Верхний баннер
11:04 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 08 апреля 2013

Обзор новых спектаклей ТЮЗа и Театра-Театра. Концерт Сергея Труханова. Музыкальная афиша и вечер памяти Антонины Стреляевой.

Добрый день, в студии Нина Соловей, за пультом звукорежиссера Мария Зуева. Музыкант Сергей Труханов на этой неделе в Перми представит новый альбом, «Песни потерпевшего кораблекрушение». Театр «У моста» приступает к репетициям «Замка» Кафки. В кукольном будут тянуть «Репку». Об этих и других событиях поговорим сегодня в программе «Событийный ряд». Начнем с театральных премьер, которые прошли в нашем городе в минувшие выходные. Две из них мы попытаемся проанализировать вместе с гостьей нашей студии. Театровед, преподаватель Академии искусства и культуры Елена Малинина.

 

Елена Малинина: Добрый день.

 

Прежде, чем мы поговорим о «Контакте» и я немножко вспомню о «Венецианском купце», расскажу, что нового из театральных событий произойдет. Вы можете, кстати, прокомментировать, как вам это? Театр «У моста» решил взять в постановку «Замок» Кафки. Они выиграли грант у министерства культуры на эту постановку. В сравнении, конечно, с крупными театрами, как Театр-Театр или театр оперы и балета, это небольшие деньги, но театру, я думаю, они все равно будут нужны. Обращение к Кафке на сцене – это вообще редкость…

 

Елена Малинина: Конечно, это достаточно редкий случай.

 

Я вот не представляю, вспоминая этот роман…

 

Елена Малинина: Вспоминаю только спектакли Юрия Любимова, кстати, Любимов ставил Кафку. А больше даже и не слышала. Это, несомненно, будет интересно нашему городу и тем городам, куда они поедут. Я думаю, их в Кафке, конечно, привлекла прежде всего таинственная, мистическая атмосфера, которую они умеют создавать. Они всегда там ищут что-то свое.

 

Как в театре рассказали, Сергей Федотов давно мечтал это поставить, сразу после посещения своей любимой Праги и Чехии. Если вспомнить, то там есть совпадение, что в романе Кафки есть здание «У моста». Там называется так трактир в деревне.

В театре кукол идут завершающиеся репетиции спектакля для самых маленьких, «Репка». Тянут-потянут… Репетируют режиссер Надежда Шарапова, художник Анна Макарова. Это где-то в 20-х числах мы с малышами увидим «Репку». И большая надежда на то, что обещанная «Шинель» тоже будет выпущена.

 

Елена Малинина: Я не так давно побывала на репетициях «Шинели», просто узнала, что приехал балетмейстер из Москвы, который ставит пластические сцены спектакля.

 

Владимир Стуров.

 

Елена Малинина: Совершенно верно. Я туда напросилась, сходила, посмотрела. На меня это произвело очень приятное впечатление. Правда, интересно, пьеса, написанная Вадимом Жуком, там прекрасные тексты песен, музыка пермского композитора Сергея Иванова.

 

Художник - Алла Ганиодская.

 

Елена Малинина: Да. Все песни уже написаны, и под них Стуров сочинял свои пластические композиции. Я видела три на прогоне. Я очень жду спектакль.

 

Я, честно говоря, тоже жду этот спектакль еще с осени, потому что именно осенью Игорь Нисонович должен был его сдать. Но тут вмешалась жизнь. К счастью, все пока радостно развивается, и мы увидим в скором времени долгожданный спектакль. После «Короля Лира» Игорь Тернавский ничем не был так сильно увлечен, как «Шинелью». И, конечно, они надеются, что в их театр будут ходить не только маленькие дети, но и их родители, тем более такое произведение – это произведение сегодняшнего дня. Так мы плавно перейдем к Театру юного зрителя, где совершенно сумасшедшая весна. Три премьеры, причем очень близко стоят – первая была «Теперь ты снова бог», вторая премьера «Большая советская энциклопедия», и в эти выходные мы, наконец, увидели «Контакт» Александра Югова, он же драматург и режиссер этого спектакля.

