Верхний баннер
15:16 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:11, 19 декабря 2014
Автор: Роман Попов

«Участники программы «Ты предприниматель» получили те знания, которые не даются в вузах», - Ирина Леушканова

Ведущий: Роман Попов

 

Гость: Ирина Леушканова, заместитель директора некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства»

- Хотели поговорить про проект «Ты – предприниматель». Я был немного причастен к этому проекту, в частности присутствовал на целых двух днях его закрытия. В малом зале КДЦ посмотрел на проекты на детские, на взрослые, классно, мне очень понравилось. Идея такая, есть деньги в размере 2 млн. рублей, которые выделяются на определенное количество стартапов в самых разных сферах

- Мы сейчас говорим не о самом финансировании проекта «Ты – предприниматель», вообще, это федеральная программа. Еще раз повторюсь, она реализуется на краевом уровне министерством промышленности предпринимательства и торговли Пермского края. В данном случае пермский фонд – реализатор программы, но заказчиком является  министерство. Так вот, мы сейчас говорим не о финансировании самой программы, а о грантовой ее части

- Да, да

- У нас предусмотрено выделение грантов на 2 млн. рублей

- Чему я и был свидетелем. Абсолютно разноплановые люди, защищают разноплановые проекты, и получает гранты на эти проекты. Причем, сидит жюри и пытается свести к общему знаменателю разведение крупного рогатого скота и проект в сфере игр для мобильных телефонов, приложение для мобильных телефонов. А это надо свести к общему знаменателю, потому что и там молодые предприниматели, и тут молодые предприниматели. И там без пяти минут зарегистрировались, и тут без пяти минут зарегистрировались, и там занимаются бизнесом, и тут занимаются бизнесом. И вот мне показалось крайне интересной эта история, посмотреть на бизнес абсолютно абстрактно, с человеческой предпринимательской точки зрения. Ты можешь приложить себя где угодно, просто расскажи о том, как ты это делаешь. И мы посмотрели на это, это было крайне интересно. Я так понимаю, уже не первый год?

- Программа реализуется на территории края уже несколько лет. В этом году мы немного переформатировали программу и сделали, помимо того, что люди получают гранты, они еще проходят обучение по этой программе. Обучение у нас прошло в 18 муниципалитетах, и приняли участие в этой программе 1025 человек. При этом на гранты смогли выйти только звездная двадцатка, победители. Отбор был не только на том мероприятии, на котором вы были, и где присуждалась сумма гранта. Отбор был очень многоступенчатым. В рамках этой программы у нас отбирали те обучающие заведения, которые  реализовывали программу, самые лучшие проекты. 68 проектов у нас отсматривала очно и заочно независимая комиссия, не та, которую вы видели на итоговом мероприятии. И она у нас выбрала эту золотую двадцатку. И уже на мероприятии, на защите проектов, происходила та ситуация, когда члены жюри уже должны были определить сумму гранта. Другая уже комиссия, непричастная к выбору. Такой многоступенчатый отбор. Сумма гранта у нас варьировалась от 50 тыс. рублей, и самый-самый звездный победитель, первое место – 200 тыс. рублей.

- Я обратил внимание на то, что жюри старалось подходить к каждому из этих 20 проектов с одними и теми же позициями. И сейчас у меня первый вводный вопрос. А как это вообще возможно? Ведь нельзя посмотреть на высокие технологии и на условное предпринимательство вышивки на рубахах, нельзя на них смотреть одинаково, одними глазами. А с вашей стороны, получается, не только можно, но и нужно

- Проекты действительно очень разноплановые. Невозможно какие-то отдельные критерии для каждого проекта, поэтому критериями оценки были выбраны следующие: степень реалоизованности проекта, второе, в каком объеме вложены инвестиции участников в данный проект. Мы старались не раздавать и призывали к этому членов комиссии, потому что некоммерческая организация пермский фонд и ее сотрудники не являлись членами жюри, вы это заметили, я надеюсь. Мы выбрали несколько критериев, по которым члены жюри должны были определить. И если на предшествующих этапах были другие критерии, то здесь они смотрели на степень реализованности и на объем вложенных средств. Мы не выделяем средства тем проектам, которые находятся на нулевой стадии. Это должен быть подготовленный или начавшийся проект, то есть,  человек начал бизнес.

