политтехнологическое, соответственно. И поэтому, если есть желание – есть и шанс.

- Давайте про Краснокамск еще немного продолжим. Посетил его советник президента по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, посмотрел на ледовый дворец, посмотрел на инфраструктуру вокруг ледового дворца, и остался слегка недоволен, обещал рассказать Путину. И конфликт местных элит он также прокомментировал, он сказал, что знает, что власти у нас живут не очень хорошо, но это не должно влиять на работу в том числе того же ледового комплекса.

Олег Подвинцев: Что тут прокомментировать? Я уже говорил, что Краснокамский район – это одна из самых сложных территорий Пермского края не только в экономическом, но и в политическом отношении. Причем не обязательно одно дополняет другое, но в Краснокамске это именно так. И с точки зрения управленческой, конечно же, давно назревшее решение – объединение Краснокамска и Краснокамского района.

- Но ведь новые конфликты назреют? Добрянка…

Олег Подвинцев: Там немного другая ситуация… Действительно этот процесс будет непростой, в любом случае, но, например, Виктору Федоровичу Басаргину, когда он только пришел в край, я думаю, это сделать тогда в 2002 году гораздо легче, чем сейчас. У него был для этого кредит доверия, многие бы простили, и многие оценили бы результат его деятельности. И, собственно, я знаю, что именно Краснокамский случай рассматривался тогда, как возможность для одного из первых красивых шагов и результативных со стороны новой администрации и нового руководства края. Для этого были предпосылки и возможности, сейчас их меньше, но они есть. И я напомню, что господин Крестьянников был первым главой муниципалитета, который был избран при новом губернаторе, был первым главой муниципалитета, кандидатура была подобрана при этом губернаторе. И более того, губернатор говорил, что основная задача Крестьянникова – объединить Краснокамск и Краснокамский район. И что мы имеем сейчас? Ну то же самое, как со многими другими обещаниями, которые давались в тот период, о которых понят, но, к сожалению, они также далеки от реализации.

- Но Федотов же приезжал не мирить Чечеткина с Крестьянниковым, не объединять Краснокамск с районом. В чем скрытый смысл визита самого советника президента в такой захолустный муниципалитет?

Олег Подвинцев: Он все-таки не захолустный. И Федотов – специфический советник президента, и еще один момент, это то, что в силу… Вы еще спросите, а что побудило Владимира Владимировича Путина в свое время пообещать построить тот самый ледовый дворец, который в какой-то степени стал основным конкретным результатом поддержки президента в регионе.

- Давайте по моногородам теперь пройдемся. Круглый стол состоялся, собрались вместе депутаты, представители правительства Пермского края. Что думаете по этому поводу?

Олег Подвинцев: Тут тоже, сразу скажу, есть некая странность в самой организации проведения этого события, и в освещении его, особенно в СМИ. Сначала информация о том, что такой круглый стол состоится, разошлась широко. А о самом круглом столе, о том, что он состоялся, я узнал только сегодня утром. И не из СМИ. Как-то странно выглядит такое молчание.

- Почему? Вполне объясним, мне кажется.

Олег Подвинцев: Ну да. Я имею ввиду, что исхожу из не той ситуации, которая реально существует, а их той, которая является нормально, и которая должна быть на самом деле. То есть опять-таки все это позволяет в какой-то степени предположить, что кто-то что-то делает для того, чтобы замалчивать это событие, и на самом деле замалчивать саму проблему. Проблема с моей точки зрения чрезвычайно острая, для многих регионов России, и Пермский край входит в число тех регионов, где она как раз наиболее актуальна. Одно из первых мест занимает наш регион по числу тех населенных пунктов, которые можно отнести к этой категории. Сразу несколько получается горячих точек по сути дела, грозящих если не социальным взрывом в ближайшей перспективе, то ростом напряженности. Я говорю только о политической составляющей!

- В конце концов, можно вспомнить пример Юго-Камского, когда люди выходили и перекрывали федеральную трассу.

