Верхний баннер
23:23 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 декабря 2013

"У нас сложилась школа, которая позволяет пермским яхтсменам достигать высоких результатов", - Алексей Санников

- Регата еще не завершилась, как я понимаю, кто-то еще вообще в пути?

Виталий Тараканов: Да, несколько лодок еще не финишировало. Финиш закрывается через сутки. Есть надежда, что они успеют.

- Алексей Витальевич, к вам вопрос. Мы живем на Урале, у нас, конечно, есть прекрасная река Кама, но откуда у нас на Урале так развит, как мы сейчас узнаем, парусный спорт, яхтенный спорт?

Алексей Санников: Спорт находится там, где есть желание им заниматься.  И результаты там, где желание им заниматься. Так повелось, что пермские яхтсмены вообще добиваются хороших результатов. У нас сложилась школа годами выращенная, которая позволяет достигать таких результатов. Если говорить о том, почему у нас есть яхтсмены, могу сказать, что вообще центром парусного спорта является Москва, где даже реки то нет толком. Но это один из самых таких центров России. Где есть люди, где есть желание, где есть деньги, там развивается спорт.

- Но тренировки проходят где? На Каме? Или это всегда на выезде все происходит?

Алексей Санников: У нас два есть таких вида. Есть яхтинг и есть парусный спорт. Все-таки больше в Перми и Пермском крае я бы назвал это парусным спортом. Реально хорошие яхтсмены у нас здесь есть, хоть они все и стареют, приближаются к серьезному возрасту, но это все чемпионы Советского Союза, из тех времен. Поэтому соревноваться с ними – это большая школа для подрастающего поколения, для молодежи, хотя молодёжь в парусном спорте считается с 30 до 50.  Благодаря соревнованиям с нашими ветеранами мы растем и это позволяет нам показывать хорошие результаты на международных поездках. На тех соревнованиях, которые проводятся за рубежом, в Средиземном море, в Атлантике, на Карибах. 

- Давайте к самой регате. Насколько я понимаю, для пермяков участие в этой регате является на данный момент наивысшим достижением, пересечение Атлантики, такая длинная регата? Или были и другие соревнования?

Виталий Тараканов: С точки зрения престижности и, наверное, каких-то достижений именно в парусном спорте, есть соотносимые регаты до этого. Несколько раз участвовали в Чемпионатах мира. В регатах серии Rolex. Но вот эта Трансатлантическая регата, конечно, имеет свою особенность. Таких продолжительных регат в мире, наверное, больше нет. Есть очень небольшое число гонок вокруг света под парусом. И это очень специфические вещи, практически там не участвуют любители, команды такого уровня. И проходят они раз в несколько лет. А эта Трансатлантическая гонка проходит каждый год. Каждый год около 250 лодок собираются, пересекают океан, и это очень с одной стороны своеобразная по сложности, по своим задачам, по своему устройству очень интересная регата. Очень самобытная, она проходит около 40 лет.

- Я так понимаю, вы больше 19 дней провели?

Виталий Тараканов: 19 дней – это время исправленное. Там сложная система подсчета очков в зависимости от яхты. Потому что яхты все разные и система пересчета времени…

- Тут я имел в виду больше по тому, что это очень продолжительная гонка.

Виталий Тараканов: Да, очень продолжительная.

- Кто-то еще в пути, то есть больше 20 дней.

Виталий Тараканов: Последняя яхта нашего гоночного дивизиона, который считается быстрым, самым быстрым, в нем участвуют подготовленные люди, она финишировала вчера. Мы уже были дома. И успели с другого острова перебраться.

- Давайте смотреть по дивизионам. У нас есть гоночный класс, есть круизный и…

Виталий Тараканов: Есть класс мультихолл, это катамараны. И гоночных дивизиона два.

- Мы  в каком?