- Я обратил внимание, что несколько проектов, один из них, проект хостела, не был начат. Не приступил его создатель к реализации, но он был настолько четко проработан, что отчасти из-за этого в программу и попал. Кстати, из-за того, что не был начат и не претендовал на…

- Первое, второе или третье место

- На высокую сумму гранта. Проработка была четкая. Рынок просмотрен, таблицы составлены, все в цифры сведено. Запусти сюда сейчас сумму денег, и он поедет. Там было даже, насколько я понимаю, какие кровати будут покупаться, какие столы будут стоять, все это четко. Но тем не мене

- Кроме этого у участника, который защищал этот проект, была еще и собственность, которую он планировал совложить в этом проект

- Но в то же время, не стартанул сам, остался перед планкой, за которую делают шаг, значит, и не претендует на высокие места

- Да.

- Еще интересная штука, я обратил внимание, что огромное количество ребят, которые приехали с территорий Пермского края, они предлагали на этот конкурс очень и очень простые проекты

- И стандартные достаточно. То есть, тот бизнес, который уже существует. Но в территориях есть такая особенность, когда эта ниша не совсем бывает занята. И данная территория, например, нуждается в этих услугах. Приведем пример победительницы Натальи Фукаловой, которая заняла первое место с проектом, который связан с услугами для детей дошкольного возраста

- Детский клуб «Умникум»

- Да. Вроде бы стандартная услуга

- Оставить ребенка на 3,5-4 часа в группах развития с педагогом, привести его на какие-нибудь занятия, казалось бы, чего удивительного, ведь в городе практически в каждом дворе такое есть. Однако проект скакнул на первое место из-за того, что было четко выбрано место

- Да, это Култаево, где есть многоэтажные застройки, где есть коттеджи, где живет достаточно большое количество обеспеченных людей, но у них есть проблема с тем, чтобы ребенок посещал какое-то дошкольное заведение на этой территории, получал какие-то образовательные услуги на этой территории. Очень многие вынуждены возить своих детей в город за этой услугой. И вот здесь эта услуга оказалась к месту, ко времени. И как показал опыт Натальи, поскольку она уже начала реализацию проекта, у нее более 50 детишек ходит в ее центр, она востребована.

- Вот это и было оценено жюри

- Конечно

- Ну, тогда сразу следующая история. Ведь грант нужен для того, чтобы подтолкнуть, чтобы вывести на новый виток то или иное начинание. А тут получается, что деньгами поддержали тех, кто и сам уже

- Но она находится в начале своего пути, мы понимаем это, 50 человек это только начало. Возможно, Наталье это поможет докупить дополнительное оборудование, либо зарядить еще какое-то количество услуг в ее центр, либо, может быть, выйти на дублирование бизнеса, на его масштабирование, тиражирование. Поэтому, в данном случае, я считаю, что победа очень заслуженная

- Я обратил опять же внимание, что на очень хорошие позиции в этом конкурсе вышли те, кто является профессионалом. Сначала профессионал, потом предприниматель

- Там у всех ребят есть образование, причем, очень достойное

- Если предприниматель рассказывает о том, как он организует бизнес по варке этих стальных конструкций, то он сначала профессионал сварщик, он знает все до мелочей, а уже потом он предприниматель. А если ребята рассказывают про крупный рогатый скот, то они там, простите за каламбур, собаку съели, теленка съели на это уже не одного, конечно, они знают, как это делать. Меня поразил парень, который выходил и рассказывал про птицеферму, про то, как нужно держать индюков, как нужно держать кур, и почему он отказывается от содержания уток, все это настолько спокойно пояснял, и мне показалось, что жюри местами было просто подкуплено…

