Верхний баннер
20:55 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 23 сентября 2013

Самые яркие культурные события недели: опера "Королева индейцев", вернисаж Нины Горлановой, концерт Александра Лубянцева

Мировая премьера в Перми

 

На этой неделе пермская опера представит свою первую премьеру сезона - спектакль Питера Селларса «Королева индейцев», поставленный на музыку Генри Пёрселла. «Королева индейцев»  - последнее произведение в короткой карьере композитора Англии, автора «Дидоны и Энея» Генри Пёрселла, оставшееся незавершенным в связи с его скоропостижной кончиной. Американец Питер Селларс вместе с Теодором Курентзисом, воспроизводит недописанный оригинал, дополнив его другими фрагментами из сочинений Пёрселла. В новом либретто арии из первоисточника, монологи из романа Р. Агиляр «The Lost Chronicles of Terra Firma» («Затерянные хроники Terra Firma»).

 Дирижёр-постановщик оперы «Королева индейцев»,  художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзиса считает, что новое название в репертуаре – событие мирового уровня.

 

Теодор Курентзис: "Есть художники, которые делают авторскую работу так, чтобы остановить суету нашей жизни и включить правильный божественный канал культуры и искусства".

 

- Я безумно счастлив, что наконец-то до России добрался такой величайший художник Питер Селларс. Человек, который куда не съездит, не просто творит уникальное продвижение в мышлении об искусстве - он образует какое-то невероятное поле любви и глубокого понимания вопроса «Что вносит искусство в наш мир? А также - зачем люди должны собираться в оперных залах? Что музыканты должны играть и как они должны играть? Из-за того, что в наши сумасшедшие дни мы все торопимся, и нет времени осмыслить то, что мы делаем. Но есть художники, которые делают авторскую работу так, чтобы остановить немножко суету нашей жизни и включить правильный божественный канал культуры и искусства.

 

Вот добрался в Россию Питер Селларс. Это колоссальная ответственность, потому что это человек, который знает, как никто другой из американцев, русскую культуру добрался именно до Перми, а не приехал в Санкт-Петербург или в Москву. Знаете, нам сейчас так завидуют.

 

Второе счастье мое в том, что я, наконец-то, осуществляю постановку моего любимого композитора Пёрсела. Я очень люблю оперу «Indian Queen». Я очень много и долго думал над тем, как из нее сделать сценическую версию. Это очень сложно, потому что текст не окончен. Это как «Реквием» Моцарта. И когда-то мы сидели с Питером, делали наш проект, а это была «Иоланта» Чайковского и «Персефона» Стравинского, то мы говорили об «Indian Queen». И Селларс - первый человек, который сказал, что он обожает эту музыку.

 

Тем более, что в России объяснить что такое «Indian Queen» было сложно.

 

Я когда хотел купить диск «Indian Queen», то мне давали диск группы «Queen». А я говорил: «Вы видели «Зеркало» Тарковского? Там играет один кусочек из этой оперы!» И поэтому я считаю, что это большое мировое открытие, то, что вы увидите здесь, потому что впервые открывается эта музыка на сцене. Есть музыка, которая справедливо забыта, есть музыка, которая несправедливо забыта. Эта – несправедливо забыта.  

 

Премьерные показы оперы «Королева индейцев» пройдут на сцене пермского театра им. Чайковского 25, 27, 28 и 29 сентября, а также 1 и 2 октября.

В главных партиях: Надежда Кучер (сопрано), Джулия Баллок (сопрано), Кристоф Дюмо (контратенор), Винс И(контратенор), Маркус Бручер (тенор), Ноа Стюарт (тенор), Лютандо Кэйв (бас-баритон) иМариткселль Карреро. Танцовщики: Такеми Китамура, Пол Сингх, Бурр Джонсон, Кэйтлин Скрэнтон.

 

 

 

Новые имена

 

25 сентября в концертном зале Дома Дягилева (Сибирской, 33) пермский арт-клуб «Сцена» устраивает концерт для любителей фортепианной музыки. На сцену выйдет лауреат конкурса Чайковского, лауреат специальной премии критиков, пианист из Санкт-Петербурга Александр Лубянцев. О программе вечера молодого виртуоза и амбициях организаторов арт-клуба «Сцена» в эфире «Эха» рассказали музыкант Александр Лубянцев и организатор концерта Яна Корнеева.

