Верхний баннер
20:43 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 04 февраля 2013

Реакция бизнеса на ограничение продажи алкоголя

Тема, которую мы заявляем к обсуждению, она достаточно остро сейчас обсуждаема всеми – это запрет на продажу алкоголя.

 

Константин Окунев: Для нашей страны эта тема одна из самых значимых была всегда. Мы помним 85-й год, так называемый, «сухой закон» горбачевский.

 

Мы помним уничтожение виноградников, «Егор, ты неправ», и все возможные с этим связанные вещи, и к чему это привело. Мы понимаем, что есть определенный менталитет у нашего общества, мы понимаем, что есть определенная потребность, тысячелетиями сложившаяся практика употребления этих напитков. Константин Николаевич, человек, который ритейлом занимается достаточно давно, как это скажется? Понятно, что это очень серьезно ударит по предпринимательству мелкому, среднему.

 

Константин Окунев: Я поднял статистику и посмотрел, что такое сегодня алкоголь, (а пиво сейчас относится к алкоголю, если кто не знает, с этого года), какую долю он составляет в продажах к среднестатистическому универсаму, по сети «Добрыня», например. Это 14 процентов. То есть структура всех продаж универсама «Добрыня» 14 процентов алкоголь: крепкий – 9%, пиво – 5%. Я изучал опыт западных стран развитых – Нидерланды, Германия, Австрия.

 

Пивные державы вообще-то.

 

Константин Окунев: Там совсем другой подход к организации розничной торговли и к ритейлу. Я думаю, что все равно курс взят туда. То есть, грубо говоря, сегодня кто-то там, где-то неведомый кормчий, или ведомый кормчий ведет нашу страну все-таки в сторону европейского сообщества. Поэтому ориентиры, которые сегодня пропагандируются в обществе, они, так или иначе, взяты из будущего, из того, что сегодня есть в Европе. Так вот там 5 процентов алкоголь занимает. У нас - 14, у них – 5 процентов. В том числе, как вы правильно сказали, некие особенности, некая ментальность, еще традиции какие-то, может быть, там просто кушают больше, могут себе позволить больше купить продуктов питания.

 

Лучше закусывают.

 

Константин Окунев: Да, лучше закусывают, дороже закусывают. Хотя крепкий алкоголь и там стоит значительно дороже, чем у нас. А пиво почти в нашей же цене, чуть-чуть может быть дороже, чем в России. Это первый аспект. Это доля алкоголя в потребительской корзине в Европе в 3 раза ниже, меньше цифра потребления алкоголя в соотношении с другими продуктами питания на сегодняшний день у нас. Поэтому нужно это понимать, что идет в эту сторону. Предпринимателям я бы посоветовал изучать вот этот опыт, больше читать, больше смотреть, и понимать, что государство незримой рукой так или иначе, непоследовательно, порой делая резкие движения не в том направлении, но, так или иначе, ведет общество к снижению потребления алкоголя.

Потому что, если обращаться немножко к другой тематике, но связанной с этой, мы говорим о негативном воздействии в то же время пивном, не только всего алкоголя, но и пива, мы можем наблюдать такое явление, как пивной алкоголизм, который значительно страшнее, чем обычный.

 

Константин Окунев: Андрей, не можем мы такого наблюдать явления, так как не бывает пивного алкоголизма. Спросите любого врача, который не в подземном переходе купил свой диплом, а заработал свой диплом, непосредственно проходя все круги ада обучения в медицинских академиях. Я могу вам сказать, что алкоголизм – это болезнь.

 

Да, совершенно верно.

 

Константин Окунев: И нет градации пивной, а вот этот человек получил алкоголизм, потому что он употреблял только вино.

 

Смысл в том, что ты даже, употребляя пиво, можешь заболеть этой болезнью.

