Верхний баннер
21:05 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 22 ИЮЛЯ 2019

$ 62.98 € 70.65

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

12:00, 01 августа 2012

Итоги профессионального года для пермского PR-сообщества

Теги: СМИ, реклама

Ведущий: Всем добрый день. У микрофона Юлия Хлобыст. За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. В гостях у нас сегодня президент пермского представительства Российской ассоциации по связям с общественностью, директор коммуникационной группы «Проект» Наталья Нечаева. Добрый день, Наташа.

Наталья Нечаева: Здравствуйте.

Ведущий:  Тема, которую заявила наша гостья сегодня,  она звучит достаточно неоднозначно. Но, тем не менее, мы ее оставляем, и будем говорить именно   на   эту тему: блеск и нищета пермского пиара. После очередного  профессионального дня PR-специалиста, который с 2004-го  года отмечается 24 июля, вот буквально недавно он прошел,  Наталья предложила именно так обозначить  тему нашей встречи, чтобы подвести итоги вот того профессионального  года.  Наташа, с этого, собственно говоря, я и хочу начать.  В чем блеск и нищета? И где взлеты и где падения?

Н.Н.: Начнем с праздника. Всех, кого я не успела поздравить  во время нашего мероприятия  праздничного, я поздравляю  профессиональный наш весь цех пермский с этим  праздником. Хочу отметить, что в этом году  блестяще  отметили мы  этот праздник. Он был в спортивной форме. Пришло около 80 человек. Это были журналисты, это  были PR-специалисты, это были представители госорганов, которые в состязаниях в спортивных выявили сильнейших. Могу только похвастаться – выиграл PR.  В футболе PR-команда 7:1 победила команду СМИ, а в пейнтболе первое место завоевала  PR-команда, на втором – команда, которую представляли представители из госорганов и силовых структур, и третье место завоевали, почетное место завоевали СМИ.

Ведущий: Замечательно.  Я присоединяюсь к твоим поздравлениям. Но все-таки праздник – это как некая кульминация  или, может быть, точка, которой вы  отмечаете этот день. А что происходило в отрасли? Почему   ты все-таки заявила  вот так тему: блеск и нищета? У тебя  наболело, о чем-то хотелось сказать, вскрыть  проблемы, в конце концов, какие-то? Потому что мы в «Лаборатории рекламы» часто говорим,  ну вот как мы с тобой опять же говорили до эфира,  очень много уделяем времени именно рекламе, но не пиару, как-то отодвигая его  на второй план.  

Н.Н.:  Все правильно. Действительно, достаточно больше формы у рекламы, как в  самой составляющей  своей сути, и поэтому она  более видна, она на поверхности, и  ее можно увидеть,  и к ней привыкают. Что такое PR,  на самом деле сейчас на рынке  существует достаточно много определений.  Каждый понимает  его по-своему. И из-за этого достаточно   сложно, как бы, докопаться до сути, до содержания, до  результатов той деятельности, которую мы ведем.   Опять-таки, раз противопоставление  я такое сделала,  могу сказать. Вот, например, в этом году мы первый раз подвели итоги на  всероссийском конкурсе в Москве «Хрустальный апельсин». Это   студенческие работы по связям  с общественностью. Там представлена вся Россия со своих туров. И пермские работы получили   самый большой балл – 74 балла по оценке  экспертов, которые инспектируют все эти работы. На третьем месте оказалась Москва с отрывом   34 балла.  Разница в два раза. Москва, у которой студенты… связи с общественностью  существуют чуть ли не в каждом вузе, а вузов, насколько я знаю, в Москве  гораздо больше, чем в Перми, а в Перми у нас практически один только… профессиональная подготовка идет  на гуманитарном факультете  Пермского  государственного института исследовательского  политехнического.

Ведущий: Бывший ПГУ, классический университет.

