Верхний баннер
01:34 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 25 октября 2013

"Необходимо сохранить историческое наследие, которое есть в городе. Это самое ценное, что у вас есть. Это сущность вашего города" - Томас Кампанелла

Справка «Эха Перми»

Томас Кампанелла. Эксперт в сфере урбанистки и городского планирования, профессор Корнеллского Университета, штат Нью-Йорк, США. Стипендиат Фонда Гугенхаймаи и Фонда Фулбрайта, член Американской Академии в Риме и Фонда Джеймса Марстона Фитча. Лауреат премии имени Спиро Костофа, которую вручает Общество историков архитектуры. Автор книг «Бетонный дракон: революция городов в Китае и ее значение для всего мира», «Города сверху: портрет Америки с воздуха», «Республика тени: Новая Англия и американский ильм». Соавторкниги «Живучий город: как современные города восстанавливаются после катастроф».

 

- Сегодня у нас человек, встреча с которых для многих моих коллег, занимающейся градостроительной темой, наверное, большая редкость. А потому весьма почетна. Мой гость – Томас Кампанелла, профессор Корнеллского университета. Перечислять все его заслуги и награды не хватит и целой программы, отмечу лишь, что он ученый, именно ученый, занимающийся изучением городской среды, историей и локальной спецификой архитектуры, в том числе за пределами США.

 

- Добрый день.

 

Томас Кампанелла, профессор Корнеллского университета, в студии "Эха Перми"

 

- Итак, первый вопрос. Наверное, банально, но хочется поинтересоваться, что вам удалось посмотреть, увидеть, какие эмоции получить от нескольких дней пребывания в нашем славном осеннем городе?

 

- Я очень впечатлен Пермью, как и Россией, поскольку это мой первый визит в вашу страну. Прежде всего, это самый северный город, который я посетил. Кроме всего прочего, испытал большой шок от вашей температуры. Из Нью-Йорка я уехал, когда там было 70 градусов по Фаренгейту (около 21 градуса по Цельсию).

 

Городские ландшафты, которые я здесь увидел, уникальны для меня. Я больше нигде такого не встречал. Если говорить о реке и вашем городе, тех отношениях, которые между ними сейчас есть, существует очень большой потенциал в этом направлении.

 

Городские ландшафты, которые я здесь увидел, уникальны. Я больше нигде такого не встречал. Если говорить о реке и вашем городе, тех отношениях, которые между ними сейчас есть - существует очень большой потенциал в этом направлении. 

 

- Сразу с места в карьер - о потенциале и реке. Но я бы хотел начать с другого. Пермь не показалась вам слишком серой и невзрачной? И не только в цвете, но и, как говориться, в скудности представленных архитектурных форм?

 

- Дело в том, что город – это не только архитектура. Это также и люди, которые здесь живут, это городские ландшафты. Из того, что я увидел: ваши улицы полны энергетики. Я бы сказал, что эта энергетика гораздо важнее, чем внешняя архитектурная сторона. Это как если бы вы жили в комнате, в которой прекрасная мебель и никого нет. А у вас получается, возможно, мебель не такая прекрасная, зато она наполнена энергичными людьми.

 

- Что ж за проблема-то тогда у нас – замечательные, открытые, энергичные люди, но почему-то создать мебель для комфортного пребывания в комнате-городе мы не можем?

 

- Я, конечно, не знаю всей политической подоплеки, которая есть у вас. Но не думаю, что есть что-то, что не позволило бы вам создать всю эту архитектурную среду. Это должен быть человек не из-за границы, который не знаком с вашими местными особенностями, это должен быть человек, который хорошо знает вашу сущность и, опираясь на нее, сможет создать городскую среду, соответствующую ей.

 

Ваши улицы полны энергетики. Она гораздо важнее, чем внешняя архитектурная сторона. Это как если бы вы жили в комнате, в которой прекрасная мебель и никого нет. А у вас получается, возможно, мебель не такая прекрасная, зато комната наполнена энергичными людьми.

