Верхний баннер
04:49 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:05, 16 сентября 2013

Гендиректор инвестиционной компании Custom Capital Эдуард Матвеев – про Уралкалий, бюджетный дефицит, монополии и Swiss Krono Group

Является ли ситуация с «Уралкалием» экономической или политической? Почему сокращения бюджетных расходов назвали маневром? Насколько реальны угрозы монополий сократить сотрудников в ответ на заморозку тарифов? Можно ли гордиться приходом в Прикамье компании «Swiss Krono Group»? Обо всём этом говорим с постоянным экспертом «Эха Перми», генеральным директором инвестиционной компании «Custom Capital» Эдуардом Матвеевым.

 

 

Про «Уралкалий»

 

- Ситуация с «Уралкалием» больше экономическая,  или  политические мотивы здесь присутствует?

 

- Хм. Тут сложно сказать.

 

- Или это нечто третье, например, передел крупной собственности как считают многие эксперты и аналитики?

 

- Пока ситуация везде на рынках была нормальная она была больше экономической. Сейчас, когда по всему миру спрос потребительский упал, ситуация из экономической потихоньку перетекает в политическую плоскость.  В обеих странах в России и в Белоруссии - правящая верхушка планирует оставаться у власти и дальше. Но для того, чтобы оставаться у власти, нужно каким-то образом учитывать пожелание голосующего электората. Естественно, учитываются они из бюджета, а он складывается, в том числе, из доходов таких монополий, как «Уралкалий».

 

Началось все видимо в Белоруссии, которая стала недополучать существенные суммы для бюджета, и закончилось для «Уралкалия» таким образом. 

 

Эдуард Матвеев: «Чтобы оставаться у власти, нужно каким-то образом учитывать желание голосующего электората. Естественно, учитывается оно из бюджета, а он складывается, в том числе, из доходов таких монополий, как «Уралкалий».

 

- Даже сейчас, когда идет разговор о продажи доли Сулеймана Керимова, то так или иначе, покупателями называются лица, которые подконтрольны Владимиру Путину. И получается, что крупный частный бизнес подконтролен государству. Но мы же понимаем, что это не просто контроль, но и деньги, которые крутятся в этом бизнесе. И как сказал Михаил Веллер в  «Особом мнении» - «Беларуськалий» работает на белорусский бюджет, а «Уралкалий» на нескольких олигархов». При таком раскладе у нас может не остаться крупного частного бизнеса, он будет работать по каким-то правилам, будет просто подконтрольным.

 

- Потихоньку к этому все и идет.

 

- Вы считаете, что у нас наступит то время, когда будет национализация экономики, или мы до этого не доживем, а будет просто тихий контроль? Хотя он уже не тихий, а громкий - об этом все знают.

 

- У нас уже пошла национализация. Началось все с энергетики в свое время Чубайс плохо или хорошо, но провел первый этап реформы. Второй этап так и не закончился, потому что его свернули. И те предприятия, которые иностранцы еще не успели купить, (успели Enel, ENI и т.д.), стали попадать то в один консорциум,  то в другой - то их стали присоединять к «Интер РАО» (бесконечное предприятие, о котором все говорили хорошо, но из аналитиков никто не мог подсчитать, сколько оно должно стоить непонятное что-то такое).

 

Тут вопрос да, денег, но нужно понять - куда эти деньги идут? Они идут к кому-то в карман, к кому-то из ближайших друзей, или они идут на какие-то проекты (просто это не озвучивается) или они идут в бюджет? Я сам, как акционер, к сожалению (вдруг оказалось), небольшого количества акций «РАО ЕЭС», но теперь большого количества разных предприятий, которые разбросаны по всей России я получаю листки для голосований и с большим интересом их читаю. Получается парадоксальная ситуация: все компании, которые входят в «Интер РАО» так или иначе пользуются услугами одного и того же банка. И одни суммы берутся из одних компаний, через этот банк выдаются кредиты другим компаниям. Причем, одни компании размещают депозит под очень «дружелюбные» для банка ставки, а банк выдает кредит уже на рыночных условиях. И мне, хоть и миноритарному акционеру, немножко странновато на это все смотреть. Причем все это делается без зазрения совести особого.

 

- Это неправильная ведь ситуация?

 

- Каждая ситуация она правильная для того периода времени, в котором она происходит. Сейчас столетний ростовой цикл в экономике закончился, будет цикл некоего застоя. И в первую очередь этот цикл характеризуется тем, что бюджеты недополучают денег. Вспоминая тех, кто голосует за руководителей страны, за какие-то партии понимаем, что деньги для них нужно находить, иначе это закончится бунтом и такие отголоски по стране уже видны. У государства не так много опций, для того, чтобы деньги найти для того, чтобы закрыть программы. Более того, сейчас везде в новостях пестрят заголовки о том, что местные бюджеты не могут выполнить наказы Путина, которые он сделал. С одной стороны обещания выполнять надо, с другой стороны нужно понять за счет чего их выполнять? За счет сокращения аппарата, за счет повышения эффективности? Никто это делать не будет, разумеется. То есть денег нужно где-то найти. Как обычно бывало еще в ельцинские времена пойти в Газпроме найти, пойти еще там где-то найти.

