Верхний баннер
18:11 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:26, 23 мая 2017

«Бизнес как боялся, так и продолжает бояться. Государство и бизнес живут в разных измерениях, друг от друга по отдельности», – Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития

«Бизнес как боялся, так и продолжает бояться. Государство и бизнес живут в разных измерениях, друг от друга по отдельности», – Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития
«Бизнес как боялся, так и продолжает бояться. Государство и бизнес живут в разных измерениях, друг от друга по отдельности», – Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития
Жаворонков: День добрый, дорогие друзья! На «Эхе Перми» «Прямой эфир». Прямой в прямом смысле этого слова. Мы работаем на волнах 91,2 FM прямо тогда, когда вы нас слушаете. Мы – это я, Артем Жаворонков, ведущий сегодняшней программы, Мария Зуева за звукорежиссерским пультом и Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития поддержки общественных инициатив. Здравствуйте!

Хараськин: Добрый день, Артем! Добрый день, уважаемые радиослушатели!

Жаворонков: Музыка только закончилась. Как-то так неожиданно все. Но вы знаете, наши предыдущие эфиры, а их у нас было уже, дай Боже, можно уж пальцы на другой руке загибать, вокруг да около ходили основного рода вашей деятельности сегодня, а именно Института регионального муниципального развития, и по этому поводу много вопросов пришло. Во-первых, мы проговаривали в самом начале некоторые аспекты создания этого учреждения. Можно ли его учреждением назвать, я тоже вас спрошу. И основные принципы и цели, которые ставите вы со своими коллегами перед этой структурой и ставили перед тем, как она появилась и начала сегодня работать, о том, в каких направлениях, мы тоже сегодня поговорим.

Хараськин: Небольшая предыстория создания нашего Института. Дело в том, что коллеги, с которыми я в свое время работал и в органах местного самоуправления и в органах правительства Пермского края, периодически мы собирались, обсуждали какие-то проблемы, касающиеся социальной сферы, экономики Пермского края, и не без политики тоже, на самом деле. И от общих разговоров родилась идея, что давайте создадим какую-то площадку, на которой можно было бы это более открыто обсуждать, об этом открыто говорить и пытаться за счет опыта наших коллег делать какие-то предложения, экспертные заключения, как сейчас мы это уже называем, в органы местного самоуправления, в органы региональной и федеральной власти. Считаем, что тот опыт, который есть у коллег нашего управления Института,  может быть полезен Пермскому краю. И тогда через какое-то время родилась идея, что пора это формализовать, и было принято решение создать наш Институт. Это общественная частная инициатива. Мы долго думали по названию, что бы мы хотели изложить с точки зрения направления работы Института, и тогда такое длинное, может быть, получилось название. В  течение двух недель мы дискутировали, обсуждали, даже некие рейтинги, голосования устраивали по названию. И тогда мы изложили, что, в первую очередь, это поддержка муниципальных программ развития с точки зрения нашего опыта работы в муниципалитетах. Изначально это было такой название, муниципальное. В дальнейшем мы посчитали, что какие-то инициативы, которые могли бы реализовывать на территории какого-то муниципалитета, могли бы иметь и краевое значение. Поэтому тогда уже появилось слово «региональное». И в самый последний момент мы пришли к выводу, что для нас очень важно в формировании наших предложений для муниципалитетов и, значит, для регионального уровня Пермского края, наличие общественных инициатив. Потому что люди приходят с очень интересными, важными предложениями, инициативами. И так появилось такое, может быть, немножко длинное название Регионального, муниципального.

Жаворонков: Но отражающее всю суть Института.

Хараськин: В общем, да, процентов на 90 точно в одном названии нам удалось изложить суть. Не только в Уставе нашего Института, но и в названии попытаться изложить, для чего мы его создали и чем мы планируем заниматься.

Жаворонков: «Институт», само слово, подразумевает некий академизм. Вы говорите о том, что поддерживать, делиться опытом, но я понимаю так и по опыту просто, наведя справки по поводу работы вашего Института вот на протяжении последнего месяца, скажем – с момента его презентации чуть меньше месяца прошло, вы не просто делитесь опытом, вы проводите целый цикл образовательных программ, которые позволяют напитаться новыми знаниями людям в муниципалитетах, в каких-то отдаленных частях Пермского края.

