Верхний баннер
16:25 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:06, 03 июня 2013

Авиамоделирование

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня разговариваем  о бизнесе. Очень мне приятно, что, говоря об этом бизнесе, мы затронем некую спортивную тему. У нас в гостях Андрей Науменко, это один из учредителей «Центра Аэрохобби».  Андрей, добрый день.

 

Андрей Науменко: Здравствует.

 

Давайте объясним слушателям, что это за центр, и какие цели он перед собой ставит?

 

Андрей Науменко: «Центр Аэрохобби» - это фактически магазин по продаже радиоуправляемых моделей различных направлений. Основной темой являются авиамодели. Центр был создан 8 лет назад. Задумали мы его с Романом Плетневым лет 10 назад. Потому что возникла ситуация, что в те  годы резко сокращалось количество авиамодельных кружков, количество станций юных техников. Возникла мысль, что надо поддержать. И создали такой магазин. Мы работаем в тесном сотрудничестве с федерацией авиамодельного спорта Пермского края, которую возглавляет Скутин Виктор Александрович. Постоянно магазин участвует в проведении и организации авиамодельных соревнований.  В основном, наши клиенты – это люди, для которых это хобби. У которых с детства была мечта подняться в небо. Не удалось ее воплотить, став летчиком. Но человек может осуществить эту мечту, приобретя в нашем магазине авиамодель самолета, вертолета  и подняться в небо. Обычно, после года – двух такого хобби, человек приходит в авиамодельный спорт. Ему интересно с кем-то сравниться, посмотреть, чего он достиг. Это клуб у нас, по сути, потому что люди знакомятся, объединяются, ездят на полеты, выступают на соревнованиях.

 

Это хобби для вас или бизнес?

 

Андрей Науменко: Для меня авиамоделизм является делом всей моей жизни. Я с детства им занимаюсь. Честно говоря, не ждали мы от этого огромных прибылей. В основном – это поддержка авиамоделизма и технического творчества в нашем городе.

 

Как удается это поддерживать и развивать?

 

Андрей Науменко: Сейчас, видите, стало больше возможностей приобрести что-то. В отличие от советского времени. Тогда ведущие спортсмены снабжались централизованно. Через ДОСААФ сборная команда обеспечивалась материалами, двигателями, аппаратурой управления. Купить это в обычных магазинах было невозможно. А сейчас, в принципе, можно все приобрести. Многие пользуются интернет-магазинами заграничными. В основном,  это Китай.  Но там большой риск. Во-первых, и почта работает не так отлично. Во-вторых, в магазине приобрести проще, потому что работают специалисты. Они подскажут, научат. На самолетах мы проводим обучение. На наших моделях с двойными управлениями с инструктором. Это гораздо дешевле, чем осваивать самому. 

 

А что значит с двойными управлениями?

 

Андрей Науменко: Это значит 2 пульта со специальным шнуром: ученик, учитель. Инструктор поднимает модель в небо, выравнивает, говорит ученику: передаю управление, нажимает у себя на пульте тумблер, в это время ученик может управлять самолетом. Это значительно сокращает расходы на обучение. Потому что, все-таки, это сложно. Я помню случай, лет 5 назад,  профессиональный пилот, командир эскадрильи, командир ТУ-154, мечта с детства осталась, построить модель. У него порядка 2 месяцев ушло на то, чтобы освоить ее.

 

Сколько проходит времени между идеей эту модель создать и первым вылетом?

 

Андрей Науменко: Сейчас, видите, есть и такие люди, которые сами строят самолёты. Но проще гораздо приобрести у нас в магазине полный комплект радиоуправляемого самолета  и пройти обучение. Обычно хватает 3 – 5 полетов. Взлет и полет – дело не очень сложное. Сложное – посадка. Это и в авиации и в авиамоделизме. Чтобы посадить модель туда, куда хочет пилот, а не туда, куда она сама стремится. И, чтобы модель осталась целой.

 

Какая максимальная дельность полета и максимальная высота?

 

Андрей Науменко: Тут сложно говорить об ограничениях. Все определяется визуальным контактом. Раз модель радиоуправляемая, пилот находится на земле, он должен поддерживать визуальный контакт. Дальность действия профессиональной спортивной аппаратуры до 3 км. Практически модель уже будет не видно. Хотя сейчас есть еще и другое направление. Оно  у нас параллельно развивается. Это, так называемые, FPV-пилоты. Люди, которые управляют моделями, оборудованными камерой. Они летают далеко. Там до 3 км. Там пилот в очках, он видит то, что видит камера с модели.  Как с самолета вид. Он может улетать, возвращаться. Это одно из новых направлений.

