Верхний баннер
18:47 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:39, 27 января 2015

«Если раньше была мысль, как здание создать круче, выше и стильней, то теперь архитекторы задумываются, какое пространство создается рядом со зданием», - Антон Барклянский

Гость: Антон Барклянский, архитектор, член Градостроительного совета Перми.

Программа: «Районы-кварталы»

Дата выхода: 22 января 2015 года

Ведущий: Артём Жаворонков

- Поздравляю, Антон, что вы вошли в Градостроительный совет. Какие ощущения?

- Спасибо за поздравления. Надеюсь, это будет полезный опыт для меня, город получит важные советы. Надеюсь, не впустую.

- Как отреагировали на приглашение, было ли оно неожиданным?

- Меня изначально спрашивали. Надо было подумать перед окончательным решением. Понятно, что это отвлекает от профессиональной деятельности, но в этом есть свои плюсы. Надеюсь, они оправдают себя.

- А есть ли возможность у членов совета влиять на градостроительную политику? Или это больше экспертный орган?

- Собираются представители разных сообществ и высказывают экспертное мнение. Получается, что не каждый варится в своем в отдельности, а они обмениваются информацией и энергией. Можно все эти вопросы решать не в узком кругу специалистов, а более широко и разносторонне.

- Участие в градсовете чиновников не смущает человека творческой профессии? У них ведь не всегда профессиональное образование.

- Там ведь не только чиновники. В этом я вижу плюс и для себя. Я как архитектор не варюсь только в их кругу и слушаю только их мнение, оно разное внутри, но полезно и для архитектора послушать других представителей сообщества.

- Чтобы не было зашоренности. Поучаствовали ли вы уже в мероприятиях?

- Было первое заседание с обсуждением политики платной парковки в центре города.

- Какое ваше мнение по этому поводу? Вы сейчас столичный житель, проводите большую часть время в перегруженной машинами Москве.

- Если сравнивать опыт Москвы и Европы, понятно, чтобы уйти от хаоса на улицах, платная парковка нужна. Вопрос только, как грамотно ее ввести. Платная парковка структурирует улицу, становится более понятной, но улица – это не только место, где есть машины. Люди тоже ходят по улицам, мы хотим не только думать о том, есть ли у меня место, где припарковаться.

- Не знаю, как обстоят дела в Москве, но в Перми из-за не ограничения тротуаров машины становятся настоящим бичом, особенно в центре, занимая пространство пешеходов. Можно ли в условиях, в которых живет сегодня центр Перми, досконально превратить в одновременно комфортное пространство для пешеходов и автомобилистов?

- Если сравнивать с Москвой, думаю, здесь ситуация даже хуже. Исторические улицы местами довольно узкие. Но обдуманное введение системы платной парковки, мы на каждой улице решаем, с какой стороны и в каком количестве будут парковки, не массовое заполнение, просто попытка все места, которые имеются, сделать платными, а сделать понятными, где можно, а где нет парковаться, уже решить вопрос, должен ли тротуар быть шире. Из-за того, что в Москве произошло с улицами Покровка, Маросейка, Большая Дмитровка, расширены тротуары, поставлены лавки, красивые светильники, сделаны красивые улицы для пешеходов, уменьшены полосы движения для транспорта…

- Парковка полностью запрещена?

- Есть локальные места, где она разрешена, но их минимум. При этом есть движение, в отличие от ситуации, которая была до этого. Это комплекс вопросов. Понятно, что транспортная система должна работать. Нельзя просто взять и перекрыть улицы, сказать, что здесь никто не паркуется. Надо решать и понимать все в комплексе.

- Сколько на это потребуется времени? Первый шаг – это платные парковки, а затем?

- Когда введут платные парковки, появится понимание, что происходит с автомобилями. Они перестанут парковаться в таком количестве, человек, который оставлял машину под окнами офиса на весь день, задумается, стоит ли ему платить деньги. Количество автомобилей действительно уменьшается, в центре можно найти место для кратковременной парковки, когда вы приезжаете на встречу. Дальше возникает вопрос – куда деваются автомобили? Они уходят во дворы, и здесь город должен подумать, как он обезопасит дворовое пространство от такого количества машин, которое туда хлынет. Следующий момент – тротуары, город должен подумать о том, как он их защищает, чтобы пешеходы были не обижены.

- Вам кажется, нововведение сможет способствовать разрешению следующих вопросов? Ситуация выправится или мы ограничимся полумерами? Вы сможете повлиять на это?

- Надеюсь, что правильная градостроительная политика сделает свое дело, в центре станет удобнее парковаться и гулять. Градсовет – совещательный орган, если вопросы будут снова подниматься, то будут обсуждаться снова.

- У вас не возникло ощущения, что градсовет – формальный орган, к нему не будут прислушиваться как к пулу для видимости?

- Нет, не создалось.

- Вы прожили здесь большую часть жизни, получили образование. Как оцените градостроительные реалии Перми, мы город с серьезными проблемами?

