Верхний баннер
17:22 | ПЯТНИЦА | 20 ОКТЯБРЯ 2017

$ 57.51 € 67.89

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
18+

15:23, 12 октября 2017
Автор: Артем Жаворонков

«На сегодняшний день не более 1% жилого фонда остается без отопления», - Александр Евсюков, заместитель руководителя Инспекции государственного жилищного надзора по Пермскому краю

10 октября завершила работу горячая телефонная линия по подаче тепла в жилые дома, которую организовала краевая Инспекция Госжилнадзора Прикамья. Какие вопросы интересовали жителей, с какими проблемами удалось справиться оперативно, а какие остаются на контроле ведомства? Сколько домов в Перми до сих пор без тепла и почему? И при чем здесь нерадивые управляющие компании?

Эти и другие темы в эфире "Эха Москвы в Перми" Артём Жаворонков обсудил с заместителем руководителя Инспекции государственного жилищного надзора по Пермскому краю Александром Евсюковым.

Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Артём Жаворонков, «Прямой эфир» на «Эхе Перми», Мария Зуева работает за звукорежиссёрским пультом. И сегодня поговорим о проблемах коммунальных, в первую очередь о проблемах, связанных с подачей тепла в жилые объекты, объекты социальной сферы. Дело в том, что 10 октября этого года краевая Инспекция жилищного надзора завершила работу «горячей» телефонной линии. В течение почти двух недель жители Прикамья обращались туда со своими, так или иначе, связанными с подачей тепла, и сегодня мы поговорим об этом с нашим гостем, заместителем начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю Александром Евсюковым. Александр Васильевич, добрый день!

Гость: – Добрый день.

Ведущий: – Правда ли, что за неполных две недели работы этой «горячей» линии больше тысячи обращений?

Гость: – Да, на самом деле в Инспекцию жилищного надзора поступило более тысячи обращений. В основном, более девятисот, обращений поступило из города Перми, не более ста обращений поступило из Пермского края. Основные проблемы были связаны с некачественной услугой по отоплению: занижены параметры температуры воздуха в помещениях либо услуга отсутствовала в полном объёме в жилых домах.

Ведущий: – Отсутствие в полном объёме – это значит, что к моменту подключения, к моменту подачи тепла, батареи в этих домах остались холодными. Всегда чиновники говорят о том, что процесс запуска теплоснабжения – это не одномоментный процесс, нужны две-три недели, в течении них продувают системы и…

Гость: – Всё верно, есть определённое время на регулировку внутридомовых инженерных сетей, но в этом году были проблемы,  не только связанные с неготовностью управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК подготовить жилые дома к началу отопительного сезона, также были проблемы с ресурсоснабжающими организациями, где к началу запуска отопительного сезона сети наружные этих организаций не были готовы.

Ведущий: – А с чем это связано? Не успели просто переложить их?

Гость: – Были и ремонтные работы, плановые, но с учётом объёмов работ – был запланирован один объём, в ходе работ объёмы увеличились. Особенно в г. Перми  жители многих жилых домов могли увидеть большой объём ремонтных работ на сетях ПАО «Т Плюс». Большой объём был связан с чем? Многие управляющие компании в этом году и жители многих жилых домов  перешли на прямые платежи, это позволило…

Ведущий: – Добивались этого много лет…

Гость: – Добивались, в этом году показатель перехода на прямые платежи увеличился, снизилась задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, соответственно, денежные средства ресурсники направили на ремонтные работы своих сетей. 

Ведущий: – «Прокладок» стало меньше, говоря простым языком.

Гость: – В г. Перми можно было заметить то, что в тех районах, где жители и управляющие компании перешли на прямые платежи, именно в этих районах ресурсоснабжающие организации проводили реконструкцию, капитальный ремонт сетей теплоснабжения.

Ведущий: – Я так понимаю, что краевая жилищная инспекция знала о графике работ и вполне допускала, что они могут выйти за рамки сроков подачи тепла, и предупредить об этом заранее.

Гость: – Графики согласовываются с органами местного самоуправления, с администрацией. Инспекция жилищного надзора на самом деле только фиксирует уже либо наличие коммунальной услуги, либо отсутствие, либо ненадлежащее предоставление данной коммунальной услуги.

