Верхний баннер
02:31 | СРЕДА | 01 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 20 марта 2013

Самоначисление налогов гражданами

Евгения Романова: Граждане РФ должны сами декларировать имущество, находящееся в их собственности, и начислять себе налоги, заявил глава ФНС Михаил Мишустин. Я цитирую агентство «Прайм». «Принцип самоначисления говорит о том, что человек должен сам знать о своем имуществе, о том, где, сколько и чего он купил, сколько он заработал, начислить и уплатить налоги». Должны быть сами себе, что называется, бухгалтерами.  Все это делается для чего? Для того, чтобы волокиту бумажную сократить, когда сейчас налоговая служба… Как она работает сейчас? Она подает запросы в разные органы, собирает информацию…

 

Валерий Аникин: Нет, не так. Давайте мы сразу мою роль в этой программе определим.

 

Евгения Романова: Да, просто у нас немного времени, хочется с конкретных вещей начать.

 

Валерий Аникин: Да, я прежде всего хотел бы что сказать? Смотрите, я государственный служащий.

 

Евгения Романова: И комментировать своего начальника вы не можете.

 

Валерий Аникин: Руководитель Федеральной налоговой службы – это для меня начальник, поэтому я бы ни в коем случае, некорректно бы было.

 

Юрий Бобров: Хвалить-то можно.

 

Валерий Аникин: Хвалить тоже нежелательно, люди могут понять и истолковать неправильно. Но сказать о реальном состоянии, что у нас сегодня с имущественными налогами происходит – вы попытались говорить «вы делаете запросы» и прочее, это я могу, правильно? Сказать о проблемах, которые мы сегодня испытываем, с одной стороны, плательщики, с другой стороны, налоговая служба, мы тоже можем. Раз есть проблема, наверное, есть и стремление найти пути решения. Поэтому, наверное, заявление руководителя как раз выражает это намерение. Я так понимаю для себя, не комментирую, просто как я услышал.

 

Евгения Романова: Как сейчас строится работа налоговой службы?

 

Валерий Аникин: Думаю, это будет и полезно нашим слушателям, потому что смотрите – налоговая служба исчисляет налоги, земля, имущество, транспорт, физическим лицам на основании нескольких сведений, которые к нам стекаются. Возьмем транспортный налог. Нам сведения из ГИБДД поступают, что за таким-то автовладельцем числится такая-то машина с такой-то мощностью в лошадиных силах – раз. Из законодательных органов власти к нам поступают сведения, что таким-то категориям нужно предоставить такие-то льготы и считать по таким-то ставкам. Нам из миграционной службы поступают сведения – там где-то люди живут, прописаны и находятся. Три показателя. Кроме того, из регистрационных действий к нам поступают от нотариусов и прочее, проходили сделки, машины снимались с учета и, скажем, числилась за вами не целый год, а 7 месяцев. Мы все это должны учесть, на основании этого исчислить и затем предъявить. Тут еще один у нас появляется партнер, так назовем – это почтовая служба, которая должна доставить вовремя – раз. И самое главное, доставить гарантированно, не бросить в ящик или не известить «на ваше имя есть из налоговой письмо, придите, пожалуйста». Если не пришли в течение месяца, значит, вернулись обратно и сказали: «Не получено, не предъявлено, нет уплаты». Вот на сегодняшний день такой механизм. Если в каком-то одном элементе маленький сбой, не работает вся система. Чем больше звеньев, тем больше вероятность сбоев. И еще маленький вопрос. Налоговый кодекс так прописан – если вы имеете право на льготу, например, по транспортному налогу многодетные семьи…

 

Юрий Бобров: Имеем.

 

Валерий Аникин: …то это ваше право на льготу, а не обязанность налогового органа вам ее представить. Если вы документы своевременно не принесли в налоговую инспекцию, что у меня такой статус, и не подтвердили документально, значит, вы не посчитали нужным своим правом воспользоваться. И мы вам считаем в полном объеме. Сейчас смотрите, какая ситуация. У нас идет прием сведений из регистрирующих органов. Мы март-апрель будем исчислять налоги. При этом уместно те, кто получил право на льготы в 2012 году, хотя бы вышли на пенсию или еще какая-то ситуация, чтобы пришли, документы нам представили, чтобы мы дурную работу не делали, не исчисляли.

 

Юрий Бобров: Давайте уточним. Принятая депутатами краевого парламента льгота на транспортное средство – чтобы она начала работать, та же многодетная семья, к примеру, должна до начала нового налогового периода к вам прийти и сказать «Внимание!»