Н.Н.: Да. Там единственная  - связи с общественностью и рекламы кафедра. То есть, я считаю, что это блестящая победа.  Теперь вернемся опять-таки к нищете этой  же проблемы со студентами. Посмотрите, небольшое  количество профессиональных выпущенных студентов¸ куда они расходятся? Они расходятся Москва, Санкт-Петербург, за рубеж.  То есть они востребованы там. Здесь на пермском рынке мы  плачем от того, что нет этих молодых кадров. Почему к нам не идут, почему такая подготовка, почему нам  никто в спину не дышит?  Вот вопрос очень хороший.  С одной стороны, блестящая победа на конкурсе пермских качественных работ и образования. С другой стороны, вот такая проблема, с чем мы сталкиваемся.

Ведущий: Ну, может, проблема все-таки  не в количестве  вузов или количестве специализированных факультетов, а проблема в том, что даже вот эти победители, ребята, о которых ты сейчас говорила,   которые одержали блестящую победу, по сути дела они  не нашли или их не нашли?

Н.Н.:  Все правильно. Их не нашли. Действительно, и возвращаемся к нашему пермскому PR-рынку. Где востребованы молодые специалисты и редкие места, где они, действительно могут пригодиться. Это первое. Второе:  не удовлетворяют после вузов студенты, сразу их не принимают на работу. Нужно  обязательно 3, 4, 5 лет отработки...

Ведущий: Практики.

Н.Н.:  ...практики, чтобы их приняли на эту работу.  Вот такая специфичная профессия, не только наша, я думаю, которая имеет вот такой момент.   Но, с другой стороны, конечно, экономическая составляющая Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежная, и их уже  профессиональный опыт на нашем рынке, он гораздо  больше, чем у нас в Перми. У нас до сих  пор не сформирован рынок элементарно. И поэтому  молодые кадры, хотя они и требуются, но  их никто не воспитывает. У нас отсутствуют  определенные PR-школы, у нас отсутствует определение пиара единого, хоть в каком-то близком приближении. И вот это вторая проблема. Потому что, вроде бы, блестящие вещи, которые  творятся в рекламных компаниях, креативные, прекрасные ивенты. С другой стороны, мы уже сейчас обращать стали внимание на формы. Мы все забываем о содержании. О содержании самой специфики  этой профессии – связи с общественностью,  и забываем о содержании того, что должно быть в  продуктах  пиара. Вот это вторая проблема.

Ведущий: На мой взгляд, ты сразу же несколько проблем обозначила. Давай по порядку.  Ты сказала, что нужно приходить к какому-то  общему знаменателю  в понимании,  что ли, трактовании  пиара.   Разве так  может быть, по крайней мере, в практике?

Н.Н.: Существует же определение наук химии, физики. Там же  совершенно стандартные все вещи.  Тут тоже существуют свои стандарты. Их просто нужно знать. У нас просто молодая отрасль, те учебники «Связи с общественностью», которые сейчас выпускают  живые  классики, которые в данное время еще и работают, и выпускают  одновременно  учебники, и состоят в том же РАСО,  возглавляют исполнительные комитеты все, которые представлены в Российской Ассоциации, они помогают  нам, что называется, тем, что  этот предмет представляют,  и теоретизируют,  и могут сформулировать. Беда-то не в этом.  Беда в том, что почему-то до нас не доходит то, что эти знания, они должны быть вот у нас  включены, как чипы.  Теоретические знания. Без теории  любая практика она глупая. И это нужно помнить. Понятно, что и без практики теория, она тоже...

Ведущий: Суха.

