Верхний баннер
23:24 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 08 сентября 2013

Кризис социальной сферы был вызван ее хроническим недофинансированием

Теги: бюджет

- Сегодня у нас в гостях заместитель главы администрации города Перми Виктор Агеев. Позвольте мне, я расскажу ситуацию о бюджете, о том, о чем дискутировали депутаты городской думы, до этого и региональное законодательное собрание, я расскажу ее так, как я ее вижу. Мне бы хотелось несколько популяризировать, сделать доступной эту тему.


- Блестящая мысль.


- Вот смотрите, в 2014-2016 годах бюджет города впервые может быть не сбалансирован, но об этом говорили все СМИ и не только на прошлой неделе. По предварительным данным в 2014 году дефицит пермской казны составит 1.3 миллиарда рублей, в 2015 году чуть больше миллиарда рублей, а в 2016 году – 250 миллионов. Администрация Перми предложила два варианта балансировки бюджета, первый предполагает сокращение расходов по муниципальным программам на 1.3 миллиарда рублей, либо уменьшение с 2014 года финансирования программы «Мамин выбор» как добровольного обязательства, принятого городом.  Второй вариант это формирование дефицитного бюджета с 2014 года, с направлением заемных средств на исполнение майских указов президента Российской Федерации. На прошлой же неделе вы говорили о том, что по предварительному прогнозу социально-экономического развития Перми на период до 2016 года, сценарий оказался даже хуже, чем пессимистичный, до это он показывал пессимистичный прогноз был, но буквально некоторое время назад оказалось так, что показатели даже хуже вот этого самого пессимистичного прогноза. И фактически с 2013 года, фактическая ситуация не демонстрирует какого роста – вот такая ситуация. У меня в связи с этим первый вопрос – почему, буквально до последнего времени у нас было несколько вариантов развития города, какие-то оптимистичный средний и пессимистичный прогнозы и только относительно недавно, вдруг возникли разговоры о том, что все-таки бюджет города и экономика города развивается по прогнозу, даже хуже, чем пессимистичный. Почему так произошло?


- Потому что экономика развивается не всегда по тем прогнозам, потому что она зависит от многих факторов, потому что появились, действительно новые обязательства, которые необходимо нам в нашей работе выполнять. Вкратце, прямо по пунктам – во-первых, вводные по экономическому развитию действительно ухудшились – на начало года, из таких более или менее публичных экономистов этого действительно не предвидел никто, и мировая экономика выздоравливала, и российская развивалась достаточно динамично, и пермская экономика демонстрировала показатели очень приличные, лучше российских и спада показателей, который произошел в 2013 году, действительно никто не мог прогнозировать. В первом полугодии 2013 года, действительно и в национальной экономике, в первую очередь национальной, международной экономике произошел спад. У нас формат передачи не слишком длительный, поэтому не буду долго рассуждать о его глобальных международных причинах. Но отмечу, что последовательно три раза министерство экономического развития Российской Федерации ухудшало показатели по прогнозу социально-экономического развития России, последнее ухудшение показателей прогноза произошло 26 августа, буквально недавно и, данные показатели действительно хуже тех, которые в начале года – считались пессимистическим сценарием по некоторым показателям, но по некоторым очень важным. Потому что для нас, с точки зрения прогнозирования экономики на перспективу, очень важен показатель оборота прибыли по крупным и средним предприятиям, даже в пессимистическом сценарии, который в начале года мы принимали за основу, по данным показателям предполагался рост. На сегодняшний день оборот крупных и средних предприятий, к сожалению, практически такого роста не демонстрирует, по итогам семи месяцев сто один процент, то есть один процент рост. По консолидированному финансовому результату прибыли происходит ухудшение показателей уменьшения суммы прибыли, и мы это должны учитывать при своих прогнозах последующей нашей экономической, бюджетной перспективы. Кроме того, появилась необходимость финансирования дополнительных расходных обязательств, в первую очередь это исполнение, так называемых майских указов президента, которые предполагают достаточно существенное и быстрое по темпам. В первую очередь увеличение заработной платы в социальной сфере, появление новых мест в дошкольных учреждениях образовательных, ну и  также обеспечение инфраструктуры земельных участков для многодетных семей и рад других позиций, очень емких по расходам, в первую очередь это касается заработной платы. Каких-то новых существенных источников доходов для органов местного самоуправления не было под эти указы доведено, предполагалось, что это должны сделать органы местного самоуправления, региональные власти за счет собственных ресурсов. Президент это неоднократно подтверждал, что смотрите свои доходы, какие возможно не столь первоочередные как вам кажется, и эти источники должны быть направлены на реализацию указов. Реализация указов президента это безусловный приоритет, это безусловно необходимо делать, это даже не обсуждается, возможность их не исполнения, поэтому мы вынуждены перераспределять доходы, перераспределять расходы, с целью реализации данных указов.


