Верхний баннер
11:13 | СРЕДА | 22 ЯНВАРЯ 2020

$ 61.86 € 68.62

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:58, 08 июля 2015
Автор: Андрей Денисенко

«Предприниматели не всегда обращаются, недостаточно активно защищают свои права», - Андрей Мальцев, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Пермского края

Тема: защита прав предпринимателей прокуратурой

Гость: Андрей Мальцев, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Пермского края

Программа: «Бизнес-ланч»

Дата выхода: 6 июля 2015 года

Ведущий: Андрей Денисенко

- В гостях у нас сегодня Андрей Мальцев, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Пермского края. Андрей Валерьевич, здравствуйте!

Андрей Мальцев: Здравствуйте!

- Как понятно уже из должности Андрея Валерьевича, поговорим мы сегодня именно об этой функции прокуратуры, то есть защите прав предпринимателей. И первый вопрос самый общий.  Скажите, с какими нарушениями прав предпринимателей приходится сталкиваться, с какими проблемами предприниматели чаще всего к вам обращаются?

Андрей Мальцев: Во-первых, следует понимать, что прокуратура РФ не является элементом системы исполнительных органов государства. И призвание органов прокуратуру - надзирать за законностью деятельности иных государственных органов, местных органов, их должностных лиц, и, соответственно, обеспечивать соблюдение ими законодательства и Конституции РФ. Базис работы органов исполнительной власти на федеральном уровне – это федеральные законы. С развитием федерального законодательства совершенствуется и деятельность органов прокуратуры. Сама суть прокурорской работы – надзирать за исполнением законов поднадзорными субъектами. Формирование законодательной базы – это своего рода спусковой крючок для работы прокурора, для прокурорского надзора. Сложившиеся на сегодняшний день области регулирования в сфере защиты предпринимателей определяет и поле работы прокуроров. Сегодня на повестке дня одна из актуальнейших тем – контрольно-надзорная деятельность государственных и муниципальных органов. На примере данного блока отчетливо видно, какие меры предпринимаются органами прокуратуры для обеспечения законности деятельности поднадзорных субъектов. Вектор государственной политики в этой области получил свое закрепление в федеральном знаменитом законе № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля и надзора и муниципального контроля».

- Я правильно понимаю, вот этот закон № 294 - это закон, который был принят, чтобы облегчить жизнь предпринимателям и упорядочить работу контрольных, надзорных и прочих ревизионных органов, которые периодически приходят к предпринимателям с проверками.

Андрей Мальцев: Вы очень точно отметили, именно упорядочить контроль и надзор в различных областях законодательства. Соответственно, прокурорам этим законом были предоставлены широкие полномочия – согласование внеплановых выездных проверок, формирование сводного плана выездных проверок и т.д. И эти полномочия позволили говорить о координирующей роли органов прокуратуры в целом в системе государственного контроля и надзора.

- Есть какие-то конкретные примеры, есть ли статистика? Вот после принятия этого 294-го закона уменьшилось или увеличилось количество обращений от предпринимателей в прокуратуру?

Андрей Мальцев: Статистика имеется следующая. С 2009 года общее количество проверок, которые проводятся органами контроля и надзора в Пермском крае сократилось с 58 тысяч до 43 тысяч.

- Не очень значительно, мне кажется.

Андрей Мальцев: Тем не менее, существенно. Для отдельного предпринимателя это может быть существенное влияние. Число внеплановых проверок сократилось вдвое – с 32 тысяч до 17 тыс.

- Внеплановая проверка – это когда без предупреждения какой-то контрольный орган к предпринимателю наведывается?

Андрей Мальцев: Не совсем без предупреждения. Есть нюансы. В каких-то случая можно без предупреждения, а в каких-то случаях необходимо уведомить не менее чем за сутки. Различные ситуации есть и в различных отраслях законодательства.

- К вам предприниматели с какими проблемами чаще всего обращаются? Мы разобрались о роли и функции прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей. Раз эти права периодически нарушаются, то хотелось бы узнать, в каком направлении они нарушаются, на что жалуются чаще всего?