 

Я считаю, хорошо спроектированное архитектурное решение, даже одно, может задать тренд, значительно повысить ценность городской среды в целом. Например, в Бильбао это как раз такого рода пример, или, скажем оперный театр в Сиднее. Но я считаю, важно не только приносить извне такого рода алмазы, но и создавать ценностные постройки внутри среды. Оперный в Сиднее как раз отвечает всем окружающим условиям. Но полагаться только на такого рода алмазы не стоит. Конечно, они могут внести большой вклад в городскую среду, но как-то радикально изменить ее они не смогут. Решать проблемы следует другими путями. Возможно, гораздо более важной вещью будет ценить и всячески улучшать то историческое наследие, которое уже есть в городе.

 

- К сожалению, в Перми его осталось не так много. Мое мнение, с которым могут многие не согласиться: наш город в архитектурном плане развивался только до 1917 года. После этого крайне много, что вообще характерно для советского периода, типичных проектов, которые отвечали, скорее, утилитарному назначению, нежели какой-то внешней эстетике. Есть ли сегодня потенциал вписать куб как основную форму советской архитектуры в формы XXI века, которые распространены на Западе - в США и Европе?

 

- Творческий архитектор может адаптировать любую форму здания, будь то круглая или квадратная. Это не является проблемой.

 

- Почему спрашиваю. Вы все-таки из Нью-Йорка. А мы тихо гордимся, что, когда в 1723 году Пермь появилась на картах Российской империи, целый запланированный здесь район впоследствии был перенесен на карту Нью-Йорка.

 

- Да, Пермь очень сильно напоминает мой собственный родной город, который, как вы знаете, начал строиться в 1811 году. Недавно у нас был юбилей. Но, конечно, такая сетчатая структура планировки города имеют очень долгую традицию. Она применялась еще в Древней Греции. Поэтому то, что мы сейчас видим в Нью-Йорке и вашем городе, как раз уходит своими корнями в ту самую греческую традицию.

 

У такой сетчатой параллельно-перпендикулярной структуры планировки города существуют некоторые недостатки, но, с другой стороны, есть и преимущества. Одно из них – очень легко делить землю. Среди недостатков – такого рода структура не очень хорошо вписывается в городскую среду. Если говорить о реке, некоторые улицы в Америке просто заканчиваются рекой и недостаточно эффективно используют реку для города.

 

- Вернемся к тому, с чем вы приехали в Россию. Очень странно, что ваше посещение нашей страны началось с провинциального города, а не столиц, куда обычно попадают иностранцы, тем более специалисты таких узких отраслей.

 

- Меня сюда пригласили, чтобы я поговорил о проблемах и задачах градостроительства и городской планировки. Надеюсь, я смогу внести свой небольшой вклад в решение ваших проблем и, опираясь на свои знания и опыт в этой сфере, как-то продвинуть его, подсказать, как городу можно развиваться дальше. К тому же меня всегда привлекали северные города, и город, где расположен Корнеллский университет, также северный. Но, конечно, по сравнению с Пермью он находится далеко на юге. Символ Корнеллского университета – медведь, как и ваш символ…

 

Я ничего не знаю о ваших чиновниках и их отношении к иностранной архитектуре, но, в любом случае, я бы предостерег их от большого доверия, привлечения иностранных архитекторов и надежд на то, что они принесут какие-то замечательные решения в город.

 

Я еще немногих специалистов встретил за время своего пребывания здесь, но про тех, с кем уже успел встретиться, могу сказать, что они меня поразили своим глубоким знанием ситуации. Это были специалисты по культурному наследию.

 

Я ничего не знаю о ваших чиновниках и их отношении к иностранной архитектуре, но в любом случае я бы предостерег их от большого доверия, привлечения иностранных архитекторов и надежды, что они принесут какие-то замечательные решения в город. Я встречался с такого рода подходами в Китае. Там как раз чиновники приглашали так называемых звезд от архитектуры. Это то же самое, что покупать одежду от Gucci или часы от Rolex. Но я уверен, что и в Перми есть местные архитекторы, которые знают вашу среду и сущность гораздо лучше и могут найти более подходящие архитектурные решения.

