Верхний баннер
13:49 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2019

$ 63.79 € 71.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

12:00, 16 июля 2012

Пассивен ли пермский малый бизнес?

Теги: бизнес

Ведущий: 13 часов 8 минут в Перми у микрофона Юлия Хлобыст, всем добрый день. И ы начинаем линейку традиционных дневных эфиров на «Эхе» с традиционной программы «Бизнес-ланч». Что за тему мы сегодня берем. Ну, смотрите, с одной стороны есть мнение представителей пермского бизнеса, что есть озабоченность властей пассивностью малого и среднего бизнеса. Абсолютно не значит, что власть принимает какие-то активные действия и власть по этому поводу не более чем сотрясание воздуха. С другой стороны, власть рапортует о программах поддержки предпринимательства, есть данные статистических исследований, согласно которым количество предпринимателей растет, так же как растет их выручкам. Что происходит в пермской среде, на основании чего бизнес делает такие резкие заявления, можно ли каким-то образом исправить эту ситуацию, об этом мы говорим сегодня с преподавателем высшей школы экономики, руководителем центра прикладной экономики НИУ ВШЭ Перми, Александром Мальцевым. Добрый день, Александр.

Александр Мальцев: Добрый день.

Ведущий: И у нас должен подъехать Алексей Заболотных, это директор Академии бизнес решений и руководитель комитета по управлению качеством и рисками пермской «Опоры». Что, собственно говоря, послужило причиной для такого разговора? Казалось бы, нет явных информационных поводов, чтобы обсуждать такие глобальные проблемы. Но, тем не менее, Алексей Заболотных, видимо, что называется, накипело, собственно говоря, что за процессы его к этому подвигли, мы спросим, когда Алексей зайдет в эту студию, но результатом этого внутреннего кипения стал пост в живом журнале Алексея Заболотных под названием «Лень или отчаяние малого бизнеса». Поскольку Алексея пока нет, я все-таки позволю себе процитировать часть того, что он там написал и что мы сегодня планируем обсудить. Ну, вот смотрите, пишет Алексей: «Не так давно был на встрече с политическим деятелем нашего края. Власти озабочены пассивностью пермского бизнеса, искренне хотят исправить положение, дать импульс развития пермским малым и средним предприятиям. И вот что удивительно, малые предприятия других регионов намного активнее, например, Екатеринбурга. Правительство Пермского края уверено, что проблема наших предпринимателей в том, что они зажрались и слишком сытые, они разленились до такой степени, что им какую кость не бросай, они на нее не реагируют». Далее Алексей задумался о таком положении дел, идет размышление, он обращается к Википедии, смотрит, что такое отчаяние, что такое лень, каков механизм отчаяния. А вывод собственно такой, что малый и средний бизнес просто устал от постоянного повышения цен на энергоносители, повышения налогов, от невозможности заработать легально, от незащищенности интересов со стороны государства, законов и так далее. Вот, вкратце, я отзвучала позицию Алексея. Александр, теперь, собственно говоря, есть этот базис, есть эта позиция, теперь вопрос к вам – ваш центр, в числе прочих вопросов занимается изучением отношения общества и отдельных слоев населения к различным процессам, политическим, социально-экономическим и так далее. Может быть, пермские бизнесмены действительно ленивы и прикрывают свою лень такими вот рассуждениями, о чем, собственно и написал Алексей в своем блоге?

А.М.: Ну, давайте, будем разбираться. Так, с одной стороны, конечно, нужно сначала определиться, что мы понимаем под ленью. Бизнес действительно активен или он недостаточно себя не проявляет. Здесь есть несколько возможностей, это и опросные методы и экспертные опросы. Если эксперты «Опоры», которые участвуют в процессах, действительно, замечают какой-то процесс падения активности…

Ведущий: И ведь, это они кстати говорят!

