Верхний баннер
15:49 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:58, 21 июня 2011

С чего начать свой бизнес?

Ведущий: У микрофона Юлия Хлобыст. Добрый день. В эфире программа «Бизнес-ланч». «Это коммуникационная площадка для тех, кто интересуется бизнесом и всем, что с этим связано, хочет реализовать собственные проекты, завести полезные контакты или получить новые знания и навыки, а также просто увлекательно и с пользой провести время в неформальной обстановке с интересными людьми». Слова, которые я сейчас произнесла, подходят для нашей программы, как нельзя, кстати. Но это плагиат, потому что именно так говорят о своем клубе «Предпринимательская среда» его организаторы и наши гости. Это руководитель клуба «Предпринимательская среда» и руководитель проектов по молодежному предпринимательству Пермского Государственного технического университета Дмитрий Шишкин. Здравствуйте, Дмитрий.

Дмитрий Шишкин: Добрый день.

Ведущий: И предприниматель, руководитель проекта «Любительская баскетбольная лига», руководитель Интернет-магазина Александр Краснов. Саша, здравствуйте.

Александр Краснов: Здравствуйте.

Ведущий: Присоединяйтесь к нашему разговору, тем более, что речь сегодня пойдет о вещах, о которых мы очень редко говорим. Вот где-то, может быть, по упущению. Но наша программа это исправит на самом деле в прямом эфире. Мы сегодня будем говорить о бизнесе, который организуется со студенческой скамьи, с азов. И, возможно, опыт наших гостей станет для кого-то стартовой площадкой в мир бизнеса, в мир предпринимательства. Я уже обращаюсь к нашим гостям. Дмитрий, начнем с вас. Скажите, вот как начинался ваш бизнес? Кроме того, что вы ведете проект определенный, у вас есть все равно бизнес консалтинговый, вы говорили. Буквально, два слова.

Д.Ш.: В общем, я не скажу, что у меня был такой традиционный путь предпринимателя. И наверно, он не самый типичный. Это больше связано с той организацией, в которой я работаю, поскольку это организация предпринимательского типа. И, придя туда, как работник, начав работать в консалтинговых проектах, я постепенно перешел к пониманию того, что я могу самостоятельно вести эти проекты, я могу их получать, могу их искать, могу разрабатывать новые образовательные консалтинговые продукты и предлагать их бизнесу. То есть, по сути дела то, чем я сейчас занимаюсь, это как раз тоже предпринимательские проекты. И в этом смысле, это пример, это иллюстрация того, что на самом деле для того, чтоб быть предпринимателем, необязательно быть частным предпринимателем в терминах гражданского кодекса. На самом деле, предприниматели бывают востребованы и в рамках организаций.

Ведущий: Вы присоединяетесь, Саша, к мнению Дмитрия о том, что необязательно быть предпринимателем по формальным признакам? То есть, нужно, самое главное, быть им в душе. И пару слов о своем бизнесе.

А.К.: Да, конечно, я согласен. То есть, у каждого свой путь на самом деле. И неважно, что нужно там действовать какому-то определенному плану. То есть, я так же, как и Дима, начинал со студенческой скамьи. У меня тоже нетипичный путь. То есть, я учился на автодорожном факультете. То есть, меня учили строить дороги, а аэродромы. А так получается, что сейчас я организую бизнесы. И, к примеру, у меня сейчас такая внутренняя энергия к тому, чтобы открывать каждую весну новый бизнес. То есть, у меня третий год – третий новый проект открывается. И хочу сказать о том, что они не заканчиваются. Первые проекты как раз, можно сказать с Диминого толчка. То есть, с «Большой охоты» начались. То есть, тогда мы абсолютно ничего не знали. То есть, мы знали, как положить щебень, как укатывать асфальт, но с помощью Димы и проекта «Большая охота» мы…

Ведущий: О проекте «Большая охота» мы поговорим чуть позже, потому что это проект, который вот организует Дмитрий с сотоварищи в рамках…

Д.Ш.: Да. Это одни из первых наших проектов в области такого молодежного предпринимательства, один из первых краевых проектов по развитию предпринимательских инициатив среди молодежи.

