Верхний баннер
10:02 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 13 декабря 2012

Итоги работы пермского отделения Фонда соцстраха

Год завершается. Достаточно много у вас было интересного в этом году, и, наверное, какие-то удачи, может быть, неудачи. Вот что получилось, что не получилось, что вызывало и вызывает наиболее беспокойство, вот подводя итоги года, у сотрудников регионального отделения Фонда?

 

Сергей Багаев: Прежде всего, хотел бы отметить, что большее беспокойство не только у сотрудников, но и у меня в частности вызывает то, что большинство наших граждан не совсем понимают, что такое Фонд социального страхования, и чем он занимается. Фонд социального страхования – это внебюджетный фонд Российской Федерации, который обеспечивает функции социального страхования на территории Российской Федерации. Немножко тавтология, но это официальное наименование, официальный статус, чем мы занимаемся. Фонд социального страхования занимается администрированием страховых взносов. Не так давно заглянул еще раз в словари, во всякого рода книжки, что такое администратор. Так вот администратор из латинского перешел к нам без изменений, он так и пишется, так и произносится «администратор» - это управленец. То есть мы, по сути дела, занимаемся управлением финансовых ресурсов. И, к сожалению, не всегда страхователи, то есть предприятия, субъекты наших взаимоотношений понимают, что страховые взносы – это плата страхователя, вернее даже не плата страхователя, это его социальная позиция, социальная активность с точки зрения защиты своих же работников.

 

Мне кажется не только своих же работников, и себя в том числе. Ведь каждого человека это касается.

 

Сергей Багаев: С точки зрения индивидуальных особенностей, то да. Это, прежде всего, защита самого себя. По большому счету, это в том случае, если работодатель является и работником одновременно.

 

Ну, скажем, индивидуальные предприниматели.

 

Сергей Багаев: Абсолютно верно. Это то, что меня беспокоит с точки зрения ментальной составляющей взаимоотношений Фонда социального страхования и страхователя.

 

А вы как-то пробовали изменить эту ментальную составляющую? Налоговики, допустим, они проводят какие-то мероприятия. Там ведь тоже администрирование, но там только налоги. И постоянно от них слышишь мысль, что необходимо менять менталитет, что налоги – это наши налоги, это наши больницы и так далее. В вашем случае социальные выплаты – это вернувшиеся деньги за больничные, за роды, за рождение детей.

 

Сергей Багаев: Абсолютно верно. Мы активно проводим эту работу. Но, если взглянуть в историю человечества, то Моисей для того, чтобы изменить образ мышления, как говорил один из политических деятелей, своего народа, сорок лет водил его по пустыне. Но, к сожалению, у меня нет таких сроков, такого промежутка времени, поэтому не могу пока сказать, что эта работа у нас дает активные результаты, положительные, но, по крайней мере, мы ее проводим. А то, что налоговая является администратором только налогов, по сути дела, в части взимания страховых взносов мы от налоговой инспекции ничем не отличаемся. Мы точно также взимаем страховые взносы. Можете их называть налогами.

 

Такие, социальные налоги, получается.

 

Сергей Багаев: Вы абсолютно правильно сказали, что эти деньги возвращаются потом людям в виде пособий по больничным листам, в виде пособий по беременности и родам, в виде пособий по уходу за ребенком до полутора и трех лет. То есть эти все деньги мы перераспределяем среди застрахованных в момент наступления, мы, как страховщики рассуждаем, в момент наступления страхового случая.

 

И тогда получается, что, если предприятие или индивидуальный предприниматель не платит эти страховые взносы, это означает, что он просто залезает в карман таким образом к своему соседу, потому что вы, как Фонд социального страхования, и государство обязывает вас это делать, вы все равно обязаны оплачивать больничные, те же пособия различные. Так ведь?

 

Сергей Багаев: По большому счету можно сказать так, но, прежде всего, он залезает в карман государству. Потому что большинство добросовестных страхователей, платя нам страховые взносы, точно также получают их обратно, но не они получают, а застрахованные, то есть работники, работающие на этих предприятиях, получают эти деньги. Если же денег не хватает, то мы эти деньги получаем из бюджета Российской Федерации. То есть не платящий социальные взносы, страховые взносы, залезает в карман государству. И немаловажное подтверждение моих слов то, что в ноябре этого года в уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья уголовного кодекса за неуплату страховых взносов, вернее, за мошенничество со страховыми выплатами. Прошу прощения, здесь несколько желаемое выдаю за действительное. Но, как правило, те, кто не платит страховые взносы в рамках зачетного принципа, в которых мы сейчас работаем, они, по сути дела, могут быть привлечены по этой уголовной статье к уголовной ответственности.

 

Сергей Владимирович, все-таки хотелось бы услышать конкретные цифры: какова была у вас, как говорят специалисты, недоимка? Сократилась ли она к концу года? Какими способами вам удалось этого добиться?

