В Пермь едут "Золотые маски"
Юрий Бобров: Юрий Бобров, Евгения Романова, Маша Зуева за звукорежиссерским пультом. ?xml:namespace>
Евгения Романова: Радостное событие сегодня, и приятно обсуждать в «Дневном развороте». Полчаса будут посвящены «Золотым маскам». Набрали «Золотых масок, набрали целых шесть штук. Вчера на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла 19-я церемония вручения премий «Золотая Маска». Лауреатами стали 4 пермские постановки. Дирижер пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис получил две премии «Золотая маска». Награды ему достались за постановку оперы «Cosi fan tutte», а также за балет «Шут». Кроме того артистка театра Надежда Кучер получила награду в номинации «Лучшая женская роль», награждена за партию Медеи в опере Дюсапена «Medeamaterial». Плюс ко всему пермский балет удостоился специального приза жюри и премии «Золотая маска». И отдельно Алексея Мирошниченко поздравляем. Это не единственная победа пермяков. В номинации «Лучшая режиссерская работа в оперетте» победил Борис Мильграм со спектаклем «Алые паруса» в пермском Театре-Театре. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства «Золотая маска» вручена Народному артисту СССР, почетному гражданину Пермской области Ивану Бобылеву, который много лет был художественным руководителем пермского драматического театра.
Юрий Бобров: Если кто-то еще не в курсе этой новости, то даже людям, совершенно далеким от театра, как, например, ваш покорный слуга, надо объяснить, что это, друзья, такая была театральная олимпиада, театральный Олимп, на который невероятным числом в количестве 17 были отобраны пермские спектакли, оперы, роли. И сам по себе факт того, что 17 было номинировано, вызывал какие-то просто невероятные восторги у ценителей и знатоков этого процесса. На эту тему мы попросим высказаться…
Евгении Романова: Попросим высказаться критика, а также председателя экспертного совета Ларису Барыкину. Она живет в Екатеринбурге. Афиша конкурсной программы была сформирована экспертным советом. Драматический сегмент возглавляла главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова, а музыкальный – Лариса Барыкина.
СЮЖЕТ В ЗАПИСИ:
- Вы написали в Фейсбуке, что выбирали не лучших из лучших, а лучших из хороших . Немножко нас эта фраза задела, смутила. Что это значит?
Лариса Барыкина: Фейсбук – это, во-первых, личное пространство. Имеется в виду, что номинанты выбраны у всех ?????? (неразборчиво). Мы отсмотрели в общей сложности, каждый... вот я отсмотрела 200 спектаклей - 105 живьем и 96 на дисках. Вы представляете это количество, нет? Естественно, в афишу вошло 30 с чем-то. И, понятно, что все эти спектакли каждый по-своему выдающийся, интересный ??????? (неразборчиво). И из них уже выбрать лучшего это очень сложно, потому что тут уже вступают в действие какие-то другие параметры, вкусовые, я бы сказала. Потому что отличить хороший профессиональный спектакль от посредственного легче. Поэтому и мы своей работой занимаемся десять месяцев в году. А жюри решает в течение нескольких часов.
- Согласитесь, что регионы дали фору и, вообще, конкуренцию составляют абсолютную Москве и Питеру.
Лариса Барыкина: Да, безусловно, это одна из главных тенденций сезона. И об этом все говорят. Причем, Москва говорит об этом по-разному. Иногда даже ?????? (неразборчиво) недовольство этой ситуацией потому что там привыкли лидировать. Но на сегодняшний день это не так. И, действительно, регионы дают фору. Пермь в передовых, но и другие города тоже рядом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА:
Евгения Романова: Сейчас мы попробуем связаться с Генеральным менеджером оперного театра Марком де Мони, узнать, как отмечают, как радуются, ожидали ли больше «Масок». Марк, как вы оцениваете? Заявлялись в скольких номинациях? Больше же, а получили только четыре. Это только четыре или это ура четыре?
Евгения Романова: О своих конкурентах пару слов. Было волнение, насколько сильна была конкуренция?
Марк де Мони: У Курентзиса нет, по большому счету, соперников, в этом году не было, поэтому по поводу него особо не волновались. Мы предполагали, что с балетом будет сложнее, потому что там, действительно в прошлом сезоне было много качественных и хороших спектаклей. И, действительно, это было отмечено, и понятно, что мы все ожидали, что Диана Вишнева станет главным лауреатом, победителем. Очень хорошо при этом, что нас отметили спецпремией за наш подход к формированию репертуара, за наш глубокий культурологический подход, как они это обозначили. Это честь делает всему театру и всей нашей команде. Это говорит о том, что мы лидируем в этом поле, что мы становимся, а то и стали лучшим музыкальным театром России.
Юрий Бобров: Марк, здесь журналисты, не так глубоко знающие сферу культуры, на самом деле поспорили – четыре «Маски» и два спецприза или шесть «Масок»? Спецприз – насколько полноценная «Маска»? Вот мы сейчас говорим о шести, привезенных в Пермь, и четырех, привезенных вашим театром. Что такое спецприз?
Марк де Мони: Спецприз – это полноценная «Маска», просто какие-то вещи не могут быть заранее определены такими формальными категориями – лучшая певица, лучший дирижер, лучший режиссер. Но при этом есть какие-то грани очень важные в театральном деле, которые определяются, скажем так... это как костюм сшить по размеру на конкретного человека, которые жюри не может обойти вниманием - важные проявления, важные прорывы, важные достижения того или иного коллектива театра. Поэтому в регламенте «Маски» предусмотрена возможность определения спецпризов. Они ничуть не уступают «Маскам», которые по фиксированным категориям. Внутри жюри даже этому уделяет чуть не больше внимания, потому что есть большая ответственность за то, как формулировать эти спецнаграды.
