Верхний баннер
15:15 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 01 сентября 2013

Роман Леушканов: "Деньги в антикафе на втором месте. На первом – именно удовольствие."

Теги: бизнес

Андрей Поляков: Здравствуйте, дорогие друзья. 13:08 на часах нашей студии, начинаем нашу традиционную программу бизнес-ланч. Юля Хлобыст, Андрей Поляков. Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. Юля, привет!


Юлия Хлобыст: Добрый день. Ну что, интересная тема у нас сегодня?


Андрей Поляков: Вообще даже не знаю, как начать и какую преамбулу, да? Потому что это настолько интересно, что…


Юлия Хлобыст: Хорошо, давай это сделаю я. Я прежде чем представить наших гостей, позвольте я поделюсь своими впечатлениями. Значит, вчера  в воскресенье… Поскольку гости программы были известны заранее – это представители антикафе «Культурный диван» я решила посетить это самое антикафе. И поскольку представляла что раз это не кафе в традиционном понимании, то значит туда ребенку шестикласснику ну наверное нормально будет сходить, то есть можно туда его сводить и мы пришли. Я сразу же скажу, что и у меня и у моего ребенка был такой некий такой культурный шок. Не зря наверное кафе называется «Культурный диван». И после этого мне еще больше стало интересно поговорить о таком вот новом явлении в бизнесе - я это называю по крайней мере как новое явление, хотя наши гости наверное опровергнут это, потому что вот эта вот идея антикафе она скорее всего не так нова.
Итак, что такое антикафе, с чем его едят, едят ли там вообще – именно так мы написали в анонсе на нашем сайте. Об этом мы будем говорить сегодня программе бизнес-ланч с представителями антикафе «Культурный диван»: это директор Роман Леушканов. Добрый день, Роман.


Роман Леушканов: Добрый день, Юля.


Юлия Хлобыст: … и арт-директор Мария Брезгина. Добрый день, Мария.


Мария Брезгина: Здравствуйте.


Андрей Поляков:  Вообще в моем понимании если мы говорим что это антикафе мы должны ко всему добавлять слово «анти».


Юлия Хлобыст: Почему?


Андрей Поляков:  То есть ты туда пришла тебе должны быть не рады, а наоборот, тебя должны выгнать как у Семенова «Грубый Готлиб», где…


Юлия Хлобыст: Ну не знаю, Андрей, это какие-то у тебя слишком глубокие и наверное неправильные аналогии. Потому что... что такое антикафе в двух словах, каким я его увидела: это помещение, я видела две комнаты – один такой тихий кабинет, а  второй такой же, более громкий. Там в то время сидело несколько компаний. Молодые ребята достаточно; сидели, играли, общались, кто-то там отмечал день рождения. Нам тут же на входе предложили чай, кофе и газировку, печенье. И я смотрела - ребята там играли, на нас никто не обращал внимания, мы прошлись по всем этим помещениям, посмотрели огромное количество игр – это стеллаж с играми я такого не видела никогда, наверное, только в магазинах игр. Увидела полочку с фильмами, увидела стеллаж с книгами. В общем, вот это такое чисто внешне мое первое впечатление об антикафе.
Роман, поскольку вы являетесь директором и основателем этого кафе, давайте несколько вопросов, у нас несколько блоков будет. Конечно же интересует идея самого антикафе – как она родилась, откуда она взялась, что это за формат такой? Потом уже перейдем к чисто бизнес вещам, то есть прибыль, рентабельность, ну и так далее. Роман, пожалуйста, вам слово. Откуда вообще взялась идея антикафе?


Роман Леушканов: Если говорить о нас, как о создателях антикафе, до этого у нас был клуб настольных игр, когда мы просто собирались в кафе и ресторанах, и просто играли в разные настольные игры (тем более, я их очень люблю). Но постоянно возникали трения с владельцами кафе, которые не понимали этого формата - мы противоречили друг дружке.


Юлия Хлобыст: То есть вы приходили компанией в 5-8 человек, садились там…


Роман Леушканов: Садились и играли, да. Это было в начале. Потом дошло до сорока человек…


Андрей Поляков:  А владельцы кафе ждали, что они будут что-то заказывать, что они принесут им какую-то прибыль..


