Верхний баннер
04:31 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:26, 15 ноября 2016

«По нашим данным, где-то 50% работоспособного населения работает в Перми, что для бюджета Краснокамского района считается проблемой. Все-таки подоходный налог они платят в Перми, а пользуются всеми муниципальными услугами в Краснокамске», — Игорь Малых, депутат краевого ЗС

«По нашим данным, где-то 50% работоспособного населения работает в Перми, что для бюджета Краснокамского района считается проблемой. Все-таки подоходный налог они платят в Перми, а пользуются всеми муниципальными услугами в Краснокамске», — Игорь Малых, депутат краевого ЗС
«По нашим данным, где-то 50% работоспособного населения работает в Перми, что для бюджета Краснокамского района считается проблемой. Все-таки подоходный налог они платят в Перми, а пользуются всеми муниципальными услугами в Краснокамске», — Игорь Малых, депутат краевого ЗС
Юлия Хлобыст: В эфире политическое ток-шоу «Кухня». И в нашей студии на импровизированной кухне «Эха Перми» журналист Влад Павлов. Влад, добрый день!

Влад Павлов: Здравствуйте!

Юлия Хлобыст: Меня зовут Юлия Хлобыст. И гость нашей сегодняшней кухни депутат Законодательного собрания Пермского края, житель Краснокамска, Игорь Юрьевич Малых. Добрый день, Игорь Юрьевич!

Игорь Малых: Добрый день!

Юлия Хлобыст: Ну что же. Несколько есть тем для нашего сегодняшнего разговора. Это и ваше депутатство. Вы, как известно, были в представительном органе власти в городе Краснокамске. Сейчас вы в Законодательном собрании Пермского края. Здесь можем мы поговорить и о том, что происходит сегодня в городе-спутнике Перми. Является ли он сегодня вообще таким городом. Ну и, естественное, коснемся темы прошедших выборов. Давайте начнем с депутатства. Вот смотрите, какая интересная история получается. В нынешнем составе заксобрания появились представители с мест. Это четыре человека: вы, представитель Краснокамска; ваш земляк Юрий Чечеткин; Александр Борисов, представитель Губахи; Александр Шицин, представитель Александровска. Четыре человека – это уже на самом деле достаточно для того, чтобы создать депутатское объединение или фракцию. Скажите, вот у вас с вашими коллегами из территорий нет ли мысли объединиться, чтобы отстаивать интересы муниципалитетов?

Игорь Малых: Ну я хочу сказать, что, наверное, депутатов от территории намного больше, потому что я знаю, что из Березняков, из Верещагино, с других территорий те есть депутаты, которые работали и в земских собраниях, и в администрациях. Поэтому, наверное, каждый депутат должен отстаивать интересы своей территории и, наверное, все будут отстаивать интересы муниципалитетов. Но я надеюсь, что в ближайшее время, наверное, мы обсудим с коллегами эти вопросы, и может быть какие-то возможности формирования депутатских групп определятся. Наверное, на данный момент говорить преждевременно. Но хочу сказать, что, наверное, вопрос бюджетного финансирования муниципалитетов, допустим, для меня является основным. Ну и, наверное, надеюсь, что и для многих депутатов тоже.

Юлия Хлобыст: Это единственная тема, которую вы бы хотели и вы считаете нужным лоббировать в законодательном собрании края? Бюджетное финансирование муниципалитетов.

Игорь Малых: Ну, я думаю, что это в первую очередь. Почему? Объясню. Потому что все-таки каким-то образом методика формирования бюджета как Пермского края, так и муниципалитета в целом, она своеобразная. Получается таким образом, что не каждый муниципалитет в каком-то одинаковом положении находится. Приведу живой пример, что сегодня бюджетное финансирование Краснокамского района одно из худших в Пермском крае, поэтому вот эту практику хотелось бы поменять, разобраться до конца. Будучи председателем земского собрания, мы пытались разобраться в этой ситуации, но не до конца получилось. Сегодня, я думаю, что есть все возможности, чтобы выяснить, почему так происходит. Есть же территории промышленные, есть территории сельскохозяйственные, есть, ну будем говорить, абсолютно разные территории. Краснокамский район – это промышленная территория, где, по сути говоря, находится огромное количество промышленных предприятий. Но по бюджетному финансированию мы находимся рядом, допустим, с Гайнским районом, с Большесосновой, где промышленности нет вообще. И поэтому, скорее всего... скорее всего, то есть произошли какие-то – ну не хочу сказать «ошибки», а может быть и ошибки – с которыми нужно разбираться и выяснять, почему так происходит. И, я думаю, что вот эта основа, чем мы в первую очередь будем заниматься.

