"Мы больше художники, чем бизнесмены, и пока не думаем, что себе в карман сложим" - граффитисты Юлия Столбова и Вячеслав Каменских
Искусство граффити из хулиганства становится прибыльным бизнесом, одним из последних течений живописи, предметом коллекционирования и предметом неугасающих споров. По крайней мере, такой тренд сложился на западе. Российский, в частности, пермский тренд пока иного направления – до сих пор многие считают граффитистов хулиганами и вандалами. И таковых среди уличных художников, увы, тоже хватает.
Однако появляются и те, кто стремится вывести граффити на новый уровень. К таковым можно отнести владельцев магазина «Граффити PLUS MARKET», граффити-художников Юлию Столбову и Вячеслава Каменских. Своё увлечение они сделали бизнесом. Прибыли пока невелики, но компания существует уже год и, по словам её владельцев, прочно стоит на ногах.
Хулиганство, искусство или бизнес?
- Я думаю, что ваша история - история художников, которые пришли к открытию своего бизнеса будет интересна нашим слушателям. Собственно, мне уже пишут по ICQ: «Да-да-да, я бы им по рукам надавал - всю стену у моего дома расписали».
Вячеслав Каменских: Это не про нас.
- Я тоже думаю, что не про вас. У вас другая история. Что сначала было? Творчество или сразу устремление к бизнесу?
Юлия Столбова: Конечно, первоначально это было творчество. Это любимое занятие, наше хобби. И уже впоследствии мы пришли к тому, что нам хотелось дальше развиваться.
- Вы занимались граффити. Вы разрисовывали стены – будем честными – и потом вы решили легализовать свою деятельность?
Юлия Столбова: Да, мы стали задумываться над тем, чего нам самим не хватает. Со временем профессиональный уровень растет, в последние время мы занимались уже заказами, каждый на этом зарабатывал. Стали задумываться, чего нам самим не хватает. И родилась идея: мы можем предлагать людям оформление граффити, это интересно и оригинально.
- Как давно вы дозрели до идеи собственного бизнеса?
Юлия Столбова: Для меня это последние два года, до этого было профессионально, но больше как хобби. Если было время - я занималась заказами. Слава занимается этим очень давно.
- Вячеслав так загадочно улыбается. Когда вы занимались в подпольном режиме, были гонения на вас как на художника? Ругались, штрафовали?
Вячеслав Каменских: Проводили ночь в милиции разве что. В плане того, что зарабатывать на этом - как ни странно, практически сразу же пошли какие-то заказы, и хобби начало приносить прибыль. Поэтому с самого начала я начал задумываться о том, как на этом можно жить.
- Как получилось так, что у вас появился целый магазин граффити?
Юлия Столбова: Когда мы уже стали профессионально в рамках студии заниматься заказами, мы почувствовали, что нам необходимо постоянно большое количество материалов для работы и поняли, что нам удобнее будет сотрудничать напрямую с поставщиками. Магазин в этом плане - это хорошее решение. В то же время еще одна задача решается: мы можем предоставить другим людям, которые тоже занимаются граффити, большой выбор материалов.
- Когда вы пришли к этому решению, то следующий шаг - это создание бизнес-плана?
Юлия Столбова: У нас, как людей творческих, наверное, это все на вдохновении и на каком-то порыве. Как такового бизнес-плана четкого не было. Все по ходу деятельности. Думали, как лучше, сталкивались с какими-то проблемами, решали их.
От идеи до воплощения
- Просто мне интересно, как люди создают бизнес. Сам путь от идеи до воплощения интересен.
Юлия Столбова: Магазин у нас появился на базе студии. Когда студия организовывалась, мы хотели сделать максимально профессионально, чтобы людям было удобно с нами работать. Для этого было организовано ООО - у нас все официально, по договору работа. Было помещение, где мы могли принять посетителей, обсудить, что они хотят, тут же сделать наброски. На базе этой студии появился магазин. С помещением сразу же проблема отпала, мы думали над тем, как вообще будем организовывать процесс, что мы будем привозить в наш магазин: как, откуда, где это взять. В принципе, это специфическая сфера.
- А сразу же появились первые покупатели, первые клиенты?
Вячеслав Каменских: Мы сами были самыми главными своими покупателями.
Открытие магазина «Граффити PLUS MARKET»
- Если бизнесмены вас послушают – не, ну нормально, сами для себя создали, сами покупают, сами же себе продают... Неправильный какой-то бизнес. Наверное, нужно все равно ориентироваться на других клиентов – тех, кто к вам будет приходить и покупать ваши материалы.