Виталий Тараканов: Мы в классе Б. гоночный класс Б, это яхты длинной от 14, 4 и до 8,5 метров. Следующий гоночный класс А, это яхты уже от 14,5 до 25 метров.

- 19 дней, куча тысяч морских миль. Все это расстояние вы преодолеваете исключительно под парусом? Не прибегая к помощи двигателя?

Виталий Тараканов: В гоночных дивизионах исключительно под парусом. Двигатель разрешено включать только на нейтрале, для зарядки батарей. Что мы делали раз в 2 – 2,5 суток.

- Были ли какие-то критические ситуации во время регаты? Там был штиль, шторм? Как была погода?

Виталий Тараканов: Очень сложная была первая неделя, потому что были нестабильные ветра и были шторма. Сколько их было,  посчитать сложно, то ли это отголоски одного, то ли нет. Судя по той информации, которую нам давал береговой штаб, мы прошли через 2 очень серьезных области низкого давления, через циклоны, со скоростью ветра до 63 узлов. Это то, что мы видели, это по силе ветра 12-бальный шторм.

- Мы вот сухопутные. Наши слушатели тоже. Как это выглядит, 12-бальный шторм? Как себя ведет яхта?

Виталий Тараканов: Если перевести ветер в метры в секунду, то это как раз где-то 60 метров в секунду и есть.

Алексей Санников: 63 узла – это 100 метров в секунду.

Виталий Тараканов: Примерно так и получается.

- Волна стеной, которая захлестывает

Виталий Тараканов: Волна от 6 до 8 метров, практически каждая из них проходится по палубе яхты. То есть это гребень высотой 1,5 метра. Если ты не привязан, сил у тебя удержаться на палубе нет. Ты постоянно пристегнут к палубе страховочным ремнем, постоянно в жилете, постоянно ремень тебя удерживает, потому что руки не удерживают, разжимаются. Дождь горизонтальный. Он летит и смотреть вперед невозможно, потому что очень сильный тропический дождь. Ну, и стена воды. Потому что после 50 узлов начиная, он просто летит. И в таких условиях, люди упавшие в воду, есть специальное приспособление, которое позволяет не задохнуться. Опасно в этих вещах, ты упал в воду, ты находишься в пене, в пене дышать невозможно, есть специальное приспособление на спасательных жилетах, которое автоматически открывается, ты находишься в таком капюшоне, который позволяет тебе в этой пене дышать. Дышать на бору яхты, которая находится на 1,5 метра над водой, тоже не просто.

- Никто не падал?

Виталий Тараканов: Слава богу, нет.

- А по времени этот шторм сколько длился?

Виталий Тараканов: Сутки. Самая сложная часть была, вся команда, мы не уходили с палубы сутки.

- Вся команда работает. В таких условиях продолжаете больше бороться со стихией, или есть где-то мысль, надо бежать, надо идти вперед?

Виталий Тараканов: Обязательно. Стараешься идти ближе к генеральному курсу, как можно ближе надо продвигаться, это все-таки гонка. Этот баланс между скоростью продвижения по дистанции и сохранением лодки, потому что шторм рано или поздно кончится, и потом придется гоняться в обычных условиях, а на лодке еще должны остаться целы паруса и не сильно уставшая команда. Вот где-то вот на этой грани приходится постоянно балансировать.

- Вообще, в море 19 дней провести, уже в принципе не просто. Как вообще на яхте, это все-таки не круизный лайнер. Как там организован быт? Как работает команда? Кто-то на палубе, кто-то отдыхает?

