Верхний баннер
21:50 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 22 ИЮЛЯ 2019

$ 62.98 € 70.65

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

14:00, 18 ноября 2011

Бизнес-образование

Теги: бизнес

Андрей Поляков: 15.08 на часах. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире у нас традиционная программа «Бизнес-ланч». Чуть не сказал «Овертайм», потому что у микрофона Андрей Поляков и Юлия Хлобыст. Сегодня мы разговариваем о бизнесе, но вместо традиционных таких тем по поводу извлечения прибыли и всевозможных финансовых операций-махинаций, мы сегодня предлагаем поговорить немного о других ценностях, например о бизнес образовании.

Юлия Хлобыст: Добрый день. Вы знаете, буквально в начале этой недели мы в программа «Моё дело» обсуждали тему бизнес образования, то, как предприниматели приходят в школу благодаря недели предпринимательства, которая вообще международная, но в Перми проходит с 2009 года. Раз предпринимательство идёт в школу, то логично предположить, что следующая ступенька – это всё-таки высшая школа. С представителями высшей школы о бизнес образовании мы и будем говорить сегодня. Знакомьтесь, наш гость кандидат экономических наук, директор Западно-Уральского филиала Московской международной Высшей школы бизнес «Мирбис» Марина Казанцева. Добрый день, Марина Ивановна.

Марина Казанцева: Добрый день.

Ю.Х.: Марина Ивановна, всё-таки с понедельника меня вопрос мучает, что раз предпринимательство идёт в школу, бизнес обучение приходит в школы, соответственно оно продолжается в вузах, значит у вас спрашиваю, как спрашивала в начале недели, бизнесу можно научить? Или даётся что-то другое в рамках бизнес образования в вузе?

М.К.: Безусловно, если мы начинаем образование в школе, начинаем формировать сознание школьника о том, что нужно учиться предпринимательству, нужно развивать своё дело, то выходя уже из школы, вот сегодня буквально я была в лицее №8, и ребята уже готовят готовые бизнес-проекты, которые могут быть уже темами выпускной работы в вузе. Соответственно подготовка предпринимательства в школе готовит из школьников претендентов на поступление в вуз, где они будут тоже продолжать обучаться предпринимательству. Если говорить о нашем вузе, то институт «Мирбис» был создан в 1988 году на основе межправительственного соглашения между СССР, в то время, и Италией, и его непосредственные учредители – Российская академия им. Плеханова, сейчас РЭУ им. Плеханова, и Правительства Италии в лице Романа Проди. Этот институт в своём ближайшем будущем, в своей стратегии, развитии видит себя как будущий международный бизнес университет. Обучение в нём будет состоять из института, то есть программ высшего образования, и школы бизнеса, то есть дополнительных программ.

Ю.Х.: Смотря на вашу линейку на сегодняшний день, на линейку продуктов, которые вы предлагаете, это обучающие программы, начиная со школьной скамьи, дальше продолжается уже вузовское образование, и дальше …

М.К.: Программа повышения квалификации, профессиональной переподготовки, и наконец, программы мастер делового администрирования MBI. Очень интересные программы для тех, кто получил высшее образование, создал свой бизнес, поварился в этой среде бизнеса и посмотрел, что на сегодня знаний снова не хватает для того, чтобы развивать этот бизнес. Тогда этот человек идёт на программы мастер делового администрирования. Эти программы создал Московский институт «Мирбис».

А.П.: Для того, чтобы радиослушатели каким-то образом удостоверились в том, что мы представляем, собственно говоря, достаточно солидное заведение, организацию, я для справочки сейчас… Недавно совершенно подвели итоги… Проводился конкурс, премию которого учреждал и он является сейчас учредителем, журнал «Элитный персонал». По результатам опросов и всевозможных анализов деятельности и т.д. школа «Мирбис», имеется в виду вся организация «Мирбис», заняла первое место, то есть она стала лауреатом премии. И примечательно, что в числе тех, кто расположился «за» в турнирной таблице, там даже Сколково, даже Сколково заняло второе место. Марина Ивановна, как вы относитесь к утверждению, что сейчас у нас в российском бизнесе наметились яркие признаки кризиса менеджмента. Мы в связи с этим, я так полагаю, должны обучать управленцев, должны их воспитывать. Как вы это прокомментируете?