 -Очаровано

- Да, да, такой достаточно трогательной наивностью

- На этом чувствуется, что человек уже попробовал, начал, он не на цифрах показывает свой проект, он реально его уже делает. И это видно. Это не сырой проект, который с нуля, мы в этом году делали особый упор на то, чтобы это были не нулевые проекты. Мы не хотели бы получить грантоежек. Знаете, есть такое понятие, грантоежка, человек получает грант и потом не реализовывает свой проект. Он получил грант здесь, получил грант там, и своего рода, наверное, это тоже бизнес. Но нам здесь хотелось поддержать именно тех, кто действительно начал реализацию своего проекта

- И в этом плане совершенно не важно было, в какой сфере этот проект

- Совершенно верно

- Замечательнейшая барышня из Кудымкара, которая занимается тем, что придумывает узоры на одежду, наносит эти узоры различным образом, она открыто сообщила… Всем же задавали вопросы, зачем нужен грант, она честно сказала, чтобы купить это, это и это, потому что не хватает, задыхаюсь. Одежду нужно покупать здесь, везти туда, там шить. Отсюда возникало непередаваемое ощущение, как много у нас в реальности в крае живет ярких, умных, талантливых ребят, которым всего-то надо руку подать. Надо самую мелочь, подгоните 200 футболок и все пойдет. И покупатели есть и все есть, нет только размера XXL. Это я так условно говорю. Чего только стоит ответ на вопрос, что делать с футболками, которые не смогли продать? И абсолютно наивный ответ, как же, переделывать в женские платья. Тут, конечно, все улыбаются, потому что понимают, что это будет сделано, реализовано, и это будет пользоваться большим спросом

- И да, Вера Механошина из Кудымкара, о которой мы сейчас говорим, она была интересна, самобытна, и бизнес, который она запускает сейчас, я думаю, что он имеет право на существование. И я думаю, что у Веры все получится, она будет развиваться, несмотря на то, что совсем скоро она станет мамой

- Тут вообще такая история кудымкарская, ребята приехали такой вот бандой. Причем, скорее всего, они там и познакомились в Перми

- В программе

- Да, но они создавали ощущение компании сплоченной, они друг с другом уже обменялись всеми адресами, телефонами, группами поддержки, это подкупало, правда

- На самом деле, программа не зациклена только на обучении. Это целый комплекс мероприятий, который для начинающих предпринимателей. Это и обучение, о котором я говорила, и молодежный слет, который проходил летом, это и стажировка на предприятиях. 204 человека у нас прошли такую стажировку. Посмотреть, как работает та сфера бизнеса, которую ты выбрал.  Посмотреть от начала процесса и дойти до стадии руководителя. И скажем так, защита проектов, это и гранты, которыми мы поддерживаем, но до которых доходят только лучшие. Победители, я считаю, это все участники программы. Потому что они получили те знания, которые не даются в наших вузах, это знания по предпринимательству. Как начать, как стать предпринимателем. Это, наверное, стоит того.

- Просто неоднократно на протяжении всего конкурсного дня участники, особенно, уже начиная с третьего, с четвертного, периодически в общении с комиссией допускали это в виде какой-то легкой шутки. А где вы будете брать поставщиков? А вон, на третьем ряду у меня сидят потенциальные поставщики. Мы уже договорились. Если хотя бы одна из этих шуток реализуется, это вообще супер. Это значит ,что все, кто собрались здесь, в малом зале КДЦ, они действительно создают новый тип по-хорошему малого бизнеса

- Я надеюсь, что ребята превращаются благодаря программе в такое сообщество единомышленников, партнеров, и просто такую предпринимательскую тусовку хорошую

- За день  до этого был еще один конкурсный день, но там была молодежь. Сначала создавалось ощущение, дескать, а ребят, взрослые люди, это понятно, это предпринимательство, бизнес, а молодняк, это так, идеи, идеи, идеи. Но потом, когда я обнаружил, что победитель конкурсной программы, второго дня, Наталья Фукалова вышла фактически из проекта «Бизнес-классы»