Андрей Мальцев: Распространенное обращение как раз на контролеров. Они касаются, например, нарушения сроков проведения проверок – плановых, внеплановых. Нарушения процедуры уведомления проведения проверки, выход за предмет проверки, превышение полномочий и последующее привлечение к административной ответственности. Следует помнить, что 294-й федеральный закон определяет круг нарушений, существенных, грубых, допущение которых при проверке влечет недействительность ее результатов, и те обстоятельства и факты, которые были выяснены в ходе такой проверки, не могут быть положены в основу принятия решения об административной ответственности, что существенно влияет на права предпринимателей.

- А есть статистика, к какому из контрольных органов чаще всего от вас прилетает, на кого чаще жалуются?

Андрей Мальцев: Сходу трудно обобщить. Часто поступают обращения на органы Госпожнадзора, Роспотребнадзора. Следует понимать, что поступившее обращение не факт, что является обоснованным.

- Не факт, что было нарушение?

Андрей Мальцев: Менее половины обращений, насколько я помню, являются действительно обоснованными и влекут за собой принятие мер прокурорского реагирования.

- Можете какой-то конкретный пример привести, когда ущемили права предпринимателя, он пришел к вам, пожаловался, вы вмешались в ситуацию и разрешили ее каким-то образом.

Андрей Мальцев: Основная масса работы ведется на уровне районов и городов. Следует понимать в целом структуру. Следовательно, прокуратура Пермского края осуществляет контроль за деятельностью районных прокуроров, и есть ряд региональных органов контроля, которые нам поднадзорны. Но основная масса работы протекает именно на местах – в районах, городах. Поднадзорные органы там - ГИБДД, Госпожнадзор, местные администрации и прочие. Вопрос о принятии меры реагирования по поступающим обращениям - сходу трудно привести пример, но проблема вплывает такая. Предприниматели проявляют недостаточную последовательность при попытках защитить свои права. Не всегда поступают обращения своевременно, не всегда прокуратура успевает отреагировать. Потому как, например, существует административное правонарушение в Кодексе об административных нарушениях за нарушение законодательства о государственном муниципальном контроле. Но срок давности привлечения до недавнего времени был всего лишь 3 месяца. И если предприниматель своевременно не обратился в органы прокуратуры, а нарушение в деятельности органов контроля было выявлено нами уже в ходе плановой проверки, но уже после истечения 6-7 месяцев привлечь к админответственности виновных лиц уже было невозможно. Предприниматели не всегда обращаются, недостаточно активно защищают свои права.

- То есть люди пассивные и за свои права не борются?

Андрей Мальцев: В общей массе трудно сказать, но, на наш взгляд, требуется активизация.

- А вы, как прокуратура, что делаете для того, чтобы тот дух борьбы за свои права в предпринимательском сообществе как-то разбудить?

Андрей Мальцев: Ведется разъяснительная работа. Информация выкладывается на специализированных сайтах, на новостных ресурсах, при прокуратуре края действует общественный совет по защите прав малого и среднего предпринимательства, куда входят представители общественных организаций «Опора России», представители ЗС Пермского края, администрации города Перми. Эта работа широко освещается. На каждой встрече, на каждом мероприятии, куда нас приглашают, мы говорим, что не нужно бояться органов прокуратуры. Пожалуйста, обращайтесь, все ваши заявления будут рассмотрены качественно и в срок. И при наличии оснований будут приняты меры к восстановлению нарушенных прав.

- Последние десятилетия приходится слушать риторику о том, что нам нужно развивать предпринимательство, именно малое и среднее предпринимательство должны стать неким фундаментом, на котором должна строиться российская экономика, давайте слезать с сырьевой иглы и возрождать традиции российского предпринимательства. Ваши ощущения, не только как прокурора, но и как рядового гражданина нашей страны, стало ли предпринимателям легче работать, стало ли легче начать свое дело и им заниматься за последние годы?