Юлия Хлобыст: Слушайте, но ведь это же проблема вообще, на самом деле, не сегодняшнего дня. Вот на протяжении нескольких лет, когда я общаюсь, например, с главами тех или иных муниципалитетов, они говорят о том, что, ну действительно денег не хватает. Но это общая проблема. И как вот вы говорите? Нужно поменять эту практику. А как ее поменять? То есть мне кажется, тут выход только один – это денег из бюджета Пермского края больше выделять на муниципалитеты.

Игорь Малых: Ну, я думаю, что так оно и должно. То есть должна быть другая методика перераспределения налогов. То есть, по сути говоря, сегодня на территориях мы собираем подоходный налог основной... По сути говоря, он основной и в бюджете Пермского края, и в бюджете каждого муниципалитета. Может быть пересмотреть здесь нормативы отчислений. Почему? Потому что сегодня, обладая огромными предприятиями и, будем говорить так, не то чтобы недополучая... Сегодня, вот приведу живой пример, в Краснокамском районе бюджетная обеспеченность каждого учреждения, которое финансируется из бюджета, составляет приблизительно 80% от необходимого. То есть необходимый – это не от того, что вот захотело учреждение – вот столько, да, и им дали 80%, а от минимума 80%. То есть это говорит о том, что муниципальные учреждения еле-еле выживают. То есть это говорит о том, что или надо сокращать муниципальную услугу какую-то, или менять методику формирования бюджета. Два варианта. Ну сами знаете, сокращать... То есть получается – что сократить? Школу, детский сад, или спортивный клуб, или музыкальную школу? То есть с...

Юлия Хлобыст: Вы понимаете, это не выход.

Игорь Малых: То есть это невозможно. То есть, соответственно, вариант один, что думать в этом направлении, чтобы увеличить финансирование муниципалитетов. Это, наверное, основа должна быть.

Юлия Хлобыст: Хорошо. Все-таки вы сказали, что достаточно много ваших коллег избралось в законодательное... Я имею в виду представителей муниципалитетов...

Игорь Малых: Да.

Юлия Хлобыст: Избралось в заксобрание. Но они шли по партийным спискам, вы шли по одномандатным округам?

Игорь Малых: Нет, я тоже по партийному списку, да.

Юлия Хлобыст: А, вы тоже по партийному? Но... но... Тем не менее, вы пока не разговаривали с ними о создании некоего депутатского объединения?

Игорь Малых: Пока, к сожалению, об этом разговора не было. Но надеюсь, разговоры об этом будут.

Юлия Хлобыст: Вот как только что мы сейчас с вами выяснили, самое главное – это бюджетное финансирование из регионального бюджета. Но смотрите, что происходит. Вот уже первое заседание заксобрания оно, в общем-то, показало, кто правит бал, да? Решение «Единой России», решение большинства, что вроде бы как логично и ему должно подчиняться меньшинство. Вы вообще не боитесь, что вас поглотит вот это парламентское большинство?

Игорь Малых: Ну понятно, что мы живем в демократической стране и всегда будем говорить: правит ситуацией большинство. Но мы понимаем, что все-таки меньшинство – это, будем говорить, не то, что это какие-то... Ну я не знаю, как сказать... Какая-то жесткая оппозиция, да? Это, да... даже не скажу, наверное, «оппозиция». То есть получилось так, что парламентские парии оказались в меньшинстве, «Единая Россия» – в большинстве. И сегодня хотелось бы, конечно, хотелось бы, чтобы все-таки при принятии каких-то судьбоносных решений, чтобы все-таки партия власти, будем говорить, как-то пыталась не только... хотя бы услышать другие партии. Это было бы здорово. Я надеюсь, что все-таки это будет. Хотя сегодня мы увидели, что...

Юлия Хлобыст: Надежда умирает последней.

Игорь Малых: Да. Надежда умирает последней. Я думаю, что мы будем разговаривать, общаться. И сегодня, я говорю, та же партия КПРФ, которая представляет сегодня в законодательном собрании, она же не является какой-то жесткой оппозицией. Да, мы не хотим высказывать какие-то лозунги и так далее. Мы хотим реально, чтобы все-таки жизнь улучшалась в целом в Пермском крае и в каждом муниципалитете в отдельности. Мы представляем каждую свою территорию и хотел... Мы пришли для этого сюда, чтобы жизнь двигалась в лучшую сторону, то есть мы идем в этом направлении.

Юлия Хлобыст: Хорошо. Вот еще немножечко об улучшении жизни. Вы записались в бюджетный комитет. Вы – член бюджетного комитета. На ближайшие... На ближайшем пленарном заседании заксобрания уже будет бюджет рассмотрен в первом и, видимо, во втором чтении.

Игорь Малых: В первом чтении уже рассмотрели.

Влад Павлов: Уже во втором будет.

Юлия Хлобыст: Уже во втором чтении будет.

Игорь Малых: Во втором чтении.

