Верхний баннер
20:54 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 05 декабря 2011

Качество пищевой продукции пермских предприятий

Ведущий: 14.07 в Перми. У микрофона – Юлия Хлобыст, добрый день. Хотела сразу же представить гостей в нашей студии, и я это сделаю, только без моего уже участника, моего постоянного соведущего, представителя Опоры России, предприниматель Степан Разин. Он сейчас уже к нам едет, где-то стоит в пробках. Что касается двух других участников, с радостью представлю, заместитель начальника надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора Антонина Чиненкова. Добрый день, Антонина Николаевна.

Антонина Чиненкова: Добрый день.

Ведущий: И генеральный директор ОАО Кондитерская фабрика «Пермская» Борис Швайцер. Добрый день, Борис Абрамович.

Борис Швайцер: Здравствуйте.

Ведущий: Вот о чём хотели бы мы поговорить. Сегодня целый день обсуждаем выборы, и проблему выбора. Наверное, проблемы выбора и в нашем эфире обсудим, только уже, наверное, не касаемо политической ситуации, а касаемо продуктов питания. Что мы наблюдаем на наших прилавках, и как нам сделать правильный выбор на самом деле, потому что зачастую мы смотри на упаковку и смотрим только на срок годности. На самом деле мои гости, наверное, будут утверждать обратное, что не только на срок годности надо обращать внимание, но и на какие-то другие компоненты. Итак, говорим сегодня о качестве продуктов питания на наших прилавках. И самое главное, как нам, потребителям сориентироваться в этом многообразии. Работает телефон прямого эфира и эфирное ICQ. Звоните, задавайте свои вопросы, мы будем рады на них ответить. У меня пока такая информация, от которой я бы хотела оттолкнуться. Вот смотрите, Роспотребнадзор по Пермскому краю подвёл итоги своей работы за первые 9 месяцев 2011 года. Результаты проверок свидетельствуют об ухудшении качества и эпидемической безопасности кондитерских изделий, холодных закусок. Молочных продуктов, птицы и других мясных продуктов в 2,5 раза. Были изъяты из оборота около 1 200 литров некачественной алкогольной продукции, и почти 23 000 кг продовольственного сырья и пищевых продуктов. Мне кажется, что цифры достаточно серьёзные. Всего Роспотребнадзором было проведено, проверено порядка 2 000 пищевых объектов, вынесено свыше 1 000 штрафов, остановлено деятельность 36 пищевых предприятий, отстранены от работы 143 человека. Антонина Николаевна, первый вопрос, наверное, к вам. Скажите, каждый год такие проверки проводятся и вообще насколько их может быть больше, меньше в этом году по сравнению с предыдущим годом, и насколько самое главное объёмы вот этих некачественных, или как я бы их назвала контрафактных продуктов увеличиваются они или уменьшаются?

А.Ч.: Ну, на самом деле проверки мы проводим как плановые, так и внеплановые. При этом у нас объём проверок из года в год примерно остаётся на одном и том же уровне. Плановые проверки мы согласовываем с прокуратурой Пермского края. Они все находятся на сайте Управления Роспотребнадзора. Внеплановые проверки мы проводим по обращениям граждан, обращений юридических лиц, например, или органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ. У нас количество нарушений, которые мы из года в год выявляем, оно нарастает, но с небольшим таким итогом. А большие такие объёмы некачественной продукции, которую мы выявляем, обычно у нас в торговле. Конечно, это совсем не означает, что повинна в этом именно, скажем так, перерабатывающая отрасль Пермского края. Очень много мы бракуем и завозимой из других регионов продуктов, даже бывает что это импортируемая продукция.

Ведущий: Скажите, а в чём вообще причина? Вы говорите очень много бракованной продукции, а эта продукция не соответствует ГОСТу, техническим условиям? Вообще, как сегодня разобраться? Если раньше, когда-то при социализме, был старый добрый ГОСТ, и все знали стоит значок ГОСТ этого качества, и все верили, что там на 100% соответствует качеству. Как сегодня быть? Зачастую на продукции не видно, ну ту какие-то, ингредиенты прописаны. Борис Абрамович, к вам как к производителю вопрос, как разобраться бедному потребителю?