Ведущий: – О ненадлежащем предоставлении услуги мы ещё поговорим. Это проблема, с которой сталкиваются не только в период подачи тепла, но и в течение всего года…

Гость: – Всего отопительного сезона.

Ведущий: – Да. По поводу неготовности к приёму: много ли было обращений, связанных с отсутствием тепла, как такового? И ваши проверки, инициированные после этих обращений, к каким выводам привели?

Гость: – На сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что не более 1% жилого фонда остаётся без отопления.

Ведущий: – Почему?

Гость: – Причины опять же озвучивали. В Березниках, допустим, одна из управляющих компаний не готовила жилой фонд к зиме, не проводила опрессовку, промывку внутридомовых инженерных сетей, соответственно, это и сказалось. К началу отопительного сезона есть проблемы ресурсоснабжающих организаций, как я уже сказал, – это ремонтно-восстановительные работы, аварийные работы, которые возникли в ходе запуска отопительного сезона.

Ведущий: – По поводу управляющих компаний, интересный момент. Я лично всё-таки  сторонник жилищного объединения жителей, создания ЖСК и ТСЖ, но без управляющей компании – никуда! На них большой процент качественного брака при подготовке к зиме приходится?

Гость: – Процентов 20 приходится.

Ведущий: – Это проблемы именно управляющих компаний, не справившихся со своей работой?

Гость: – Да.

Ведущий: – Это касается только Березников?

Гость: – Нет, в городе Перми в центре города — Ленинский район –  страдали и страдают по сегодняшний день жители многоквартирных домов, которые обслуживает управляющая компания УК «Центр», Свердловский район – «Жилсервис», «Моторостроитель», Кировский район –  управляющая компания «Зук» («Закамская управляющая компания»), но на сегодняшний день там ситуация выровнялась, в Мотовилихе как негативную управляющую компанию мы отмечаем компанию «Лидер» и «Этажи». По другим районам…

Ведущий: – Ситуация стабильная более или менее…

Гость: – Да.

Ведущий: – Как можно воздействовать на управляющие компании? Почему они не выполняют свои обязанности? Это просто халатность или есть какие-то иные причины?

Гость: – Одна из основных причин – недобросовестность управляющих компаний. Мы должны понимать, что в том случае, когда управляющие компании переходят на прямые платежи, у них отсутствует задолженность, соответственно ресурсоснабжающие организации не подают исковые заявления в судебные инстанции, соответственно отсутствуют аресты на счетах, что позволяет управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК распоряжаться теми деньгами, которые им оплачивают непосредственно собственники.

Ведущий: – И это позволяет готовиться к отопительному сезону. Зная эту ситуацию, в паблике говорили о том, что город готов к приёму тепла на 100%. Это были отчёты городской администрации.

Гость: – На сегодняшний день мы данную информацию подтвердить не можем, потому, что мы непосредственно работаем по-объектно с каждым собственником, мы принимаем заявление, адрес, телефон. Обратную связь мы с каждым собственником держим, фиксируем отсутствие коммунальной услуги либо ненадлежащее качество и фиксируем выполнение тех или иных работ. 

Ведущий: – Что делать жителям, которые столкнулись с проблемой отсутствия тепла как такового? Им сразу бежать в инспекцию жилнадзора?

Гость: – Изначально необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает жилой дом, либо в ЖСК, ТСЖ. Если собственник не знает местонахождение, зачастую такое бывает, к сожалению, что собственники не знают, где находится диспетчерская служба либо сама управляющая компания…

Ведущий: – А диспетчерская служба и управляющая компания – это разные вещи? Они ведь иногда пользуются услугами единого диспетчерского окна.

Гость: – Да, бывает единое окно. Тем не менее у нас собственники, бывает, не знают контактные телефоны диспетчерской службы, ещё раз повторюсь, не знают, где находится сама управляющая компания. В данном случае можно обращаться в администрацию района, в Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Органы местного самоуправления помогают. В том случае, если орган местного самоуправления не может урегулировать данную ситуацию, то естественно, необходимо обратиться уже в инспекцию жилищного надзора, для того, чтобы инспекция инициировала внеплановую проверку, зафиксировала факт отсутствия либо ненадлежащего предоставления коммунальной услуги. В этом случае инспектор привлечёт ответственную организацию к административной ответственности, будет выдано соответствующее предписание, данное предписание будет находиться на контроле инспекции.

