Верхний баннер
18:39 | ВТОРНИК | 16 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.59 € 99.79

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 17 января 2012

Нарушения на транспорте

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Это пермское «Эхо». Меня зовут Роман Попов. Евгений Сечин для вас работает за звукорежиссерским пультом. И представлю сегодняшнего гостя. Ильдар Салахиев, руководитель пермского следственного отдела на транспорте следственного комитета России. Ильдар Наильевич, здравствуйте.

 

Ильдар Салахиев: Здравствуйте.

 

Ведущий: Ильдар Наильевич, вот вы вчера дали пресс-конференцию. И практически все ведущие пермские СМИ по следам этой пермской конференции выдали какие-то материалы. В основном это материалы такого цифрового характера: сколько произошло, сколько погибло, сколько раскрыто, и так далее, и тому подобное. Я посмотрел, естественно, почитал, и, как часто бывает, совершеннейшим образом ничего не понял, хотя бы потому, что неясно вот что. Во-первых, неясно, что такое преступление на транспорте. Вот я читал таким невооруженным взглядом, не ходил по ссылкам, не смотрел энциклопедии. Какими преступлениями вы занимаетесь вот на самом деле?

 

И.С.: Роман, наша деятельность регулируется законом, в первую очередь уголовно-процессуальным законом, уголовным кодексом Российской Федерации, который прямо раскрывает суть терминологии, что такое преступление. Это событие, которое имеет общественно-повышенную опасность. А также приказами нашего ведомства, то есть приказами председателя следственного комитета Российской Федерации, которые прямо разграничивают преступления, виды преступлений по отраслям. То есть вот наш транспортный отдел занимается расследованием преступлений, а также проверкой сообщений о преступлениях, которые произошли на объектах транспорта. И в этом приказе, в частности, прямо расписано, к каким объектам это относится. То есть объекты железнодорожного транспорта, это водного, воздушного, а также таможня. Ну, мы можем предполагать, что таможня все-таки является частью инфраструктуры, которая осуществляет перевозку и проверку грузов в режиме экспорта, импорта. И поэтому это деятельность по контролю, по расследованию дел в этой сфере также поручено нам. Поэтому, если говорить языком обывателя, мы расследуем преступления, которые произошли в воздухе, на воде и на железнодорожном транспорте.

 

Ведущий: В воздухе, на воде – понятно, на железнодорожном транспорте – понятно. И, скорее всего, у меня в голове докручивается, на тех землях, которые имеют отношение к железнодорожному транспорту, на прилегающих…

 

И.С.: Безусловно.

 

Ведущий: …да, к железнодорожным путям.

 

И.С.: Называется – транспортная инфраструктура, прилегающие к ней территории, безусловно. Проще говоря, мы все-таки с вами наследники советской эпохи. Основным держателем всего железнодорожного транспорта у нас РЖД является. То есть, вот если землеотвод за РЖД, то занимаемся мы.

 

Ведущий: КамГЭС ваша юрисдикция?

 

И.С.: Камская ГЭС – шлюзы. ГЭС, как гидросооружение, добывающее электроэнергию, не наше сооружение, но как шлюз, который обеспечит транспортную артерию, нормальное функционирование перевозок, в данном случае водным транспортом, безусловно, наш.

 

Ведущий: Уж коли вы именно следственный отдел, совсем недавно у нас Марина Заббарова была в гостях, и так достаточно четко разграфила, чем преступление в ведомстве следственного комитета отличается от…

 

И.С.: Полицейского.

 

Ведущий: Полицейского, да. То есть у вас та же самая история? Уж коли вы следственный отдел, то, соответственно, тяжкие, сверхтяжкие?

 

И.С.: Даже не так. Скорее всего, не по тяжести, к сожалению. Я не могу сейчас сказать логику законодателя, почему именно, вот статья, например, 151-я уголовно-процессуального кодекса, какие-то статьи, не относящие к тяжкому составу, относятся к нам. Ну, здесь речь идет о преступлениях имеющих либо какой-то повышенный резонанс, либо, например, вот однозначно выбор, преступления, которые совершены в отношении работников тех же органов правоохранительных. Ну, не может орган полиции расследовать дело в отношении работника полиции. Должна какая-то объективность быть. Вот все эти преступления, они однозначно отнесены к следственному комитету.

 

Ведущий: То есть кража кошелька в поезде – это…

 

И.С.: Полиция.

 

Ведущий: …транспортная полиция.

 

И.С.: Но если совершил кражу полицейский в этом поезде, тогда это наше дело.

Ведущий: И если совершено убийство в этом поезде…

 

И.С.: Наше, однозначно.

 

Ведущий: …то, наверно, ваше однозначно.

 

И.С.: Да, да, да. Проще говоря, никаких проблем нет с отнесением к подследственности. Она прямо опубликована в 151-й статье. Любой человек может взять закон и это все прочитать. Но законодатели ежегодно вносят изменения. То есть сейчас подследственность нашего управления и комитета увеличивается. То есть нам отнесены сейчас налоговые преступления, преступления в отношении несовершеннолетних и совершенные ими тяжким, особо тяжким составом.