 

Сергей Багаев: Да, сократилась, да, была, к сожалению, да, до сих пор присутствует. Но говорить о конкретных цифрах – столько-то миллиардов рублей или столько миллионов рублей у нас задолженность, без привязки к чему-то якорному, как то – бюджет Фонда социального страхования, Пермского регионального отделения, я считаю, нецелесообразно. А вот если брать проценты уменьшения, то сразу понятно – хорошо мы сработали или плохо мы сработали.

 

Ну назовите уже.

 

Сергей Багаев: Могу сказать, что по второму виду страхования, как мы его называем, это страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, нам удалось снизить задолженность, то есть мы ушли, как бы, в минус, то есть задолженность у нас сократилась порядка 9 процентов. Небольшие цифры, но очень большая тенденция, то есть очень серьезная тенденция. И темпы роста задолженности по первому виду страхования, это страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, темпы роста сократились порядка на 25 процентов. Это я говорю о темпах роста. Не о тех величинах, на которые у нас сократилась задолженность, а о темпах роста. То есть темпы роста сократились. Но, к сожалению, сама задолженность увеличилась.

 

То есть все-таки та работа, которую вы проводите по изменению ментальности, о том, что страховые взносы надо платить, она приносит, пусть небольшие пока, но, как вы говорите, в тенденции это видно, наблюдается некая тенденция. Она приносит результаты.

 

Сергей Багаев: Конечно, конечно. Дело в том, что мы ведь используем весь арсенал инструментариев, оговоренных в законодательстве Российской Федерации, начиная от процедурных моментов, это направление требования по уплате недоимки на предприятие, то есть страхователю, заканчивая методами прокурорского реагирования, неформальными методами вызова страхователя на межведомственные комиссии, в том числе, и на краевой уровень. А учитывая то, что мы в этом году подписали соглашение с прокуратурой о тесном взаимодействии, здесь могу сказать, что мы только в рамках этого соглашения вернули в казну более 10 миллионов рублей.

 

А вообще увеличивается ли количество страхователей? Вот пока мы говорили о сборе заложенности, о том, что вы работаете с должниками, то есть это тяжело, трудно, но необходимо, потому что все мы понимаем, что от этого зависят те же самые больничные, пособия по беременности и родам, другие выплаты, которые Фонд социального страхования осуществляет. А что касается привлечения новых клиентов, есть тут рост?

 

Сергей Багаев: Если мы говорим о количестве страхователей, то оно, да, действительно, увеличивается. А если мы говорим о той базе, с которой мы получаем страховые взносы, то есть база для налогоисчисления, то она на протяжении последних лет увеличивается исключительно на те экономические показатели, то есть средние экономические показатели, которые присущи всей стране.

 

То есть растет число предприятий, растет число индивидуальных предпринимателей.

 

Сергей Багаев: Число предприятий растет, но мы же получаем страховые взносы с Фонда оплаты труда. А Фонд оплаты труда увеличивается исключительно на инфляционную составляющую. Ну да, есть какой-то рост средней зарплаты по региону. Мы его по своему бюджету видим, но сказать, что увеличение средней заработной платы является следствием увеличения количества страхователей, мы не можем.

 

В 13-м году, насколько я поняла, Пермское региональное отделение Фонда ожидают перемены в плане того, что Фонд будет вводить новую социальную модель. Это так?

 

Сергей Багаев: Не совсем так. Давайте сначала немножко уйдем в историю, совсем чуть-чуть. С 1 июля 2011-го года в рамках работы Фонда социального страхования начался проект об изменении формы работы Фонда социального страхования страхователя и застрахованных, взаимодействий. Что, прежде всего, здесь изменилось? Если раньше эти пилотные регионы и мы сейчас работаем по схеме зачетного принципа, то есть заболевший, выйдя с больничного, приходит в бухгалтерию работодателя, отдает больничный лист, больничный лист ему обсчитывается, выплачиваются деньги, потом работодатель составляет реестр этих понесенных расходов, и отправляет его нам в отчетный период, раз в квартал. И здесь получается следующее. Если работодатель превысил те страховые взносы, которые выплатил Фонд социального страхования, то мы ему компенсируем эту разницу. Если же он заплатил за больничные своим работникам меньше, значит, он проспонсировал, как мы уже говорили в первой части нашей программы, тех недобросовестных, которые не заплатили. И все это шло через работодателя. Сейчас будет в пилотных регионах, а у нас не с 13-го, а с 14-го года, планируется переход в следующем формате.

 

Заболевший, выйдя с больничного листа, он называется «лист временней нетрудоспособности», приходя в бухгалтерию работодателя, отдавая ему этот листок временной нетрудоспособности, получает деньги уже не от работодателя, который в определенные временные промежутки (это есть в нормативных документах, не буду сейчас их озвучивать) отправляет этот расчет размера пособия по временной нетрудоспособности напрямую в Фонд социального страхования за вычетом трех дней, которые по законодательству должен заплатить сам работодатель. И уже мы, как Фонд социального страхования, напрямую выплачиваем застрахованному, то есть работнику, который проболел, выплачиваем это пособие, минуя бухгалтерию, кассу работодателя. А работодатель в свою очередь точно так же, как и налоги, раз в месяц обязан из Фонда оплаты труда заплатить социальные взносы. То есть здесь мы исключаем возможность не получения пособия теми работниками, которые работают на предприятиях с тяжелым финансовым положением, предприятиях, на которых по тем или иным причинам невозможно выплатить, либо закончивших свою деятельность, либо обанкротившихся, и так далее. Здесь, получается, мы исключаем возможность не получения пособия, то есть повышаем степень социальной защищенности застрахованных.

