Верхний баннер
22:15 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:37, 14 января 2016

«Когда произошел не только визуальный захват Дмитрием Скривановым, но и депутатом Шулькиным, и Дарьей Эйсфельд пространства в городе Перми, конечно, это явилось неким стартовым моментом для многих, зашевелились многие», — Людмила Ознобишина, политконсультант

Тема: Обсуждение рейтинга политической устойчивости регионов фонда «Петербургская политика»

Программа: «Эхо дня»

Гости: Александр Пахолков, Олег Подвинцев, Людмила Ознобишина

Дата выхода: 12 января 2016 года

Ведущий: Артем Жаворонков

- Рубрика «Экспертное мнение» продолжает информационную программу на «Эхе Перми». Сегодня она будет посвящена рейтингу, составленному фондом «Петербургская политика». Мы привлекли к опросу сразу несколько экспертов, их мнение вы и услышите дальше. Эксперты-политологи сегодня представят свою оценку рейтинга политической устойчивости, опубликованного этим самым фондом. Просто напомню вам, что Пермский край попал в пятую, последнюю группу рейтинга по итогам декабря 2015 года, оказавшись вместе с Ингушетией и Северной Осетией, республикой Дагестан и Карелией среди регионов со слабой политической устойчивостью. В оценке экспертов Прикамье получило 4,7 баллов, ухудшив свои позиции по сравнению с прошлым рейтингом на одну десятую балла. Наш первый эксперт – Александр Пахолков, прокомментировал причины низкой позиции Пермского края. По словам руководителя рекламно-политического агентства «Агитпроп», в Прикамье отсутствует единая линия действия в политической сфере, а губернатор просто проигнорировал напутствие президента не дергаться и тем самым лишь усугубил свое положение.

Александр Пахолков: Радует стабильность. Стабильно, что наш губернатор, что наш регион скатываются вниз во всевозможных рейтингах. Это так, если пошутить. А так, причины этого понятны и уже неоднократно высказывались – политическая нестабильность. По поводу плакатов «Who is mister Скриванов?», у нас не только непонятен ответ на этот вопрос, и поэтому вопрос «Who is mister Маховиков?», «Who is mister Маркевич?». Кто из них руководит, кто будет мэром или главой какой-то территории, потому что сначала назначается один человек, конкурс срывается и проходит снова, и т.д. Несмотря на то, что во всех этих конкурсных процедурах у администрации 50% плюс один голос, они даже при большинстве не могут определить и решить. Экономические успехи тоже нас не радуют, но тут мы идем в фарватере общероссийском, основные товары Пермского края, как нефть, калий, они снижаются в цене и это влияет, и получается политическая нестабильность. Соответственно, приближаются выборы, с кем вести диалог, с кем договариваться? С Маркевичем договариваться? А вдруг он опять уедет куда-то. С Маховиковым? А вдруг его опять куда-то отодвинут. Это невозможность выстроить какие-то длинные планы, непонимание перспектив региона, этой власти, и т.д. Сколько еще эта власть продлится, а может кого-то нового пришлют, может быть, будут досрочные выборы. Эти вопросы себе задает большинство элиты и даже простые люди тоже задаются такими вопросами.

- Одним из факторов, повлиявших на снижение позиции краевых властей, эксперты из фонда «Петербургская политика» называют скандал с региональным штабом ОНФ. Мы проговаривали это, но, все-таки, по-вашему, какое место это занимает в конечном результате, который Пермский край занял в этом рейтинге?

Александр Пахолков: Ситуация с ОНФ примерно такая же, что и ситуация, которая была в начале года. Это, я напомню, колонки, которыми глушился митинг памяти Бориса Немцова, это куклы Вуду, и т.д. Все это показывает, что не понимает наша власть или политическое руководство региона основных трендов, основных направлений, в том числе внутриполитической политики. Нельзя бороться с Народным фронтом. Это тоже самое, что бороться с народными выборами сити-менеджера. Народный фронт изначально позиционируется как представители народа, которые выявляют тут какие-то плохие вещи, возглавляют Народный фронт самые правильные и хорошие люди. Ну и самый-самый хороший человек. Как же можно бороться с Народным фронтом, как можно указывать, что где-то в чем-то народ неправ? Ну это по определению глупо. И кто это не понимает – он глупец. Кроме того, бороться с Народным фронтом, это все равно, что губернатор выйдет и скажет, что мы тратим слишком много денег, у нас в регионе денег не хватает. Что будет с таким губернатором – абсолютно понятно. Это политическая реальность.

- И все-таки, если ОНФ – это представители от народа, депутаты Соликамского района тоже, кстати, именно их отказ от предложения губернатора отправить в отставку Олега Полякова, руководителя района, тоже можно рассматривать в этом же тренде?