Юлия Хлобыст: Публичные слушания прошли, первое чтение прошло. Вы вообще вот досконально просмотрели проект бюджета? Вот мы только что говорили о бюджетных проблемах, о бюджетном финансировании территорий. У вас есть какие-то замечания вообще и предложения ко второму чтению?

Игорь Малых: Нет, ну откровенно говоря, досконально рассмотреть, наверное, очень сложно, да? Поэтому каждый... каждый момент. Все равно рассматриваем те, будем говорить, те статьи, те направления, которые интересны в первую очередь для наших территорий. Конечно, многое посмотрели. Считаем, наверное, самый, наверное, сложный момент, это все-таки дефицит бюджета. Который в ближайшие несколько лет составит где-то 50% от всего дохода Пермского края. Хотя, конечно, если судить по соседним территориям и вообще по субъектам Российской Федерации, там уже давно превышает 50% у многих. И вроде бы ничего страшного в этом нету. Но все равно какое-то определенное переживание есть. Все-таки дефицит, который составляет половину от доходов, ну как-то он на слух даже воспринимается очень, ну, пугающе, что ли.

Юлия Хлобыст: Это я понимаю, о чем...

Влад Павлов: Речь идет в данном случае о долге, то есть это будет наш госдолг.

Игорь Малых: Так, нет. Госдолг, а, по сути говоря, он...

Влад Павлов: А уровень дефицита у нас остается меньше 10%.

Игорь Малых: Не, уровень дефицита меньше 10% остается, да, но... Все правильно говорите, долг накапливается, то есть, по сути говоря, этот дефицит он нарастает.

Влад Павлов: То есть 50 миллиардов – это будет половина.

Игорь Малых: То есть, по сути говоря, на сегодняшний день это половина...

Влад Павлов: Годового бюджета региона.

Игорь Малых: Годового бюджета региона. То есть это как бы для меня, мне кажется, пугающая цифра, потому что до этого я трудился в муниципалитете, возглавлял земское собрание, и не могу себе представить, если муниципалитет будет должен половину от своего бюджета. Я даже не представляю, что это такое и что с этим делать. Поэтому...

Юлия Хлобыст: Слушайте, а вот, кстати, те слова председателя правительства Геннадия Петровича Тушнолобова о том, что у нас рядом, ну территория есть соседняя, например, Татарстан, где, скажем, долг больше, но живут люди лучше. Вот для меня это непонятно. Для вас это понятно? Как это?

Игорь Малых: Ну немножечко понятно, конечно, что люди берут средства и тратят на свою, будем говорить, на свою жизнедеятельность, то есть они живут сейчас лучше, чем живем мы, потому что они привлекают средств извне больше, то есть они берут в кредит. Соответственно, мы тоже можем это сделать. Но мы ведь до конца не понимаем, что будет дальше, как дальше будет происходить. Хотя не так давно я посмотрел ситуацию, что по муниципалитетам и по субъектам в Германии и в других странах у многих там долг превышает и двойной бюджет.

Юлия Хлобыст: То есть все живут в кредит.

Игорь Малых: То есть, по сути говоря, все живут в кредит. И вполне возможно, что мы можем так существовать. Но мы не понимаем все-таки, что в конечном-то итоге будет? Что произойдет? Когда-то мы уже... кто-то перестанет нам давать эти кредиты. Когда-нибудь рано или поздно ведь это произойдет. То есть сегодня мы берем-берем-берем, а когда-то ведь надо будет отдавать. И вполне возможно, что кто-нибудь когда-нибудь скажет: «Так всё. Всё закончилось. Верните деньги сегодня и сейчас». Такое возможно.

Влад Павлов: Хорошо. Смотрите, другие регионы, например, Татарстан опять же, хорошо, они набрали кредитов. У них уровень жизни лучше. Мы перешли... Точнее, начали брать долги в 12-13 году. Набрали уже достаточное количество. Никаких больших проектов в отличие от Татарстана у нас не реализовано. С чем вы это вообще связываете? Сумма немалая.

Игорь Малых: Ну я с вами согласен. Мне трудно ответить, наверное, на этот вопрос: с чем связано, почему у них такие большие проекты? Может быть подход другой. Может быть еще что-то. Мне трудно сказать. Я, честно говоря, затрудняюсь ответить на этот вопрос: с чем связано? Хотя действительно мы понимаем, что соседние республики во многих направлениях движутся вперед. И сегодня даже вот мы смотрим вот для... Допустим, приведу живой пример, да? Для Краснокамского района вот не так давно произошло событие. У нас появился ледовый дворец, да, который, то есть очень долго ждали. И традиции у нас очень большие в области хоккея. А когда мы смотрим на территорию Татарстана, там в каждом небольшом, будем говорить, районе или населенном пункте ледовые дворцы есть везде. А у нас они только-только появляются. То есть с чем это связано? Трудно сказать. То есть поэтому работать надо, стремиться, чтобы все-таки у нас тоже было, чтобы всё – и проекты, и так далее были.