 

 

 

- Яна, как давно вы появились в нашем городе и каких именно музыкантов вы приглашаете?

 

 - Работаем мы не так давно. С апреля прошлого года. Занимаемся организацией концертов классической и джазовой музыки в Перми и Пермском крае с участием молодых и интересных исполнителей. Знакомим пермскую публику с новыми именами.

 

- То есть, своей деятельностью вы хотите рассказать, что такими именами как Мацуев, Спиваков, Луганский исполнительская русская школа не ограничивается?

 

 -  Все верно. Вот есть такие исполнители, как Александр.

 

- Как вы с ними знакомитесь? Как вы нашли Александра?

 

- Александра мы нашли через интернет. Слушали трансляцию конкурса Чайковского. Уже тогда было понятно, что это уникальный музыкант, пианист. «Русское чудо», как его называют в Японии. Списались с ним, пригласили, он с удовольствием принял наше приглашение.

 

- Александр, как часто вам приходится концертировать, и что вы представите в Перми?

 

- В последнее время у меня проходит много концертов, и они очень разные. Только что был фестиваль в Плёсе. Но я очень рад приехать в Пермь. Так здорово, что у вас тут будет премьера Пёрселла. Я тоже хотел бы пойти. А сам я буду играть других композиторов - Бетховен, 31 соната опус 101, она одна из поздних. Потом Равель «Ночной Гаспар», это мое любимое произведение. И сыграю Шопена, опус 59, три мазурки и опус 38 3-я соната. Получается, что у меня в концерте вся музыка поздняя. У Шопена это вообще поздние опусы. Это  - мои любимые произведения. Я их достаточно давно играю.

 

- Пока Вы можете себе позволить роскошь самому определять программу концерта. Правильно ли я понимаю, что для программы выбираете то, что вы хорошо точно знаете и то, что вы любите?

 

 

-   Я начинаю учить произведения только те, которые хочу учить. В общем-то, я не знаю, что могут люди подумать, но я пытаюсь заниматься музыкой в свое удовольствие. Чтобы мне было приятно. Я заметил, если я учу то, что мне нравится, тогда действительно приятно этим заниматься.

 

 

- Вы так «загорелись», когда узнали о том, что в Перми дают Персела. Наверняка понимаете, что пермская публика в музыкальном плане - искушенная. Тем более, что сами будете выступать в Доме Дягилева, куда ходит определённый круг людей - истинных ценителей камерной музыки...

 

 - Все знают, здесь публика серьезная и хорошо разбирается в музыке. Я хочу хорошо играть. И буду готовиться. Хотя недавно в Плёсе я Шопена играл и несколько раз уже и в Питере, и в Москве сыграл эту же программу.  Кстати, эта же программа у меня будет потом в Мариинском концертном зале в Питере.

 

- Есть ли у вас какие-то фавориты? Музыканты, на которых вы равняетесь или вам просто нравится чей-то стиль игры?

 

 - Самые любимые для меня исполнители - Дину Липатти, Иво Погорелич. Еще мне очень нравится молодой Евгений Божанов. Потому что у них, есть своя линия интересная. Мне их  всегда интересно слушать. Я пытаюсь и что-то свое создавать. Не то, чтобы просто менять музыку, а именно свое отношение к ней выражать.

 

- Не просто соригинальничать?

 

 - Да. А именно иметь какую-то свою подачу.

 

Александр Лубянцев: "Если молодые люди ходят на концерты, то это либо опережение, либо прорыв".  

 

 - Яна сказала, что услышала вас в интернете. Было время, когда появились аудиозаписи и тогда предрекали смерть концертам и всей концертной деятельности. Дескать, можно все записать и никуда не ходить, дома слушать. Сегодня есть интернет. Можно имя Александра Лубянцева набрать в Яндексе или еще где-то и послушать. Вы как считаете, эти боязни так же не сбудутся по поводу интернета, как не сбылось в прошлом веке с аудиозаписями?