 

Ведущий: Коррупцию.

 

И.С.: Коррупция, тоже, есть альтернативные составы. Если коррупцию совершает человек в погонах, то это наше дело. Если это коррупция, так называемая, коммерческая, с этого года тоже наша. Коммерческая коррупция, это, например, когда злоупотребления работниками какого-то предприятия в убыток своему предприятию, человек совершает хищение либо ??????? (неразборчиво), либо берет взятку, откат, так называемый, тогда с этого года эти тоже составы пришли к нам.

 

Ведущий: Соответственно, ловить за руку нерадивых таможенников, ловить за руку нерадивых, допустим, представителей Госинспекции по маломерным судам…

 

И.С.: Контрольно-надзорным органам в целом, скажем так. Это наше.

 

Ведущий: То есть это все ваша история. Ну, слушайте, вы важный человек на транспорте.

 

И.С.: Спасибо. Я человек скромный, поэтому не буду брать на себя… одеяло тащить.

 

Ведущий: Я скромно предполагаю, что вы на особом контроле…

 

И.С.: Да, безусловно.

 

Ведущий: … у всех представителей вот этих вот самых ведомств, за которыми вы надзираете.

 

И.С.: Безусловно.

 

Ведущий: То есть стоит вам купить билеты на поезд, не дай боже, и вам тут же лучших проводников поставят в вагон?

 

И.С.: Ну, скажем, так, да. Ведь, покупая билет на поезд, я ставлю задачу не только доехать до пункта назначения, но и даже иногда проверить работу наших поездных бригад, локомотивов и так далее. Но, к сожалению, вижу недостатки, и потом приходится на них реагировать уже.

 

Ведущий: Опять же вопрос от слушателя по ICQ: «Вы делите как-то территорию по направлениям? То есть отдельные сотрудники по поездам, отдельные - по пароходам, отдельные – по самолетам или нет?»

И.С.: Да, у нас в отделе введена специализация. Но она больше касается вопросов расследования коррупции, налогов и преступлений несовершеннолетних. Потому что они самые сложные, высококвалифицированные преступления. Там нужен опыт работы большой. А в целом мы работаем по такому принципу. Мы не ждем, когда совершится какое-то преступление. Понятно, что больше всего нам не хотелось бы, чтобы с неба упало нечто, вот вроде то, что было у нас, трагические события с «Боингом». Но, как наш говорит руководитель управления, у следователя организм, как механизм, он должен всегда работать, иначе он заржавеет. Поэтому мы стараемся расследовать преступления, выявлять, вот особенно коррупционные, ну, вы, как человек опытный, знаете, что коррупционные преступления необходимо выявить. Оно просто так на поверхности не лежит. То есть они практически все латентные. То есть, безусловно, пока ты не придешь в этот орган надзорный, пока ты не вскроешь, пока не проверишь, ну, не будет никогда этой истории. Поэтому мы идем на опережение в этом случае. И, к тому же, вот все радиослушатели сейчас, наверняка, будут задавать вопросы, касаемые опять кораблекрушений. Событие было в Италии, событие было в этом году летом в Татарстане. Так или иначе, опять-таки коснулось Перми. Там экипаж был, напомню, наш, судно было пермское. Так вот если здесь говорить о профилактике преступлений, вот эти все проверки, они же проводятся не просто так, чтобы найти человека, поймать его, и сделать себе галочку в отчете. На самом деле это все делается, чтобы предупредить возможные нарушения, которые, так или иначе, скажутся на пассажирах. Задача моя, как руководителя, обеспечить безопасное движение транспорта. То есть безопасность пассажиров в первую очередь.

 

Ведущий: Вот смотрите. Если мы сейчас упомянем Италию, ну, давайте упомянем, и всё, и забудем про это раз и навсегда, есть одна из версий, уже появившихся и опубликованных в СМИ, в Интернете, я про это читал, что этот огромный лайнер напоролся на скалы из-за того, что вынужденно нарушил курс, потому как капитан захотел своему метрдотелю сделать приятное.

 

И.С.: Да, есть такая версия.

 

Ведущий: То есть, тот-де должен был посмотреть на берег и помахать ручкой родной земле. Как предотвратить это?

 

И.С.: Безусловно, что за капитаном не посадить итальянского полицейского или нашего полицейского, чтобы он следил, или, например, представителя какого-то управления государственного морского и речного надзора. Ну, это нереально. Понятно, да. В первую очередь здесь вопрос воспитательный и кадровый. То есть дисциплина должна все-таки соблюдаться всеми ?????? (неразборчиво) уровня. То есть или как ты встал на трап этого в данном случае теплохода, и как ты слез с него. Капитан несет ответственность полностью сам. Он командир там. Даже в нашем случае, вот в законе прямо указано, если какое-то совершилось событие или преступление на судне в акватории, допустим, или Российской Федерации, в водах, или за пределами, в нейтральных водах, капитан судна становится следователем-дознавателем. То есть, какая ответственность. Государство поручает осуществление функций преследования уголовного даже. То есть вот это все-таки капитанство в этом плане это очень важное… это… ну, это жизнь, эта должность.