Б.Ш.: Ну, потребителю, конечно же, нужно всё больше и больше разбираться. Если раньше государство во время социализма полностью контролировало каждый шаг повсеместно все процессы производственные и предприятие не могло никаких шагов в сторону сделать, то, безусловно, во время капитализма в рыночной экономике предприятие должно и может производить свою продукцию, делать те вещи, которых нет на рынке и это безусловно совершенно другая ситуация. Я бы сказал, что сейчас каждый потребитель должен отвечать за то, что он покупает и что он кушает.

Ведущий: Каждый потребитель должен сам за себя отвечать?

Б.Ш.: Да, безусловно. Человек должен быть ответственным за свои действия. Безусловно, быть ответственным за своё здоровье и безусловно быть ответственным за то, что он не бездумный потребитель, которому можно всё, что угодно продать, и который берёт всё, что угодно в рот, я бы так это сказал.

Ведущий: Хорошо, но как тогда разобраться, вот смотрите, если раньше опять же ГОСТы были, сейчас к ним прибавились технические условия некие. По сути дела нужно быть просто профессионалом, уровня специалиста Роспотребнадзора, чтобы понимать, что ты можешь покупать, за что ты можешь голосовать рублём, за что не можешь. Антонина Николаевна, как тут быть?

А.Ч.: На самом деле у нас в силу закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, продукция, вырабатываемая как по государственным стандартам, по гостам, так и по техническим условиям, она абсолютно легитимна и имеет право находиться в обращении на территории РФ. Другое дело, что у нас очень часто бывает, предпочтения какие-то отдаются продукции гостовской, возможно в этом что-то и есть. Ну и продукция по техническим условиям, если там какие-то добавки, скажем, включаются, либо разрабатываются новые рецептуры. То есть унас ведь на сегодняшний день пищевая промышленность шагнула далеко вперёд, внедряются современные технологии, передовые, в том числе и зарубежные какие-то инновации. Эта продукция вся уже уходит под технические документы, под технические условия. Боятся этой продукции ни в коем случае не надо. А вообще, вы бор потребителя должен основываться, прежде всего, на его личном предпочтении. Та продукция, которая ему нравится, которая для него вкусная, она и для него должна и покупаться, скажем так.

Ведущий: Понятно. Хорошо. У нас подошёл уже Степан Разин, представитель пермской региональной организации Опоры России, и сегодня у нас Степан не только как председатель комитета по инновациям, насколько я понимаю, но больше как предприниматель, который тоже имеет отношении к продукции, которую продаёт в сети своих магазинов. Таким образом, у нас получилось три стороны: я как потребитель, Степан как продавец, Борис Абрамович как производитель, и Антонина Николаевна как контролёр этого всего. С помощью такого круга мы пытаемся выяснить, как быть бедному потребителю, чтобы разобраться в условиях. Сейчас мы выяснили, что по сути дела потребитель сам должен быть ответственен за то, что он покупает. Недосмотрел чего-то, значит получи свою порцию кишечной инфекции. Утрирую, конечно. Борис Абрамович качает головой. Нет, хорошо, тогда кто у нас проверяет продукцию? Какие лаборатории, кроме Роспотребнадзора, который уже так сказать, на выходе мониторит ситуацию. Кто до Роспотребнадзора проверяет качество продукции?

Б.Ш.: Давайте немного вернусь к основам этого разговора. Мне кажется, что государство вполне успешно наладило ситуацию, при которой нет у нас массовых отравлений. Я не имею объективной информации, но это такое субъективное ощущение ситуации, что в принципе, мы не используем палёную водку в торговле, мы не используем совсем суррогатных продуктов питания. В основном эта ситуация налажена. В плане того, получить кишечную инфекцию, и тут же попасть в больницу, наверное, это тоже очень маловероятная ситуация. Но ситуация ухудшается в другом. Ситуация, тут ведь дело в глобальной фальсификации того, что называется масло сливочное, но это далеко уже не масло сливочное. Называется там колбаса, в которой нет мяса, и т.д. и т.п. Развитие цивилизации, развитие торговых сетей, развитие технологий объективно приводит к тому, что идут замены, идут тенденции того, что люди всё меньше и меньше употребляют каких-то натуральных вещей, исконных, которые выращены на грядках и т.п. Вот эта ситуация очень серьёзная, на мой взгляд, и она не корректируется органами надзора, потому что это не напрямую относится к отравлениям, как таковым. Эта ситуация должна переносится в область информации, в область ответственности потребителя за то, что он читает, что там написано и т.д. Мы должны научиться жить в других условиях, условиях другой информации, другой ответственности.

