Верхний баннер
15:19 | ПЯТНИЦА | 17 МАЯ 2024

$ 90.92 € 98.9

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 01 сентября 2013

Кинопремьера "Либробот" и премьеры в пермских театрах. В гостях: Владимир Гурфинкель и Евгений Зимин

- На этой неделе в Перми состоится премьера первого фильма из детско-юношеского альманаха «Белиберда», стартует фестиваль современных этнических культур «Камва-2013». Свой сезон открывает Пермский театр оперы и балета, готовится открыть сезон пермский Театр юного зрителя, в котором сейчас идут репетиции спектакля «Мещанин во дворянстве». Этому, кстати, будет посвящена вторая часть нашей программы. А первая - Пермскому академическому Театру-Театру, который 6 сентября откроет свои двери и представит не драматический спектакль, не мюзикл, а балет-драму «Шинель». Об открытии сезона и фестивалей, которые пройдут в этом году в театре нам расскажет его директор Владимир Львович Гурфинкель. Добрый день, Владимир Львович.

- Здравствуйте, Нина Соловей.

- Пока с открытием не поздравляю. Но, тем не менее, вы уже открылись практически?

- Мы собрались, работаем уже две недели одна группа, неделю другая. Вчера собралась труппа. В связи с тем, что расширяем границы жанров, нам мало только драматического, сегодняшний театр многосложный, естественно, что 6 лет назад в театре появился оркестр. А в прошлом году мы попробовали сформировать самодостаточную балетную труппу.

- Отдельная труппа?

- Нет, это часть театра. Но это 10 человек, которые целенаправленно занимаются только балетом. Вначале эти ребята были на вторых ролях в наших музыкальных спектаклях. Но в прошлом году мы начали понимать, что и оркестру, и балету необходимы сольные выступления. Должны быть места, где они во-первых, все остальное во-вторых. Ире Ткаченко, нашему балетмейстеру, пришла идея гоголевской «Шинели». Мы как-то возрадовались, в это же время Игорь Нисонович Тернавский, царство ему небесное, думал о «Шинели»…

- Он два года с перерывами работал над этим.

- Работал и показывал нам эскизы. Мы понимали, что в столь разных жанрах, далеких от гоголевского языка, но единых по духу, может возникнуть два произведения, нас это очень радовало. Мы двинулись в сторону «Шинели», длительные репетиции, этапы, отборы, отсмотры, и этот спектакль интересен, что мог родиться только при наличии балетной труппы и только в условиях, что она существует в драматическом театре. В этом балете есть и драматические артисты, там все до такой степени связано. Это первый опыт, и мы надеемся, что этот спектакль будет иметь свою публику, которая погранична между балетом и драмой, любит и этот жанр, и драматический. В общем, по пути поиска выразительных средств драматического театра мы решили что-то сделать для нашей балетной труппы. Видя уже промежуточные этапы, находясь в убеждении, что это будет иметь свою публику из-за очень необычной формы подхода к литературному материалу, мы думаем, что будем продолжать эту линию. Балетная труппа будет периодически выпускать самостоятельное произведение, город Пермь любит балетный жанр.

- И с очень большой претензией относится к исполнению: «Тут недотянул, там колено не так вывернул…» Вы же понимаете, что будут смотреть и сетовать: «Ну, куда они, еще и танцевать…»

- Аналогично смотрели, когда театр начал петь. Смотрели высокомерно, иронично: «Ну, что же они занимаются не своим?» Мое глубокое убеждение, что когда-то давно шаман стоял у костра, бил в бубен, возникал звук, он старался донести свою мысль. Он пел, танцевал, музицировал, доносил смысл. А потом как-то шаманы, кто получше танцует, ушли в балет, кто похуже…

- (смеется) ушли в театр.

- Потихоньку, а кто ни то ни се, ушли в музыкальную комедию.

- Существует ведь жанр актерской песни. Почему бы не существовать актерскому балету?

- Мы на пороге своего стилистического направления. Для нас это большая радость.

- История про Башмачкина, которая невероятно актуальна, к сожалению, для меня это одна из тех историй. Для меня это одна из печальнейших историй, описанных в русской литературе, как есть у меня «Станционный смотритель», что я даже от самого названия плачу. Так же и от «Шинели». А какая в основе спектакля по  известному произведению музыка?