Роман Леушканов: Да, когд меня владелец зовет: «Вот Роман, вот вас посидело в зале  ¾ кафе. От вас чек 1050 рублей» [смеется]. Сидели 5 часов… Вот как-то ненормально. Плюс присущие этим заведениям алкоголь и курение, что как бы не очень располагает к душевным посиделкам. И тогда возникла мысль, чтобы такого создать, найти такое помещение, чтобы можно было спокойно поиграть и чтобы никто не мешал. В это время как раз нарастала волна популярности идеи антикафе в России, и взяли за основу монетизации именно эту идею.


Юлия Хлобыст: Монетизация – вы что имеете ввиду? Я просто об этом не сказала.


Роман Леушканов: Это когда в антикафе идет плата только за время, а все остальное – бесплатно.


Андрей Поляков:  То есть это идея по-сути уже была готовая, просто вы адаптировали на Пермь, да?


Роман Леушканов: Да, но тут есть несколько нюансов. Во-первых, каждое антикафе в России оно отличается друг от дружки даже в рамках одной сети; а во-вторых, вообще слово антикафе – мне лично оно не нравится. Я назвал этим словом, просто потому что тогда был такой fun  из маркетинговых соображений, только поэтому. Само слово мы давно переросли.


Андрей Поляков:  Тем неменее, оно прижилось кстати говоря – его знают как антикафе.


Роман Леушканов:  А слово антикафе оно вообще…


Андрей Поляков: Привлекает внимание?


Роман Леушканов:  Нет. Почему оно возникло, откуда? Противопоставление обычному кафе. Когда ты приходишь со своей едой…


Юлия Хлобыст: То есть к вам можно приносить свою еду?


Роман Леушканов:  Да. У нас есть базовые – кофе, чай, печенье, газировка. И есть все необходимое для еды, которую приносят с собой. То есть микроволновка…


Юлия Хлобыст: Тоже есть?


Роман Леушканов: Да.


Юлия Хлобыст: Великолепно. Скажите, а на тот момент, когда вы организовывали антикафе в Перми, вы где-то видели такой формат в России, может быть на Западе? То есть как это работает? Одно дело читать об этом, а другое – видеть, понимать…


Андрей Поляков: Тоже пример живой какой-то.


Юлия Хлобыст: Или тогда этого не нужно было - вы себе настолько хорошо представляли воплощение своей бизнес-идеи, чтобы четко знали: у меня будет так.
Роман Леушканов: Нет, конечно нет. Что-то именно когда узнали об идее антикафе вообще. Я посетил несколько городов – посмотрел, выбрал то, что мне очень понравилось заведения. И я взял за основу именно как структуру одного антикафе.


Андрей Поляков: Вот Юля, ты сейчас говоришь бизнес-идея. Роман – а это была ли бизнес-идея изначально? Что первично то было? Интерес или все-таки бизнес?


Роман Леушканов:  Интерес. Может быть, благодаря этому мы  существуем когда действительно - деньги тут на втором месте. На первом – именно удовольствие, когда заведение создаешь именно под себя. Я сам почувствовал уют в заведении только через четыре месяца.


Юлия Хлобыст: Слушайте, но вот например рестораторы, опытные рестораторы, они говорят так: если ты хочешь создать ресторан для знакомых, для родственников чтобы посидеть - то тебя ожидает крах, потому что вот здесь как раз нужна бизнес-идея. Чтобы ее облечь и чтобы четко понимать, из чего ты будешь извлекать прибыль…


Роман Леушканов:  У нас все еще хуже - у нас еды нету. Рестораны же делают бизнес на еде…


Юлия Хлобыст: Да-да-да.


Роман Леушканов: … а у нас нету ни вывески нету ни еды, но тем не менее к нах ходят несколько тысяч человек в месяц. И причем неоднократно, а многократно.


Юлия Хлобыст:  Хорошо, вот у нас уже я чувствую так начинает идеологическая ветвь она  будет перемежаться с бизнес всякими вопросами. У меня вопрос кстати вот с точки зрения бизнеса – вы когда организовывались, вы писали какой-то бизнес-план, как это  сейчас учат новичков?