 

Елена Малинина: Я была на сдаче.

 

Как вам показался спектакль?

 

Елена Малинина: Прежде, чем говорить о спектакле, скажу несколько слов о событии. Для меня это значимое событие, появление этой пьесы и этого спектакля на пермской сцене. Во-первых, это - пермский драматург.

 

Почему-то действительно именно на этом факте делается такой большой акцент. И даже когда перед сдачей «Большой советской энциклопедии», которую поставил Михаил Скоморохов, он вышел и прежде, чем представить свой спектакль, сказал: «А еще у нас идет спектакль «Контакт», и, внимание, репетирует его пермяк!» Это подается как преимущество, что вот и пермякам стали давать работу, стали признавать. Либо выросли наконец в Перми режиссеры достойные сцены большой?

 

Елена Малинина: Слава богу, что Александр Александрович Югов ставил в городских театрах. Он ставил в Чайковском свою пьесу…

 

В кукольном идут.

 

Елена Малинина: Совершенно верно. А теперь он добрался до большой сцены, сцены ТЮЗа, и слава богу, потому что это молодая режиссура, и я думаю, что там перспективы хорошие.

 

И он преподаватель.

 

Елена Малинина: И он преподаватель, понятно. И как режиссер, понятно, он работал и имеет право, и он расти должен на этом. Для меня в первую очередь это пермский драматург, у нас есть драматургические силы в городе. А они очень мало используются, а они есть. Мы даже на семинаре творческой молодежи, который осенью прошел, был СТД организован, специально сделали такой проект, пьесы четырех пермских драматургов. Молодые режиссеры  выбирали и потом показывали эскизы. Это было очнеь любопытно, честное слово. Мы потом надеялись привлечь внимание руководителей театров к пермской драматургии. Они посмотрели, по крайней мере, в Чайковском потом взяли тот же «Контакт» Юговский.

 

То есть он там тоже будет идти?

 

Елена Малинина: Он уже идет, он был поставлен зимой. Мейнстримом у нас идет пьеса «Контакт».

 

Это хорошо, потому что мы сейчас и разберем этот спектакль. Все-таки у этой пьесы есть одна опасность, что уже через год тема «Контакта» может быть вообще не актуальна.

 

Елена Малинина: Абсолютно. Знаете, вы совершенно правы, и это так и должно быть. Дело в том, что «Контакт» написан в технике вербатим. Я знаю, как создавалась эта пьеса, мне рассказывал Александр Александрович. Знаю даже тот круг людей, которых он интервьюировал, потому что это же создается методом интервью. Там не должно быть, по идее, ни одного авторского слова. Весь текст тех людей, с которыми он разговаривал.

 

Автор только композицию составляет.

 

Елена Малинина: Он только компонует. Поэтому это такая давняя история создания этой пьесы. Собственно, два года уже этой пьесе, она была создана для «Большой перемены» и показана два года назад в виде читки. Потом был молодежный семинар, Чайковский театр, наконец, ТЮЗ. Пьеса, созданная в жанре вербатим, не может жить долго. Она именно рассчитана, чтобы с пылу, с жару. Она сейчас написана, это сейчас актуально, она идет столько, сколько это актуально. В этом, конечно, есть определенные ножницы, потому что такая вербатимная пьеса ориентирована на малые залы, определенную публику. Она обычно не имеет коммерческого успеха, не рассчитана на долгую жизнь. Это очень кратковременное высказывание.

 

Но в этом спектакле они все-таки не удержались, и элементы зрелищности все равно были. Это и музыка, это и свет, это и эффектные костюмы. Мне, например, понравилось, что они были одеты по сути во все белое. Вроде бы настоящие, реальные люди, но присутствие какой-то нереальности было. Настоящая, реальная переписка, а общаются как будто бы какие-то роботы.