Юлия Столбова: Ну да, возможно это немного неправильно, но, как я уже говорила, мы больше художники, чем бизнесмены, и появилось это желание изначально из-за того, что нам самим не хватало доступности материалов для работы. Затем мы стали рекламировать себя. И, конечно, покупатели есть, потому что у нас эта сфера не так развита.
Мы больше художники, чем бизнесмены, и появилось это желание изначально из-за того, что нам самим не хватало доступности материалов для работы.
- Цель создания собственного бизнеса – это более-менее нормальное существование, заработать себе на квартиру, на машину, на еду, на одежду... Бизнес, который вы создали – позволяет жить нормально, не сильно напрягаясь и не думая о том, где добыть денег на пропитание?
Юлия Столбова: Если говорить о магазине именно, то нам скоро будет год и, подводя итоги, мы, по крайней мере, не уходим в минус и держимся довольно твердо.
Вячеслав Каменских: Оправдываем свое название.
Юлия Столбова: Это для нас уже приятно – то, что мы существуем. Мы рассчитываем, что прибыль будет в будущем. То, что мы прочно встали на ноги – уже очень хорошо.
- Без сверхприбыли, как говорится.
Вячеслав Каменских: Все идет на развитие сейчас – мы пока не думаем о том, что мы себе в карман сложим.
Граффити может быть легальным
- Как вы вышли в легальное пространство? Вы же продолжаете, наверное, свою деятельность как художники?
Юлия Столбова: Каждый из нас занимался заказами. Со временем мы почувствовали потребность в том, что надо переходить на новый уровень, надо делать это более организованно, и чтобы людям с нами было тоже удобно работать.
- И чтобы с законом проблем не было.
Юлия Столбова: И это тоже.
- Вот сообщение пришло «Сколько стоит разрисовать магазин конкурентов?». Взялись бы вы за такой заказ?
Юлия Столбова: Мы не взялись бы за такую работу, к сожалению того, кто такое написал. Не поддерживаем такое направление.
Вячеслав Каменских: Антирекламу.
Юлия Столбова: Вообще мы стараемся продвигать идею, что граффити - это не что-то незаконное и это не вандализм, а приятное для глаза что-то красивое, то, что радует всех.
Юлия Столбова: Граффити - это не что-то незаконное и это не вандализм, а приятное для глаза что-то красивое, то, что радует всех.
- Стен домов и заборов в городе много ещё неразрисованных, но на них - как вы для себя решили - нельзя творить, потому что это незаконно. Что вы делаете в таком случае?
Вячеслав Каменских: Мы не ограничиваемся стенами. Мы и на холстах рисуем, и компьютерной графикой занимаемся. Всесильные. То, что на стенах незаконно, нас тоже сильно не останавливает, потому что если очень захотеть, то можно и согласовать эту стенку, получить разрешение.
Граффити - это не что-то незаконное и это не вандализм, а приятное для глаза, что-то красивое, то, что радует всех.
- Вы идете и согласуете с собственником кусочка стены или забора? И когда получаете разрешение, только тогда уже можете творить на этом самом месте?
Юлия Столбова: Ну да, мы сейчас стараемся так делать, чтобы все было, как положено, чтобы не было проблем с законом. Когда ты предлагаешь какое-то красивое оформление и люди действительно видят, что это интересно, приятно для взгляда - как правило, никто не против.
Общественная нагрузка
- Вы организовали свой бизнес для себя и для таких, как вы. Соответственно, вы взяли на себя роль организаторов процесса. Что помимо бизнеса, помимо вашего магазинчика происходит в творческой жизни? Организуете ли вы акции совместно с художниками, которые занимаются граффити?
Юлия Столбова: Мы постоянно задумываемся над тем, куда нам дальше развиваться, и так же, как и с магазином, который появился из того, чего нам не хватает, мы стали дальше задумываться, что нам самим хотелось бы привнести, чего нам не хватает как художникам. И поняли, что не хватает в городе организованных мероприятий, чтобы можно было заниматься своим любимым делом – рисовать. И чтобы это было легально, и чтобы получать от этого удовольствие. И мы стали думать, как организовать такие мероприятия, где все, кому нравится граффити, кто может быть только хочет себя попробовать в этом, чтобы любой желающий мог придти, порисовать. Мы привлекаем своих друзей – танцоров, диджеев. Это такая тусовка для хорошего настроения и в тоже время, это шанс для каждого попробовать себя.
- Это какие-то постоянные тусовки или они возникают спонтанно, вы между собой договариваетесь, через социальные сети, например. Как это происходит?
Юлия Столбова: В начале лета это было единственное мероприятие пробное. Оно прошло очень удачно - и мы подумали, что можно проводить такие мероприятия постоянно.