 

Константин Окунев: Вообще, в принципе, конечно. Но только нет такого понятия «пивной». Есть у нас один санитарный врач, всем известный, в стране, борец с грузинским вином, «Боржоми» и прочими другими достойными напитками. Так вот этот санитарный врач, видимо, диплом получал свой, не проходя мучения и круги ада через медицинские академии, поэтому он ввел такой термин. Этот термин чисто лоббистский, и этот термин, естественно, подогревался водочным лобби в Государственной думе для того, чтобы пролоббировать включение пива, в том числе, в алкогольные напитки. Всё, сделано, забыли. Молодцы. Давайте теперь будем правильными терминами выражаться. Нет шампанского алкоголизма, нет винного алкоголизма, нет водочного алкоголизма, нет алкоголизма от портвейна «Три семерки», нет алкоголизма от «Агдама». Помните такой напиток из детства?

 

Я не помню.

 

Константин Окунев: А я помню. Есть просто алкоголизм, болезнь, связанная с зависимостью человека от наличия алкоголя в крови, от того, выделяет ли организм сам, самостоятельно в минуты радости или восторга какую-то часть алкоголя, либо не выделяет, и возникает сбой в организме человека...

 

И, как следствие, некая потребность.

 

Константин Окунев: И, как следствие, постоянная потребность в этом самом алкоголе.

 

И потом уже химическая зависимость получается.

 

Константин Окунев: Конечно.

 

Вы, как ритейлер, как человек, который этим занимается давно, и специалист, судя по всему, в этом, судя по тому, как вы называете марки вина...

 

Константин Окунев: Я просто давно живу уже.

 

...вы-то поддерживаете эту позицию или нет, что пиво должно попасть в этот список?

 

Константин Окунев: Оно попало уже. Поддерживаю я, либо не поддерживаю, вопрос решен. Я считаю, что оно, несомненно, должно было попасть в этот список. Другой разговор: когда. Я, когда стал говорить вам о том, что чья-то неведомая рука ведет нас неизвестно, куда, я ведь это сознательно сказал. Я считаю, что возьмите и обнародуйте программу действий по снижению алкоголизации населения.

 

Она должна быть комплексной.

 

Константин Окунев: Просто скажите: ребята, вот к 2020-му году доля потребления у нас будет (чтоб мы потом могли проверить) алкоголя крепкого и некрепкого вот столько-то на душу населения, вот столько-то будет у нас спортивных объектов построено, замещающих сегодня досуг...

 

Вот такая-то будет пропаганда здорового образа жизни, столько-то секций будет открыто...

 

Константин Окунев: ...на это будет направлено, и в итоге мы вот такие, такие, такие шаги. Вот такие промежуточные итоги мы будем подводить каждый год для того, чтобы доводить до населения нашу эту программу. Сегодня этого не сделано. Поэтому я могу сказать, что комплекс мероприятий проводится несознательно, неосознанно, то есть нет четкого плана, графика.

 

Ради чего тогда это?

 

Константин Окунев: А возьмите любое направление деятельности человека в нашем государстве: экономику, бизнес, нефтяную отрасль, машиностроение и прочее. Вам кто-то чего-то сказал, чего у нас будет к 20-му году? Никто ничего не сказал. Нет целевого подхода. Целеполагание не определено, подхода целевого нет, нет промежуточных итогов, отсюда и по наитию. Кто-то там где-то депутат Звагельский решил в Государственной думе, что нужно пиво приравнять к алкоголю. Давайте будем этим заниматься. Бизнесу тоже нужна ясность. Вот если мы заговорили про общество и про бизнес, и как бизнесмены должны к этому относиться ко всему. Бизнесмены всегда будет плохо к этому относиться к подобным ограничениям.

 

К введению дополнительных лицензий.

 

Константин Окунев: Если у бизнеса нет понимания и ясности, что нужно ожидать от государства в дальнейшем. Поэтому нужно обнародовать свою программу. Условно говоря, на 15 лет вперед правительство Российской Федерации могло бы обнародовать и сказать бизнесменам: ребята, мы будем сокращать количество точек торговых, мы уберем торговые точки из жилых домов, которые там мешают спать людям, потому что люди на ступеньках этих торговых точек распивают алкоголь, например. Обозначить даты, что мы будем повышать акциз, мы будем повышать минимальную стоимость крепкого алкоголя в магазинах для этого, этого, этого, мы запретим продавать боярышник в аптеках, по тому что это сегодня реальный уход от уплаты акциза...