Хараськин: Нет, Артем. Конечно, пока мы образовательными программами не занимаемся, хотя в дальнейшем, конечно, понимаем, что это тоже будет возможно. Мы сейчас учимся с точки зрения построения нашей работы: обучающие программы, семинары, круглые столы. Одно из направлений нашего Института – это поддержка  муниципальных экономик, а основной инструментарий, для поддержки муниципальных экономик местного самоуправления – это развитие предпринимательства. И здесь мы планируем проводить большую работу и учебу именно для этой сферы. Это не образование все-таки, я считаю, это обучающие…

Жаворонков: Мастер-классы, как их можно назвать не образовательными проектами?

Хараськин: Когда мы говорим про образование, в моем представлении, это какие-то курсы подготовки, переподготовки и т.д., выдача соответствующих документов. Пока в ближайшее время этих планов нет, хотя я не исключаю, что в дальнейшем мы и такую аккредитацию будем запрашивать и, возможно, это у нас перейдет в какие-то образовательные программы. Русский язык – великий язык. Кто-то скажет: «Какая разница: образовательный – обучающий?» Но я считаю, что образовательный – более высокий уровень. Пока речь идет об обучающих мастер-классах, каких-то семинарах, на которых мы могли бы предлагать предпринимателям те или иные темы, важные для их развития.

Жаворонков: И инструментарий. В одном из своих интервью вы говорили, что сегодня нашему региону, да и политике России в целом, нужен новый, свежий взгляд, определенная перезагрузка подходов в части формирования взаимоотношений власти и бизнеса, в части развития муниципальных инициатив, в части вообще поддержки как таковой. У нас поддержка сегодня каким образом в представлении людей ограничивается? Дать денег. А вы даете не деньги, денег у вас нет. Вы даете ту самую пресловутую удочку, чтобы рыбу поймать, а не саму рыбу. Так получается?

Хараськин: В общем, да. Мы сейчас тоже много на эту тему общаемся, анализируем ситуацию. У нас на сегодня есть много программ по поддержке малого бизнеса в Пермском крае. Кстати, об этом недавно временно исполняющий обязанности Максим Геннадьевич рассказывал, что у нас есть фонд грантовой поддержки, хотя его цифра достаточно скромная. Мы посчитали, что если 150 проектов было поддержано по микрофинансированию от общего количества предпринимателей Пермского края, получалось… Мы долго высчитывали проценты, я думал, хотя бы сначала 15%. Да нет, не 15, даже 1,5% нет. Выяснилось, что этой грантовой системой поддержки воспользовалось менее 1%.

Жаворонков: Менее 1%?

Хараськин: 0,15%, да.

Жаворонков: Слушайте, это десятая часть процента даже.

Хараськин: Вообще ничто. Не в обиду будет сказано людям, которые  занимаются этим направлением в правительстве Пермского края, но мы понимаем, что это просто для «галочки». Здесь есть точки, куда двигаться. Даже не это сегодня самая главная проблема. Надо разобраться, почему сегодня бизнес не идет в систему этой грантовой поддержки? Сегодня два министерства занимаются – это Министерство промышленности и торговли правительства Пермского края и Министерство сельского хозяйства. Почему так мало обращений? Две причины. То что не каждый может заявиться, потому что нужно оформить документы, подготовить баланс и т.д. Еще есть другая причина. Первой проблемой мы будем заниматься, и я надеюсь, такую помощь оказывать – подготовка документов для заявления в гранты. Вторая причина более системная и серьезная. Не секрет, об этом тоже говорится. Я не обладаю цифрами. Никто этими цифрами, может быть, до конца не обладает. Сегодня  малый и большая доля среднего бизнеса находятся, мне кажется, в тени, в серой схеме налогообложения. И во многом является сдерживающим фактором для обращения за мерами господдержки. Потому что там…

Жаворонков: Придется раскрываться?