Виталий Тараканов: 6 человек были организованы по 3 вахты. То есть, 3 вахты по 2 человека. Но так как количество экипажа для такой яхты обычно 10 – 12, а в длинную гонку пошли в шестерном, чтобы какие-то удобства себе более или менее обеспечить, для обитания в яхте. Количество воды, количество продуктов опять же было соизмеримо с размерами яхты. Пошли минимальным составом вшестером. Ну, это значило, что при любой смене, при любом аврале, смене курса, работала вся команда, даже несмотря на отдых. У нас было два рулевых из Перми, чуть-чуть помогал рулить испанец, ну, можно сказать, что 2,5, потому что наш испанский друг очень старался, очень хорошим проявил себя яхтсменом, но нет опыта управления гоночной яхтой, поэтому он рулил в те моменты, где можно было отдохнуть и условия были попроще. Все это происходило довольно гибко. Есть два варианта несения вахт, на самом деле. Люди гоняются или четко по времени, по 3 часа. То есть, если 3 вахты, то 4 через 8. Или можно гоняться, и нам такая система ближе, мы с ней участвуем и в местных гонках в длительных и в гонках на море, по состоянию погоды, если погода позволяет, большая часть команды отдыхает, если погода не позволяет, то вся команда работает. Ну и в итоге, могу сказать, что тактика оказалась правильная. Тяжелые моменты мы пережили без потерь, а в какие-то промежутки между сложными условиями удавалось отдыхать.

- За гонкой можно было наблюдать на сайте с помощью спутника, найти там нашу пермскую команду и следить. И у меня такой вопрос, все яхты, конечно, все пересекают Атлантику, но курс у всех очень разный. Хотя, казалось бы, всем из одного порта нужно прийти в другой порт. Как команда выбирает этот путь? На чем основываются, и почему на большом расстоянии друг от друга идут?

Виталий Тараканов: Есть несколько тактик пересечения трансатлантического океана в этой гонке. Есть классический маршрут – южный, когда яхты спускаются максимально на юг, что делают 80% яхт. Яхты спускаются максимально на юг, к островам Кабо-Верде, входят в зону не сильных попутных ветров и попутного течения. И спокойно с комфортом, в хороших условиях продвигаются на запад, в сторону финиша, в сторону Карибских островов. Есть, конечно, кратчайший путь по генеральному курсу, по компасному, если прямую проложить, и северный маршрут. Обычно люди делятся на 2 варианта, северный и южный, но последнее время в связи с погодными изменениями стали часто, и последние рекорды установлены именно как можно ближе к генеральному курсу. В этом году рекорд установили северным маршрутом. Это говорит о том, что реально погода в мире меняется. Вся эта южная тактика строится на том, чтобы получить преимущественно за счет Гольфстрима. Задача как можно раньше на него попасть и с этими попутными ветрами прийти туда. Но в последнее время северные ветра, которые приходят с севера, продавливают зону этих южных ветров, спускаются все ниже и ниже. Северным маршрут становится все более сложным. То, что мы испытали на себе, сильные шторма вначале, зато сулит большое сокращение по километражу.

- Виталий, вы выбрали северный путь, насколько я понимаю, который сложнее. Зачем? Можно было, кушая мандарины, лежа, загорая.

Виталий Тараканов: Видимо это не наши методы. Хотелось пройти быстрее. Тем более, мы сразу приняли, что мы идем в гоночном дивизионе. И вот этот сплав с комфортом и более длительный был не интересен. Все равно хотелось побороться. Честно говоря, мы не рассчитывали, что удастся побороться настолько. Но когда, проходя эту сложную часть дистанции, мы оказались во главе гонки, во главе нашего дивизиона, обгоняя некоторые яхты большого гоночного дивизиона, тут азарт захлестнул, начали пытаться бороться. В нашем флоте мы финишировали четвертыми. До последнего борясь с яхтой, которая пришла третьей. Мы проиграли ей всего час. Час на такой дистанции – это очень немного. Потом уже благодаря исправленному времени, по гандикапу, яхты, пришедшие через сутки, через двое или через трое в том числе, они оказались впереди нас. Хотя на самом деле, они пришли позже.

- Участвуя в такой регате, вспоминаю мультик про капитана Врунгеля, один обошел, второй обошел, ты видишь участников других команд, другие яхты, понимаешь, что он тебя обходит? Или нет?