 

Ведущий: Ну, правда. Мы же все знаем, что капитан – он же сотрудник ЗАГСа, например, на борту, если вдруг что.

 

И.С.: Безусловно, да. Он нотариус, если что там случись. Поэтому обеспечить их правомерным поведением возможно только путем воспитания. А у нас, кстати, в Российской Федерации в этом плане тоже достаточно бюрократизированная система. У нас есть понятие Российского речного регистра. Они, конечно же, не занимаются с экипажем. Они занимаются с железом. Ну, в данном случае, кораблями. Но, тем не менее, так или иначе, когда они осуществляют освидетельствование ежегодное, так или иначе, они связаны с документами, которые касаются экипажа, капитана. У капитана должны быть документы, должна быть какая-то практика, опыт работы, образование элементарное, диплом, и так далее. Ежегодное обновление этого всего, знаний, опыта. У нас есть Управление по государственному морскому и речному надзору. В Пермском крае тоже представлен отдел, достаточно опытный, большой, там достаточно опытные и грамотные сотрудники работают. И также с экипажами. Пример приведу, раз мы коснулись водной темы. После «Булгарии». Безусловно, в первую очередь что мы сделали. Ну, «мы», я в широком смысле беру. То есть это и прокуратура транспортная, с которой мы тесно работаем, и транспортная полиция, то же УГРН, сокращу его, Управление по надзору речному, провели выездные проверки судов, которые базируются, стоят на приколах, либо работали вы этот момент у нас в Каме. А как у них? Вот, не дай бог, повторить «Булгарию» у нас. На одном из судов нашли сауну. Ну, глупость такая. Ну, поставили мужики себе сауну. Просто соорудили ее сами. После работы ПГС, этот плавкран ПГС собирали, видно работа тяжелая, хочется отдохнуть. После работы там парились, мыслись. Сауна поставлена без всяких документов. Она незаконна там. Ну, нельзя ставить сауну в таких местах. Потому что напиталась от главного кабеля, от дизель… мотора. Не дай бог, эта сауна окажись в порту, где рядом стоит танкер, наполненный нефтепродуктами. И какой-нибудь Вася Пряников из той сауны выйдет с угольками, и все это взорвется. Но вот даже в голове не укладывается, что это случится. И что самое интересное. Не буду сейчас говорить о результатах особой проверки. Почему? Потому что там все ограничено дисциплинарным взысканием в отношении… эксперта речного регистра. Но мы, я для себя сделал вывод, что представитель Росречного регистра либо, действительно не заметил, либо увидел, но прошляпил. Он эту сауну видел. Должен был ее увидеть. Тем не менее, выдал документы разрешительные. И те люди спокойно на этом плавкране катались несколько месяцев. Месяца два.

 

Ведущий: Ильдар Наильевич, вот у меня сразу напрашивается вопрос. Сколько получают в месяц сотрудники, необязательно Речного регистра, сколько в месяц получают сотрудники контролирующих надзорных ведомств, которых вы периодически проверяете? В среднем.

 

И.С.: Ну, где-то, я думаю, в районе 15 тысяч рублей. Ну, это если без премии и так далее. Думаю, где-то в пределах этих.

 

Ведущий: А не было такого желания, ну, не знаю, не то чтобы декларацию у них собрать, а просто, допустим, взять сфотографировать стоянку рядом с тем же ведомством, куда они приезжают на работу?

 

И.С.: Видите, в чем дело. ?????? (неразборчиво) конституционные права есть. У нас нету пока закона о декларировании расходов ??????? (неразборчиво).

 

Ведущий: Нет, нет, нет, подождите. Вы же сами сказали, что коррупцию надо выявлять. Вы же мне сказали, что она не лежит на поверхности.

 

И.С.: Я вас понял. Да, безусловно. Понимаете, в этой системы мы как волк и заяц. То есть, мы, если волк, у нас есть подозрение в отношении чиновника, безусловно, мы проверяем все. И банковские счета, и лично, как он себя ведет, и дорогие машины, украшения, даже элементарно телефоны какие-то дорогие сотовые, может там, ???????? (неразборчиво). В любом случае мы, конечно, обращаем внимание. Но это не будет поводом для проверки, скорее всего. Это будет, как бы, ориентирующая информации.

 

Ведущий: В папочку.