Хараськин: Придется раздеться, так сказать, а там не все хорошо. Поэтому одно из направлений, я считаю, это развитие нашего бизнеса - нужно пытаться выводить, как бы это банально не звучало, бизнес из тени, из серых схем налогообложения. Проблема, по большому счету, остается на прежнем уровне. Мы уже имеем практику за последние буквально два месяца с нашими партнерами, это очень хорошие эксперты в налогового аудита, с огромным опытом работы в промышленной корпорации. У нас там есть эксперт, с которым проводились семинары, в Чернушке и в Перми. Честно говоря, самому слабо верилось, что существует …

Жаворонков: Реальный механизм?

Хараськин: Реальные механизмы, с учетом существующего налогообложения. Не уходить в серую схему, а в существующей системе налогообложения выстраивать работу по белой схеме. Это очень важное направление, попытаться помочь бизнесу найти те схемы, по которым можно иметь законное налогообложение. И это многое изменит. Во-первых, для бизнеса морально очень тяжелое бремя в том, что он укрывает налоги. Это в целом формирует отношение бизнеса к власти. Он вынужден пользоваться серыми схемами, я думаю, что это морально очень на него давит. И, как вы уже правильно говорили, Артем, он не будет пытаться заявляться на меры государственной поддержки.

Жаворонков: Это серьезное ограничение в развитии самого бизнеса. Даже если абстрагироваться от государственной поддержки, отсутствие возможности платить налоги серьезно препятствует росту самой компании – увеличению числа сотрудников, объема производства. Мы знаем, что муниципалитеты, именно региональная экономика внутри Пермского края в основном зиждется-то на малом и среднем предпринимательстве. Чего им сегодня реально не хватает? Помимо знаний, которыми вы делитесь с ними. А какие, кстати, мероприятия проводятся? Вы называли экспертов, которых привлекаете по аудиту и системе налогообложения. Вы общаетесь с предпринимателями вместе с этими экспертами?

Хараськин: Пока очень короткий период, конечно. Мы с ними общаемся, но, как я уже говорил об этом, мы провели один семинар с участием нашего Института. Именно однодневный семинар для предпринимателей. И один семинар они провели без нас. Мы тоже только делаем первые шаги, причем, эти шаги тоже очень непростые. Это такая авторская разработка по налогообложению в рамках существующего законодательства. И не так просто убедить бизнес. Некоторые говорят, да ладно, не жили богато, и…

Жаворонков: Нечего начинать?

Хараськин: Нечего начинать, да. Очень сложно это раскачать. Я сам был на этом семинаре и добросовестно все выслушал до конца, хотя он был для главных бухгалтеров и директоров, и предпринимателей, потому что мне было интересно понять, возможно ли это на самом деле. Мы послушали и видим, что законное налогообложение для бизнеса возможно.

Жаворонков: И не губительно, самое главное. Как мне кажется, почему возникают эти серые схемы? Они возникают, для того чтобы предпринимателям сократить свои траты, сократить расходы на содержание различных направлений налогообложений.

Хараськин: Да, это, как максимум, может быть, даже и сократить их. Сегодня бизнес говорит, что мы готовы больше заплатить. Но если больше заплатить, мы полностью выходим в легальное налогообложение, это было бы замечательно. Они готовы заплатить больше, , но при этом знать, что все, я после этого сплю спокойно.

Жаворонков: Кроме морального удовлетворения это может принести какие-то дивиденды? Мы уже отметили, что есть возможность после легализации включиться в программу государственной поддержки.

Хараськин: Можно включиться и в широкую систему господдержки малого бизнеса. И очень важно с точки зрения развития малого бизнеса, когда предприниматель постоянно живет в страхе, что его поймают, что завтра придет проверка, и его разорят. Это будет всегда, поверьте, вне всякого сомнения,  сдерживающий фактор для развития бизнеса. Он говорит: «Лучше уж я потихонечку тут ковыряюсь, так сказать, как бы, да так уж». А когда он в законе, то будет понимать, что я иду гордо и работаю спокойно. И это даст стимул, толчок для развития.