Ведущий: Да, Саша, но мне-то сейчас интересно, как, наверно, и тем молодым людям, которые нас слушают, которые студенты, вот как это все начинается? Вот вы говорите – вас учили ложить щебень, вас учили укатывать асфальт, и вдруг вы стали предпринимателем, достаточно успешным.

Д.Ш.: Как дошел-то до жизни?

Ведущий: Да.

А.К.: Так, самое главное, что я далеко живу от родителей. И в один определенный момент родители перестали мне помогать. То есть, и понятно, что нужно было искать деньги, а на стипендию далеко не уедешь. И было понимание того, что есть какой-то рынок. То есть, мой первый проект – это торговый проект. Мы торговали спортивной обувью. То есть, мы знали, что это нужно, и этот проект как раз таки и продвигали на «Большой охоте». То есть, он там ничего не заработал, он даже, по-моему, не прошел в следующий этап. Но я настоял, чтобы мы участвовали вне конкурса, и мы получили этот консалтинг, о котором Дима говорил. То есть, у меня была огромная куча вопросов. И вне конкурса, мы уже не участвовали в конкурсе, но мы получили эти вопросы и воплотили их в проекте, хотя эксперты все нам говорили, что, скорее всего, ваш проект умрет и ничего не получится у вас. Но мы были уверены в том, что он будет. Мы видели нишу, и. самое главное, у нас была такая энергия, что это будет. Самое главное, на самом деле, важно все-таки слушать себя в первую очередь, а не экспертов. То есть, потому что они все-таки эксперты в общем, и в своих отраслях. А в вашей, возможно, они просто ничего не знают и имеют какие-то абстрактные знания и советы. В любом случае, нужно слушать только себя.

Ведущий: Хорошо. Вы начинали бизнес тогда, когда не было клуба «Предпринимательская среда», да, там, предположим, и бизнес-инкубаторов, которые сейчас вот чрезвычайно модны стали, и которые внедряются.

Д.Ш.: Я вот просто резюмирую то, что сказал Саша. Я обобщаю опыт тех предпринимателей, с которыми я работал, особенно молодых предпринимателей. На самом деле, крайне важно для того, чтобы сделать успешный бизнес, обладать вот этим внутренним желанием, внутренней мотивацией, то, о чем говорит Саша. И, вообще, на самом деле, там неважно, что говорят другие по большому счету, важно, что думаешь ты и горишь ли ты этим проектом. Но при этом нужно не забывать второе очень важное качество - уметь слушать. И наряду с тем, что, да, эксперты могут не соглашаться, не верить и валить ваш проект, ну, в общем, на то они и эксперты, как я всегда говорю студентам, важно уметь в их словах услышать то, что можно применить реально. И, мне кажется, что вот Сашина команда, она случилась, потому что они, в том числе, очень много обратной связи негативной, которую давали эксперты, переработали, и, действительно, осознали, там, переработали в определенной мере свою бизнес-модель, а не просто отпихнулись от их мнений, сказав, что вы ничего в этом не понимаете.

Ведущий: Слушайте, Дима, вот вы сейчас сказали, что главное – иметь желание. То есть, вы представляете, приходит молодой человек, вот говорит – ничего не знаю, вообще, куда податься не знаю, я, вообще, там, филолог или историк, или маркетолог. И, ну… вот че-то хочу сделать, а что - не знаю. И вот как вот быть вот в этом случае?

Д.Ш.: Знаете, таких ребят огромное море. Я, кроме того, что преподаю на кафедре нашей, я лет шесть, наверно, преподаю на факультете менеджмента и бизнеса. Это специальный факультет, на котором учатся студенты преимущественно технических специальностей, получают второе образование, второе бизнес-образование. Вот туда ежегодно приходят порядка 50-60 вот таких филологов, строителей, геодезистов, геологов, там, не знаю, кого еще, математиков. Как раз с одной идеей – я хочу че-то делать, ничего об этом не знаю. Вот за два года им там мы стараемся, в том числе, я, стараемся дать понимание того, а что, собственно, делать.

Ведущий: То есть, вы даете им удочку? Или даете им рыбу?

Д.Ш.: Ну, конечно, удочку. Рыба себе нужна.