- Очень современная собрана. Это музыка, собранная специально для этого спектакля. У нее нет единого автора, и мне кажется, это дало возможность Ире Ткаченко, режиссеру-балетмейстеру этого спектакля, найти возможности очень разных выразительных средств и подходов к разным сюжетным событиям.

- Все-таки там танец на тему произведения либо есть сюжетные линии?

- И сюжет, и на тему, и параллельный сюжет. Придите. Мне это настолько нравится, и я настолько внутри материала, что не могу объективно это оценить, могу только сказать как факт. 6, 7, 8 на открытии сезона театр драмы открывает сезон балета. Но это только начало. 7 числа на «Сцене-Молот» как результат наших режиссерских лабораторий мы показываем спектакль «Риверсайд Драйв» по пьесе Вуди Аллена. Это такой психологический тренинг, который проходит на наших глазах. Это сложнейшие взаимоотношения очень разных людей в ситуации мегаполиса. Это спектакль, построенный на сегодняшнем театральном языке. Это спектакль, в котором психология поведения человека рассматривается под огромным увеличительным стеклом. Это спектакль сиюминутной эмоциональной сопричастности зрителя и артиста, спектакль, который, с моей точки зрения, является невероятным поводом для блистательных актерских удач.

- Это продолжение истории, связанной с экспериментальной сценой.

- Совершенно верно. Постановка совершенно молодого режиссера Саши Сазонова. Вы же знаете наш принцип, что мы последний год проводим лаборатории. Мы вначале сговариваемся о тематизме, режиссеры нам предлагают какие-то темы, в результате рождаются лабораторные показы, которые мы отбираем, и уже рождаются спектакли. Мы играем премьеру 7 сентября, подряд, и вообще у нас открытие сезона, можно сказать, пятью премьерами. Мы весь сентябрь играем новые названия. А 12 сентября мы опять уходим от драматического жанра в другую сторону. Мы попробовали сделать на тему пьесы «8 любящих женщин» спектакль в жанре, приближенном к кабаре. Существуют и драматические, и музыкальные, и комические сцены, чувства к нашим любимым женщинам невероятно проявлены. И ваш покорный слуга, и Борис Леонидович относятся к той части населения, которая сильно любит женщин, и все свои чувства попробовали реализовать.

- Надо было это к 8 марта подготовить (смеется).

- К 8 марта готовят те люди, кому на женщин плевать каждый день, а один раз в году они делают вид, что они не гнушаются мужским своим признаком.

- Поэтому многие женщины не любят 8 марта.

- А мы никогда не гнушаемся, на сцене вы увидите 8 блистательных актерских работ. Смотришь и радуешься – неужели так бывает, что в одном театре так получилось? Они все вскрыты. Практически каждая женщина – это определенный тип поведения, мироощущений, физический тип, смотреть без чувств невозможно.

- А если все-таки перейдем к Театру-Театру, вы оговорились в самом начале, сказав про театр драмы. Драма-то будет?

- Конечно! Во-первых, «Риверсайд драйв» - это гипердраматическое произведение, психодрама. Мы же всего два раза в прошлом сезоне показали «Географ глобус пропил», и я счастлив, что могу не приглашать зрителей на этот спектакль в сентябре…

- Билетов нет уже?

- …надеюсь, и в ноябре, потому что у нас все билеты проданы. Может быть, кто-то в последний момент не сможет. Мы попали в замечательного автора, Еленочка Невежина, московский режиссер, сделала очень значительную для всех нас работу. Мы этот спектакль будем представлять на «Золотую маску», потому что он абсолютно пермский, совершенно наш, очень актерский. Главные роли там исполняют те ребята, которые несколько лет назад закончили у нас учиться. Мы с Борисом Леонидовичем в этом году опять набрали актерский курс. В общем, у нас есть радость от этого спектакля, что это настоящая премьера. И пятый спектакль мы показываем, который сделали в прошлом году – это «Венецианский купец». Мы его продолжаем репетировать, искать ключи к этому сложному произведению, уже в новом виде мы явим его миру в сентябре.

- По ICQ приходит вопрос от Оксаны: «Будет ли в этом году «Текстура» и фестиваль режиссеров»? Имеется в виду «Пространство режиссуры».

- Да, в этом году…

- «Текстурой» не вы занимаетесь.