Н.Н.: ...пустая, сухая, да. И вот этот  вот балласт, гармонию, ее нужно соблюдать.  Я посмотрела два интервью, которые меня  задели очень сильно. Первое интервью  - это Петра Кравченко, который говорил о профессиональном образовании.  И он тоже жаловался на то,  что  нет молодых  кадров, те, которые приходят, они не могут  написать пресс-релизов, и  вот что делать, вот можно, конечно, там  приглашать московских экспертов. И при этом, называя профессора, признанного в Европе и в России господина Дзялошинского попсовым, меня, конечно, такие вещи возмущают. Ну, во-первых, он уже признан. И, наверно, то, что он делает, и, причем, он практик, он каждый раз дает определенный консультант,  постоянно стажируется и постоянно  ведет определенные практические кейсы, в том числе, и для студентов и московских, и в Европе, я думаю, что это неэтично вот к людям  просто по цеху относиться таким образом. И второй момент. Хотелось бы просто, наверно, продиктовать список литературы на сайте РАСО, которые можно прочитать  книги, учебники, где говорится... и авторы,   и тенденции выведены ??????? (неразборчиво) нашей отрасли,   наверно, основываясь уже на каких-то  знаниях делать вот такие выводы.

Ведущий:  Может быть. все эти претензии, они разрешаются  достаточно просто?  Просто нужно идти, скажем, специалистам пиарщикам, специалистам  рекламщикам и  преподавать дисциплины, те, которые имеют под собой научную базу, я имею в виду эти специалисты, они просто должны преподавать и учить   вот тех самых молодых специалистов.

Н.Н.:  Это без сомнения, конечно, это обязательно. Я присутствовала на одном круглом столе. Преподаватели московских вузов были по связям с общественностью.  Очень интересная история. Когда они  плакали по поводу того, что их студенты,  попадая   в агентства и попадая в компании, им говорят – вы все забудьте, о чем вас учили, сейчас мы вас научим, как работать. Они  говорят – как с этим бороться?  И они пришли к следующему выводу, что они в этом году сами  вместе со студентами  пойдут на практику. То есть  вот те преподаватели в Москве, они уже дошли до того,  что кроме   теоретических знаний им тоже  нужны практические знания. Они идут  в качестве помощи, в качестве практики в агентства. Теперь, что у нас. У нас, конечно, с этим гораздо  тяжелее. Опять-таки, возвращаясь к тому, что у нас всего  один факультет, вот второй сейчас открывается в университете под  руководством Пономарева, 25 человек, насколько я читала, набор идет. Конкуренции нет, и готовых преподавателей в Перми нет. То есть,  если практики приходят начитывать  какие-то кейсы, это замечательно.  Тот же Петр, насколько я знаю, он читает эти вещи. Но одно дело, когда ты  студенту читаешь и сразу с критики, а другое дело от того,  что когда студент  сам дойдет до того, что он может оценить какие-то определенные моменты. Либо ты уже готовую ему даешь эмоцию.  А это молодые умы ищущие. И если они все начнут воспринимать вот в таком образе, от преподавателя,  преподаватель  для  них в данном случае и вообще взрослый пиарщик для них, ну это авторитетная вещь, то к чему мы  придем в дальнейшем? То есть нужно, наверно, все-таки на каких-то позитивных, реализованных кейсах это все преподавать.  Вот в этом еще, наверно, момент состоит.

Ведущий: Я слышала о другой стороне проблемы, ну и ты тоже об этом говорила,  когда  студенты, выпускники факультета пиар или отделения пиар  не могут найти работу. Вот то, о чем говорилось, что нет практики.   Но как заинтересовать тогда вот этого самого студента получать практику еще находясь в стенах вуза?  Ведь тот месяц,  который обычно отводится всем студентам на практику, мне кажется, его  очень мало. По крайней мере, я сужу по  журналистике. Когда приходят молодые  ребята и девочки, и  пытаются  за месяц чего-то где-то как-то нахватать, и потом это все успешно забывают, и идут дальше   в библиотеки, изучают труды.  А вот этой практики, что называется, этого ремесла, которое находится на кончиках пальцев, его  нет. Вопрос: как мотивировать? Вообще, можно  ли и нужно ли мотивировать к сращению практики с теорией? 

