Верхний баннер
17:02 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:10, 03 мая 2013

Алексей Марченко о Пасхе

Роман Попов: Роман Попов, Катерина Шафиева. Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом. Мы звоним протоирею Алексею Марченко. В это воскресенье будет Пасха. Ты, скажи мне, пожалуйста, к Пасхе имеешь какое-то отношение?

 

Катерина Шафиева: Какое отношение я должна иметь к Пасхе? Красить яйца?

 

Роман Попов: Будешь ли ты отмечать, праздновать, красить яйца? Пойдешь ли в церковь, может быть?

 

Катерина Шафиева: Нет, в церковь я не хожу на Пасху никогда в силу своей аллергии, скажем так на те благовония, которые там используют, мне очень плохо становится. Яйца красить мне почему-то в этот раз очень лень. Я не знаю, я подумаю, будет настроение – покрашу, не будет – поем так.

 

Роман Попов: У нас ВЦИОМ не так давно провел целый ряд опросов, который касался Пасхи. И мы зацепляли эту тему в «Утреннем развороте» сегодня с Олегом Коневских. И там есть удивительные цифры. Отец Алексей, ВЦИОМ не так давно провели исследование, которое касалось Пасхи и Великого Поста. Они задавали целый ряд вопросов, потом выдали на-гора целый ряд цифр, их можно увидеть у них на сайте. Несколько цифр мне показались крайне интересными. Например, оказалось, что согласно опросам общественного мнения, канонический Великий Пост, то есть от начала и до конца, так отвечали социологам, соблюдают лишь примерно 4 процента народонаселения нашей необъятной страны. Еще порядка приблизительно 12-14 процентов говорили о том, что они в целом стараются соблюдать Великий Пост, придерживаться основных каких-то правил Великого Поста, зачастую, я подозреваю, видимо, в том, что касается именно еды. Еще несколько процентов, около 6, по-моему, говорили о том, что они стараются поститься в последнюю неделю Великого Поста. То есть мы набираем около четверти россиян, если брать цифры социологов, которые так или иначе относятся к Великому Посту. Единично, частично, еще как-нибудь, но тем не менее обращают на него внимание. И при этом 88 процентов опрошенных сказали, что они празднуют Пасху – красят Пасху, делают куличи. Готовят отдельные6 блюда на Пасху – 64 процента опрошенных. В любом случае в два, в три раза больше людей. Отец Алексей, у меня к вам вопрос: как в головах у людей укладывается – всего лишь четверть россиян хоть как-то относятся к Великому Посту, зато тотальное большинство россиян предпочитают разговляться на Пасху?

 

Алексей Марченко: Мне кажется, это совершенно естественно для общества, которое еще только возвращается к своим религиозным традициям. И чисто психологически это объяснимо, потому как нести бремя Великого Поста и жить в строжайшем воздержании, здесь речь идет не только о пище, но, например, и о супружеской жизни, здесь предполагается частое посещение храма во время Великого Поста, посещение богослужений, исповедь, то есть покаяние в своих грехах, не все люди еще к этому готовы. И если готовы, то в различной степени. Вот этот небольшой процент, 4 процента людей, которые постятся канонически, это люди собственно воцерковленные, которые уже имеют значительный опыт жизни в церкви, и которые стараются исполнить предписания Великого Поста в максимальном варианте.

 

Что касается остальных, мы видим вот эту иерархию готовности, но даже эту ситуацию мы должны оценивать, как позитивную, потому что, как поется в пасхальных песнопениях «господь и намерения человека приемлет», то есть радуется и тому, что люди хотя бы хотят, люди стремятся. Даже если они не сделали еще ни одного шага в нужном направлении. Радоваться и ликовать, и праздновать Пасху, конечно, гораздо проще, чем совершать какие-то аскетические подвиги, каковым является Великий Пост и Страстная Седмица, потому, мне кажется, естественно, что люди стремятся приобщиться именно к радостным событиям, к позитивному настрою, к той энергии, которую дает Пасха Христова каждому человеку, который соприкасается с церковью.

