Верхний баннер
20:29 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 03 сентября 2013

Олег Мухин: "Года через три нашими пособиями будут пользоваться дети всей страны"

- Чем занимается Stratum в одном предложении?
- Компания занимается тем что она культивирует подход моделирования там, в тех областях, где необходимо принятие сложных решений – в производстве, в образовании. Если будут открыты другие ниши – то  в других нишах.
- Если говорить с точки зрения бизнеса, то какие продукты и кому компания Stratum предлагает?
- В первую очередь существует платформа, которая так и называется – Stratum, она дает возможность моделировать те процессы, бизнес процессы, образовательные процессы, которые вы изучаете, или которые вы используете. А на базе этой платформы выстраиваются уже прикладные вещи – например, там модели производства, модели бизнеса; но больше всего мы позиционируемся в образовании.
- То есть ваш продукт это платформа, а также некие законченные модели, созданные на основе этой платформы?
- Да, прикладные системы которые функционируют на базе этой платформы.
 - А что представляют из себя прикладные системы – расскажите поподробнее.
- В первую очередь здесь важно понимать, что наступило то время, когда образование не может базироваться просто на бумажных технологиях. Всем уже известно что уже десять, двадцать лет тому назад в развитие, в образование вошли мультимедийные технологии. Мы пошли еще дальше и сделали интерактивные технологии. Речь идет о том, что пользователь – ученик, получает в свое распоряжение некую модель, действующую модель. Ну так же, мы играем в компьютерные игры, можем тренироваться в полете самолета – точно также школьнику могут передать модель Земного шара и он будет экспериментировать над ней и смотреть, на что повлияют те или другие…
- Правильно ли я понимаю, что конечным продуктом является интерактивный учебник?
- Нужно сказать точнее – мы сделали еще после третьего шага четвертый шаг - на самом деле это интеллектуальная уже система, и мы предпочитаем говорить слово «система», а не «учебник». Учебник - там есть определенный стандарт на учебник, надо его утвердить в определенном месте. Мы говорим о пособиях. Итак мы говорим об интеллектуальной системе с элементами интерактивных пособий.
- То есть у вас есть некая система, среда моделирования и она выражена в конечном продукте, который представляет собой некую законченнную комплексную систему, которая позволяет ученикам получать знания, учиться, интерактивно взаимодействовать с какой-то моделью через компьютер. По-сути, то что вы предлагаете, это, скажем так, замена стандартного простого эксперимента, замена объяснения устного моделирования на компьютере, который позволяет ученику получать знания и отрабатывать какие-то навыки. Вот правильно я понимаю или я что-то не точно формулирую?
- Почти, но за исключением одного аспекта - мы не отрицаем учителя, боже мой, ни в коем случае. Мы не можем вывести за рамки учителя, никакая машина это не заменит, поэтому речь идет о дополнении к классической технологии, классическому учебнику и классическому учителю вот в таких вот пособиях.
- А где сейчас уже внедрены продукты компании Stratum?
- Если говорить о самых последних достижениях - только что в школы совместно с министерством образования пермского края мы в 709 школ поставили «Интерактивную физику»,  то есть физика 7 – 11…
- А продукты Stratum’а используется только в пермском крае или за его пределами тоже?
- Поскольку мы существуем достаточно давно, то за все это время мы успели охватить 30 тысяч школ России и в сопредельных странах уже работаем. Но мы горды тем, что 28 регионов работают и ипользуют…
- То есть получается, что 30 000 школ обучает своих учеников используя ваши интерактивные учебные пособия. А какое количество учеников ими пользуются – есть такая информация?
- Мы не подсчитывали никогда такой информации…
- Ну примерно. Можете дать оценки.
- Представляете, что школа это примерно в среднем от двухсот до пятисот (ну есть более крупные школы), то путем умножения 30 000 на 500 мы получаем миллионы, десятки миллионов.
- То есть десятки миллионов учеников изучают какие-то предметы, используя продукты Stratum, используя интерактивные обучающие пособия. А в чем преимущество наших продуктов?
- Преимущество заключается в том, что ребенок не просто читает текст. Тексту нельзя задать вопрос, текст ему может быть непонятным. Когда вы читаете текст, вам еще надо представить все это в голове, самому оживить. Ребенок еще не готов, не в таком состоянии, у него нет столько опыта для того, чтобы самому это сделать. Поэтому когда он получает в руки некий конструктор, из которого он может собирать новые системы, а эта система начинает себя вести и очень наглядно видно: получилось - не получилось.