Юлия Хлобыст: Чтобы кредитов не было, а ледовые дворцы были.

Игорь Малых: Да, а ледовые дворцы были.

Влад Павлов: Может нам вообще тогда стоит перестать брать кредиты, раз мы не реализуем проекты?

Игорь Малых: Сложно сказать. Может быть... может быть. Опять вот мы только что говорили, да, что муниципалитетам не хватает средств. Если мы еще кредиты брать не будем, то есть мы вообще тогда, получается, каким образом... То есть при обеспеченности сейчас в 80% будет 70–60, то есть нам вообще придется что-то закрывать. То есть, ну... очень тонкий момент здесь. Нужно смотреть из реалий.

Юлия Хлобыст: Давайте поговорим про партийность и про выборы, которые прошли недавно. Вы только-только, по сути дела, стали депутатом. То есть как... какое заседание там по счету сейчас будет? Уже третье, по-моему, да?

Игорь Малых: Третье заседание.

Юлия Хлобыст: Третье заседание будет. Смотрите, вы в свое время избирались, шли на выборы от «Единой России», были близки к этой партии, но вот на эти выборы в заксобрание выбирались уже от КПРФ. Вот в связи с чем такой переход, такие метаморфозы? Притом, что, наверное, может быть вот ваша... ваша, так скажем, жизненная ситуация, да, вы являетесь, в общем-то, собственником недвижимости в Краснокамске. Но, возможно, где-то в чем-то противоречит с позицией компартии?

Игорь Малых: Хорошо. Хочу сказать одно, что от «Единой России» я не... не на выборы никогда не выдвигался. Начну с этого. То есть все три раза, когда я избирался в Земское собрание Краснокамского района, выбирался самовыдвиженцем. Единственное, чтобы...

Юлия Хлобыст: Ну поддержка от «Единой России» была?

Игорь Малых: Ну это трудно сказать, была она или не была поддержка «Единой России». Я хочу сказать, что, да, я являлся сторонником «Единой России», хотя уже перестал быть сторонником еще в прошлом году. Получилось таким образом, скажу честно и откровенно, партия КПРФ пригласила меня в свои ряды, возглавить список в Краснокамском районе. После нескольких переговоров я согласился. В общем-то, вот и получилось, что... Получилось то, что получилось. То, что откровенно говорю, действительно вы правы, что для жителей Краснокамска было очень, как сказать… может быть не совсем понятно, почему я. В общем-то казалось, всегда возглавлял последние 11 лет земское собрание. Это все равно как-то ассоциировалось больше с партией власти. А потом оказался у коммунистов. И, конечно, было очень сложно это воспринять. Но хочу сказать, что вот внутренние убеждения, по сути говоря, они совпадают с убеждениями коммунистической партии по чему? По многим законопроектам, которые мы в течение 11 лет пытались продвинуть в законодательное собрание, пытались достучаться. Нас практически всегда поддерживала фракция КПРФ в законодательном собрании. Я вам приведу несколько примеров. Да, первый и основной момент – это, конечно, выборы глав, который... Мы всегда говорили... И Земское собрание Краснокамского района... И сейчас я говорю, что, конечно, должно все-таки выбирать население. Это принципиальная позиция. Есть принципиальная позиция по объединению, да. То есть все-таки для таких территорий как Краснокамск две власти – городская и районная, ну это однозначно ни к чему. И когда вот и по многим другим проектам, с которыми мы выходили в законодательное собрание, фракция КПРФ всегда нас поддерживала. И взгляды-то у нас примерно одинаковые, поэтому и как бы...

Юлия Хлобыст: То есть для вас КПРФ – это не паровоз. Вот как вот сейчас существует мнение, что партии для многих – это паровозы для, так скажем, проезда во власть. То есть вы разделяете вполне убеждения коммунистов?

Игорь Малых: Да, в большинстве... в большинстве, как бы сказать, постулатов, я поддерживаю все, будем говорить, направления коммунистической партии. Ну, конечно, единственный вопрос для нас – это, конечно, революция 17 года. Здесь, наверное, может быть, мнения разные, да. И я всегда считал, что революция – это вещь достаточно губительная для любого общества, поэтому вот может быть только в этом.

Юлия Хлобыст: А вообще, вот в такой разношерстной компании, ну вот от КПРФ кто у нас в заксобрании? Владимир Корсун, старожил в региональном отделении. Дальше. Дожидающийся места на федеральном уровне адмирал Владимир Комоедов, известные коммунисты из Коми округа. И вы – предприниматель. Я понимаю, что коммунисты, они не против частной собственности, они скорее за приватизацию недр и стратегических объектов. Но вам вообще вот уютно в такой компании?

Игорь Малых: Значит, ну вы еще не сказали, у нас еще генерал-майор полиции Чулошников есть в нашей компании, да.