Жаворонков: В бытность руководителя Чернушки, я полагаю, вам приходилось постоянно общаться и взаимодействовать с предпринимателями. Такой необычный вопрос. С моральной точки зрения как вы оцените их отношение к Родине, к государству? Потому что ментальность российского предпринимателя такова, что он не всегда олицетворяет себя с государством. Ведь платить налоги за границей – это почетно. Человек, платящий налоги, считает себя полноправным гражданином и может с власти, которая живет фактически на его деньги, на налоги, спросить. У нас, если человек пытается закрыться от налогообложения и пытается уйти в серые схемы, этого в ментальности просто не хватает. Ваше взаимодействие с предпринимателями новой волны, сегодняшнего дня на момент 2017 года позволяет сказать, что мы уходим от этого дикого капитализма 90-х годов и сознательность у предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня больше?

Хараськин: Я, может быть, разочарую вас, но мне кажется, мы просто из этого не выходим.

Жаворонков: А усугубляем?

Хараськин: А усугубляем. Во-первых, мы реально понимаем, ситуация в стране тяжелая, значит, нужно пополнять бюджеты. Поэтому, насколько знаю, сегодня политика ориентирована на еще более пристальное взыскание налогов. Поэтому я не думаю, что от этого диалог становится лучше между бизнесом и властью. Мне кажется, ситуация обратная. Я не говорю, что прямо снова уйдем в дикие 90-е, но тренд, как мне кажется, с точки зрения диалога между бизнесом и властью, идет не…

Жаворонков: Не в том направлении?

Хараськин: Не в том направлении, не в сторону оптимизации  этих взаимоотношений. Бизнес как боялся, так и продолжает бояться, и эти две системы, должны быть взаимосообщающиеся сосуды – это государство и бизнес. На деле, как мне кажется, они живут в разных измерениях, каждая друг от друга по отдельности.

Жаворонков: Спасибо за честный ответ, нечасто это можно услышать в нашем эфире, серьезно. Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития поддержки общественных инициатив гость «Прямого эфира» на «Эхе Перми». Мы прервемся на короткую рекламу.

 «Прямой эфир» на «Эхе Перми» продолжается. Меня зовут Артем Жаворонков. Мария Зуева за звукорежиссерским пультом работает сегодня. Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития поддержки общественных инициатив у нас сегодня в гостях. Вы знаете, достаточно пессимистично прозвучало ваше последнее утверждение о том, что нет пока связи так, как должно быть, между государством и субъектами малого и среднего предпринимательства. Но все-таки попытки есть,  и в самом начале нашего сегодняшнего разговора, несмотря на те страшные цифры о пользователях государственной поддержки – меньше 1%, даже эти цифры говорят о том, что связь может быть. Неужели сегодня программы не работают и нет реальной возможности людям воспользоваться, предпринимателям воспользоваться чем-то, что предлагает государство? Это предложенные государством  механизмы не работают, или все-таки попытки пока не обкатанные, серые, грубые, их еще шлифовать и шлифовать для того, чтобы эта система заработала?

Хараськин: Артем, я, в принципе, по натуре оптимист. Просто с точки зрения оценки ситуации стоило бы об этом сказать. Я свою точку зрения высказал: считаю, что меры предпринимаются. Кстати, 24 мая проводится впервые в истории Пермского края день приема предпринимателей должностными лицами местного самоуправления и органов региональной власти. Считаю, что все должно быть наоборот, в первую очередь, именно муниципальной власти, если мы говорим про малый бизнес. Региональная власть – это крупные проекты, крупный бизнес, средний бизнес, они там могут именно диалог выстраивать. Раз мы ведем речь  про малое предпринимательство, малый бизнес –его, в первую очередь, интересуют вопросы муниципальные, т.е. местной власти. Так или иначе, этот прием проводится. Я считаю, что это очень правильно. Конечно, хотелось бы надеяться, что это не …

Жаворонков: Публичная акция?

Хараськин: Публичная акция такая: «Мы провели, и радуйтесь, предприниматели. Видите, как мы здорово сделали». Шаг хороший, правильный, молодцы. Но я считаю, что нужно идти дальше, что дни приема предпринимателей по закону о приеме граждан должностными лицами, как муниципальное местное самоуправление, так и региональные власти должны проводить еженедельно или хотя бы раз в месяц.