 

Лицензирование боярышника, да, обязательно должно быть.

 

Константин Окунев: Государство должно это обозначить. И тогда бизнес поймет, он будет знать, что будет происходить с отраслью. Он будет к этому готовиться, он будет переориентировать свои усилия па какие-то другие вещи.

 

Исходя из того, о чем мы сейчас говорим. Мы наблюдаем последовательные шаги государства, как то: увеличение отчислений в пенсионный фонд для предпринимателей, сейчас вот эта лицензия на пиво, которое приравнивается сейчас к алкоголю. Как вы считаете, мы наблюдаем последовательное выдавливание малого, среднего бизнеса с рынка вообще?

 

Константин Окунев: С рынка алкогольного, да, наблюдаем.

 

Необязательно алкогольного.

 

Константин Окунев: Это и происходит. Еще раз говорю: можно это делать вот такими кулуарными, подковерными методами, можно это делать публично и открыто, и обсуждать это с населением. И это будет правильно. Я могу привести пример. Я был в 2002-м году или в 1-м в штате Пенсильвания город Питсбург, и изучал опыт... Вообще, Питсбург – это уникальный город, очень похож на Пермь. Там 30 лет назад перестали добывать уголь (в Пермском крае мы знаем, есть Кизеловский угольный бассейн, и очень много было завязано на эту отрасль) и перестали лить сталь. У них была большая государственная программа, как это все дело потом переделать, переориентировать город и поставить на другие рельсы. У нас нечто подобное, но опять никому не объясняя, в том числе, и в Пермском крае происходит. Закрыли шахты, соответственно, получили проблемы в промышленности, в машиностроении и прочие проблемы не очень хорошие. Так вот там на Питсбург 700-тысячный 6 магазинов, продающих алкоголь.

 

Специализированных?

 

Константин Окунев: Вообще, просто. Шесть магазинов, в которых можно купить алкоголь. Закрытый алкоголь. Причем, бутылку водки нельзя купить, можно купить только упаковку. Это подталкивает людей к тому, чтобы люди покупали. И, конечно, эти магазины закрываются в 7 часов вечера. Позже он не работает. И работает он очень короткое время. Подталкивают людей покупать упаковками, ставить свои бары домой, чтобы культурно употреблять дома, либо идти в кафе и рестораны, то, что там процветает.

 

У нас мы наблюдаем явление – доставка. В любое время дня и ночи доставим, 200 рублей доставка.

 

Константин Окунев: С этим бороться практически невозможно.

 

Получается сразу же тема уходит в тень.

 

Константин Окунев: Какая же это тень? Все равно продукт покупается. Мы же понимаем, что 200 рублей не может заплатить рабочий шарикоподшипникового завода за бутылку водки, которая стоит 150 рублей. Он же не может заплатить за нее 350 сверху. Гораздо проще ему выйти, прогуляться до какой-нибудь кафешки, которая эту же водку продает за 250 рублей, и там ее употребить культурно с друзьями, сидя или стоя в какой-то разливайке, но которая законно имеет статус точки общественного питания. Все сразу невозможно поправить. Невозможно сразу открыть тысячи кафе и так далее. Почему я и говорю, что для бизнеса, для общества нужна четкая программа действий со стороны власти в этом направлении. И тогда получится, что все будут к этому готовы. Больше предпринимателей будет ориентироваться на открытие кафе каких-то недорогих для того, чтобы спокойно любой человек мог... не как у нас сейчас только немногочисленное количество людей могут позволить себе посещать рестораны, бары и кафе, а чтобы более дешевый сегмент был тоже зацеплен, чтобы люди не скатывались на боярышник, и на какие-то непонятные вещи.