- Эдуард Бояков. Мы все знаем, что она будет. У нас с 13 по 19 октября фестиваль «Пространство режиссуры», который в этом году посвящен трем фигурам – Кама Гинкас, который привозит свою лучшую работу, «Медею». Он приезжает, участвует в мастер-классах, представляет главный персонаж, в приезд которого я до сих пор не верю, хотя контракты подписаны. О его приезде будет сниматься фильм, он привозит свой спектакль и будет проводить впервые в России недельные мастер-классы – к нам приезжает Люк Персиваль. В общем, это его первое посещение России. Могу сказать, что сегодня это самый востребованный и один из 3-4 наиболее значительных театральных режиссеров мира.

- Этот фестиваль настолько велик и многогранен, что мы ему уделим отдельный эфир. Фестиваль будет, вот ответ на вопрос Оксаны.

- У нас три фигуры – Алексей Иванов, потому что мы, кроме нашего спектакля, привозим «Географ глобус пропил» из Омска. Замечательный спектакль в постановке…

- Который пытались отменить и у него были проблемы с цензурой?

- Да, в постановке режиссера Кальсина, ученик Камы Гинкаса. Вообще этот фестиваль будет посвящен театральной режиссуре и педагогике, взаимосвязь ученик-мастер, мастер-классы – мы возлагаем на этот фестиваль большие надежды.

- Что касается следующих премьер…

- У нас работа идет с тремя режиссерами – с Никитой (неразборчиво) мы уже договорились о названии, это «Пиковая дама». С Леной Невежиной, которая сделала «Географа», мы продолжим наш творческий контакт. Она предложила в процессе переговоров, русская сцена не способна существовать без Островского, а взгляд на Островского сегодняшний, современный, актуальный найти очень сложно. Лена предложила такой взгляд на «Лес» Островского, что мы просто ахнули, позвали ее, она сейчас приедет. Мы точно знаем, что этот проект будет.

- А то, что в прошлом сезоне говорил Борис Мильграм, когда речь с ней шла о Чернышевском? Это пока отложили?

- Да, это пока подальше, а «Лес» Островского необычайно хорош. Леночка Невежина – замечательный режиссер. Мы ведем переговоры с еще одним режиссером, переговоры идут сложно. Вы понимаете, что профессия предполагает активное «я», личность очень сложная, ведем переговоры с Владимиром Гурфинкелем. Лично я никак не могу с ним договориться.

- О, да! Сложнейший человек!

- Скажу вам, очень противоречивый. Но в принципе он дал согласие и в этом сезоне, кроме премьер в других городах и странах, сыграет еще премьеру здесь. После начала сезона мы объявим ее название.

- Будем надеяться, что он не услышит раньше времени нашего эфира. А что он хочет поставить?

- (смеется) Вот тут вы меня сбили. Не скажу, потому что по театральной традиции вначале появляется приказ, потом говорят.

- А жанр?

- Драма.

- Музыкальной части пока…

- То, что у нас музыкальные спектакли столь яркие и вызывают такую любовь зрителя, это только потому, что во всех существует мощнейшая драматическая основа. А то, что любой серьезный театр стремится расширить свою палитру, так это же слава богу.

- Вопрос от Андрея: «А что пропало из репертуара театра в этом году?» Должно же появиться место для новых.

- Следите за сайтом, там скоро появится статья по этому поводу. Какие-то спектакли уйдут, какие-то мы сыграем последний раз. Прощаться со спектаклем тоже приятно, правда?

- Особенно с хорошим.

- Это же естественное дело, спектакли рождаются…

- А все-таки вы отталкиваетесь от того, идет или не идет спектакль, по посещаемости?

- Нет, очень много параметров.

- Просто были в репертуаре Театра-Театра, которые, может быть, не посещались, но, на мой субъективный взгляд, великолепные спектакли. Это уже при новом руководстве.

- Я был в абсолютном восторге от «Варваров»! Я так любил «Варваров», но по совокупности причин нам пришлось отказаться от этого названия.
- Я его имела тоже ввиду...
- К великому сожалению, спектакль как любовь, это первичное чувство. Можно полюбить один раз, второй третий, потом это стирается. Театр должен очень сильно менять репертуар. Когда мне говорят «спектакль уже идет 38 лет», понятно, что он не имеет никакого отношения к тому спектаклю.

- Даже если он очень хороший.

- Даже если он замечательный. Чувства как бы истрачиваются. Мы не молодеем и теряем первичность восприятия.