М.К.: Действительно если посмотреть школы бизнеса, то их руководители, ректоры, в последнее время отмечают снижение спроса по программам MBI. Когда руководители, то-менеджмент желает пройти обучение по программам мастер делового администрирования. Это все исключительно бизнес школы. Это говорит о том, что на сегодня, как вы сказали, кризис в менеджменте организаций предприятий. Тем не менее, знающие руководители всегда нацелены на то, чтобы обучать своих коллег, скажем генеральный директор должен говорить на одном уровне с маркетологом, с финансовым директором, с менеджментом компании. Поэтому, скажем, такие большие компании, где за 1000 человек работающих, они обязательно озадачены тем, чтобы обучать на программах этих мастер делового администрирования, MBI, и далее. Сейчас очень такое интересное направление в «Мирбис», когда разработана с президентом страны программа, которая называется «Национальный лидер». Люди, которые проходят через эти программы, потом в дальнейшем становятся такими интересными претендентами.

А.П.: У нас два человека прошли этот курс пока.

Ю.Х.: Марина Ивановна, вы говорите, что сегодня руководители должны понимать, а зачастую… это всё хорошо, это всё понятно, но на мой взгляд, это несколько теория. На практике складывается так, что бизнес, собственно говоря, ставит своей целью в большинстве своём извлечение прибыли. В лучшем случае на развитие тратить, ещё лучше – на себя любимых, ну и поддержать сотрудников. Что касается образования, я думаю, наверное, не совру, если скажу, что большинство предпринимателей не понимают ценности. Подумаешь курсы какие-то. Как в этом убедить? Нужно ли в этом убеждать? Или должно измениться что-то в системе ценностей?

А.П.: А может сам рынок заставит идти либо учиться, либо не идти учиться?

М.К.: Обязательно рынок заставит, и заставят те проблемы, с которыми столкнётся бизнесмен, скажем, ведя свой корабль вперёд. Обязательно заставит, потому что даже знающий предприниматель всё равно столкнётся с проблемами. Вы сейчас сказали, а куда же тратить деньги, если приносит предприятие сверхприбыль. А вот образованный топ-менеджер знает, что сверхприбыль… существует такая схема управления по ценностям, и для того, чтобы эти прибыли тратить нужно не все прибыли на себя любимого, или весь полученный капитал складывать в производство, а есть специальная система. Я примерно вам сейчас её приведу. Те, кто прошёл обучение по программе MBI, уже знают это. Нужно вложить деньги в себя, на развитие своего обучения, это, скажем, примерно 10%. Примерно 10% нужно вложить в своё здоровье, преуспевающий бизнесмен должен быть всегда здоров. 10% нужно вложить в свои предметы пользования, скажем, машина, телефон, часы и другие какие-то предметы, которые доставляют вам удовольствие. Есть ещё 20%, которые нужно вложить в себя или своих близких. А вот 50% …да обязательно 10% нужно вложить в благотворительность, потому что это тоже такой закон, чтобы эти деньги потом к вам пришли обратно, нужно и уметь вкладывать деньги, быть спонсором. Ну и 50% оставшиеся нужно вложить в развитие производства, своего предприятия.

А.П.: Я хочу напомнить, что работает телефон нашего прямого эфира и эфирное ICQ. Если возникли у вас, друзья, какие-то вопросы, пожалуйста, задавайте.

Ю.Х.: Вы озвучили некую систему управления по ценностям…

А.П.: То есть мы говорим сейчас о распределении прибыли некой виртуальной, которую бизнесмен уже получил.

Ю.Х.: Да. Из этого значит 50% должно уйти на развитие предприятия, а все остальные по 10% ориентировочно на имидж, здоровье, в обучение, в себя. Марина Ивановна, не кажется вам, что это некая идеальная что ли, теоретическая схема? Её жизнеспособность на практике как-то подтверждается? Потому что возможно сейчас многие сидят и думают, боже…

А.П.: Особенно представители малого бизнеса.

Ю.Х.: Да. Какое там, дай бог налоги то закрыть, концы с концами свести, а потом уже и денег вроде как не останется.

М.К.: Вот для этого и предназначена программа обучения предпринимательства, обучения бизнеса в Западно-Уральском филиале Московской Международной Высшей школы «Мирбис» и в самом институте «Мирбис» в Москве, где более 400 программ, направленных на обучение бизнеса, на то, как правильно поступить в той или иной ситуации, на то, как правильно вывести бизнес, который едва-едва сводит концы с концами, как его вывести на преуспевающий бизнес в своём регионе, районе, области, наконец, в России, а потом выйти и на международный уровень.

Ю.Х.: Даже так. То есть вы хотите сказать, что с уровня мелкого, среднего предпринимательства, вы можете вложить в голову этого человека, это бизнесмена некие знания, с помощью которых он сможет выйти чуть ли не на международный уровень?