Александр Пахолков: Нет, это нужно рассматривать в тренде, что администрация не может правильно наладить внутрирегиональную политику на местном уровне. На выборах главы Кудымкарского района через конкурсную процедуру мы понимаем, что это не выборы, а назначение. Сначала поддерживается один человек, его выдвигают, его уговаривают выдвинуть свою кандидатуру, мы за тебя, мы тебя поддержим, а потом переигрывают по ходу пьесы, сталкиваясь с нежеланием местной элиты, сталкиваясь просто с неготовностью отдельных членов комиссии, которые играют в свои игры. Одни голосуют, представители губернатора в конкурсной комиссии, за одного кандидата, другие за другого. Вся эта акция непонимания продолжилась с Кунгуром. Когда там сначала на одного ставили, потом на другого, потом в итоге конкурс отменили вообще и выдвинули третьего. Непонимание, куда гребем, к кому идем. И даже суть не в том, Поляков, Иванов, Голубков, или еще кто-то хороший. Суть в том, что нет понимания того, каким критериям должен соответствовать вот этот человек, что должно быть самое главное у главы. Глава должен быть опытным, хозяйственником, экономистом? Глава должен пользоваться в первую очередь популярностью на местном уровне? Глава должен контролировать все, уметь что-то сделать? Или глава должен первую очередь быть лояльным к региону? Какие вещи, какие критерии на первое место уходят? И вот это каждый раз метание то к одному, то к другому. Вы либо строите из себя солдата, который обеспечит результаты, которые нужны, заткнут рты, когда они будут открываться, когда очередные какие-то субсидии порежут и еще что-то запретят, или что вам нужно? Или вам нужны люди, которые будут пользоваться популярностью на местном уровне и их политика будет поддерживаться? Или вам нужны специалисты, которые смогут изменить ситуацию? Нет, этого ничего нет. И каждый раз эта ситуация – в одну сторону гребем, в другую. Мы такую систему делаем, потом мы ее не делаем. Тоже самое можно сказать, что какие-то изменения происходили, убрали часть людей из администрации, пересмотрели отделы, переиначили, выстроили структуру под Маркевича, а он уехал, а потом вернулся…И вот куда грести, в какую сторону. Не будут же говорить, что правильно делать так, а они делают все неправильно. Проблема в том, что они всегда все делают в разные стороны, и постоянно идет какая-то дерготня и ни к какой позиции нельзя привыкнуть.

Один из наших экспертов, доктор политических наук Олег Подвинцев, оценил Прикамье в списке «Петербургской политики», но отметил при этом, что сам рейтинг может быть лишь косвенным ориентиром для оценки реального положения дел в регионе.

Олег Подвинцев: Ну, я думаю, что ничего не изменилось, по крайней мере, с тех последних месяцев прошлого года, когда Пермский край оказался на этом месте. Потому что никаких действий, способных привести к укреплению позиций губернатора в регионе, предпринято не было. Да и вообще сложно сказать, что такие действия могут быть, и какими они могут быть.

- То, что там называется в качестве основных факторов, даже небольшого ухудшения наших позиций на одну десятую балла… там отмечается отказ депутатов Соликамского района поддержать идею Виктора Басаргина об отставке главы района Олега Полякова, исключение из регионального штаба ОНФ троих членов, и скандал вокруг этого.

Олег Подвинцев: То, что касается ситуации во взаимоотношениях местного самоуправления и краевой власти, то это действительно ситуация, которая приобретает такие экстраординарные черты, потому что по сути дела со всеми муниципалитетами, где стоит вопрос о смене руководства, складываются напряженные отношения. Почти любое назначение сити-менеджера перерастает в скандал. В этом отношении, конечно, и декабрь, и первые дни января, принесли какие-то новые ошибочки. И ясно, что речь идет не о переходном периоде, как можно было бы в другом случае предположить, когда действительно внедряется новая система, модель взаимоотношений между краевой властью и местным самоуправлением, и потом это как-то устоится, и приобретет некую стабильность… а, скорее, речь идет о накоплении каких-то проблем, какого-то горючего материала, который полностью взял ситуацию и парализовал систему управления регионом. И, конечно, со стороны нельзя сказать о том, что растет авторитет и доверие администрации губернатора. Вроде бы да, они одерживают победы, они проталкивают своих людей в муниципалитетах, но какую цену они за то платят, и как это все происходит, и что это за люди, в конце концов.

- Как вообще оцените сам рейтинг фонда «Петербургская политика», насколько он для вас лично авторитетен, и вообще, можно ли на него опираться в качестве хотя бы косвенного источника положения дел в политической сфере региона?

Олег Подвинцев: Только косвенно. Все рейтинги, включая и рейтинг «Петербургской политики, хотя он один из самых авторитетных… все рейтинги относительны, они обычно строятся на мнении части экспертов, и эта часть не самая большая и на неких утечках, которые происходят из Администрации Президента, и других органов, которые пытаются выстроить мониторинг ситуации всех субъектов РФ. Но говорить о полной эффективности такого мониторинга достаточно сложно. Поэтому все относительно, но, тем не менее. Речь идет только об этом фонде и только в этом месяце.

- Людмила Ознобишина внимательно следит за работой фонда «Петербургская политика» и считает их рейтинг наиболее эффективным по сравнению с прочими исследованиями. Политконсультант отметила, что можно действительно быть разочарованным низким положением в рейтинге политической устойчивости только двух регионов – Пермский край и Новосибирская область.