- А есть другие подобные конструкторы – продукты, которые конкурируют с вашим продуктом?
- Поскольку мы делаем все предметы средней школы, то конкурента на этом поле у нас нет. Но есть четыре компании (когда мы проделали анализ) которые выпускают что-то подобное в области физики например. Это американская одна компания, белорусская, две российских.
- И в чем ваши преимущества перед ними? В том, что они охватывают какой-то один предмет, или какую-то группу предметов, а вы охватываете все предметы?
- Все компании разные, с двумя мы конкурируем по степени интерактивности, с двумя другими – по охвату своими моделями, то есть у нас шире, больше глубже.
- Тогда я процитирую слова - ваши слова - из интервью, которое вы недавно - седьмого августа - дали изданию «Компаньон»: вы говорите, что «на сегодняшний день у нас есть электронные обучающие пособия по русскому языку, английскому, физике, геометрии, химии, географии. Частично по биологии и информатике. Очень хочется сделать еще историю, литературу, физкультуру» и так далее. То есть, насколько я понимаю, на данный момент у вас также нет полного охвата всех школьных предметов?
- Охвата действительно нет. Это связано с тем, что необходимо большее количество вложений. К сожалению, мы развиваемся…
- Но а в чем тогда ваше преимущество, вы говорите что есть другие компании которые охватывают какой-то спектр предметов, а вы охватываете все. Но на данный момент - вы тоже все не охватили, и вот на данном этапе – в чем ваше преимущество перед компаниями, которые предоставляет подобного рода продукты, подобного рода интерактивные обучающие пособия?
- Одно из ярких (там много разных достоинств) - наш цифровой ресурс, он наблюдает за ребенком и выставляет оценку. Замечу: автоматически. До сих пор, когда мы слышим слово «электронный дневник» подразумевается технология, что учитель оценивает ребенка, зачем проставляет в бумажные, потом еще копию в «электронный дневник» - это, безусловно, шаг вперед. Но, тем не менее, согласитесь - здесь не всегда есть объективность, всегда есть затрудненность учителя охватить всю аудиторию, отследить все. Мы ставим некую оценку ребенку за каждые его действия, и мы наблюдаем в тотальном мониторинге за ребенком.
- Тотальный мониторинг за ребенком – правильно ли я понял, что здесь исключается субъективный фактор и ваша система автоматически оценивает то, как ребенок работает с моделью, дает оценку его эффективности и выставляет ему оценку, вот так?
- Да, она дает некую информацию, эта информация может быть доступна учителю…
- Это и есть ключевое преимущество?
- Это одно из ключевых преимуществ.
- А какие еще?
- Когда вы научились измерять (до сих пор классический педагогика нам не дает того, что понимает инженер под словом «измерять»), у вас появляется новая возможность – вы теперь можете управлять. Если вы точно знаете, где находится объект… Как ракета: она должна вылететь из одного места и попасть в другое. Если вы не видите эту ракету, то как вы можете ей управлять? Как только вы начинаете видеть ее во всех точках (то есть измерять этот процесс), у вас появляется такая возможность – управлять. Вот наши учебники и дают возможность нацелить ребенка на результат и подвести его к этому результату.
- Кто является лидером мирового рынка в области интерактивных обучающих пособий? Ваша компания - лидер мирового рынка, или один из тех четырех конкурентов, о которых вы упоминали. Кто?
- Никто. Это точно совершенно. Существует много выставок, мы посещаем эти выставки, мы очень внимательно следим за развитием в этой области - никто на сегодняшний день не ставит даже такой задачи захватить вот таким образом рынок.
- А вы ставите себе такую задачу?
- Да, безусловно.
- А откуда у вас информация, что ваши конкуренты себе такой задачи не ставят?
- Ну когда вы наблюдаете рынок 10 лет, то уже совершенно очевидно…
- И все-таки я настаиваю на том, что лидер на любом рынке всегда есть. Вопрос в том, каким образом его определять? Но мы можем принять лидера по обороту.  Но в вашем случае наверное правильно определять лидера через распространение его продуктов. Вы сказали, что к вашим продуктом подключено 30 тысяч школ и с ними работают 10 миллионов учеников. А у ваших конкурентов какие цифры?
