"Буква П" 13 мая
«Портрет Петра I». Художник Луи Каравакк. Холст, масло. XVIII в.
Эта картина первое, что видит каждый посетитель Пермской художественной галереи. Она открывает экспозицию русского искусства XVIII-XIX в.в., что находится в первом зале постоянной экспозиции. Примечательно, что до конца XVII в. в стране не было светской живописи – рисование носило только религиозный характер. Не существовало ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. История меняет вектор на рубеже XVII-XVIII в.в., когда Петр I приглашает в страну европейских художников (из Италии, Франции, Голландии, Германии) для развития российского искусства и обучения русских художников. Например, Луи Каравакк был приглашен из Франции. Впоследствии он стал одним из наиболее значимых представителей «россики». Россикой в российской истории искусства обозначают западноевропейских художников, работавших в нашей стране в XVIII - XIX в.в. по заказу императорского двора.
Портрет Петра I кисти Луи Каравакка в Пермской галерее примечателен тем, что это один из немногих прижизненных портретов Императора Всероссийского. Скорее всего, он писан с натуры. В галерее представлен в оригинале. Портрет сдержанный, как в плане цветовой палитры, так и в плане атрибутов, которые зачастую могут рассказать о картине намного больше самого персонажа. Петр I изображен вполоборота. На нем доспехи, как символ императора воителя и реформатора, а также мантия из горностая, символ власти. Портрет, лишенный излишнего пафоса, создает более человечный, можно сказать, домашний образ царя. Об этом же говорит взгляд Государя – совсем не воинственный, а скорее отеческий и даже мягкий. Срок написания данной картины неизвестен. Это могло занять от нескольких недель до пары месяцев. Еще один интересный факт – долгое время авторство картины «Портрет Петра I» Луи Каравакка было под вопросом. В претендентах остаться в истории был русский художник Андрей Матвеев, ученик Каравакка. Чей же кисти знаменитый портрет, было установлено во Всероссийских научно-реставрационных мастерских им. Грабаря, а также благодаря реставратору Русского музея Римской-Корсаковой. Пермской художественной галерее картина была передана в 1955 году из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников РСФСР. С тех пор в открытом доступе для посетителей галереи, как и сейчас. Комсомольский проспект, 4.
Меня зовут Анна Букатова. Будем культурными людьми.