 

Теперь у нас ситуация чуть более цивилизованная, и первое, что было сделано это распоряжение компаниям платить не менее 25% от чистой прибыли дивидендов те компании, которые хотя бы частично принадлежат государству. Причем как-то странно: «Сбербанк» не входит сюда - он почему-то принадлежит ЦБ, а ЦБ не государство, а что-то такое другое.

 

Эдуард Матвеев: "Местные бюджеты не могут выполнить наказы Путина, которые он дал. С одной стороны, обещания выполнять надо, с другой стороны, нужно понять – за счет чего их выполнять? За счет сокращения аппарата, за счет повышения эффективности? Никто это делать не будет, разумеется. То есть денег нужно где-то найти. Как обычно бывало еще в ельцинские времена – пойти в "Газпроме" найти, пойти ещё где-то..."

 

- Государство в государстве.

 

- Наверное, да. И получается, что одна из стратегий государства, для того, чтобы бюджет наполнять или, по крайней мере, закрыть какие-то направления госрасходов, это увеличивать контроль над теми компаниями, которые приносят в бюджет ощутимую выручку. Конечно, далеко ушли от «Уралкалия», но тем не менее, «Уралкалий» тоже сюда попадает.

 

 

Про нехватку денег в бюджете

 

- На прошлой неделе сыпались заявления от МинФина, от самого министра, от его заместителя о том, что будут урезать, сокращать и так далее. Вдруг, ближе к концу недели прозвучало заявление о том, что будут сокращения, но это некий маневр бюджета. Вы можете пояснить, что это такое?

 

- Все те, кто планируют наш бюджет, они признались, что в бюджете есть ряд статей, которые теоретически являются национальными проектами. Формально это называется «национальные проекты», фактически по ним ничего не делалось.

 

- То есть деньги выделялись, но ничего не делалось?

 

- Скажем так: деньги планировались под это дело в бюджете но при этом деньги не расходовалисьпо крайней мере, они так говорят. И одним из объяснений, почему тех, кто их должен был израсходовать, но не израсходовал, почему их не наказывали как раз и пришло объяснение, что эти статьи - ну они на всякий случай. То есть деньги запланировали, и вдруг, если они понадобятся на что-нибудь, то их обязательно истратят, но на что-то.

 

- Я думала, что это фонд национального благосостояния на всякий случай.

 

- Ну, все думали так [смеется]

 

- А тут оказалось, что у нас какие-то проекты на всякий случай.

 

- Ситуация действительно сложная, к которой не только Россия начинает подходить, но и весь мир. В России вопросы еще и в том, что, ну, хорошо, на какие-то рядовые вещи, которые были запланированы до этого, потратим фонд национального благосостояния. А когда мы придем к 2018 году когда у нас появится вопрос с пенсионной системой, когда фактически по расчетам специалистов уже не четыре человека будут кормить двоих пенсионеров, а три только. Тогда возникает вопрос государство будет либо поднимать налоги, либо придумает какое-нибудь  очередной социальный налог, чтобы как-то фонд формировать для выплат пенсий, либо что-то еще. Поэтому, пока те деньги, которые находятся в фонде национального благосостояния, особо тратить не хотят. Это на черный день совсем.

 

- Такой у нас будет маневр, что эти сокращения по всем министерствам и ведомствам их как раз направят в некий фондик, который будут потом пускать на приоритетные проекты. Но насколько я знаю, у нас приоритетные проекты уже выделялись до этого, периодически они были. Непонятно, почему не просчитывают бюджет? Ведь прогнозы по нему все ухудшаются и ухудшаются

 

- У меня есть два объяснения люди либо все-таки не знали, чего найти и сделали такое объяснение -  и этого не было на самом деле, просто бюджет не выполнялся, либо второй вариант это несостыкованность разных ведомств. У ведомств разные задачи - и складывается такое впечатление, что у людей времени не хватает все прочитать. И появляются такие странные вещи, типа правительство собирается налог на добычу полезных ископаемых  заменить на пошлину на продажу нефти и нефтепродуктов за рубеж. Что сразу приведет к тому, что люди будут больше всего экспортировать за рубеж, раз уж налог все равно платится и закончится это тем, что уровень цен на бензин потихоньку придет к европейскому. В Штатах если не на нашем уровне, то уже ниже. Если мы так будем двигаться дальше при той эффективности производства, которая у нас есть (ниже, чем в Европе и уж точно ниже, чем в Китае и Японии) наша экономика будет полностью неконкурентоспособной, и тогда уже никакими маневрами бюджет не сверстать будет. 