- Объемы есть выше, только нет аналогов. Компания… вылетело из головы… которая выпускает электронные доски как побочный продукт, как добавка. Они создавали такие наборы, с помощью которых дети могли бы что двигать на электронной доске…
- Тоже некий интерактивный познавательный процесс.
- Вот он уже почти не интерактивный – там просто картинка, вы нарисованного зайчика влево-вправо лично рукой двигаете – но он не отвечает вам, он не действует. Но объем - гигантский.
-  Гигантский - это какой? Сколько школ используют эти продукты и сколько учеников ими пользуются?
- У них? Ну я вам скажу, в Бразилию например была поставка этой фирмы: в каждую школу Бразилии была поставлена электронная доска. В Великобритании обязательно в каждом классе каждой школы находится электронная доска. Гигантский рынок
- Это больше ста тысяч школ или больше миллиона школ?
- Больше миллиона.
- Ok. Фактически этот продукт на данный момент имеет более чем десятикратное, даже двадцатикратное распространение чем ваш продукт?
- Да, по объему – да.
- Что вы собираетесь делать для того, чтобы стать лидером на этом рынке?
- Делать там очень просто - у нас есть технологии, у нас есть люди высококвалифицированные, нам надо просто продолжать покрытие вырабатывать – еще модель делать, еще модель. Мы где-то на половине пути, то что у нас есть.
- Я боюсь, что если просто поступательно, последовательно развиваться, то это ни в коей мере не может гарантировать лидерство на рынке - необходима какая стратегия. Стратегия завоевания рынка, есть ли она у вас она или нет?
- Стратегия заключается в передовых технологиях - когда наши пользователи сравнивают нескольких технологий, они отдают предпочтение нашей технологии и здесь никаких проблем для нас нет.
- И в чем тогда ваша проблема? Почему, если пользователи отдают предпочтение вашим продуктам, ваш продукт имеет более чем 20 раз меньшее распространение, чем  продукт одного из ваших конкурентов?
- У нас развивающийся бизнес - он последовательно, без провалов развивается, но он развивается по нелинейной траектории, по экспоненциальной траектории и если вы хотите увеличить крутизну этой траектории - бежать быстрее - необходимо дополнительное финансирование.
- я тогда приведу еще одну цитату из вашего недавнего интервью. Вы говорите: «мы посчитали, и пришли к выводу, что необходимо около одного миллиарда рублей, чтобы полностью реализовать ту систему, о которой я говорю». Правильно ли я понимаю, что финансирование необходимо в объеме одного миллиарда рублей?
- Да, я подтверждаю эту цифру.
- Если это можно озвучить, каким образом она была рассчитана - почему миллиард? Почему вам не хватит ста миллионов или почему вам не нужно двух миллиардов?
- Сто миллионов не хватит хотя бы потому, что подобная сумма уже вложена и результат пока не достигнут. А миллиард мы получали из разных расчетов - каждый раз в столь сложной области надо перепроверять без различных соображений. Вот эта цифра каждый раз получается.
- Предположим, уже завтра вы получили миллиард… Кстати, а где вы планируете его взять? Вы планируете превлечь его у государства в виде какого-то гранта, вы хотите получить заказ на миллиард рублей, либо вы хотите привлечь инвестиции? К примеру, инвестиции в венчурный. Каким образом вы планируете получить этот миллиард?
- Основной наш заказчик, по моему глубокому убеждению, это безусловно государство. Оно заинтересовано в том, чтобы резко поднять уровень образования в стране. Именно государство заботится о развитии.
- Предположим, завтра вы получили этот миллиард и это миллиард пришел на ваш расчетный счет и что будет дальше? Что и когда получит государство в обмен на этот миллиард?
- В обмен на этот миллиард государство получит эту комплексную систему плюс полное покрытие десяти школьных дисциплин. Это позволит фактически на 80% закрыть среднюю школу и сделать ее высокотехнологичной, гарантировать результат - когда мы вводим в школу технологии, мы по определению гарантируем результат.
- А какой именно результат будет гарантировать? Что именно вы гарантируете государству?
- Я называю это повышением образовательного потенциала.
- Но понимаете, повышение это процесс, а гарантировать можно какой-то конкретный результат. Какие-то обязательства можно на себя взять. Безусловно, внедрение любых пособий, в том числе ваших – и не только ваших – наверное, в той или иной степени мало или много повышает образовательный потенциал. Но я думаю, что государство не согласится дать вам миллиард рублей только в обмен на обещание «мы повысим ваш потенциал» без конкретных результатов, без конкретных цифр. Что именно вы гарантируете, какой результат?