 

Но сумеют ли эти предприниматели нормально вести свой бизнес при таком уровне налогов, при таком уровне лицензирования? С одной стороны, мы их должны подвигнуть открывать какие-то точки, а с другой-то стороны...

 

Константин Окунев: Так я потому и говорю, что должна быть комплексная программа. Нужно снимать административные барьеры на пути... вымогательство взяток на пути получения лицензии. Если у тебя оформлено все, если у тебя 50 метров квадратных есть, если у тебя соблюдены все нормы и правила, если у тебя пожарная безопасность присутствует, запасной выход есть, если у тебя есть канализация, туалет, обеспечение водой и прочие санитарные требования выполнены, то ты должен без всяких сомнений понимать, что ты сдал документы, получил разрешение на торговлю в точке общепита алкоголем, и всё. И эта проблема решается.

 

В связи с этими изменениями «Добрыня» получит дыру в бюджете своем?

 

Константин Окунев: Я так бы не сказал. Я посмотрел, сколько сегодня продается алкоголя в период этих двух часов – с 21 до 23, то, что предлагается до 21 часа сократить. Мы посмотрели, получилось, что 18 процентов от всей категории.

 

Не так и много, да?

 

Константин Окунев: На самом деле 2 часа составляют 13,3 процента всего времени торгующего магазина. В вечернее время чуть-чуть выше продажа алкоголя. Получается в это время 18, чуть-чуть больше. Ну просто будут, на мой взгляд, переориентироваться покупатели, будут до 21-го покупать больше. Конечно, какая-то часть уйдет к другим, но в целом ?????? (неразборчиво).

 

Давайте еще пробежимся по негативным последствиям продажи алкоголя в вечернее время.

 

Константин Окунев: С недавнего времени после того, как Законодательное собрание Пермского края поддержало инициативу вашего покорного слуги Окунева Константина Николаевича и Чебыкина Вадима Леонидовича, если вы помните, у нас была продажа круглосуточно алкоголя разрешена, мы ограничили до 23-х часов, в принципе, некоторые последствия стали позитивными принятия такого момента. Далеко ходить не надо. Возьмем правоохранительную деятельность. Я могу сказать, что (статистика – штука неумолимая), количество преступлений как людьми в состоянии алкогольного опьянения, так и против людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на 21 процент снизилось. Это позволило Пермскому краю в кои-то веки, впервые в истории современной России уйти с последнего места в Российской Федерации по количеству преступлений, совершаемых на душу населения всей России. И мы даже в Приволжском федеральном округе не последние в этом направлении. То есть, в принципе, эта штука очень серьезная. И когда некоторые бизнесмены начинают, не думая о будущем вообще, считая только деньги в своем кармане, в своем кошельке, начинают кричать, что это все зажимает, и тому подобное, при этом нисколько не заботятся, не беспокоятся, что происходит вокруг их торговых точек, как там людей, извиняюсь за выражение, бутылкой по голове прямо тут же на ступеньках бьют, убивают и отбирают, из-за двух тысяч рублей просто режут людей...

 

Или из-за мобильного телефона...

 

Константин Окунев: ...из-за бутылки просто убивают. 21 процент – это больше, чем одна пятая преступлений. Это чьи-то сохраненные жизни.

 

Друзья, нужно ли дальше, по вашему мнению, продолжать эти движения по ограничению продажи алкоголя с целью. Профилактики алкоголизма...

