Верхний баннер
22:46 | СРЕДА | 01 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 25 ноября 2012

Астафьевские чтения: впечатления участников и организаторов

Финальный эфир, посвященный всероссийским гражданским Астафьевским чтениям. Нина Соловей представляет ряд интервью с участниками и организаторами мероприятия.

 

 

Сегодня вас ждет заключительная передача в рамках цикла «Край читает Астафьева». Он выходит в ноябре именно в то время, когда мы говорим об Астафьеве в Пермском крае в рамках юношеских российских и гражданских Астафьевских чтений. Вы услышите в рамках нашей программы комментарии и беседы с участниками, организаторами Астафьевских чтений. Я вашему вниманию предложу и свое интервью с участниками чтений, которое я уже брала во время и концертов, и наших мероприятий, в том числе интервью, которое брали уже непосредственно сами участники, наши юные друзья. В минувшую пятницу был дан старт, крупные чтения открылись уже концертом «Созвучие» в Органном зале пермской филармонии. А до этого в 15 часов в библиотеке имени Горького состоялась презентация сайта, и именно сайту посвящены нынешние чтения. Сайт находится по адресу astafiev.perm36.org. Целью создания этого сайта было наше желание и желание наших коллег объединить на едином портале всю информацию, связанную с творчеством, судьбой Астафьева, с людьми, которые его окружали, с которыми он дружил, с его семьей.

Кроме того, 10 лет уже в Прикамье проходят всероссийские гражданские Астафьевские чтения, наработана масса материала, издано огромное количество и сборников, и научных работ как людей, имеющих статус профессора, так и школьников, студентов вузов и ссузов. Все это будет объединено на едином портале. Кроме того, что мы проводим концерты, спектакли, круглые столы, в этом году юбилейные Астафьевские чтения действительно стали масштабным крупным проектом. Мы очень рады, что к нам присоединяются наши коллеги. Прежде чем я буду рассказывать вам о том, что еще состоится в рамках Астафьевских чтений, представлю те материалы, которые уже подготовлены. Хотела бы вернуться на несколько дней назад – пресс-конференция, предваряющая открытие Астафьевских чтений. В числе людей, которые представляли чтения, были и наши партнеры, друзья – центральная городская библиотека имени Пушкина, иначе мы знаем как Дом Смышляева, в лице директора Елены Николаевны Клешниной. Они рассказали о своих замечательных событиях, которые проходят в библиотеке имени Пушкина. Сейчас я дам слово Елене Николаевне, которая расскажет, что случится 27 ноября, интересные и любопытные события.

 

Елена Клешнина (в записи): Будет открытие интерактивной выставки «Так мы жили». Это результат совместной работы галереи Марис Арт, пермского краеведческого музея и библиотеки Пушкина. Первые послевоенные годы российской деревни, небольшого города, судьба  интеллигенции, автобиографические акценты, работы пермских художников с этими ассоциациями. Совместно с краеведческим музеем будут воссозданы интерьеры этого времени, показывающие, как жили люди в это время. Очень интересная интерактивная выставка, когда можно будет все посмотреть, потрогать, открытие этой выставки 27 числа в библиотеке имени Пушкина.

 

Конечно, с нами вновь участвует в программе Астафьевских чтений Пермская художественная галерея, которая представляет целый цикл выставочных проектов также 27 ноября, вход на эти мероприятия свободный. Вы можете познакомиться со специальными экспозициями. 27 ноября откроется выставка «Шестидесятые и шестидесятники» в коллекции пермской галереи. Собственно, это круг художников, которые творили в одно время с Виктором Астафьевым, были связаны с ним как с личностью и как с писателем, И Астафьев своим творчеством так или иначе повлиял. И кроме того, в 1960-е годы Астафьев жил в Перми на улице Ленина. 28 ноября в художественной галерее откроется экспозиция «Суровый стиль. Идеология, художественные принципы, ведущие художники». Конечно, представлен один из самых знаменитых портретов Виктора Петровича Астафьева, художник Евгений Николаевич Широков, выставка одного портрета так и называется «Концепция портрета Астафьева». Как ранее говорила Елена Николаевна Клешнина, галерея Марис Арт тоже представляет один из портретов Виктора Петровича Астафьева уже в исполнении Петра Оборина, это я возвращаюсь к библиотеке Пушкина.