Н.Н.:  На самом деле в рамках «Хрустального апельсина»  у нас   большая экспертная   группа и попечительского совета, и все готовы принять студентов.  Насколько мы понимаем, все, кто сюда придет,  все наши коллеги, они все готовы принять студентов к себе на практику и изучить. Есть еще второй момент – это желание самого  студента оставаться в этой профессии. 80 процентов  выпускников из нашего же факультета уходят из нашей профессии.  Это первое. Они  разочаровываются, потому что, возможно, что у них не совпадает как раз вот этот вектор  красивого блестящего пиара с тем, с чем они сталкиваются на самом деле в жизни, в практике, туда, куда они попадают. У них просто это несовпадение  интересов. Они понимают ,что они не туда вообще попали. Нацеленность другая.  Поэтому правдивость в нашей истории и искренность, она очень важна. И нужно понимать, что  это за профессия. Это первый момент. Второе.  Существует категории студентов и молодежи, насколько мы понимаем, которые много работают, и они в любом случае, если захотят, они станут  хорошими специалистами. И третье. Категории студентов, это вот я вспоминаю  вещи, когда приходят  мужчина молиться к статуе и говорит: « пожалуйста, сделай так, чтобы я выиграл лотерейный билет, ну пожалуйста, сделай так».  Ходит каждый день в течение месяца. Статуя не выдерживает, склоняется и говорит: «мужик, ну купи лотерейный билет». Ребята, ну,  выучите, ну, поймите, что это такое, ну работать начните, трудиться, элементарные вещи делать. И тогда, возможно, у вас все получится. И рядом с вами коллеги всегда вам помощь и поддержку окажут.  Так что тут очень много различных препятствий. 

Ведущий: Ну, они не преодолимы, то есть, самое  главное – это  желание, конечно. Хорошо, желание есть.

Н.Н.: И активная позиция.

Ведущий: А чем PR-сообщество, чем РАСО может помочь молодым специалистам?

Н.Н.:  Еще раз повторяю, на всех собраниях, и в этом году  собирали, в рамках опять-таки этого конкурса, мы говорим: «Ребята, куда вы хотите попасть?» Я лично позвоню в эту компанию, в эту структуру, договорюсь... 

Ведущий: Договорюсь, устрою.

Н.Н.:  ...устрою, пожалуйста. Вы знаете, после  этого разговора ,  45 человек сидит, студентов на собрании, ни одного звонка.  Ну вот купи лотерейный билет. У меня одна просьба. Ребята, мы-то все пытаемся для вас сделать. Ну, есть, слава тебе, господи, у нас некоммерческое партнерство, которое  объединяет людей с активной позицией, скажем, возрастной ценз  уже за 40, и достаточно реализованные уже все в своей жизни, и могут, как бы, и помочь. Но  нужно же и ваше желание.

Ведущий: Слушай, вот такая ситуация, может быть,  происходит от того, что разное понимание профессиональной функции идет.  Кто-то считает рекламу, например, как  написание красивых историй.  Это вот Николай Пономарев. Кто-то,  как ты говорила,  как Петр Кравченко, это ивент, еще какие-то направления. У тебя другая точка зрения. Какая?
 
Н.Н.:  Прежде всего, когда мы  вот эту обертку рассказываем, как Николай Пономарев, я понимаю, что  то, что он говорит, нарративные технологии, это очень важная вещь, и я сама очень часто пользуюсь ими ?????? (неразборчиво) кампании,  это очень эффективные моменты, сочинение историй и так далее, и тому подобное. Но если мы  только это будем делать, то мы будем делать только фантики, мы будем делать только форму. Мы абсолютно забудем  о самой сущности, о функции пиара, о сущности  и функции пиара – это формирование определенного мнения и получения обратной связи.  Вот об этом мы  забываем. Это первое. Второе. Пустая история не может быть. И она не может, как бы, приносить те доверительные бонусы, для  которых мы, собственно говоря, ее и делаем. Она должна быть насыщенной, она должна быть содержательной, она должна быть правдой, искренней. Понимает, в чем   дело? И вот эти моменты, они выпускаются  в этих интервью когда, я понимаю, что он говорит  блестящие какие-то формы,  представляет для  заинтересованности в этой профессии. Но, опять-таки,  мы получим разочаровавшихся студентов, которые, на самом деле, сущность профессии поймут только уже  на последнем курсе, когда  будет уже поздно или когда они придут в агентство, в компанию, после этого, когда будет  уже опять-таки поздно и для них, в том числе.

