Верхний баннер
01:26 | СРЕДА | 17 ОКТЯБРЯ 2018

$ 65.53 € 75.92

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

12:03, 25 января 2018
Автор: Татьяна Хэйворт

«Одна из проблем российского стартапа – люди не делятся своими ошибками в бизнесе. Они пытаются начать бизнес сами, в офисе или дома, никому не говоря, потому что боятся, что кто-то украдет их идею», - Пекка Вильякайнен, старший советник Президента Фонда «Сколково»

Старший советник Президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен в эфире «Эха» рассказал о том, в какой сфере российский стартап будет сегодня развиваться быстрее всего. Ведущая: Татьяна Хэйворт.

Интервью проведено на английском языке. В аудиозаписи использован закадровый перевод.

Сегодня значительное количество стартапов в России ориентированы на сферу IT. Правильно ли это, если учесть, что в высоких технологиях нуждаются промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли? В какой сфере российский стартап, на ваш взгляд, будет сегодня развиваться быстрее всего?

На самом деле, Startup Tour связан не только с информационной сферой, IT – это только одно из направлений. У нас также есть агрокультурные направления, например фермерство, фармацевтические, медицинские, направление энергоэффективных технологий. IT – это только часть целого.

У нас, конечно, есть 4 приоритетные аудитории. Первая – те люди, у которых уже есть своя маленькая компания, небольшие стартапы. Затем идут  люди, которые только задумываются над созданием своего собственного бизнеса. Затем студенты и люди, связанные с университетской жизнью. Те, кому интересен сам предмет предпринимательства и бизнеса. Конечно же, журналисты. И местные инвесторы. Но слово “инвестор” звучит достаточно веско. На самом деле, многие из сегодняшних инвесторов – просто состоятельные люди, которые хотят вложить 10 процентов своих доходов в активный проект. Вот это наша аудитория. В этом и заключается широта понятия стартапа, так как стартап – он не только для молодежи. Лучшее общество для проекта – то, в котором работают люди всех возрастов.

Вы неоднократно говорили, что сегодня важная задача — изменить общественное мнение в России в пользу того, что заниматься бизнесом — это не плохо и не стыдно. Меняются ли настроения в регионах или большинство по-прежнему не любит бизнесменов?

В то время люди только начали этим интересоваться, спрашивали, что такое «Сколково», новостная это программа или политическая. Я не работаю сфере политики, я простой бизнесмен, поэтому для меня основная задача – захватить внимание общественности. Чтобы каждая мать, каждый отец, каждая бабушка, скажем так, в Перми или по всей России, поддерживали молодых людей. Потому что обычно родители не хотят, чтобы дети начинали свой бизнес, они хотят, чтобы дети работали на государственной службе и в крупных компаниях. Чтобы у их детей была, так сказать, лёгкая безопасная жизнь. Так же было и в Финляндии 10 лет назад, и даже когда я открыл свою компанию 35 лет назад, когда мне было 13 лет. Мои родители волновались за меня – вдруг я обанкрочусь, потеряю деньги, может быть, мне следует работать на крупной компании, как «Nokia». Поэтому предпринимательство никогда не будет жить без поддержки родителей, учителей, СМИ. Если бы вы участвовали в Startup Tour пять лет назад в Набережных Челнах и сравнили бы качество компаний и отношение людей, даже журналистов, вы бы поняли, как всё поменялось. Сейчас всё абсолютно по-другому. Взять вопрос освещения в прессе. Тогда задавали такие вопросы: «Какой же годовой доход, сколько вы собираетесь заработать?». Если не можешь ответить на этот вопрос, тогда нам не интересно. Сейчас же люди начали понимать, как создать новую экономику для России, как создать новые рабочие места и что все крупные компании когда-то были маленькие. Но сейчас небольшие компании тоже могут расти. Мир глобален, многие продают свое ПО в Apple Store. «Сколково», например, международная компания, у нас есть Start Up Event Village, у нас сотни иностранцев. Сейчас у нас международный рынок, и у каждой компании одинаковые шансы. Четыре года назад люди писали, что «Сколково» или предпринимательство – только для богатых людей или их детей. Сейчас, если вы проверите, кто является успешным предпринимателем, кто создал крупнейшие стартапы в России, вы увидите, что они изначально не были богатыми, у них была обычная семья. Единственное, что важно – это хорошая идея, хороший человек, поддержка семьи и немного удачи. Вот и все, вы успешны. Очень многое изменилось – университеты тоже. 4 года назад, когда я приходил в университет, мне сказал один профессор: “Мистер Вильякайнен, вы враг российской науки и академической культуры, потому что вы говорите студентам, чтобы они начинали свой бизнес”. Я был на 84 российских ивентах, я видел все 10 часовых поясов России. Конечно же, когда вы делаете что-то в 25-й раз, уже не смешно, что университетские профессоры или ректоры говорят своим студентам, что это плохая идея. Что же нам тогда делать? Но поколение меняется, сейчас много молодых профессоров, современных ректоров, которые понимают, что создание новых рабочих мест в Перми происходит не только с помощью Президента, который может открыть новую фабрику – это устаревший способ. Или мы получим крупное инвестирование для постройки магистрали, к примеру, и получим много работы, которую необходимо сделать. Теперь все больше и больше работы люди получают от мелких и средних компаний.

