Самоначисление налогов гражданами
?xml:namespace>
Валерий Аникин: Нет, не так. Давайте мы сразу мою роль в этой программе определим.
Евгения Романова: Да, просто у нас немного времени, хочется с конкретных вещей начать.
Валерий Аникин: Да, я прежде всего хотел бы что сказать? Смотрите, я государственный служащий.
Евгения Романова: И комментировать своего начальника вы не можете.
Валерий Аникин: Руководитель Федеральной налоговой службы – это для меня начальник, поэтому я бы ни в коем случае, некорректно бы было.
Юрий Бобров: Хвалить-то можно.
Валерий Аникин: Хвалить тоже нежелательно, люди могут понять и истолковать неправильно. Но сказать о реальном состоянии, что у нас сегодня с имущественными налогами происходит – вы попытались говорить «вы делаете запросы» и прочее, это я могу, правильно? Сказать о проблемах, которые мы сегодня испытываем, с одной стороны, плательщики, с другой стороны, налоговая служба, мы тоже можем. Раз есть проблема, наверное, есть и стремление найти пути решения. Поэтому, наверное, заявление руководителя как раз выражает это намерение. Я так понимаю для себя, не комментирую, просто как я услышал.
Евгения Романова: Как сейчас строится работа налоговой службы?
Валерий Аникин: Думаю, это будет и полезно нашим слушателям, потому что смотрите – налоговая служба исчисляет налоги, земля, имущество, транспорт, физическим лицам на основании нескольких сведений, которые к нам стекаются. Возьмем транспортный налог. Нам сведения из ГИБДД поступают, что за таким-то автовладельцем числится такая-то машина с такой-то мощностью в лошадиных силах – раз. Из законодательных органов власти к нам поступают сведения, что таким-то категориям нужно предоставить такие-то льготы и считать по таким-то ставкам. Нам из миграционной службы поступают сведения – там где-то люди живут, прописаны и находятся. Три показателя. Кроме того, из регистрационных действий к нам поступают от нотариусов и прочее, проходили сделки, машины снимались с учета и, скажем, числилась за вами не целый год, а 7 месяцев. Мы все это должны учесть, на основании этого исчислить и затем предъявить. Тут еще один у нас появляется партнер, так назовем – это почтовая служба, которая должна доставить вовремя – раз. И самое главное, доставить гарантированно, не бросить в ящик или не известить «на ваше имя есть из налоговой письмо, придите, пожалуйста». Если не пришли в течение месяца, значит, вернулись обратно и сказали: «Не получено, не предъявлено, нет уплаты». Вот на сегодняшний день такой механизм. Если в каком-то одном элементе маленький сбой, не работает вся система. Чем больше звеньев, тем больше вероятность сбоев. И еще маленький вопрос. Налоговый кодекс так прописан – если вы имеете право на льготу, например, по транспортному налогу многодетные семьи…
Юрий Бобров: Имеем.
Валерий Аникин: …то это ваше право на льготу, а не обязанность налогового органа вам ее представить. Если вы документы своевременно не принесли в налоговую инспекцию, что у меня такой статус, и не подтвердили документально, значит, вы не посчитали нужным своим правом воспользоваться. И мы вам считаем в полном объеме. Сейчас смотрите, какая ситуация. У нас идет прием сведений из регистрирующих органов. Мы март-апрель будем исчислять налоги. При этом уместно те, кто получил право на льготы в 2012 году, хотя бы вышли на пенсию или еще какая-то ситуация, чтобы пришли, документы нам представили, чтобы мы дурную работу не делали, не исчисляли.
Юрий Бобров: Давайте уточним. Принятая депутатами краевого парламента льгота на транспортное средство – чтобы она начала работать, та же многодетная семья, к примеру, должна до начала нового налогового периода к вам прийти и сказать «Внимание!»
Валерий Аникин: Не «внимание». «У меня есть документы, возьмите их на учет при исчислении налогов». Пример, может быть, не очень показателен, хотя, может быть, и наоборот. Потому что льгота, норма принята законодателями, но она вступает в действие с 1 января 2013 года, а мы щас исчисляем налог за 2012 год. Поэтому льгота будет применяться, когда мы будем исчислять налог за 2013 год в 2014 году. Поэтому в данный момент…
Юрий Бобров: Бежать не надо, но в течение года…
Валерий Аникин: …как раз приходить-то не нужно, потому что все равно мы в этом году будем считать по нормам прошлого года, я имею в виду многодетные семьи. Норма вступает по сути с запозданием для человека.