 

Валерий Аникин: Не «внимание». «У меня есть документы, возьмите их на учет при исчислении налогов». Пример, может быть, не очень показателен, хотя, может быть, и наоборот. Потому что льгота, норма принята законодателями, но она вступает в действие с 1 января 2013 года, а мы щас исчисляем налог за 2012 год. Поэтому льгота будет применяться, когда мы будем исчислять налог за 2013 год в 2014 году. Поэтому в данный момент…

 

Юрий Бобров: Бежать не надо, но в течение года…

 

Валерий Аникин: …как раз приходить-то не нужно, потому что все равно мы в этом году будем считать по нормам прошлого года, я имею в виду многодетные семьи. Норма вступает по сути с запозданием для человека.

 

Юрий Бобров: Льготную бумажку вы получите в 2014 году.

 

Валерий Аникин: Да. То есть сам механизм на сегодня такой. Я еще раз говорю, если малейшее звено работает плохо в этой цепочке, сразу не работает вся система.

 

Евгения Романова: Можно пофантазировать. Если так возможно, Михаил Мишустин заявил, что сами декларировать свое имущество будет, если фантазировать? Вы не комментируете, вы фантазируете.

 

Валерий Аникин: Я предполагаю на себе. Я – плательщик. Теоретически это вполне нормально и правильно. Например, у меня жена бухгалтер.

 

Евгения Романова: Вам хорошо, не у всех жены – бухгалтеры.

 

Валерий Аникин: Она ведет свой учет. Я частенько выступаю в различных ситуациях по имущественному налогу на телевидении, радио. Я говорю, что лично я считаю, что две вещи у физического лица в отношении собственной экономики и хозяйства должны присутствовать на сегодняшний день. Первое – если ты стал собственником, то ты должен этой собственностью управлять. Это ведь не только налоги. Заботиться о ее ремонте, нормальном содержании, уплате платежей. Я понимаю это – собственностью управлять, при жтом поснить, что она у меня есть, иначе потеряешь. К примеру, 1/3 в квартире, мы знаем, сколько случаев, не управляешь, два раза в БТИ кто-то сходил, переоформил, ах, ох, ты уже и не собственник, да? Или продажа без твоего ведома прошла, за тебя подписались, или ты в невменяемом состоянии подписал чего-то. Я все это говорю, проявление такого явления, как управление своей собственностью. Если мы сегодня говорим о более 22 годах перехода с одних рельс на другие, видимо, у руководителя службы появилось основание говорить о том, что начинает вырабатываться у людей…

 

Евгения Романова: Вы представляете схему? Каким образом это будет происходить? Потому что затруднительно без института налогового консультирования, цитирую Михаила Мишустина, это все сделать. Что это такое?

 

Валерий Аникин: Я когда-то занимался этой проблемой. У нас даже есть институт налоговых консультантов. Здесь от палаты налоговых консультантов, есть такая организация, представляющая этот институт. Давайте относительно управления собственностью буквально одну минуту.

 

Евгения Романова: Нет, давайте про налоговых консультантов.

 

Юрий Бобров: Первый пункт мы сказали действительно – если вы владеете собственностью…

 

Валерий Аникин: Да, вот смотрите, у вас же есть свидетельство о праве собственности. В нем есть номер кадастрового участка, например, на землю, в ней есть кадастровая стоимость. Это элемент исчисления налога, первое. Или есть у вас транспортное средство. В нем у вас обязательно есть паспорт или свидетельство, в нем указана лошадиная сила, элемент исчисления налога. Есть папочка, в которую собраны все документы, подтверждающие, что я хозяин, у меня есть собственность, у этой собственности есть стоимость, я в любой момент могу продавать и что-то делать с ней по стоимости. Консультанты налоговые, насколько я читал публикации по заявлениям руководителя Федеральной налоговой службы, речь идет о чем? С одной стороны, налоговая служба представляет значительное количество сервисов, там называется более 30, по-моему, электронных, с помощью которых можно самостоятельно исчислить. Например, личный кабинет налогоплательщика, физического лица, получил пароль, вошел в этот сервис, там все твои данные, необходимые для исчисления, присутствуют. Стоимость кадастровой льготы ты можешь вычислить, заявить, распечатать и заплатить. Это твое, вот сервис, на здоровье. Если, как говорится, совсем не дано, я себя к этой категории отношу…

 

Евгения Романова: Мне кажется, больше половины не дано.

 

Юрий Бобров: …то надо выгодно жениться.

 

Валерий Аникин: Это да, вы молодец.

 

Евгения Романова: У кого жена бухгалтер, у кого сестра.

 

Валерий Аникин: И вот тут появляется налоговый консультант.

 

Евгения Романова: Они будут платные?

 

Валерий Аникин: Конечно. Так жена – это тоже ведь…

 

Евгения Романова: Все, мы поняли, как все это придумано.

 

Валерий Аникин: Нет, ну ладно, ну вы прямо сразу поняли.