 

И.С.: В папочку. Вы совершенно правы. Но это, к сожалению, папочка у нас в данном случае в следственном органе – это уголовное дело. То есть, если все это выявляется в ходе расследования уголовного дела, безусловно, мы должны поставить вопрос такой: получены ли эти деньги в результате преступления? Или он их скопил, бабушка в наследство ему оставила, либо он выиграл лотерею. Конечно, все проверяется. Но в первую очередь мы проверяем всю его деятельность. Мы поднимаем реестры всей работы, что он делал. Обычно у чиновников всегда ведут записи. Ну, вот даже вот я сейчас с вами разговариваю, и я приду, и читаю, что я был сегодня в эфире «Эха Москвы». Также и чиновник. Работа с любым гражданином, который к нему обратился, либо орган надзорный или контролирующий, делают записи. Мы поднимаем все записи, общаясь со всеми клиентами, кто был у него. И уже уловками, оперативными какими-то путями выясняем, каким образом этот чиновник осуществил деятельность в отношении этого человека.

 

Ведущий: Вы прекрасно знаете, наверняка, ответ на этот вопрос. У нас на данный момент, вот по вашему личному ощущению, коррупция насколько не искоренена? То, что она никогда не будет искоренена, это понятно. Мы все знаем. Это такая прописная истина, что коррупция, она там вечна. Она даже в Китае вечна, где за нее расстреливают или что-то отрубают, не знаю. Она вечна даже в цивилизованных странах, которые регулярно отчитываются о ее минимальном наличии, но, тем не менее. Насколько у нас не искоренена?

 

И.С.: На транспорте?

 

Ведущий: Да.

 

И.С.: Если вы меня спросите как человека, или как чиновника, я вам скажу так.

 

Ведущий: Да, конечно, как человека.

 

И.С.: Как человек, я вам скажу, что, наверняка, из десяти выданных разрешений на разных объектах, то есть это может быть и Роспотребнадзор, вот мы вчера вспоминали его, или это ГИМС, например, или другие органы, я думаю, что, наверно, процентов… ну, четверть однозначно получены даже, может быть, и не за деньги, но за знакомство. За деньги мы доказываем тоже, конечно. Но знакомство – это связи. Это тоже коррупция.

 

Ведущий: Хорошо. Давайте так. Давайте не выданных разрешений. Возьмем объем бумаг, лежащих на столе. Под каждой этой бумагой должна стоять чья-то разрешительная подпись. Я правильно понимаю, что четверть этих подписей стоит, если не за деньги, то за знакомство?

 

И.С.: Ну, рискну сказать, что да. И почему? Транспорт особенно, это закрытая структура на самом деле. То есть годами… Вот тот же итальянский капитан. Он годами, он 20 лет плавал по этому маршруту. К нему подошел метрдотель. Вот тебе коньяк, условно говоря, поближе подойти к берегу. То есть транспорт закрытая структура. Все руг друга знают. Там работает правило круговой поруки всегда. К сожалению. Мы разрываем эти связи. Мы разрываем, действительно. Мы обновляем. Вот я не совру, но на 30 процентов поменялся состав пермского линейного управления на транспорте, полицейских наших коллег. Меняются составы в прокуратурах, меняются составы в надзорных органах. Для чего это делается? Ротация, так называемая. Она делается для того, чтобы ломать связи. В том числе, я уверен, что всё то же самое сейчас происходит и в надзорных органах. Вот я скажу для примера. Вот к чести, не знаю, может хвалить генерала Попова, нашего начальника МЧС, он такую же работу проводит в ГИМСах. В том же ГИМСе многострадальном, о котором мы с вами неоднократно уже говорили, когда мы выявляли многочисленные факты коррупции там. Обновление идет всегда. Я говорю сейчас слово «четверть», условно, почему? Потому что я исхожу из статистики. У меня есть статистика. То есть каждый год мы проводим анализ работы. То есть мы, условно говоря, берем количество выданных разрешений, и, опять таки, в любых органах, и количество фактов, которые мы доказали, отправили в суд. Вот если взять Роспотребнадзор на транспорте вот вы представляете, небольшая структура, там отдел-то небольшой. Ну, третье, каждое третье было выдано просто так. Не скажу, что за деньги. Но, не выходя из кабинета. Хотя там целая процедура аттестации.

 

Ведущий: Хорошо. Для того, чтобы было еще более понятно нашим слушателям. Вот не секрет, что купить лодку обычную весельную, и выезжать летом на рыбалку, может любой. И для этого необязательно ее регистрировать. Я правильно понимаю?

 

И.С.: Маломерное судно необходимо регистрировать.

 

Ведущий: То есть, даже если это обычная надувная лодка?

 

И.С.: Нет, надувная нет. Есть у нас закон… Более менее серьезное судно, скажем так. Более или менее серьезное, адекватное маломерное судно.

 

Ведущий: Вот если это одноместная надувная лодка, резиновый круг, регистрировать никто не будет.

 

И.С.: Не надо, нет.

 

Ведущий: Это не надо. Все хорошо. То есть, как только речь заходит о лодке с мотором, эта штука уже нуждается в регистрации.

 

И.С.: Безусловно.

 

Ведущий: Вот теперь, руку на сердце мне положа, в первую очередь, как человек, скажите мне, пожалуйста, сколько я потрачу времени в первую очередь, денег уже во вторую, времени для того, чтобы зарегистрировать лодку с мотором?