Ведущий: Нормальный, такой, хороший бизнес-подход. Мы, собственно говоря, подошли к теме, что же все-таки такое, этот некий студенческий бизнес-клуб. Вообще, как пришла идея его организовать и зачем? Ведь сегодня, Дмитрий, обращаюсь к вам, у нас ведь достаточно, ну, мало того, что у нас органы госвласти, да, работают по этому вопросу, достаточно активно они начали работать, у нас есть пермская торгово-промышленная палата, у нас есть различные общественные организации, и тут еще вот студенческая среда. Зачем?

Д.Ш.: Да. И так, вроде, всех много, а тут еще мы. Ну, я сразу скажу, что не надо нас противопоставлять никому со всеми… и с торгово-промышленной палатой, и с органами власти мы работаем в партнерстве в реализации этого проекта. Почему мы начали это делать в Политехе? Очень просто. Мы год назад открыли студенческий бизнес-инкубатор. И идея в том, что, как нам казалось, есть масса студентов, которые обладают разными гениальными идеями, но вот им не хватает некой там консалтинговой поддержки, не хватает каких-то знаний, может быть, не хватает иногда помещения. И вот, ну, мы сейчас им это предоставим. Когда мы открылись, мы увидели, что на самом деле поток студентов, он не такой большой. И, начав анализировать, в том числе, и мировой опыт мы пришли к выводу, на самом деле, достаточно, может быть, и банальном. На пустом месте ничего не бывает. Для того, чтобы создать эффективную систему коммерциализации, нам нужно начинать с самого начала – с развития идей предпринимательства, с развития идей молодежной активности, бизнес-активности. И тогда у нас возникла вот эта идея клуба «Предпринимательская среда», как мы его назвали. С одной стороны, мы создаем предпринимательскую среду, с другой стороны, естественно, мы, исходя из названия, стали встречаться по средам. Вот такая вот игра слов. И клуб - это такая коммуникационная площадка, в общем, как, Юля, вы в начале анонсировали, зачитали из нашего пресс-релиза, из описания клуба. Это площадка, куда может прийти любой желающий студент. Это площадка неформальная. Мы собираемся не в вузе. Мы собираемся в одном из клубов города. За уходящий сезон мы были, в основном, в клубе «Брандо». Иногда встречались в клубе «Ветер», иногда – в клубе «House». Встречались и в совершенно неформальной атмосфере общались со студентами, и приглашали к общению со студентами реальных предпринимателей, экспертов, политиков, в том числе, у нас было несколько министров, у нас были достаточно успешные предприниматели, где можно в неформальной обстановке за чашкой чая обсудить различные вопросы, которые интересуют студентов, на которые, ну, ответ, наверно, не найти в книжках. Вот вкратце, наверно, такая идея. И, как я уже говорил, задача клуба - создание среды в вузе, задача создания таких, ну, как я называю, агентов влияния, активных людей, которые будут нести идеи предпринимательства, идеи бизнеса.

Ведущий: Задача клуба понятна. Но ведь вы же ставили перед собой задачу и более конкретную, более практическую. Это чтобы вот из этих ребят все-таки на выхлопе хоть сколько-то вышло, ну, действительно, людей, которые готовы заниматься бизнесом профессионально, готовы заниматься предпринимательской деятельностью. Это как осуществить?

Д.Ш.: Смотрите. Люди, которые готовы заниматься предпринимательской деятельностью, на самом деле есть. И задача клуба - это дать определенный толчок им к этому развитию. И задача клуба – дать им дополнительно мотивацию, м ожжет быть, чтобы устранить у них какие-то страхи и проблемы, вопросы, которые мешают сделать этот шаг уже сейчас. Потому что на самом деле очень многие ребята ведь после окончания вуза, поработав год-два, так или иначе, уходят в свой бизнес. Наша задача просто сделать это раньше.

Ведущий: Какие страхи существуют у людей, которые приходят в ваш клуб, и как вы их развенчиваете?

Д.Ш.: Может, у Саши спросить? Какие страхи у тебя были?

Ведущий: Да, Саша, давайте, какие у вас, кстати, существовали страхи, когда вы начинали бизнес? Вообще, давайте-ка вот еще раз вашу историю успеха, на вашем примере сегодня рассмотрим.