Юлия Хлобыст: Да, есть.

Игорь Малых: Сегодня я вижу, что у нас все профессионалы в нашей фракции – шесть депутатов. И сегодня, вот вы говорите о приватизации недр и так далее. Вот сегодня коммунистическая партия...

Юлия Хлобыст: Это не я говорю. Геннадий Андреевич Зюганов говорит.

Игорь Малых: Да, Геннадий Андреевич Зюганов говорит об одном. Я считаю, что он абсолютно прав, что все-таки недра должны принадлежать государству. Есть много примеров и других стран, и на наших территориях. Вот сегодня мы, допустим, вот всегда сравниваем такое предприятия как «Башнефть», да, которое вот последние уже полгода, наверное, в прессе видно вот этот вот шум – выставляют на приватизацию, не выставляют. Местные элиты сопротивляются. Федеральная власть все-таки не хочет выставить на приватизацию и т. д. Вот логика заключается в том, что, все-таки, когда недра, особенно такие, конечно, как нефть, газ, ну я даже скажу и минеральные удобрения и многое другое, что все-таки когда оно в руках государства, то есть что-таки все-таки жителям, которые живут на этих территориях, что-то, будем говорить, достанется там, ну, допустим, там те же ледовые дворцы, те же там клубы и так далее. Может быть как бы в деньгах нет никакого... но какое-то... инфраструктура возможна. То, что мы видим в Башкирии... в той же Башкирии. Да, мы видим, то есть предприятие «Башнефть» работает, и львиная доля прибыли идет на благоустройство территории, где живет и работает население.

Юлия Хлобыст: Игорь Юрьевич, а вам не кажется, что вот эта вот позиция, да, приватизация стратегически важных объектов, недр –это во многом популистская позиция? Ну чего далеко ходить? У вас вон свинокомплекс «Пермский» в Краснокамском районе. Смотрите, что происходит. Ведь его же штормит, на самом деле. И государство с его... То есть мы имеем в виду, что это предприятие отдано в аренду. Сегодня, я так понимаю, договоренности не выполняются. По нашей информации, вести из этого предприятия, там все разваливается, все плохо, на самом деле. И получается, что сегодня региональный бюджет берет на себя почему-то обязательства за арендатора, выделяет деньги, к сожалению, да, когда, собственно говоря, инвестировать должен вот этот самый арендатор.

Игорь Малых: Вы абсолютно правы. Ситуация на свинокомплексе крайне тяжелая, очень напряженная. Но я хочу привести тут разницу небольшую. Не буду сейчас рассказывать про ситуацию на свинокомплексе, но скажу немножко разные вещи, да. Свинокомплекс – это бизнес, да, который говорит о том, что это не надо ничего выкапывать или там доставать. Сегодня, допустим, нефтяной бизнес, в чем он заключается? Ты воткнул трубу, выкачал нефть и продал ее. Это разные вещи немножко. А бизнес, чтобы из такого поросеночка он стал большой, да, это уже другая проблема...

Юлия Хлобыст: Но с точки зрения стратегического развития территории...

Влад Павлов: Но проблема в том, что арендатор не дает поросятам-то вырасти. Он забивает их.

Игорь Малых: Абсолютно верно. Значит, вот то, что касается, то, что происходит на свинокомплексе, конечно, это надо прекращать такую практику. Сегодня отдали, будем говорить, инвестору по договору, то есть отдали инвестору, у которого не оказалось средств. Это, конечно, очень печальная ситуация. И буквально 17 ноября на очередном заседании законодательного собрания правительство будет докладывать о ситуации на свинокомплексе, будут докладывать пути выхода из данной ситуации. Посмотрим, может быть все-таки нашлись как бы нормальные пути изменения данной ситуации. Сегодня предприятие находится в краевой собственности. И других-то вариантов нет, как правительство должно решить, что с этим предприятием делать, куда двигаться, в каком направлении. До 13-го года было в федеральной собственности. И тогда были проблемы, но они не были очевидными. Тогда продукция выпускалась, налоги платились, заработная плата платилась. И тогда были рабочие места. Сейчас ситуация маленько пошла по другому пути. Да, может быть накопились какие-то проблемы. Вполне возможно. Но довели ситуацию… у нас у всех – жителей и у депутатов, и, наверное, у всех, кто живет и имеет отношение к Краснокамскому району, значит, желание-то одно – чтобы предприятие работало и были рабочие места. Всё.

Юлия Хлобыст: Напомню, гость на нашей политической кухне сегодня – депутат Законодательного собрания Пермского края, житель Краснокамска Игорь Юрьевич Малых. Ну что же, смотрите, говорили мы в предыдущей части о том, что вы поддерживаете многие инициативы представителей коммунистической партии, от которой вы шли на выборы. В свое время вы были ярым сторонником прямых выборов.