Ведущий: – А есть сроки выполнения? Ну, условно, нет у меня тепла, я  обращаюсь в администрацию района, не смог найти свою управляющую компанию. Сколько времени даётся администрации на ответ по такому запросу? Я ведь замерзаю! Ладно, сейчас погода...

Гость: – На самом деле реагирование органов местного самоуправления и не только администрации, но и самих управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК на сегодняшний день незамедлительно, потому что запуск отопительного сезона уже произошёл, то есть реагирование должно быть незамедлительным.

Ведущий: – То есть в момент обращения вместе со мной уже могут из администрации выехать люди и посмотреть, в чём проблема.

Гость: – Конечно.

Ведущий: – Есть ещё один блок вопросов. С этим сталкиваются на протяжении всего отопительного сезона, когда кажется, что батареи несколько холоднее, чем хотелось бы. Но об этом сразу же после короткой паузы. Слушателям напомню, сегодня в гостях на «Эхе Перми» Александр Васильевич Евсюков, заместитель начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю. Не переключайте радиоканал.

 

Ведущий: – Мы продолжаем общение с  Александром Евсюковым, заместителем начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю. Говорим о запуске тепла в Перми и регионах, муниципалитетах Пермского края на основе тех обращений, с которыми работали представители жилищной инспекции во время «горячей телефонной линии». Я так понимаю, что одним из важных блоков вопросов было то, что чиновники называют «неудовлетворительным оказанием услуги», когда температура теплоносителя в батареях ниже, чем должна быть.

Гость: – Не соответствует…

Ведущий: – Во-первых, где эти нормы посмотреть?

Гость: – Нормы указаны в 354 Постановлении правительства Российской федерации

Ведущий: – Оно есть в интернете.

Гость: – Да, в интернете можно найти, оно общедоступно. С учётом географического положения нашего региона температура в жилых помещениях должна быть в отопительный сезон не менее +20 градусов, в угловых комнатах – не ниже +22 градусов

Ведущий: – 20-22 градуса. Речь идёт о комнатах, в которых нет специальных приборов, которыми можно было бы регулировать температуру. Она базовая – 20 и 22.

Гость: – Да.

Ведущий: – Кто замеряет, к кому обращаться, если кажется, что холоднее в квартире, чем должно быть?

Гость: – Законодатель предусмотрел, что собственник в праве самостоятельно произвести замеры температуры воздуха, составить соответствующий акт и предоставить в управляющую компанию, ТСЖ, тому, кто предоставляет данную услугу,  для перерасчёта  в конце месяца.

Ведущий: – А как это проверяется, условно? Все говорят о том, что запуск тепла – это процесс не однодневный, с какого момента считать, что тебе оказали некачественную услугу? Сколько даётся на поверку? Условно говоря, 15 сентября в моей квартире появилось тепло, я понимаю, что батареи ещё не достаточно горячие, к 25 сентября  ничего не изменилось, к 5 октября, например, вроде как стало по-теплее. С какого момента считать, где эти сроки прописаны?

Гость: – На самом деле, норматив температуры в жилых помещениях должен соответствовать с начала отопительного сезона. Мы говорим о том, что, да, бывают не соответствуют нормативы, но это связано с техническими особенностями. Та же самая регулировка внутридомовых инженерных систем.

Ведущий: – То есть, в любом случае, мы начинаем обход со своей управляющей компании...

Гость: – С даты начала отопительного сезона.

Ведущий: – А дата начала отопительного сезона выпускается для города Перми распоряжением главы администрации краевой столицы.

Гость: – Верно.

Ведущий: – То есть, надо посмотреть в интернете, какого числа отопительный сезон стартовал. И даже если несколько дней температура было ниже, чем того требуют нормативы, можно требовать перерасчёта. А сложная процедура этого перерасчёта?