А.К.: Да какие страхи? На самом деле, самый страх для меня – это, как бы, страх долга. То есть, я никогда не был никому должен. То есть, у меня есть такое правило, что я не беру в долг и не даю в долг. Это очень классная штука, когда ты знаешь, что никому не должен. Мы брали деньги просто у родителей. То есть, мы начинали проект с 10 тысяч рублей.

Ведущий: А-а-а, родители это не в долг?

А.К.: Ну родители, они, как бы, нас же в жизнь отправляют, поэтому и дают этот билет. Ну, пусть он такой, небольшой был. То есть, ну, 10 тысяч рублей, ну, это все равно на самом деле для 2007-го или там 6-го года достаточно небольшая, но сумма. То есть, ее достаточно было, хватило, чтобы организовать хороший бизнес, реальный бизнес. То есть, пусть это был Интернет-магазин…

Ведущий: Подождите. Вы пришли к Дмитрию, он вам что сказал? Да, Саша, это классный проект, ты с ним попрешь, ты с ним добьешься. Так было?

А.К.: Ну тогда мы говорили о том, что… клуба еще не было этого. То есть, если бы он был, скорее всего, я бы уже сейчас выше был бы, и зарабатывал, наверно, денег больше. Тогда, я говорил о том, что был конкурс тогда только.

Ведущий: Ну, и как на конкурсе оценили ваш проект?

А.К.: Ну, сказали, что ничего у вас не получится. И это было ужасно на самом деле.

Ведущий: И вас это вот не откинуло вообще назад? Никакого желания не отбило?

А.К.: Был один шок такой, буквально, несколько часов, но мне он, наоборот… Многие бы, наоборот, там, сказали бы – ай, ну, и черт с этим проектом. А оказалось, что, наоборот, придал мне сил, то есть, уверенности еще в том, что мы добьемся успеха. И я уже говорил, что мы писали эти обзоры для этих кроссовок, делали какой-то сайт. Все с партнерами. То есть, все без денег было. Давайте мы договоримся на то, что вы сделаете нам сайт, а потом вы там получите маленький процентик, но не так, что мы вам должны и все.

Ведущий: У вас же должен был быть реальный склад какой-то, реальная база.

А.К.: В том-то и дело, что интернет-бизнес работает по совсем другим правилам. То есть, есть поставщики, и вам не нужно держать у себя огромную базу, вам не нужно держать огромное количество народу. То есть, у вас нет магазина, нет никаких площадей. Вы можете сидеть дома и работать. Вам нужен только ноутбук. Вот и все.

Ведущий: А 20 коробочек обуви можно складировать в комнате.

А.К.: В принципе, да. Но у нас была такая построена схема, что люди нам просто платили деньги за какой-то виртуальный товар, а потом его получали… материальный товар. То есть, мы создали такое поле, что нам начали доверять люди. И все. Когда люди видят, что они получают качественный товар, когда они видят, что они получают качественную консультацию, это их подкупает очень сильно. А потом еще, если они видят отзывы о этом проекте, то есть, все. И вот так вот с коленок, можно сказать, получилось так, что проект буквально через полтора года с 10 тысяч рублей и, не вкладывая ничего в него, у нас был оборот уже порядка 5 миллионов рублей. Это только лишь за счет денег, которые люди, как бы, ну, вот они на заказ покупают обувь. Вот и все. То есть, можете себе такое представить? Я не знаю, какому-нибудь студенту сейчас скажи, никто мне не поверит. Но этот проект мне не дал доучиться в Политихе. То есть, буквально перед Госэкзаменом меня отчислили. Но на тот момент я уже получал 200 тысяч рублей в месяц. Меня уже нее очень заботил диплом, на самом деле.

Ведущий: Но я надеюсь, все равно, вы же понимаете важность образования.

Д.Ш.: Но ты ж в итоге закончил.

А.К.: Вот я сейчас хочу восстановиться и, наконец, сдать этот один экзамен, и уже доучиться. То есть, получить диплом дорожника.

Ведущий: Понятно. Хорошо. Спасибо вам огромное за историю. Я думаю, она многих впечатлит. Вот, Дима, скажите, вот вы говорили о том, что у вас в «Предпринимательской среде» в вашем клубе проходят дискуссии, тренинги, просмотры фильмов за чашкой чая. Но, ведь кроме этого, кроме общения людям необходимо что-то, опять же, практическое. Нужны деньги, нужны связи.

