Депутаты предложили чиновникам создать муниципальный автопарк и бесплатные трамваи
На заседании думы замглавы администрации Сергей Южаков отметил, что тариф не менялся с января 2009 года и является самым низким среди городов-миллионников. Индексация тарифа предлагается на 17%, тогда как инфляция за это время составила порядка 30%. Основные затраты касаются расходов на ГСМ и начислений по зарплате. Цену проездного для школьников, студентов и пенсионеров предложили в размере 710 рублей.
Если тариф будет принят, то размер субсидий составит 506 млн рублей на электротранспорт и около 350 млн рублей на автоперевозки. Бюджет платит за убыточность маршрутов и льготные проездные документы, уточнил Сергей Южаков.
Чиновник упомянул о рисках, если тариф не будет принят – как минимум будет снижен объем обновляемого подвижного состава, количество автобусов на маршрутах (по словам Сергея Южакова, уже в последние 3 месяца прослеживается нестабильная работа на ряде маршрутов города), отказ транспортников перевозить пассажиров. Кроме того, по расчетам администрации, если тариф не будет принят, в 2013 году расходы могут составить до 532 млн на автоперевозки, 548 по электротранспорту.
Депутат от КПРФ Андрей Солодников заявил, что долгое непринятие тарифа в Перми было связано с политикой, в частности, выборными кампаниями. Он спросил у главы города, спикера думы Игоря Сапко, решит ли повышение тарифа проблему с общественный транспортом. В ответ Игорь Сапко отметил, что это зависит не только от главы города, который является таким же депутатом, но и от решений всей думы.
Одним из самых острых вопросов стала убыточность электротранспорта. Максим Тебелев привел цифры, ранее представленные департаментом дорог и транспорта: экономически обоснованный тариф для трамвая составил бы 26 рублей, для троллейбуса 16 рублей. «Не надо быть большим экономистом, чтобы понять, что большие расходы раскладываются на очень небольшой пассажиропоток», - подчеркнул депутат. На его вопрос, будет ли и после принятия 14-рублевого тарифа электротранспорт требовать многомиллионных вложений из бюджета, председатель транспортного департамента Денис Гвоздев ответил: «Да, так было всегда».
Думцы несколько раз упрекнули чиновников в некорректных расчетах тарифа, в частности, пассажиропотока. В ответ Денис Гвоздев заявил, что методика подсчета была утверждена самой думой, а обоснованность тарифа признали независимые аудиторы, организация «Урал-аудит», Высшая школа экономики и комиссия по тарифам.
Денис Ушаков заявил, что в городе должны быть муниципальные автобусы, потому что вложение денег на субсидии частному бизнесу вызывает у него вопросы, а города с муниципальным транспортом могут позволить себе возить льготников бесплатно. Дмитрий Малютин предложил подумать о том, чтобы предоставить пожилым людям бесплатный проезд, а Андрей Солодников – ввести бесплатные трамваи. Ближе к концу обсуждения Владимир Плотников, поддержав идею с муниципальными автобусами, предложил отложить повышение стоимости проезда.
Вице-спикер думы Аркадий Кац заявил, что назрел вопрос о глубоком пересмотре самой методики расчета. Он отметил, что доля электротранспорта на рынке составляет порядка 18%, а доля убытков от него – 77%. Сити-менеджер Анатолий Маховиков, взяв слово, сказал, что создание муниципального автопарка стоило обсуждать за полчаса до этого, когда дума принимала концепцию развития транспорта.
В результате предложение администрации поддержали только 11 депутатов из 30. Трое проголосовали против. 16 воздержались. Предложение вернуться к вопросу в ноябре поддержали 20 думцев.
«Эхо Перми»