Юрий Бобров: Льготную бумажку вы получите в 2014 году.
Валерий Аникин: Да. То есть сам механизм на сегодня такой. Я еще раз говорю, если малейшее звено работает плохо в этой цепочке, сразу не работает вся система.
Евгения Романова: Можно пофантазировать. Если так возможно, Михаил Мишустин заявил, что сами декларировать свое имущество будет, если фантазировать? Вы не комментируете, вы фантазируете.
Валерий Аникин: Я предполагаю на себе. Я – плательщик. Теоретически это вполне нормально и правильно. Например, у меня жена бухгалтер.
Евгения Романова: Вам хорошо, не у всех жены – бухгалтеры.
Валерий Аникин: Она ведет свой учет. Я частенько выступаю в различных ситуациях по имущественному налогу на телевидении, радио. Я говорю, что лично я считаю, что две вещи у физического лица в отношении собственной экономики и хозяйства должны присутствовать на сегодняшний день. Первое – если ты стал собственником, то ты должен этой собственностью управлять. Это ведь не только налоги. Заботиться о ее ремонте, нормальном содержании, уплате платежей. Я понимаю это – собственностью управлять, при жтом поснить, что она у меня есть, иначе потеряешь. К примеру, 1/3 в квартире, мы знаем, сколько случаев, не управляешь, два раза в БТИ кто-то сходил, переоформил, ах, ох, ты уже и не собственник, да? Или продажа без твоего ведома прошла, за тебя подписались, или ты в невменяемом состоянии подписал чего-то. Я все это говорю, проявление такого явления, как управление своей собственностью. Если мы сегодня говорим о более 22 годах перехода с одних рельс на другие, видимо, у руководителя службы появилось основание говорить о том, что начинает вырабатываться у людей…
Евгения Романова: Вы представляете схему? Каким образом это будет происходить? Потому что затруднительно без института налогового консультирования, цитирую Михаила Мишустина, это все сделать. Что это такое?
Валерий Аникин: Я когда-то занимался этой проблемой. У нас даже есть институт налоговых консультантов. Здесь от палаты налоговых консультантов, есть такая организация, представляющая этот институт. Давайте относительно управления собственностью буквально одну минуту.
Евгения Романова: Нет, давайте про налоговых консультантов.
Юрий Бобров: Первый пункт мы сказали действительно – если вы владеете собственностью…
Валерий Аникин: Да, вот смотрите, у вас же есть свидетельство о праве собственности. В нем есть номер кадастрового участка, например, на землю, в ней есть кадастровая стоимость. Это элемент исчисления налога, первое. Или есть у вас транспортное средство. В нем у вас обязательно есть паспорт или свидетельство, в нем указана лошадиная сила, элемент исчисления налога. Есть папочка, в которую собраны все документы, подтверждающие, что я хозяин, у меня есть собственность, у этой собственности есть стоимость, я в любой момент могу продавать и что-то делать с ней по стоимости. Консультанты налоговые, насколько я читал публикации по заявлениям руководителя Федеральной налоговой службы, речь идет о чем? С одной стороны, налоговая служба представляет значительное количество сервисов, там называется более 30, по-моему, электронных, с помощью которых можно самостоятельно исчислить. Например, личный кабинет налогоплательщика, физического лица, получил пароль, вошел в этот сервис, там все твои данные, необходимые для исчисления, присутствуют. Стоимость кадастровой льготы ты можешь вычислить, заявить, распечатать и заплатить. Это твое, вот сервис, на здоровье. Если, как говорится, совсем не дано, я себя к этой категории отношу…
Евгения Романова: Мне кажется, больше половины не дано.
Юрий Бобров: …то надо выгодно жениться.
Валерий Аникин: Это да, вы молодец.
Евгения Романова: У кого жена бухгалтер, у кого сестра.
Валерий Аникин: И вот тут появляется налоговый консультант.
Евгения Романова: Они будут платные?
Валерий Аникин: Конечно. Так жена – это тоже ведь…
Евгения Романова: Все, мы поняли, как все это придумано.
Валерий Аникин: Нет, ну ладно, ну вы прямо сразу поняли.
Евгения Романова: У нас есть вопрос по ICQ. Виталий пишет: «Я собираюсь получать универсальную электронную карту гражданина РФ. Как я могу ее использовать для уплаты налогов? Что насчет электронной подписи гражданина, подачи документов через Интернет?»