- Да

- Прошла вот эту молодежную историю. Полностью, фактически все аспекты программы «Ты – предприниматель» ощутила на себе. И после этого занимает первое место, становится понятно, что и молодежная история это не просто не зря, это важнейший шаг. Я был свидетелем взрослой части и детский. Я так понимаю, что это тоже сродни. Там есть сертификаты, подарки, путевки. Наверное, это и правильно. Потому что детская часть программы, она предполагала проекты. Она не требовала от ребят реализации бизнеса, это скорее поощрение за хорошие идеи. Но, обратил я внимание, первое место на этой программе получила идея, которая вполне могла быть презентована на следующий же день во взрослой части. Когда школьник предлагает как бизнес идею стоматологический кабинет на базе КамАЗа для работы на отдаленных территориях Пермского края, мотивируя это тем, что у него мама стоматолог, знает он это все полностью. Обсудили 200 тысяч раз, продумали, и даже готовы реализовать, и тут становится все понятно, это одиннадцатиклассник, что с ним будет через пару лет.

- Что с ним будет через пару лет, думаю, и мы увидим, это его выбор, который он сделает. Все равно он пойдет учиться, это однозначно. Тем не менее, эта программа «Ты – предприниматель», а «Бизнес-классы» являются одним из проектов программы. Я думаю ,что она все равно повлияет на выбор в будущем. Она расширяет границы сознания. И дает старшекласснику возможность почувствовать  себя предпринимателем. Почувствовать что мир широк, что мир открыт, что ты так же можешь стать предпринимаем, как кто-то другой

- Тут что хорошо, с одной стороны можно погрузить людей в игру «Монополия», где есть абстрактный город, абстрактные условия. С другой стороны, это напоминает немножко игру, но это не игра, это твой конкретный населенный пункт. И ребята, которые выходили со своими проектами, они говорили так, мы будем доставлять горячие пончики горячими из одного конца Добрянки в другой, потому что Добрянка маленькая. Эксперты спрашивают, а кто это будет делать? Кто у вас в службе доставки? Школьники будут после уроков, потому что так и так, и надо подрабатывать. А сколько это тогда у вас будет стоить? А столько-то будет стоить. Народ все это перекладывает на свои конкретные территории, на свой опыт. Потому что в этом случае, это уже не игра. Игра, это когда что-то там на карте ты рисуешь, а когда ты отчитываешься, что прошли ногами, опросили 200 человек, из них 150 сказали, что это круто, ну, так вот это и есть наши клиенты

- Они провели некие исследования по своему проекту. Открою секрет, исследования ребята проводили летом, в летние каникулы. Это было одно из заданий, когда ребенок, группа людей или старшеклассников должны были попробовать, насколько эта идея интересна жителям данной территории.

- Здесь, кстати, интересно. Очень хорошо заходили исследования, которые были совмещенные, не просто ножками, но и страничку в интернете запустить, не просто опрос «В контакте», но еще и ножками. И вот эти вот ребята, которые явно постарались, у которых не было таких суровых цифр, четверть опрошенных вот так, две четверти так, и еще одна четверть так, ребята, которые явно постарались, которые отчитывались об опрошенных в интернете, 398 человек, я там помню цифру, на улице, 60 человек. Я отлично понимаю, сколько времени в свои летние каникулы человек потратил, сколько он отрабатывал, при условии, что он еще не учится на социологическом факультете, и практику там еще не проходит. Это добровольно, от души. Так что с этим, конечно, можно их поздравить

- Они молодцы

- Это абсолютно. Проведена серьезная работа, как минимум для того, чтобы представить себе сложность бизнеса как процесса. Сколько у нас на свете школьников, которые полагают, что заняться бизнесом – это пойти туда купить, пойти туда продать

- Да. Роман, вы, наверное, заметили, что все проекты были созданы не одним человеком. Очень было мало, когда один человек защищал проект, и он был этой командой. Были проекты, где трудилась команда на этот проект. И это очень здорово, потому что ребята не просто пытаются  быть предпринимателями. Явно кто-то из них стал лидером, и пытался организовать работу своей команды, даже на уровне старшеклассников.