Гость: – Если собственник жилого помещения чувствует, что та коммунальная услуга, которая ему предоставляется, ненадлежащего качества, он обращается в диспетчерскую службу организации, которая предоставляет в зависимости от способа управления данную коммунальную услугу. В течение  двух часов диспетчер должен сообщить ответственному лицу. В случае, если управляющая компания, работники ТСЖ не отреагировали, собственник в праве самостоятельно составить акт, замерить температуру, подписать его двумя собственниками и с этим актом обратиться в управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК в зависимости от способа управления, для перерасчёта.

Ведущий: – Не хотят они этого перерасчёта осуществлять…

Гость: – Тогда необходимо данную заявку- обращение в организацию, которая управляет либо обслуживает дом, и копию акта замера температуры направить в инспекцию жилищного надзора.

Ведущий: – Где вы находитесь? Вам лучше звонить, вам лучше писать или прийти пешком?

Гость: – Инспекция жилищного надзора находится по адресу Екатерининская, 78, г. Пермь. С  1 января 2017 года в федеральное законодательство было внесено изменение, а именно в части основания проверок для надзорного органа. Если заявитель обращается с просьбой проведения проверки, он может самостоятельно прийти и подать заявление в инспекцию либо направить его по почте. Если заявитель-собственник зарегистрирован на госуслугах, то он может обратиться через  ГИС ЖКХ обратиться, направить своё обращение в инспекцию жилищного надзора.

Ведущий: – Но самым эффективным остаётся обращение через портал госуслуг?

Гость: –  В любом из этих трёх способов обращение будет рассмотрено…

Ведущий: – В течение какого срока?

Гость: – Обращение рассматривается в течение 30 дней, но с учётом важности –  инспекция понимает, что начало отопительного сезона у нас на контроле не только в инспекции жилищного надзора, но и прокуратуры края, прокуратуры города – инспекция в течение двух-трёх дней организует внеплановую выездную проверку.

Ведущий: – У нас сейчас прокуратура везде и всюду, это, наверное, позитивный момент. Наши обыватели предпочитают обращаться именно в прокуратуру, нежели в органы, которые уполномочены именно со стороны исполнительной власти решать эти проблемы. Есть смысл подавать одновременно бумагу и туда, и туда? Это ускорит процесс, как у нас считается? Чем больше бумаг, тем лучше.

Гость: – Процесс это не ускорит, на самом деле. У нас гос. органы не подменяют друг друга. Занимается тот государственный орган, на которого возложены федеральным законом те...

Ведущий: – То есть, прокуратура перешлёт на вас эти документы?

Гость: – Направит, но прокуратура данный вопрос оставит у себя на контроле.

Ведущий: – Как много людей работает сегодня в инспекции жилнадзора? И хватит ли у вас на всех рук? Хватает ли их в данный момент? Ведь в зоне вашей ответственности не только город Пермь – миллионник, на секундочку – но и Пермский край, где более 3,5 миллионов жителей.

Гость: – В штате инспекции на сегодняшний день 111 человек числится. Штат достаточный для того объёма жилого фонда, который находится у нас в Пермском крае, проблем с объёмом, со сроками в инспекции не имеется.

Ведущий: – Напомню слушателям,  Александр Васильевич Евсюков, заместитель начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю сегодня в гостях на «Эхе Перми», мы продолжим после короткой пауза.

 

Ведущий: – Продолжаем эфир. Сегодня в гостях на «Эхе Перми» Александр Евсюков, заместитель начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю. Меня зовут Артём Жаворонков, Маша Зуева за звукорежиссёрским пультом. Я понимаю, что очень много, наверное, вопросов было бы от слушателей наших, будь мы в прямом эфире, но график работы инспекции не позволил нам, к сожалению, сегодня предоставить такую возможность. Но я обещаю нашим слушателям, что рано или поздно Александра Васильевича отдам вам на растерзание, и будет он здесь отвечать только на ваши вопросы. Пока вопросы только от меня. Вопросы могут показаться вам дилетантскими с одной стороны, но с другой стороны всё-таки они очень часто звучат, по крайней мере, в моём окружении.