- Не могу говорить о Перми плохо, в этом городе я родился, провел большую часть сознательной жизни, много всего происходило. Приезжаю сюда, мы проектируем и строим здания. Конечно, хочется гордиться городом. Вопрос, что является предметом для гордости. Первое, что приходит в голову – Кама, красивая река.

- Но выключенная из пространства.

- Да, город от нее отвернулся, это большой минус. Как часто жители города видят реку? Туда надо специально пойти. Если вы хотите показать гостям город, куда вы их поведете? Вдоль реки всего несколько мест, куда можно вывести человека.

- Я знаю только крутой берег в Закамске, а со стороны города это проблематично.

- Галерея, набережная. Что касается набережной, мы можем гордиться протяженностью города, но это не повод для гордости, а повод задуматься о неправильной градостроительной политике. Город расхлябанный, из 70 км реки у нас 2 км набережной. Мало кто ходит погулять.

- С учетом ее безобразного состояния.

- Большой вопрос, как город относится к красивой реке. В Москве запустили огромный проект по развитию набережной Москвы-реки. Вообще отношение к рекам в России не очень хорошее. Видимо, промышленную ситуацию, когда предприятия выстраивались вдоль рек, надо потихоньку менять. Европа через это прошла. Города начали поворачиваться к рекам, людям там приятно гулять. Мы потихоньку начинаем понимать, что есть места, которые нужно создавать. Одно из них – набережные рек.

- Мне кажется, у нас физически нет места, чтобы насытить набережную инфраструктурой в виде кафе и ресторанов.

- Нужно говорить не о 2 км, которые есть сейчас, а о развитии всей линии реки. Там же огромное количество предприятий. Никто не говорит, что за раз, но в течение нескольких лет их надо вывести на территории, не такие интересные для города в плане видов. И нужно создавать точки притяжения, которые притянут туда и людей, они могут быть разными. Чем больше микс функций, тем интереснее само пространство. Глубина может быть разной в зависимости от мест. Так как у нас и разный берег, и может тоже влиять на разный вид, в зависимости от того, какая там среда. В городе есть и другие места, очень симпатичные – например, не в каждом городе есть эспланада, три квартала пустого пространства.

- Кто-то говорит, что это пространство воздуха без массивных зданий. Для вас оно пустое?

- Мне оно нравится, я к нему привык, но с ним нужно работать. Не говорю о том, что застраивать домами, вовсе нет. Просто с этим пространством надо работать. Что это значит? Что оно должно жить в течение года полноценной жизнью. Люди должны иметь интерес прийти. У нас есть работы в этом направлении, но в основном это новогодние каникулы, каток и елка, и какой-нибудь летний фестиваль. Вот тогда эспланада живет полноценной жизнью, а в основном она какая-то немножко унылая.

- Там даже картошку сажали, помню, чтобы показать ее невостребованность. Вы согласны с подземной застройкой эспланады? Вы считаете, осваивать эспланаду стоит, но уходя под нее?

- Я бы не стал это делать, как на Манежной площади в Москве. Надо рассматривать разные варианты. У меня-то в голове пространство должно быть более цельным, оно разрозненное, его пересекают как минимум две дороги. Хочется, чтобы можно было спокойно гулять вдоль трех кварталов.

- Дороги увести под землю?

- Надо думать. Как-то ограничить движение, сделать его менее интенсивным. Есть разные способы решения. Тот вариант, который вы видите на сайте мастерской, был революционным, выставлялся на Венецианской биеннале. Предлагалась большая платформа, которая накрывала отметку и создавала такое цельное полотно.

- Она надстраивалась над эспланадой, а не уводила ее вглубь.

- Все развязки прятались внутри, чтобы развести весь транспорт, внутри же прятались все функции, кафе, парк и так далее.

- Мы имеем конкурс на освоение подземного пространства эспланады, на который ни одного желающего в экономических условиях не нашлось.

- Я не уверен, что нужно копать вниз. Может быть, для начала попробовать освоить поверхность, этого будет достаточно для жителей. Попробовать разные площадки для разных возрастов, создать интерес, чтобы туда приходить, провести время, тоже был бы большой плюс.

- Вы имеете в виду стационарный, не временный интерес. Не фестивальные городки, ледовые городки, а постоянные круглогодичные объекты притяжения.

- Нет, они могут быть временными, но сменять друг друга.

- Очень часто Пермь сравнивают сегодня на фоне наших соседей. Про Казань не говорю, федеральные вливания, но Челябинск, Екатеринбург – уместно ли это сравнение? Если да, то в чем, ведь мы все больше уступаем? Пермь все больше сереет, в отличие от ближайших соседей.

- Если говорить о виде города, то сравнивать нужно не города, а смотреть на город индивидуально, что в нем интересного, и эти качества выявлять. Какие у городов есть элементы? Ландшафт – какой-то город плоский, какой-то на холмах, на реках маленьких или больших. Города должны развиваться по-разному, их нельзя выравнивать по одной шкале. Это же касается истории. Если мы активно занимаемся историей, не сносим все подряд, а хорошо относимся к истории, то этот комплекс ландшафта, истории города накладываем друг на друга. Почему нам интересны европейские города? Потому что там есть наслоение веков, и этот микс завораживает. А когда приезжаешь в город, созданный 10 лет назад, он скучный и пластмассовый.