Ведущий: Борис Абрамович, вот не соглашусь с вами. Если раньше, допустим, было написано масло сливочное, вот это и было масло сливочное, хоть оно одно само по себе было, хоть в составе продукции какой-то. Сейчас вы говорите, что проблема фальсификации государство не должно решать. А кто тогда должен решать проблему фальсификации? Только ли, как вы сейчас сказали, это должно выходить в информационное поле и в информационном поле обсуждаться? А дальше мы, как потребители, должны делать сами выбор?

Б.Ш.: Я говорю о проблеме фальсификации в самом общем глобальном плане. Я не говорю о том, что есть требование написать масло сливочное, я вместо этого требования написал что-то другое. Я говорю о том, что лет пять назад я на выставке встретил амортизатор под названием масло сливочное. По большому счёту я сначала не понял, зачем в масло добавлять аромат специальный. Значит, это не масло, а что-то другое. А с этим может разбираться только потребитель, читая состав продукта, понимая всё о том, что туда вложено, и самое главное понимая, что дешёвый товар не может быть качественным.

А.Ч.: В продолжении разговора Бориса Абрамовича хочу сказать, что фальсификация действительно является проблемой. Ну, уж коли мы говорим о сливочном масле, то я хотела бы заверить наших глубокоуважаемых радиослушателей о том, что молокоперерабатывающее предприятие Пермского края вырабатывают масло сливочное натуральное. У нас бывают фальсифицированные сливочные масла, которые завозятся из других регионов, и управление Роспотребнадзора прилагает очень большие усилия. Во-первых, по расследованию этих ситуаций, и по пресечению оборотов фальсифицированной продукции. Вот один пример. Скажем у нас на территории Пермского края очень большими объёмами завозился продукт масло сливочное производства маслозавода «Кошкин», Самарская область. По обращениям граждан нами было установлено, что на самом деле этот продукт был действительно фальсифицирован растительными жирами и продукт этот был конкретным фальсификатом. Управлением была проделана огромная работа, вплоть до принудительного отзыва этой продукции с рынка. Мы направили везде соответствующие письма и запросы и в Самарскую область, и специалистам управления Самарской области тоже разбирались. Надо сказать, что действительно того, что даже без использования какого-то силового сценария, эта продукция далее к нам пошла на территорию Пермского края уже под наименованием спреды.

Ведущий: После слов Антонины Николаевны производители Пермского края производят натуральные масла, я честно слово выдохнула, потому что это здорово. Теперь мы можем точно гарантировано знать. Давайте послушаем вопрос. Добрый день, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Александр. Я хотел бы узнать, допустим, раньше колбаса хранилась 48 часов. Теперь говорят, что она хранится месяц. Что изменилось в её составе?

Ведущий: Спасибо. Антонина Николаевна, вы сможете ответить на этот вопрос?

А.Ч.: Попытаюсь. Прежде всего увеличение сроков годности колбасных изделий у нас происходит за счёт применения новых видов упаковочных материалов. Они обладают повышенными антибактериальными свойствами и газонепроницаемыми. За счёт этой технологии асептического упаковывания колбасы и новые упаковочные материалы срок годности, конечно, исчисляется, варёной, например, 10 суток. Нельзя сказать прямо, что все колбасы у нас месячные. Нет. Варёная – 10 суток, но при вскрытии упаковки, она уже хранится порядка не более суток.

Ведущий: То есть только за счёт упаковки, и ни в коей мере за счёт каких-то страшных добавок, которые увеличивают срок хранения продукта и которые вредны для здоровья?

А.Ч.: Нет. Пищевые добавки, которые у нас даже если и вносятся в колбасные изделия, ни в коем случае не вредны для здоровья. Это, скажем так, глубокое заблуждение. У нас все пищевые добавки, которые используются в производстве, в частности колбасных изделий, проходят государственную регистрацию в Москве, в федеральной службе по надзору и защите прав потребителей.