Кроме того, в художественной галерее состоится встреча «Пермь литературная. Шестидесятые» 30 ноября. И 30 ноября вы можете посетить замечательную выставку «Портреты пермских писателей в произведениях художников Перми», чуть-чуть попозже я к этому перейду. Кроме того, что работает ряд выставочных интересных проектов, киносалон «Премьер» и «Пермская синематека» вновь участвуют в Астафьевских чтениях. С 26 по 29 ноября в 18 часов в «Премьере» состоятся бесплатные показы довольно любопытных документальных фильмов, посвященных творчеству и личности Астафьева, жизнь которого была довольно непростой, но вместе с тем вызывавшей интерес и у тех, кто жил и творил с ним в одно время. 26 и 29 ноября можно будет в 18 часов увидеть знаменитый фильм Зайцева «Виктор Астафьев. Веселый солдат». Он был снят в 2010 году, уже получил награды «Золотой орел» за лучший неигровой фильм, «Лавровую ветвь» за лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм, и, что немаловажно, на мой взгляд, приз зрительских симпатий фестиваля неигрового кино «Флаэртиана».

27 ноября можно будет увидеть фильм «Виктор Астафьев. Нет мне ответа», снятый в 1989 году. Это размышления писателя о крестьянах, коллективизации, деревне, влиянии Великой Отечественной войны, послевоенной жизни. Его воспоминания и комментарии перекликаются с рассказами сельских жителей Псковской, Вологодской областей, Красноярского края. С Красноярским краем и Вологдой, так же, как и с Пермским краем жизнь Астафьева была тесно связана.

28 ноября в 18 часов любопытный кинопоказ «А прошлое кажется сном». Эта лента была снята на свердловской киностудии в 1988 году. Этот фильм был связан с тем, что по Енисею плывет корабль в маленький сибирский город Игарка, путешествие было затеяно для тех, кто в 1930-1940-х годах был репрессирован, сослан, прожил 10, а то и больше лет в лагерях. Для тех, кто выжил, полвека спустя хочет или вынужден вернуться в то прошлое, которое вроде и кажется каким-то нереальным сном, но от него никуда не денешься. Рассказы этих людей, участников, волею несчастных судеб связанных с репрессиями, комментирует Виктор Петрович Астафьев. Этот фильм был удостоен приза «Ника» за лучший документальный фильм.

Как я уже говорила, полноправным партнером Астафьевских чтений является универсальная краевая библиотека имени Горького, на базе которой и проходят выставки, работа юношеской секции. Сегодня она завершилась, я буквально после ее закрытия. В этом году ребята искали материалы и разрабатывали проекты, связанные с будущим сайта, посвященного Астафьеву. Кроме того, библиотека проводит и цикл своих любопытных мероприятий. О некоторых из них нам рассказала заместитель директора библиотеки имени Горького Екатерина Сиротина.

 

Екатерина Сиротина (в записи): Мы традиционно проведение Астафьевских чтений предваряем такой акцией, как «Литературный экспресс. Пермский край читает Астафьева». В этом году мы тоже выезжали в две территории Пермского края. Мы тоже всегда стараемся охватить самые разные категории наших читателей, начиная от младших школьников, заканчивая преподавателями, библиотекарями. «Пермь-36» традиционно принимает в этом участие, это самые разные площадки с привлечением актеров, просмотра замечательных кинофильмов. В этом году мы проводим в рамках Астафьевских чтений круглый стол, который называется «Читай пермское». Хотелось бы, чтобы такие творческие литературные традиции продолжались в Пермском крае. Мы хотели бы обсудить несколько вопросов с приглашением наших писателей, писательских организаций, издателей, библиотекарей, учреждений культуры. Сейчас, наверное, многие знают, это обсуждается в прессе, переломный момент для изданий, библиотек с появлением серьезной конкуренции интернета. То поколение, которое развивается сейчас – это поколение Google, которое практически рождается с электронным устройством и начинает с младенческих лет больше пользоваться компьютером и планшетом, чем книгой. Мы хотим знать, на чем будет развиваться наша молодежь, будущие писатели, поскольку, наверное, невозможна идентификация без какой-то особой культуры, великих имен, одним из которых был Виктор Петрович Астафьев, с которым каждый человек связывает культурную идентичность своей территории. Эти вопросы мы хотели бы обсудить на нашем круглом столе.