Игорь Малых: Абсолютно верно.

Юлия Хлобыст: Вместе со своими коллегами, да? Там Александром Шицином. Несколькими главами, которые, по сути дела, ну вот были в таком в гордом одиночестве. Сейчас, насколько я понимаю, вот на этом уже пленарном заседании будет вновь рассматриваться законопроект…

Влад Павлов: Их несколько.

Юлия Хлобыст: Несколько, да, три. Один, значит, Гремячинской думы, коллег из КПРФ, и законопроект Сухих и Боченко, поддержанный губернатором. Так вот какую схему вы считаете наиболее правильной? И будете ли вы отстаивать все-таки вот прямые выборы?

Игорь Малых: Я хочу сказать, что вот всегда мы берем пример из жизни, да. Сегодня Краснокамский район всю свою сознательную жизнь сам избирал себе как глав района, главу города. И сегодня мы считаем, что, наверное, это основа, то есть основа демократии, по сути говоря. Почему? Если ситуация меняется, главу избирают только лишь депутаты, то тогда вообще меняется сам смысл демократического подхода. Сегодня житель в первую очередь должен сам определиться. Вот хочу сказать об одном. Связь – глава и житель – она сразу же исчезает, если главу избирает депутат. Почему? Потому что главе не надо больше встречаться со своим населением. Потому что от населения у него жизнь не меняется. То есть глава должен работать только лишь с депутатами в первую очередь. И вот эта связь она исчезает. Этого не должно произойти.

Юлия Хлобыст: Ну вот смотрите, был... При всем уважении к Юрию Чечеткину, да. Был Юрий Чечеткин, всенародно избранный глава. Но, тем не менее, он умудрился рассориться, в общем-то, с политическими силами. И в результате мир и спокойствие в Краснокамске восстановилось только тогда, когда там все-таки вот волевым решением поставили главу. Вот всегда ли хороша демократия?

Влад Павлов: Зависит от ситуации.

Игорь Малых: Я думаю, что… Нет. Как бы там ни была хороша или... Я считаю, демократия должна быть в любом случае, чтобы вот этот подход, вот я считаю, он очень важен, что все-таки житель в первую очередь сам должен определиться, как ему жить. Это основа местного самоуправления. Это основа. То есть жители сами определяют, что делать, куда двигаться и куда идти. То, что произошла ситуация с Юрием Владимировичем, она особенная. Вот вы правильно сказали, вот он рассорился с разными, и с элитами там, и так далее, и так далее. Наверное, надо посмотреть вот с этой стороны. Хотя, по большому счету, откровенно говоря, в 131-ом законе и так заложены, по сути говоря, определенные противоречия – глава района в первую очередь отстаивает определенные интересы, глава города – другие. Но всегда можно сесть за стол переговоров и обо всем договориться. Что сегодня и сейчас и происходит в Краснокамске. Да, все, будем говорить, политическая напряженность не та. Да, вы правильно оттого, что все-таки депутаты выбрали. Но так получилось, что… ну опять мы тоже до конца не знаем. Покажет время. То есть время не так много прошло после избрания нового главы, поэтому надеемся, что всё будет продолжаться в том же направлении. И мы видим, что идет и сближение. И сейчас самый важный момент, который сейчас обсуждается, все-таки чтобы две администрации оказались в одном здании, что происходит, допустим...

Юлия Хлобыст: Объединение?

Игорь Малых: Да, происходит, допустим, в городе Нытве. Нет, хотя бы, чтобы они сели хотя бы в одно здание для начала. Это уже очень важно. Вот всегда...

Юлия Хлобыст: Подождите. Немножко вернусь к законопроекту о прямых выборах.

Игорь Малых: Да.

Юлия Хлобыст: Вы все-таки какой вариант будете поддерживать?

Игорь Малых: Я буду поддерживать, конечно, вариант, который предложила наша фракция, то есть депутаты от фракции КПРФ. Потому что, все-таки...

Влад Павлов: Только прямые выборы.

Игорь Малых: Только прямые выборы. Естественно, можно, в общем-то, допустить, когда возможен и такой вариант, и такой – что было раньше. Допустим, в том же Краснокамском районе есть Оверятское городское поселение, где глава избирается из числа депутатов. То есть сегодня этот механизм там работает и это поселение считает, что это тоже правильно. То есть это на усмотрение, будем говорить, территории. Я считаю, это тоже, наверное, можно оставить. То есть Пермский район тоже считает, что у них вот так, как сегодня происходит, глава избирается из числа депутатов – это тоже может быть нормально и правильно. То есть раз... Я считаю, что надо демократический подход. Территория, если хочет прямые выборы – пожалуйста. Если не хочет прямые выборы – я готов отстаивать и этот вариант.