Д.Ш.: Обязательно нужны. Понимаете, штука в том, что на самом деле все есть. есть деньги, есть люди, есть ресурсы. А предприниматель как раз тот, кто, видя рыночную возможность, сумел мобилизовать и под себя подмять и достать те самые ресурсы. То есть, здесь важно увидеть, где, что лежит, и как это взять, то есть, почему тебе это дадут. А почему дадут? Потому что ты найдешь партнера. И здесь, как раз, очень важный элемент нашего клуба то, что ребята, общаясь там, находят партнеров, находят контакты, находят коммуникации.

Ведущий: Давайте продолжим о «Предпринимательской среде» и о ваших проектах. То есть, кроме встреч, дискуссий, разговоров за чашкой чая, в ходе которых люди могут выяснить ту или иную информацию, найти…

Д.Ш.: Найти контакты.

Ведущий: … контакты, да, да.

Д.Ш.: …найти связи, найти новые идеи

Ведущий: Что ее есть? Какие проект вы ведете, чтобы вот как-то на выхлопе все-таки выходили реальные предприниматели?

Д.Ш.: Да. У нас есть система, которую мы называем «Смарт-ап», которая включает достаточно много разных проектов. Это и студенческий бизнес-клуб, который регулярно встречается, это регулярно проводимые нами конкурсы. Таких конкурсов сейчас два. Они оба уже вышли на краевой уровень. Первый конкурс, о котором уже говорил Саша, конкурс бизнес-идей «Большая охота». Четыре раза мы его проводили, четыре года. И достаточно успешно. По статистике, которая у нас есть, по результатам этих конкурсов порядка 50 человеке зарегистрировали, действительно, свой бизнес, стартовали, вот, видимо, так же, как Александр, или по-другому. Думаю, что… надеюсь, мы этому тоже поспособствовали. Есть такой конкурс, который мы выделили с прошлого года. Это «Большая разведка», конкурс инновационных проектов. И он тоже достаточно успешный. По результатам этого конкурса мы, например, отбираем проекты в наш бизнес-инкубатор технического университета. Есть тот самый бизнес-инкубатор, «Смарт-ап», в котором мы работаем с проектами. Ну, есть, как я уже говорил, серьезное бизнес-образование, дополнительное образование. И там достаточно много ребят учится, потому что, понятно, что, да, конечно, можно что-то узнать, что-то нахватать. Но для того, чтобы качественно в итоге руководить бизнесом, нужно, конечно, обладать достаточно большим багажом и пакетом знаний, которые в вузе, и, тем более, на технической специальности тебе не дает.

Ведущий: Ну, и на гуманитарной тоже, я так думаю.

Д.Ш.: Да, в общем-то, и на гуманитарной. Я скажу сейчас крамольную мысль, на экономической. Потому что на экономической специальности ведь учат экономистов.

Ведущий: Договорились. Сейчас преподаватели да, экономических специальностей… мы попадем в опалу.

Д.Ш.: Нет, я не хочу сказать ничего плохого. Я сам преподаватель, в том числе, экономических специальностей. Просто надо понимать, что есть экономическое образование, есть бизнес-образование. И второе образование, оно совершенно прикладное. Оно совершенно такое, практическое. И оно в корне отличается, например, от классического экономического образования.

Ведущий: Про бизнес-инкубатор. Вот смотрите, скажу сейчас такую вещь. Слышала неоднократно о том, что вот кому нужны эти бизнес-инкубаторы? Вот покажите хоть одного бизнесмена, который реально вышел из этого бизнес-инкубатора. Раз. И второе. На входе заходит куча проектов, а выходит очень мало проектов. То есть, насколько эффективна эта структура, насколько она нужна?

Д.Ш.: Вы знаете, постоянно отвечаю на эти вопросы. Действительно, да, вы совершенно правы, на входе в бизнес-инкубатор 100 проектов, на выходе - три, которые приносят деньги. Вопрос в том, что эти три проекта окупают затраты на 100 проектов, которые неуспешны. Второй момент. Это работает, когда инкубатор живет достаточно долгое время. Да, жизненный цикл инкубатора все-таки большой. И если проект, инкубируемый там два-три года, а мы говорим в нашем инкубаторе, прежде всего, о технологических проектах, все-таки о проектах, имеющих научную составляющую, то там срок жизни самого проекта может быть 5-7 лет. И те инкубаторы успешные, которые есть у нас в России, показывают, что они выходят на такие показатели где-то через пять-семь лет. Мировой опыт говорит о примерно такой же практике.