 

В связи с чем переход будет осуществлен вот на эту новую модель только в 14-м году? Большой какой-то период необходим для подготовки?

 

Сергей Багаев: Конечно. Я сказал, что с 1 июля 11-го года начался этот проект. Он начался с двух регионов: Нижегородской области и Карачаево-Черкесии. На сегодняшний момент уже 8 регионов работают в рамках этого проекта, и на протяжении всей этой работы всплывают те или иные...

 

Недочеты.

 

Сергей Багаев: Хорошо, будем считать, что недочеты. Потому что мы этот путь проходим впервые. И понятно, что предусмотреть все нюансы этого механизма работы, мы на этапе разработки проекта не могли. И вот сейчас мы, что называется, подчищаем. Я специально не стал углубляться в те детали, которые сейчас уже присутствуют в отчетах регионов, которые идут в пилоте, потому что не факт, что они в 14-м году будут у нас. То есть они будут учтены, будут внесены изменения в нормативные акты, в подзаконные акты, в закон, может быть, будет какая-то внесена изменяющая часть.

 

Вы сейчас уже начали брать опыт этих пилотных регионов...

 

Сергей Багаев: Конечно.

 

...обобщать его, выбирать все лучшее оттуда и понимать, какая модель все-таки будет у Пермского регионального отделения?

 

Сергей Багаев: У Пермского регионального отделения будет точно такая же модель, которая будет утверждена для всего Фонда социального страхования. Но на примере тех регионов, которые на сегодняшний момент работают в рамках пилота, мы сможем нивелировать те, как вы сказали, недочеты, и с 14-го запуститься, уже не наступая на грабли, что называется, прошлых периодов, более плавно вкатиться в эту работу. А то, что мы берем тот опыт, который уже идет в пилотных регионах, не просто берем, мы готовимся к этому, потому что это достаточно большие и организационные, и финансовые изменения, к которым мы должны быть готовы. Не просто так с 1 января 14-го года мы изменили работу. А для этого нам необходимо поменять организационную структуру, нам необходимо переобучить, дообучить персонал, нам необходимо сделать центры, в которых мы могли бы принимать застрахованных, потому что это будет немножко другая схема работы, и так далее, и тому подобное. Очень много нюансов, которые мы сейчас пытаемся решить для того, чтобы с 1 января минимизировать те неудобства, которые мы можем доставить и себе, и страхователям, и застрахованным.

 

Хорошо, новая модель обязательного социального страхования в Пермском крае вступит в силу, в действие с 1 января 14-го года. Но что точно вступит в силу с 1 января 2013-го года, в связи с повышением минимального размера платы труда, то это, наверно, новые начисления или исчисления пособий, которые начисляет Фонд социального страхования. Какие это пособия?

 

Сергей Багаев: Вы абсолютно правильно сказали, что с 1 января 13-го года изменяется минимальный размер о платы труда. И все пособия, которые исчисляются, исходя из этого минимального размера, они будут пересчитаны.

 

Какие пособия завязаны на минималку?

 

Сергей Багаев: Прежде всего, это пособия, касающиеся неработающих граждан. Здесь произойдет пересчет. Это пособия по временной нетрудоспособности граждан, которые получают меньше минимального размера оплаты труда. Это целый перечень. И на сайте Фонда социального страхования очень подробно прописано, каким образом исчисляются пособия, и в первую очередь основанные на минимальном размере оплаты труда.

 

То есть можно просто зайти на сайт либо позвонить в региональное отделение Фонда, и там все расскажут, кто имеет право на новые увеличенные пособия в связи с увеличением минимальной оплаты труда.

 

Сергей Багаев: Абсолютно.

 

Сергей Владимирович, поскольку вы последний раз в этом году, Фонд социального страхования я имею в виду, в нашем эфире...

 

Сергей Багаев: Давайте назовем – крайний раз...

 

Ну пусть так, у вас есть возможность что-то пожелать нашим слушателям с учетом вашей специфики именно.

 

Сергей Багаев: С учетом нашей специфики я, прежде всего, всем желаю здоровья, дабы уменьшить те выплаты, которые мы производим.

 

Здоровье - это в любом случае хорошо.

 

Сергей Багаев: Здоровья, удачи, успехов всем – и добросовестным страхователям, и недобросовестным страхователям, потому что... не суди, да не судим будешь. Я, слава богу, никого не сужу. Я просто выполняю свою работу. И если кто-то должен нам, государству, ну уж, извините, будем взыскивать всеми имеющимися в нашем арсенале рычагами. Здоровья, успехов, и с наступающим Новым годом.


Обсуждение
1116
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.