 

Со скольки лет детям можно заниматься этим?

 

Андрей Науменко: По своему опыту, я давно руковожу – можно с 10 лет. Но это индивидуально. У каждого ребёнка свой талант.

 

Насколько это хобби доступно?

 

Андрей Науменко: Я считаю, что очень доступно. У нас в Перми сеть авиамодельных кружков есть почти в каждом районе. Авиамоделизм – такой вид, которым можно заниматься с раннего детства до поздней старости. Есть, конечно, виды, которые требуют физических нагрузок, это, допустим, класс свободолетающих моделей. Где модель может пролетать  до 3 – 5 км, а соревнования состоят из 7 туров. Спортсмен должен, запустив модель, найти ее на расстоянии 3 км, вернуться в течение часа и стартовать в следующем туре. Этот класс наиболее развит в России. Мы в нем являемся лидерами  во всем мире, в том числе и наши Пермские спортсмены.

 

А если ребенку просто это интересно на уровне времяпрепровождения?

 

Андрей Науменко: Конечно. Не все становятся спортсменами. Ребят в сентябре набираем на год занятий, порядка 30 человек за сезон проходит. Не все становятся спортсменами, но все получают что-то хорошее. Учатся работать с инструментом. Развивается конструкторская мысль, поднимается техническая грамотность. Сейчас это большая беда у молодежи – низкая техническая грамотность. Я вот еще отметил – могут ребята заниматься, заниматься, но стоит им выехать на соревнования, почувствовать дух соперничества, значительно возрастает их уровень. В этом году сезон мы открыли. 4 мая прошли соревнования на аэродроме Бахаревка среди школьников, соревнования были приурочены ко Дню победы. Соревнования по метательным планерам. Команды состояли из 4 человек. 2 школьника в возрасте до 13 лет и 2 – до 18 лет. Собралось 14 команд. Метательные планера – небольшой планер,  размах 450 мм, который школьник должен запустить  как можно выше. Соревнуются они на продолжительность  полета. Даже такие маленькие модели могут улететь. Улетают в восходящих потоках. В Москве был случай, модель оборудованная специальными информационными карточками с просьбой вернуть ее, если она теряется улетает… В Москве тоже очень развит этот спорт. Эта модель улетела на соревнованиях, позвонили потом из другого города. Она пролетела 137 км.

 

Сейчас давайте остановимся подробнее на видах моделей.

 

Андрей Науменко: У нас представлены все направления авиауправляемых моделей. Самое простоя для начала – это модели, оборудованные электродвигательной установкой. Они не требуют особых навыков и познаний. И мотопланера. Это самое просто в управлении. Они позволяют научиться летать. Могут летать долго. Двигатель выключается. Модель оборудована всегда складным винтом, и превращается в чистый планер. В восходящих потоках может очень долго летать. Что касается спорта – радиоуправляемые модели делятся на несколько классов.  Общие деления: вертолеты, самолеты, планера. Каждый из этих видов делится еще на много. В Перми у нас вертолетный спорт не сильно развит. Стремимся к этому. Есть люди, которые уверенно пилотируют вертолеты. В основном, конечно, у нас это радиоуправляемые планера и самолеты. Буквально 22 мая на Бахаревке состоится Чемпионат Пермского края и первенство Пермского края среди юношей по радиоуправляемым моделям. Что из себя представляет гонка. Она осуществляется 3 моделями одновременно по треугольному маршруту. Стоят вешки, модель должна, облетая эти вешки, пролететь 10 кругов. Все это очень наглядно. И состоятся здесь же соревнования по электропланерам класса F5В/7. Это планер, оборудованный электродвигательной установкой, который набирает высоту, потом должен совершить полет парящий в течение 5 минут и точно приземлиться повремени.

 

Давайте поговорим о слиянии бизнеса и спорта. Я так понимаю, что вы содержите команду  спортсменов, которые участвуют в соревнованиях различного уровня.

 