Виталий Тараканов: Нет. В одиночестве. На второй день мы еще несколько яхт встретили, на третий день мы уже не видели никого. И пару видели в последнюю ночь.

- Как ориентируетесь?

Виталий Тараканов: Ориентируемся благодаря береговому штабу. 2 раза в сутки обновлялся сайт организаторов с новыми положениями, скоростями соперников, и мы 2 раза в сутки получали информацию от нашего штаба по спутниковому телефону. Отмечались на карте. Понимали, с кем мы гоняемся и за что.

- Стратегия, тактика от этого меняется, что вот понимаешь, что эти начали обходить, хотя одни идут севернее, может быть как-то сменит курс?

Виталий Тараканов: Анализом занимался больше береговой штаб, конечно, вместе с нами принимали решения, мы уже принимали на месте. Но тут больше очень интересна была скорость яхт. И перспектива. В одно время яхты с юга шли быстрее, но мы понимали, что через сутки они должны попасть в зону высокого давления, в солнечную хорошую погоду, где не будет ветра, и так все и происходило. И задача берегового штаба и наша была пройти, с одной стороны избежать сильных штормов, что могло привести к поломке, с другой стороны, избежать зон, где ветер слабый, чтобы поддерживать постоянную среднюю скорость. В общем-то, мы все 19 дней этим и занимались.

- Береговой штаб. Сейчас вот услышал. Что это такое? В береговом штабе кто сидит? Тоже наши пермяки, чем они занимаются?

Виталий Тараканов: Это наши друзья, профессиональные яхтсмены. С которыми мы часто пересекаемся на соревнованиях, которые добровольно, из интереса, из любви к искусству поддержали нас и выдавали нам эту информацию. Игорь Скалин, неоднократный чемпион мира, призер Олимпийский игр, сегодня он проживает в Москве.

- А задача берегового штаба, она какая, кроме как выдать информацию, кого обгоняешь, кого не обгоняешь?

Виталий Тараканов: Задача берегового штаба выдать информацию, собрать ее с сайта, выдать рекомендации по погоде. Потому что на берегу погода, конечно, читается, учитывая сегодня все спутниковые прогнозы, они работают.

- Они не выполняют такую роль тренера, наставника, который сидит и рекомендует, надо делать так, так и так?

Виталий Тараканов: Немножко все равно ситуация на месте и в интернете она отличается. Они все время нам не забывали повторять, что это рекомендации. И еще не надо забывать, что это большая работа техническая на яхте. Кроме решения, куда пойти, нужно реализовать это в скорость, поставить нужные паруса. Честно говоря, даже два раза в сутки дать свои координаты со скоростью, с направлением ветра, в двух словах положение дел на яхте, что выливалась в два слова «Парма окей!», это уже не просто. В условиях волны, укачивания постоянного, даже это давалось не просто.

- Ближе к финишу, берега увидели. Открыли шампанское сразу?

Виталий Тараканов: Если честно, шампанское открывали два раза за гонку. У нас у двух членов команды были дни рождения. Они справили его посредине мирового океана. Опять же к мультику про капитана Врунгеля. С погодой как-то в эти дни повезло. Буквально через день был день рождения у Сергея Кульпина и у Мануэля Манелло, нашего испанского друга. Удалось отметить по бутылке шампанского. Какой-то такой импровизированный стол. Успели отдохнуть немножко и пошутить. А берег мы не видели. Мы финишировали в 23 часа. Темнело в 8 – 9. Так вот, в 7 часов берега было не видно, когда стемнело, начали появляться огни. И мы так на огни пришли. По карте.

- По приборам.

Виталий Тараканов: Да, по приборам. Нашли финиш, пересекли его, приехал фотограф, нас поснимал.

- Как у парусных регат финиши происходят? По координатам? Ленточку ведь не развешивают?