Андрей Мальцев: Верно отмечено, позиция малого и среднего бизнеса – это базис нормального функционирования экономической системы государства. По крайней мере, так должно быть. Существует в РФ федеральный закон 209-й «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Я бы его назвал катализатором формирования устойчивого сегмента небольших фирм и ИП. Он реально работает, он действует, на его основе в Пермском крае разработана государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Эта программа 2013 года, она включает в себя комплекс мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства. Соответственно, основное мероприятие – предоставление субсидий малым и средним предпринимателям. И в 2014 году таких субсидий было предоставлено порядка 200 предпринимателям на общую сумму более 200 млн рублей. Действительно, государство предпринимает меры, направленные на развитие небольших фирм. Эти меры действуют, работают и, на мой взгляд, начать бизнес стало в определенном смысле проще. Тем более, что имеются виды государственной поддержки. Такая поддержка действует и в отрасли сельского хозяйства, там вообще колоссальный объем финансирования и разнообразие видов этой государственной поддержки.

- Вы упомянули, что осуществляете надзор не только за всякими контрольными ведомствами, как Роспотребнадзор и Госпожнадзор, но и за администрациями различных уровней. Здесь ваша функция в чем заключается?

Андрей Мальцев: Администрация тоже является контролирующим органом. В этом смысле ситуация не отличается от региональных и федеральных органов государственного контроля. Следует отметить, что, как правило, органы местного самоуправления, которые осуществляют контрольные функции, недостаточно подкованы в юридическом плане, допускаются грубые нарушения часто со стороны местных администраций. В ряде случаев встречалось проведение проверок без вынесения соответствующего распоряжения, что, безусловно, грубейшее нарушение.

- То есть просто захотели проверить, пошли и проверили?

Андрей Мальцев: Можно и так сказать.  Что, по сути, грубое нарушение. Но, опять-таки, в свете 209-го закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» прокуратура проверяет процедуру предоставления субсидии, например. Еще один большой блок работы прокуратуры – это соблюдение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Это 210-й федеральный закон. Есть очень важная норма в этом законе, которая запрещает органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, истребовать от заявителей документы, которые имеются в распоряжении иных государственных органов. Благодаря этой норме сегодня, ни вы, ни я, ни какой-либо предприниматель, не обязаны предоставлять в уполномоченный орган такие документы как выписки из единого реестра юрлиц, из реестра прав на недвижимость и сделок с ней, копии лицензий и прочее. Соответственно, каждый вид услуги государственной и муниципальной дожжен сопровождаться административным регламентом, который регулирует порядок ее предоставления. Ну и часто прокуроры на местах выявляют нарушения, допускаемые местными администрациями при разработке и принятии этих регламентов, в какие регламенты вносятся нормы, противоречащие запрету на истребование документов из разряда лицензий. Соответственно, принимаются меры прокурорского реагирования, выносятся протесты на такие законы и правовые акты, и они приводятся в соответствие.

- Хотел просто немножко конкретизировать и уточнить тему. Вы сказали, что государственные органы, органы власти сейчас не вправе требовать от предпринимателей документы, которые уже где-то в системе государственной власти значатся, да? Правильно ли я понимаю, что они должны сами между собой каким-то образом обмениваться?

Андрей Мальцев: Да, существует система межведомственного взаимодействия, в рамках которой госорган имеет право и обязан при поступлении заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги запросить те документы, которые необходимы, если они имеются.

- А насколько хорошо эта система работает? Это же не так просто, как показывает практика, внедряются у нас в государстве высокие технологии по обмену информацией.

Андрей Мальцев: 210-й федеральный закон действует с 2010 года, прошла пятилетка. Система функционирует действительно в реальном времени. Пожалуйста, обратитесь за любой госуслугой, либо любой муниципальной услугой, вы сами убедитесь на собственном примере, что система работает прекрасно.

- Как у нас сейчас обстоят дела с регистрацией в качестве предпринимателя, с регистрацией нового юридического лица или ИП? Потому что об этом очень много говорилось, и хотелось бы узнать, насколько мы продвинулись в этом направлении, проще ли стало сейчас стать предпринимателем, чем 5-10 лет назад?

Андрей Мальцев: Регистрацией занимаются на сегодняшний день органы федеральной налоговой службы, существует специальный федеральный закон «О регистрации юрлиц и ИП». В разрезе применения законодательства о государственных муниципальных услугах, конечно, предпринимателям стало проще, в плане количества документов, которые необходимо подавать. На практике же о цифрах, о количестве предпринимателей, которые были зарегистрированы до 2010 года и на сегодняшний день, это вопрос больше к органам налоговой службы, я пояснить такое не могу.