Следующий год – это год 290-летия Перми. В связи с этим мы хотели бы обсудить возможность его объявления Годом пермской книги, может быть, даже продумать комплекс мероприятий под общим названием «Читаем пермское». Мы бы хотели, чтобы в нашем крае была утверждена Астафьевская почетная грамота или премия, которая могла бы быть присуждена тем, кто наиболее ярко, удачно продвигает мероприятия, связанные с нашим писателем, в данном году проявивший свой творческий потенциал.

 

Мы продолжаем нашу программу. 23 ноября, в минувшую пятницу, в Органном зале пермской филармонии чтения по традиции открылись концертом «Созвучие». Так назван и сборник, в создании которого принимал участие друг Евгений Колобов, он же основатель московского театра «Новая опера». Хотя они довольно поздно встретились, но не просто говорили о каких-то общих интересах, а очень тесно дружили. После смерти Астафьева именно Евгений Колобов приехал на вторые Астафьевские чтения в наш город со своим театром. Так случилось, что на следующий год он ушел из жизни. Тем не менее, концерт было решено сделать традицией, открывать чтения концертом памяти и Виктора Астафьева, и Евгения Колобова, в память об этих двух великих художниках. Нынешний год не стал исключением. В канун открытия к нам приехали солисты московского театра «Новая опера», один из них – лауреат всероссийского конкурса Сергей Тужик, также лауреат международных конкурсов Ирина Костина, концертмейстер Екатерина Колпакова. Сразу после окончания концерта мы немножко побеседовали за кулисами с Сергеем Тужиком.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ.

- Второй год вы участвуете в концерте, причем это не просто концерт классической музыки. Это концерт, посвященный дружбе двух великих людей, Колобова и Астафьева. Какие с прошлого года у вас остались воспоминания? С радостью или нет вы согласились участвовать и в этом?

- Я с большим удовольствием согласился. От прошлогодней поездки у меня остались очень теплые и приятные впечатления. Я много что узнал об этом фонде, что связано с репрессиями. Было очень приятно опять сюда прилететь, здесь работать. Очень благодарный зал, публика, все очень мило, и я, как говорится, отдался полностью в этот вечер.

- А когда вы формировали программу этого концерта?

- В том году мы больше итальянской музыки, в этом году у нас попросили романсы, русскую музыку. Когда есть поле деятельности, определенная точка, в данном случае концерт, который сегодня прошел – было очень интересно работать, потому что я пел эту программу Рахманинова, но это было в консерваторские годы.  Было очень интересно, программу мы делали с рвением, в частности, Рахманинова. Мне показалось, не все, но что-то удалось. Когда программа поется первый раз, она, конечно, не может быть настолько… Все равно какая-то неудовлетворенность присутствует. В живом исполнении всегда есть момент – где-то ты немножко переволновался, больше эмоций затратил. Момент может прийти только со временем, когда ты поешь не один раз. Здесь – это работа и эмоции.

- Ваш театр создал Евгений Колобов, памяти которого тоже посвящен этот концерт. Насколько сегодня в театре если не чтут, то хотя бы стараются продолжать то, что им заложено?

Не то что стараются, это основополагающая театра. Естественно, время идет…

- А что он пропагандировал, какой должен быть театр? Следуют его, извините за пафос, заветам в музыке, например, в театре? Что отличает ваш театр от другого музыкального театра? Это репертуар или подход к спектаклям, музыке?

Изначально театр находится в таком месте – это сад Эрмитаж, который называется изюминкой Москвы. Там очень красиво, туда все приезжают на фотосессии свадеб, нарядные невесты, женихи. Сам театр светится, очень красивый. Что касается традиций, я работаю уже без Колобова, больше по традициям, наверное, знают люди, которые водили с ним спектакль, дирижировали, кому он свое мастерство передавал. Как я понимаю, в первую очередь он очень любил певцов, и всегда работа с маэстро, как мне рассказывали, доставляла огромное творческое удовольствие, потому что ты соприкасаешься непосредственно с мастером, который творит. Мне трудно вернуться, когда начинался театр, потому что я не так давно в нем работаю. Но то, что Колобов – это основополагающий, я могу сказать точно. Есть спектакль «Травиата», который мы с Ириной Костиной хотели в его редакции, он ставил «Травиату», был какой-то особенный дух в этом спектакле, какая-то загадка.

- Но не включили в программу, да?