Ведущий: Если говорить про обратную связь. Мы сейчас не говорим о каких-то локальных вещах. Вообще, в принципе, есть  эта связь между властью и народом?  Вот власть получает обратную связь?

Н.Н.:  Конечно.

Ведущий: Тогда скажи мне, почему эта связь, несмотря на, как бы, мощные штаты PR-служб  у власти, у любой власти,  неважно, какая она, они не добиваются  вот того эффекта, как ты говорила, создание такого хорошего положительного образа? Вот у нас сейчас, кого ни спроси про власть, и мы получим целый список негативных эмоций  и так далее.     В чем проблема?

Н.Н.:  Да не согласна я.   На самом деле то, что сейчас происходит у нас в правительстве Пермского края, например,  мне приносит полное удовлетворение.

Ведущий: Я специально абстрагировалась от правительств края, города, страны и так далее.  Да, на уровне страны, скорее всего, мы говорим. Неважно, какая власть.

Н.Н.: Вы знаете,  это достаточно философский вопрос.  На  самом деле связи с общественностью в госорганах – это мощный инструмент, и он работает.  И это мы видим по тем выборам, которые происходят, и по тому, как политическая  элита выстраивается в нашей стране России. А вот этот конфликт, он будет всегда.  Он исторически выверенный. Не бывает довольных  полностью людей.  

Ведущий:  Как победить молодому специалисту тогда вопрос.  Вот здесь же происходит взрыв мозга, на самом деле, возможно, у молодого  неокрепшего пиарщика, который неважно, приходит  он  во властную структуру работать,  в PR-службу, или в коммерческую структуру, которая выпускает какие-то такие товары, предположим, или услуги продает,   которые  вызывают нарекания. Как преодолеть вот этот разрыв, чтобы, как опять же ты говоришь, чтобы, когда открыли  вот эту обертку пиаровскую, а там получили красивый хороший продукт.

Н.Н.: Прежде всего, продукт должен быть всегда хорошим. То есть, если пиарщик рекламирует  заведомо неправильно спозиционированный и  маркетингово неверно выверенный продукт, ничего не получится, и он получит разочарование. Мы – сфера услуг. И мы привлечены в различные моменты. Действительно, услуги, разные товары и так далее, и тому подобное. Но если  эта услуга  некачественная уже сама в себе,  то никакой пиар, никакая реклама  не поможет. Это нужно понимать всем. И тем, кто  принимает решения о том, вести какие  рекламные кампании, PR-кампании.  Это нужно понимать и тому специалисту, который приходить. А тут уже принципиальная точка зрения самого этого человека.  Либо он готов, я прошу прощение, обманывать  людей, и это  будет делать, и красивые истории. Он может  насочинять креативно, красиво, великолепно. Но это будет бесполезно.

Ведущий: Несколько проблем, так сказать, вскрыли мы с Натальей  по итогам прошедшего года. Почему по итогам? Просто потому, что 28 июля отмечается  день PR-специалиста. Наташа, остановились мы с тобой на том, что  пиар, в общем-то, воспринимают многие, как обслуживающую  отрасль. И молодые специалисты,  коих так мало, о чем ты тоже говорила, они,   возможно, этого и боятся, что придется просто  прийти в PR-отдел и просто прогибаться под запросы руководителя. А ведь их-то учили проект глобальный, и так далее, и тому подобное.