Жаворонков: Такие встречи должны быть.

Хараськин: День приема предпринимателей органами местного самоуправления, начиная с поселения, потому что там должны быть зачатки, в том числе, и малого бизнеса. Оттуда нужно, от земли начинать. Это муниципальные города и районы, т.е. главы должны не перепоручать, что чиновники у нас так порой любят делать. Замы и люди, которые занимаются вопросами поддержки бизнеса в муниципалитете, в текущем режиме  работают. Это их работа. Если там развитие экономики, управление экономики, то здесь такую административную зачистку - прием граждан, предпринимателей должен проводить глава местного самоуправления. Он уже, так сказать, подчистит. Если его подчиненные правильно срабатывают, предприниматель имеет право обратиться. Поэтому считаю, что прием  надо поддержать, но нужно перевести его в ежемесячный режим,  какой-то день один определить, в который предприниматель может обратиться в любой орган местного самоуправления в лице его главы.

Жаворонков: 24-е мая– это, действительно, масштабное мероприятие, а речь у нас очень часто заходит именно о низовом уровне. Я думаю, слушатели согласятся, сложно переоценить роль малого и среднего предпринимательства именно для региональных в рамках Пермского края муниципальных экономик. У них, по большому счету, больше и средств к существованию нет, а это и рабочие места, это отчисления в экономику в том или ином виде, это хотя бы деньги, эта поддержка необходима. Но помимо предпринимателей есть общественные инициативы. Вы вначале сказали, что одной из задач Института является именно поддержка общественной инициативы. В чем она выражается?

Хараськин: Это второе направление работы нашего института  – поддержка общественных инициатив. Считаем, что граждане края у нас инициативные. И надо отдать должное, сегодня есть большая система грантовой поддержки инициатив, в том числе, и граждан. Кое-где есть даже муниципальные гранты, и есть система краевых грантов, региональных грантов. Очень активно развивается федеральная система грантовой поддержки, об этом говорит и руководство государства, и, вообще, это направление считается очень перспективным.

Жаворонков: А знают ли о нем граждане?

Хараськин: Да, знают ли об этом – это раз. Считаем, что это нужно информационно продвигать, чтобы, когда у человека появилась инициатива что-то сделать, он мог понимать, что вот где я мог бы получить поддержку, это первое. Второе то, что в этой работе мы могли бы свою скромную лепту внести, наш маленький Институт, например, помочь правильно оформить документы для участия в том или ином гранте.

Жаворонков: Причем речь здесь идет не о поддержке предпринимательства. Если там речь идет об извлечении прибыли предпринимателями, то здесь общественная инициатива – это какие-то социально, общественно важные задачи. Какие, например? Экология, проблемы экологического направления?

Хараськин: Да. Экология, благоустройство, организация досуга очень активно у нас в Пермском крае развиваются. Знаю, что мы тут одни из лидеров в Приволжском федеральном округе. Это по услугам социальной защиты, соцзащиты населения и т.д. Поэтому сфера очень широкая. Это социальная, общественная, в том числе экология, благоустройство и т.д. Вот. Поэтому здесь нужно инициировать. Очень важно, не просто нужно поддерживать инициативы, а еще инициативы нужно, так сказать…

Жаворонков: Насаждать?

Хараськин: Насаждать, стимулировать, чтоб человек понял, что хватит лежать на диване после тяжелого рабочего дня. И возмущаться о том, что не так все делается и т.д. Встань, пойди и что-то начни делать во дворе своем, в селе своем.

Жаворонков: Не забуду ваши слова о том, что после одного из визитов в регионы, в муниципалитеты у вас ощущение осталось того, что провинция как будто в спячке находится, в летаргическом сне. Провинция по отношению даже к городу Перми. Действительно, им нужна встряска и тормошение, причем регулярное, иначе опять это может все сойти на нет. Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития и поддержки общественных инициатив сегодня в «Прямом эфире» на «Эхе Перми». И мы вынуждены уступить эфир буквально на три минуты нашим федеральным коллегам, они расскажут вам о последних новостях из жизни России и мира.