 

И.С.: Вот сейчас, я думаю, немного на самом деле. Особенно сейчас, в период… в межнавигационный период. Сейчас зима. Между прочим, вопрос, конечно, не по адресу. Но я скажу, что вот я недавно общался, был на встрече в ГИМСе, и я вижу, что работа у них идет. То есть идет работа, люди приезжают. Просто проблема регистрации немножко усложнена чем. Необходимо ежегодно проводить техосмотр. Проблема не в регистрации лодки. Проблема в ежегодном техосмотре. Она проводится лично инспектором и на воде, и по сухой. Вы должны лодку притащить в центр города на Горького 44, и там ее показать. После этого идете на воду. Ставите на воду, и там ее показать.

 

Ведущий: И вот теперь самое главное. Вы по-прежнему убеждаете меня, что всего лишь четверть, придираемся к этому, выданных ТО, условно говоря...

 

И.С.: По ГИМСу сейчас вы говорите?

 

Ведущий: Да, пожалуйста.

 

И.С.: По ГИМСу, мне кажется, там так все сейчас передергано, так все сейчас там прошерстено, что, я думаю, там, наверно, за знакомство уже ничего не получится. Там все сейчас строго. Вот именно ГИМСа касаясь, я говорю еще раз, там провели очень мощную работу, внутреннюю работу отдел собственной безопасности, руководство ГИМСа самого. Они очень сильно улучшили свои показатели в этом плане. То есть в ГИМСе, я считаю так, что вы просто так за знакомство ничего не получите уже.

 

Ведущий: Славно. Давайте к вопросу. В прошлом году после проверок вот этих, после «Булгарии», отменили рейсы некоторых теплоходов. Пострадали пассажиры, жители деревень, куда можно добраться только по воде. Каким образом находить альтернативу? Вы ведь, получается, закрываете мост, не предоставив другой мост.

 

И.С.: Ну, мы-то вряд ли. Мы все-таки следственный отдел. И я могу статистику привести. У нас в Пермском крае примерно полторы тысячи зарегистрированных судов, крупнотоннажных, не ГИМСовских, не маломерных. Из них постоянно эксплуатируются и проходят ежегодное освидетельствование где-то около полутысячи. Безусловно, сокращение идет. Устаревает флот. Не меняется он. То есть сегодняшний флот – это кастрюли, это посудины, которые достались с советских времен. Безусловно, есть и тот же самый речной регистр. Найдет нарушение, он никогда не выпустит судно, особенно после «Булгарии». То есть, если судно не выйдет в навигацию, а капитан не имеет право выйти без документов, тогда альтернативы буквально нет. Согласен, проблема. И, знаете, мы же с вами видим снижение не только на водном транспорте. У нас же ??????? (неразборчиво) сокращение на железнодорожном транспорте. Сокращение пригородных перевозок очень серьезно. Не могу сказать в процентном отношении, но значительно. Даже я могу судить просто по отсутствию аварий, ну, травматизма, сокращается ежегодно. Это меня радует. Но, как гражданина, который пользуется иногда транспортом пригородным, тоже люди страдают. Альтернатива только автомобильный транспорт. Дороги развиваются, и, я считаю, что, в принципе, вопрос можно решить таким образом. Ну, пол крайней мере, сокращение по пассажирским перевозам значительное.

 

Ведущий: И это при всем при том, что на данный момент у нас наблюдается тенденция, есть определенный тренд, западный, европейский, в конце концов, отказы как раз от личного транспорта в пользу транспорта общественного.

 

И.С.: Увы, увы. И вот опять, если вы спросите меня, как гражданина, я тоже пользуюсь ежедневно личным транспортом, и езжу по этим пробкам, стою. Также вижу пролетающие мимо меня на Северной дамбе трамваи полупустые. Для меня загадка. Это менталитет, я считаю. Ну, трамваи пустые ходят. Я даже иногда сам ставлю машину, еду на трамвае. Проще проехать. Это уже менталитет. И, к тому же, имейте в виду. У нас транспортная артерия, я еще раз напомню, досталась с советских времен. А раньше железнодорожный транспорт считали, не чтобы обеспечить удобную перевозку пассажиров…

 

Ведущий: Грузы, грузы.

 

И.С.: Грузы. У нас половина дорог раньше перевозила, вы сами знаете, что. Это стратегическое назначение, это военные грузы. Потому ???????? (неразборчиво) дороги, где попало, независимо от желаний или пожеланий мнений граждан этих поселков, деревень. И сейчас они страдают от этого. Новых дорог практически не возводится пассажирских. То есть вот мы сейчас пользуем Транссиб. Он уже всё, он исчерпал… всё, он работает на пределе, полностью на пределе. И ничего нового пока мы с вами не видим. Я сомневаюсь, что в ближайшее время… В лучшем случае мы только с вами вокзал наш обновим.