У нас – и об этом предупреждали –  огромное количество ветхого и аварийного жилья, огромное количество жилья, построенного 20-30, 50 лет назад. И эти сети одномоментно отремонтировать невозможно. Каковы сегодняшние прогнозы инспекции, всё равно вы смотрите как-то на предстоящий отопительный сезон, который продлится у нас,  сколько получается, 7 месяцев? Где-то рано или поздно прорвёт. Есть какие-то опасения, есть какая-то дорожная карта по объектам, которые пока вызывают некоторые или могут вызвать в будущем опасения в части надёжности?

Гость: – У нас подготовка к отопительному сезону – это не только жилой фонд готовится, а это и наружные сети ресурсоснабжающие организации промывают, прессуют, готовят к зиме. На сегодняшний день мы рисков не видим.

Ведущий: – В принципе, мы не находимся в ситуации, с которой столкнулись, например, в Коми какое-то время назад, северо-запад России, если не ошибаюсь, Карелия, когда там «посыпались» трубы очень сильно. Очень холодная там оказалась зима.  У нас ситуацию в Пермском крае можно оценить как благополучную.

Гость: – Да.

Ведущий: – Что касается объектов социальной инфраструктуры: детские сады, школы и больницы – они находятся в вашем ведении?

Гость: – Нет, в ведении инспекции жилищного надзора находится только жилой фонд. Социальная сфера, здравоохранение, предприятия находятся под контролем органов местного самоуправления.

Ведущий: – А если говорить о территориях за пределами краевой столицы, здесь всё-таки решить проблему сложно. Исходя из обращений, которые поступали на «горячую» линию, вы перечислили уже несколько проблемных территорий, например, Березники. Где-то ещё были точки напряжения?

Гость: – Были. Мы отметили по количеству обращений Чайковский, Осинский район, Частинский район. В рамках «горячей» линии все проблемные вопросы были сняты в этот же день. Хотелось бы отметить работу администрации Горнозаводского района и управляющих компаний. Поступило 27 обращений, эти 27 обращений уже к вечеру были сняты с контроля.

Ведущий: – Что случилось конкретно у этих людей?

Гость: – Проблема заключалась в регулировке, то есть оперативно вышли сотрудники управляющей компании, представители ТСЖ, ЖСК поквартирно, по-адресно. Где-то было завоздушивание системы отопления, где-то проблема в инженерных сетях, но тем не менее, все вопросы были сняты оперативно.

Ведущий: – В принципе, если бы знать последовательность действий, жители могли напрямую обратиться сразу в управляющую компанию, а не прибегать к перепрыгиванию, что называется.

Гость: – Да, в этом случае хотелось бы порекомендовать управляющим компаниям, ТСЖ всё-таки активно работать с собственниками многоквартирных жилых домов, чтобы размещали информацию на стендах, как это и предусмотрено законодательством.

Ведущий: – Чего нет очень часто?

Гость: – На сегодняшний день управляющие компании активно размещают информацию на своих сайтах, то есть, если собственник – активный пользователь сети интернет, он может посмотреть телефон, адрес . Но в основном всё-таки…

Ведущий: – Должны быть стенды…

Гость: – Стенды должны быть однозначно. 

Ведущий: – Я думаю, что этот вопрос возникнет в любом случае. «Горячая» телефонная линия была запущена как раз в период этих пиковых нагрузок, в период входа в отопительный сезон. Какого-то единого консультационного центра у жилищной инспекции нет, чтобы можно было звонить постоянно?

Гость: – Телефон инспекции у нас на сайте размещён.

Ведущий: – Вы работаете в круглосуточном режиме?

Гость: – Нет, инспекция работает с 9-00 до 18-00, обеденный перерыв с 13-00 до 14-00, пять дней в неделю.

Ведущий: – Что делать тем, кто столкнулся с какой-то проблемой и с отсутствием её решения в выходные? Ждать понедельника?

Гость: – Нет, понедельника ждать не стоит, есть аварийные диспетчерские службы, в органах самоуправления всегда находится ответственный сотрудник, то есть необходимо звонить в администрацию города, района, в зависимости от места нахождения жилого фонда и сообщать о своей проблеме.