- Я правильно понимаю, вернее я бы так поставила акцент, что приоритет не просто реализация указов президента как таковых, а именно потому, что реализация указов президента подразумевает стабильные выплаты заработной платы, пенсии, пособий, и здесь, на сколько я поняла, источником должны были стать какие-то региональные средства, чего не произошло. Виноваты региональные власти, региональные парламентарии или как?


- У вас же либеральная радиостанция, а вы меня провоцируете на то, чтобы я изложил свое восхищение теми направлениями, которые сформулированы в указах президента. Да, я действительно считаю, что это абсолютно правильное направление, что нам необходимо, возможно, даже за счет того, чтобы перестать в какой-то момент перестать вкладываться в стекло и бетон, а начать вкладывать в тех людей, которые работают с этим стеклом и бетоном. Потому что конечно кризис социальной сферы был вызван ее хроническим в течение многих-многих лет недофинансированием, разумеется, президент, я так полагаю, исходит из этих же предпосылок и именно поэтому были сформулированы эти задачи по модернизации именно человеческого потенциала, а не только инвестиций в стекло и бетон.


- Но сегодня, мне кажется, вы так и не ответили на мой вопрос, тогда поставлю его так, смотрите, на уровне региона, если я правильно понимаю, то от туда получить уже средства вряд ли удастся.  Для того, чтобы исполнить обязательства для города. Тогда, Виктор Геннадьевич, откуда мы будем брать средства, для того, чтобы, в первую очередь, например, исполнить те же указы президента, которые касаются, очевидно, социальных вещей.


- На самом деле я понял вопрос, может я чуть увлекся повествованием, поэтому на него не ответил, понимаете, дополнительных средств, вообще-то говоря никто не обещал, в указах были сформулированы задачи, которые необходимо реализовать, ни слова не говориться о том, где на это взять деньги. Естественно мы предполагали и возлагали и до сих возлагаем надежды на межбюджетное отношение с краевым бюджетом, это естественное желание. Точно так же региональный бюджет транслирует свои пожелания к федеральному бюджету, но это скорее процесс реализации, процесс устаканивания, перераспределения финансовых потоков. Хотя изначально эти задачи ставились исходя из той сложившейся бюджетной ситуации, которая на тот момент складывалась, и в общем-то говоря, никто никому дополнительных источников на это не обещал, задачи поставлены – решайте, и если они были бы простые, и совсем не сложные, которые по щелчку пальцев можно было сделать, я полагаю, президент поставил бы другие задачи. Сразу говорилось, что это очень тяжело, сложно, что денег на это, разумеется, в загашниках нет, но это надо делать.


- Говорим мы о бюджете Перми, это самый главный финансовый документ, от которого зависит, как мы будем жить в следующем году и вообще ближайшие три года, причем зависит, наверное, жизнь не только бюджетников, но и вообще всех. Потому что нельзя бюджет отмести как-то и сказать о том, что я бизнесмен и меня совершенно проблемы с бюджетом не интересуют. Вот смотрите, про дефицит бюджета мы начали с вами начали говорить, дефицит бюджета города Перми 1.3 миллиарда рублей, я правильно понимаю? Вы говорили до этого, что это техническая цифра. До этого я читала ваше интервью и сейчас вы как бы подчеркиваете, что это совершенно реальная цифра дефицита и вообще ее нужно решать. Тогда, давайте уже к конкретике перейдем, откуда мы будем брать вот эти дефицитные средства и дальше уже, наверное, о приоритетах.