Роман Леушканов:  Да, да. Мы аж написали бизнес план в трех вариантах – пессимистический, реалистичный …


Юлия Хлобыст:  Прям как бюджет!


Роман Леушканов:  … оптимистический.


Андрей Поляков: Только у нас бюджет все время пессимистический получается.


Роман Леушканов:  А у нас реалистичный плюс! [смеются]
То есть основательно подготовились, потому что у нас есть базовые знания. У меня, у моей жены. И благодаря этому мы пошли по правильному пути – посчитали от и до. Понятно, что как обычно: видишь прибыль, делишь на 5, если эта прибыль начинает тебе нравится – ну, вперед.


Андрей Поляков: Вообще, в бизнесе есть такое понятие, известный термин – «скрытый  чемпион». Вот эта компания и этот вид деятельности – он относится как раз к  деятельности «скрытых чемпионов»: условно говоря, когда занимаешь рынок, приближающийся к большому проценту, к ста процентам, но сама по себе идея она не используется многими. То есть это маленькая конкуренция, небольшой объем но большая доля рынка… Вот так ли это? Действительно ли вы «скрытый чемпион» на пермском рынке?


Роман Леушканов:  Может быть, да;  в любом как бы новом бизнесе человек занимает монопольное положение… Но дело в том что к чему-то новому надо приучать людей. Это иногда длится годами.

Юлия Хлобыст:  Мария у нас еще ничего не сказала,  но обязательно до вас дойдет очередь, не переживайте…


Андрей Поляков: Нет, это просто анти-интервью, вот человек просто пришел и сидит и молчит! [смеются]


Юлия Хлобыст:  Замечательно! Я хочу для наших слушателей озвучить эфирное ICQ 404 582 017, и телефон прямого эфира – 2-066-066. Звоните, задавайте свои вопросы, потому что без вас, наверное, у нас тоже какое-то действительно анти-интервью получится!
Роман, вот что касается успеха: вы сказали, что в первую очередь была идея, и только потом уже…


Роман Леушканов:  Не идея, интерес.


Юлия Хлобыст: Да, и только потом уже бизнес-просчеты и так далее, и тому подобное. Но все равно остается вопрос: ну как, как вот так вот можно на идее только, на идеологии… Что такая за идеология,  на которой можно построить достаточно успешный бизнес?


Роман Леушканов:  Это уже изъезженная тема, к сожалению. Это концепция «третьего места».  Ее постоянно используют сейчас в последнее время - где только нельзя и где только можно. Ну тем не менее, я считаю что у нас это идеальное представление о  третьем месте. Что такое вообще третье место? Коротко, концетрированно скажу. Есть концепция трех мест. Первое место - это дом, второе место – работа, третье место – где люди отдыхают, творят и тому подобное. Но это в современном урбанисическом обществе. Но социальные сети, смартфоны они усиливают эффект - когда человек, он знает всех и вся: друзей, коллег, семью, знакомых… Они постоянно онлайн, он все о них знает…


Андрей Поляков: Более того, находясь на первых двух местах, ты одновременно находишься еще и в третьем. Да, получатся? Ты на работе но тем не менее, сидишь постоянно в социальных сетях.
Роман Леушканов:  Да.  И то есть человек, он полностью замкнут (имеется в виду по общению), ему необходимо хоть как-то выйти в свет когда-нибудь. Для этого как раз существуют  третьи места, где он может именно с малознакомыми людьми пообщатся, что-то потворить, просто отдохнуть. Для чего это делается? Опять же для того, чтобы если он будет социально активен с помощью этих сообществ, третьих мест, ему первое и втрое место – дом и работа, покажутся  еще лучше.


Юлия Хлобыст: Но вам сейчас могут возразить – например, те же владельцы кафе, ресторанов и скажут, что «ну вот у нас тоже самое третье место, да плюс где еще и кормят и поят, и общение там с посторонними людьми».


Андрей Поляков: это ведь так и есть, это не в разрез.


Роман Леушканов:  Да, но у нас более глубокая коммуникация.