 

Константин Окунев: Места продажи, время продажи. Еще раз могу сказать, что я лично сторонник этого движения. Но в чем опасность, об этом мы с вами уже добрых полчаса говорим, что все это происходит кулуарно, подковерно, что никто толком не знает, что и для чего делается, в какие сроки и какими методами. Это неправильно. Если говорить про ущерб бизнесу, который наносится, в первую очередь пострадают такие магазины, которые заточены на торговлю только алкоголем. Понятно, что у них снизится выручка значительно. У них 80 процентов доля продаж составляет именно алкоголь, остальное – табак и прочие вещи. Поэтому, конечно, для них это будет серьезный ущерб и серьезный удар. Но, если мы понимаем, что страна движется в сторону интеграции с европейским сообществом, и мы принимаем на себя многие моменты, связанные именно с ??????? (неразборчиво) во всех позитивных и негативных моментах, мы должны понимать, что это движение будет постоянно в том направлении. Например, в Европе, если вы не знаете, продуктовые магазины работают, самое позднее, до 19 часов. Я сейчас говорю про Европу. Это Франция, Австрия, Швейцария, Германия.

 

То есть не Таджикистан.

 

Константин Окунев: Там не Европа, там Азия.

 

Сообщение по ICQ: «Да, нужно. Особенно перед футболом. На «Амкар» иногда в таком состоянии приходят, что после второго тайма встать не могут. То, что орут с трибун, с ребенком точно не пойдешь».

 

Константин Окунев: Я могу привести пример. Я давно, в молодости, очень сильно болел за московский «Спартак», я думаю, что большинство «спартачей» меня поддержат в том моменте, мы с друзьями ездили до Екатеринбурга, так как у нас футбола на тот момент не было в высшей лиге, мы ездили на матчи «Уралмаш»-«Спартак», например. При мне этот был эпизод. Я рассказываю про эволюцию законодательства Российской Федерации в плане употребления алкогольных напитков. Мы активно сидели и кричали за «Спартак», радовались. И счет, кстати, матча был очень интересный – 3:8 в пользу «Спартака». Это уже даже по нынешним меркам не хоккейный...

 

Может, вы на хоккей ходили?

 

Константин Окунев: Нет. Я был за рулем, поэтому мы ходили на футбол, поверьте мне, я не употреблял. И просто-напросто кто-то кинул сверху пустую бутылку в нашу сторону. Она до нас не долетела. Буквально ряд за нами попала в голову человеку, разбилась. Вот показатель. Сейчас этого уже вроде бы как практически не бывает, что пустая бутылка, стеклянная, из-под алкоголя, из-под водки... Тогда еще была такая водка «Стопка» израильская, если, может быть, вы ее застали. Если вы «Агдам» не застали, то «Стопку»-то израильскую 30-радусную вы застали.

 

Я сейчас вспоминаю наши с вами консультации по поводу того, как мы в городе пытались через думу... (это был локальный нормативный акт), запрет продажи алкогольных и пива на спортивных мероприятиях.

 

Константин Окунев: Конечно. Пока общество не готово к тому, чтобы грамотно употреблять, культурно. Нужно общество вести к этой культуре. Могу опять же пример того же Питсбурга. А вот там, например, на стадионе, я сходил на два хоккейных матча, быть в Питсбурге, не сходить на хоккей, понимаете, да? Я могу сказать, что там пиво, пожалуйста, разносят прямо…

 

Потому что есть культура.

 

Константин Окунев: Да, потому что она уже введена.

 

Употребления.

 

Константин Окунев: Да, культура потребления. Баночка пива никак не помешает. Но если ты до этого совершенно трезвый. А если тебя занесли на стадион, еле-еле никакого, а тут тебе еще и пивка баночку принесли, так ты в итоге после первого тайма уже и упал.

 

Сообщение по ICQ. «А может вообще, как в Финляндии, алкоголь только в алкомагазинах, и государственная монополия на продажу алкоголя в этих магазинах?»

 

Константин Окунев: Мне кажется, что это вполне реально, и довольно разумная перспектива для Российской Федерации. Другой разговор: в какие сроки, какими темпами как это будет цивилизованно… Объясните людям, для чего. Решите эти вопросы.

 

Хотя всем известное явление, когда финны и немцы… немцы едут в Чехию, финны едут в Россию.

 

Константин Окунев: Да, приезжая к нам… до поросячьего визга.

 

Только не хрюкают, и уезжают обратно.