М.К.: Конечно.

Ю.Х.: Примеры такие были?

М.К.: Для того и создан институт, который работает для бизнеса. Примеров много очень в Москве, это преуспевающие компании. У нас в Перми, если вам сказать, какой пример…был у нас такой студент Александр Гариузов. Он получил сначала техническое образование, потом пришёл в «Мирбис» получать высшее образование. Получив экономическое образование, он сказал, что ему не хватает и хотел получить еще и знания для бизнесмена. Пришел на программу мастер делового администрирования. Сейчас он работает в одной из известных преуспевающих компаний в составе менеджмента, а когда-то начинал в должности диспетчера.

А.П.: У меня есть один приятель, у которого в бизнес-плане, у него был цех по выпечке пирожков, в бизнес-плане в конце стоял выход на IPO, это нотариально было. Причём можно над этим смеяться, может к этому и не привело быть, может и не надо было бы, но у человека была такая широта мышления, что он последовательно в бизнес-план это записал.

Ю.Х.: А, на мой взгляд, сегодня зачастую предпринимателям или тем, кто собирается им стать, не хватает практики. Одно дело, когда предприниматель пришёл из бизнеса, и он начинает повышать свой уровень образования…

А.П.: Применительно к своему предприятию.

Ю.Х.: Да. И другое дело, когда мы имеем дело с выпускником школы, который выбирает себе экономическую специальность или ещё какую-нибудь, и дальше продолжает обучение в бизнес-школе, высшей бизнес-школе. Им, мне кажется, сегодня не хватает этой практики.

А.П.: Причём попадая куда-то, где он может попрактиковаться в применении своих профессиональных знаний, он заведомо попадает в среду, которая, согласитесь, в силу каких-то коррупционных вещей, в силу нашей российской специфики, он попадает уже в среду не очень благоприятную для этого всего. Больше он становится даже не развивающим каким-то запускающим менеджером, а скорее кризис-менеджером.

Ю.Х.: И вот, не знаю насчёт кризис-менеджера, из того, что мы с тобой отрезюмировали для Марины Ивановны, вопрос у меня следующий возникает. Возвращаясь к первому вопросу, когда сказали, что в школах уже дети начинают создавать бизнес-планы, а где тот стык между теорией, которую вы можете дать в школе, в вузе, на дополнительных спецпрограммах и реальным делом?

М.К.: Для этого и создаются инновационные образовательные программы, когда наряду с лекционными занятиями больше часть отводиться практико-ориентированному обучению. Это скажем такие занятия, как разрешение миникейсов, ролевые игры, творческие задания, встречи с предпринимателями, что немало важно на этапе обучения, это разработка бизнес-моделей и бизнес-планов, конкурсы бизнес- проектов, и наконец, не самую важную роль играет то, что обучающийся приходит на стажировку на предприятие. Пусть это будет предприятие небольшое или большое, но он уже обучаясь варится в этой среде предпринимательства, где он уже видит, что нужно и налоги заплатить, и производство правильно развивать, и прибыль получать. Он учится конкретно, совмещает обучение с практической работой на предприятии. Потом, когда он уже выходит из вуза или после обучения по какой-то предпринимательской программе, он уже в принципе готов к этим трудностям, которые возникают на конкретном предприятии.

А.П.: Марина Ивановна, в связи с этим возникает следующий вопрос. Есть ли у вашего заведения Высшей школы какие-то договорные отношения уже с предприятиями, где наши слушатели могут пройти практику, это первая часть вопроса. Вторая часть, участвуете ли вы в трудоустройстве тех людей, которые не прикреплены ни к какому предприятию?

М.К.: Расскажу вам сейчас о новой пилотной программе, она называется, специальности практические в Пермском крае впервые разрабатываются и апробируются, инновационный менеджер развития территории.

Ю.Х.: Вполне в духе времени.

М.К.: Вполне в духе времени, потому что мы сейчас с вами все должны развивать каждую территорию, район, регион, муниципалитет ли это. Поступая на программу, то что я сейчас говорила, человек сразу приходит на стажировку, то есть он выбирает какую-то себе номинацию, а у нас есть такие интересные направления, специализации: энергосбережение, что сейчас в духе времени, долина здоровья, отходы в доходы, социальные инновации. Студент или слушатель на этой программе выбирает одну из номинаций, и уже обучаясь на первых занятиях прикрепляется к какому-то предприятию.