- Не могу не спросить по поводу регистрации. Я когда-то давно тоже регистрировал ООО, меня задел такой момент, что налоговая потребовала справку о гарантии предоставления юрадреса. То есть что после регистрации юридического лица такая-то компания тебе готова сдать в аренду офис, и твое юрлицо будет там находиться. Но в законодательных актах РФ я такого пункта не нашел в списке необходимых документов.  Насколько я знаю, эта практика сохраняется до сих пор, и налоговая до сих пор требует эти справки о том, что будет у тебя юридический адрес после регистрации.

Андрей Мальцев: Следует понимать, что защита прав предпринимателей и общенадзорная деятельность, говоря об органах прокуратуры, по сути, это две стороны одной медали. И в том числе и работа госорганов по развитию предпринимательства, она также находится в неразрывной взаимосвязи с работой профильной. Что касается налоговой инспекции – это взимание налогов, что касается органов Госпожнадзора – это пожарная безопасность, и т.д.  Что касается регистрации хозяйствующих субъектов, действительно справки такие истребовались, и понятен экономический смысл таких справок – это пресечение создания фирм-однодневок, это обеспечение возможностью реального нахождения регистрируемого субъекта на той или иной территории. Сказать о законности в русле 210-го федерального закона - думаю, требуется более подробное исследование обстоятельств, о которых вы говорите.

- Если кто-то из предпринимателей, у кого этот же вопрос в голове висит, к вам обратится, то вы уже более подробно исследование проведете?

Андрей Мальцев: Конечно. Но обращений таких, насколько я знаю, не поступало.

- Это, наверное, эффект той самой пассивности, о которой вы говорили в начале программы, что далеко не все предприниматели со своими проблемами бегут жаловаться в прокуратуру, а на самом деле по итогам нашего разговора получается, что бежать-то надо как раз, чтобы за свои права бороться и какой-то результат получать. Андрей Валерьевич, давайте проговорим алгоритм. Вот предприниматель чувствует себя ущемленным со стороны надзорных органов. Что он дальше прямо по пунктам должен делать?

Андрей Мальцев: Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, как мы знаем. Будучи предпринимателем, грех не изучить в минимальном объеме положения законов, которые колоссальнейшим образом влияют на ваш статус. 294-й федеральный закон, мне кажется, следует пробежать хотя бы взглядом. Оценить можно в минимальном объеме, при наличии признаков, при наличии информации о том, что в отношении вас совершается правонарушение, что 294-й федеральный закон нарушен, обращайтесь, пожалуйста, в органы прокуратуры. Непосредственно в районные прокуратуры, в городские по месту нахождения вашего предприятия, либо непосредственно в прокуратуру Пермского края. Это можно сделать посредством обращения в электронном виде на официальном сайте Прокуратуры Пермского края, либо по адресу ул. Луначарского, 60.

- Давайте по поводу сайта подробнее расскажем, потому что действительно ценное такое дополнение. То есть не надо никуда идти ногами, не надо писать бумажные заявления как по старинке, не надо тратить много времени, достаточно зайти на сайт и там можно все заполнить.

Андрей Мальцев: Да, действительно, это так. Очень быстро и удобно, особенно для такой категории заявителей как предприниматели. Понятно, что времени свободного у фирм мало. Обращайтесь, пожалуйста, через интернет-сайт.

- Коль заговорили мы о том, что предприниматель должен знать некий минимум российского законодательства. Скажите, как вы оцениваете уровень юридической грамотности наших предпринимателей и как он со временем меняется?

Андрей Мальцев: На мой взгляд, сложно предоставить срез по этому вопросу, это будет средняя температура по больнице. Правовая грамотность, юридическая грамотность сильно разнится. Чем больше предприятие, тем лучше подготовлены юристы. Наверное, растет постепенно, медленно очень, уровень юридической грамотности. Но в то же время мы же судим по обращениям, которые поступают в органы прокуратуры, о подкованности предпринимателей в юриспруденции. Часто поступают и какие-то абсурдные вещи, и приходится читать.