Олег Подвинцев: Можно на федеральном уровне вспомнить пример Сколково. И опять-таки один раз это сработало, может быть сработает и во второй и третий, но в десятый и двадцатый – как сказать. Если таких ситуаций появится по России множество, то ничего хорошего не будет. На федеральном уровне это понимают в достаточной степени и какие-то действия предпринимают в этом отношении. По крайней мере, тема моногородов постоянно как-то поднимается, муссируется, по крайней мере эта проблема признается. В Пермском крае этому уделяют, мне кажется меньше внимания, в том числе и в публичном плане. Хотя у нас есть, наверное, самая развитая в России школа исследования проблем моногородов, но результаты этих исследований не востребованы властью. Часто этими проблемами пренебрегает, и оппозиция политическая, считая, что моногорода обречены.

- Вариантов не много, в том числе и у оппозиции.

Олег Подвинцев: Совершенно верно. Видимо, нечего предложить, поэтому «они исторически обречены, это ход истории, с этим ничего не поделаешь» и т.д. Это сотни тысяч людей и человеческих судеб. Можно вспомнить во что превратилось прекращение добычи угля в КУБе. Что сейчас из себя представляют Гремячинск и Кизел? Насколько там сократилось население и как это все происходило. Причем надо сказать, что понятно, шахтерские города, они специфичны. А сейчас речь идет о кризисе городов с металлургическими и машиностроительными предприятиями. И буквально вот в течение последних 2-3 лет ситуация в значительной степени обострилась и ухудшилась. Чусовой, Александровск, Нытва, вообще надо бить в набат. И с этой точки зрения такое отношение к данной теме ни к чему хорошему не приведет.

- Ну да, если о проблеме молчать, то она само по себе никуда не рассосется. То есть жители Чусового не перестанут переживать за свое будущее и не перестанут замечать, что у них вместо завода непонятно что.

Олег Подвинцев: Краевые власти, опять-таки, могут сказать, что мы же пытаемся найти нового инвестора на ту площадку, которая планировалась для нового производства в Чусовом. Но пока попытки с непонятным и неизвестным результатом. А что произошло в Чусовом? Город достаточно хорошо развивался в течение последних 10 лет. Чусовляне привыкли чувствовать себя уже в безопасности с социальной точки зрения. Люди, живущие в городе с гарантированным ближайшим будущим. У города появились мечта и планы. И вдруг фактически за полгода все рухнуло. Вся мечта испарилась, все планы оказались нереализованными и нереализуемыми, и у города исчезло будущее. Ситуация в Чусовом хуже намного, чем в городах, где как были депрессивные в 90-е годы, так и остались в 2000-х. Они просто уже привыкли, они как-то выживают, просто они уже ничего не ждут.

- Как оцениваете идею депутатов по созданию министерства по моногородам в правительстве Пермского края?

Олег Подвинцев: Вы знаете, у нас при нынешнем губернаторе за последние годы создавались, к сожалению, неоднократно такие министерства, в которых работали от одного до 10 человек фактически. То есть предлагалась какая-то идея, которая могла действительно и привести к каким-то реальным результатам. Эта идея принималась, Министерство создавалось формально, реально работать там было некому и не с кем, потому что никто этих людей не принимал всерьез, реальной возможности принимать какие-то решения не было. Поэтому вопрос создавать или не создавать министерство по моногородам, вопрос в том, чтобы этим кто-нибудь этим занимался серьезно и повседневно, и принимал решения. Не факт, что если будет создано министерство, это будет действительно работающий орган, исходя из практики нынешних краевых властей.

- А как прокомментируете уровень подготовки вице-премьера Алексея Чибисова, который пришел на круглый стол и на вопрос Дарьи Эйсфельд, есть ли конкретная программа со сроками привлечения средств, он ответил: пока нет. Это его такой весь такой развернутый комментарий за все время круглого стола.

Олег Подвинцев: Тема на самом деле очень важная для Пермского края. Причем чем дальше, тем больше она будет приобретать актуальность. И, с другой стороны, может быть в эшелонах региональные власти и понимают важность этой проблемы, знают, что с ней делать, но не делают ничего в конечном итоге. Получается так.

- Мы заканчиваем сегодняшний эфир «Особого мнения». Оставайтесь на «Эхе», удачи!


Обсуждение
3288
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.