Ведущий: У нас ещё один звонок от слушателя. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте, Наталья. У меня такой вопрос. Вот я иногда покупаю на рынке сухофрукты. А кто-нибудь за их качеством следит? Они чем-то намазаны, какой-то запах у них ужасный. Вот, что это? Есть проверка там или нет?

А.Ч.: Ну, мы обязательно проводим проверки на всех предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и конечно продовольственной торговли, включая рынки. Естественно мы не находимся там постоянно. Плановые проверки у нас один раз в три года. Внеплановые – по обращениям. Если есть какое-то конкретное обращение, скажем, вызывают какое-то сомнение эти сухофрукты, наша потребительница может обратиться к нам в управление Роспотребнадзора с жалобой, что её не устраивает состояние. Но вообще-то на рынках есть свои лаборатории, ветеринарно-санитарного контроля. Именно эти лаборатории осуществляют контроль лабораторный за качеством этих сухофруктов.

Ведущий: Давайте послушаем ещё один звонок. Добрый день, говорите, пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте, Елена. Хотелось бы спросить, как так, даже у нас пермские предприятия выпускают часто конфеты с теми же названиями, например, космические и всё такое. Но появляется там такая приписка растительные жиры, чего раньше не было. То же самое в мороженом. А ведь эти продукты идут детям, и насколько я понимаю, растительные жиры – это тоже пальмовое масло, насколько оно вредно, я думаю, что есть такое. Потом молочные коктейли, которые продаются с заменителями, кстати тоже рассчитано на детей. Это как? Почему это никак не регулируется, что ли, а если регулируется, то почему они на прилавках присутствуют?

Ведущий: Спасибо, Елена. Сейчас на ваш вопрос смогут ответить сразу два специалиста. Я думаю, Борис Абрамович, как руководитель пермской кондитерской фабрики, старейшей кондитерской фабрики в Прикамье, ну и Антонина Николаевна, как представитель Роспотребнадзора. Борис Абрамович, что скажете по поводу присутствия растительных жиров в кондитерской продукции? Насколько это вредно?

Б.Ш.: Глобально, это не вредно. На самом деле европейское законодательство более тщательно регулирует эти вопросы. Есть так называемые, трансгенные жиры, и по сути дела нормативы вот именно большое количество этих жиров вредно для организма. Растительные жиры, если это жиры натуральные, не химические… Вы упомянули пальмовое масло, это вредно. Допустим кокосовое масло тоже жир растительного происхождения, но на самом деле очень полезен. На сколько я понимаю, законодательство сейчас глобально регулирует глобальные вопросы безопасности. Собственно говоря, все остальные вопросы – вопросы цены и качества товара. Давайте, вот пример. Мы выпускаем конфеты «Птичье молоко», там сливочное масло. Мы выпускаем эти конфеты, они дорогие, мы выпускаем и продаём только в Перми. Да, мы можем заменить это сливочное масло на жиро растительное происхождение, но это будет просто другая конфета.

Ведущий: Борис Абрамович, Пермские конфеты, которые мы все любим и которые по сути уже бренд на самом деле, хочется знать насколько они качественны и насколько там нет ничего вредного, в отличие от другой кондитерской продукции.

Б.Ш.: Понимаете, я не могу говорить, что всё абсолютно законсервировано в том виде, как это было 30 лет назад. Безусловно, всё меняется. Мы пытаемся держаться за ту нишу качественного производителя, к которой относились всегда. Но, безусловно, есть товар качественный и дорогой, есть товар дешёвый с длительными сроками хранения и т.д. и т.п. Я начал разговор о том, что есть конфеты «Птичье молоко». Традиционно в этих конфетах присутствует сливочное масло. Значит мы выдерживаем рецептуру сливочного масла в этих конфетах, и эти конфеты продаются в Перми. Но за территорию Пермского края и выйти на какие-то серьёзные объёмы продаж, мы не можем, потому что для того, чтобы удлинить сроки годности по этой конфете, для того, чтобы удешевить эту конфету, нужно привычное масло изымать и заменять на другое растительное. Поэтому тенденция, безусловно, более жёсткой такой конкурентной борьбы, в которой мы пытаемся противопоставлять себя этому миру. Где-то удаётся, где-то нет.