- Слушатель Артем спрашивает вас - когда вы будете успевать преподавать? Не ваш ли студент это спрашивает? У меня тоже вопрос, касающийся преподавания. Плотный репертуар, вы с Борисом Леонидовичем серьезные должности занимаете, плюс хотите реализоваться как режиссеры. На курсах вы будете как, имена просто или…

- Я вам хочу сказать, в связи с тем, что за последние 20 лет я полностью преподавал 16, не отдавать нельзя, не преподавать преступно. Если ты не хочешь в какой-то момент жизни оказаться в пустыне, ты должен растить учеников, заниматься завтрашним днем. Это священная обязанность. Но по поведенческой природе я ничего в этой жизни не могу делать формально. Это значит, что все время свободное закончилось. В следующий раз оно будет через 4 года.

- А кто в вашей преподавательской команде?

- У нас замечательный состав, мы по этому поводу еще сделаем пресс-конференцию, всех позовем. Надо презентовать.

- Но абитуриенты, было из чего выбирать?

- Таланты в России от Владивостока до Калининграда размазаны тонким слоем. Когда приезжаешь, смотришь дипломный курс, в Петербурге, ГИТИСе, Владивостоке, ты видишь двух-трех замечательных талантливых людей, 5-6 пригодных и тех, кто очень хочет. Эта пропорция, к сожалению, везде. Я один раз в жизни видел курс, где было четверо невероятно одаренных людей.

Владимир Гурфинкель был нашим гостем. Спасибо!


Продолжаем нашу программу. Так случилось, что сегодня она посвящена событиям театров. 3 сентября свой 142-й сезон открывает Пермский театр оперы и балета. В течение этого сезона нас ждет 5 премьер, фестиваль, балетный конкурс, насыщенная гастрольная программа. Во-первых, откроется  сезон балетной премьерой минувшего сезона в хореографии Кеннета Макмиллана. 5 сентября на сцене театра пройдет торжественный гала-концерт с участием артистов театра оперы и балета. Как вы уже неоднократно слышали, первой премьерой станет барочная семи-опера Генри Перселла «Королева индейцев», которую пермский театр оперы и балета готовит в копродукции с мадридским театром «Реал» и Английской Национальной оперой. Ровно через неделю в программе «Событийный ряд» вы сможете услышать интервью с режиссером спектакля Питером Селларсом. А в апреле нас ждет конкурс артистов балета «Арабеск», и восьмой Дягилевский фестиваль пройдет в конце июня.

Продолжая театральную тему, хочу сказать, что свой 50-й сезон Театр юного зрителя откроет 18 сентября. В этот день главными героями станут персонажи мольеровского «Мещанина во дворянстве». Постановку осуществляет режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин. Я побывала на одной из репетиций этого спектакля, после репетиции с Евгением Зиминым у нас состоялся разговор о грядущей премьере.

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ.
- «Мещанин во дворянстве» - произведение хрестоматийное. Вас не пугало, что многие очень хорошо знают это произведение, видели спектакли по телевидению и в театрах?

- Наверное, насчет «пугает» неправильный вопрос. Мы как раз намеренно обратились к хрестоматийному произведению. Когда я его прочел, когда я смотрел на этот текст, я почувствовал себя тем самым зрителем, который в школе проходил «Мещанина во дворянстве», читал, у которого есть некие представления об этом произведении, который знает, что это классика, Мольер. Но он не относится к этому произведению как к современному. Я перечитал текст. Вернее, началось с того, что была идея поставить Мольера. Мне попался на глаза «Мещанин во дворянстве», я его перечитал и поймал себя на мысли, что текст безумно современный. Несмотря на языковую вязь, свойственную переводу, эпохе, те мысли, которые говорятся там, абсолютно прозрачны и соответствуют сегодняшнему дню. Я поймал себя на мысли представить произведение Мольера, раскрыть вот эти мысли, найти театральные эквиваленты им, зритель почувствует примерно то же самое, что и я, когда прочел.

- Вы имеете в виду, что это та самая подмена, когда люди не просто лгут о себе и себе сегодня, а претендуют на что-то большее?