 

Евгения Романова: У нас есть вопрос по ICQ. Виталий пишет: «Я собираюсь получать универсальную электронную карту гражданина РФ. Как я могу ее использовать для уплаты налогов? Что насчет электронной подписи гражданина, подачи документов через Интернет?»

 

Валерий Аникин: По карте все очень просто, как мы понимаем. Мы занимаемся с этой организацией, которая разрабатывает, в этом проекте сразу сказали, что заинтересованы. Я понимаю так, примитивно – если на эту карту положил достаточное количество денег, то через те банки, с которыми у нас соглашение, ты можешь провести не только платеж за ЖКХ или еще какую-то другую сферу, но и за налоги тоже. Это нормальное явление, лишь бы на ней деньги были у вас. А что касается отчетности через Интернет, электронно-цифровая подпись, пожалуйста, получайте, она платная пока что.

 

Юрий Бобров: Насколько я правильно понимаю, универсальная электронная карта – это штуковина, которая позволяет авторизовываться в различных органах.

 

Валерий Аникин: С точки зрения платежей мы расцениваем, что это нормальное явление. У нас уже даже есть заявление от нашего работника для того, чтобы мы на своем примере опробовали и начали либо рекламировать, либо говорить «нет». Но мы пока понимаем это так.

 

Евгения Романова: Какие вообще планируются новации, вдогонку спрашивает Виталий, по линии вашего ведомства?

 

Валерий Аникин: Новаций-то много.

 

Евгения Романова: Давайте сейчас про электронные сервисы.

 

Валерий Аникин: Если говорить о физических лицах, то я скажу, что никаких новаций в 2013 году не будет. Даже те разговоры о повышении кадастровой стоимости земли и что она серьезно повлияет на суммы налогов, я тоже говорю, что мы считаем за 2012 год в этом году, значит, кадастровую стоимость земли будем применять ту же, что в прошлом году. 2014 год – это уже по новой кадастровой. А на сегодняшний день нам бы очень все хорошо исчислить, предъявить и так же, как в прошлом году, не хуже собрать.

 

Юрий Бобров: К вопросу о «не хуже собрать» - остро довольно встал вопрос с бюджетом Пермского края. Тот же Геннадий Тушнолобов говорил, что мы буквально каждому заместителю председателя правительства, в данном случае вы федеральная структура, к вам не совсем относится…

 

Валерий Аникин: Почему?

 

Юрий Бобров: …но всем будем давать поручения. Имеется в виду, что вы не входите в правительство Пермского края. Всем будем давать поручения увеличивать сборы, отчисления. Каков вклад налоговиков в региональный бюджет, потенциал?

 

Евгения Романова: И ваша оценка этой ситуации сегодня.

 

Валерий Аникин: Смотрите, 215 миллиардов собрано в прошлом году. 18,9 рост по сравнению с прошлым годом. В целом динамика позитивная, региональный бюджет у нас 112,3 миллиарда, если мне память не изменяет. При этом рост там вообще 28,6, это вот региональный консолидированный бюджет. Но мы же понимаем, и даже нам поручений не надо, это наша работа, чтобы все было правильно. Знаете, какая проблема налоговой задолженности? Она у нас на 1 января составляла порядка 15 с лишним миллиардов рублей, это как раз суммы, которые недобрали по сути дела в бюджете, да?

 

Юрий Бобров: Понятно, что это лишь похожие суммы, потому что вы будете собирать в федеральный бюджет.

 

Валерий Аникин: Нет, в любом случае, коль скоро мы сегодня говорим о физических лицах, из этих 15,4 почти миллиард – это физические лица. Достаточная роль. Как раз налог на землю, на имущество, транспортный налог. Что делать? Мы вынуждены принимать самые жесткие меры, взыскивать.

 

Юрий Бобров: Валерий Алексеевич, когда мы говорим о самообразовании граждан, именно физических лиц, с подачи вашего федерального руководителя, начинаем обсуждать, рассуждать. Да, мы говорим о том, что нужно учиться начислять собственные налоги на собственное имущество. Но это вроде как понятная вещь. Но не затрагивается такой важный аспект, как наши налоги с доходов, с зарплат. Мы все привыкли думать, что у нас очень низкие налоги, потому что львиную долю в медицинские, пенсионные фонды, фонды социального страхования платит за нас работодатель. Физически гражданин этих денег не видит. А если люди начнут считать, сколько же они на самом деле платят и куда? Не возникнут ли вопросы, а за что?