Юлия Хлобыст: Ну смотрите, у нас вот прошедшие выборы показали, что явка-то была достаточно низкой и народ, в общем-то, достаточно аморфно относился к выборам. Неужели можно доверять вот такому народу такое серьезное дело, как выбирать, в общем-то, руководителя территории?

Игорь Малых: Ну, значит, я считаю, что народу надо доверять в любом случае, как бы там ни было. Естественно, наверное, власть все-таки должна об этом задуматься и все-таки как бы двигаться в том направлении, чтобы жители стали более политически грамотными. Это как бы основной момент. Вот будучи председателем земского собрания, у меня в округе, будем говорить, две школы, я старался как можно чаще появляться, встречался со старшеклассниками и об этом разговаривал, обсуждали…

Юлия Хлобыст: А что вы им рассказывали?

Игорь Малых: Я им рассказывал самые простые примеры, которые мы говорим, что все-таки что такое демократия, для чего она и для чего нужны выборы. И всегда приводил живой пример. В классе 30 человек, да. Сегодня мы договорились там, что класс, допустим, ну не важно, один предлагает идти в зоопарк, другой –в театр, и так далее. И получается, когда мы приводим пример выборов, что, по сути говоря, из этих 30 школьников решение приняли всего 3-4 человека относительно выборов, то есть получается, так ведь не должно быть. То есть это все должно приводится на примере. Если на выборы пришло 20 человек. Из них пять там за Петрова, шесть за Сидорова, и так далее, то есть, по сути говоря, власть-то выбрали всего лишь там 2, 3, 4, 5 процента, да?

Юлия Хлобыст: Вот поэтому всегда легче учителю волевым решением сказать: «Ребята, сегодня мы идем в зоопарк». Или там завтра...

Игорь Малых: Ну, я думаю, что это неправильно. Значит, когда-то... Где-то года четыре тому назад мне повезло и я в составе российской делегации был в Швеции по обмену опытом по местному самоуправлению. И вот как только мы приехали, вот наша первая встреча с политическими лидерами этой страны, они нам сказали... Самая первая, простая фраза, которая мне запомнилась навсегда. Они мне... Они нам сказали, что у нас на выборы ходят 84% населения, но 16% на выборы не ходят… они не пришли не потому, что они не хотят, а потому что их в стране нет. То есть власть сама настраивает свое население, выделяет огромное количество средств для того, чтобы население было политически грамотным. Вот это очень важно. То есть каждый житель страны считает своей обязанностью прийти на выборы. Вот пока мы не изменим вот эту ситуацию, наверное, так у нас и будет происходить. Мы должны в этом направлении двигаться. Ну других нет вариантов.

Влад Павлов: А может нам обязать как в других странах избирателей в обязательном порядке приходить на участки?

Игорь Малых: Нет, в обязательном порядке... Мы же понимаем, что это всегда плачевно заканчивается. Мы должны просто объяснить, что без решения каждого человека, соответственно, не может произойти какие-то изменения. То есть вот это все очень просто.

Юлия Хлобыст: У нас остается немного времени. Я хотела бы вернуться к вашей территории, к Краснокамску. Вот те объединительные процессы, о которых вы говорили, да, они во многих территориях как-то бурлят, идут где-то лучше, где-то хуже. Вот вы считаете, надо все-таки объединять Краснокамск и Краснокамский район, и зачем?

Игорь Малых: Нет, я считаю, что обязательно это делать нужно. Значит, хочу сказать, что мы, наверное, самые первые начали этот процесс и...

Юлия Хлобыст: Но так его и не завершили.

Игорь Малых: И не завершили, потому что не так все просто все это. Первоначальный, конечно, момент мы хотели все-таки сделать, пошли по лысьвенскому варианту, то есть мы первые его начали, Лысьва подхватила. Но у нас, к сожалению, все-таки территории три сельских... Вернее, две сельских и одна городская территория, Оверятское поселение. Ну достаточно обособленные, крупные, и так далее. Поэтому, все-таки когда появился ленинградский вариант, то есть мы посчитали, что для нас это благо. То есть все-таки объединить власть города Краснокамска и Краснокамского района, то есть администрация Краснокамского района вполне спокойно, я думаю, без всяких проблем может исполнять полномочия Краснокамского городского поселения. Это нормальная ситуация. И мы все были рады, что появился вот этот ленинградский вариант. Мало того, мы приглашали депутатов из Санкт-Петербурга. Они приезжали, мы эту тему обсуждали, рассказывали. После этого мы провели публичные слушания… ну не то что публичные. Будем говорить – просто слушания. Мы вышли к жителям города Краснокамска, рассказали об этом, что, посмотрите, какой механизм шикарный. 96% пришедших на эти слушания поддержали этот проект, то есть это больше 4000, да. Это, конечно, меньше 10%, но это те активные граждане. К сожалению, тогда депутаты городской думы, земское собрание приняло решение, депутаты городской думы – нет. Они все-таки решили, что все-таки власть городская должна быть. Сегодня ситуация изменилась. Сегодня все уже начинают... Я так понимаю, уже пришли к тому, что, да, пора. Может быть не надо торопиться, надо потихоньку. Сегодня... Я образно говорю, да. Сегодня мы передаем спорт, в следующем году передаем культуру, и так далее.