 

Ведущий: Ильдар Наильевич, я приношу свои извинения за то, что очень много вопросов, которые я задавал в первой части эфира, скажем так, не стопроцентно были по вашему ведомству. Другое дело, что, понимаете, меня тоже поймите правильно. Если брать чиновника, приглашать в эфир и спрашивать его только по той букве, которая у него прописана в уставе, то это значит, что ни одного ответа ни на один вопрос не получите никогда. Но сейчас я обязуюсь. Ближайшие 10 минут только по вашей тематике. Вопрос, который задают себе очень многие. Такая забавная Интернет-шутка, такой Интернет-прикол. Как вы думаете, какой вид транспорта самый травмоопасный? И ответ на этот вопрос уже также стопроцентно известен – это велосипед. То есть самый травмоопасный транспорт - это велосипед, как это ни странно. И все-таки, если мы будем брать транспорт общественный, где опаснее?

 

И.С.: Общественный транспорт, безусловно… как и вы, как и я, как и многие слушатели, пользуемся автомобилем, безусловно, автомобильный. Там список идет на тысячи, сотни тысяч ежегодно в России. Это самый, наверно, источник повышенной опасности большой. Ну, если брать более узко, вот наше ведомство, то есть это железнодорожный наиболее востребованный, на котором ежегодно отправляющаяся наши граждане, наши жители Перми, сейчас популярность воздушный транспорт имеет, и водный, то наверно, из всех трех вот этих категорий самый опасный является, как ни странно, железнодорожный. Хотя мы с вами видим и слышим, крушений вроде не было таких громких, ни в Пермском крае, слава богу, ни в ближайших наших регионах. Но статистика – вещь упрямая. За пять лет, вот я взял анализ работы наших подразделений, 500 событий на транспорте железнодорожном. В мирное время. При отсутствии катастроф погибло или пострадало 500 человек. В основном это наезды. И, как ни странно, в том плане самым безопасным является воздушный транспорт, несмотря даже на катастрофу «Боинга».

 

Ведущий: По статистике.

 

И.С.: По статистике. Она вещь упрямая, еще раз говорю.

 

Ведущий: Статистика планетарная?

 

И.С.: Нет, я беру регион. Ну, вот за 5 лет 98 человек погибло, это с «Боингом» вместе. Причем, это катастрофы. Ну, вы сами понимаете, самолет летит издалека и падает сверху. Если падает какое-то воздушное судно, вертолет или самолет, у нас вертолеты падали, тогда гибнет большинство, кто находится в нем. С железнодорожным транспортом все проще. Тем не менее так. Если спросите, как обыватель, какой транспорт страшнее, ну, понятно, что, наверняка, воздушный. Ну, любой из нас, кто садится в кресло самолета и ждет, когда, наконец-то, он взлетит, и когда, наконец-то, он сядет. Все-таки у людей психологическая опасность есть. Почему? Потому что каждая воздушная катастрофа, она на слуху. Они в первых полосах газет, в первых полосах Интернет-страниц всегда идут воздушные катастрофы почему-то. Ну, у нас такая психология. А для себя я сделал вывод, лично для себя, на какой транспорт я пошел в последнюю очередь. Это водный. Именно потому что, я в начале, в первой части передачи говорил, что с советской эпохи водный транспорт практически не обновляется. Если воздушный транспорт обновляется, ну, каждое второе судно у нас в России на иностранный «Боинг» или аэробус, более менее нормальное качественное обслуживание. Там такие жесткие требования, что просто так ни одна деталька не пройдет. Там и борьба с контрафактном, и безопасность периметра аэропортов. Ну не считая терактов, которые были в Москве с террористами несколько лет назад. В целом там все более менее безопасно. Там работает САБ, служба авиационной безопасности очень четко. То на водный транспорт тоже я пошел в последнюю очередь, к сожалению. Не хочу, конечно, пугать радиослушателей. Но если вдруг вы решили покататься на круизном лайнере любом, подумайте сто раз, стоит ли. И, безусловно, имейте в виду, что на сегодняшний день в Пермском крае флот сократился сильно. А экипажи есть… Ну, капитаны, матросы работают. У нас тем более работает, функционирует школа, это академия, точнее, ?????? (неразборчиво) транспорта. И они все уходят в вахту. То есть они все катаются… на других участках. То есть это по Волге в основном плавают. Поэтому имейте в виду, что, садясь на борт судна, никто не гарантирует вам, что этот экипаж будет слаженный, что это будет команда… обычно понимаем, да, хоккейная команда, например… что это будет сборная солянка. К сожалению, я это констатирую. Это сборная солянка. И опыт вот «Булгарии», опять, раскрывать не могу, потому что расследует не наш отдел, вот «Булгария» то же самое напоминает нам, что там была тоже сборная солянка.

 

Ведущий: Я вспоминаю, скажем так, одно из своих водных путешествий до Астрахани и обратно. Просто было время, когда в этот самый вояж регулярно, каждый год отправлялся…

 

И.С.: Ну, я их называю «пьяные рейсы».

 

Ведущий: …до Астрахани. Нет, у нас там был детский фестиваль. Так вот я один раз наблюдал картину, когда рано, рано утром, не спалось, поднялся на верхнюю палубу, наблюдал картину тренировки команды по поводу, даже не очень хорошо в этом разбираюсь, они там сбрасывали на воду шлюпки, что-то там еще. Все это делали по свистку, потом поднимали. То есть у них была какая-то плановая тренировка.