 

Валерий Аникин: Я как понимаю, тут все в кучу никак нельзя смешать. Разные существуют проблемы, физическое лицо – есть в чистом виде налог, я за него отвечаю, НДФЛ, земля, имущество, транспорт, вот четыре. Пенсионные исчисления немножко в сторону уберем, механизм другой начисления и прочее. Я в вашем вопросе увидел главную сущность. По большому счету, у нас все перекладывается на физическое лицо. Даже если предприятие налог на прибыль платит, в конечном-то счете все равно нагрузка постепен…

 

Юрий Бобров: Минус зарплаты.

 

Валерий Аникин: Почему? Даже прибыли произвел тот человек, работник. Если так рассуждать, мы дойдем до того, что все равно все производят работники, и все налоги в конечном счете от физического лица, просто механизм перераспределения другой. Поэтому я здесь по степени приближения к истине думаю, мы не должны идти по этому пути. 13% предприятие отчисляет, это само собой понятно. Давайте так, речь идет о механизме реализации и собираемости. 13% как раз – это автомат, по которому не надо думать ничего, и определенная часть людей считает: «Что мне думать, есть бухгалтерия, она свое дело сделает, и тогда мне не надо будет ничего делать». Так же по имуществу, по земле. Если у Мишустина есть идея и НДФЛ туда же, представляете, 13% убрать, 13% сам свою зарплату считает, отчисляет, ходит, платит, налог на землю платит… Очень сложный механизм. И вопрос времени, когда мы будем готовы к этому? Лично мое мнение – мне кажется, сложновато.

 

Евгения Романова: А можно уточнить все-таки, для чего это придумано? Чтобы снизить затраты на уведомление каждого человека или увеличить собираемость за счет пеней, штрафов? Не успел, не разобрался в законодательстве…

 

Юрий Бобров: Ведь спорить начнут.

 

Евгения Романова: …какая-то бабушка пропустила, и штрафы сразу.

 

Валерий Аникин: Нет, только не хочется обвинять в каких-то казуистиках и иезуитских мыслях, кабы еще народу похуже сделать. Я далек от этой мысли. Вопрос первый, чтобы каждый почувствовал хозяином собственности, сам управлял и сам платил. Если сам заплатил, знаешь, сколько реально, вы же с этого начали – я знаю, сколько заплатил, имею право, я налогоплательщик, имею право спросить, куда мои деньги пошли. В принципе идеология может быть позитивной.

 

Юрий Бобров: Элемент построения гражданского общества из уст главного налоговика.

 

Валерий Аникин: Почему нет? Почему мы этот элемент не хотим учитывать? Второе – затраты. Может быть, деньги, которые мы тратим сегодня на конверты, туда-сюда десять раз гоняя, лучше потратить на нормальные налоговые сервисы, которыми можно было бы воспользоваться. Там у Мишустина еще какая идеология? Вообще уйти от контакта инспектора с налогоплательщика и сделать все, чтобы он дистанционно с использованием Интернета и всего прочего где-то что-то нужно найти.

 

Юрий Бобров: Хотя бы львиную долю снять, уменьшить количество контактов.

 

Валерий Аникин: Тогда деньги, которые высвобождаются, можно было бы на развитие этих сервисов. Может быть, так?

 

Евгения Романова: Вопрос по ICQ: «Почему мы ждем по 4 месяца по имущественным выплатам за квартиру по ипотеке? Три месяца проверка, один месяц перечисление». Очень часто этот слышу вопрос. Объясните, почему так долго.

 

Юрий Бобров: Только сразу разъясните, что это за перечисление.

 

Евгения Романова: Ты купил квартиру, а тебе возвращается.

 

Валерий Аникин: Речь идет о том, что ты потратил деньги в качестве налога  на доходы физических лиц, потом разобрались в ситуации, посчитали, и получилось, что тебе можно часть денег вернуть.

 

Евгения Романова: А почему четыре месяца? У нас осталась минутка.

 

Валерий Аникин: Нет, месяц рассмотреть заявление, три месяца, чтобы проверить, в том числе, все документы, которые имеют отношение к делу. Сделать запросы в банки и так далее. Когда все вместе принесли документы, два инспектора в инспекции сидят, разбирают, они просто за один день ничего не могут сделать, их надо больше.

 

Евгения Романова: Виталий пишет: «Спасибо большое! За последние три года оформлял вычетом, был приятно удивлен, с одной стороны, четкой организацией работы с гражданами, с другой стороны, добрым человеческим отношением сотрудников Дзержинской налоговой».

 

Юрий Бобров: На этой похвале мы, к сожалению, вынуждены закончить.

 

Валерий Аникин: Почему к сожалению-то? (смеются) Давайте к радости.

 

Евгения Романова: Надо разбираться в налоговом законодательстве, хотя нам с тобой, Юра, наверное, с нашим имуществом это не грозит.

 

Юрий Бобров: Валерий Аникин, начальник отдела по работе с налогоплательщиками краевой налоговой инспекции.


Обсуждение
1123
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.