Андрей Поляков: И более клубная получается. Более клубная обстановка. Вот я здесь Романа понимаю, потому что когда мы с отцом создавали социум создавали фехтовальный клуб - мы ни разу не задумались о том, будет ли он окупаться. Мы его просто создали и собрали людей, которые объединены каким-то общим интересом. Всё. Понимаешь?


Юлия Хлобыст: Хорошо. Тогда уже наверное вопрос к Марии Бразгиной, как к арт-директору, как к человеку, которая занимается наверное наполнением идеологическим. Наполнением и продвижением. Что вы можете предложить кроме игр, которых, как я поняла Романа – великое множество. Причем есть очень интересные. И потом Роман, ну в двух словах хотя бы, потому что то, что я видела - это что-то. Меня это поразило! Что кроме игр происходит вообще в антикафе, под какие форматы оно пригодно, кроме того что могут придти туда люди – два, три, восемь, десять человек – поиграть, что еще там происходит?


Мария Брезгина: У нас происходит масса всего и мы наверное найдем какое-то занятие для любой аудитории, для любого человека, вне зависимости от возраста и рода занятий. Для себя я делю все наши мероприятия на какие-то образовательные и развлекательные. То есть «Крокодил», «Мафия», «Остров Страха», живые квесты - это мало кому знакомы названия, наверное только мафия. Это то, к чему я отношу развлекательные мероприятия. У нас самый большой клуб «Мафии» в городе, собираются играть 2-3 раза в неделю. Говорили про клубную систему - здесь уже есть такие «постоянщики» - люди которые специалисты «Мафии». И конечно, мы не зря «Культурный диван» - у нас очень большой спектр образовательных мероприятий. С осени, допустим, мы запускаем в пятый раз чемпионат по чтению вслух «Открой рот». Это такое довольно-таки интересное мероприятие, и когда я людям рассказываю, что это (так же, в двух словах): человек приходит и рандомно выбирается книжка, которую он читает на том месте, которого он не знает. Читает он в течении минуты, и в эту минуту нужно так заинтриговать жюри, так преподнести, чтобы все ему поставили высший бал. Вроде бы звучит непонятно, но это происходит так весело, так забавно. Люди уходят с такими впечатлениями, что мне там каждый день, через день звонят и пишут: « Ну когда же, когда следущий «открой рот»? Это все очень здорово, и мне нравится, что люди начинают читать книги, они приходит к нам и берут нашу библиотеку читают.
Кроме того, из образовательных мероприятий мы запускаем курс осенью «My kit» - сама им восхищаюсь. Это курс самопрезентации: каждому человеку в жизни приходится кому-то доказывать  свою точку зрения - то, что его идея лучше. Этот курс на это и рассчитан. Помимо ораторского мастерства там будет еще предвнесено правильное построение инфографики – это очень важно, и это залог успешной презентации.
Я называю это нашим детищем, которое так же мы скоро запустим - это «Научные бои имени Шелдона Купера». Мы их просто придумывали в течение трех месяцев. 20 сентября у нас состоится первый научный бой. В чем заключается идея это мероприятия?  Опять же, по себе знаю – когда я была студентом, чем я занимаюсь в университете, мою курсовую работу кроме меня и моего научника – никто ей не интересовался. А так, как я достаточно часто общаюсь со студентами – я знаю, что у них такие потрясающие научные разработки - и люди об этом не знают. Поэтому наши мероприятия рассчитаны именно на то, чтобы в игровой форме донести до основной массы населения что в Перми у нас такие существуют умы, что они занимаются научными разработками, о которых всем стоит знать


Юлия Хлобыст: Это вы говорите об образовательных неких моментах, да? А вот о развлекательных, например какие-то постановки, концерты – что-то происходит?


Мария Брезгина:  Конечно, у нас постоянно происходит театральные постановки – «Культурный диван» превращается в такой маленький уютный театр; проходят концерты тоже в таком необычном ключе, когда люди сидят и просто дейсвительно слушают музыку. Ни когда там как на сцене: кто-то прыгает - и в зале кто-то прыгает, а все сидят с закрытыми глазами, и ты смотришь и тоже погружаешься в эту атмосферу… Да я просто не могу перечислить все!