- Например? Поделитесь каким-то абсурдом.

Андрей Мальцев: Ссылаются на нормативные акты, которые признаны уже утратившими силу, на неактуальное законодательство, неверное квалифицируют законодательство, неверное применяют правовые нормы, забывают о том, что, допустим, что из того же 294-го федерального закона существует целый спектр видов контроля и надзора, которые изъяты из его действия. Масса различных нюансов в законодательстве, что иногда игнорируется предпринимательским сообществом или не замечается вовсе.

- У нас есть первый звонок. Добрый день, вы в прямом эфире, как вас зовут?

- Здравствуйте! Я был предпринимателем до марта месяца, больше 20-ти лет был предпринимателем. И закрылся из-за того, что конторы, в которые я отдавал свою продукцию, закрывались, банкротились, снова открывались, я выигрывал суды, а денег так и не могу получить. Это первое. И второе. Чтобы закрыть налоги, налоговая инспекция через судебных приставов, через пенсионный фонд, у меня снимает налоги с моей пенсии. Вот и все.

- Готовы прокомментировать? Я так понимаю, что там спор хозяйствующих субъектов между собой.

Андрей Мальцев: Да. Следует понимать, что органы прокуратуры не уполномочены вникать в споры хозяйствующих субъектов между собой, и, если эти споры носят гражданско-правовой характер, соответственно предпринимателям мы рекомендуем обращаться только в судебные инстанции, где их претензии друг к другу могут получить надлежащее разрешение. Что касается другого вопроса, то не очень была ясна формулировка.

- Ну, видимо, остались какие-то долги по налогам, теперь налоговая, насколько я понял нашего слушателя, списывает налоги с его пенсии ежемесячно.

Андрей Мальцев: Очень опять-таки туманная формулировка, я бы советовал обратиться в органы прокуратуры, на сайт написать обращение, и там уже будет получено надлежащее разрешение.

- Давайте, кстати, адрес сайта напомним нашим слушателям, чтобы знали куда с конкретными проблемами обращаться.

Андрей Мальцев: Интернет-приемная прокурора края - prokuror.perm.ru.

- prokuror.perm.ru – это сайт, где можно оставить сове обращение, и это обращение приравнивается к официальному приходу в прокуратуру с заполнением всех необходимых бумажек. Как раз звонок нам продемонстрировал ситуацию. Скажите, есть или нет такая практика, правильно ли я ее понимаю, но, мне кажется, в прокуратуру у нас люди привыкли приходить по любому поводу. То есть если даже это не в рамках полномочий прокуратуры, но люди все равно идет в прокуратуру, потому что прокуратора либо позвонит и кого-нибудь напугает, настучит по телефону какому-нибудь нерадивому чиновнику или еще кому-нибудь. Либо прокуратура составит за человека бумаги и передаст в полицию, в суд, в контрольные, надзорные и прочие ведомства, которые изначально должны были этим заниматься.

Андрей Мальцев: Верно. Масса обращений направляется для рассмотрения по подведомственности. Это значит, что либо преждевременное включение органов прокуратуры в работу, то есть обращение может быть разрешено силами специального контролирующего органа, иного органа, либо этот вопрос вообще не входит в компетенцию органов прокуратуры. Это наиболее частые, по моей практике, обращения, о нарушении гражданско-правовых контрактов и прочее. То есть жалобы одного хозяйствующего субъекта на другого.

- Хотя с такими жалобами надо было бы идти в суд.

Андрей Мальцев: Конечно. Судебно-исковая работа должна вестись предпринимателем.

- Мы поговорили с вами о том, кого и за что вы наказываете в результате ваших проверок. Но не поговорили о том, насколько эти наказания суровы. Можете рассказать, какие размеры штрафов есть для тех самых контрольно-надзорных ведомств, которые вы проверяете, для администраций. Чем чреваты эти нарушения в предпринимательской деятельности?

Андрей Мальцев: Мне кажется, предпринимателям больше интересен вопрос о размере штрафов для самих предпринимателей.

- И про те, и про другие расскажите. Насколько штрафуют неправильно пришедшего пожарного тоже очень интересно предпринимателям, я вас уверяю.