Ведущий: Слушайте, у меня тогда вопрос к Степану. Может вы как предприниматель, и вообще предприниматели, может быть, поддержат тогда нашего местного товаропроизводителя. Смотрите, что получается, как говорит Борис Швайцер, нельзя предложить конфету куда-то дальше просто потому, что они не выдержат срок годности. Я думаю, что то же самое можно говорить о продукции молочной, той же пермской. Степан, как вы смотрите на это?

С.Р.: Я очень обрадовался, когда узнал, что представитель кондитерской фабрики придёт на передачу к вам, потому что мне в том числе очень бы хотелось продавать в своих магазинах именно наш продукт. Его, наверное, как-то можно адаптировать под бренд «Унция», и с удовольствием мы хотим расширять наш ассортимент, в том числе и за счёт местных производителей. Буду рад с вами сесть после передачи и переговорить о возможностях.

Ведущий: Да, у вас есть прекрасная возможность прямо после программы заключить договор. Ну, вот смотрите, я всё-таки по поводу добавок. Не смотря на то, что вы сказали, что пытаетесь добавлять в свою продукцию натуральные ингредиенты, тем не менее, наверное, есть на территории Пермского края производители, которые, может быть, не так ответственно относятся, и добавляют какие-то там пищевые добавки, красители, которые возможно даже запрещены. Вообще, какая-то мера ответственности существует, Антонина Николаевна?

А.Ч.: Конечно, существует. Вот когда мы проводим проверки на предприятиях пищевой промышленности, конечно, особое внимание, мы уделяем качеству сырья и готовой продукции, конкретно той информации, которая выносится на этикетку. Мы проверяем весь перечень пищевых добавок, которые выносятся, смотрим, какое сырьё, нет ли подмены её или ещё что-то. Ещё раз говорю, пищевые добавки, которые вносят наши производители в пищевые продукты, они все разрешены на территории РФ. И вносятся они в тех количествах, в которых ни в коем разе не превышает предельно допустимого уровня. А вот когда наша предыдущая слушательница сказала о том, что у нас в продукты детского питания добавляют пищевые добавки, это неправда. Продукты детского питания у нас это продукты питания для детей до 3-х лет, там пищевые добавки не вносятся.

Ведущий: А правда, что продукты детского питания подлежат какой-то обязательной, более жёсткой сертификации?

А.Ч.: Они подлежат государственной регистрации в федеральной службе, то есть на этот продукт оформляется не декларация о соответствии, а выдаётся свидетельство о государственной регистрации. И эта продукция проходит самый тщательный лабораторный контроль, в том числе даже с участием научно-исследовательских институтов. Говорить о том, что там есть какие-то пищевые добавки, ну это, наверное, преувеличение.

Ведущий: У нас ещё один звонок. Добрый день.

Слушатель: Добрый день, меня зовут Александр. Я хотел бы узнать, верите ли в то, что в колбасу добавляют мясо кенгуру, как тут говорят, в программе «Среда обитания»?

Ведущий: Спасибо, Александр. Я даже не знаю, кого попросить ответить на это.

Б.Ш.: В Австралии, наверное, попадает кенгуру в колбасу.

А.Ч.: На самом деле, действительно объём информации, которые черпают наши потребители из телевизионных эфиров по поводу качества пищевых продуктов, это, я бы даже сказала, ужасно. Иногда не знаешь, кто заказывает такие передачи. Конечно, мясо кенгуру у нас в производстве колбасных изделий не используется.

Ведущий: Я думаю, добавляли бы мясо страуса, но это очень дорогое удовольствие.

А.Ч.: Ну, что вы, даже об этом и говорить не приходится.

Ведущий: Понятно. У нас ещё один звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Людмила Павловна. Известно, что шоколад может называться шоколадом только тогда, когда в его составе имеется какао масло. А какао масло, как известно, это очень дорогой ингредиент, и как правило, его заменяют на эквиваленты. Просто пишут эквивалент какао масла. Вот такая глазурь уже не может называться шоколадной, такие конфеты уже не могут называться шоколадными. Вот, что на наших фабриках в качестве добавок или вместо какао масла, или всё-таки какао масло используется.