- Образование – вещь, которая зависит от множества параметров – вы совершенно правильно это заметили. Если крыша протекает – наверное, очень неуютно чувствуют себя в школе и высокого результата видимо не будет. Поэтому надо много факторов соблюсти, но мы попробовали сделать эксперимент, в котором хотя бы выделить на какую долю этого результата мы можем претендовать. Я вам дам три цифры - для того, чтобы вы примерно представили. Средний бал по пермскому краю по русскому языку 69,9 на сегодняшний день. Средний бал по современному образованию – есть у нас такая компания в Перми, очень динамично развивающаяся – она подтягивает детей, вот там 80. А в лучшей группе у них – 85,9.
- В обмен на миллиард, который вы хотите получить у государства, вы сможете, внедрив свои интерактивные пособия гарантировать повышение балла  ЕГЭ?
- Бузусловно.
- До какого уровня?
 - Здесь по наблюдениям двух лет уже на 10-15 процентов мы видим. Существует в интернете доклад ЮНЕСКО, где скрупулезно было подсчитано по многим странам и сведена некая статистика, ей уже можно доверять (потому что статистический результат), результаты внедрения в образование новаций. По ним Южная Корея очень сильно вырвалась вперед – там можете увидеть, что один рубль (давайте в российских реалиях находится) вложений в эту область дает как минимум 30-40%. Это сумасшедшая прибыль.
- Вы гарантируете повышение баллы ЕГЭ, и  этот тезис, это утверждение, вы обосновываете той статистикой, которая у вас уже есть. То есть те школы, которые ваши учебники внедряют, у них повышается баллы ЕГЭ, верно?
- Ну должен повышаться.
- Должен повышаться или уже повысился? У вас есть конкретная статистика?
- Я вам привел конкретную статистику с использованием наших комплексов.
- Я еще одну цитату приведу из вашего интервью. Вы говорите, что вам «нужен миллиард рублей и кажется, это очень много. Но когда вы разделите эту сумму на количество учащихся, то поймете, что стоимость урока для одного ребенка составит всего две копейки. Представьте, завтра ваш ребенок пойдет в школу, у него будет 6 уроков. Можете вы дать ему с собой 12 копеек, что будет оплатил свое ежедневное образование?». Но не кажется ли вам, что эти цифры - это совершеннейшее лукавство? Всегда можно говорить, что какой-то продукт он всем нужен, если бы вы его прозвели, и все бы его потребляли – то для каждого конкретного это стоило бы минимальные деньги. Не кажется ли вам, что такие цифры, такие расчеты – они весьма лукавы?
- На сегодняшний день мы не достигли как раз этой стоимости, поскольку мы охватили гораздо меньшую аудиторию. Поэтому сегодня он более дорог при покупке школы.
- Весь вопрос в том, как сделать продукт действительно  нужным людям, чтобы они готовы были в массовом порядке этим продуктом пользоваться? И в подтверждение своей точки зрения я задам такой вопрос - как вы думаете, если вы сейчас организуйте краудфандинговый проект и скажете всем людям, всем родителям, что всего по две копейки необходимо будет скинуться, и вот когда вы все скинетесь, то мы получим этот миллиард и за две копейки дадим вам супер продукт. Как вы думаете, этот краудфандинговый проект будет успешным?
- Для того, чтобы быть уверенным, надо попробовать. У нас есть такие мысли в этом направлении, у нас есть люди, молодые люди в компании, которые пытаются развивать в области. В ближайшие полгода посмотрим.
- Вы реально собираетесь запустить вот такой вот краудфандинговый проект?
- Да ближайшее время мы попробуем проделать такой проект.
- Если можно сейчас озвучить, то на какую сумму вы рассчитываете? Хотя бы примерно?
- Насколько я осведомлен, суммы которые собирались подобным способом гораздо меньшие. Но с другой стороны я часто читаю обзоры различные, хотя бы две цифры: Левада-центр недавно исследовал, на что люди готовы потратить деньги. Ну правда вопрос более тонко задан. Как люди думают, на что государство должно в первую очередь тратить деньги? 60 и чуть больше процентов людей сказало: «на образование».  Гораздо меньше сказало «на медицину», и не хочу ничего сказать дурного, но меньше всего – всего 8% - «на культуру». Замечу, что вот тот способ собирания денег больше позиционируется на культуру. Вот вам первая цифра. Люди готовы к этому на самом деле.