Ведущий: – Еще раз напомню нашим слушателям: Александр Васильевич Евсюков, заместитель начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю сегодня у нас в гостях. У нас остаётся буквально 5 минут. Мне бы хотелось ещё раз спросить об инспекции не только в части надзора по теплу. Что ещё находится в ведении этого учреждения?

Гость: – Инспекция жилищного надзора осуществляет надзор жилого фонда. Жилой фонд бывает ведомственный, частный, государственный. Над этими видами жилого фонда инспекция осуществляет надзор.

Ведущий: – Речь идёт о коммуникациях, о техническом состоянии здания – это всё ваша прерогатива?

Гость: – Всё верно.

Ведущий: – Очень часто бывает так, что на период запуска тепла возникает много сопутствующих проблем, например, отсутствие горячей воды. Это тоже ваша компетенция? Можно к вам обращаться?

Гость: – Отсутствие коммунальных услуг как по горячему водоснабжению, так и по холодному, отопление, водоотведение…

Ведущий: – Электричество…

Гость: – Электроснабжение, газоснабжение, в зависимости от степени благоустройства жилого дома – в ведении инспекции жилого надзора. Техническое состояние жилого дома…

Ведущий: – Техническое состояние вы имеете в виду именно стены, основание, кровля и всё остальное. Я боюсь, что после нашего эфира к вам пойдут как раз те, кому сегодня не удаётся через управляющую компанию осуществить текущий или какой-нибудь капитальный или часть капитального ремонта. Это ваше ведомство занимается контролем над тем, как исполняются различные условия, например, по капитальному или текущему ремонту здания?

Гость: – У нас жилищным законодательством и иными нормативно-правовыми актами предусмотрены обязательные требования  для исполнения при управлении и обслуживании жилого фонда, соответственно при поступлении жалобы от собственников жилых многоквартирных домов в наш адрес, инспекция рассматривает, принимает соответствующие меры, виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Ведущий: – Правильно ли я понял, что те самые пункты, которые мы получаем в своих  квитках: содержание и текущий ремонт… Если нам кажется, что управляющая компания со своими обязанностями не справляется, мы можем прийти к вам, и инспектор жилнадзора будет обязан среагировать на подобное заявление и обращение?

Гость: – Совершенно верно.

Ведущий: – А вот в пакете обращений к вам таких обращений много? В процентном соотношении, не в абсолютных цифрах.

Гость: – По техническому состоянию?

Ведущий: – Да, по выполнению тех самых требований, которые возложены на управляющую компанию в части текущего ремонта и содержания.

Гость: – Процентов 65-70. Это основная масса обращений граждан в наш адрес.

Ведущий: – Ещё один очень важный блок вопросов, о котором стоило сказать в начале – приборы учёта. Есть ли сегодня какая-то система, которая позволяет каким-то образом контролировать их установку или их отсутствие, например, по тому же самому теплу?

Гость: – Федеральным законом №261 предусмотрена обязательная установка коллективных приборов учета энергии. На сегодняшний день у нас законодатель предусмотрел исключения, где данные приборы не устанавливаются. Первый момент – это аварийные дома и дома признанные подлежащими сносу, но это не лишает собственников в таких домах самостоятельно принять решение и установить такой прибор учёта.

Ведущий: – Не дешёвое удовольствие-то.

Гость: – Также не предусматривается установка в тех домах, где технических возможностей не имеется для установки прибора учёта, ну и где потребление не более 2 гигакалорий.

Ведущий: – Всё, мы заканчиваем. Наш эфир, к сожалению, подходит к концу. Напомню, Александр Васильевич Евсюков, заместитель начальника Инспекции жилищного надзора по Пермскому краю был сегодня у нас в гостях. Я полагаю, что это не последняя наша встреча в рамках эфиров на 91,2 FM. Александр Васильевич, большое спасибо. До новых встреч, будем надеяться, что нынешний отопительный сезон пройдёт лучше, чем предыдущий. Кстати, по поводу предыдущего – не было ведь там особых проблем?

Гость: – Текущие были, они все решались оперативно.

Ведущий: – Дай бог вам и в этом году сработать точно так же. Спасибо ещё раз большое, до новых встреч.

Обсуждение
535
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.