 

Елена Малинина: Это действительно так. Это условия, которые диктовала большая сцена, сам формат этого спектакля. Конечно, если бы он был поставлен в бойлерной, в подвале, на чердаке, где-то в вагоне, это была бы одна история. Зрители сидели бы лицом к лицу, и была бы другая ситуация. А здесь, в условиях большой сцены, конечно, спектакль приобретает совсем другие черты. Знаете, есть одна история, что в 2002 году состоялась конференция «новых драматургов. Они выпустили новый манифест, где они договорились, что вербатимная пьеса – это минимум декораций, никакой музыки, никаких танцев, никакой пластики, режиссерских метафор, это все запрещено, грим, костюмы и прочее. Вот это чисто вербатимный спектакль. А поскольку у этой сцены, у ТЮЗа, ведь нет малой сцены, фактически только фойе… Условия большой сцены диктовали Александру Александровичу другие параметры спектакля. Поэтому, конечно, он вынужден был делать зрелищем, привлекать музыку. Конечно, он нарушил половину этих законов. Единственный закон, который он здесь выполнил – актеры играют свой возраст, ну, практически. Это молодые играют молодых. А все остальное ему пришлось нарушить. Поэтому этот спектакль – с одной стороны, вербатим, а с другой, он уже принадлежит, не знаю, несколько в другой форме.

 

Смотрите, Елена Васильевна, мы с вами обе есть и «Вконтакте» в том числе. Когда вы смотрели, читали, вас не смущало, что мы, например, так не общаемся? И мы не переживаем, что у нас нет малого количества «лайков» под фотографией?

 

Елена Малинина: Конечно, мы так не общаемся. Но, кроме вербатима, есть другие социальные сети. Взрослые люди играют немножко в другие игры, согласитесь, есть facebook.

 

Но мы и знаем с вами мир.

 

Елена Малинина: Есть «Одноклассники», сайты знакомств, много чего. Там разыгрывается много чего, есть другие игры для взрослых. Там тоже разыгрывается своя виртуальная жизнь, свои истории любви.

 

Вы видели все-таки конечный результат, когда была сдача. Я так поняла, у нас с вами были разные составы, и взрослая публика. Как ваша публика восприняла?

 

Елена Малинина: Видите ли, все-таки формат сдачи – это формат сдачи, когда приходят актеры театра, какая-то околотеатральная публика, друзья-знакомые, папы-мамы. Как правило, такой зал всегда воспринимает с любовью, восторгом, пониманием и поддерживает.

 

А вот проблема, которая там поднимается, как-то зацепила публику?

 

Елена Малинина: Мне сложно сказать, но реакция публики была. Особенно почему-то во второй части, когда уже стали понятны условия игры, какая-то история вырисовалась. Стали понятны, но я не могу сказать, что мне показалось, что публика восприняла это как свои личные проблемы.

 

Вот, потому что, скажу честно, когда я вышла со спектакля, у меня была первая мысль, что этот спектакль нужно показывать не детям, а родителям. У меня, например, есть 12-летняя племянница, я об этом уже рассказывала коллегам. Племянница приезжает ко мне на каникулы, и я вижу это совершенное сумасшествие. Ее родители довольны, девочка сидит тихо у компьютера, прекрасно. Она нигде не «шляется», как во времена моего детства говорили…

 

Елена Малинина: Конечно, всегда дома.

 

Все хорошо. А на самом деле там происходит целый мир, целые трагедии. И она, и ее подружки действительно невероятно переживают, когда у них мало «лайков». Мне это смешно, а для них это трагедия. Это фотография 11-12-летних, уже с таким сексуальным уклоном, довольно серьезным, это переписки, ссоры, когда кто-то кому-то не так ответил. Это та проблема, которая сначала вроде бы не видна. Я-то ходила на спектакль, когда в зале были одни дети, вот эти 12-13-летние. Когда я вначале села в кресло в зрительном зале, подумала: «Боже, зачем я пошла? Надо было идти на сдачу!» Полный зал детей, гул, шум, гогот и так далее, все это стояло. Думаю: «Как я буду смотреть?» Вспомнила, как я много лет назад ходила на «Ревизора», и этот гул стоял весь спектакль.