Андрей Науменко: Финансирования авиамодельного спорта идет от городского спорткомитета. Финансируются поездки спортсменов на соревнования. Буквально на этих соревнованиях 22 мая  будет сформирована сборная Пермского края среди юношей и школьников, которые поедут в Ульяновск на Первенство России. У нас 2 направления финансирования. Спортсмены финансируются в городском спорткомитете, а школьники и юноши по системе образования. Первенство в Ульяновске проходит по системе образования. А магазин помогает тем, что мы организуем и проводим соревнования. Предоставляем призы. Содержать команду спортсменов мы не можем. Но прикладываем все силы к тому, чтобы авиамодельный спорт у нас развивался. Уже подтягиваем регионы. В конце июня пройдут всероссийские соревнования в Березниках. Там хорошая станция юных техников. Мы решили связаться с регионами, потому что, либо к нам оттуда приезжает команда 3  - 5 человек, либо там соберутся 50 человек. Во-первых, они увидят какие-то новые технические решения моделей. Раньше много по области проводилось соревнований, сейчас все сконцентрировано в Перми. Хотим развивать это направление. А в магазин к нам ездят отовсюду. Я когда был маленький, участвовал в соревнованиях в Кудымкаре. Сейчас у меня есть пара покупателей из Кудымкара. Постоянно приезжают. Может быть, мы с ними тогда и участвовали вместе. Благодаря магазину, они могут это хобби поддерживать. Как раз был интересный случай. Приехал мужчина из Кудымкара, примерно моего возраста, купил вертолет. Сказал, что у него уже есть вертолет, что он с ребятами там занимается. Что-то сломалось, нужна запчасть, я ему пообещал заказать, сказал приехать через какое-то время. Проходит  недели 2 – 3 заходит служитель церкви, поп, в рясе, с крестом, я понимаю, что это тот человек, который там занимается с ребятами моделизмом. Авиамоделизм – широкое понятие. Ничему оно не мешает.

 

Что человека, по вашему мнению, должно привлекать в этом занятии?

 

Андрей Науменко:  Разные есть результаты, которые может человек получить. Есть виды, где сплошной адреналин. Та же гонка. Это конкретный адреналин. Потому что модели летят со скоростью 230 – 270 км/ч на высоте от 2 до 20 метров. Одновременно 3 модели. Это быстро все происходит. А летают ребята. Мы с ними на уровне России в лидерах. Есть тот же класс планеров. Это уже для более спокойных людей. Будет у нас проводиться этап кубка России. Он уже традиционный, 6 – 7 июля на аэродроме Фролы. Собираются спортсмены со всей России. Класс моделей F3G. Это большая модель. Размах больше 3 метров. Там задача спортсмена совершать парящий полет более 10 минут. Там, конечно, никакой динамики. Динамика только на посадке. Спортсмены взлетают вместе и через 10 минут они так же вместе садятся. Там важна каждая секунда и каждый сантиметр.

 

Есть ли что-то, что отличает авиамодельный спорт от других видов спорта?

 

Андрей Науменко: Здесь спортсмен сам создает технику, на которой соревнуется. Потому что именно в спортивную технику вложены руки и голова.

 

Затронули в перерыве тему состояния нашего большого авиационного парка. Как вы оцените его?

 

Андрей Науменко: Наверное, как плачевное. На протяжении последних 20 лет практически наша авиаотрасль, авиапромышленность только гибнет. Наша страна раньше являлась одной из ведущих в мире по авиационной тематике. Создавались новые самолеты. Боевые самолеты были одни из лучших. Сейчас плачевно все это выглядит. Когда армия закупает по 3 – 5 самолетов в год на обновление парка. Про пассажирские я вообще не говорю. Там в основном летают иностранные самолеты.

 

Вы считаете, что плачевность в том, чье производство?

 

Андрей Науменко: Да. У нас была мощнейшая авиационная отрасль, которая сейчас гибнет. На слуху одна у нас «Компания Сухой». А где у нас Яковлев, где Тополев и так далее. Может быт что-то есть, но по причине такого финансирования ничего не доходит и не появляется.

 

А само техническое состояние того парка, который летает, как вы оцениваете?

 

Андрей Науменко: Сложно сказать, я, все-таки не специалист. Но, допустим, сейчас тема поднималась в регионе развитие региональных авиаперевозок и проблема в том, что нет самолетов. Вот у нас нет до сих пор альтернативы самолету АН-2. Который мог улететь в любую деревню, сесть на любую поляну. Взлететь. Сейчас даже возник проект восстановления порядка 500 самолетов. По оснащению этих самолётов американскими двигателями. Второго такого самолета не создали. В принципе, при развитии нашей авиационной промышленности, наличии инженерных кадров – это осуществимая задача. Но надо, чтобы руководство наверху повернулось лицом к авиационной промышленности. Периодически что-то происходит.

 

А разработки на ваш взгляд существуют?

 

Андрей Науменко: Существуют

 

Просто их внедрить никто не может?

 

Андрей Науменко: Да. Просто есть журналы для специалистов. Наш завод Пермские моторы тоже ведь разрабатывает новый двигатель. Есть. Просто либо об этом не пишут, не афишируют. Большая часть там тоже делается за счет энтузиазма. Люди работают, потому что надо поднять авиационную промышленность нашей страны. Чтобы она не умерла окончательно.

 

Каковы перспективы авиамодельного спорта именно как спорта?