Андрей Поляков: Мне кажется, надо для для наших чиновников придумать игру «Закрой рот» [смеются]


Юлия Хлобыст: Смотрите, вы перечислили очень много мероприятий, но несмотря на это, скажем, ваш «Культурный диван» он без вывески, без особых каких-то рекламных кампаний существует. Где брать информацию, где черпать информацию? Я понимаю, что в интернете - ну тогда что там: группа «вконтакте», в «одноклассниках»?


Андрей Поляков: А сайта у вас нет разве?


Мария Брезгина:   Мы живем только за счет группы, рекламными кампаниями мы не занимаемся. Это сарафанное радио и это опять же какие-то посты и в нашей группе и в группе наших друзей. Есть группа, которая ориентирована на культурные мероприятия в Перми, они с удовольствием размещают нашу информацию и сами у нас запрашивают «Что?», «Когда?».


Андрей Поляков: А сайт вы не делаете принципиально или просто руки еще не дошли?


Роман Леушканов: Руки еще не дошли, потому что всех людей вконтакте, которым мы интересны, мы уже зацепили – то есть они о нас знают. А остольные 900 тысяч человек в Перми они о нас не знают… Соответственно, сейчас мы начинаем предпринимать усилия, чтобы когда мы уже подготовили базу, мы уже научились людей удивлять - как можно без всякого допинга весело провести свой досуг. Интересно, интеллектуально и весело. Мы скоро будем… Тем более в преддверии некоего мероприятия.


Юлия Хлобыст: еще хотела бы уточнить: вы сказали, что самый разный круг людей посещают вас - это от скольки до скольки лет?


Мария Брезгина:   Нет никаких ограничений, в том то и дело! К нам регулярно  собираются клуб молодых мам, у которых дети просто ползают в антикафе. Ты заходишь и там такая куча детей - они везде и здорово, и родителям здорово.


Роман Леушканов: Сорок мамочек и у каждой в среднем полтора ребенка.


Андрей Поляков: Надо будет сходить.


Юлия Хлобыст: Будет еще клупп пап!


Мария Брезгина:   А папы собираются отдельно, за отдельной игрой. Папы тоже приходят.


Андрей Поляков: Причем папы то - другие. Не вместе с мамами пришли.


Юлия Хлобыст: Ну это уже нюансы, это уже личное дело каждого - кто с кем пришел, главное мамы с детьми есть. Ну и так далее - папа там отдельно - не отдельно, это уже другой вопрос. После федеральных новостей хотелось бы поговорить о том как видят развития своего бизнеса Роман Леушканов, Мария Брезгина . Как? В какую сторону планируют развиваться? Потому что для них конечно в первую очередь это бизнес. Для нас – развлечение, для них – бизнес.
Хотели мы в завершающей части нашей программы поговорить о перспективах развития такого бизнеса, такого формата как антикафе. И прежде чем вы начнете рассказывать как вы планируете это развивать, я бы еще вернулась к идеологии, которая шла от увлечения Романа играми. Насколько это действительно является мощной идеологией сегодня? Мы за рамками эфира с вами об этом говорили, что всем известная «Монополия», она уже даже не вчерашний день, а позавчерашний. И эту свою идею вы вынесли в бизнес, по сути дела она сейчас является одной из идей, которая этот бизнес скрепляет. Помимо того, что антикафе стало «третьим местом», которое находится между домом и офисом человека, где люди могут общаться?


Роман Леушканов: Настольные игры просто это одна из  наших фишек. В общей идеологии именно в игровых техниках, когда человек отдыхает в игре, через игру. Учится через игру, получает какое-то удовольствие именно через игру, необязательно настольную. А настольные игры – просто из-за того, что это моя коллекция, я их люблю. И действительно, это новое явление которые в России идет буквально еще только три года, имеет взрывной характер. Тогда как в мире этот взрывной характер 18 лет уже идет. «Монополия» вчерашний день, потому что ее изобрели 80 лет назад. С тех пор настольная мысль ушла настолько далеко, что люди когда вовлекутся в это, они поймут насколько это интересно.