 - На сколько я понимаю, сейчас бизнес-модель вашей компании предполагает, что прямым вашим покупателем являются органы власти, которые внедряют эти современные образовательные технологии в образовательных учереждениях, верно?
- По опыту это действительно так.
 - Вы сказали, что вы собираетесь пробовать другую модель - краудфандинг и собирать деньги непосредственно с родителей или может быть даже вы хотите, чтобы сами ученики свои карманные деньги тратили на образовательные пособия? Хотите вы этого?
- Нет, не хочу. Потому что здесь главная роль – это роль государства.
- А какие еще бизнес-модели вы пробовали?
- В тот момент, когда у нас возникали затруднения на рынке образования, мы уходили в промышленность. Надо сказать, что промышленность очень благодатное место, на сегодняшний день там огромные незакрытые ниши в области информатизации. Огромное количество директоров предприятий, главных инженеров когда мы туда приходят тут же нам формулирует десятки задач, которые бы они хотели видеть.
- С промышленностью понятно, но на рынке образовательных технологий, продуктов для систем образования – вы пробовали еще какие-то бизнес модели, кроме работы с государством и по сути работы по модели B2G?
- Мы пытались реализовать розницу, но это крайне затруднительная для нас вещь, потому что любой экономист понимает, что производство и розница - это разные вещи. Существуют разные звенья – производство, опт, розница…
- А кому вы пытались продавать? Вы пытались продавать родителям, либо вы  пытались продать напрямую образовательным учреждением?
- Образовательным учреждениям прежде всего.
- И что из этого получилось?
- Их ведь очень много и стоимость мы не можем выше определенной поднять потому что у них нет столько денег.
- Я понимаю, тем не менее - сколько образовательных учреждений сами были настолько заинтересованы в ваших продуктах, в ваших интерактивных обучающих пособиях, чтобы выделить свой собственный бюджет и закупить на собственные деньги ваш продукты?
- На сегодняшний день собственного бюджета как такового у школы все-таки нет. Ей поставляют централизованным способом. Но должен заметить, что со следующего года государство переходит на модель, когда оно передает определенные суммы школам, а вот школа сама будет решать что ей купить – так что следующий год покажет.
- На данный момент не состоялось ни одной удачной сделки по продаже самой школе?
- Нет, состоялись, конечно.
- А сколько?
- Мне очень трудно представить…
- Ну примерно, это 10 школ, это 100 школ, это 1000 школ?
- Ну наверное, 1000 школ. Потому что бывает так, что к нам на электронные адреса приходит просьба именно школы: «пожалуйста, дайте нам учебник информатике», «пожалуйста, продайте нам учебник физики» и так далее.
- Если смотреть в будущее, то вы планируете что в будущем вашем ключевым прямым покупателем будут все-таки органы власти, или все-таки вам удастся с учетом новой системы финансирования и с учетом продуктов, которые будут очень полезными именно для самой школы претендовать на то, чтобы школа сама тратила свои деньги, свой бюджет на покупку продуктов?
 - Будем пробовать оба пути, здесь нет никаких сомнений. Но опыт тех  компаний, которых мы упоминали в самом начале интервью, показал что этот путь он не генеральный.
- А что насчет самих родителей? Не считаете ли вы, что если вы делаете хороший продукт, который позволяет развивать детей, то сами родители могли бы за него платить?
- Очень высокие издержки на рекламу, надо будет каким-то образом организовывать розничную сеть. Все-таки моя голова не устроена таким образом, что я готов строить розницу – все-таки я разработчик больше.
-  Почему вам тогда не найти какого-то дистрибьютора, который работает на этом розничном рынке и отдать ему право и возможности заниматься продвижением вашего продукта?
- Если бы я встретил такого человека - заинтересованного и захваченного идеей…
- А вы пытались его найти?
- Да, мы пытались это сделать, закидывали соответствующие письма в разные стороны.
- Каков результат?
- Я думаю, что все равно это элемент счастливой случайности и в какой-то момент  нам повезет.
- А что насчет облачных сервисов? Ваш продукт представляет сейчас из себя такой законченный stand alone решение локальное. Это программа, которую нужно ставить на компьютер. А не думали ли вы, что вы можете достичь широкого распространения засчет представления вашего продукта по модели SaaS - software as a service?