 «Прямой эфир» на «Эхе Перми» продолжается. Меня зовут Артем Жаворонков. В гостях на «Эхе» сегодня Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития и поддержки общественных инициатив. Олег Алексеевич, мы в начале разговора упоминули о трех основных целях, о трех основных направлениях работы Института. О содействии развитию местной муниципальной экономики несколько слов сказали. Хотя я понимаю, что это тема - непочатый край. Можно вспомнить, несколько раз опять же в наших эфирах упоминаемую, тему поддержки легкой промышленности, что сегодня в тренде. Кстати, не изменили вы своему отношению по поводу того, что сегодня у легкой промышленности, по крайне мере, на местах, именно в муниципалитетах, есть хоть какой-то шанс на развитие?

Хараськин: Да нет, конечно, не изменили, просто говорить о каких-то планах, по большому счету, очень сложно. Считаю, что тема достаточно важная для нашего Пермского края. Когда-то местная промышленность у нас была очень широко представлена в Пермском крае и, так называемый, бренд пермской моды вполне реально существовал как элемент легкой промышленности. В этом году мы поддержали нашего товарища, члена Правления Института, Карнаухову Людмилу Исмагиловну, в ее ежегодных конкурсах молодых дизайнеров и, по-моему, модельеров, так у них правильно называется. Там открылась тема развития легкой промышленности, и был проведен круглый стол по итогам этого конкурса, где практически места не хватило за столом всем желающим поучаствовать в обсуждении. Тема очень важная, очень интересная. И мы готовы быть им партнерами, в чем-то их поддерживать.

Жаворонков: Консультантами.

Хараськин: Консультантами поддерживать и т.д. Честно говоря, не знаю пока, что-то из этого получится, но будем надеяться. Во всяком случае, мы считаем, что это очень важно.

Жаворонков: О поддержке проектов общественных инициатив мы тоже поговорили. Есть еще один целый пласт работы, на который ориентирован Институт.  Недавно  в ленте новостей  прочел, что вы предлагаете несколько экспертных заключений законопроектов. Ваши специалисты, с учетом их опыта и квалификации, способны сегодня предлагать законодательной власти реальную экспертизу каких бы то ни было законодательных инициатив. Какая работа уже проведена в этом направлении?

Хараськин: Законопроекты мы пока не выпускали и не создавали. А вот экспертные заключения,  два, во всяком случае, мы за последнее время подготовили. Один о нашумевшем у нас законе Пермского края, изменения в законе Пермской области, это так называемое, первенство, где наши юристы проработали, и считаем, что это изменение, которое было внесено в программу, даже не конституционное, это как минимум. Как максимум, оно носит  такие этические нормы.

Жаворонков: Попирает?

Хараськин: Попирает, да. Что об этом говорить, об этом уже все знают, много говорили.  Поэтому мы подготовили экспертное заключение, буквально я сегодня утром подписал сопроводительное письмо Председателю Законодательного Собрания Пермского края, Сухих Валерию Александровичу. Насколько знаю, дано поручение временно исполняющего обязанности подготовить изменения в этот закон, и когда будет рассмотрение, надеемся, что наше мнение тоже будет учтено. И не только, кстати, в Законодательное Собрание, я также письмо подписал и на вице-премьера Правительства Пермского края Министерства социального развития Абдуллину Татьяну Юрьевну, которую сейчас много критикуют. Тоже надеюсь, что и в рамках Правительства Пермского края наше мнение будет… Мы собрали большую статистику по Российской Федерации, как к этому в Москве подошли, в трех регионах Российской Федерации. Достаточно такая хорошая аналитическая информация, которая, надеюсь, будет полезна, и нашему законодательному ведомству и нашим региональным руководителям.

Жаворонков: Знаете, госпоже Абдуллиной точно будет полезно, потому что, насколько стало известно из уст пресс-службы Администрации края, она получила выговор за несвоевременную подготовку предложений в адрес законодателей как раз по части изменений в этот самый законопроект. Я знаю, что у вас идет работа и по другим направлениям. В частности, наверное, для многих станет даже и новостью, потому что об этом широко нигде не говорили, о присвоении особого статуса Коми-Пермяцкому автономному округу. Эта инициатива ведь не последних дней, много об этом раньше говорили. Часто говорят о том, что сами коми-пермяки не довольны сложившимся положением после присоединения, вхождения в состав Пермского края, какие бы дифирамбы этому объединению не пели при моменте создания. Проблема есть, а значит, должны быть пути решения.