А.М.: Да. Это действительно дает повод задуматься. С другой стороны, есть статистические показатели, о которых и вы говорили. Они свидетельствуют о том, что новый бизнес в Перми регистрируется, открывается, по сравнению с другими регионами мы здесь себя не так плохо показываем. Если мы будем сравнивать со своими соседями, мы может быть в чем-то и проигрываем. Нам лучше сравнивать себя со сходными регионами. В целом по России у нас край занимает достаточно неплохое место по развитию малого и среднего бизнеса. Поэтому хотелось бы увидеть, в чем у нашего бизнеса, есть сильные стороны, в чем слабые и понять, и понять, если с активностью все в порядке, то почему результаты не очень хорошие. То ли бизнес какой-то не такой, то ли среда плохая. Либо действительно подтвердить тезис, что у нас недостаточная деловая активность в регионе. И вот здесь Высшая школа экономики проводит такие регулярные опросы, по международным технологиям, есть такой «Глобал интернешнл мониторинг», он позволяет все слои бизнеса, если мы анализируем Пермский край, то видим, что у нас достаточно хорошо показывают себя молодые бизнесы, то есть у нас активно регистрируется предприниматели, они в основном не являются… есть так понятие – вынужденное предпринимательство, когда уже от безысходности…

Ведущий: Когда больше негде работать!

А.М.: Да, у нас доля вынужденного предпринимательства относительно среднероссийской достаточно невелика. А вот среди старых предпринимателей, уже устоявшихся, там примерно 50 на 50. Половина себя относит к вынужденным, потому что больше ничего делать не умеют или это единственный для них путь. Про активность можно тоже самое сказать – есть некая активная часть общества, есть те, у которых уже устоялся бизнес и они не очень хорошо реагируют на какие-то там раздражители. То есть в целом, может быть действительно ленивы. Здесь нельзя говорить о какой-то однородной картине, есть и те и другие. Власть пытается подходить избирательно к стимулированию бизнесов. С тем, чтобы на ее мотивы откликнулись те, кому это нужно. Мы не поддерживаем всех подряд, есть определенные критерии, это, в первую очередь, бизнес не в сфере торговли.

Ведущий: Торговля и так развита, априори.

А.М.: Да, даже не то, чтобы она хорошо развита. Думаю, многие пермяки согласятся, что у нас сфера торговли отстает от соседей от некоторых, просто она не является приоритетной и те рецепты, которые нам предлагают для симулирования бизнеса, они тоже очень дифференцированы. Мы пытаемся поддерживать промышленность, пытаемся поддерживать какие-то инновационные компании. Я считаю, что этот тезис о лени или отчаяние бизнеса – это представление некой группы тех, кто, может быть, недостаточно хорошо адаптируется.

Ведущий: Я напоминаю, телефон прямого эфира в студии 261-88-67 эфирный icq – 4043582017 и очень попросила бы звонить именно предпринимателей, которые согласны либо с точкой зрения Алексея Заболотских, который написал в своей статье, что предприниматели не ленивы пермские и Пермского края, просто вот, не мы такие – жизнь такая. Если вкратце осветить эту позицию. Либо с точкой зрения Александра, который сейчас сказал о том, что по большому счету поддержка есть, есть сегмент, может быть, леноватых предпринимателей. Но это абсолютно не отражает общую картину. То есть, есть одна точка зрения, Алексея, который говорит что никто ничего для пермского… ну, мало что делается для пермского бизнеса и мы будем дальше разбирать это по ходу и вот вторая точка зрения. Поэтому 261-88-67 если у вас есть своя позиция по этому поводу, то звоните, мы ее выслушаем и может быть вступим с вами в какую-то дискуссию. Теперь, что касается… Александр, скажите, вы, кроме того, что преподаете, у вас может быть у самого есть какой-то бизнес.

А.М.: Ну, во-первых, не преподаю, мое подразделение занимается в первую очередь исследовательскими и консалтинговыми проектами, это, в общем-то, бизнес внутри бизнеса. Мы ищем клиентов, пытаемся реализовывать проекты в исследовательской сфере – это рынок. Ну и да, у меня бизнес, как раз, в сфере торговли, которая, как раз, не очень любима…

Ведущий: Не очень поддерживаема!

А.М.: Да, здесь я как раз могу посмотреть с точки зрения исследователя на эту проблему, с другой стороны я, конечно, чувствую какие-то вещи, которые касаются среднего предпринимателя.

Ведущий: Ну, вы-то как, как предприниматель себя комфортно чувствуете?

А.М.: Пока не было ни одного акта дискомфорта. Есть какие-то пожарные проверки, но к ним ты все равно морально готов, когда ты на эту дорожку встаешь. На самом деле для тех, кто сейчас регистрирует бизнес, наверное, становится сюрпризом, что это проще, чем кажется. Наверное, осталось какое-то воспоминание о том, что было много лет назад, что это все сложно и страшно, а когда ты приходишь, там есть электронная очередь и ты делаешь все в 3 шага. На самом деле все не так плохо.