Ю.Х.: Темы соответственно совпадают с деятельностью.

М.К.: Да. Он выбрал свою деятельность, направление, он прослушал что-то и тут же идёт на предприятие, и это отрабатывает. У него вот этот навык закрепляется на предприятии. Потом в дальнейшем, если это интересно, то в процессе обучения этот студент или слушатель программы начинает работать на этом предприятии. Он начинает зарабатывать деньги, начинает вкладывать в себя, а возможно, если эта программа платная, а в институте «Мирбис» программы платные, то скажем, вкладывать в своё развитие, в оплату программы.

А.П.: Марина Ивановна, никогда у вас не возникало, допустим, идеи или мысли о том, что было бы неплохо или может какая-то другая оценка этому всему, организовать некую экспериментальную площадку на базе вашего учебного заведения, где молодёжь могла бы каким-то образом практиковаться. Понятно, что это должна быть поддержка крупных предприятий, в качестве спонсоров они должны выступать, чтобы выдёргивать какие-то инновации, бизнес-идеи и попробовать, опять же по аналогии с такими вариациями бизнес инкубатора, создать на базе «Мирбиса»?

М.К.: идея хорошая, у нас есть такие предложения, которые работают на базе школ в Краснокамском муниципальном районе. У нас есть школа, на базе которой будет работать инновационный центр. Вот сегодня я вам говорила, что лицей №8, на базе которого это будет работать, и ваше предложение, конечно, очень интересно. Я надеюсь, что после этой передачи к нам подключаться предприятия, которые могут поддержать создание бизнес инкубатора в нашем Западно-Уральском филиале.

Ю.Х.: А как вы относитесь к идее эффективности бизнес инкубатора?

М.К.: Несомненно, это очень полезное дело, когда на одной площадке общаются и студенты, и работодатели, и предприниматели, то есть они обмениваются опытом. Студент набирается опыта от тех, кто его уже имеет. Я считаю, что бизнес инкубатор несомненно полезное дело, когда встречаются на одной площадке и учебные заведения, и власть, и бизнес.

Ю.Х.: Хотелось бы немного сменить направление нашего разговора. Мы говорим о школе бизнеса, как месте, где можно получить образование, о том, что это необходимо для взращивания высококлассных менеджеров в бизнесе и т.д. Хотелось бы поговорить вот о чём. У бизнеса, как такового, есть своя подоплёка, то есть своя идеология, или должна быть. На мой взгляд, сегодня у бизнеса, даже когда общаешься с бизнесменами, спрашиваешь, какая ваша цель в жизни, они банально так говорят – получение прибыли. У меня сразу в мозгу происходит разрыв шаблонов. Мне кажется, что бизнес с такими ценностями, далеко идущим вряд ли можно построить. Например, тот же Бил Гейтс, который создал свою империю исходя из того, что ему хотелось дать продукт людям, которые не умеют программировать на компьютере. Таким образом, появился ворд. Стив Джобс недавно ушедший от нас хотел просто, чтобы люди мобильно общались. Ведёте ли вы об этом разговор в вашем обучающем процессе, независимо школьники, студенты, топ-менеджеры?

М.К.: Обязательно. Мы же говорим с вами, что когда получаем образование, должны получать его в комплексе, то есть со всех сторон. То, что мы сейчас говорили об управлении ценностями, это обязательно присутствует в программе обучения предпринимательства. Как правильно из небольшого предпринимателя или обывателя стать предпринимателем, как правильно свой бизнес поставить и выйти на уровень, мы с вами озвучивали, национального лидера.

Ю.Х.: А вам приходится переубеждать, или люди соглашаются с этим, или может людям приходится ломать неким образом систему ценностей?

М.К.: Для этого существуют примеры, для этого созданы специальные системы управления, поэтому в беседах со студентами мы всё равно приходим к такой идее, что нужно этой систему управления по ценностям придерживаться.

Ю.Х.: А вам не оппонируют, например, в том, что сегодня в России ситуация такова, что очень сложно придерживаться, сложно быть добрым, заниматься благотворительностью и т.д. Эта система ценностей возможно не для России, а для богатого жирного Запада?

М.К.: Как правило, предприниматели, которые в любом случае хотят развивать свой бизнес, должны придерживаться системы. Всегда есть в любой ситуации, поэтому, так скажем, развивающиеся, вкладывающие в себя предприниматели, они к этому приходят рано или поздно.