Начался спектакль, гул стоит. Буквально минуты через 3-4 стихло. Потом стояла мертвая тишина. Реакция была именно в тех местах, где взрослые не понимали, а они это понимали. Не только их словечки, «спасибки», «норм» и так далее, а когда начались проблемы, связанные с тем, что у него страницу заблокировали, и он говорит: «Меня нет!» Вот я есть, и вот меня нет. Они настолько на это живо реагировали, а когда вышли после спектакля, меня другое поразило. Вот они выходят после спектакля, я свои уши делаю еще больше, вхожу в толпу, а они говорят: «Так захотелось в «Контакт» зайти снова!» Думаю, нет, все-таки это нужно родителям показать.

С одной стороны, что мне понравилось, что там нет морализаторства, не говорят, что это плохо – этого там нет. С другой стороны, они посмотрели как бы на себя со стороны, что они вроде люди, но они не люди, живут не виртуально – вот это меня поразило. Мне кажется, тут нужно что-то придумать, как можно быстрее и большему количеству зрителей показать этот спектакль. Потому что «Контакт» уйдет, все эти словечки уйдут, но придет на смену «Контакту» другая сеть и другая не менее важная проблема, что… Раньше родители беспокоились о том, что мы другие на улице, а сейчас-то мы другие и дома. Вроде ребенок со мной рядом, но я его не знаю, как выясняется.

 

Елена Малинина: У меня ведь тоже две девочки, тоже выросли из компьютера. Я не сразу это все освоила, так сказать, в процессе освоения. Они меня все-таки пустили в этот мир. Где-то обрывками, где-то почувствовала даже по своим детям, что они там другие, разговаривают на другом языке. Она никогда не скажет мне тех слов, я никогда не услышу от нее, которые она мне там напишет. Для меня было потрясение, честное слово, мне пришлось это принять. Сейчас я уже как-то спокойно к этому отношусь. Это правда, если бы родители заглянули туда и увидели бы… С другой стороны, может быть, это не так страшно, как мы думаем, вот эта лексика. Потому что это живой язык, от него никуда не денешься. У взрослых свой язык, у них свой. Это, наверное, какая-то общемировая проблема, правда? Чем больше развиваются все эти средства коммуникации, тем меньше мы начинаем непосредственно общаться друг с другом.

 

Честно говоря, мне кажется, тут можно судить «нравится, не нравится», нравится или нет оформление этого спектакля, игра артистов. Но! Главная ценность, что тут точно уловлена проблема, и она очень явно видна. У нас мало времени остается на то, чтобы отметить другую премьеру, «Венецианский купец» в Театре-Театре. Этот спектакль поставил Роман Самгин. Спектакль, я думаю, тоже вызовет массу споров, но в числе главных, на мой взгляд, положительных качеств этого спектакля, это то, что там очень ярко подана проблема, которая сегодня существует – нетерпимость. Настолько она ярко проявлена в этом спектакле… Нетерпимость к людям другой веры, нетерпимость к тому, что кто-то думает иначе, чем я, к тому, что кто-то иначе одет, чем я, что у кого-то сексуальная ориентация не та… И это Самгиным так явно, открыто сделано. Мне кажется, в этом смысле спектакль должен набрать еще большое количество показов, чтобы устояться, потому что там есть явно провальные сцены, есть хорошие и яркие сцены. Меня совершенно не смутила их новая «игра в классиков», то есть действие шекспировской пьесы перенесено в наши дни. Сегодня эти проблемы еще ярче проявлены. В плане каком-то социальном и необходимом это такой спектакль, который должен быть, в котором нам необходимо посмотреть со стороны на себя, когда мы вроде бы шутим. Хотя вроде бы это комедия, все весело, но ты выходишь, и тебе невесело, потому что понимаешь, что ты и сейчас живешь в этом непримиримом мире. Когда ты подходишь к человеку и говоришь свое мнение о спектакле, а у него личное свое мнение, и он готов тебя уже растерзать только потому, что у тебя другое мнение.