- Причем, я обратил внимание, что командные проекты не обеспечивали при этом 100% успеха

- Конечно

-100% успеха все-таки обеспечивала идея. Здесь было понятно, если человек выносил идею, прожил с ней длинное количество времени, знает об этой идее абсолютно все, и она у него отскакивает от зубов, то это претендент на хороший результат. И это очень хорошо было видно во время кофе-брейка, когда ребята общаются друг с другом, они общаются как раз какими-то краями о своих проектах в том числе. Люди, которые болели своими идеями, это было видно

- Они и победили

- Конечно.

- Еще вы знаете, мы нацеливали на то, чтобы обучение со старшеклассниками происходило очень приближенным к реалиям сегодняшнего дня. Мы сразу проговаривали с бизнес-тренерами, что не нужны нам проекты строительства торгового центра, это непосильно для старшеклассников. Нужны проекты, которые человек сможет осуществить, пусть не сейчас, пусть через год, через 2, но это должны быть какие-то реально приближенные к жизни проекты.

-И вот эта приближенность к жизни подкупала, кстати, что в первый день со школьниками, что во второй день со взрослыми. Очень приятно было смотреть на людей, которые делали свои проекты, отталкиваясь от тех реалий, которые они знали. Если это школьники, они говорили про школьников. Помните, да, как улыбались эксперты, когда задавали вопрос, кто ваша целевая аудитория, и как они одобрительно кивали, когда говорили, ну, молодежь, школьники, студенты младшие. Мы же их знаем. И тут становится понятно, ну, конечно, вы их знаете.

- Потому что они сами эта целевая аудитория, по сути, они знают ее интересы, ее потребности.

- Здесь, насколько опять же можно зафиксировать расхождение мыслей и мечтаний ребят с суровой реальностью, когда они делают проекты, по их мнению нацеленные на взрослую аудиторию, так и хочется им сказать, ребят, нет, это не так. Давайте через 10 лет мы вернемся к этому разговору, а пока просто поверь, дружище, это не так, это не прокатит, это не пройдет. Поэтому, опять же возвращаемся, на первом месте идея и проработанность идеи, не просто оригинальность, а проработанность до мелочей. На втором месте реальность, в которой ты находишься. Чем ты ближе к ней, тем лучше у тебя получится. В общем, по результатам всего лишь двух дней можно такие короткие рецепты, знаете, в интернете очень популярно, 32 способа или 34, вот можно составить 10 тезисов начинающего предпринимателя. Я начал как раз с проработанности идеи, должен реально ходить, фонтанировать ей, болеть, и заканчивать,  вторым способом, он бы выглядел так, реальность, ты должен жить в своей реальности, иначе у тебя ничего не получится

- Это очень здорово, что вы говорите. Потому что я считаю, что те задачи, которые мы ставили, значит, они выполнены, значит, все удалось. И еще мне хотелось добавить, что «Бизнес-классы» – это тоже не только обучение. Это опять же цикл мероприятий для школьников, который мы реализовали в этом году. Это и безнес-лагерь, это и стажировки на предприятиях и встречи с реальным бизнесом, это было у ребят, это и игры, в которых принимали участие не только дети, которые учатся в «Бизнес-классах», практически школьники всех муниципальных образований. По итогам игр октября и ноября у нас приняли участие 604 человека. То есть, 604 старшеклассника сумели побывать хотя бы на 3 часа в роли, скажем так, предпринимателя, погрузились в тему предпринимательства