Андрей Мальцев: Что касается самих предпринимателей. Получило широкую огласку постановление конституционного суда, насколько я помню, прошлогоднее, которым штрафы Кодекса РФ об административных нарушениях с момента его принятия могли быть снижены ниже низшего придела. Для юрлиц, если не ошибаюсь, в случае если они превышают 10 тыс. рублей. Иными словами, санкции за различные правонарушения пожарной инспекции – очень высокие штрафы, насколько я помню, коррупционные нарушения, они могут быть снижены ниже низшего предела. Что существенная подвижка в сторону предпринимателей.

- То есть изначально минимальный предел штрафа 500 тыс. рублей, а штрафовать могут на 10 тыс.

Андрей Мальцев: на 10 тысяч вряд ли уже, конечно.

- Ну на 50 тысяч.

Андрей Мальцев: Допустимо. Но, опять-таки, это вопрос компетенции исключительно судебных органов. То есть должностное лицо (контролирующий орган), которое рассматривает дело об административном правонарушении, оно не вправе применять эти положения, только суд.

- А в суд дело попадает после вашего какого-то заключения?

Андрей Мальцев: Нет. Различные варианты применяются в Кодексе об административных правонарушениях. Зависит от вида правонарушения, от того, по какой статье привлекается подозреваемый в совершении этого нарушения. Соответственно, есть статьи, которые сразу же уходят на рассмотрение в суде в мировой суд, районный, федеральному судье.

- А какие штрафы грозят вашим «клиентам» надзорным, контрольным и прочим органам, которые нарушают законодательство РФ и проверяют предпринимателей не так, как должны были бы проверять. Например, пришли без предупреждения и проверили.

Андрей Мальцев: За нарушение  законодательства о государственном и муниципальном контроле предусмотрена ответственность статьей № 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях. Она еще делится на части. И грубо говоря, там от 5 тысяч рублей.

- Не много.

Андрей Мальцев: И, тем не менее, следует понимать, что грубые нарушения 294-го федерального закона влекут недействительность тех доказательств, которые были добыты в ходе проведения проверки. А раз недействительны доказательства, соответственно, и тот штраф, который был наложен на предприятие, отменяется.

- В ICQ нам пишут: «Такое ощущение, что в бюджете дыра, и внеплановые проверки проводят для поиска нарушения и выписки штрафа на предприятие». Ну это имеется в виду не вы, как прокуратора, проводите проверки, а надзорные ведомства проводят проверки.

Андрей Мальцев: Не согласен с таким мнением, не согласен. Почему? Как раз 294-й федеральный закон строго регламентировал основную массу контрольно-надзорных мероприятий по основным сферам. Это касается финансового контроля, антимонопольного законодательства. В сущности, финансовый контроль в меньшей степени вообще затрагивает права предпринимателя, и ряда других сфер законодательства. Порядок проведения внеплановых выездных проверок четко задокументирован в статье 10 федерального закона № 294. По тем видам контроля, по которым существуют особенности, особенность, установленная федеральным законодательством также. Таким же образом, порядок проведения внеплановых мероприятий, в первую очередь, выездных, также строго задокументирован. А проверки по 294-ому федеральному закону по обращениям граждан, за исключением обращений о нарушениях прав потребителя, все остальные проводятся с обязательной санкцией прокуратуры. То есть все эти проверки предварительно согласовываются с органами прокуратуры на предмет наличия оснований для их проведения. Работа ведется с 2008 года и, к слову, порядка 30% ежегодно таких заявлений ежегодно отсеивается.

- Мы вынуждены на этом закончить наш эфир.  Какой вывод я лично для себя сделал из нашей беседы – прокуратуру не надо бояться. Если лично боитесь ходить в прокуратуру по каким-то рефлексам, то есть сайт прокуратуры prokuror.perm.ru – ходите на сайт. Любите жаловаться в интернет на несправедливость всяких надзорных органов, вот, ходи туда, жалуйтесь именно там. Ваши обращения примут, рассмотрят и пустят в дело, и всех нарушивших покарают. Спасибо!

Андрей Мальцев: Спасибо!


Обсуждение
4640
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.