- В центре Перми возводится ЖК по вашему проекту, «Астра». Там соотнесение старого и нового, два реконструируемых дореволюционных здания впервые с момента своей постройки будут приведены к состоянию того момента, как они были построены. В советское время их достраивали, там было много всякого барахла, пространства, а сейчас там будет ЖК с административными и торговыми помещениями. Вы исходили из европейского симбиоза старого и нового?

- В советские времена все делили на какие-то зоны – в одном квартале люди работают, в другом спят. Теперь понятно, что это не работает для центра города, где жизнь должна быть насыщенной, им должно быть приятно находиться в насыщенных местах. Там, где твои пути передвижения хаотичные, ты можешь менять путь, когда захочешь. В этих местах нужно создавать многообразные комплексы. Скучно просто построить жилой дом, а если мы туда добавляем разные функции, тогда у жителей будет возможность спуститься за утренней выпечкой, сдать одежду на глажку, спуститься в собственный офис… Эти функции притягивают жителей соседних домов и районов, жизнь вокруг этого места начинает бурлить больше. Это место может быть активнее и днем, и ночью, жизнь на улице более интересна. Это основной тренд – какое мы пространство создаем. Если раньше я был студентом, мысль была, какое здание создать круче, выше, стильнее, то теперь архитекторы задумываются, какое пространство создается рядом со зданием, где удобнее находиться, как создать точки притяжения, как это влияет на распорядок дня и ночи. Эти вопросы в комплексе позволяют лучше осмыслить ситуацию в архитектуре.

- Как быть со словами недоброжелателей, что это слишком смело для пермяков, для осознания большинства? Что им можно ответить на подобные высказывания, что мы не готовы к смелым решениям в центре?

- Практика покажет, что смело, что не очень. Этот комплекс мы задумывали нестандартным для Перми. Здесь жилой двор будет огорожен от улицы, нельзя просто так зайти, мало того, заехать на машине. В Перми, наверное, таких проектов нет.

- Несколько вопросов по ICQ. Сравнивают Бостон и Пермь. Говорят, что у нас достаточно крупных пространств и помимо эспланады, например, парк Горького. Говорят о том, что по площади бостонский коммонс, почти ровесник самого Бостона, под землей живет, хотя старая часть находится наверху, есть и платные парковки, и торговые площади. Много пространств в центре Перми. Считаете ли вы целесообразным, чтобы заглубиться и на этих территориях? Или оставить все как есть?

- Можно выискивать и другие места, парковки должны быть рассредоточены по городу вне зависимости от нагрузок. Парк Горького будет сложно, хотя все возможно. Проще взять Октябрьскую площадь и там создать такое пространство. Вопрос в том, кто это будет оплачивать, готов ли бизнес взять на себя такое, что он за это хочет.

- Вопрос экономической целесообразности всегда ключевой. Слушатель сетует, что представления архитекторов о том, как должно быть оформлено пространство, часто недоступно обывателям и пользователям. «Пусть в фотошопе сначала выкладывают на обсуждение свои проекты», - пишет слушатель. Я так понимаю, «гугл» в помощь.

- Мир становится все более открытым, можно прийти на градсовет и посмотреть презентацию проекта, на публичные слушания прийти и высказать мнение. В Москве вводится много открытых и закрытых конкурсов на разные территории, люди могут видеть, что предлагается сделать на данном месте, даже участвовать. Недавно участвовали в конкурсе на метро Москвы, попали в финал. Там жители выбирали победителя, а жюри прислушалось к жителям и согласилось, что это будет первое место. Наша мастерская не стала победителем, но было приятно поработать. Еще вариант, когда в процессе проектирования включается сообщество, оно начинает активно участвовать в процессе проектирования, но не на словах, нравится или нет, а с точки зрения, было бы удобно сделать так-то, площадку вместо лишних парковочных мест. За счет этого проекты могут становиться более полезными для жителей.

- А вас не смущает, что может быть дилетантский подход? Вы же профессионал. Люди могут наполнить смыслом, но по практике знаю, что 99,9% советов – шелуха, на которую просто тратят силы и время, чтобы переработать информацию.

- Здесь важно грамотно фильтровать информацию, а не только вариться в собственном соку.

- Все-таки какие архитектурные тенденции будут определять архитектурный облик Перми в ближайшее время?

- Тренд в архитектуре – это то, что мы от зданий и формы перешли к осмыслению пространства для людей. Мы стали думать о том, как жить в этом пространстве, как привлечь туда людей. Города начали думать о том, что им надо, чтобы население прибывало, чтобы люди не уезжали. Если посмотреть на исследование Высшей школы урбанистики, то Пермь в негативном списке, люди не ходят здесь жить, им не нравится, не интересно, они хотят уехать. Нужно менять картинку сознания людей, что здесь им рады, что пространство создано для них. Это задача не столько архитектора, сколько всего сообщества, надеюсь, что градсовет в том числе сможет ситуацию переломить.


Обсуждение
22602
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.