- Конечно! Ведь «Мещанин во дворянстве» - это история о том, что человек может быть не тем, чем является на самом деле. Идея понятна, но когда включаешь телевизор, смотришь что-то в интернете, постоянно видишь ситуацию, когда сиюминутно идут «Минуты славы», «Танцы со звездами», «Поле чудес»… Ведь то, что «Поле чудес» когда-то было передачей, в которой отгадывали слово и получали деньги, все уже забыли. Это все превратилось в подарки соленых огурцов. Что движет людьми, которые едут на «Поле чудес»? Уже никак не желание заработать деньги. Они тратят их гораздо больше, чтобы попасть на эту передачу. Желание познать другую жизнь, попасть в ящик, и кажется, когда ты попадаешь туда, ты становишься другим, обретаешь какой-то новый мир, у Журдена тоже есть желание красивой другой жизни. Благо у него есть деньги, чтобы ее воплотить. Для этого он нанимает учителей, занимается с философом, готовит балеты. Он может себе это позволить. Но это тщеславное желание быть лучше, чем ты есть, оно всем свойственно. Когда ты читаешь этот текст, то понимаешь, что это злободневно. Что такое мещанин во дворянстве? Понятно, что во времена Мольера это сословные дела, сейчас они не так сильны. Но если рассматривать…

- Ну как же, а финансовое разделение?

- Да, и эта тоже мысль есть! Но у нас сейчас достаточно мощный средний класс. есть обыватели, которые стремятся попасть, стать звездами. Мне рассказывали, что на многих корпоративах очень модно устраивать сценические представления сотрудниками фирмы. Что движет людьми? Не просто желание развлечься, а желание почувствовать себя такой же звездой. Тем более, СМИ, не в обиду будет сказано, в основном телевидение, всячески культивируют представление о том, что для того, чтобы стать звездой ничего делать-то не надо. Главное – засветиться, и все! Петь научат, танцевать научат, «я звезда»! Откуда эта «Минута славы»? Все хотят эту минуту славы. В данном случае мы как раз решили устроить господину Журдену эту минуту славы, обозначить жанр спектакля как «фантазия на вечную тему». Понятие «фантазия» развязывает нам руки, мы можем выдумывать все что угодно, но опираясь на текст автора. Мы не переписываем пьесу, мы говорим мольеровским языком. В этом, мне кажется, и сила, что вроде как текст-то написан 400 лет назад, а звучит современно. Естественно, мы в поисках какого-то театрального решения определенных сцен прибегаем к сегодняшнему дню. Да, в спектакле есть и парики, но есть и мобильные телефоны.

- Тут у вас эклектика?

- Да. А вообще желание стать не тем, кто ты есть, абсурдно. И жизнь наша абсурдна (смеется). Включаешь телевизор, да идешь по улице, и смотришь на тот абсурд, который вокруг тебя.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Премьера спектакля «Мещанин во дворянстве» будет представлена 18 сентября в день открытия 50-го сезона ТЮЗа.

А в событийный ряд пермской культуры входит кинопремьера, которая состоится 4 сентября. Первый игровой фильм из детско-юношеского альманаха «Белиберда», называется «Либробот», история о дружбе мальчика и робота. Режиссер картины - Виктор Наймушин, имя говорит само за себя. Очень известный в Перми режиссер. Жанр фильма авторы обозначили как  футурологический памфлет. Сценарий к фильму написала пермская школьница, 13-летняя Софья Попова.

По сюжету картины  подросток получает  на день рождения робота, который будет исполнять все его желания. Мальчик быстро понимает, что безотказный механизм удобно эксплуатировать по полной программе. Но пока Либро безропотно  выполнял все приказы, семья сама чуть не превратилась в роботов. А робот оказался самым человечным существом в этой истории.  Мне этот  синопсис немножко напоминает рассказ «Электронная бабушка» по Бредбери и спектакль по нему в ТЮЗе. В фильме много дебютов. Для Сони Поповой это первый в её жизни реализованный сценарий. Наталья Макарова, Светлана Бисерова и Максим Райхерт – для них фильм стал кинодебютом.  Анимацию и спецэффекты для «Либробота» делали студенты пермской Академиии культуры Олеся Асхатова и Илья Новиков. В планах киногруппы выпустить полнометражный подростковый киноальманах «Белиберда», то есть снять как минимум ещё два фильма. Сейчас сценарии к ним готовятся и находятся  в разработке. Премьера фильма состоится 4 сентября в 17 часов в киноцентре «Премьер», вход свободный.

На прощание напомню, что на этой неделе начинается фестиваль «Камва». Не успеваем отдельно на событии остановиться. Но есть сайт, на нем вы найдете всю программу  фестиваля. «Событийный ряд» для вас подготовила и провела обозреватель культуры Нина Соловей.


Обсуждение
1817
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.