Валерий Аникин: По карте все очень просто, как мы понимаем. Мы занимаемся с этой организацией, которая разрабатывает, в этом проекте сразу сказали, что заинтересованы. Я понимаю так, примитивно – если на эту карту положил достаточное количество денег, то через те банки, с которыми у нас соглашение, ты можешь провести не только платеж за ЖКХ или еще какую-то другую сферу, но и за налоги тоже. Это нормальное явление, лишь бы на ней деньги были у вас. А что касается отчетности через Интернет, электронно-цифровая подпись, пожалуйста, получайте, она платная пока что.
Юрий Бобров: Насколько я правильно понимаю, универсальная электронная карта – это штуковина, которая позволяет авторизовываться в различных органах.
Валерий Аникин: С точки зрения платежей мы расцениваем, что это нормальное явление. У нас уже даже есть заявление от нашего работника для того, чтобы мы на своем примере опробовали и начали либо рекламировать, либо говорить «нет». Но мы пока понимаем это так.
Евгения Романова: Какие вообще планируются новации, вдогонку спрашивает Виталий, по линии вашего ведомства?
Валерий Аникин: Новаций-то много.
Евгения Романова: Давайте сейчас про электронные сервисы.
Валерий Аникин: Если говорить о физических лицах, то я скажу, что никаких новаций в 2013 году не будет. Даже те разговоры о повышении кадастровой стоимости земли и что она серьезно повлияет на суммы налогов, я тоже говорю, что мы считаем за 2012 год в этом году, значит, кадастровую стоимость земли будем применять ту же, что в прошлом году. 2014 год – это уже по новой кадастровой. А на сегодняшний день нам бы очень все хорошо исчислить, предъявить и так же, как в прошлом году, не хуже собрать.
Юрий Бобров: К вопросу о «не хуже собрать» - остро довольно встал вопрос с бюджетом Пермского края. Тот же Геннадий Тушнолобов говорил, что мы буквально каждому заместителю председателя правительства, в данном случае вы федеральная структура, к вам не совсем относится…
Валерий Аникин: Почему?
Юрий Бобров: …но всем будем давать поручения. Имеется в виду, что вы не входите в правительство Пермского края. Всем будем давать поручения увеличивать сборы, отчисления. Каков вклад налоговиков в региональный бюджет, потенциал?
Евгения Романова: И ваша оценка этой ситуации сегодня.
Валерий Аникин: Смотрите, 215 миллиардов собрано в прошлом году. 18,9 рост по сравнению с прошлым годом. В целом динамика позитивная, региональный бюджет у нас 112,3 миллиарда, если мне память не изменяет. При этом рост там вообще 28,6, это вот региональный консолидированный бюджет. Но мы же понимаем, и даже нам поручений не надо, это наша работа, чтобы все было правильно. Знаете, какая проблема налоговой задолженности? Она у нас на 1 января составляла порядка 15 с лишним миллиардов рублей, это как раз суммы, которые недобрали по сути дела в бюджете, да?
Юрий Бобров: Понятно, что это лишь похожие суммы, потому что вы будете собирать в федеральный бюджет.
Валерий Аникин: Нет, в любом случае, коль скоро мы сегодня говорим о физических лицах, из этих 15,4 почти миллиард – это физические лица. Достаточная роль. Как раз налог на землю, на имущество, транспортный налог. Что делать? Мы вынуждены принимать самые жесткие меры, взыскивать.
Юрий Бобров: Валерий Алексеевич, когда мы говорим о самообразовании граждан, именно физических лиц, с подачи вашего федерального руководителя, начинаем обсуждать, рассуждать. Да, мы говорим о том, что нужно учиться начислять собственные налоги на собственное имущество. Но это вроде как понятная вещь. Но не затрагивается такой важный аспект, как наши налоги с доходов, с зарплат. Мы все привыкли думать, что у нас очень низкие налоги, потому что львиную долю в медицинские, пенсионные фонды, фонды социального страхования платит за нас работодатель. Физически гражданин этих денег не видит. А если люди начнут считать, сколько же они на самом деле платят и куда? Не возникнут ли вопросы, а за что?
Валерий Аникин: Я как понимаю, тут все в кучу никак нельзя смешать. Разные существуют проблемы, физическое лицо – есть в чистом виде налог, я за него отвечаю, НДФЛ, земля, имущество, транспорт, вот четыре. Пенсионные исчисления немножко в сторону уберем, механизм другой начисления и прочее. Я в вашем вопросе увидел главную сущность. По большому счету, у нас все перекладывается на физическое лицо. Даже если предприятие налог на прибыль платит, в конечном-то счете все равно нагрузка постепен…
Юрий Бобров: Минус зарплаты.