«Когда произошел не только визуальный захват Дмитрием Скривановым, но и депутатом Шулькиным, и Дарьей Эйсфельд пространства в городе Перми, конечно, это явилось неким стартовым моментом для многих, зашевелились многие», — Людмила Ознобишина, политконсультант
«Когда произошел не только визуальный захват Дмитрием Скривановым, но и депутатом Шулькиным, и Дарьей Эйсфельд пространства в городе Перми, конечно, это явилось неким стартовым моментом для многих, зашевелились многие», — Людмила Ознобишина, политконсультант
Людмила Ознобишина: Вы знаете, к рейтингу «Петербургской политики» я отношусь достаточно серьезно, потому что люди анализируют достаточно большой объем данных, экспертная группа Михаила Виноградова глубоко погружена в ситуацию в каждом регионе, и поэтому, я считаю, что какой-то субъективный фактор сведен к минимуму. Но с другой стороны, нахождение Пермского края опять в самой последней группе регионов со слабой политической устойчивостью, конечно, вызывает только негативные эмоции, сожаление. На мой взгляд, наш регион, как обычно, не заслужил такой оценки. То есть, если мы будем сравнивать, там, пожалуй, только Новосибирская область, ее только можно соотнести по потенциалу с Пермским краем, все остальное – это слабые и депрессивные регионы. Пермский край в социально-экономическом и экономическом плане в этой группе, регион, который даже сравнивать с остальными нельзя, то есть это устойчивый регион. Но, как обычно, всю картину у нас портит внутрирегиональная политическая и социальная ситуация. Вот среди позитивных событий… фонд «Петербургская политика» рассматривает, что произошло хорошего, что произошло из негативных событий, нейтральное, как регион развивался, глядя на статистические показатели, протестная активность, задолженность по заработной плате. Так вот, если мы посмотрим на хорошие события, позитивные, федерального уровня, то подписали соглашение с Роскосмосом, презентовали двигатель, на самом высоком уровне Пермский край звучал, встреча президента с губернатором. Но вот эти события, что называется, испортили события, которые произошли в регионе. То есть встреча с президентом складывалась удачней, но вспомним, с чего начал президент – он напомнил губернатору о конфликте в региональном отделении Общероссийского народного фронта. То есть встреча, которую ждали, которая могла для региона сложиться удачно, она началась с напоминалки, что не все гладко и не все так хорошо. Что влияет на устойчивость, вот у нас в плане стабильности с муниципалитетами, произошел отказ депутатов Соликамского района поддержать инициативу губернатора и отправить главу в отставку. По идее этот конфликт был искусственно сгенерирован краевыми властями, то есть сами себе создали проблему. Что такое Соликамский район? Да, там была определенная проблема при регистрации кандидатов с судимостью, то есть вопрос, который можно было урегулировать, он не требует отставки главы, который на общем уровне глав выглядит неплохо, он ситуацию в своем районе удерживает и в период выборов. То есть он относится к таким главам, в территории которых всегда результаты партии власти, всегда политические вопросы решаются. Он не был кандидатом на вылет, абсолютно вменяемый и адекватный глава. Соответственно, решение отправить его в отставку, на мой взгляд, было скоропалительным. Здесь губернатор и его команда, обставили его, сгенерировали на пустом месте такую проблему. Тоже самое с Общероссийским народным фронтом. То есть взаимодействие выстроено не было, но за неделю до конференции начинают как слон в посудной лавке грубым образом пытаться влиять на принятие решения. И опять же, эти все проблемы создаём себе сами. И поэтому успешные, или, по крайней мере, стабильные показатели экономического развития, в сравнении с другими регионами, всегда корректируются внутренними противоречиями, отсутствием консолидации элит и фантастической способностью генерировать на пустом месте проблемы самим себе.

- А среди заметных событий составители рейтинга выделили тут конфликт с землей и ее передачу еврейской общине, но и яркий политический момент, как появление билбордов в Перми «Who is mister Скриванов?», это что-то значит?

Людмила Ознобишина: Я не буду комментировать ситуацию с землей. А по поводу появления баннеров, я уже писала в газете, что Скриванов таким образом дал старт всей выборной кампании, подготовке к выборному циклу. То есть до этого времени, я как политконсультант, общаясь со многими политиками, которые планируют каким-то образом остаться в политике, все было достаточно инертно, неактивно. Но когда произошел не только визуальный захват Дмитрием Скривановым, но и депутатом Шулькиным, и Дарьей Эйсфельд пространства в городе Перми… конечно, это явилось неким стартовым моментом для многих, зашевелились многие.

- То есть не власть, которая должна была бы быть инициатором старта предвыборной кампании, а люди, которых считают в какой-то степени оппозиционерами, запустили процесс?

Людмила Ознобишина: Со стороны власти была информация, что формируется штаб, какие-то административные меры были, но вот активные действия, я их действительно связываю. Это стало импульсом, как декабристы разбудили Герцена, так и Скриванов дал всем импульс.


Обсуждение
5246
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.