Чем в этом смысле полезны всероссийские роад-шоу — такие, как Startup Tour? После вашего приезда ситуация на местах улучшается?

Конечно, такие роад-шоу очень полезны. Но давайте подумаем, как изменить отношение людей, может, у вас есть идеи получше? У меня, к примеру, нет. Единственный путь, как мы можем влиять на регионы России – это приехать туда, общаться со СМИ (я даю 20-50 интервью за те пару дней, когда я там). Люди могут услышать обо мне из телевизора, газеты, радио. Как минимум один день заголовки пестрят словом стартап. А затем начинают появляться компании, одна, две, двадцать, как лавина. Например, все говорят, что в России мистер Минниханов помог Казани в развитии. Когда Казань была в начале пути, она была очень маленькой. И Минниханов не смог бы сделать ничего без поддержки родителей, без активной молодежи. Это все заняло у него 6-7 лет. Сейчас очень много российских городов развиваются – Мурманск, Хабаровск, Пермь, Челябинск, Якутия, Владивосток. Развитие будет происходить тогда, когда мы будем оказывать поддержку правильным людям.

Startup Tour приезжает в Пермь во второй раз. С тех пор, на ваш взгляд, есть изменения к лучшему? Можно ли сказать, что в Перми сформировалось стартап-сообщество? Что сегодня необходимо для его развития?

Я, на самом деле, не помню, в первый раз Startup Tour здесь или во второй, но я точно был в Перми. Не могу сказать точно, так как был здесь 2 или 3 года назад.

Есть ли отличия региональных стартап-команд от тех, что появились и развиваются в столице? Чего не хватает стартаперам в краях и областях России?

Конечно, они разные. Давайте разберемся. 5 лет назад мы могли заменить разницу, потому что у москвичей намного больше возможностей, там крупные компании, много вакансий, многие люди просто меняют работу. Когда мы приезжали в регионы, мы видели компании и предпринимателей, которые имели огромное желание работать. Если у человека много возможностей, он может открыть стартап, а если не получится – заняться чем-то другим. Лучшие компании – те, у которых выбор только один – быть успешными. И человек приложит все свои усилия для так называемой игры, только тогда появляется шанс быть успешным. Что касается отрицательной черты – многие стартапы из регионов не интернациональны, они рассчитаны только для своих, локальных регионов. Они спрашивали меня: «Пекка, дай совет, нужно ли мне переезжать в Москву?». В России для того, чтобы создать большой проект, нужно жить в Москве. Но я так не думаю. Конечно, если вы хотите работать на государство, Сбербанк или Роснефть, уезжайте в Москву. Но, если вы хотите открыть стартап, который предоставляет свои услуги по всему миру, можно без проблем сделать это и в Перми. Когда я инвестирую в компанию, а я инвестирую, так как являюсь “бизнес-ангелом”, мне неважно, откуда она – из Томска, Калининграда, Мурманска, Хабаровска. Но я еще ни разу не инвестировал в московскую компанию. Также региональным стартапам необходимо быстро продвигаться на международный рынок, а не на российский. Им следует пробовать свои силы, если у них крутая идея, продать свой продукт немцам или свои идею шведам, американцам или китайцам. Это именно то, что нам нужно. Также можно продать и русским, но Россия – это только 2% мировой экономики, она очень маленькая с экономической точки зрения. Очень мало российских компаний входят на мировой рынок.