 

Эдуард Матвеев: "Появляются такие странные вещи. Например, правительство собирается налог на добычу полезных ископаемых заменить пошлиной на продажу нефти и нефтепродуктов за рубеж. Это сразу приведет к тому, что люди будут больше всего экспортировать за рубеж, раз уж налог все равно платится. И закончится это тем, что уровень цен на бензин потихоньку придет к европейскому".

 

- [вздыхает] Да, печально.

 

- Ну, сегодня же понедельник.

 

- Тяжелый день. Будем надеяться, что что-то должно измениться.

 

 

Про монополии

 

- Теперь история с монополиями тоже вытекает из бюджета, потому что понятно, что нужно что-то сокращать, надо как-то урезать, всем сказано потуже затянуть пояса сокращают все расходы министерств и ведомств на 5-10%, но социальные расходы пока не трогают. Но это было бы смешно, если стали трогать бюджетников, с которых и так брать особо нечего. Хотя расходы на здравоохранение и образование (не касаемо зарплат) они тоже будут резаться.

Дмитрий Медведев предложил не повышать тарифы монополий, заморозить их. На это заявление первым на прошлой неделе «откликнулся» глава РЖД Владимир Якунин, который пригрозил, что раз вы нам тарифы замораживаете мы сокращаем как минимум половину сотрудников. Далее он говорил о том, что выручка у них упадет и что там вообще все плохо.

 

- Мне кажется, уже ничто не поможет РЖД [смеется]

 

- Газпром оценил свои потери от заморозки тарифов в полтриллиона рублей. У меня такой тривиальный вопрос. Сейчас монополии заговорили о том, сколько они потеряют. А они не помнят, сколько они дивидендов выплачивают, например своим топ-менеджерам? Об этом тоже в СМИ говорилось какие-то безумные, бешенные совершенно деньги?

 

- Это вопрос был или рассуждение? [смеется]

 

- Я к чему сокращать свои расходы они не готовы, и начинают угрожать всяческими мерами; а дивиденды между тем остаются достаточно высокими.

 

- Я бы все-таки называл это не дивидендами. Дивиденды это то, что как акционер «Газпрома» я получаю. Это относительно небольшие дивиденды.

 

- Хорошо, выплаты топ-менеджерам?

 

- Выплаты топ-менеджерам это выплаты топ-менеджерам. Понимаете, это такие полугосударственные компании, РЖД это просто государственная компания. Понятно, почему сейчас все идет к тихой национализации потому что трудно рыночным компаниям противостоять компаниям прогосударственным. У рыночных компаний деньги, у которых рыночная стоимость. У государственных компаний деньги бесплатные, и они в любом случае рыночные компании обыграют. Вот и все.

 

Эдуард Матвеев: "Понятно, почему сейчас все идет к тихой национализации – потому что трудно рыночным компаниям противостоять компаниям прогосударственным. У рыночных компаний – деньги, у которых рыночная стоимость. У государственных компаний деньги бесплатные, и они в любом случае рыночные компании обыграют" 

 

- Но сейчас государство говорит, что денег нет. Или что они есть, но их очень мало. Почему тогда пояса не затягиваются всеми и на всех уровнях? Такая избирательная политика.

 

- Ну, мы так в философию уйдем. Я сегодня читал статью про Зою Космодемьянскую. Недавно совсем была дата, и тоже народ разделяется. Тогда действительно был очень большой патриотизм и, наверное, были какие-то перегибы на местах. Стратегия была, что люди болели за Родину. Готовы были для нее отдать все. Здесь такого нет, потому что пришла западная философия каждый сам за себя, каждый сам для себя определяет свои ценности.

 

- Но вы верите в то, что за счет политики государства по заморозке тарифов экономика сумеет получить сотни миллиардов рублей и наконец-то будет рост какой-то? По крайней мере, так чиновники говорят, объясняя заморозку тарифов.

 

- Все равно существует закон сохранения энергии. Все равно нужно проводить реформы. А правительство просто думает, что вдруг откуда ни возьмись, из воздуха, появятся какие-то доходы доходы не появятся: если вы где-то урезаете расходы, они не приходят на потребительский рынок, не тратятся, их не получает дальше по цепочке какие-то магазины, ЧПшники и эти деньги не попадают в экономику.

 

- У нас уже в этом году были заявления по заморозке тарифов на услуги ЖКХ . Президент грозно сказал, чтобы выше 6% не могли расти но в жизни получается все по-другому: они уже выросли чуть ли не в два раза. С экономической точки зрения эти тарифы действительно могут быть заморожены?