- Потому что все-таки хотели, чтобы сегодня звучало больше романсов. Мы, конечно, от итальянской музыки никуда не денемся, потому что слушателю тоже приятно все-таки итальянскую музыку послушать.

- Как вам пермская публика, ее восприятие? Это просто благодарность за то, что они услышали или был момент какого-то соучастия?

- Мне в первую очередь показалось, что публика участвовала в концерте. Есть такое понятие – мертвый зал, сегодня мне было просто приятно и мило для этой публики петь. Наверное, самое подходящее слово – «благодарная». Есть энергетика, которую ты отдаешь, и она возвращается, тогда легче работать. Это все равно что плыть с ветром под парусами.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

В эти минувшие три дня в краевой библиотеке имени Горького проходила работа юношеской секции в рамках Астафьевских чтений. На нее были приглашены ученики старших классов первой гимназии, студенты педагогического колледжа, школы №8. Было еще приятнее видеть в числе участников и жителей нашего края, приехали для участия в подготовке нового сайта, на котором будет собрана вся информация, касающаяся Виктора Астафьева, жители того самого города Игарка, с которым связано в том числе детство писателя. Преподаватели, учащиеся школы, которая названа именем Виктора Петровича Астафьева. Мы давали ребятам задания, чтобы они подготовили информацию по разделам, которые будут находиться на нашем сайте. Они занимались поиском контента, модерировали и вели эти группы и мои коллеги, журналисты радиостанции «Эхо Перми», и люди, которые участвуют в создании сайтов в нашем городе. Ребята искали всю информацию, которая связана с творчеством Виктора Петровича Астафьева, с ним как с гражданином, а он был довольно неспокойный душой, что касалось жизни, творчества и любви его супруги, Марии Семеновны Корякиной-Астафьевой, что касалось его связи с миром искусства, «Астафьев и музыка», «Астафьев и кино», «Астафьев и театр». Было любопытно, что существует опера по произведениям Астафьева, балет по мотивам произведений. Естественно, огромное количество радиоспектаклей, драматических постановок. Кстати, спектакль «Пролетный гусь» Марины Брусникиной, поставленный по мотивам рассказа «Последнего поклона» «Бабушкин праздник», будет представлен 3 декабря в пермском театре юного зрителя. Очень много любопытной информации ребята почерпнули, используя печатные издания, которые нам любезно предоставила библиотека имени Горького, в том числе интернет, дабы систематизировать великое наследие писателя Астафьева, его друзей, сподвижников, семьи. Нам повезло, что нынче на Астафьевских чтениях приехали из Красноярска близкие и друзья этой семьи. На этот раз к нам приехал Виктор Адамович Тенигин вместе со своей супругой. Они долгое время общались с Астафьевым, он готовит к публикации большой фотоальбом, связанный с жизнью Астафьева. Ребятам представилась возможность первый раз взять интервью с Виктором Тенигиным, небольшую часть мы сейчас представим.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ.

Все, что написано, он уже написал. Все, что можно было, уже не встанет, не напишет. Это 15 томов переписки. У него, оказывается, очень много было стихов, еще не опубликованных. Мне показали в Чусовом два томика его стихов о любви, два сборника. Там, говорят, еще на несколько штук. Вы почитайте «Царь-рыбу», стих про глухаря, это же что-то сверхсерьезное. Романс на его стихи «Падают листья» знаете?

«Над Енисеем осени кружение, и листья светло падают в реку, и острова плывут, как листьев отражения, а сердце рвется вслед прощальному гудку».

Над Енисеем осени круженье,

И листья светло падают в реку.

И острова плывут, как листьев отраженье,

А сердце рвется вслед прощальному гудку.

Тревоги нет, а лишь тоска. И горе

Листом увядшим над рекой кружит.

И не слезой, а песней о далеком море

В краю полночном память, память прозвучит.

И улетают птицы, нами не добитые,

И в небе стон стоит, прощальный стон —

То пролетают годы, нами не дожитые...

Над Енисеем листьев, листьев перезвон.

Ах, осень, осень, зачем так ярко,

В час угасанья ярко светишь ты?

Зачем в груди так холодно, так жарко

От неизбывной этой красоты?