Хараськин: Особый статус, на самом деле, прописан, он существует, это было предметом изначальной договоренности, когда шли переговоры по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Но этот особый статус прописан уже в законе Пермского края, в рамках уже общего закона.

Жаворонков: Не работает?

Хараськин: И мы считаем, что гарантии, которые там прописаны, на практике не все подтверждаются, это как минимум. Более того, мы вернулись к опыту пяти регионов, где такие объединения происходили, на территории Российской Федерации за последние 10 лет, и мы увидели, что преобладает, во-первых, отдельный закон, т.е. мы считаем, что уже должен быть отдельный закон Пермского края, в котором этот особый статус будет прописан и не такими рамочными пунктами, а с большей конкретикой, и соответственно, с большей ответственностью. Потому что, так бывает у нас на практике, подписали рамочный закон, он ушел в работу, а потом к нему какие-то мероприятия уже не были разработаны. Где были разработаны, не были исполнены. Мы считаем, что если будет этот закон, он даст большие гарантии, в первую очередь, жителям Коми-Пермяцкого округа о том, что это будет выполняться.

Жаворонков: Хотелось бы несколько конкретных примеров, какие части, какие положения должны быть обязательно в таком законе прописаны, если такой меморандум, заключенный изначально в процессе объединения, сегодня не работает.

Хараськин: Честно говоря, не хотелось бы спекулировать на теме межнациональных отношений. Тема всегда очень тонкая. Мы были недавно с  презентацией нашего Института в Кудымкаре, были в районах Коми округа и общались на эту тему. В большинстве школ Коми-Пермяцкого округа не преподают коми-пермяцкий язык, даже на уровне факультатива, представляете? Это целый народ, это целый этнос. И, кстати, когда шло объединение Пермской области и Коми округа, были тогда опасения общественных национальных лидеров, что не ушли бы меры поддержки национальной культуры, национального языка, традиций. Богатейших традиций, обычаев коми-пермяков, коми-зырян. И вот простой пример по поводу преподавания родного языка. Я знаю, что есть и перегибы в этом плане даже в Пермской области, когда пытались все обучение в национальных школах проводить на родном языке. В итоге дети выходили не очень подготовленными к среде, где язык государственный…

Жаворонков: Основным-то русский является, конечно.

Хараськин: Это, конечно, перегиб. Но когда сегодня в национальных школах, где преобладают коми-пермяки, нет преподавания родного языка, считаем, что это, конечно, очень плохо. Язык забывается, теряется, так сказать, он только находится на уровне бытового общения. Я считаю, для нас, для России сохранение традиций, языка, обычаев наших малых народов – это национальное наше достояние, которое нужно беречь, нужно обязательно поддерживать.

Жаворонков: С экономической точки зрения много жаловались на то, что фактически все деньги Коми-Пермяцкого округа стекаются в краевую столицу, которая занимается их последующим распределением. Здесь нужно предпринимать какие-то меры, чтобы у Кудымкара была определенная экономическая самостоятельность?

Хараськин: Здесь сложно. Почему? Потому что сегодня у всех муниципальных бюджетов налоги ушли, перераспределились в региональный бюджет, в федеральный бюджет. Поэтому это не только проблема районов Коми-Пермяцкого автономного округа. Если речь вести о каком-то отдельном налогообложении, я считаю, это тоже уже, конечно, будет неправильно. Необходим возврат хотя бы какой-то части налогов, хотя бы должна появиться обратная тенденция. За последние 15 лет об этом тоже говорили, и тенденция перехода на федеральный уровень региональных бюджетов…

Жаворонков: Должны восполнять за счет муниципалитетов.