 

И.С.: Слава богу, вам повезло.

 

Ведущий: Я видел, как это делается. И когда я спросил у матроса, как часто, он мне сказал – конечно, часто. Я сейчас уже точно не вспомню. Как-то объяснил, что у них там есть какая-то периодичность вот этих вот плановых тренировок, всего остального. Сейчас этого просто нет?

 

И.С.: Почему, это есть. Это все, опять-таки, зависит от команды. Ведь, согласитесь, что судовладелец в первую очередь заинтересован, чтобы у него были пассажиры. Безусловно, что это сервис. В первую очередь является сервис, безусловно. И команда собирается нормальная… ну, если перевозчик заинтересован в своем нормальном бизнесе, он обеспечит. Но, опять-таки, статистика вещь упрямая. К сожалению, я могу сказать так, что флот у нас находится в очень тяжелом состоянии. Почему? Это очень дорогостоящее. Водный транспорт один из самых дорогих. Особенно, если пассажирский. Ну, вы видите, цены какие. Если вы летите до Анталии, попробуйте доплыть до Анталии. Не долететь, а доплыть. Сколько это вам обойдется. Поэтому в первую очередь на водном транспорте это перевозка грузов более менее поддерживается. Ну, ??????? (неразборчиво) бизнес, это деньги. Добыча ПГС, доставка древесины. А вот с пассажирским транспортом я считаю все посложнее.

 

Ведущий: Давайте на железную дорогу. Нас просто слушатели возвращают. Говорят: «Многие ж/д переезды оборудовали барьерами. Это как-то повлияло на статистику происшествий на переездах?»

 

И.С.: В целом, да. Но, вы знаете, с переездами попроще. Все-таки переезды переезжают машины. Все-таки ни один владелец не пойдет под поезд, тем более, что за рулем автомобиля, как правило, трезвые люди находятся.

 

Ведущий: Я думаю, что гораздо сложнее с теми переходами через ж/д пути…

 

И.С.: Конечно.

 

Ведущий: …которые там лежат просто на проторенной годами тропе.

 

И.С.: Конечно, конечно. Я для себя сделал небольшую выборку. Хочу, кстати, если вы позволите, все-таки рассказать, предупредить граждан. Мы вот недавно анализировали. Есть опасные участки просто, где ходить просто опасно. Почему? Да, есть станции, да, формально там есть платформы, но нет никаких мостовых переходов через них. И если, не дай блог, встанет какой-нибудь грузовик, ну, мы называем условно грузовой поезд, ???????? (неразборчив) вот так километр пути, люди ходят, как попало. Вот 18 декабря был случай. Мальчик оказался на путях. 10 метров от его дома расположены пути, станции Яйва. Сейчас мы разбираемся. Он говорит, что побежал за собакой. РЖД утверждает, что он решил прокатиться на прибывающем поезде на станцию. Но в любом случае мальчик оказался без ног. Только что вот вышел из больницы Березники. Оказалось, что их поселок Яйва находится прямо вблизи станции, и нет никаких мостов. У людей просто нет выбора. Даже смешную историю рассказали мне. Бабушка одна решила перелезть через поезд, стоящий на путях, и уехала на нем. Просто поезд двинулся. Она побоялась прыгнуть. И так и укатила в Горнозаводск на этом поезде. А шла домой. Как она добиралась, не известно. Сейчас мы выясняем ее данные. Самые опасные участки вот у нас в Перми Бахаревка. То самое место, где «Боинг, кстати, упал. Он упал практически на тропу между Балатово, ну, улица Карпинского и улица Лодыгина.

 

Ведущий: Ну, так правильно. Там же вот этот вот лог, который разделяет два района. И обходить который…

 

И.С.: Невозможно. Я пытался. Это тяжело. Это много километров идти. Проще перебежать. Ладно, РЖД молодцы, построили там забор. Но его же разбирают. Я был там недавно. Уже разобрали пролет один граждане. 23 было травмирования в прошлом году, в этом – всего четыре. Ну, это плюс одно… успели предотвратить наезд. Поезд встал.

 

Ведущий: Пешеходного мостика, аналогично вот тому, который идет рядом с Шоссе Космонавтов…

 

И.С.: Да, конечно.

 

Ведущий: …просто жизненно не хватает.