Виталий Тараканов: Ленточку нет. Есть координаты, даны в инструкции, где стоит судейское судно. И виртуальная линия – знак. От двухсот метров с сторону ставится знак, такие своеобразные виртуальные ворота, через которые яхта должна пройти с определенной стороны. Когда ты приходишь, еще было за 10 и за 2 мили связаться по рации с организатором.

- Пересекли финишную черту, пришвартовались. Какие ощущение? В клуб все сразу побежали, танцевать?

Виталий Тараканов: Нет, все побежали спать. Было огромное желание, уже последние двое суток все понимали, что финиш близко, было огромное желание напрячься, никто не спал. Все ждали, когда же мы, наконец, придем. Все побежали мыться и спать. Часть команды пошла в отель, часть осталась на яхте. Но было огромное желание выспаться.

- Там кто-то встречал вас кроме судей?

Виталий Тараканов: Судьи были на финише, когда мы пришли Марину, каждую лодку встречает оргкомитет. Там есть приветственная корзинка с фруктами. Естественно, с каким-то спиртным, с ромом, фотография от организаторов. Фотограф приехал на финиш. Это обязательная часть. В любое время суток выезжает и снимает, у нас есть и ночные фотографии. Ощущения, честно говоря, все еще реальности того, через что мы прошли, еще и не пришло. Может быть, придет чуть позже.

- Анализировать гонку уже на утро стали?

Виталий Тараканов: Да, честно говоря, и не хотелось анализировать. Пытались как-то отдохнуть, выспаться, больше всего радовались бассейну с пресной водой.

Алексей Санников: Мне понравилась просьба команды береговому штабу: «Ззакажите нам отель, с видом на море не предлагать» (смеются)

- Это да.

Виталий Тараканов: Основное условия.

- Поздравляю с таким успешным прохождением гонки.

Виталий Тараканов: Спасибо.

- В 2014 году мы отмечаем 100 лет парусного спорта в Перми.

Алексей Санников: 100 лет парусного спорта. Где-то в начале 20 века были какие-то соревнования, проводились, там в 1906 году, но официально зарегистрирован был первый пермский яхт-клуб, 6 марта 1914 года. В следующем году у нас юбилей.

- Как будем отмечать? Какими мероприятиями?

Алексей Санников: У нас запланировано спецмероприятие – это книга, история в лицах, кадрах, в яхт-клубах. Мы сейчас работаем над книгой о парусном спорте Прикамья. Последняя глава – это будет команда «Парма». Этот поход тоже был посвящён столетию пермского яхт-клуба. Будут проведены регаты, 10 регат. Традиционные регаты, но в этом году они все в рамках столетия будут. Однозначно будут мероприятия, думаю, это будет приурочено к какой-нибудь регате. К нашей бизнесовой регате «Акула-яхтинг». Или к кубку Прикамья. Что еще будет? Я думаю, что вопрос бюджета будет определять, насколько это все будет масштабно. Но сейчас работаем над этим. Думаю, что столетие пермские яхтсмены запомнят.

- Сейчас зима. Если зимой яхтсмен не уезжает в теплые края и океаны, чем зимой занимаются яхтсмены. В плане тренировок каких-то. Или летом оттренировались, всю зиму отдыхаем.

Алексей Санников: Сегодня те яхтсмены, которые могут себе позволить тренироваться и выезжать в тёплые края, они выезжают. Повышают свою квалификацию. Остальные занимаются матчастью, подготовкой лодок к сезону. Потому что парусный спорт – это не только поднятие паруса, это технический спорт, надо готовить материальную часть. Яхточки здесь у нас в Прикамье не у всех новые. Поэтому приходится что-то там вытачивать, что-то подшивать. Перешивать. Каждый готовится к сезону. Детки наши ходят на плавание, плавают в бассейне, играют в футбол, хоккей, ходят на теоретические занятия, для них специально проводятся. Поэтому парусный спорт не умирает с приходом зимы. Он переходит в другое состояние.