 

- Они все что угодно могут сделать. Вопрос в другом если тарифы заморозить, то у каждого предприятия есть бюджет на следующий год. И когда Путин сказал весной, что нужно прекратить рост тарифов они уже были заложены. Те, кто оплачивают газ и электричество, они это видят прекрасно. Доходность вложений в газ гораздо больше, чем депозиты в банке выгоднее туда вкладываться.

 

 

Про дороги

 

- Лента.ру сообщает, что арабы вложат 5 миллиардов долларов в российские дороги. Чем мы так стали интересны арабам, или это просто отрасль такая интересная дорожное строительство?

 

- Последние эксперименты с дорогами показывают, что дорогами пользуются, особенно когда вариантов их объехать не очень много. Тут два принципиальных момента: скорее всего, они на высшем уровне договорились с администрацией президента (такие крупные проекты без ведома президента не решаются), и эти страны накопили огромные деньги за период высоких цен на нефть, который, в принципе, продолжается.

 

- Вы хотите сказать, что они у себя уже все сделали и все построили? Я просто не была в Арабских Эмиратах, я не знаю.

 

- Я в Эмиратах не был, я был в Катаре: несколько лет назад там была деревушка, пыльное место. Сейчас там натыкали кучу небоскребов. Город-сад. Очень жарко правда, но тем не менее все, что хотите.

 

Доходы действительно огромные, они справедливо полагают, что когда-то они могут закончиться. Сейчас они сформировали несколько фондов и начинают инвестировать в различные отрасли в различных странах, диверсифицируя портфель. В позапрошлом году дубайский фонд купил пакет банка ВТБ. Это тоже инвестиции (не очень понимаю, зачем), они вкладывали в отели, в разные европейские предприятия. В том числе будут инвестиции в дороги - почему бы и нет.

 

- Просто мне искренне жаль арабских товарищей, которые не представляют, как работают у нас на дорогах, как вообще работает отрасль. Хапнут они с нами горя, и эти деньги не покажутся им легкими и интересными.

 

 

Про Swiss Krono Group

 

- Швейцарская компания Swiss Krono Group пришла в Прикамье и Виктор Басаргин сказал, что инвестиции в Пермский край растут. Эксперты разделились во мненияходни говорили, что это здорово, другие  - что роста нет, потому что инвестиции упали дальше некуда. Вам не кажется странным, что пришла именно швейцарская компания из страны, с которой связан прежний губернатор, Олег Чиркунов? Или нет такой связи и не надо искать в этом дополнительные смыслы?

 

- Я не в курсе, свечку не держал не могу сказать, был там Чиркунов или не был. Мне кажется, это большой плюс для Пермского края, если Krono Group придет сюда. С одной стороны, эксперты правы -  это эффект низкой базы, когда край за предыдущие годы, когда был предыдущий губернатор, попал на то место в рейтинге инвестпривлекательности, на которое он попал. Но, с другой стороны, рост просто так тоже не произойдет для этого нужны какие-то предпосылки.

 

- Но тогда у нас не было дефицитного бюджета, был всегда профицитный бюджет. И первый год Пермь выходит на дефицитный на грани фола.

 

- Буквально две недели назад я был на совещании у Геннадия Петровича Тушнолобова, и он как раз обратил внимание, на то, что у нас не реальный бюджет дефицитный. У нас планируемый бюджет дефицитный. Реальный бюджет власть пытается отследить таким образом, чтобы у нас дефицита не было. Запланированный да, то есть какой-то секвестр будет, такие же, как в общероссийском найдут статьи. Маневры, и пока их немножко может быть придержат.

 

Эдуард Матвеев: "У нас планируемый бюджет дефицитный. Реальный бюджет власть пытается отследить таким образом, чтобы у нас дефицита не было. Запланированный – да, то есть какой-то секвестр будет, такие же, как в общероссийском найдут статьи. 

 

- Есть в этой ситуации настоящий повод для гордости что к нам пришел инвестор? Те компании, которые фактически находятся на территории Пермского края ЛУКОЙЛ, Уралхим, Ависма, Уралкалий, Пермские моторы, Редуктор-ПМ они не имеют здесь центров принятия решений.

 

- Это логично. Глобализация, мир по этому пути потихоньку и движется.

 

- Может, была бы гордость, когда у нас свои здесь есть? С центрами принятия решений. Да плюс еще приходят, потому что здесь есть крупный бизнес?

 

- Свои у нас сформировались такими, какими они сформировались. Для нас в такой непростой для экономики период важно, чтобы было появление рабочих мест и уплата налогов в бюджет. И то и другое Krono Group фактически с собой принесет.


Обсуждение
1901
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.