- Или почувствовали себя командой. В общем, поскольку имел к этим играм тоже непосредственное отношение, давайте эту историю. Серия игр была проведена осенью в рамках проекта «Ты – предприниматель». По различным точкам нашего необъятного края, зацепили 4 точки, собирали команды, люди приезжали, играли, в основном, это были старшеклассники. И тут для меня было огромным удивлением увидеть своими глазами, что интерес к таким формам деятельности, как спортивное «Что? Где? Когда?», интеллектуальные вот эти игры, разминки, вообще командная работа нисколько не потеряна. Определенный провал существовал у нас в этом направлении на протяжении последних нескольких лет. Остались пара-тройка центров в городе, в крае, которые продолжают сейчас заниматься интеллектуальными играми. Казалось, что уже ушло в прошлое вот это вот повальное, тотальное увлечение движением. И сейчас, когда мы в рамках проекта «Ты – предприниматель» провели бизнес-игры… Да, мы сделали определенную тематику, да, мы сделали определенный состав команд, да, мы немножечко изменили условия работы. Конечно, пришлось продумать иначе вопросы, потому что, интернет – великая вещь. И когда у каждого в руках устройство для выхода в сеть, конечно, надо уже продумать задание так, чтобы этим устройством невозможно было воспользоваться в течение минуты. Но, тем не менее, какой интерес. Такое ощущение, что народ просто всколыхнулся. Как? Это ведь можно, смотреть друг на друга, обсуждать, не ругаться, такое ощущение, что люди, которые приходили на игру и уходили с игры, это были два разных коллектива, два разных типа человеческих, они становились там намного увереннее в себе и дружней. И я так понимаю, что это тоже была одна из задач.

- Да, несмотря на то, что первая задача это все-таки популяризация предпринимательства. Но, тем не менее, мы считаем, я говорила об этом с Юлией Хлобыст, когда мы разговаривали про «Бизнес-класс», не может быть одна тема вне человеческих ценностей, все равно человек себя проявляет. И вот мы сейчас с Романом обсуждали это, пока шла рекламная пауза. Редко, когда предприниматель работает в одиночку, у него всегда есть команда. И то, что здесь ребята проявили себя как команда, это хорошо, потому что, работая командой, они понимают, что любые задачи им по плечу, любые проекты им по плечу. И это здорово. В команде всегда есть такое чувство, такое ощущение, нельзя подвести, играем по одним правилам. И даже если во главе стоит предприниматель, или во главе стоит все равно бизнес, у тебя должна быть четкая, живая команда, которая тебя точно не подведет. Тогда мы можем говорить и о тиражировании бизнеса, и о его масштабировании. А если ты одиночка, значит, ты выполняешь какую-то четкую услугу или конкретную задачу, но ты не развиваешься, потому что у тебя нет для этого ресурса

- Теперь давайте немножко вернемся к той истории, которую мы затронули, говоря про взрослый конкурс. Победитель взрослого конкурса это выходец из «Бизнес-классов» прошлого сезона. Это случайность? Или это по-вашему тот самый вектор, то самое направление, в котором проект будет развиваться дальше? Неизбежно, если вы все это прошли, если вы прошли всю детскую историю, во взрослой вам будет намного проще

- В данном случае отвечу честное, наверное, это случайность. Но наша задача, чтобы это не было случайностью. Чтобы, если программа будет существовать у нас и в дальнейшем, это зависит и от федерации, на краевом уровне, конечно, на следующий год у нас заложены деньги на реализацию этой программы, но она строится на условиях софинансирования. Если государство будет поддерживать данную программу, то я думаю, что это будет закономерностью. Потому что для нас очень важно, чтобы те победители, которые вышли у нас в результате презентаций проектов, в результате защиты проектов среди старшеклассников, чтобы мы их видели по достижению 18 лет на программе «Ты – предприниматель». Именно поэтому мы сделали сертификаты на внеконкурсное заключение в рамках программы «Ты – предприниматель». По достижении 18 лет они вне конкурса становятся участниками программы.

- В любом случае, надо стать предпринимателем. В любом случае уже не как в детской части программы выйти с проектом? Сделать что-то так необходимо? Я так понимаю, что вот это вот шаг. Окунуться в неизвестное, зарегистрироваться как предприниматель. Выработать в себе определенную дисциплину, в первую очередь самодисциплину, вот этот шаг многих очень отпугивает. Одно дело выйти с проектом к доске. Совсем другое дело выйти в реальный мир с реальным бизнесом, реальными и моментальными огромными затратами, реальными налогами, реальными страховками. Это очень тяжело и это пугает. Учите ли вы в рамках своих программ преодолению именно психологического барьера?