 

И это замечательно, что так много людей, такой высокий процент россиян, он уже приобщен к этой радости, уже познакомился с этим праздником, и эти люди желают переживать ощущение Пасхи каждый год. Но задача церкви в этой ситуации, не отталкивая ни тех, ни других, и приветствуя их доброе стремление к церкви, дать им полноту ощущения целостности и Пасхи Крестной, то есть Великого Поста, именно так в древности назывался Великий Пост, Пасха страданий, Пасха Крестная, и Пасхи торжествующей, Пасхи священной, которая связана с воспоминаниями уже Воскресения Господа Иисуса Христа. Это две неразрывные части единого события, единого процесса, божественного спасения человеческого рода Господом Иисусом Христом. Без страданий и смерти не было бы Воскресения. И без Воскресения страдания и смерть Спасителя превращаются в полную бессмыслицу. И когда человек, глубоко войдя в церковную жизнь, начинает ощущать и переживать радость от Великого Поста, а затем и радость Христова Воскресения, тогда мы можем сказать, что этот человек по-настоящему церковный, и он уже по-настоящему воспринял ту православную традицию, которую несет в себе Русская Православная церковь и вселенское христианство.

 

Катерина Шафиева: Отец Алексей, когда-то мне довелось послушать материал моих коллег из Нижнего Новгорода, они делали как раз про Пасху тоже радиоматериал, и такое было захватывающее ощущение, когда митрополит местный стоит, и там, видимо, на площади какой-то толпа большая, он говорит: «Христос Воскресе!» и ему вся толпа отвечает: «Воистину Воскресе!». Действительно, было ощущение очень удивительное. Я никогда такого не видела и не слышала, чтобы вот так проходила Пасха. Но, к сожалению, в реальности такого праздника я не видела никогда. А по мне последние несколько лет особенно Пасха начинает превращаться в очередное какое-то 1 мая, тоже выйти на улицу, пожарить шашлыки, выпить, проснуться на следующий день.

 

Роман Попов: А еще обменяться яйцами, съесть кулич, и что-то там радостное руг другу прокричать, в общем, в таком не очень трезвом состоянии. Вам не кажется, что…

 

Катерина Шафиева: Он теряет смысл, как таковой.

 

Роман Попов: Да, 88 процентов народонаселения не то, что к церкви обращаются, а просто отдохнуть хотят.

 

Катерина Шафиева: Я говорю, очередное 1 мая, когда суть-то забыта.

 

Алексей Марченко: Всегда есть опасность профанации любого церковного торжества и любого значимого, может быть, государственного события. Церковь всегда боролась с проявлениями, я бы сказал, языческих обычаев, традиций, которые часто смешиваются с подлинной духовностью, с подлинной религиозной традицией. Если вы хотите услышать радостное «Христос Воскресе!», приходите в храм. Это не просто какой-то традиционный момент, это даже часть церковного богослужения. Священник во время службы многократно выходит на амвон и, благословляя своих прихожан, говорит им: «Христос Воскресе!», а весь храм отвечает ему: «Воистину Воскресе!». Также этот обряд христосования, приветствия пасхального, который очень древний, который идет к нам из апостольских веков, он практикуется и во вне богослужебное время. То есть это возможно и на концерте, где звучат церковные песнопения, и, если священник или, тем более, архиерей посещает в пасхальные дни людей, любую аудиторию, там, где рады его видеть и слышать, там тоже звучит «Христос Воскресе!». Очень печально, если подлинная радость Пасхи Христовой, понимание вот этого праздника, понимание смысла Пасхи Господней подменяется не совсем благочестивыми нашими народными традициями, которые можно разве что сравнить с языческой тризной, чтобы напиться, подраться, сказать друг другу какие-нибудь слова не совсем приличные или анекдоты. В общем, ненормальные увеселения ничего общего не имеют с подлинной церковной традицией. Церковь зовет людей к высокому. Оно стремится оторвать их сознание в эти дни от земли и обратить к небесному, поэтому на недостойное мы не можем обращать внимание. Мы должны его правильно критиковать и удерживать людей от провождения таким образом пасхальных праздников.


Обсуждение
1818
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.