Юрий Бобров: Марк, когда мы только до вас дозвонились, мы слышали звуки. Мы с Женей предположили, что это там бурное обсуждение, возможно, уже праздник по поводу получения призов. Что происходит в театре? Мы не видим. Расскажите нам.
Евгения Романова: Как отмечаете? Какие традиции?
Марк де Мони: Я утром провожал Теодора Курентзиса в аэропорт, поскольку он улетел утром в Цюрих, где вечером он дирижирует «Леди Макбет».
Евгения Романова: Какая насыщенная жизнь.
Марк де Мони: Он очень рад, довольным уехал. А сейчас я еду снова в аэропорт вместе с Анатолием Евгеньевичем Пичкалевым, с директором театра, и с Алексеем Григорьевичем Мирошниченко.
Евгения Романова: Всем наши поздравления.
Марк де Мони: Спасибо огромное. Я сейчас передам. Мы, конечно, читаем прессу и, безусловно, обсуждаем.
Евгения Романова: Как пресса, что пишут-то? Завидуют, московские театры кусают локти, что?
Марк де Мони: Московским театрам пора кусать локти. Я думаю, что все еще впереди главное. Четыре «Маски» - это хорошо, но пусть это будет начало ????? (неразборчиво) эры нашего театра, потому что у нас есть все для этого. У нас есть огромный творческий потенциал, у нас есть фантастический зритель. И при достаточной поддержке нас мы способны хватать еще много звезд с неба и много «Злотых масок».
Евгения Романова: Мы так и не поняли, Юрий, как будут отмечать. А как вот принято, интересно? А выдают ли кому-нибудь премии? Теодору Курентзису тому же, Надежде Кучер, как лучшей.
Юрий Бобров: Много ли золота в «Золотой маске»?
Евгения Романова: Это открытыми будут, видимо, вопросы. Сейчас мы хотим дозвониться до директора Театра-Театра Владимира Гурфинкеля. Я думаю, он тоже сейчас отмечает. Я хочу сказать, что Борис Мильграм стал лауреатом в категории «Лучшая работа режиссера в оперетте-мюзикле» за спектакль «Алые паруса» пермского Театра-Театра. Лавры лучшего дирижера достались Алексею Людмилину за «Алые паруса» Новосибирского театра «Глобус». «Алые паруса» были из Перми, из Новосибирска, такое часто случается.
Юрий Бобров: То есть мейнстрим просто.
Евгения Романова: Ни одной «Маски» не получил театр «Московская оперетта» со спектаклем «Фанфан-тюльпан». В общем, дали фору тоже.
Юрий Бобров: Владимир Львович, здравствуйте.
Владимир Гурфинкель: Здравствуйте.
Евгения Романова: Поздравляем вас. Довольны результатом? Или больше хотелось «Масок»?
Евгения Романова: Осталось вам, Владимир Львович, еще «Маску» получить.
Юрий Бобров: Мы вам всячески на это намекаем, уже давайте в следующем году. Владимир Львович, давайте нам, пожалуйста, все секреты – как «Маска» вносится в театр, как к ней прикасаются, ее целуют, ее брызгают шампанским? Что сделают?
Владимир Гурфинкель: Я вам хочу сказать, что самое главное – какую бы маску ни одевал человек, это абсолютно неважно. Самое главное иметь такое личное лицо, чтобы ты был заметен, чтоб ты был не серым, чтобы ты в этом ряду лиц и улыбок имел настолько свое лицо, чтобы оно отличалось. «Маска» - это награда, которая не должна менять нас никак. Потому что «Маска» - это сиюминутно, это час, два, а театр должен развиваться ежедневно, ежечасно. И по словам великих, ни в коем случае нельзя думать о наградах ?????? (неразборчиво) достижении, а искать ответ на главный вопрос – ради чего живет человек, ради чего мы живем, что мы оставим будущему, что мы передадим нашим детям и внукам, и ради чего вообще жить. Потому «Маска» - это частность, хотя мы счастливы, что эта частность, что эта звездочка упала и на нас.
Евгения Романова: Отмечать как будете сегодня?
Владимир Гурфинкель: Сегодня не будем, а отмечать начнем завтра, и как-то после спектакля или до спектакля выйдем на сцену, а после спектакля соберемся все участники, скажем какие-то хорошие слова, потому что такие победы – это же все на редкость. И надо в такой час успеть сказать спасибо друг другу, и обязательно поговорить о будущем, потому что сегодняшняя награда – это все-таки аванс к будущим премьерам и к будущим достижениям. Да здравствует завтра.
Евгения Романова: Владимир Львович, слышала сегодня мнение скептиков, которые говорили, что Борис Мильграм умудрился разругаться с критиками из-за «Алых парусов», были негативные отзывы, и все удивились – надо же, все равно дали. Как вы думаете, это сыграло роль?
Владимир Гурфинкель: Вы знаете, можно переругаться, с кем угодно, можно иметь плохой характер, можно иметь конфликтность, но ??????? (неразборчиво) будет всегда. Это ведь абсолютная величина. И наступают такие часы, когда все прекрасно понимают, что могут быть сиюминутные взаимоотношения, что могут быть сиюминутные конфликты, но когда человек создает такое произведение или создает целое направление, или каким-то образом преображает жизнь театра, города, когда он создает явление, то даже враги не могут это не заметить.