 

Елена Малинина: Я хотела просто сказать, что две такие разные пьесы, и такие актуальные оказались. Возвращаясь к «Контакту», лед тронулся, мне бы хотелось, чтобы еще появились в Перми вербатимы. И материал есть, и, может быть, мы больше узнаем про себя.

 

И молодым дорогу.

 

Елена Малинина: Да, и больше мы посмотримся в это зеркало. Поэтому давайте продолжать это дело, уважаемый театр, уважаемые драматурги.

 

Спасибо большое, Елена Васильевна. Будем следить, ходить, обсуждать. Спасибо за то, что пришли.

 

Продолжаем нашу программу, от театральных событий перейдем к музыкальным. 10 апреля в Пермском доме народного творчества «Губерния» состоится концерт Сергея Труханова. Любители авторской песни и рок-музыки знают имя этого музыканта. Он часто приезжал в наш город. 10 апреля он представит свой новый альбом «Песни потерпевшего кораблекрушение». Надо сказать, что Сергей Труханов – вообще один из самых удивительных и глубоких музыкантов современной российской авторской песни. У него очень много песен, положенных на стихи, например, Иосифа Бродского, Александра Кушнера, Арсения Тарковского, современных, в том числе, поэтов. Юлия Балабанова, одна из организаторов этого концерта, дала нам небольшой эксклюзивный комментарий по поводу творчества Сергея Труханова, его композиций и почему нам с вами необходимо 10 апреля прийти в Пермский дом народного творчества, бывший ДК «Гознак».

 

Юлия Балабанова: Почему совершенно необходимо любому думающему и любящему русское слово человеку пойти на концерт Сергея Труханова? Во-первых, на самом деле это уникальный музыкант. Он, конечно же, лауреат всех, каких только можно, фестивалей авторской песни – и Грушинского, и «Петербургского аккорда», но это не главное, потому что это человек, умудряясь быть успешным в сфере авторской песни, стоит совершенно особняком. Он никак не мейнстрим. Если, например, у вас существует какое-то предубеждение против людей с гитарой, Сергей Труханов способен разбить все ваши штампы и предубеждения. Он берет для своих песен самые лучшие, глубокие, проникновенные стихи, какие существуют сегодня в русской литературе или существовали, были написаны во второй половине XX века.  У него есть песни на стихи Иосифа Бродского, Александра Кушнера, Арсения Тарковского. При этом он умудряется не скатываться в музыкальные и поэтические штампы и так вытянуть мелодику стиха, что даже на знакомые тексты вы посмотрите совершенно по-новому. У него уникальная техника игры на гитаре, неповторимая, очень узнаваемая. Очень узнаваемый голос, немножко с трещинкой. Он никогда не рвет связки, не поет громко. Это всегда очень камерное, доверительное, почти интимное общение со слушателем, которое завораживает. Если вы один раз услышали песни Сергея Труханова, вы полюбите их навсегда.

 

Это был комментарий Юлии Балабановой, вашему вниманию представим одну из композиций, которая вошла в альбом – «Снег», Сергей Труханов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все то, что мы выдыхаем в холодный день:

комочки снов, туманные струйки обид,

и те пузыри, которыми дышит земля,

и дым из труб, и пар незастывшей реки,

и облако над лоханью, в которой отмыть

упорно стараются черного кобеля,

и серый дым, и пар нефтяной реки,

и наши вздохи, и утренние зевки,

и все боязливо-беспомощные слова -

уходят вверх - и, пройдя через семь небес

и семь золотых завес - мировых кулис -

преображаются в звезды и сыплются вниз -

гляди - каким мерцающим кружевом лент,

алмазными искрами крестиков и колец -

как будто ангелов цех потрудился тут!