 

И.С.: Сейчас мы проводим работу, вот я был недавно у Татьяны Ивановны Марголиной, мы договорились встретиться с представителями губернатора и с РЖД, чтобы обсудить вопрос вот установки в таких наиболее опасных участках мостов. Вот я еще раз сказал. Яйва. Я говорю, пока я не построю мост, я не уволюсь из комитета. Это обязательно Бахаревка. Обязательно. И еще граждане жалуются, сами ко мне приходили, Ферма, Платошино и Кишерть. Там девушка погибла. Шла в библиотеку, попала под поезд. Просто решила перебежать. Вот таких участков у нас, в основном, Кунгурский ??????? (неразборчиво) в Кишертском районе. Ближе к Свердловской области Вогулка. Ну, это уже Свердловская область. Тем не менее, мы ее тоже обслуживаем. Просто нет мостовых переходов. Люди лезут под поезд не из глупости. Ну, понятно, что, если человек решил погибнуть, он пойдет. У нас четыре суицида было. Два все-таки добились своего, погибли. Двое остались живы. Но в основном-то люди перебегают либо перед поездом, чтобы успеть, либо используют путь, как транспортную артерию, из деревни одной в деревню другую пройти. Дороги не чистят, либо тропинки, либо это путь лежит через автодорогу, где собьют еще быстрее. То есть, если от поезда еще можно услышать, отбежать, то пьяный человек, идущий из деревни А в деревню Б по обычной трассе автомобильной, которую зимой тоже чистят плохо, он точно будет сбит. Люди выбирают наиболее, по их мнению, безопасный путь. Идут, прямо прут по шпалам. Само собой, в лучше случае, они отбегают, в худшем случае, их насмерть травмирует. А в итоге страдает кто? В итоге страдает РЖД, которая вынуждена простаивать свои вагоны, по приказу стоит поезд. Машинист обязан проверить, вытащить труп из-под поезда, отложить его за габариты, и продолжить путь. Выезжает полиция, и, безусловно, что это пассажиры страдают. Я даже ??????? (неразборчиво). Вот буквально месяц назад ездил в Екатеринбург. Два часа простоял на перегоне из-за травмирования в Свердловской области. То есть все это от безалаберности граждан и неактивности, я считаю, муниципальных органов. Все-таки нужно муниципалитету подключиться к той работе и вместе с РЖД решить вопросы по установке переходов и очистке дорог.

 

Ведущий: Мы перед эфиром говорили, что вот все это - это проблемы, с которыми вы сталкиваетесь регулярно. Но у нас же впереди есть еще проблемы, которые раньше были нам незнакомы, а теперь, видимо, будут знакомы, если не в следующем году, то постепенно, постепенно, постепенно. Я имею в виду частный авиатранспорт.

 

И.С.: Да, частный авиатранспорт – проблема, да, действительно. Но меняется законодательство, наша страна все-таки вступает, я считаю, в правильное направление, либерализации нашей жизни. То есть теперь обеспеченный человек может себе приобрести самолет. Причем, необязательно это будет лайнер. Это может быть частный небольшой двухместный самолет. Ну, желание попасть в небо было всегда. И если в России меняются правила, они меняются в либеральную сторону. То есть уведомительный характер полетов. То есть если раньше взлететь было практически невозможно, а любой полет был нарушением, то теперь мы таких нарушений фиксируем постоянно, особенно в летний период. И законодатель, наконец-то, скажем так, породил норму. Сейчас в уголовном кодексе вот с декабря введена норма, запрещающая несанкционированный полет. Статья 271-я прим. прямо написано – «…несанкционированный полет, если эти деяния повлекли за собой ??????? (неразборчиво) здоровью и либо смерть. То есть, видите, закон опаздывает всегда. Нам приходится идти по следу нарушений. Я переживаю, да, я боюсь, что мы испытаем еще немало трудностей с малой авиацией. Очень много летают. Мы, по-возможности, ловим, конечно, привлекаем. И проблема с водным транспортом. Богатые люди покупают дорогие гидроциклы. И последствия, к сожалению, плачевные.

 

Ведущий: Гидроциклы, я вас чуть-чуть поправлю, это еще не самое дорогое, что покупают богатые люди. Ладно бы они ограничивались гидроциклами. Потому что это, на самом деле, транспорт с не очень мощным ресурсом.

 

И.С.: Не скажите. По 250 лошадок. Там такие…

Ведущий: Ресурсом. Я имею в виду, покатался полтора часа, все, бак кончился. Ну, я условно сейчас говорю. Но когда он заправляет по полной свой катерок, и едет кататься, или небольшую яхточку, а наблюдал я в нашей акватории такие…

 

И.С.: Ну, видите, гидроцикл… у этого гидроцикла ?????? (неразборчиво) кураж такой. Гидроцикл все-таки как мотоцикл, это индивидуальность. Ну, катер все-таки более менее серьезно, более менее солидно, его особо и не полихачишь, а на гидроцикле можно такие вещи вытворять. Вот у нас было этим летом, дело закончили, когда столкнулись гидроцикл с лодкой. Парень получил ?????? (неразборчиво) здоровья. Сейчас дело рассматривается в суде. Ждем.

 

Ведущий: Ладно. Спасибо вам большое, Ильдар Наильевич. Ильдар Салахиев был у нас в гостях. Я надеюсь, что не последний раз.

 

И.С.: Безусловно. Зовите. Всегда приду, всегда рад. Спасибо вам за прием. И большое спасибо слушателям, что уделили мне внимание.


Обсуждение
1817
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.