Ведущий: Надевайте наушники, у нас есть на связи слушатель. Добрый день, как вас зовут? И собственно ваша позиция, ленивы ли пермские предприниматели или нет?

Слушатель. Добрый день. Александр Сергеевич.

Ведущий: Да, Александр Сергеевич.

Слушатель: Вы извините, собственно, у меня обед я поэтому включил радио и наткнулся на «Эхо». Во-первых, никаких преимуществ с точки зрения малого и среднего бизнеса у нас нет. В Приволжском федеральном округе мы занимаем одно их самых последних мест. Если со Свердловском сравнивать – это вообще день и ночь. Второе – большая часть бизнеса 80% - это сфера торговли. Для того, чтобы торговать – вы возьмите любой патент и начинайте торговать. Для того чтобы открыть серьезный бизнес надо пройти кучу и кучу согласований. Поверьте мне, мы это проходили. Это первое второе – власть абсолютно не заинтересована в развитии бизнеса – ни малого, ни среднего. Ее самая голубая мечта - что они делают 20 лет – они создают условия. Понимаете! Создают условия. Представьте себе: играет футбольная команда и тренер создает условия, чтобы игроки бегали. Понимаете. Он не ставит ни задачи, ни цели. Вот точно так же у нас и занимается. Она полностью бездействует. И, между прочим, руководитель того института, который у вас там сидит, сидя вице-губернатором занимался точно тем же, когда мы ему говорили, что надо проводить активную промышленную политику, он говорил – «Какая промышленная политика?». Мы создаем условия. Вот до сих пор создают. И отсюда никакого бизнеса – ни малого, ни среднего у нас нет. Я вам могу смело сказать, что создаются небольшие предприятия, очень интересные направления. Вот, например, создали инновационный промышленный (неразборчиво) центр при всеми уважаемом «Протоне ПМ». Пускай посмотрит, проанализирует, как они сделали. И они получили представительство из Сколково. Но это надо было сколько преодолеть, это нужна была воля топ-менеджеров этого предприятия. То есть, нужны усилия, которые власть, поскольку она бессильна в этом плане, не может сделать.

Ведущий: Александр Сергеевич, то есть резюме – бизнес пермский не ленив, просто нет возможности?

Слушатель: Нет поддержки со стороны власти, никакой. Хочешь заниматься бизнесом, бери патент – бери деньги – занимайся торговлей. Это самое простое, что можно сделать – а все остальное требует совместных усилий. А власть импотента в этом плане. Вот и все. Правильно вы сказали.

Ведущий: 13 часов 22 минуты, напоминаю, что в эфире программа «Бизнес-ланч». Юлия Хлобыст у микрофона, за режиссерским пультом Антон Мелехин. У нас в гостях Александр Мальцев, преподаватель высшей школы экономики, руководитель центра прикладной экономики НИУ ВШЭ Перми. Присоединился к нам Алексей Заболотных. Генеральный директор Академии бизнес решений и руководитель комитета по управлению качеством и рисками пермской «Опоры». Собственно говоря, благодаря Алексею сегодня мы разбираем эту ситуацию с малыми и средними бизнесами, начали, начали ее разбирать. Алексей, я ввожу тебя в суть дела – процитировала часть твоего поста. Александр ответил что с точки зрения прикладной экономики отчасти и отчасти как предприниматель и у нас был звонок от нашего постоянного слушателя который говорил о том, что ну, не созданы в Перми условия … нет, он вот так сказал, что власти создают условия для развития малого и среднего бизнеса, это их любимое дело – создавать условия. Но на самом деле, чтобы что-то пробить, продвинуть, нудно какое-то волевое решение топ-менеджеров и привел в пример «Протон ПМ». Я сейчас хочу дать слово Александру, чтобы ответить на реплику Александра Сергеевича, а ты присоединяйся.