- Я последнее время дал так много всяких интервью, что не помню где, я говорил о технической цифре, поэтому расскажу кратко. Как бы немножко сначала, те 1.3 миллиарда рублей, которые сейчас показаны и предъявлены пермской городской думой в рамках доведения основных направлений налоговой и бюджетной политики, их утверждения, это еще не дефицит. Действительно, это не баланс наших доходов и расходов, то есть мы прикинули, приблизительно, сколько у нас будет доходов с учетом перераспределения доходов. Надо помнить, что у нас достаточно большая часть НДФЛ изъята, если раньше мы получали 45% налога на доходы физических лиц, со следующего года будет только 32%, то есть мы посмотрели наши доходы, посмотрели наши расходы, постарались отказаться от тех, которые не являются самыми срочными, и имеем цифру доходов и расходов, которые на сегодняшний день не совпадают между собой на эти 1,3 миллиарда рублей.


- Чем отличается дефицит от небаланса?


- Дефицитом он станет, если станет, мог бы стать после утверждения бюджета, когда сведен в окончательном документе, появляется разница между доходами и расходами и показываются пути откуда она должна быть профинансирована.


- Пока бюджет не утвержден, то это небаланс?


- Это некая небалансировка.


- Но вы сами сгустили краски, когда сказали на прошлой неделе, что у нас хуже все, чем пессимистичный сценарий. Иначе, вы бы может и не стали гостем программы на этой неделе, это действительно фраза, которая меня зацепила.


- Наша задача говорить депутатам информацию, которая позволяет принять -взвешенные рационально правильные решения, поэтому мы стараемся, и мы обязаны говорить депутатам правду, именно поэтому было так и сказано. Мы не должны в своей бюджетной работе руководствоваться некими иллюзиями, которые в последние годы в посткризисные, нас немного приучили, потому что всегда было по ходу исполнения чуть лучше, чем мы предполагали. Экономика развивалась неплохо, появлялись, действительно, дополнительные доходы. Предпосылок к появлению таких дополнительных доходов в следующем году мы не видим, более того, даже те доходы, которые заложены в существующий проект бюджета, нужно будет приложить максимальное усилие к тому, чтобы они были получены, потому что, повторюсь, они исходили из прогноза, который сейчас пока не оправдывается. Так вот, разница между доходами и расходами 1,3 миллиарда рублей, история знает два способа погашения этой разницы, это увеличение доходов или уменьшение расходов, по увеличению доходов я сказал, конечно мы рассмотрим источники и предложения по увеличению доходов мы представим. Но при это все-таки надо понимать, что такое доходы местного бюджета? Это строго определенный перечень налогов и не налоговых доходов, которых не очень много, новые сборы мы вводить не можем, в общем-то едва ли это будет популярным шагом, поэтому мы можем оперировать только в рамках этого строго определенного перечня доходов. Но и уменьшение расходов.


- В качестве увеличения доходов было предложение повысить арендную плату за муниципальные помещения, не боитесь ли вы, что в этом случае, предприниматели, которые являются арендаторами этих помещений, они мягко говоря будут не довольны?


- Как один из вариантов – да, и это очень хороший пример, надо опять-таки понимать, что любое увеличение доходов, оно берется не с неба и если это не деньги, которые валятся из вышестоящих бюджетов, а такое не часто случается, это платим мы с вами, наш бизнес, который все равно перекладывает свои издержки на нас, то есть по сути, делая все дополнительные доходы оплачиваются населением муниципального образования. Не надо думать, что дополнительные доходы нам принесет какой-то дядя, мы их сами должны сформировать.


- Мне кажется, это все понимают, что дополнительные доходы, это скорее всего будет, либо повышение налогов, если это вообще возможно на уровне муниципалитета.


- Если все это понимают, тогда как бы не очень понятна расхожая фраза – изыщите дополнительные доходы. Изыщите – это где? Шутка конечно.


- Тут ведь ситуация какая, когда говорим о дополнительных доходах, об их увеличении, решение все равно принимает администрация города совместно с депутатским корпусом, я правильно понимаю?


- Решение принимает все-таки пермская городская дума и администрация, потому что любое введение новых, дополнительных источников доходов это решение представительного органа, как минимум городского уровня.