Ведущий: А что делать тем 97 проектам, которые не стали бизнес-проектами? То есть, вот они просто, ну, может быть, по каким-то причинам они не будут никогда предпринимателями.

Д.Ш.: А ничего плохого ведь в этом нет. И, в общем, ничего не надо делать. Опыт показывает, что ребята, которые… проект у которых не состоялся, получили очень ценный бизнес-опыт. И завтра они приходят с новым проектом, и уже этот проект выстреливает. На самом деле, ведь в бизнесе самое главное – это команда, это компетенция команды. И реализовав и даже там неуспешные бизнес-проекты, получил колоссальнейший опыт. И этот колоссальный опыт дает тебе возможность дальше реализовывать успешный проект. У нас в клубе была одна дискуссия по поводу ошибок и неудач, встреча, где мы рассматривали историю неудач. Вот успехов вещь не бывает без неудач. Это совершенно нормально.

Ведущий: Каждое «нет» - это путь к «да».

Д.Ш.: Абсолютно точно.

Ведущий: Хорошо. Давайте практическую информацию. У нас вот пришел вопрос по ICQ к Александру. Но сначала, Дмитрий, к вам. Где вас найти? Как вас найти? «Предпринимательскую среду», бизнес-клуб.

Д.Ш.: Вы можете нас найти на сайте www.smart-up.pstu.ru. Вы можете нас найти, набрать в слова в «гугле» «Предпринимательская среда», наша ссылка одна из первых. Вы можете найти нашу группу «ВКонтакте.» Вы можете зайти на сайт fmp.perm.ru, где есть вся информация о нас. В общем, «гугл» вам в помощь.

Ведущий: Александр, к вам вопрос по ICQ. «Добрый день. Меня зовут Игорь. Вопрос по любительской баскетбольной лиге, - пишет нам слушатель. – Расскажите, пожалуйста, как в нее попасть? И какого уровня должны быть игроки, чтобы вступить в лигу?» Коротко.

А.К.: Лига, на самом деле, это новый проект, который в воскресенье только презентовался. То есть, мы видим, что любой желающий сможет участвовать в Лиге. То есть, если у вас есть команда, и вы регистрируетесь в Лиге, то есть, вы автоматически получаете карту члена Лиги. То есть, если вы один, или вас двое, или трое, мы специально запустили сервис, над которым мы еще работаем, который называется «Банк игроков». «Банк игроков» - это просто такое место, где можно зарегистрироваться, что вы желаете. И из того «Банка» будут набраны либо команды отдельные, то есть, мы выделим менеджера отдельного, который будет организовывать целые команды, либо просто игроки будут доукомплектовывать те команды, которые уже зарегистрированы. То есть, вот и все. Участие в Лиге, то есть, мы открываем двери для всех, и…

Ведущий: Пожалуйста, приходите.

А.К.: …пожалуйста, приходите, и участвуйте.

Ведущий: Где-то есть у вас сайт, чтобы где-то вас найти?

А.К.: Сайт сейчас в разработке. То есть, сейчас есть публичная страница «ВКонтакте», где мы вывешиваем всю информацию. На самом деле сайт это уже немножко вчерашний день. То есть, социальная сеть – это среда, в которой мы живем, то есть, практически, и там же получаем информацию. То есть, очень классно можно зайти просто на публичную страницу lblperm, и получить всю информацию. Я хотел бы еще сказать как раз таки вот о бизнес-инкубаторе, в котором как раз вот те люди, которые не нашли в проекте себя, то есть, они пришли к нам. Мы презентовали Лигу, и нашли там эти шесть или семь человек, которые вступили в нашу команду. С этой командой мы полгода разрабатывали проект Лиги. И даже победили, то есть, вошли в число победителей на Всероссийском конкурсе бизнес-идей молодых лидеров, то есть, на Пермском экономическом форуме. То есть, эти ребята, которые, в общем-то, там не пригодились…

Ведущий: В качестве предпринимателей.