 

Константин Окунев: Да нет, хрюкают, хрюкают. Андрей, тут ситуация, с одной стороны, простая, с другой - сложная. Имея те традиции, которые у нас есть, имея ту культуру пития, которая сегодня у нас отсутствует, необходимо делать именно осторожные шаги. Не идти семимильными шагами, как это было в 85-м году – раз и всё. После этого, мы помним, войну объявили водке, а вырубили виноградники. То есть ударили по слабому алкоголю, по вину, то есть то, что, в принципе, способствует привитию культуры пития. Весь мир шел по-другому. Весь мир шел цивилизованно, эволюционно, снижая долю крепкого алкоголя в потреблении напитков.

 

Вот сейчас этими мерами мы не спровоцируем ли такое явление, как погоню за суррогатами? И когда, допустим, те же ритейлеры в погоне за тем, чтобы немножко свои убытки сторнировать, будут брать более дешевые вещи, но с той же наценкой.

 

Константин Окунев: Да нет, ну о чем разговор? Нет такого, конечно, нет. Первое: когда нам противники начинают рассказывать, что вот, будут таксисты торговать, бабушки будут…

 

Так они уже и так торгуют.

 

Константин Окунев: Вы поймите, что есть альтернатива. Есть точки общепита, когда после 9 часов вы можете прийти с семьей, с друзьями…

 

С 400-процентной наценкой выпить эту же бутылку водки.

 

Константин Окунев: Почему? Если вы ходите только в «Les Marches», тогда извините. А если вы ходите в заведение более демократичное, там наценка не более 100 процентов. У таксистов та же наценка. Больше ста процентов. Посчитайте: 150 рублей плюс 200 доставка, вот вам 350. Это первый момент. Никакие бабушки ни в каких переходах не торгуют, потому что есть альтернатива, есть общепит. Это же все остается. Пожалуйста. В более культурном месте. Понятно, вот эти разливайки, они не похожи на ресторан «Les Marches», но, так или иначе, все-таки это шаг вперед по культуре. Есть риски на предмет того, что больше будут покупать в аптеках. Но те, кто покупает в аптеках боярышник, тот и будет покупать в аптеках боярышник. Другой человек туда не пойдет.

 

Есть другая категория.

 

Константин Окунев: Это категория, которую уже не исправить, Она вот какая была, такая и останется. И там нужно наводить порядок, в этой категории, потому что люди последние деньги, последние копейки несут туда за этим боярышником.

 

Я был свидетелем переговоров, когда встретились два бизнесмена и один у другого просто хотел купить пирожковую, либо ее взять в аренду, чтобы сделать нормальную хорошую точку общепита. На что хозяин сказал: слушай, вот в моем заведении заходит человек, покупает пирожок и 50 грамм, и вот этот человек для меня милее всех на свете, поэтому я ничего здесь преобразовывать не буду.

 

Константин Окунев: Ну это нормально. Вы понимаете, что он покупает закуску. По крайней мере, он в более менее цивилизованных условиях, заплатив за закуску, купив 50 грамм, он выпил, закусил, пошел домой. Кому мешает? Никому не мешает. Не надо этих людей вообще отталкивать и делать из них какие-то жупелы.

 

То есть лечить не надо?

 

Константин Окунев: Естественно, надо заниматься профилактикой здорового образа жизни. По крайней мере, это более культурное потребление, нежели на ступеньках магазина, когда он из горла эту бутылку, родимую. А вот ее родимую мы и будем кушать. Помните, да? Официант, три бутылки водки. А кушать что будете? Вот ее, родимую, мы и будем кушать, как в том анекдоте. Поэтому это не нормально, здесь где-то на ступеньках, когда идут дети из школы со второй смены, из кружков, из секций, смотрят на все это безобразие. Какой пример подается подрастающему поколению? Поэтому, несомненно, комплексность и необходима прозрачность, публичность. Заявите свою публичную позицию ????? (неразборчиво) власть.


Обсуждение
2155
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.