 

 - На самом деле это очень интересный вопрос. Я сам могу много для себя найти в интернете. Думаю, что я ходил бы на самых любимых артистов, которых я нашёл именно в интернете. Сейчас из-за этого повышается какая-то требовательность к исполнителям. Это достаточно легко - выбрать, что нравится, и на это сходить. Но вот, я например, делаю такие трюки, со временем я играю немножко по-другому, это даже не трюки, это само получается. Я могу сказать, что, если кто-нибудь найдет мою запись в интернете, возможно, и придет на концерт, то все будет немножко по-другому. Это первое. Во-вторых, у меня есть произведение, которое я еще не выставлял, это моя собственная соната. Я ее, правда, пока что не играю за этот приезд в Перми, но может быть, в следующий приезд сыграю.

 

- Вы бы хотели, чтобы публика после вашего концерта с чем выходила?

 

 - Я хочу, чтобы люди были немножко довольны жизнью. Это у меня главная цель.

 

- Надежду испытывали?

 

 - Да. Какие-то впечатления получили, даже если музыка достаточно трагическая. Либо люди прочувствовали какой-то опыт, чтобы люди поняли, что все хорошо на самом деле.

 

- Александр, зрители, которые приходят на концерты академической музыки, фортепианной музыки в Питере, это, все-таки, люди старшего поколения, либо омолаживается аудитория? Вы, понятно, ходили и будете ходить, потому что это ваша жизнь…

 

 - Мне кажется, что в прослушивание классической музыки сложный акт.  До этого нужно немножко дойти, к этому нужно прийти. Мне кажется, что с возрастом любой человек почти может к этому прийти. И естественным является то, что публика достаточно зрелого возраста. А если молодые люди ходят на концерты, то это либо опережение, либо прорыв.

 

- И это самая благодарная  публика?

 

 - Да. Там всегда отдача есть. Это бывает в разных городах, не зависит от того, в Питере или где- то еще.

 

- Яна, организовывая концерны Александра и других музыкантов, чьи имена, выражаясь современным языком, не распиарены, не раскручены, вы сталкиваетесь со скепсисом - а кто это, а что это? Дескать, на концерт не пойдет никто, потому что имя неизвестное? Что вы говорите в пику этим критикам?

 

- Да. Скепсис определённый есть. Благодаря современным технологиям, тому же интернету, можно всегда посмотреть, послушать запись и оценить уровень исполнителя. В принципе, те люди, которых мы приглашали, всегда оставались довольными. Все получали яркий эмоциональный заряд. Не всегда наши большие звезды играют с полной отдачей. Есть такая тенденция, что, дескать, это -  провинция и просто очередной концерт. А молодые музыканты всегда стараются выложиться по максимуму. Чтобы это всегда было событием. В этом плане наши концерты ценны.

 

- Но есть ведь ценность того, что нет пророка в своем отечестве. Ты можешь не знать, что сейчас ты берешь интервью у Александра Лубянцева, а лет через 5 ты будешь  гордиться тем, что сидел с ним в одной студии. Так же как человек, который пришел на концерт, он может стать нечаянно свидетелем восхождения большого музыканта. Александр, вы ведь в своих кругах все равно обсуждаете проблему с медийностью и раскрученностью?   

 

 -  Если честно, то мне кажется, что эту проблему лечит время. Со временем все равно все будет меняться, переставляться. Кто-то может выйти в медийные персонажи, а кто-то может на отдых уйти.

 

- Но ведь в академическом искусстве, в отличие от популярной музыки, от эстрады, невозможно быть медийным лицом, не обладая талантами

 

 - Да, конечно, надо быть талантливым человеком. Те люди, которые сейчас известны, они все равно суперталантливы. Тут ничего не скажешь.

 

 

 

Ангелы среди нас

 

Пермский «Музей советского наива» приглашает на вернисаж живописных работ Нины Горлановой «Пермяк пермяку ангел». Куратором экспозиции писательницы была неожиданно приглашена не профессиональный искусствовед, а журналистка Юлия Баталина. Она рассказала о необычном выставочном эксперименте.

 

 

 

 - Учредитель Музея советского музея Надежда Агишева, мне как-то сказала: «А ты не хочешь ли выступить куратором на выставке Нины Горлановой?» Это было именно так, с разбегу. Понятно, что я не куратор и не искусствовед. Но Горланова тоже не художник. И если у нас писательница Нина Горланова выступает в роли наивного художника, то почему мне не выступить в роли наивного куратора (смеется). Эта выставка сделана без всякого искусствоведческого понта. Она сделана от души.