А.М.: Ну, я начну буквально с пары поправок, которые Александр Сергеевич допустил там по случайности. Ну, во-первых, руководитель нашего университета, Галина Володина пост вице-губернатора не занимала никогда, поэтому мне сложно прокомментировать решения, видимо речь шла о каком-то другом человеке. Во-вторых, заступился бы за статистику. Пермский край не последний в Приволжском федеральном округе. У нас каждый 20-й трудоспособный житель является действующим предпринимателем, поэтому единственный регион из Приволжского федерального округа, который входит в 20-ку. Если сравнивать нас со Свердловской областью, то тут действительно Александр Сергеевич прав, они когда-то совершили серьезный рывок в развитии предпринимательства и промышленности тоже. На данный момент они нас опережают. С чем я согласен – это с тем, что стимулы для государства, но, я думаю, мы здесь не будем в одну кучу валить региональную, федеральную муниципальную власть, они может быть недостаточны в поддержке бизнеса. Представим себя в роли муниципалитета какого-то города, которому спускают сверху бюджет на поддержку малого бизнеса и при этом на муниципальном уровне от бизнеса остается только налог на доходы физических лиц, который возможно бизнесом и не генерируется. Зарплаты все-таки высокие на крупных предприятиях, белые зарплаты, которые этот налог генерируют. Поэтому, явных стимулов для муниципалитетов, чтобы у них был расцвет малого бизнеса их не так много. Понятно, что если это так, то какая-то доля людей там работают, не хотят уезжать из города – этого недостаточно, это не прямые стимулы. И опять же, там, в большинстве показателей, которые для городских чиновников мониторятся сверху, они с малым бизнесом мало связаны. То есть тут действительно есть такой пробел, на мой взгляд, что на муниципальном уровне заинтересованности нет. На краевом, на федеральном можно обсуждать, нам, наверное, уже большая доля показателей… во всяком случае программы по развитию предпринимательства принимаются на краевом уровне, чиновники наши в своих показателя уже хотя бы какие-то вещи с малым бизнесом имеют, которые отвечают за реализацию этих программ.

Ведущий: Ну, в общем-то, точки зрения понятны обоих наших гостей. Я бы предложила перейти к конкретному обсуждению, вот у тебя Алексей, же написано, «Рецепт первичной терапии для малого бизнеса по Алексею Заболотных» вот, давайте, прямо по пунктам пойдем, что нужно сделать, чтобы не просто создавались условия на протяжении десятилетий, а какие-то конкретные вещи, которые бы играли на то, чтобы малый бизнес и средний развивался и чувствовал себя достаточно комфортною. Вот предложение, которое Алексей озвучил, это вернуть заказы пермских крупных богатых предприятий, размещаемых по административной воле в Москве на пермский рынок. Я не понимаю, вот, в условиях рынка как это вообще можно сделать? Вернуть приказным порядком?

А.З.: Всем здравствуйте. Здесь, наверное, приказным порядком не сработает. Хотя многое в нашей стране работает в приказном порядке, здесь, опять же когда я общался с нашими политическими деятелями, чиновниками, задавал вопрос, ответ был один – мы не можем вмешиваться в бизнес, как мы их заставим вернуть заказчиков.

Ведущий: Это просто вот золотая фраза!

А.З.: Да, да, да! Удивительный железобетонный аргумент, сложно его преодолеть, однако же, тратятся большие деньги на поддержку малого бизнеса, мы все задаем вопрос, а в коня ли овес? Есть ли польза от этих трат? На мой взгляд, если бы те же размеры денег направить в ту же высшую школу экономики и объявить конкурс с грантом каким-нибудь очень солидным на участие в этом конкурсе нескольких высших учебных заведений и сказать, а придумайте-ка нам ребята такую модель, в которой нашему крупному бизнесу было бы выгодно размещать заказы внутри нашего края. Я думаю, что это и высшим вузам нашим будет интересно, бесплатная идея, можно идти в бюджет и пробивать статью и начнется какое-то движение, пускай великие умы займутся своим делом, каким сейчас занимаются и родят нам то, что нужно. Это первый аспект. Я думаю, что, в общем-то, не хитрое мероприятие.

Ведущий: 13 часов 34 минуты, продолжается программа «Бизнес-ланч». У микрофона Юлия Хлобыст, за режиссерским пультом Антон Мелехин. У нас в гостях представляющие наверное разные, различные точки зрения о ситуации, складывающейся в пермском бизнесе – это Алексей Заболотных генеральный директор Академии бизнес решений и руководитель комитета по управлению качеством и рисками пермской «Опоры». Александр Мальцев, руководитель центра прикладной экономики НИУ ВШЭ Перми. Александр, я бы вас попросила ответить все-таки на спич Алексея по поводу того, почему бы экономистам теоретикам не взяться и не придумать какую-то экономическую модель, которая бы позволила развиваться, не просто создавала условия, я привязываюсь к словам Александра Сергеевича, нашего слушателя, которая бы помогала развиваться малому и среднему бизнесу?