Юлия Хлобыст: В район?

Игорь Малых: Да, в район, да. Из города в район. А потом уже, когда уже понимаем, что, да, эта схема работает, и, да, действительно она приносит благо, а не наоборот, тогда произойти соединение в целом.

Юлия Хлобыст: Основной мотив – это экономия? Экономия денег?

Игорь Малых: Первое, значит, конечно, деньги – это в первую, наверное, очередь. Ну и не надо откладывать, что все-таки одна власть. Спрос-то с одной власти, а не вот этого перебрасывания – сегодня это город, это район, это город, это район и тогда... То есть сегодня одна власть – вот один глава, один исполнительный орган, который отвечает за все на территории. Наверное, это важно.

Юлия Хлобыст: Слушайте, но Краснокамск по факту, на самом деле, стал уже таким спальным районом Перми. Может быть уже с Пермью начать объединять. Ведь он по факту уже никакой не спутник. То есть люди с Краснокамска ездят работать в Пермь, ну и наоборот. Кто-то живет в Краснокамске, например.

Игорь Малых: Ну, наоборот, наверное, чуть меньше. В основном, по нашим данным, где-то 50% работоспособного населения работает в Перми, что в общем-то для бюджета Краснокамского района считается проблемой. Все-таки подоходный-то налог они платят в Перми, а пользуются всеми муниципальными услугами в Краснокамске. Вот здесь как бы тоже этот перекос и происходит. Для нас, конечно, это проблема.

Юлия Хлобыст: Так может в эту сторону и идти?

Игорь Малых: Если идти в эту сторону, да, и чтобы все-таки, допустим, Краснокамск стал Краснокамским районом города Перми, да, ну, наверное, это очень сложный вопрос и, наверное, его обсуждать можно очень долго. И его обсуждали уже много лет подряд. Чтобы это сделать... Приведу простой пример. Наверное, по сегодняшним законам, может быть я ошибаюсь, что-то произошли какие-то изменения, но когда мы первоначально смотрели – все просто, это референдум. Референдум в таком городе как Пермь и как Краснокамск провести практически невозможно. Явка должна быть 50%. В Краснокамском районе явка за 50% была один раз, если я не ошибаюсь, это когда избирался президентом Путин, вот. Все вот. Больше 50% не было никогда. Да, в Перми, я думаю, вообще никогда не было, чтобы явка была 50%. Ну и с другой стороны, Краснокамску может быть и надо стать районом города Перми. А Перми-то надо, чтобы Краснокамск стал районом города Перми? Это очень сложный вопрос. Я думаю, что не стоит его даже, наверное, обсуждать и поднимать.

Юлия Хлобыст: Ну то есть, подводя итог вот этой теме, нашему разговору, то есть Краснокамск остается вполне себе самостоятельным...

Игорь Малых: Конечно.

Юлия Хлобыст: Вполне себе самостоятельно единицей. А возможно, там будут проходить, продолжаться, вернее, процессы по объединению города и района, а ваша задача – это привлечь, ну и разобраться…

Игорь Малых: Конечно.

Юлия Хлобыст: Со средствами из регионального бюджета в пользу муниципального образования?

Игорь Малых: Абсолютно верно. Чтобы вот этой разницы-то не было. Скажу абсолютно точно, что, встречаясь со многими жителями, особенно с молодежью... Вот смотрите, живой пример приведем. В Краснокамске и с дорогами похуже, и с благоустройством. А в Пермь мы выезжаем – вот всё по-другому. И дворовые площадки серьезные, и спортивные, и т. д. А у нас-то почему? Вот эта разница в бюджетном финансировании, она существует. И задача-то наша, чтобы все-таки вот это снивелировать это, чтобы все-таки жители Краснокамского района не чувствовали себя ущербно относительно жителей города Перми, и тогда и разговоры все эти исчезнут – Пермь, Краснокамск... Я считаю, Краснокамский район самодостаточная территория. Единственная глобальная проблема – это, конечно, что половина работоспособного населения работает, я как говорил, в Перми, и подоходный налог – основной налог, платится в Перми.

Юлия Хлобыст: Ну что же, вам есть над чем работать. Напоминаю, что сегодня на политической кухне «Эха» был депутат Законодательного собрания Пермского края Игорь Малых. Спасибо вам, Игорь Юрьевич, что пришли! У микрофона были Влад Павлов и Юлия Хлобыст.

________________________

Программа вышла в эфир 11 ноября 2016 г.


Обсуждение
4076
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.