- А где оно проходило, кто в нем участвовал, много ли было участников?
Юлия Столбова: В течение лета мы старались практически каждые две недели организовывать такие встречи. В основном у нас общение идет и с покупателями, и друг с другом - через интернет, через социальные сети. Мы привлекали всех желающих, и довольно много людей собиралось. Те же танцоры и диджеи зовут своих друзей, и у нас в конечном итоге довольно большие мероприятия были, и мы уже привлекали спонсоров, которые были готовы предоставить материалы, чтобы мы им разрисовали территорию.
- С точки зрения легальности – какую территорию вы разрисовывали, где творили?
Юлия Столбова: Достаточно сложно найти много легальных площадок, в основном это были заборы. Они, как правило, страшненькие - никто не против, чтобы их оформили.
- И вы получали разрешение?
Юлия Столбова: Да, мы получали разрешение и получали удовольствие потом от участия в таких мероприятиях.
- Эти акции – они с летом прекратились? Либо вы зимой тоже будете свои мероприятия проводить?
Юлия Столбова: Это, конечно, больше летняя такая тема, но мы дальше тоже думаем как нам ее поддерживать.
Вячеслав Каменских: Мы ищем сейчас помещение, где зимой можно все это организовать.
- То есть вы хотите разрисовывать помещения и стены в помещениях?
Вячеслав Каменских: Ну, есть большие помещения типа ангаров, площадок – к примеру, картинг-центр.
Юлия Столбова: Да, не хочется останавливаться, потому что очень позитивные отзывы получили – все, кто участвует, они говорят, что это так здорово, действительно этого не хватало, нам нравится приходить постоянно. И все постоянно ждут, когда же снова что-то будет. Недавно мы организовывали выставку - нам помог Студклуб ПГУ, была граффити-выставка работ на холстах – мы уже в помещение перебрались. Это было тоже очень интересно, необычно.
Граффити и общество
- На западе в отношении уличного искусства произошел переворот на 360 градусов - это искусство стало не только законным, но и вызывает большой интерес – например, у коллекционеров, у тех, кто покупает эти работы - выпиливает кусок стены с работой, а потом восстанавливают стену. У нас власти, общество на сколько градусов развернулись к вам, граффитистам?
Вячеслав Каменских: Ну, уже не спиной.
Юлия Столбова: В последние время современное искусство стараются развивать, и мы тоже стараемся попасть под эту волну. Конечно, у нас ситуация совершенно отличается от запада, но мы надеемся, что если будут различные граффити-фестивали проводится более регулярно, если будут проводиться выставки, то граффити-художников будут больше знать. Есть талантливые люди, есть очень интересная работы – им негде себя проявить, негде показать. Если о них будут знать, ситуация будет меняться в положительную сторону.
Страница из каталога граффити «Граффити PLUS MARKET»
- Если говорить о городском пространстве – вы, как художники цените и видите прекрасное, а значит, по-другому смотрите и на архитектуру города, и на городское пространство. И видите, как можно осваивать. Есть ли место для граффити в городе? Где?
Юлия Столбова: Конечно, видим. Главное - не навредить, если вписывать свой рисунок в пространство – то это должно быть гармонично и обдуманно.
Вячеслав Каменских: Ну, чтобы напротив детских садиков не рисовать могилки и черепки.
Юлия Столбова: И это тоже, потому что смысл имеет значение.
- У нас власти и общество на сколько градусов развернулись к вам, граффитистам?
Вячеслав Каменских: Ну, уже не спиной.
Юлия Столбова: Современное искусство стараются развивать, и мы стараемся попасть в эту волну.
- Сейчас много говорится о городской архитектуре. Вы - за то, чтобы стены жилых домов были расписаны граффити?
Вячеслав Каменских: Всеми руками и ногами.
Юлия Столбова: По всему миру это распространенно, и на западе очень приветствуется - там постоянно появляются новые масштабные работы на фасадах жилых зданий, и это очень красиво выглядит, оживляет пространство и радует людей. Мы бы конечно тоже хотели, чтобы у нас город преображался.
- Перестал быть серым... Сегодня заказы чаще поступают от коммерческих структур, на западе граффити давно стало мощным коммерческим направлением. Как у нас происходит?
Юлия Столбова: У нас маленько по-другому, бывает, что жалеют вкладывать деньги в граффити-рекламу, потому что это все-таки ручная работа, она недешево стоит. Иногда бывает проще заказать баннер - но это неинтересно, не так красиво и не так выигрышно смотрится.
Источник фотография - группа «Граффити PLUS MARKET» Вконтакте.