 

 - То есть, длинных искусствоведческих аннотаций к выставке не будет?

                                           

-  Очень хороший и талантливый человек Анна Сидякина написала нам эссе о Нине Горлановой. Его мы опубликуем в буклете к открытию. То есть, какие-то слова все-таки будут. Но они будут не заумные, не искусствоведческие. Все будет в жанре чистого искусства. Выставка называется «Пермяк пермяку ангел». Мы с вами знакомы с Ниной Горлановой, мы знаем, что у нее все ангелы. Она ко мне обращается только ангел мой, и ко всем остальным так же (смеется). Поэтому у нее все ангелы. И пермяк пермяку ангел. И эта выставка делалась по принципу, что все вокруг ангелы. Я как куратор только придумываю всякие фишки и говорю: « У нас зал должен быть голубого цвета. Причем от входа он должен быть светло голубой и по мере продвижения он должен становится все темнее, глубже и насыщеннее. Это небесный синий цвет, вот как в песне. А здесь у нас будет райский сад, тут будут травы и цветы, животные невиданной красы. А здесь у нас будет аквариум. Здесь у нас будет плыть 153 рыбы!» Эти все вещи я и придумываю. А директор музея, Люба Орлова, чешет голову, сколько же нам ремонтники насчитают за перекраску музея во все цвета. И что вы думаете, находятся волонтёры, которые красят бесплатно. Ну разве не ангелы?

 

- То есть стереотип, что пермяки это смурные, обозленные, недовольные, обиженные люди выставка должна разрушить?

 

- В какой-то мере, я надеюсь, да. Пермяки, они действительно немножко смурные, но среди них попадаются и ангелы. И все больше, больше, больше. И как мы собирали картины, это же тоже интересно. Мы их собирали через Facebook. Мы написали, что у нас будет выставка Горлановой, у кого есть картины - несите. Люди с удовольствием откликнулись. С удовольствием дали картины для выставки. Тоже ангелы.

 

- Если читать ЖЖ Нины Горлановой, ее Facebook, понимаешь, что она в один день по две работы точно делает. Их уже большое количество. Мало у кого нет работ Нины Горлановой. Она всегда приходит к кому-то в гости, то 2 – 3 работы с собой в подарок несет. Но ведь вам пришлось выбирать из того количества, что принесли. Какой критерий был?

 

- Тоже совершенно никаких научных критериев не было. Мы просто смотрели.

 

Юлия Баталина: "Я не куратор и не искусствовед. Но Горланова тоже не художник. И если у нас писательница Нина Горланова выступает в роли наивного художника, то почему мне не выступить в роли наивного куратора? Эта выставка сделана без всякого искусствоведческого понта".

 

- Интуитивно?

 

- Да. Что нам тут подходит, чего нам тут не хватает на этой стенке. Потом, у Нины достаточно ограниченное количество сюжетов, она их повторяет.

 

- Рыбы, птицы…

 

- Петухи, цветы с глазами. Мы просто сравнивали между собой одинаковые картины и выбирали наиболее выразительные.

 

- А вы уже придумали, как будет проходить вернисаж. На открытии что-то будет интересное. Или все традиционно?

 

- Вернисаж у нас будет проходить традиционно. Но у нас будет несколько фишечек, связанных с самой выставкой. Мы планируем, когда закончится развеска, а она еще не закончилась, привести туда Нину, чтобы она провела экскурсию. А мы бы эту экскурсию засняли на видео. Поставим плазменный экран. Там будет возможность у каждого посетителя выставки посмотреть авторскую видео экскурсию. Чтобы потом пройти по этому маршруту и смотреть на эти картины, зная, что автор в них вложил. Вот такая будет штука. А на вернисаж, тут не надо ничего придумывать - придет очень много друзей и знакомых Нины.

 

- В сравнительно небольшой по площади музей.

 

- (Смеется) Да. Я думаю, что там просто будет очень много разговоров. Будет о чем поговорить, будет с кем поговорить. А это - тоже очень важно!

 


Обсуждение
2099
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.