Н.Н.:  В самую точку. Действительно, понимание, прежде всего, что такое пиар, и давно мы об этом  говорим, должно  быть у руководящего состава, у тех, кто стоит  у руля компании, государства, социальных, некоммерческих партнерств и все остальное, все те социальные группы, которые возглавляют. И есть ли у них понимание именно, что  мы обслуживающие и должны слушать их, и у них только  правильное понимание, то, конечно, все это никуда не идет. Функцию пиара нужно воспринимать, я бы даже сказала, необходимо воспринимать  как стратегическое управление, которое  обязательно должно входить в управленческую функцию  любых социальных, коммерческих групп, компаний.  Вот таким образом, как только  вот эта четкая формулировка, я бы даже сказала, что вот  именно  эта формулировка будет входить во  все головы, и это будет понимание,  тогда у нас вот этот перекос перестанет быть.

Ведущий:  То есть, исходя из того, что ты сейчас сказала, по идее те руководители, кто понимает вот этот тезис, они должны были, по большому счету,  уже выстроиться в очередь  на тот самый конкурс,  который пермское представительство проводит ежегодно, собственно говоря, за теми  самыми победителями.    Но этого ведь не происходит. Как сделать так? То есть, есть уже готовый, сути  дела, как ты говоришь, PR-специалисты, которые  идут с огромным отрывом от Москвы,  еще каких-то других городов, которые  уже, в принципе, готовы работать, которые умеют выстраивать эти  коммуникации, но они оказываются  невостребованными.

Н.Н.: Мы зависимы от экономической составляющей общества. Мы зависим от политической  составляющей  общества.  Как только 2008-й год начался,  все PR-бюджеты, все специалисты пошли, что называется, на вольные хлеба. Пошло жуткое сокращение именно от нашей отрасли. То есть,  опять-таки, нету этого понимания, что  ты не выплывешь ни в каких кризисных ситуациях, что ты не выйдешь без  крепкого PR-специалиста,  который может работать и в кризисной ситуации, и в экономически-развивающейся, что именно эта стратегия для тебя сейчас  может быть   какой-то палочкой-выручалочкой.  Но понимания этого нет, и  PR-специалистов скосило. На самом деле,  восстановление сейчас  этого рынка, оно идет. Но я хочу сказать  очень хорошие перспективы. Потому что тренд к тому, что сейчас востребованы профессиональные пиарщики, он, наконец-то, пошел.

Ведущий:  Возрождается.

Н.Н.: Возрождается, да.

Ведущий:  Давай послушаем звонок. Добрый день. Как вас зовут?

Слушатель: Добрый день.  Это тот самый Николай Пономарев. 

Н.Н.: Здравствуйте, Николай Филиппович.

Слушатель: Я не мог не поучаствовать. Я  вот хотел, что уточнить. Не свою позицию, разумеется.  Это не моя передача.  Я хотел сказать, что существуют разные концепции представления о  то, что такое пиар и чем  он занимается. Вот в данной ситуации Наталья представляет   концепцию  в системе выстраивания  доброжелательных отношений, так, в этой части. А я сторонник  того, что пиар все-таки, как бы нам  это ни хотелось, это все-таки манипулятивные технологии, особенно, если речь идет  о политическом пиаре.  И в этом смысле  пиарщикам приходится работать с тем продуктом (закавычиваю), который есть, и никакого другого у них нет.  Это первое. Второе, что,  когда я говорил... разумеется, интервью  газете – это  не учебное пособие, не лекция и не учебный курс.  Разумеется, любые ?????? (неразборчиво) какие-то, пиар это ??????? (неразборчиво), рекламные, они строятся с учетом стратегических интересов  самого  заказчика, автора, как он называется, и, естественно, все это нужно... учитывать все эти детали так далее. А третье, по поводу разочарования. Конечно, в пиаре, как и в любой профессии, есть  творческий компонент, а есть  рутина. Вот, наверно, выпускники, как люди взрослые,  должны понимать, что есть  много всяких рутинных мероприятий, которые, собственно говоря, к творчеству никакого отношения не имеют.  