- Это мы сейчас говорили об увеличении доходов. Что касается сокращения расходов, я думаю, мы сейчас начнем говорить, каким образом городская администрация расставляет приоритеты по сокращению расходов? Давайте, самое главное, что вообще можно было бы убрать? На прошлой неделе опять прошла информация, что есть какой-то блок Е в бюджете, что это за блок?


- Журналисты любят специальные термины, чтобы их никто не понимал. Хотя, когда мы давали эту информацию на комитете, мы просто и доходчиво расшифровывали – да, есть расходы категории Е, это так добровольно принятые на себя обязательства, то есть это те расходы, которым нас не понуждает федеральное законодательство. А также инвестиционные расходы, это вот та дельта о которой мы можем оперировать, это те расходы к которым нас не понуждают жестко федеральное законодательство. Собственно, только их мы и можем сокращать, потому что все остальное мы обязаны исполнять, потому что мы живем в Российской Федерации.


- Виктор Геннадьевич, говорили мы о расходах, о той самой части, которая вызывает всегда очень много споров, очень много копий бьется, и в городской думе. И вот, вы начали говорить о том, что добровольно взятые на себя обязательства администрация в первую очередь решила сократить 1,8 миллиарда рублей и в первую очередь это конечно это касается программы «Мамин выбор», это же ведь явно не популярное решение и скорее всего, и среди депутатов были оппоненты и они говорили о том, что как же так, вы сократите эти деньги, а куда же детей? Стройте тогда детские сады что ли. К какому решению здесь пришли?


- Во-первых «Мамин выбор» не единственный источник и эти добровольно принятые на себя обязательства это тоже не единственный источник, у нас еще есть бюджет развития, это наши инвестиции и собственно, я и говорил, что вот эти добровольно принятые на себя обязательства плюс бюджет развития, это по большому счету те расходы, которые в принципе, говорить о том, что администрация предлагает их сократить не совсем правильно. Вот эти два источника – это то, откуда эти расходы можно сэкономить, потому что других источников нет. Другие расходы предписаны нам федеральным законодательством, мы не можем сократить заработную плату, мы ее увеличивать должны, но мы не можем ее не платить, тем кто работает в бюджетной сфере, мы не можем не выполнять работы по благоустройству, мы должны нести ряд расходов, потому что это обязательные расходы.


- Какие инвест проекты будут сокращены?


- По тому, какие будут предлагаться к сокращению расходы, я сейчас вам не отвечу, потому что буквально на прошлой неделе состоялся комитет, были утверждены основные направления налоговой и бюджетной политики, был дан администрации ряд поручений. Будет подготовлено несколько вариантов сокращения расходов, их в любом случае придется сокращать, потому что в противном случае, тогда действительно, тогда да, дефицит, тогда вхождение в займ и хорошо, если мы понимаем источники, откуда мы гасим принятые на себя уже кредитные расходы. Только надо понимать, если мы сегодня не сократим добровольные расходы, добровольно принятые на себя, то через пару лет в этой же самой строчке будет стоять та же самая цифра пара миллиардов рублей, только мы уже не будем дискутировать можем ли мы ее сократить или нет, потому что эта строчка будет называться – расходы по обслуживанию долга.


- Подождите, среди добровольных принятых обязательств на себя – это «Мамин выбор», что еще?


- Это «Мамин выбор», а также ряд других более мелких расходов, их можно перечислять, на самом деле они уже давно опубликованы по итогам прошлого комитета, вот он перечень. В общей сумме эти добровольно принятые на себя обязательства составляют по проекту бюджета 2 миллиарда 300 миллионов рублей, из них 1,8 миллиарда рублей – это программа «Мамин выбор».


- То есть получается, что сократив эти добровольно принятые на себя обязательства, вы закрываете, возможно, вот этот не баланс, или в перспективе дефицит бюджета. И таким образом, мы можем дальше жить спокойно?


- Не все так просто, это такое как бы радикальное решение, так просто не делается. Во-первых, все равно мы должны будем определиться с дополнительными доходами, возможности здесь наши крайне ограничены, но задача такая поставлена.


- Слушайте, ну ведь дополнительные доходы, вы вот только что в перерыве, буквально мне перечислили, и я это все записала, 32% от НДФЛ, земельный налог, налоговые платежи - арендная плата за землю, имущество, ну и единый налог на вмененный доход. Это все, что администрация города может получать в качестве дохода, откуда еще?


