Дети ночами делают много идей. Юные пермяки представили собственные бизнес-проекты
На форуме «Дни пермского бизнеса» работала площадка «Most поколений: образование как инвестиция», на которой пермские школьники познакомили посетителей форума со своими инновационными разработками. Юные «кулибины» не только подготовили действующие прототипы изобретений, но и разработали бизнес-планы, устремившись найти потенциальных партнеров.
Новое поколение пермских детей вот-вот войдет во взрослую жизнь. Их называют «поколением Z» — всех, кто родился после 2003 года в так называемую цифровую эпоху. «Зеты» с младенчества приучены к цифровым технологиям, интернет для них неотделим от реальности, а смартфоны — основной канал взаимодействия с миром.
Облегченный доступ к информации формирует у детей компетенции многопрофильных специалистов. Современные подростки руководствуются принципом «сделай сам» – от придумывания идеи до её финального воплощения. Наблюдая за сверстниками по всему миру, они чувствуют высокий уровень конкуренции и мечтают как можно раньше открыть собственный бизнес и начать работать на себя. При этом на «поколение Z» накладывают отпечаток экологический кризис и социальные противоречия. Дети хотят, чтобы их работа оказывала влияние на окружающую действительность, поэтому социальное предпринимательство – одна из наиболее популярных карьерных областей.
«Умная трость»
Десятиклассница МАОУ СОШ №37 Ольга Крохина представила публике форума инновационный проект «SmartCane». Это урбанистическая интеллектуальная система, призванная помочь людям с нарушением зрения ориентироваться в закрытых пространствах. «Умная трость» оснащена роботом-проводником, в который загружается навигационная система, и наушником для общения с пользователем.
Школьница разработала бизнес-план, составила расчет окупаемости проекта, а также изучила рынок на предмет конкуренции с уже существующими аналогами. Конечным потребителем изобретения, по задумке автора, должны стать объекты с массовым пребыванием людей – торговые центры и другие социально значимые объекты, главной особенностью которых является клиентоориентированность. «Умную трость» уже успели опробовать в сети «М.Видео» и в Пермской краевой библиотеке для слепых.
Фиксатор для переломов
Семнадцатилетняя Ирина Масленникова сконструировала портативный фиксатор для транспортной иммобилизации пострадавших от открытых и закрытых переломов. Компактный набор, не превышающий габаритов автомобильной аптечки, вмещает сменный комплект из четырех маленьких и шести больших «суставов» с набором креплений. Инновационность изобретения, по словам Ирины, заключается в простоте его использования по сравнению с медицинскими шинами, наложение которых требует профессиональных навыков.
Портативный фиксатор уже прошел трехступенчатое патентование. Готовые комплекты находятся на пользовании в школе №93. Один из них был успешно протестирован на уроке физкультуры, когда одному из учеников потребовалась срочная иммобилизация после падения. Сейчас Ирина ищет партнеров, которые помогли бы провести апробацию изобретения в настоящих боевых условиях — в действующих медицинских учреждениях и на скорой помощи.
Инсулиновая помпа
Настоящим открытием площадки стало выступление второклассницы школы № 93 Дарьи Шейниной. В свои 8 лет она разработала собственную модель инсулиновой помпы. Несовершенство прежних устройств девочка смогла прочувствовать, что называется, «на собственной шкуре» — Дарья страдает от сахарного диабета I типа.
Существующие на российском рынке инсулиновые помпы имеют существенные недостатки – нельзя зафиксировать длину провода. Это приводит к тому, что катетер перекручивается и создает дополнительные болевые ощущения. После очередной такой болезненной операции восьмилетней изобретательнице и пришла идея усовершенствования помпы.
Модель Дарьи Шейниной предполагает технологию автоматической регулировки длины провода – своего рода катушку, которая фиксирует положение помпы. Первый прототип был собран Дарьей собственноручно и, как отмечает она сама, нуждается в улучшении. Сейчас проектировщик Шейнина планирует распечатать новую модель на школьном 3D принтере и ждет патента на своё изобретение.
Новое образование
Очевидно, что поколенческий сдвиг требует изменений в образовательном процессе. Участники форума сошлись во мнении о том, что традиционная система подготовки не дает возможностей для индивидуального развития ребенка. В числе современных требований к педагогическим кадрам образовательных учреждений были озвучены умение выбирать индивидуальную траекторию развития, развитый эмоциональный интеллект и наставничество, которое предполагает высокий уровень экспертизы в профессиональной области. Незаменимы сейчас навыки коучинга, которые позволяют вести ребенка от цели до конечного результата. Не менее важной чертой современного педагога должна стать способность к творчеству.
В число новых требований к образовательному процессу входит также запрос на развитие критического мышления, переход на дистанционную форму получения знаний. В образовании будущего поколения должны быть представлены нетрадиционные формы обучения, вроде игропрактики. Творческую потребность ребенка способно реализовать внедрение технологии ТРИЗ. Выделяется развитие навыка самостоятельного поиска решения, четкой постановки цели и прогнозирование результата. А особую роль в формировании новой образовательной ниши сыграет развитие коммуникативных навыков с точки зрения партнерства, формирования команды и самопрезентации.
Автор: Евгений Вологжанин
Фото: предоставлено ВЦ «Пермская ярмарка»