- Да, обязательно есть такой модуль в программе, когда работают бизнес-тренеры по тому, что не нужно боятся, лучше сделай. Знаете, лозунг этой программы федеральный «Реализуй свои мечты, а не чужие», так вот, в рамках федеральной программы учат мечтать, не бояться, и делать реальные шаги. Если ты начал, у тебя не получилось, это не значит, что у тебя не получится во второй раз. Нужно просто не бояться ошибаться, делать и делать и вы обязательно придете к успеху

- Не менее часто происходит ведь и следующая картина. Люди слушают нас и уже рисуют себе картины, я предприниматель, я буду делать то, а потом они смотрят на себя в зеркало и думают, а что я умею делать? А что, а где я могу реализоваться. И вот тут опять же хочется развести руками, а я не знаю. Да, я хорошист в школе, может быть, отличник, да, у меня все хорошо было в университете. Даже есть диплом, в нем есть специальность. Но я не знаю, что мне делать

 -Вот, в рамках программы наши безнес-тренеры работают с определенной группой. То есть, у каждой группы есть куратор. Они помогают, если вы не знаете свою идею, то они помогают вам ее найти, что вам близко, что может у вас получиться. Кто-то приходит с готовыми идеями, а кому-то помогают, кому-то подсказывают. Вот заговорила про куратора, у каждой группы был бизнес-наставник, который был с ребятами, что по «Бизнес-классам», что по программе «Ты – предприниматель», он был с ними постоянно на связи. Это такой человек, к которому можно было обратиться с любым вопросом, из любой территории, и который обязательно на него ответит.

- Ну, я так понимаю, что это достаточно важно. Я помню, как аплодировали бизнес-тренерам, с каким уважением

- И видно, да, что здесь произошла такая взаимная работа, и у старшеклассника, и у куратора. Они ведь знают друг друга, это очень видно. А не так, что человек пришел, отчитал лекцию и старшеклассник был брошен или учащийся по программе, не ответили на его вопрос, или не проконсультировали.

- Если федеральная часть программы будет исполнена, в прежнем ли объеме, в новом ли объеме, проще говоря, если проект запустится, как он будет выглядеть в 2015 году, с чего начнется, когда начнется, как подавать заявки?

 -Я думаю, что он начнется с весны. Заявку можно подать на сайт, у нас есть сайт молодой-бизнесмен.рф. Там есть анкета, нужно будет заполнить анкету, причем, вы ее можете заполнить и в январе. Но сама программа,  она по опыту,  если начнется, то начнется в апреле. Точно мы пересмотрим какие-то вещи, потому что опыт дает как плюсы, то, о чем мы сегодня говорили, но есть и то, что стоит доработать. Точно мы сделаем какие-то вещи, которые будут более интерактивны, если даже это будут обучающие модули, то обязательно это будут такие мероприятия стимулирующие, как молодежный слет, который у нас прошел летом. Как итоговое мероприятие, которое у нас закончилось вчера. Мы  были на базе «Раздолье» 3 дня и теперь участники программы «Ты – предприниматель», которые закончили этот курс, еще раз могли что-то наверстать, что-то еще услышать, поиграть в какие-то деловые игры. Услышать предпринимателей московских, новгородских, екатеринбургских, уфимских, это не только предприниматели Перми и края. Мы все время пытаемся расширить те знания ребят, и расширить те границы и показать бизнес российского масштаба.

- На это будете делать упор?

- Будем делать упор, чтобы не только пермские бизнес-тренеры участвовали в этой программе. Чтобы еще тренеры федерального уровня, тренеры из других регионов, потому что иногда этот взаимообмен очень обогащает

 -Я так понимаю, что в принципе, основы в виде грантовой части взрослой программы, в виде этого детского конкурса, их вы все-таки будете оставлять. К концу следующего года они будут, придумать собственный проект будет возможность.

 -Я надеюсь, я очень надеюсь, что даже если не будет федерального финансирования, мы знаем, что сейчас достаточно сложная ситуация, тем не менее, краевая часть есть, она уже запланирована. И я думаю, что все у нас случится, и все у нас получится. 


Обсуждение
7513
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.