Если будете смотреть литвяковские фильмы «За царь-рыбой», когда он плавал в Игарку, по-моему, 1998 или 1999 год был, там этот романс звучит. Великолепнейшая музыка подобрана, потом есть еще один романс, посвященный Марии Семеновне. Курбатов Валентин Яковлевич, знаете, наверное, такого, нет? Тогда вам надо немножко что-то смотреть, есть книга «Крест бесконечный», переписка. Он знаменитый критик, литературовед и писатель, в трех ипостасях, живет в Пскове. Самый серьезный человек в литературе не только в российской, в мировой остался, больше уже никого нет. Правки ко всем астафьевским книжкам он писал, предисловия ко многим книгам написаны им. Он пишет о них двоих, это свеча, зажженная с двух сторон. Они были очень доброжелательные люди, не высокомерные, не чванливые. Сейчас таких людей просто нет, быть так высоко и так просто. Когда я первый раз к нему приехал, стучусь в дом в начале седьмого утра, он: «Да заходи, заходи, у меня всегда открыто». У вас бывает дом открытый?

- Утром нет.

- Ну вот, а у него все время кто угодно. Давай, говорит, ложимся, еще поспим, сегодня ночью бичи меня атаковали, спать не дают. Легли, я слышу, в 12 часов он кастрюлями гремит: «Вставай, я уже уху сварил». Сели с ним обедать, всегда по стопочке наливает, вдруг раз – в дверь небритая харя заходит. «Виктор Петрович, трубы горят!» «Ну, ты же знаешь, где огнетушитель, бери». Открывает холодильник, достает бутылку водки, наливает себе. Мы уже по стопочке выпили, еще пытается. Если буду со всеми пить, говорит, то кто за меня книжки-то будет писать? Вот и вся технология. Полночь – все было открыто. Вечером, когда гуляли по деревне, все бабки: «Виктор Петрович, заходи», шаньгами его угощают. Вся деревня и сохранилась благодаря ему, потому что этот великий человек там жил. Он весной туда удалялся, потому что тут не давали. Там почтовый ящик висит, к нему привязывался мешок, ежедневно приходило по мешку писем.

- Ничего себе.

- А ведь на них надо ответить, это же не просто так. Слали и бандероли, обращались – к кому еще обратиться, выше него в литературе никого не было. Самый грамотный человек, все жанры в литературе были. Белов, Распутин в основном писали про деревню, кто-то про войну, кто еще про что. Он же все написал, вся жизнь описана им. Деревня эта описана в «Последнем поклоне», это же летопись ушедшей деревни. Все эти игры, обряды, весь уклад деревни был описан от «а» до «я».

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

В 1969 году Виктор Петрович Астафьев с семьей покинули Пермь, затем были переезды. Конечно, они возвращались в Чусовой и Пермь, тем паче что Чусовой – это родина Марии Астафьевой. В один из приездов в 1982 году Виктор Петрович Астафьев дал небольшое интервью областному радио и телевидению. Хотелось бы несколько слов предоставить все-таки самому Виктору Астафьеву.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ.

- Виктор Петрович, вы уже давно покинули Урал, Пермь, вернулись в родные красноярские места, первородные, как вы любите говорить. Но пермяки привыкли вас считать родным человеком, своим писателем, земляком. Можете ли вы причислить себя к этому землячеству?

- Я думаю, что вполне могу. Я не хочу бросаться словами «родина», «вторая родина», родина есть одна, никакой второй не бывает. Хотя есть люди, которые находят и вторую, третью, четвертую, я к ним не принадлежу. У меня одна родина, и большая, и малая, они неразделимы. Но если говорить о каких-то чисто житейских вещах, как складывалась человеческая судьба, в том числе моя, конечно, самый главный отрезок жизни прожит как раз на Урале. Я демобилизовался в конце октября 1945 года, женился на Марье Семеновне, это было на Украине. Когда вторая очередь демобилизовывалась, демобилизовались и мы. Я был демобилизован по трем ранениям и приехал в город Чусовой на ее родину, потому что особенно в ту пору некуда было ехать. Начали мы жить и поживать, детей наживать в городе Чусовом. Прожили мы там 18 лет, это все-таки большой, серьезный отрезок, за который произошли главные события моей жизни.

 

Это и другие интервью Виктора Петровича Астафьева, фильмы, в которых он был героем, вы сможете в скором времени найти на сайте astafiev.perm36.org. Будем признательны и всем тем, кто поделится своими личными архивами. Возможно, у ваших родственников есть воспоминания, какие-то материалы, которые будут украшать сайт Виктора Петровича Астафьева.

 

 


Обсуждение
1655
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.