Хараськин: Да, т.е. от старшего к младшим, как у нас сейчас с муниципалитетов забирается. Эта тенденция, к сожалению, сохраняется до сих пор, но там уже сейчас ничего же не осталось. Это должно быть предметом серьезного обсуждения на уровне региональной власти. У нас сегодня Федерация забирает, с ними, конечно, нужно тоже разговаривать, но это непросто. Но почему мы уподобляемся тому, как ведет себя Федерация по отношению к регионам, если мы понимаем, что неправильно? Давайте хотя бы в рамках региона будем формировать другую региональную политику с точки зрения налогов.

Жаворонков: Искать баланс.

Хараськин: Да, налогов, налогообложения для местного самоуправления. Потому что сейчас, когда мы с вами начали разговаривать про муниципальные экономики, про поддержку малого бизнеса, стимулов  недостаточно, их просто порой нет, для того чтобы сегодня создавались предприятия малого бизнеса, чтобы малый бизнес развивался на территориях, чтоб налоги оставались, если сегодня их львиная доля уходит в региональный бюджет. Давайте бороться за поддержку малого бизнеса не только на уровне призывов, а должно быть …

Жаворонков: Действие.

Хараськин: Действие, да, с точки зрения рубля, экономики бюджетов.

Жаворонков: У нас остается буквально полминутки.  Несколько слов о ближайших планах Института. Что собираетесь претворять в жизнь, куда собираетесь с поездками, если таковые уже есть в графике?

Хараськин: Мы побывали в Кудымкаре, очень хорошая, интересная поездка была. Есть планы побывать в Чайковском. Пока по наиболее крупным территориям мы поедем. Считаем, что наш восточный куст – Лысьва, Чусовой, переговоры будем проводить с местными администрациями. И наша северная зона – Соликамск, может быть, Березники. Будем смотреть пока по этим территориям, выезжать, знакомиться с людьми. Каждая поездка нас очень обогащает с точки зрения проблематики, это прямое общение с людьми, с бизнесом. Судя по отзывам Коми округа, во всяком случае, мы остались довольны и довольны те, кто пришли к нам и на презентацию Института, и на круглый стол по вопросам поддержки малого бизнеса.

Жаворонков: Я полагаю, что и от экспертной работы по оценке законодательных инициатив, каких-то важных событий вы тоже не отказываетесь?

Хараськин: Это все параллельно, поскольку общаясь с людьми, выезжая в территории, эти вещи во многом начинают рождаться. Когда мы поехали в Коми округ, первое, с чего начали: «Давайте посмотрим, что у вас произошло положительного из того, о чем когда-то мы договаривались, когда был референдум объединений?» И проанализировав, мы увидели, что…

Жаворонков: Целый список вырастает?

Хараськин: Да, в общем-то, не все в порядке.

Жаворонков: Вопрос: вы открыты для запросов со стороны граждан, не важно, будут ли это представители Коми-Пермяцкого автономного округа, Соликамска или Перми, к предложению по экспертной оценке, анализу или, может быть, даже какому-то экспертному участию в тех или иных событиях и процессах?

Хараськин: Конечно, мы открыты. Но при этом все равно, есть небольшая оговорочка о том, что  мы не огромный Институт с огромным штатом. Я еще разподчеркну, это, по большому счету, инициатива активных людей, экспертов с опытом работы, и мы будем делать настолько, насколько нам хватит наших организационных ресурсов, в том числе финансов. Потому что, конечно, это…

Жаворонков: Затратная статья?

Хараськин: Да. Но будем стараться.

Жаворонков: Будем надеяться, что эта работа пойдет на пользу, пусть, я так вижу, пока у вас есть внутренняя неудовлетворенность по части объемов, но вы трезво оцениваете ситуацию.

Хараськин: Малая лепта – это тоже важно. Я считаю, что это для нашей совести, мы пытаемся делать, исходя из того, что знаем, понимаем, умеем.

Жаворонков: Олег Алексеевич Хараськин, руководитель Института регионального и муниципального развития и поддержки общественных инициатив был гостем «Прямого эфира» на «Эхе Перми». Олег Алексеевич, большое спасибо, до новых встреч!

Хараськин: Спасибо, Артем! Спасибо, уважаемые радиослушатели!

Жаворонков: До свидания!

Программа вышла в эфир 16 мая.


Обсуждение
2073
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.