Юлия Хлобыст: Все ли сотрудники вашего антикафе они сегодня могут стать достойными экспертами по играм? Так же, как вы? Потому что если вы говорите, что игр – огромное количество, то представляете, если я не играла в «Монополию» - то чего уж говорить, если я приду и захочу поиграть. Мне должен кто-то объяснить элементарно.


Роман Леушканов:  Да, конечно, они это  все объясняют, даже шутят над этим: к нам к к администратору приезжали гости из Екатеринбурга, решили удивить. Привезли восемь настальных игр. Вот удивились они, когда он сказал…


Юлия Хлобыст: Это у нас уже все есть, и в это уже никто не играет!


Роман Леушканов:  Да, да, да! Это пройденный этап! [смеются]


Андрей Поляков: Роман, для вас это уже стало бизнесом? Или это все еще в категории интерес?


Роман Леушканов:   Нет, это изначально был бизнес. Просто повторяю, что деньги не должны быть на первом месте…  То есть, «Диван» окупается и мы планируем дальше развиваться, потому что мы достигли такого уровня, когда не вмещаемся в стены нынешнего заведения. Мы переросли слово «антикафе», давно переросли. Думаем, как бы это слово заменить на что-нибудь другое. И когда мы откроем наконец-то второе место – второй «Диван» мы там разовьем как раз очень много всего.


Юлия Хлобыст:  Ну например? Ну хотя бы заинтригуйте хотя бы так вот точечно - что там будет? Для кого это будет? Это так же будет для всех возрастов, там от ноля до…


Роман Леушканов:   Да, это будет для всех возрастов, просто там будет именно формат мероприятия в том числе ориентирован для людей за 30-35, потому что их удивить или чем-то развлекать без допинга достаточно сложно. Но мы примерно уже поняли, как это можно сделать. Например, показать немое кино с тапером.


Юлия Хлобыст:  Супер.


Роман Леушканов:   Ну как одна из. А дальше психологические игры, импровизация…


Юлия Хлобыст: Масса всего есть еще в вашей голове, что вы хотите реализовать в новом помещении «Культурного дивана». Итого «Культурных диванов» будет два. А так же будет реклама идти, но не реклама, а  это оповещение об открывшемся новом «Культурном диване» так же через страничку «вконтакте» там или sms-оповещение…


Роман Леушканов: Нет. Мы движемся параллельно прогрессу. Соответственно, будем использовать все доступные средства.


Юлия Хлобыст: То есть уже это не будет из уст в уста так сказать передаваться, а уже что-то более техничное…


Роман Леушканов: Нет,  это продолжается основное – почему, допустим, у нас вывески? Почему нас иногда люди часами  не могут найти, хотя мы находимся в центре? Это не только то, что мы ограждены от случайных посетителей, но это и создает какую-то атмосферность, закрытость - когда человек который знает , он может своих друзей позвать, это придает ему какой-то…


Юлия Хлобыст: Вес.


Роман Леушканов: Да, вес: то, что он знает то, что не знают его друзья.


Юлия Хлобыст: Если вернуться к созданию этого вашего первого антикафе «Культурный диван» - сейчас много говорится о молодых предпринимателях, которых учат на разных уровнях как нужно создавать бизнес, что нужно создавать, где брать деньги? Вы можете рассказать свою историю, где брали деньги? Когда поняли, во сколько обойдется вам этот проект? Первый ли это ваш бизнес? Поделитесь своей историей.


Роман Леушканов: Не, бизнес не первый. Но я вот ловлю себя иногда на мысли, что я всегда берусь за что-то новое и неизвестное, пытаюсь приучить людей к тому или иному продукту. Хорошему. Мы не использовали кредитные деньги. Тем более деньги в принципе небольшие, нам первый «Диван» обошелся в пределах миллиона рублей.


Юлия Хлобыст:  Это запуск.


Роман Леушканов: Да, на запуск. И мы просто изыскали собственными силами с партнерами. Бизнес есть, благодаря которому я как бы  существую. И поэтому я… мы можем себе позволить как бы определенные принципы в «Диване» - отказать в мероприятии тому или иному какому-то междусобойчику или какому-то мероприятию. Принципы, на которых мы стоим и благодаря которым сущестует «Диван» мы можем себе позволить.