- Такая попытка у нас осуществляется в Казахстане. Времени прошло очень немного,  для того, чтобы понять как это будет происходить- все-таки это очень сильно зависит от количества денег, финансовых ресурсов у конечных пользователей.
- Существуют разные модели монетизации облачных сервисов.  Существует модель freemium, которая предполагает, что часть продукта, часть функционала предоставляется совершенно бесплатно, за счет этого набирается огромная база пользователей и какая-то небольшая часть этих пользователей переходит на премиум аккаунты и начинают платить. Вот по такой модели вы не пробовали распространять свой продукт?
- Мне хочется так сделать, но у нас нет достаточного опыта для того, чтобы развернуть такую модель. Пока мы просто пытаемся найти способ, пытаемся найти человека который понимает это. Я не профессионал в этой области - мне очень трудно построить эту систему. Я о ней слышал, я о ней знаю.
- Я сейчас приведу пример еще одной бизнес-модели, о которой вы рассказали на собственном сайте: «Полгода назад, – пишете вы - я провел со своим ребенком двадцатиминутный экскурс в среду. Сейчас ему 11 лет» - видимо это было давно?
- Давно.
- «Любое домашнее задание по любому предмету он может озвучить, выполнить, оживить на компьютере. Он сам изготавлает для своих друзей пособия - завтра на уроке будем изучать дерево вычислений, вращение Земли вокруг Солнца, экологические ниши. Он сделает тренажерчик или демонстрационку на 10-15 минут» И дальше: «Теперь он установил свои изделия в Интернете»  - то, что сделано на основе вашей среды, на основе вашей платформы «и продает их по доллару за штуку, всего их накопилось штук 500. За месяц долларов 300 набегает». Смотрите, если то, что тут написано – а я взял это с вашего сайта - соответствует действительности, то вот она бизнес-модель. Делается на основе вашей платформы, учебные пособия выкладываются в интернет и продаются просто на раз-два.  Почему не использовать эту модель? Или то, что тут написано не совсем соответствует действительности?
- Тут надо проводником быть – каким-то образом увлечь такого человека, показать эту технологию, силу этой технологии. Я подтверждаю эту давнишнюю мою статью, которую вы процитировали. 3-4 года тому назад, когда мы сделали очередную версию своей платформы мы ради интереса бета-версию распространили среди нескольких людей - не поверите, через два дня нам пришли от них от всех уже готовые игрушки, вполне высокого качества.
- Замечательно, что на вашей платформе очень просто сделать образовательное пособие. Но я сейчас говорю о продаже. Если эта информация соответствует действительности, то тут достаточно выложить пособия в интернет и они будут практически без какого либо продвижения продаваться. Это так или не так?
- Нет, я думаю, что все равно продвижение необходимо…
- А каким образом тогда получалось, что ваш сын еще, давно когда интернет не был развит, просто выкладывал пособия в интернет и получал за них деньги и набегало по 300 долларов за месяц без какого-либо продвижения?
 - Да, но дальнейшее развитие это не получило. Над этим надо все время работать, здесь видимо есть какая-то ключевая точка, которой я не знаю. На сегодняшний день я не могу ответить. После которой надо специально уделять внимание, раскручивать это.
- То есть вы уперлись в некий барьер, в некое насыщение вот такой вот самой простой модели? И если ваш сын в 11-летнем возрасте за 10-15 минут делал эти обучающие пособия, то зачем вам сейчас целый миллиард рублей для того, чтобы сделать полный курс школьной программы?
- Совсем недавно мы получили такой упрек: вы не на уровне мировых дизайнов производите. Да, я живу в Перми и у нас здесь не так много профессионалов, которые могли бы работать на этом уровне. Поэтому людей придется привлекать и не только из Перми: замечательное место, здесь очень высокотехнологичные люди, очень высокий уровень образования. Но тем не менее, есть элементы, до которых мы не дотягиваем.
- Как вы считаете, как вы планируете - что будет представлять из себя компания Stratum и ваша технология через 5 лет?
- Ну я думаю что все, что мы сегодня озвучили в рамках интервью, все состоится. Я думаю, даже раньше - года через три мы сделаем полное покрытие и этими пособиями будут пользоваться дети всей страны.
- Насколько это зависит от миллиарда рублей, который вы получите или не получите от государства?
- Скорость, только на скорость.
- То есть вне зависимости, получите ли вы миллиард или нет - это состоится?
- Обязательно.

Обсуждение
2735
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.