А.П.: Марина Ивановна, расхожее мнение, студент слушатель курса MBI независимо от того, где он, закончивший MBI, получивший соответствующий диплом, сразу претендует на определённый уровень зарплаты. Называют цифру 100-150 000 рублей, но не суть. Так ли это? Работает ли какой-то негласный закон? И действительно ли таких специалистов так оценивают работодатели?

М.К.: Я думаю, что студентам, выпускникам вузов, конечно, нужно иметь свои амбиции, но пока опыта у них ещё не достаточно. Поэтому претендовать сразу на 100 000, я бы сказала, что, наверное, рановато. Нужно получить опыт в работе. Тогда, скажем, симбиоз знаний и опыта приведут к определённым позициям и претензиям на уровень заработной платы. А вот уже предприниматели, которые прошли обучение по программе мастер делового администрирования, они выходят с совершенно другими амбициями. Да, они уже видят, как нужно развивать бизнес, они знают систему развития бизнеса, владеют и знаниями и практическими навыками, потому что они на занятиях не только теорию слушали, а другое количество времени занимались решением кейсов, практических задач, деловых игр. Они занимались в виртуальном классе с преподавателем. Им постоянно приходится совершенствовать свои знания и не только в теории, а обязательно на практике. Поэтому они уже выходят с совершенно другими амбициями, они претендуют на то, что могут изменить бизнес, систематизировать его и совершенно правильно претендуют на достаточно высокую заработную плату.

А.П.: Это априори уже специалисты значительно дороже.

М.К.: Да.

Ю.Х.: А ваши преподаватели в основном теоретики или практики?

М.К.: Как правило, это консультанты, бизнес тренеры, имеющие навыки преподавания и зачастую имеющие свои предприятия, на базе которых они выводят свой опыт, и как правило, преподаватели стажированные за рубежом и не один раз.

Ю.Х.: То есть такой симбиоз получается? А может быть такой крамольный вопрос задам, опять же исходя из российских реалий, существует и коррупция, и теневая экономика. Считаете ли вы или не считаете, что нужно изучать, например, предпринимателю или слушателю, историю или основы теневой экономики?

М.К.: Предприниматель должен быть готов ко всему. Чем больше он знает, тем больше он сможет правильно вести свой бизнес, чтобы и в теневую экономику не уходить, но и оптимизировать налоги своего предприятия.

А.П.: При этом ему, наверное, нужно ещё уголовный кодекс ещё внимательно почитать. Марина Ивановна, традиционный вопрос перспективы. Куда стремитесь?

М.К.: Институт или я лично?

А.П.: Давайте две части вопроса будет рассматривать.

М.К.: Конечно, это развитие. Я вам говорила, что сегодня институт стремиться или в своей перспективе видит бизнес университет. Совершенно понятно, что с этим будет развиваться и одна сторона, высшее образование, и вторая сторона, бизнес образование. Поэтому мне бы хотелось, чтобы институт был в этом успешен, и Западно-Уральский филиал в составе его я, директор, были бы успешными, как в первой части, это образование, так и во второй части, это бизнес образование.

Ю.Х.: Представляете, если вдруг так получиться, что вы научите бизнес быть успешным, то тогда не будет и смысла вашей работы.

М.К.: Такого быть не должно. Всегда будут появляться новые формы. Я же вам говорила, что на любом уровне развития бизнеса всегда возникают проблемы.

А.П.: Есть же понятие, жизненный цикл бизнеса, один бизнес отработал, возникает другой, и другие методы и механизмы и всё прочее. Наверняка вы используете в своей работе какие-то инновационные методики и ещё что-то.

М.К.: Обязательно. Сейчас, конечно же, в обучении студентов такие инновационные методы используются, как виртуальные классы, виртуальная аудитория, видеоконференция. Мы сегодня можем говорить с преподавателем из Москвы, Лондонского университета, и это, конечно, приводит к достаточно высокому уровню наших выпускников.

Ю.Х.: В любом случае, подводя итог нашему разговору, можно сказать, что учиться, учиться и ещё раз учиться. Вообще, это никогда не поздно, в том числе и бизнеса.

А.П.: Я думаю, что если посмотреть средний возраст в особенности про программам MBI, средний возраст слушателей – такие зрелые оформившиеся личности.

М.К.: Да, это как правило, люди 25 лет – начальный уровень, а где-то 30-33 года те бизнесмены, которые хотят выстроить свою карьеру. 33-45 – средний возраст для претендентов на участие в программе делового администрирование.

Ю.Х.: Мы благодарим вас, Марина Ивановна, за участие в нашем разговоре. Всего вам хорошего.

Обсуждение
1606
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.