- Тем не менее, задача такая поставлена, мы готовим дополнительные земельные участки для реализации на аукционах, поставлена задача более активно отработать с краевым бюджетом в части межбюджетных отношений, в части распределения фонда софинансирования расходов, распределения источников для формирования муниципального дорожного фонда, а также ряд еще позиций. То есть какие-то цифры все равно появятся. Что касается сокращения расходов, не надо говорить – отказаться, легче всего конечно сократить эти расходы, и высвободить деньги, но это очень простой и тяжелый в реализации вариант. А мы должны будем предложить уменьшение расходов с компенсацией наиболее необеспеченным слоям населения, мы должны будем предложить такие варианты, которые с одной стороны позволят сэкономить средства, с другой стороны не вызовут резкого роста социального напряжения. Это очень тяжелая задача, это такое балансирование на лезвии ножа, тем не менее ее необходимо реализовать, просто сократить одни расходы, для того, чтобы произвести другие.


- Ну вот смотрите, депутаты предложили вам сократить расходы на управление, с чем вы согласились и сказали, что это уже обсуждали и я думаю, что сейчас все те, кто нас слушает, скажут: «Ура! Ура!». Значит администрация на себя любимую расходы сократит и т.д. Все будут за. А вот, что касается сокращения расходов по тому же «Маминому выбору», мало того, что это такое не популярное решение, вероятно оно предполагает какое-то продолжение что ли этой истории, как минимум строить детские сады и вкладываться в строительство.


- Отвечу, во-первых, конечно же начинать надо с себя, и предложения по сокращению расходов на управление мы представим, только вот вопреки распространенному убеждению, расходы на государственное управление отнюдь не главная составная часть расходов бюджета, они лимитированы, составляют 5% от собственных доходов, максимум их может составлять 5% от собственных доходов. А для примера, на сегодняшний день «Мамин выбор» занимает, только мамин выбор занимает, 12% от собственных доходов, порядка 35% в целом расходы на образование, поэтому конечно же нужно сокращать расходы на управление, но это не совсем та статья, то есть они в совокупности 700 миллионов рублей, эта не та, согласитесь, статья откуда можно 1,3 миллиарда рублей можно сэкономить. Что касается строительства детских садов, по моему общий известный факт, что детские сады строятся, в следующем году они уже начнут открываться и мы безусловно понимаем, и президент ставя эту задачу предполагает, естественно, что дополнительные места появятся не из воздуха и должны быть построены новые, детские дошкольные учреждения. В нашем городе они также строятся и разумеется, мы должны будем предложить эти компенсационные мероприятия в случае, если будет (подчеркиваю, не отменяться), а переформатироваться программа «Мамин выбор», если такое решение будет принято.


- И вот все-таки, в преддверии того, что администрация должна предложить свое видение, свое решение бюджета, бюджетного процесса в целом, то хотя бы примерно, может быть вы расскажите какие предложения вы готовите. Объясняю, почему спрашиваю, потому что бюджет города это как бы микроуровень – над ним работают экономисты, умные головы и т.д. А вот на микроуровне люди должны понимать, либо они должны откладывать себе на черный день, если они могут это делать, а если не могут, то тогда просто потуже затянуть пояса. И тогда в какой сфере затянуть пояса, я не знаю, меньше тратить на отдых, еще на что-то?


- Любому человеку стоит в нынешнее время, с моей точки зрения, задуматься о своих экономических перспективах, просто в силу того, что в целом экономическое состояние национальное и в международной экономике объективно ухудшается. С этой точки зрения задуматься стоит. С точки зрения расходов бюджета, текущие расходы бюджета, а именно заработные платы, то есть, то из чего вы как бы предлагаете затягивать пояса, они не только не будут сокращены, они будут достаточно резко нарощены, будут увеличены. Именно в этом смысл, в том числе майских указов президента и именно поэтому у нас возникает некий не баланс, именно по этому мы ищем пути его закрытия. Поэтому об уменьшении доходов бюджетников не в каком виде речь не идет и в этом смысле, как раз наши усилия направлены на то, чтобы они стали жить лучше, а не хуже.
                             


Обсуждение
1393
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.