А.М.: Я, начала, да, хотел бы немножко порадоваться, помечтать по поводу идеи передать бюджет грантовый университетам. Если в этом году на развитие малого бизнеса более 700 миллионов рублей предусмотрено в рамках программы на 12 – 14 год, то, безусловно, такой бюджет позволил бы собрать лучших специалистов, чтобы этой проблемой заняться. Насколько это реалистично…

Ведущий: Ну, может хоть раз, один-то раз реализовать эту мечту?

А.М.: Я думаю, что уже очередь большая, вряд ли нам удастся занять в ней первое место. По поводу этих вещей есть уже определенные обязательства законодательные, каким образом эти деньги будут расходоваться. По поводу ценности самой модели – безусловно, моделирование – это полезное упражнение, но чтобы ее реализовать в жизни, нужно, чтобы было несколько заинтересованных сторон. И сам бизнес, и власть, и общество. Если мы говорим именно про аспект размещения заказов, то те параметры, которые будут оптимальными в рамках нашей модели, я боюсь, что они будут не совсем приемлемыми для бизнеса и органов власти. Вот здесь и вопрос, который стоит обсудить, в чем мотив бизнеса, когда он так поступает, если ему действительно так выгодно и удобно, то пусть он так и поступит и наши изыскания могут остаться на полке просто. Если они просто не до конца разбираются в том, как лучше сделать, то есть смысл помогать и ввязываться в эту тему.

Ведущий: Так, для того и нужна такая команда с представителями не только ученых-экономистов, чтобы и с бизнесом была связь и с властью. Чтобы создать такую именно модель, при которой все цвело бы и колосилось.

А.З.: Здесь, по чьей воле размещаются заказы в других городах или в нашем, то конечный результат, как говорят авторы одной известно передачи, не хотелось бы никого обидеть, то результат для предприятий получается не лучший от таких заказов. Получается, приходит заказ по большей цене, в гораздо более поздние сроки ну и так далее. То есть, для самого бизнеса это не выгодно, выгодно это для тех, кто сидит где-то и просто перетягивает одеяло на себя через аффилированная какую-то компанию, ну, может быть так, да. Я опять же не утверждаю, я сижу просто так рассуждаю, может быть так, а может быть так. Но, понятно, что бы в большинстве случаев, я предполагаю, для бизнеса, для крупного бизнеса, выгоднее размещать заказа здесь. Это выгодно и тем служащим, которые выполняют эту функцию заказчика, которые выбирают подрядчиков и так далее, потому что они непосредственно несут ответственность за этот заказ, и для самого предприятия. И экономике края выгоднее.
Ведущий: Это понятно, что выгоднее. Но вот как это сделать, это уже вопрос другой! Давайте мы звонок от слушателя примем. Добрый день, как вас зовут? И ваша позиция.

Слушатель: добрый день, меня зовут Валентин Мурзаев. Я предприниматель, который несколько лет назад получил деньги по программе поддержке малого бизнеса как безработный.

Ведущий: Валентин, вы считаете, что бизнес ленив или у нас просто нет возможности для развития малого и среднего бизнеса?

Слушатель: Ну, я считаю, что те возможности, которые рекламируют, которые, якобы предоставляет государство – это в относительной мере – фикция. И я, со своей стороны, даже вынужден быть благодарным государству хотя бы за то, что они мне не сильно мешают. Хотя это связано со спецификой развития моего бизнеса – это развитие интернет проектов. Там помешать не так просто. Хотел бы еще сказать о некоторых особенностях этой программы.

Ведущий: Давайте, только коротко.

Слушатель: ну, вкратце, я, во-первых, когда составил бизнес-план, прописал то, что мне действительно нужно, чтобы нормально развиться, из этого плана сказали, что это не пройдет, это не пройдет, это не пройдет. Запросил документ, где это все прописано, мне сказали, что такого документа нет, есть, типа, традиции чиновников. Хотя, скажем, ч чиновниками особых проблем не имею, они с пониманием ко всему относились, но у них… То есть по программе можно получить компьютер, нельзя получить доступ к интернету на год. В компьютере не отказывают, а в интернете отказывают, потому что интернет может быть использован не только для бизнеса. Как будто бы компьютер нельзя использовать для игр.