Ведущий: Спасибо, Людмила Павловна за вопрос.

Б.Ш.: Безусловно, используется и какао масло, и эквивалент какао масла, и заменители какао масла. Всё что разрешено законодательством, всё используется. Скажу вам честно и откровенно, какао масло на сегодня такой дорогой продукт, что с чистым использованием какао масло без эквивалентов, это продукция такого премиального свойства.

Ведущий: Очень дорогостоящая.

Б.Ш.: Да. Вся остальная продукция на всех кондитерских фабриках Россия, это и с использованием какао масла и с добавлением эквивалентов какао масла. Но это не химический продукт. Это жиры растительного плана, которые имеют точно такие же характеристики, как и продукт какао масло.

Ведущий: У меня небольшой вопрос к Степану. Степан, скажите, а предприниматели должны быть ответственны за качество продуктов питания? Когда вы себе в торговую точку набираете ассортимент, смотрите состав, ингредиенты и прочее?

С.Р.: Конечно, смотрим. Но нам немного проще, потому что ?????? (неразборчиво), и мы полностью уверены в нашем поставщике, потому что он и является производителем большинства товаров, которые у нас представлены. Поэтому тут можно сразу сказать, что мы покупаем у одного поставщика, в котором я уверен в отношении качества, я себя этим защищаю. Хотя мы сейчас хотим в сторону расширения ассортимента на местном уровне пройти, но всё равно полностью, даже премиум класс, мы будем за качеством следить. Тут вопрос другой. Если его расширить, то хочется, чтобы бизнес в тех предпринимательских сообществах, которых сейчас много, и Опора России в том числе и общественные организации, чтобы мы в себе эти стандарты качества каким-то образом разрабатывали. Мы сейчас много об этом дискутируем. В позапрошлой передаче, когда у нас представитель УФАС был, мы хотим систему стандартов качества внедрять. При чём не только в торговле, но и в услугах, в чём угодно. И постепенно уходить от контроля государственного к самоконтролю. Другое дело то, что потребитель сейчас не совсем готов, мы это тоже сейчас обсуждали. Это такая работа должна быть с двух сторон. С одной – бизнес, который саморегулируется этими стандартами качества, с другой – потребитель, который готов воспринимать эти ярлычки стандартов качества.

Ведущий: С точки зрения потребителя мне очень сложно разобраться качественный продукт или не очень качественный. Как Борис Абрамович сказал, я только могу опытным путём это установить на самом деле. Может быть, Антонина Николаевна, у вас есть, а может у вас, Борис Абрамович, какие-то советы, очень коротко для наших слушателей. На что всё-таки обращать внимание, когда вы берёте упаковку с продуктом? Чего там точно быть не должно?

А.Ч.: Потребителю хотелось бы дать такой совет, что при выборе пищевых продуктов надо самым внимательным образом изучать именно маркировку. У нас на каждый пищевой продукт нанесена маркировка. Если хотите молочный продукт, то обязательно надо посмотреть, что в составе именно молочные ингредиенты. Если это молочно-составной продукт, то там могут присутствовать и растительные жиры. Дату производства надо обязательно смотреть. Условия его хранения, кто изготовитель. Ну, объём скажем продукта, или массу его нетто. Вся информация, интересующая о продукте, она в принципе вынесена на этикетку. И чтобы, например, купить какой-то не тот продукт, надо просто внимательно прочитать.

Ведущий: Борис Абрамович, а что вы скажете по поводу пермских конфет? На что нужно обращать внимание?

Б.Ш.: По поводу пермских конфет, я считаю, что все конфеты очень правильные и очень вкусные, их нужно всегда покупать и кушать. По поводу в целом, я абсолютно согласен с Антониной Николаевной. Потребитель должен очень внимательно читать состав продукта. Состав пишется по мере убывания количества ингредиентов в этом продукте. Потребитель должен соотносить цену продукта и то качество, которое он должен, под которым он его понимает, и лучше кушать меньше, но дороже и более качественно.

Ведущий: Ну, что ж на этой позитивной ноте мы и завершаем наш разговор. Я благодарю всех участников.


Обсуждение
2035
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.