Юлия Хлобыст: Хорошо. Кому можете отказать? Назовите хотя бы пару принципов? Людей с привычками вы не хотите видеть у себя в заведении?


Роман Леушканов: Ну понятно, что если опускаем, что нельзя находится в алкогольном или ином виде. У нас же запрещено курение, алкоголь, азартные игры, политика. Эти четыре составляющие. Ну и понятно, что есть так как у нас он очень благодатная почва… у нас очень плотная коммуникация между людьми – это благодатная почва для всяких сетевых бизнесов. За этим бизнесом мы очень зорко следим, чтобы они там ничего такого не делали.


Юлия Хлобыст: Тем не менее, когда я вчера была у вас в арт-кафе… простите, в антикафе [смеется]
Мария сказала о том, что есть уже и сетевые такие форматы. Как вы планируете остановиться на двух заведениях такого формата – антикафе, либо вы тоже в перспективе думаете сделать сеть? За которой вы зорко следите и не пускаете?


Роман Леушканов: Дело в том что с моей точки зрения идея антикафе она в этом году она во что-то трансформируется, потому что именно взрывной характер открытия заведений подобного типа в России он напоминает недавний бум кофеен, когда они открывались, где не попадя, потом просто все закрывались.
Сейчас такой же процесс идет с антикафе. Во что он трансформируется – будет понятно. Допустим год назад я специально вел список, кто ко мне обращался – я насчитал 43 города, готовые были купить нашу франшизу. Но мы пока никуда не продали, потому что честно объясняли6 «давайте поживем годик, это все трансформируется и потом будем думать». О сети конечно думать хорошо, ну опять же хочется сохранить имя на атмосферности - ту уникальность места, которая есть.


Юлия Хлобыст: Но ведь любой бизнес – это все равно прибыль, о ней тоже нужно думать.


Роман Леушканов: Да, но у каждого свое понимание кому сколько надо: вот кому-то надо 5 миллионов в месяц, а кому-то надо 200 тысяч, а кому-то еще что-то.


Юлия Хлобыст:  И ещё по месту все-таки: насколько я поняла второй «Культурный диван» вы тоже планируете открывать в центре? Но у нас, по крайней мере в Перми, да и в других российских городах стоит проблема что некуда податься-то жителям окраин как раз. Которые пока там с Крохалевки или там из Орджоникидзовского района выйдут уже много времени пройдет. В вашей концепции открытия ваших антикафе – это только центр?


Роман Леушканов:  Да. Почему? Потому что есть уже на основе опыта могу сказать что есть условия выживания антикафе – это не должно быть именно маленькое по площади место. Всегда должно оно быть большим и обязательно два помещения.


Юлия Хлобыст:  То есть вы хотите сказать, что где-то на окраинах вы не сможете найти такое помещение?


Роман Леушканов:  Нет, должна быть шаговая доступность именно в центре, когда от любой точки города можно было одинаково добраться. Потому что если мы откроем антикафе, пусть даже здоровское, в закамске – некоторые из Гайвы не захотят к нам приехать.


Андрей Поляков: Некоторые и из города не захотят [смеются]


Юлия Хлобыст: Ну в общем, я так понимаю, есть над чем подумать в плане территориальном. Хотя, на сколько я поняла…


Роман Леушканов:  Нет, понимание есть полностью. Понимание есть. Абсолютно.


Юлия Хлобыст: То есть только центр? Пока только центр?


Роман Леушканов: Да. Да.


Мария Брезгина: Здесь ведь есть еще такой фактор как менталитет, он закреплен: выйти в город. Можно сейчас позвонить десяти друзьям, и восемь из них скажут что «я – в городе» хотя находятся в центре. Этого уже не изменить, это не нами такая идея создана, что все должно находиться в центре. Мы просто будем двигаться навстречу людям.


Юлия Хлобыст: Ну что же, спасибо вам огромное, удачи вам в вашем бизнесе!


Обсуждение
2250
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.