Представьте, на Startup Tour вы встретите двух инноваторов — одного с проработанной идеей, но без амбиций и второго без работающей бизнес-модели, но уже стремящегося продаваться на мировом рынке. Кого вы предпочтете? Каких проектов в России больше — первых или вторых?

Выиграет человек, который желает и стремиться продавать свою идею. Многие предприниматели начинают с какой-то идеи, которая затем меняется на противоположную. Если у тебя есть желание внутри тебя, это заложено в твоем ДНК, ты легко поменяешь идею. А когда люди влюблены в свою идею, но у них нет этой жилки предпринимательства, тогда идея навсегда останется только идеей. Если говорить серьезно, лучшая комбинация – это команда. Многие компании – это очень сильные, организованные команды. Это одна из целей Startup Tour, я хочу рассказать это всем. Это очень важная часть, и я расскажу вам одну старую историю. Несколько лет назад мы были в одном городе, не скажу в каком, но не в Перми. Губернатор этого города сказал мне, смотри, Пекка, у нас тут 600 лучших предпринимателей нашего региона. Тогда я спросил – как они общаются между собой? Они учатся чему-то друг у друга? Губернатор ответил, что они все из одного университета. Тогда я решил провести тест. Я попросил поднять руку тех, кто знает больше 3 людей в данном помещении, и только половина людей подняли руку. Затем я попросил поднять руку тех, кто знает больше 10 людей. Только 10% подняли руку. И только 5 человек знали больше 20 человек. А мы были в среднестатистическом городе России, они были примерно одного возраста, говорили на русском. И это одна из проблем российского стартапа – люди не делятся своими ошибками в бизнесе. Они пытаются начать бизнес сами, в офисе или дома, никому не говоря, потому что боятся, что кто-то украдет их идею. Именно это является самым слабым местом старт-ап сообщества. Не недостаток финансирования, науки или технологий. Это плохое функционирование стартап сообщества, люди должны делиться бы опытом, для этого мы создали Startup Tour.

Способы поддержки людей, которые прошли Startup Tour?

Когда мы на Startup Tour, у нас проходит соревнование, мы проверяем, какие идеи есть у компаний, у нас много способов поддержки этих компаний. Во-первых, финалисты автоматически получают доступ на итоговую Start up Village, которая будет проходить в последнюю неделю мая в Москве, куда съезжается около 200.000 людей со всей России. Во-вторых, всегда есть местные и федеральные инвесторы, которые слушают все презентации проектов. Я знаю много компаний, чьи инвесторы или партнеры находятся на Startup Tour. Например, все компании, в которые я инвестирую, из Startup Tour. Также я встречаюсь с губернаторами, СМИ, директорами школ, все они хотят оказывать поддержку. Я считаю, существует множество способов поддержки бизнеса.

Насколько сильно снизился возраст стартапера в России? Можете нарисовать его портрет?

Нет среднего возраста. Конечно, если математически подсчитать средний возраст, то 25. Но могу сказать, что самому молодому участнику было 12, а старшему 87. Конечно, он сам инноватор, но нанял свою внучку и друга, чтобы они управляли бизнесом. Поэтому не очень правильно говорить, что средний возраст – это 25 лет.

Что посоветуете начинающим стартапам из Перми? На что им нужно в первую очередь обратить внимание?

Приезжайте на Startup Tour, чтобы учится у других. Приезжайте, даже если у вас пока нет своей идеи. Приезжайте послушать остальных. Вы не сможете научиться предпринимательству из книг, или в университете, или от меня. Но вы обязательно научитесь этому от других предпринимателей. Вы также получите здесь мотивацию. Если у вас есть потенциальный инвестор, берите его с собой. Если вы хотите работать со своим профессором, берите его с собой. Если ваша бабушка не хочет, чтобы вы стали предпринимателем, и ее с берите с собой. Вам не придется платить здесь, вам не обязательно быть богатым и известным. Нам хочется, чтобы как можно больше людей поняло, что предпринимательство важно, в первую очередь, для вас и вашей страны. Для меня это не работа, я делаю это из-за энтузиазма.

Обсуждение
1735
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.