Ведущий: Спасибо, Николай Филиппович, за реплику.  Прежде, чем, Наташа, ты прокомментируешь, я бы хотела сказать. Вот если просто ты  реагировала на  слова сейчас Николая Филипповича Пономарева, головой где-то как-то, может быть, если есть  какие-то    разногласия, может быть, сначала вам, так сказать, гуру рекламы и пиара  собраться и определить какие-то основные направления?

Н.Н.:  Это было бы замечательно. Мы все равно будем на разных точках зрения.  Я уже сейчас вижу  по первым   двум комментариям.  С третьим я согласна полностью. Но первое. Николай Филиппович,  у нас с вами разница  вот в чем. Вы на потребление сейчас выстроили свою учебную программу, а я говорю  о той сущности, которая должна быть, о той модели, о той    гармонии, которые  должна нести наша профессия. Возможно, после данных слов меня можно назвать  романтиком. Но если мы не будем стремиться к данной гармонии, а будем  только на потребительском рынке  понимать, что такое пиар, то мы никогда не  начнем развиваться.

Ведущий:  Вот эти  работы, победившие на конкурсе, расскажи  хотя бы об  одной, такой звездной работе. Чему они были посвящены? Каким видам рекламы или пиара? Что там  было такого, что они оторвались даже от Москвы, наши студенты?

Н.Н.:  Прежде всего, у нас был задан вектор интересный – это связи с общественностью в социальной сфере.  Именно вот то, что студенты  работали, сами работали в тех социальных некоммерческих партнерствах, и помогали им своей специальностью  пиаром и рекламой, ощутили всю эту сложность социальных  моментов, и как это все делается, вот  эти проекты, они и победили, прежде всего. Потому что очень слабенькие были проекты  вообще в целом в коммерческой сфере,  слабые были проекты в экологии. Сильные проекты из Перми, вот даже мы смотрим по Николаю  Филипповичу, который  примеры все из политической практики выдает. Да, к сожалению, экономического пиара у  нас в Перми слишком мало  хорошего, но он есть. Просто  он, так скажем, не сформулирован, не известен, что тоже, как бы, к вопросу о том, что в «Лаборатории рекламы» хорошо бы  вот эти кейсы-то практических...

Ведущий: Разбирать.

Н.Н.:  ...разбирать, да, что же происходит в компаниях, что же они делают-то все-таки. А именно политическая ?????? (неразборчиво). Поэтому и политические, и то, что связи с общественностью в политике, в госорганах, тоже вот эти были победные.

Ведущий:  Точка отсчета 28 июля, она прошла. Очередной  год, календарный год перелистнут на календаре.  Планы на следующий год у РАСО.  

Н.Н.: Начали уже «Хрустальный апельсин». Будет, как  обычно, у нас Всероссийский конкурс «Корпоративный календарь», такой очень достаточно интересный, единственный в России. И в сентябре месяце я планирую семинары и со студентами, и, надеюсь, что  те эксперты, которые к нам приедут, будут интересны взрослой публике, потому что речь будет идти  о моей любимой теме – это  ????? (неразборчиво) бренд. И я считаю,  что это тема будущего. И  обязательно будут семинары.  Ну, наверно, вот вкратце так. 

Ведущий: Я благодарю Наталью Нечаеву. Мне кажется, нужно пожелать  просто пиарщикам края объединяться, на самом деле. Неважно, под эгидой РАСО. Ну, наверно, под эгидой  РАСО, раз есть такая структура.  Объединяться и дальше работать всем вместе. Спасибо, Наташа, за участие. У микрофона работала Юлия Хлобыст.   За звукорежиссерским пультом Мария Зуева. Всего хорошего. До встречи.
Н.Н.:  Спасибо. Всего доброго.

Обсуждение
1336
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.