Так небеса нас учат писать стихи,

так нас посещает вечность, пока снега

летят, не касаясь черной, жадной земли.

Летят, не касаясь черной, жадной земли.

 

А для тех же, кто любит искусство классическое, я готова представить небольшой анонс академических событий. Во-первых, «Час музыки только лучшее». Концерт под таким названием, весенне-отчетный концерт состоится в Пермском музыкальном колледже 9 апреля в 19 часов в Органном концертном зале. Во-первых, этот вечер посвящен 290-летию Перми, а что не менее важно, предстоящему в 2014 году 90-летию Пермского музыкального колледжа. На концерте будут представлены творческие коллективы, солисты, которые исполняют композиции разных жанров и стилей, от академической музыки до народной и даже эстрадной. Прозвучат в программе и отечественная, и европейская классика. Прозвучит, что немаловажно, музыка пермских композиторов Дмитрия Батина и Василия Куликова. Среди выступающих победители прошедших совсем недавно конкурсов. Тут и пианист Илья Марфин, и Андрей Шнайдер, бас. Прозвучат также в исполнении ансамбля виолончелистов и Всеволода Ленских, это первая скрипка струнного квартета, не менее интересные композиции. Это всем поклонникам, и любителям, и знающим, и тем, кто учился, и тем, кто любит это учебное заведение.

 

И на этой неделе у нас 12 апреля, День космонавтики. Добро пожаловать, конечно, в театр оперы и балета. Именно в этот день главный дирижер Валерий Платонов и симфонический оркестр представят довольно интересную программу. В частности, прозвучит симфония До минор Сергея Прокофьева и сюита Густава Малера «Планеты». В этом большом симфоническом действе будут участвовать не только симфонический оркестр театра, но и оркестр Musica Aeterna, хор Musica Aeterna под управлением Виталия Полонского.

На минувшей неделе мы простились с Ольгой Эннс. Еще один концерт, который был назначен на 4 апреля, был отменен, но он все-таки состоится 13 апреля в Доме Дягилева. Музыканты посвятили его памяти Ольги Александровны.

 

А еще мне хочется сказать, что в минувшую субботу в Доме актера состоялся камерный вечер памяти Антонины Анатольевны Стреляевой, которая ушла примерно 40 дней назад от нас. Что приятно было, в основном устроили этот вечер и выступали молодежь, студенты, те, кого она влюбила в поэзию, театр. Мне было очень приятно находиться на этом вечере. Там звучали не только воспоминания подруг, ее друзей по сцене, но и воспоминания совсем молодых, еще как, звучало такое слово, и как она говорила, «выкормышей» Антонины Анатольевны. Конечно, после себя она оставила замечательных ребят, влюбленных в поэзию, интересующихся не только азами своей профессии. Звучали стихи Цветаевой, Пастернака. Меня совершенно поразил выбор тех произведений, с которыми работают ребята, потому что это не те, как мы говорим, популярные, хитовые стихи. Это довольно сложная, редкая, красивая поэзия, она была подана довольно интересно.  Кроме стихов, в этот вечер звучала музыка, и завершило вечер выступление теперь уже известной у нас в Перми команды «Чехов друг». И я хочу завершить этот эфир как раз записью одной из финальных песен, которые прозвучали на вечере памяти Антонины Анатольевны Стреляевой. «Чехов друг», стихи Марины Цветаевой.

 

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед...
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

 

Программу «Событийный ряд» для вас подготовили звукорежиссер Мария Зуева и обозреватель культуры Нина Соловей. Живите интересно!


Обсуждение
1505
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.