 

- Общаясь с представителями разных архитектурных школ, можно констатировать, что с городским планированием вообще в России есть проблемы. У нас нет опыта городского планирования. Вы специалист именно в этой отрасли, каким опытом намерены поделиться?

 

- Навскидку, я бы сделал несколько предложений. Первое, я о нем уже говорил – необходимо обязательно сохранить историческое наследие, которое есть в городе. На самом деле это самое ценное, что у вас есть. Конечно, это иллюзорная вещь, которую сложно потрогать, но, на самом деле, это сущность вашего города. Конечно, не все следует сохранять, но самые важные вещи из различных исторических периодов должны быть сохранены, улучшены, усовершенствованы. Я не говорю о том, что вы должны надеть белые перчатки и сделать эти постройки музеями. Нет, они должны использовать в повседневной жизни, но важно их сохранить для городской среды.

 

Второе – посмотреть на город с более масштабной точки зрения. Допустим, у вас есть река Кама, которая долгое время использовалась, наверняка, для промышленных целей. Я не уверен, что до сих пор вы используете реку в таком же объеме в этих целях. Ее можно гораздо более эффективно включить в городскую среду, создать вдоль реки различные общественные пространства.

 

Третье, что бы я рекомендовал – избегать разрастания города без всякой необходимости. В Америке мы совершили множество таких ошибок. Это огромное количество пустых пространств, которые не имеют ни сущности, ни характера, а просто опираются на автомобиль. Если в городе существует необходимость для роста, я бы рекомендовал занимать пространства внутри города. Я обычно называю такие пустые пространства выпавшими или отсутствующими зубами. Нужно тонким хирургическим путем заполнять такие пространства строительной массой.

 

Необходимо сохранить историческое наследие, которое есть в городе. Это самое ценное, что у вас есть. Это сущность вашего города. Я не говорю о том, что вы должны надеть белые перчатки и сделать эти постройки музеями. Нет, они должны использоваться в повседневной жизни, но важно их сохранить для городской среды.

 

- А может быть, разбиванием парков, зеленой «массой»? Пермь славится значительным представительством парковой зоны внутри городской среды...

 

- Дело в том, что слишком много такого рода зеленых открытых пространств тоже не будет хорошим решением. Такие пространства обязательно должны быть заключены в строительные объекты, поэтому очень важно создать сеть так называемых открытых пространств. Не просто беспорядочно открытые пространства, но организованную сеть.

 

Возможно, слово «катастрофа» слишком сильное для того, что я увидел в Перми. Я не знаю, в каком состоянии находится ваш промышленный сектор, но то, что переживает Пермь, сопоставимо с состоянием наших американских городов, которые уменьшаются в силу каких-то производственных сложностей. В Америке существует большое количество городов, которые уменьшаются. Допустим, это Детройт. Перед моими студентами стоит очень сложная задача – каким образом можно уменьшить город в размерах, сохранив характерный ранее уровень жизни? Я не думаю, что Пермь как раз находится в таком состоянии, что это российский Детройт.

 

Я бы рекомендовал избегать разрастания города без всякой необходимости. В Америке мы совершили множество таких ошибок. Это огромное количество пустых пространств. Я обычно называю такие пустые пространства выпавшими зубами.

 

- Ничто из ваших не противоречит не только моим собственным убеждениям о том, как должна быть организована городская среда, но и мнению пермских экспертов. Будем надеяться, что это был лишь ознакомительный первый визит, а следующий будет рабочим. И когда вы будете в следующий раз сидеть в этой студии, у вас уже будут конкретные предложения по развитию тех или иных территорий нашего города.

 

- Да, спасибо, что пригласили. Я с нетерпением жду, что я смогу узнать об этом городе, поскольку он произвел на меня большое впечатление.


Обсуждение
1924
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.