 

Андрей Науменко: Этот спорт развит во всем мире. Хотя, наш развивался именно как детский спорт. Потом уже взрослые спортсмены начали приходить. Хорошее развитие он у нас имел. За границей – там был немного другой подход. Там человек мог всю жизнь мечтать об этом, работать, копить деньги, выйдя на пенсию, заняться авиамодельным спортом. Я сам ездил на чемпионат мира в составе сборной команды России и посмотрел. Средний возраст спортсменов высшего уровня порядка 50 лет. Молодежь тоже бывает, но это такой спорт. Можно всю жизнь этим заниматься и всю жизнь чему-то учиться. Постоянно новые материалы, новые технологии. Новые классы моделей появляются.

 

Давайте назовем адрес и телефон центра.

 

Андрей Науменко: Магазин «Центра Аэрохобби» находится по адресу Гайдара, 1. Вход с фасада здания. Время работы с 11:00 до 19:00. Воскресенье – выходной. Телефон 279-07-70. Сайт www.aerohobby.ru, так и называется. Там у нас общается круг наших клиентов. Они там договариваются о полетах. Чем хороши маленькие модельки, что их с любой полянки можно запустить. Есть, конечно, такие, которым обязательно полоса нужна. А некоторые наши клиенты всегда возят модель в багажнике. Даже рассказывал один из них в прошлом году поехал за грибами, но самолет не выложил. Приехал, посмотрел, такая полянка. Забыл про грибы и весь день пускал самолет.

 

Раньше, во времена моей юности, было можно запускать так называемые кордовые модели. Сейчас это движение есть или уже полностью отжило?

 

Андрей Науменко: Оно не отжило. Как вид спорта существует. Но в Перми оно почти отжило, потому что такие модели привязаны к картодрому. У нас было 2 картодрома в Перми раньше. В микрорайоне Кислотные дачи и на Ушинского. На Ушинеского возникали проблемы, потому что он расположен среди жилых домов. Были жалобы, обращения, потому что звук двигателей очень громкий. Поэтому, в основном, эксплуатировался картодром на Кислотных дачах. Но, как оказалось, картодром был построен силами самих авиамоделистов, земля принадлежит предприятию, то есть, сейчас им заниматься некому. Он пришел в упадок. А так, кордовые модели – одни из самых простых. Проводятся и чемпионаты России. Но, если раньше,  Чемпионат СССР собирал 50 спортсменов с пилотажными моделями. Сейчас смотришь – 8 – 10 человек. Все-таки в мире мы все еще ведущие в этом виде спорта. Скоростники там отличаются. Скоростная модель – спортсмен создает двигатель. Модели давно пришли уже к одной схеме, у всех почти одинаковые. Создаются двигатели. Скорость за 300 км/ч.

 

Есть ведь еще бои какие-то?

 

Андрей Науменко: Да. Это называется воздушные бои. Такой класс. Он развит. В Перми его сейчас нет, но лет 10 или 8 назад у нас были традиционные соревнования, этап кубка России. В Екатеринбурге была серьезная школа. Сейчас это все сместилось в Москву, хотя и там выступают даже наши спортсмены. Многие поступают в Московский авиационный институт. Я знаю, что из Березников спортсмен  выступает за москвичей. И на мировом уровне мы в лидерах. Но я считаю, что есть авиамодельный спорт, а есть воздушный бой.

 

То есть, вы считаете, что это два разных вида спорта?

 

Андрей Науменко: Я бы это к единоборствам отнес. Там люди с определённым характером. Там-то адреналин через край. Там постоянные столкновения, тараны. Приезжает спортсмен с 15-ю моделями на соревнования, после 2 дней у него нет ни одной. В мешочек все сложено.

 

Как сравнивают шахматы с игрой го. Шахматы – это разрушение. Го – созидание. Авиамодельный спорт так же – созидание. Воздушный бой – разрушение.

 

Андрей Науменко: Да. Я вот с детства запрограммирован на сохранение моделей. А в воздушном вое нельзя об этом думать, там только о результате.

 

Краткое пожелание тем, кто еще не определился в выборе себя, своего хобби.

 

Андрей Науменко: Авиамоделизм – как хобби – очень хороший вид, творческий. Он дает заряд энергии в плане получения удовлетворения и от создания, и от пилотирования моделей. Какие-то технические вопросы приходится решать.  В то же время надо обладать усидчивостью. А  так же, соревнования, полеты, открытое небо.

 

Прекрасная альтернатива компьютерным играм. Управление тоже, только это все в реальном времени.

 

Андрей Науменко: Да. И все в живую.


Обсуждение
2757
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.