9 января 1905-го и 2012-го
9 января перед памятником героям революции 1905 года в Москве прошел митинг протеста. Около 200 активистов левых партий и движений выступили в защиту прав рабочих и почтили память бастовавших нефтяников, погибших в Казахстане при столкновении с войсками. Поводом для митинга послужила символическая дата – 9 января 1905 года.
Мирное шествие в защиту своих прав, попытки граждан докричаться до императора завершились тогда жестоким разгоном и спровоцировали революцию. Параллели с «кровавым воскресеньем» появляются в публикациях о российских протестных митингах. С другой стороны, большее сходство напрашивается с Казахстаном. События 9 января 1905 года вновь приобрели актуальность. Одна из основных литературных интерпретаций, перешедшая и в кино, и в музыку, принадлежит Максиму Горькому.
В очерке «9-е января» толпа предстает общностью, источником единой эмоции. Сомнение, надежда, изумление, обида, возмущение, угрюмая ненависть – все эти чувства сменяют друг друга, но не приводят к социальному взрыву даже после стрельбы и атаки драгунов на безоружную толпу. Горький описывает «кровавое воскресенье» как безобразное зрелище, бессмысленные и беспощадные столкновения с привкусом крови. По оценке писателя, речь не идет даже о вере в доброго царя и давно мертвый закон, всему виной самообман. Об этом говорит и развязка очерка, схожая с пушкинским «народ безмолвствует».
Многие наблюдатели уверены – большинство участников декабрьских протестов хотят мирных перемен и не настроены на революцию. Народ у Максима Горького так же не стремился к ней, но ситуацию перевернули неоправданно жестокие контрмеры. Или это нелепая трагедия, или пробуждение от спячки рабства, что ближе писателю. Но, возможно, в том числе из-за 9 января «революционного» варианта больше не хотят ни общество, ни власти.