А.К.: …не смогли…

Ведущий: Не состоялись.

Д.Ш.: Выбрали другой путь для себя, я бы сказал так.

А.К.: Да. И вот один человек уже, один и людей, то есть, там вот Юля Верхоланцева, она уже практически исполнительный директор Лиги. То есть, вот конкретный еще один опыт успеха, можно сказать, человека, который реально захотел чего-то добиться. Да, он не смог какую-то воплотить идею. Но он смог пристроиться к хорошей идее и показать себя с лучшей стороны, и занять хороший пост.

Ведущий: Итак, смотрите, резюмирую все сказанное. Нет денег, предположим, нет связи, но есть огромное желание. И есть желание дальше как-то не только получать деньги, но и реализовываться как-то самому. Для этого просто нужно найти единомышленников. И это можно сделать с помощью, как вариант, студенческого бизнес-клуба «Предпринимательская среда». Где его найти, мы уже вам рассказали. А в конце нашей программы по традиции…

Д.Ш.: Я бы только сказал, что вот надо не желание, нужно быть активным. Вот нужно не просто сидеть и мечтать, а нужно идти и делать, и реализовывать свое желание. Сделать первый шаг, и тогда уже не остановиться.

Ведущий: Потрясающе. И по традиции у нас короткий очень блиц-опрос, который я, в общем-то, адресую всем участникам нашей программы. Итак, Дмитрий и Александр отвечают. Наша налоговая система несовершенна. Как предприниматели, какие налоговые введения вы бы ввели, чтобы малый и средний бизнес развивался?

Д.Ш.: Вы знаете, я не налоговик, и не знаю вот, как менять налоговую систему. Я понимаю, что предприниматель – это тот, кто успешно живет в тех условиях, которые есть. И мне кажется, что проблема не столько в несовершенстве налоговой системы, сколько в несовершенстве людей, которые в бизнесе управляют налогами.

А.К.: А я бы, вообще, то есть, вот, к примеру, для таких проектов, как наш, молодых проектов от студентов, то есть, не от матерых предпринимателей, вообще бы, не знаю, на ближайшие пять лет отменил бы налоги, и дал бы людям…

Ведущий: Зеленый свет.

А.К.: Да, зеленый свет. Пусть они развивают бизнес. Они на самом деле там небольшие деньги зарабатывают. На налогах-то много не заработаешь. То есть, ну, дать им просто шанс.

Ведущий: Ваша мысль понятна. Возможно в нашей стране вести бизнес честно, не обходя законы, не прибегая к разным юридическим, экономически, бухгалтерским уловкам?

Д.Ш.: Ну, конечно.

А.К.: Ну, разумеется. Все наши проекты так и работают.

Ведущий: Какое направление бизнеса вы сегодня считаете перспективным? И какой бизнес решились бы организовать сегодня?

Д.Ш.: Все, что связано с персонифицированными услугами.

А.К.: Ну, вот как раз наш новый проект «Любительская баскетбольная лига» он в этой сфере. То есть, в сфере досуговых услуг. То есть, досуг. Это тоже сейчас, мы думаем, что людям очень нужно. Особенно в больших городах.

Ведущий: Что для вас деньги, Дмитрий?

Д.Ш.: Кровь в бизнесе.

Ведущий: Для вас, Александр?

А.К.: Для меня это свобода.

Ведущий: Кроме бизнеса, чем вы еще занимаетесь в жизни, Дмитрий?

Д.Ш.: Я вообще занимаюсь жизнью, а бизнес – это дополнительно.

Ведущий: Александр. Спортом?

А.К.: Спортом, да, баскетболом.

Ведущий: Александру пришло пожелание. «Восхищаюсь вашим трудолюбием и упорством. Удачи вам в начинаниях». Пишет Ирина. Ну, что ж, я присоединяюсь, и желаю того же самого Дмитрию.

А.К.: Спасибо

Ведущий: Мы говорили сегодня о бизнесе со студенческой скамьи, как его начать и куда обращаться. Вы все это слушали. В студии работала Юлия Хлобыст. До встречи.


Обсуждение
2154
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.