- Говорите, дети есть. Дети с какого возраста занимаются в вашей школе? Как туда попасть?

Алексей Санников: У нас на сегодняшний момент в городе 3 секции.  Сейчас еще одну секцию пытаемся открыть в Пермском каре. Как попасть. Есть муниципальная школа «Темп», которая находится в Орджоникидзевском районе, можно туда записаться в секцию, прийти. В основном принимаем с возраста, ну, раньше 6 лет, наверное, нет смысла ходить. Раньше 6 – 7 лет. Начиная со школьного возраста. Если ты можешь себе позволить добираться до Гайвы или до Левшино, есть у нас еще секция в Полазне, в Добрянском районе в «Лукоморье». В основном, конечно, это занятие детей определяют родители. Если они могут себе позволить уделять время этому.

- Уделить время. Доехать до Гайвы – это одно. Яхтенный спорт дешевым не назовешь. Когда ты приходишь хоккеем заниматься, форму покупаешь, тут приходишь отдавать ребенка в парусную школу, ему яхту покупать надо?

Алексей Санников: У парусных секций есть своя матчасть. Наверное, так скажем, для общих результатов, покупать не надо, если ты хочешь, чтобы твой ребенок был более продвинутым, то родителям приходится вкладываться в материальную часть и покупать более продвинутые лодки, паруса. Потому что без материальной части, какой бы ты гений не был, результата невозможно достичь. Поэтому, конечно, родителям приходится вкладываться в хороший результат. Я бы так сказал.

- А в самих школах то, что есть, в каком оно состоянии? Кем оно поддерживается, своими силами, или государство как-то поддерживает, спонсирует?

Алексей Санников: На сегодняшний день материальная часть поддерживается в основном, спонсорами. Что-то осталось старое. Но мы благодарны нашему краю и министерству спорта, которые выделают нам деньги для поездок наших пермских детей на выездные соревнования. Каждый год мы получаем определённые суммы, конечно, этого не хватает на все наши желания. Но на основные мероприятия, на основные соревнования наши ребята ездят. Помимо этого муниципальная школа «Темп» получает финансирование из муниципального бюджета на поддержку своей материальной части. Скажем так, каждая секция выживает, как может, любыми способами.

Виталий Тараканов: Я бы хотел добавить, что благодаря этому, поддержке министерства спорта,  и работе федерации парусного спора по привлечению спонсорских средств, у нас сезон не такой короткий. У нас последние детские соревнования проходят, мы вывозим большую команду в конце октября в Геленджик и первую неделю ноября они еще проводят на воде, это осенние каникулы. Начинается сезон с первой недели марта. С мартовских каникул. По большому счету перерыв не такой большой. У нас еще есть новогодние каникулы. Некоторые умудряются тренироваться в тёплых странах. А остальные теоретической подготовкой и физической занимаются.

- И каковы у нас результаты в Пермском каре детских команд?

Виталий Тараканов: Они растут

Алексей Санников: В этом году у нас вырос Ян Дербиков в «Оптимисте». На российских соревнованиях на одних он вошел в десятку, это при, скажем так, на старте порядка 120 лодок. Он вошел в десятку российских соревнований. Надо стараться, надо расти.

- А взрослые команды. Их вообще сколько, профессиональных взрослых команд?

Алексей Санников: Ну, половина состава, наверное, здесь (смеются)

Виталий Тараканов: Профессиональных команд у нас, наверное, в Пермском крае нет. Но шаг к этому, возможность поучаствовать в наших соревнованиях и регатах мира – это проект «Парма». «Парма» парусная команда. И он развивается. Мы уже прошли 3 крупнейших регаты в Средиземном море, это серия Rolex, кубок короля Пальма де Майорки и последняя регата Трансатлантическая. Есть календарь, спланирован на несколько лет вперед, это крупнейшие регаты Карибского бассейна и Средиземного моря.


Обсуждение
1973
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.