Валерий Аникин: Почему? Даже прибыли произвел тот человек, работник. Если так рассуждать, мы дойдем до того, что все равно все производят работники, и все налоги в конечном счете от физического лица, просто механизм перераспределения другой. Поэтому я здесь по степени приближения к истине думаю, мы не должны идти по этому пути. 13% предприятие отчисляет, это само собой понятно. Давайте так, речь идет о механизме реализации и собираемости. 13% как раз – это автомат, по которому не надо думать ничего, и определенная часть людей считает: «Что мне думать, есть бухгалтерия, она свое дело сделает, и тогда мне не надо будет ничего делать». Так же по имуществу, по земле. Если у Мишустина есть идея и НДФЛ туда же, представляете, 13% убрать, 13% сам свою зарплату считает, отчисляет, ходит, платит, налог на землю платит… Очень сложный механизм. И вопрос времени, когда мы будем готовы к этому? Лично мое мнение – мне кажется, сложновато.
Евгения Романова: А можно уточнить все-таки, для чего это придумано? Чтобы снизить затраты на уведомление каждого человека или увеличить собираемость за счет пеней, штрафов? Не успел, не разобрался в законодательстве…
Юрий Бобров: Ведь спорить начнут.
Евгения Романова: …какая-то бабушка пропустила, и штрафы сразу.
Валерий Аникин: Нет, только не хочется обвинять в каких-то казуистиках и иезуитских мыслях, кабы еще народу похуже сделать. Я далек от этой мысли. Вопрос первый, чтобы каждый почувствовал хозяином собственности, сам управлял и сам платил. Если сам заплатил, знаешь, сколько реально, вы же с этого начали – я знаю, сколько заплатил, имею право, я налогоплательщик, имею право спросить, куда мои деньги пошли. В принципе идеология может быть позитивной.
Юрий Бобров: Элемент построения гражданского общества из уст главного налоговика.
Валерий Аникин: Почему нет? Почему мы этот элемент не хотим учитывать? Второе – затраты. Может быть, деньги, которые мы тратим сегодня на конверты, туда-сюда десять раз гоняя, лучше потратить на нормальные налоговые сервисы, которыми можно было бы воспользоваться. Там у Мишустина еще какая идеология? Вообще уйти от контакта инспектора с налогоплательщика и сделать все, чтобы он дистанционно с использованием Интернета и всего прочего где-то что-то нужно найти.
Юрий Бобров: Хотя бы львиную долю снять, уменьшить количество контактов.
Валерий Аникин: Тогда деньги, которые высвобождаются, можно было бы на развитие этих сервисов. Может быть, так?
Евгения Романова: Вопрос по ICQ: «Почему мы ждем по 4 месяца по имущественным выплатам за квартиру по ипотеке? Три месяца проверка, один месяц перечисление». Очень часто этот слышу вопрос. Объясните, почему так долго.
Юрий Бобров: Только сразу разъясните, что это за перечисление.
Евгения Романова: Ты купил квартиру, а тебе возвращается.
Валерий Аникин: Речь идет о том, что ты потратил деньги в качестве налога на доходы физических лиц, потом разобрались в ситуации, посчитали, и получилось, что тебе можно часть денег вернуть.
Евгения Романова: А почему четыре месяца? У нас осталась минутка.
Валерий Аникин: Нет, месяц рассмотреть заявление, три месяца, чтобы проверить, в том числе, все документы, которые имеют отношение к делу. Сделать запросы в банки и так далее. Когда все вместе принесли документы, два инспектора в инспекции сидят, разбирают, они просто за один день ничего не могут сделать, их надо больше.
Евгения Романова: Виталий пишет: «Спасибо большое! За последние три года оформлял вычетом, был приятно удивлен, с одной стороны, четкой организацией работы с гражданами, с другой стороны, добрым человеческим отношением сотрудников Дзержинской налоговой».
Юрий Бобров: На этой похвале мы, к сожалению, вынуждены закончить.
Валерий Аникин: Почему к сожалению-то? (смеются) Давайте к радости.
Евгения Романова: Надо разбираться в налоговом законодательстве, хотя нам с тобой, Юра, наверное, с нашим имуществом это не грозит.
Юрий Бобров: Валерий Аникин, начальник отдела по работе с налогоплательщиками краевой налоговой инспекции.