Ведущий: Валентин, понятно, спасибо. Мы поняли, что программа не совершенна. Александр, у меня к вам вопрос. Скажите, а вы каким-то образом уже проводили исследование тех программ, которые сейчас существуют для малого и среднего бизнеса? И представители бизнеса и Алексей, и те, кто нам звонил, недовольны, мягко говоря, деньги даются, удочка есть, а рыбки нет.

А.М.: 146 миллионов – это не маленькая сумма. По поводу мониторинга программ. Я хочу сказать, что мы тут вершинку айсберга затронула, у нас в крае таких программ еще более дорогих, более 25. Я недавно смотрел те, которые реализуются в течении нескольких лет. Они разные есть не только те, которые реализуются в сфере предпринимательства. И мониторинг, если вы откроете программу любую, там есть перечень целевых показателей, то есть они формируются сами и авторам и программы - чего мы хотим достигнуть. Зачастую они достигаются достаточно просто. Проверяет это контрольно-счетная палата, что эти показатели выполнены, это достаточно простой процесс. В основном, показатели задаются среднестатистические, которые можно в Пермстате получить, чтобы никто не спорил, каким образом они были измерены. Какого-то мониторинга, связанного с реальной удовлетворенностью получателей, результат программы, предпринимателей никто никогда не опрашивает, помогла им программа или не помогла. То есть, такие показатели они в программу не заводятся. Это касается опять же традиции чиновников. В данном случае целесообразно и в рамках этой программы, и в рамках любой другой предусматривать некий независимый мониторинг, чтобы не один орган государственной власти контролировал другой, а чтобы какая-то организация, не буду уж тут подталкивать к решениям, но допустим. Некий университет, который сам не является не получателем блага, не его распределителем, пытался выяснить у участников программы, понравилась она или нет. Такого сейчас не происходит. Мы посмотрим, вот выросло на 5% число зарегистрированных предпринимателей – значит, мы выполнили 1 пункт, не выросло – не выполнили, безусловно, такая система она не эффективна.

Ведущий: Слушайте, ну, какие-то половинчатые меры принимаются, на самом деле. Выделяются деньги, как мы уже говорили – деньги не малые, нона самом деле – рыба-то не ловится. У нас остается буквально минуты полторы. Давайте попытаемся как-то сформулировать такое завершающее резюме. Кто что должен сделать, чтобы лодка не только вот так вот качалась, но и пошла в нужном направлении?

А.З.: Я осмелюсь предположить, уж, коль скоро деньги выделяются, это полдела. Второй вопрос - надо правильно мерила определить эффективности этих денег. Вот, правильно заметил Александр, что мерила какие-то статистические и легко достигаемые. А нужно ввести такие прямые и однозначные показатели. По моему мнению, лучше всего показывает эффективность бизнеса – это число не только число предприятий, но при этом средняя зарплата…

Ведущий: Кто должен изменить правила игры?

А.З.: Так, естественно, тот, кто деньги дает, тот, кто платит, тот и музыку заказывает, кто деньги выделяет из бюджета. А советуются ли они с бизнесом, когда они дуют эти деньги и где проводятся эти референдумы по обсуждению этих мерил, то есть, это вообще публичный процесс или это кто-то в кабинете взял от карандаша набросал и запулил туда, в бюджет. Вот, лично я не знаю, кто утверждает правила игры, хотелось бы узнать, кстати.

Ведущий: Александр, есть, что вам сказать?

А.М.: Я вкратце прокомментирую. Правила игры относительно программы по развитию предпринимательства – это министерство экономического развития РФ. А те, кто утверждают программы регионов… действительно, все должно меняться с самого верху, чтобы те чиновники, которые работают в конкретном городе, чтобы они были заинтересованы в том, чтобы у них малый бизнес развивался. Пока вот именно мотивов недостает.

Ведущий: Надеюсь, нас услышали или услышат в самом ближайшем будущем.

А.З.: Имеющий уши, да услышит

Ведущий: Спасибо вам за участие. Напоминаю – Александр Мальцев и Алексей Заболотных были гостями программы сегодня.

Обсуждение
1213
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.